Фильм «Сердце воина» (El corazn del guerrero)
Лишь жить в себе самом умей —
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью и молчи!..
Фёдор Иванович Тютчев
Это началось в незапамятные времена…и закончится, когда лишь окончательно исчезнут вольные люди. Те, кому нравится мир без оных, могут наслаждаться жизнью в стеклянном городе, где Благодетель с помощью Великой операции избавил всех граждан от «припадков воображения». Мы же отдаёмся во власть Игры, в которой пересекается бесчисленное множество миров, каждый из которых написан яркими красками нашей фантазии.
Явь или наваждение?
Пара воинов-воров, отважный Бельдар (Хоэль Хоан) и его спутница рыжеволосая Соня (Неус Асенси), живущие в Гиборикайскую эру (несложно заметить намёк на Гибори́йскую эру, Конана и Рыжую Соню), пробрались в Склеп Тысячи Глаз, чтобы отыскать драгоценный камень «Сердце воина». Не обращая внимания на предупреждение, высеченное древними рунами, Бельдар сжимает артефакт в руках. Но желанная добыча, как и следовало ожидать, оказалась проклятой и сознание Бельдара переселилось в тело шестнадцатилетнего Рамона Бельда (Фернандо Рамальо) в современном Мадриде. Рамон — обычный романтик, который учёбе предпочитает настольную игру «Замок и драконы», в которой он уже давно отождествляет себя с рослым воином по имени... Бельдар. И с этого мгновения Рамон и Бельдар — часть единого целого, у них общие воспоминания и переживания и даже любовь — красавица Соня. Да, в этом, ином для Бельдара, мире существуют двойники его знакомых — не только Соня, которая вынуждена барахтаться в беспритинной самсаре, но и забавно-жуткий карлик (Хавьер Аллер), и безумный старый мудрец Нетерил (Сантьяго Сегура)... Последний как раз и даёт совет (не бесплатный, к слову), что для того, чтобы снять проклятие, необходимо в течение трёх ночей убить «чёрного колдуна с красными глазами» Адольфо дель Позо (Адрия Кольядо) — лидера сомнительного политического движения «Новая демократия». Но как это сделать, если все вокруг парня уверены, что он просто сошёл с ума. Теперь смельчаку предстоит невероятное приключение, в котором он поставит на кон свой рассудок в обоих мирах...
Трудно определить, к какому роду отнести фильм — это и сказочное приключение, и напряжённый триллер, и подростковая комедия, и даже немного эротика. Кинокритик и сценарист Даниэль Монсон («Камера 211») впервые сел в режиссёрское кресло и, заручившись поддержкой продюсеров Эдуардо Кампой («Девушка твоей мечты») и Херардо Эрреро («Ледяное молчание»), грамотно распределил небольшой бюджет и собрал отличную команду. Пусть среди актёров нет знаменитостей (по крайней мере за пределами Испании, я уверен, о них мало кто слышал), но это идёт «Сердцу воина» только на пользу — знакомые лица зачастую отвлекают от сути. Фернандо Рамальо сыграл здесь одну из лучших ролей за всю карьеру — ему удалось передать отличительные черты Рамона, который с одной стороны замкнут и рассеян, но в тоже время он — решительный и драматический герой. Его персонаж настолько естественный, что ты веришь будто он играет самого себя. Хоэлю Хоану досталась роль варвара не обезображенного интеллектом и он с ней справился. Неус Асенси убедительна в своей «двойной» роли независимой воительницы и уставшей проститутки. Декорации и костюмы персонажей из «сказочной» части сделаны по принципу «ничего лишнего» (особенно это заметно в костюме Сони), но при этом смотрятся достаточно убедительно. И это неудивительно, ведь всеми не цифровыми эффектами занималась студия Дэвида Марти и Монце Рибе DDT Efectos Especiales, ответственная также за грим к таким лентам, как «Лабиринт Фавна» и Doom. Сцены же с применением компьютерной графики не многочисленны , но сделаны эффектно и на весьма приличном уровне. Работа оператора-самоучки Карлеса Гуси Покек («Римские вакханалии») только подчёркивает общее состояние лёгкого бреда и контраст между мирами Рамона и Бельдара. Впечатляющая музыка, сочинённая и сдирижированная Роке Баньосом («Кинжал Распутина») и исполненная филармоническим оркестром и хором Мадридского университета Комплутенсе, почти так же ярка, как композиции Бэзилиса Поледуриса для фильмов про Конана.
Пересказ содержания не передаёт всего очарования картины — её надо увидеть и осмыслить. Недаром Европа считается родиной кино, которое, чтобы понять, надо смотреть с неким усилием со стороны зрителя. Однако «Сердце воина» пошёл дальше — тут необходимо волевым решением отказаться от попыток его понять, ибо, если смотреть с привычной точки зрения ума, то зритель не будет сомневаться, что история Рамона — простое нравоучение о вреде эскапизма, что, мол, жизнь — это тебе не игра... Но нет — происходящее необходимо прочувствовать, ведь повествование умеючи держит равновесие на грани вымысла и действительности и чем глубже мы погружаемся в мир главного героя, то тем больше вероятность, что в нас самих проснётся внутренний ребёнок, который начнёт ему сопереживать, и вскоре мы уже не отдаём себе отчёта, что вовлечены в Игру…
Впервые я посмотрел эту ленту уже будучи взрослым, но меня она настолько впечатлила, что передо мной живо промелькнули сцены из детства: песчаные замки на берегу реки, «войнушки» среди гаражей, поиски клада, землянка в лесу… Кем только мы с друзьями себя тогда не представляли! Это было господство чистого воображения над рассудком, где жизнь была неотделима от игры.
С возрастом желание убежать от суровой действительности в мир собственных грёз, отражающих сокровенные мечты человека, у многих проходит, но кто-то остаётся в игровом мире надолго. А кто-то —навсегда… Ведь по этой же причине сказочные ролевые игры так и популярны — в обычной жизни ты вынужден считаться с условностями, а там ты всеведающий волхв или отважный витязь, которые сами придумываю правила жизни. В мире явном ты не можешь найти настоящую любовь, а в мире морока в тебя влюбляются все красавицы, — только успевай выбрать! — и высокородная княжна, и вольная амазонка, и обольстительная колдунья.
В мире наваждений всё подчинено твоей воле. Хочется, что всё было просто и понятно. Добро всегда должно быть добром, а зло — злом. Если кто помогает тебе, то он не должен держать за спиной клинок. А тот, кто пытается тебя убить — лишь порождение тьмы, у которого нет никаких представлений о свете. В нашем мире граница размывается, и ты не знаешь, кто останется другом на всю жизнь, а кто тебя завтра предаст. Да что там говорить, иногда ты и сам становишься предателем. И это знакомо многим из нас. Приятель смеётся над твоими переживаниями, родные в трудный миг отворачиваются, возлюбленная сдаёт преследователям за несколько мятых бумажек. Так что Рамон не более безумен, чем окружающий нас мир.
Смысл или средство?
Именно в переплетении миров сна и яви рождается художественный почерк Даниэля Монсона, создателя «Сердца воина», — это его средство донести свою мысль: мир в глазах смотрящего. Рамон видит его как сказку, где злодеи должны быть наказаны, не осознавая до поры, впрочем, что он лишь пешка в их игре. Но разве нет в этом намёка на лицемерных снобов-политиков, этих «современных колдунов», которые властвуют над умами людей? Вот и при просмотре ленты зрителю дана небывалая возможность — не просто наблюдатель, но участвовать в этой Игре. Он волен менять не декорации, но их значение, и, самое главное, отношение к ним (всё как в жизни). Можно вращать смысл произведения, как заблагорассудится, в зависимости от своего восприятия: бредовые видения могут оказаться всамделишным иным миром, Бельдар станет таким же явным, как Рамон, который, в свою очередь, может быть как и обычным заигравшимся мальчишкой, так и достойным уважения смельчаком, который, обретя свой заветный путь, готов, без каких-либо сомнений, идти по нему до самого конца. Мне образ героя напомнил норвежского блэк-металиста Варга Викернеса: живет придуманным себе миром, а потом оказывается в действительности, но играет до победного....
К тому же после просмотра остаются и несколько нерешённых вопросов, которые заставляют нас думать, что, возможно, главный герой не настолько сумасшедший, как кажется. Каким образом, например, тот самый карлик в нашей действительности узнал о Бельдаре, волшебнике и вообще об их мире, учитывая что парень ему об этом ещё не успел сказать? Неужто эта болезнь заразна? Или откуда взялся у Рамона необычный кинжал, которым было необходимо проткнуть злодея, если только его не отдал ему призрак Сони? И кто эти таинственные люди за односторонним стеклом с эмблемой глаза в сцене, когда Адольфо отказывается от посещения концерта группы «Девиот»? Хотя всё это мелочи, которые можно объяснить тем самым художественным приёмом.
***
В общем и целом, «Сердце воина» неоднозначная кинолента. Одним она покажется странной, а то и глупой, а другим неким призрачным иносказанием. Не всем и не сразу понятным, в чём-то трагикомическим, но неуловимо манящим. Наверняка можно сказать одно — эта история с двойным дном, но как и в жизни она не даёт готовых ответов. Кто-то воскликнет: «Блин, мужики, что это за барахло? Включите что-нибудь попроще, "Кулла-завоевателя", например!». Но найдутся и те, кто посчитает это достоинством. Такие искренние и красивые вещи появляются, когда вдохновение соединяется с одарённостью. Зрители, любящие почитать, наверняка оценят эту невероятную атмосферу, которую достаточно почувствовать всего один раз, чтобы потом не забывать никогда. Не зря же писательница Урсула Ле Гуин написала об этом произведении киноискусства: «Это лучший фантастический фильм, который я когда-либо видела».
Лично же для меня это кино стало знаковым. Благодаря ему я смог отследить перемены внутри себя, которые продолжаются до сих пор. Это веха, которая дала осознание собственной страсти — Игра до сих пор жива во мне. Вместе с воображением они оказывают влияние на мою жизнь, начиная от выбора своего дела и заканчивая такой мелочью, как мировоззрение. Это одновременно слабость, но в тоже время и сила. Ибо воображение не так уж и отлично от веры — оно дарует нам некий стержень. И это, в отличие от лени, то, что двигает нас вперёд не из соображений самолюбия и потворствования своей мягкотелости, а из любви к познанию мира, его одухотворению через поиски и обретение смысла. Произведение, которое показывает, что есть вещи, скрытые от взглядов большинства, о которых стоит поразмыслить, останется в душе надолго.
Миры Фэнтези
2.1K постов6.1K подписчик
Правила сообщества
Не допустимо оскорбление человека и унижение его достоинства.
Мат не приветствуется.