Феодальная Япония в кинематографе: от классики Акиры Куросавы до «Сёгуна»

Несмотря на сотни фильмов, книг и игр Япония сохраняет свое очарование. Образы самурая с катаной и ниндзя, кажется, навсегда останутся в массовой культуре. Но где историчность? Показываем настоящую феодальную Японию в фильмах и сериалах, а еще делимся интересными фактами.

Феодальная Япония в кинематографе: от классики Акиры Куросавы до «Сёгуна» Экранизация, Япония, Фильмы, История (наука), Познавательно, Сериалы, Видео, Длиннопост, Блоги компаний

Япония глазами японцев

Акира Куросава

Говоря о самурайском кино, первым на ум приходит именно этот японский кинодел. Куросаве удалось вырваться за пределы Японии и обрести мировую известность, после чего синефилы всего мира обратили внимание на японский кинематограф.

До 1950-го Куросава снимал в основном драмы о современной ему Японии, но после окончания Второй мировой решил обратиться к прошлому. Так и появился «Расёмон», который принес ему мировую известность.

До Второй мировой и после нее в японском историческом жанре доминировали яркие развлекательные истории (иногда и с музыкальными номерами). «Расёмон» был совсем не таким, более реалистичным и правдивым. Взять хотя бы тот факт, что сюжет фильма завязан на четырех разных версиях убийства самурая.

«Расёмон» относится к жанру дзидайгэки — костюмированной исторической драмы, который был популярен сначала в театре, а затем и в зародившемся японском кинематографе. К слову, именно «дзидайгэки» вдохновило Джорджа Лукаса на знаменитое «джедай».

В целом новая волна фильмов в жанре дзидайгэки взяла курс на социальную драму, показывая не самые приглядные стороны тогдашней Японии, не идеализируя ее и не создавая фальшивых образов.

Сейчас в массовом сознании самураи чаще всего представляются кем-то величественным и возвышенным, тогда как в реальности они, как и европейские рыцари, были дворянами-землевладельцами, посвятившими жизнь войне. И следующим своим фильмом Куросава демонстрирует, пожалуй, один из самых реалистичных образов самурая в кино.

В ходе работы над очередной картиной помощники Куросавы принесли ему историю о самурае, который за еду и кров подрядился защищать деревню от бандитов. Так родилась идея «Семи самураев» — одного из самых громких фильмов прошлого столетия.

В центре повествования — горстка ронинов, которым нечего терять. А в сюжете (помимо, собственно, сражений с бандитами) поднимаются социальные темы, вопросы чести и морального выбора.

Фильм не строит иллюзий касательно самураев — показывает их живыми людьми, которые родились в крайне непростые и жестокие времена. Взять, например, эпизод, в котором ронины спорят с крестьянами, которые перебили отряд самураев, проходивших через их деревню. Он ярко показывает реалии «Эпохи воюющих провинций» — глубочайшую сословную пропасть между земледельцами и воинами.

«Эпохой воюющих провинций» в истории Японии называют феодальные усобицы периода Сэнгоку Дзидай (1479–1615). Впоследствии во времена Эдо (1603–1868) установилась власть сегуната Токугавы — именно тогда окончательно укрепилось самурайское сословие.

Масаки Кобаяси

Большая часть его фильмографии посвящена Второй мировой и социальным драмам. Однако в «Харакири» и «Бунт самураев» («Восставший») раскрываются вопросы самурайской чести, долга и в целом демонстрируется положение рядовых членов воинского сословия. И вновь никаких приукрашиваний — лишь кровь, смерть и безысходность.

Примечательно, что оригинальное название фильма «Харакири» звучит как «Сэппуку». Это два термина, которые описывают ритуальное самоубийство. Разница в том, что слово «харакири» более разговорное и небрежное, а «сэппуку» — литературное, уважительное, достойное настоящего самурая. Но в европейской и западной культуре на слуху оказался именно первый вариант, поэтому решили использовать его.

Разделение на «харакири» и «сэппуку» произошло при формировании японской письменности, которая основана на китайских иероглифах. Изначально слово звучало как seb-puku (сэппуку), но с появлением азбук хирагана и катакана оно приобрело «японское» звучание hara-kiri (харакири).

На большие экраны также переносили мифические сюжеты и легенды, в которых воссоздавали средневековый быт. Тот же Кобаяси снял замечательный «Квайдан» — красивый атмосферный сборник историй, основанных на японском фольклоре.

Тому Утида

Режиссер стал автором целой пенталогии о Миямото Мусаси — чуть ли не самом знаменитом ронине-фехтовальщике Японии. Он жил в период Эдо, участвовал в шести войнах и бесчисленном количестве поединков, стал родоначальником самурайского искусства боя на двух мечах нито-рю и основателем школы Хёхо Нитэн Ити-рю. Его славным победам посвящены десятки, если не сотни историй, а мудростью воина подпитываются и нынешние поколения.

Серия фильмов Тому Утида об именитом мечнике стартовала в 1961 году с картиной «Мусаси Миямото» и растянулась на целых десять лет, завершившись картиной «Миямото Мусаси: Мечи смерти» в 1971-м. Режиссер отошел от «серого» реализма, сосредоточившись на подвигах и зрелищности, сохранив при этом черты дзидайгаки и оформив новую волну в жанре.

Япония глазами не-японцев

Разумеется, этот исторический период стал популярным и за пределами Японии. Помимо самураев, которые в представлении западного и европейского человека долгое время были загадочными, чуть ли не мистическими благородными воинами, на сцену вышли и ниндзя (синоби) — и уж сколько про них мифов насочиняли и наснимали фильмов, не сосчитать!

Вполне обычные разведчики и убийцы в глазах зрителей превратились в гениев маскировки и ангелов смерти. Очарование Востоком было ну очень сильно, породив огромное количество развлекательного, но оторванного от реальности кино.

Но среди массы продукции под попкорн мелькали и стоящие картины. Например, «Последний самурай» в 2003 году обратился к закату японского феодализма — периоду Мэйдзи (1868–1912). Тогда Япония модернизировалась под давлением внешних сил, вставая на путь капитализма. Сословия уходили в прошлое, вот только не все были с этим согласны.

Фильм глазами капитана американской армии, роль которого исполнил Том Круз, рисует несколько идиллическую картину конфликта между самураями под предводительством Кацумото и императорской властью. Первые строго благородные, духовные и возвышенные, а вторые — бюрократичные и неприятные. Реальность, конечно, была куда более прозаической.

Настоящий «последний самурай» Сайго Такамори (прообраз Кацумото в фильме) не был безусловным ретроградом, как и его сословие в целом. Он даже носил маршальский мундир вместо традиционных доспехов. На Сацумское восстание в 1877-м аристократию подтолкнули не только вопросы чести, но и ущемление их прав. Ликвидация самурайских войск, лишение их статуса госслужащих и пенсий не оставили иного выбора. Впрочем, это не помешало Сайго впоследствии заслуженно стать национальным героем Японии.

Но не подумайте, кино все равно хорошее: красивое, с отличными актерами и боевыми сценами. Фильм настолько атмосферный, что ему многое можно простить. Даже то, что он откровенно идеализирует самураев, вынося за скобки кучу нюансов японского феодализма.

Еще пример хорошего «японского» кино: в 2016-м Мартин Скорсезе снял историческую ленту «Молчание». В фильме реалистично описали нелегкую судьбу португальских миссионеров в Японии XVII века. Драматизма истории прибавила игра Эндрю Гарфилда и Лиама Нисона.

Последним популярным произведением на тему Японии стал сериал «Сёгун», который ворвался на малые экраны в 2024-м. К слову, одноименный роман Джеймса Клавелла, который лег в его основу, уже экранизировали в 1980-м — в новом прочтении несколько сместили акценты и фокус повествования.

Если оригинальный сериал (и книга) в основном сосредоточились на английском моряке Джоне Блэкторне, очутившимся в загадочной Японии, то в новом прочтении авторы как будто больше сосредоточились на японских героях, через Блэкторна показывая нам необычный и непривычный уклад жизни тех людей.

Сюжет «Сёгуна» имеет историческую основу — реальный мореплаватель Уильям Адамс точно так же попал в Японию, смог завоевать доверие Токугавы (в сериале его зовут Торанага) и лично наблюдал становление сегуната, просуществовавшего аккурат до Реставрации Мэйдзи — почти 160 лет.

Что сказать про сериал? С точки зрения реализма и внимания к деталям он поражает воображение — все сделано с предельной дотошностью и вниманием к мелочам. Японский быт, сложный церемониал, сословные границы и своеобразное отношение к смерти — все это здесь есть и не идеализируется. Между европейцем Блэкторном и японскими персонажами проводится четкая грань. Что особенно здорово, нет однозначного ответа, кто из них больший дикарь и невежа.

Если хочешь еще больше проникнуться японской культурой, вот еще несколько отличных фильмов:

  • «Трон в крови» (1957);

  • «Телохранитель» (1961);

  • «Убийца сегуна» (1980);

  • «Ран» (1985);

  • «Затойчи» (2003).

Оставайся в курсе новинок, следи за новостями кино и сериалов на RUTUBE! И не забудь скачать мобильное приложение, чтобы смотреть видео в любом месте со смартфона или планшета.

Реклама ООО «РУФОРМ», ИНН: 7714886605

Пожалуйста, соблюдайте правила общения в блогах компаний

Всё о кино

21.2K постов59.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).

2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.

3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.

4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.

5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.

6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.

7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.

8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.