Фильм «Восхождение».

Фильм Ларисы Шепитько «Восхождение» по повести Василя Быкова «Сотников» вышел на широкий экран в 1977 году. Режиссер Л. Шепитько и автор сценария Ю. Клепиков предельно заострили некоторые моменты повести В. Быкова «Сотников». Более того, они ужесточили конфликты, отчего картина приобрела притчеобразную тональность, не свойственную литературному первоисточнику.


Режиссер была не по-женски сурова и неуступчива в изображении страданий. Она ничего не оставляет за кадром, вместе с героем зритель проходит весь его мученический путь: от ледяного ветра, что задувает под шинельку, от раны, что огнем палит ногу, – до реального пламени, где раскаляется палаческая звезда.

Фильм «Восхождение». Восхождение, Лариса шепитько, Владимир Гостюхин, Борис Плотников, Советское кино, Длиннопост

Скажу сразу, фильм «Восхождение» тяжел своей трагичностью и правдивостью, поэтому для легкого просмотра не подходит. Он снят в черно-белом цвете — и это одно из художественных средств режиссера, а не потому, что в те времена еще не было цветной кинопленки. Режиссер стремится показать аскетичность характера своего героя и всей внешней обстановки происходящего. Также черно-белый цвет пленки помогает создать ощущение от фильма как от кинохроники.


Диалог персонажей не словесный, текст минимален – диалог духовных процессов гораздо сложнее, чем простейшее низведение одного и возвышение другого. Посланные в ночь за едой для белорусского партизанского отряда, проваливаясь сквозь наст, прячась в перелесках, натыкаясь на остывшие пожарища, обходя накатанные дороги, они связаны заданием и трудностями пути, обогревают друг друга взаимным присутствием на этой земле, скованной стужей, снятой как часть пространства, уходящего за края кадра.


Мучительная фонограмма, заполненная хрипами и стонами, сопровождает долгий эпизод, где Рыбак волочит по снегу раненого Сотникова, спасая его от плена или от пули, которую тот уже вогнал для себя в ствол.

Фильм «Восхождение». Восхождение, Лариса шепитько, Владимир Гостюхин, Борис Плотников, Советское кино, Длиннопост

И это фильм не о жизни и смерти, а о жизни, совести и бессмертии. Именно этот путь духовного восхождения (в случае Сотникова) и духовного падения (в лице Рыбака) и проходят герои В. Быкова и Л. Шепитько. Фильму «Восхождение» еще при начале съемок многие дельцы от кино пророчили коммерческий провал.


Но парадоксальным образом прокат с первого дня показал, что фильм очень востребован, он бил все рекорды по популярности у зрителей всего мира и имел оглушительный коммерческий успех. И это при том, что от Ларисы, как от кинорежиссера-женщины, ничего подобного кинорежиссеры-мужчины и критики не ожидали. Этой работой она поразила всех скептиков от кино и доказала, что талант не имеет пола.

Фильм «Восхождение». Восхождение, Лариса шепитько, Владимир Гостюхин, Борис Плотников, Советское кино, Длиннопост

На дороге умер и воскрес Рыбак. Сорвавшись с саней, он в два прыжка оказался у откоса, где автоматная очередь вбила его в снег. Следующий кадр: живой, невредимый, смотрит он на чистую снежную пелену, на то место, где только что был убит в своем воображении. Л. Шепитько воспользовалась кинематографическим зрением. Благодаря этому монтажному стыку реального и воображаемого экран приобрел новую по сравнению с прозой емкость: раз содрогнувшись от ужаса смерти, Рыбак уже подсознательно начал свой путь в полицаи.


Их схватили из-за беспомощности Сотникова. Из-за него же в тюрьме Демчиха (Л. Полякова), да и староста Сыч (С. Яковлев), по сути – тоже. Сотников берет всю вину на себя, он хочет умереть за людей. Но и это ему не дано – фашистам нужен не виновный, а устрашающая ликвидация. Диалог следователя Портнова и Сотникова представлен как нравственный поединок. Портнов (А. Солоницын) утверждает, что не он – все люди «мразь», что страх боли и смерти уравнивает их между собой, а все остальное – «идейная фанаберия». Жестокая мрачность следователя оттеняет святость лика допрашиваемого. Яркая, насыщенная, но как бы растворенная в самой художественной ткани образность – таков режиссерский почерк картины.


И вот последний акт трагедии. Последний проход героев, как он снят в «Восхождении», деревенская улица с аркой-виселицей впереди, подобен дороге на Голгофу. Слово же вносит в метафорический контекст реальность времени, признаки социального характера: пытаясь спасти ведомых на казнь, Сотников одному себе выносит приговор – открыто заявляет, что он командир Красной Армии, большевик, по профессии учитель, командовал батареей: «У меня есть отец, мать, Родина». Это и есть «истина», вынесенная в слово.

Фильм «Восхождение». Восхождение, Лариса шепитько, Владимир Гостюхин, Борис Плотников, Советское кино, Длиннопост

В фильме «Восхождение» не одна главная роль, как принято во множестве художественных произведений, главных героев здесь два — Сотников и Рыбак. Они оба находятся в одинаковой жизненной ситуации, но каждый из них делает свой выбор: один выбирает физическую смерть и чистую совесть, ведущие его в бессмертие, а другой — предательство и позорную смерть духовную, которая также приводит к позорной телесной смерти.


На главные роли Лариса Шепитько взяла двух неизвестных тогда актеров, и этот художественный ход также позволил ей придать фильму правдивый характер. До этого фильма ни Бориса Плотникова (Сотников), ни Владимира Гостюхина (Рыбак) зрители не знали. И история, пережитая ими на экране, воспринималась как настоящая жизненная история, а не экранизированное художественное произведение.


Кстати, до фильма «Восхождение» замечательный актер Владимир Гостюхин работал плотником в театре, так как ему не давали вообще никаких ролей, и только Лариса Шепитько смогла увидеть в нем талантливого артиста. Практически она его и открыла. После успеха фильма «Восхождение» на актеров Б. Плотникова и В. Гостюхина просто обрушился поток предложений сниматься. Так, режиссер Л. Шепитько, от которого мало что ожидали, дала путевку в жизнь и двум своим исполнителям, в которых тоже мало кто верил.


Выбивая ящик из-под ног своего мужественного товарища во время его казни, Рыбак плачет, трясется и просит прощения. Собственное предательство подавляет его, делает еще слабее и ничтожнее.


После казни, возвратившись в деревню, Рыбак, наконец, осознаёт, что он повесил Сотникова. От страха он решается на побег, но мысль о расстреле останавливает его. Он ловит на себе ненавидящие взгляды деревенских жителей, слышит в свой адрес оскорбления и угрозы, Рыбак понимает, что бежать ему уже некуда. Даже повеситься дважды ему не удаётся. Оставшись один во дворе, он воет от осознания своего поступка и безысходности.


Фильм «Восхождение» в 1977 г. был удостоен сразу нескольких призов на Международном кинофестивале в Западном Берлине, став первым советским фильмом, удостоенным высшей награды фестиваля – «Золотой медведь».


https://shkolazhizni.ru/culture/articles/78461/

https://www.culture.ru/movies/674/voskhozhdenie

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Сильный фильм. Упор в выборе на роль  Б.Плотникова режиссер Шепитько делала из-за внешнего сходства на Иисуса Христа. Слышал об этом на обсуждение по каналу Культура перед показом фильма.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку