Фарерские острова.

Это был 1993 год. Я был в море на рыбацком траулере, правда, с заваренным слипом (кормовая часть, для выборки трала), так что, по сути, мы были морозилкой. Мы принимали рыбу на борт, с палубы она попадала в цех, где мы её укладывали в противни по 9 кг и отправляли в морозильную камеру. Так получались 9-килограммовые ледяные брикеты, которые складывались в коробку по 3 штуки, и отправляли в трюм стандартного веса коробку весом в 27 кг. Тут есть интересный момент. Трюм, естественно, находится на самой нижней палубе, почти у дна судна, так вот, эти ящики с замороженной рыбой летят с приличной скоростью по железному лотку вниз, с приличным грохотом, должен вас заверить. Я был бы не я, если бы не выбрал каюту, находящуюся прямо напротив этого железного лотка. Помимо того, что в море покачивает, периодически, так ещё и каждые две минуты, в метре от моей головы через коридор проносились те самые коробки с мороженой рыбой. О каком сне, могла идти речь, казалось бы?! Первая ночь у меня была строго пунктирная. После адской работы, засыпалось очень быстро, но ровно через две минуты я подскакивал от звука, несущегося в трюм ящика. Так подскакивая, я провёл всю ночь. Но, человек – животное, легко адаптирующееся к предложенным обстоятельствам и уже на следующий раз, я спал как убитый, не слыша никаких грохотов.

Работали мы тогда у берегов западной Шотландии, там ежегодно мигрирует скумбрия, которую мы, собственно, и морозили. Приезд агента (представитель компании покупателя), всегда сулил какие-то перемены, чаще всего это были переходы на новое место дислокации. И вот однажды после его (агента) визита, капитан собрал команду и сказал, что мы идём сначала на Фарерские Острова сдавать груз, а затем в Гренландию. Обрадовались этим словам ровно два человека - это я и мой кореш, в общем, романтики, которым не было и двадцати. Остальные члены экипажа пригорюнились.

Итак, Фареры. Это небольшая группа островов к северо-западу от Британии. Я удостоился чести быть рулевым матросом, чему был бесконечно и искренне рад. Никакое "Discovery" и "National Geografic", рядом не стояли. То, что я видел своими глазами, словами передать не возможно, ведь - это океан. Это, бесконечно огромный, с постоянно меняющимся настроением, цветовой гаммой, запахами, звуками невероятный живой организм.

По правде говоря, работа в цеху, в нескольких милях от берега, особо моряка-то из меня не делала. Я и воды-то толком не видел, поработал, поел, поспал и так круглосуточно. Переход через океан, стоя у штурвала в 19 лет - это уже что-то значило. Ну, не обошлось и без специфического морского юмора, конечно. Капитан на судне - бог и ему все "поклоняются", посему не верить крепкому бородатому старичку с прищуром, не было никаких оснований. Он зашёл в рубку и зычным голосом спросил у штурмана сколько миль осталось до нулевого меридиана. Штурман деловой походкой оправился к картам, что-то пошуршал линейкой, поводил циркулем, и доложил капитану, что осталось 35 миль. Капитан, подошёл ко мне и говорит: "Значит так, о пересечении Гринвича, доложишь мне лично! И уже шёпотом, мне на ухо, “там, между прочим, прямо на линии меридиана стоят огромные, надувные, голые бабы - это чтобы не прозевать переход в другое полушарие." Понятное дело, приказ капитана, “не прозевать”, и я подошёл к делу с полной ответственностью, вооружился самым мощным биноклем и уставился в горизонт, в ожидании тех самых баб. Дело в том, если кто не знает, суда на самом деле, ходят очень медленно. Наш давал максимум 9 узлов, а это примерно 17 километров в час, а значит, до Гринвича было как минимум два часа. Я не спускал глаз с горизонта всё это время. Глаза жутко болели от бинокля, но приказ капитана - не обсуждается. Спустя два часа, я начал переживать. Никаких баб на горизонте не было, а по всем показателям мы уже должны были быть на месте. Я подошёл к Иванычу (второму штурману) с которым я стоял вахту, и поинтересовался, не проскочили ли мы Гринвич. Есть Гринвич, иди, докладывал капитану. Я с дрожью в коленках постучал в каюту и открыл дверь. Там сидело чуть ли не пол команды и все ржали в голос как кони, включая капитана. Ну, понятно было, что с бабами - это была морская шутка, но ведь они гады ещё и намазали сажей резиновые бленды бинокля и видон у меня был, надо сказать ещё тот, красные от перенапряжения глаза, с чёрными кругами вокруг. Ну, это была не первая и далеко не последняя морская забава, которую на мне "отработали".

И вот мы встали на рейде у Фарерских островов на якорь. Неподалёку от нас, был огромный вольер, или я не знаю, как это правильно назвать, в общем, большая окружность огороженная сетью, откуда, то и дело выпрыгивал лосось. Оказывается, там так его разводят. Ну, мы были людьми воспитанными Советским Союзом, и всё что плохо лежало, сразу приватизировалось. Лосось, по мнению многих, лежал плохо. Ночью снарядили шлюпку, и уже на ужин у нас была жареная лососина. А экипаж был 59 человек, и это означало, что лосося прихватили не мало. Ну - это детали.

На борт поднялся лоцман, и мы пошли в порт, столицы под названием Торсхавен. Название меня сразу насторожило и не зря, дело в том, что острова принадлежат Дании и живут там самые обычные датчане. Город выглядел обычно, как любой европейский город, но чего-то в нём не хватало и я долго не понять чего. Такие ржавые тазы, на котором прибыли мы в этот порт, видимо, не заходили никогда, поэтому жители города подъезжали на машинах посмотреть на чудо советского кораблестроения. Я на берегу познакомился с молодёжью, и мы охотно делились каждый своим. Я им рассказывал про судно и убеждал их, что мы не утонем, хотя меня об этом спрашивали неоднократно, и сказал что вовсе не страшно ходить в море и они меня считали настоящим морским волком. Ну, себя правильно преподнести, я умел всегда, чего греха таить. А они мне, в свою очередь рассказали об островах, и объяснили, чего мне не хватало в их пейзажах. Оказывается, на островах, практически нет почвы, тонкого слоя хватало только на траву. Это просто каменные, скалистые острова и там нет ни одного дерева, или куста. Разве что, в центре, стояло какое-то непонятное растение, в огромном горшке. Они меня покатали на машине по городу, показали достопримечательности и гордость города стадион. Гордостью он был потому, что он был единственным и там занимались как обычные школьники так и национальная команда по футболу. Покрытие естественно было искусственным.

Стоянка была не долгой, мы приняли топливо и масла, а вот за продуктами пришлось ехать мне с Иванычем, ибо это входило в обязанности второго штурмана, и после того, как он в Шотландии заказал на всю команду собачьих сосисок, ему одному уже это дело не доверяли. Английского он не знал, вообще. Итак, мы были готовы к длинному переходу через всю Атлантику на такой далёкий и загадочный, ледяной остров, именуемый Гренландия.


P.S. Я, как и положено юному романтику вёл дневник и ежедневно записывал туда свои впечатления. Он хранится у меня до сих пор, и я периодически перелистываю исписанные мной листочки и абсолютно искренне скучаю по тем временам.

1992-2012

Фарерские острова. Остров, 90-е, Романтика, Воспоминания, Длиннопост