19

Falcon 9 B1021

Эта ракета-носитель запустила миссии CRS-8 и SES-10 и совершила первую успешную посадку на плавучую платформу в Атлантическом океане, а также стала первой повторно использованной ступенью. Рассмотрим её поближе

Falcon 9 B1021 SpaceX, Falcon 9, Многоразовая ракета, Космонавтика, Длиннопост
Falcon 9 B1021 SpaceX, Falcon 9, Многоразовая ракета, Космонавтика, Длиннопост
Falcon 9 B1021 SpaceX, Falcon 9, Многоразовая ракета, Космонавтика, Длиннопост
Falcon 9 B1021 SpaceX, Falcon 9, Многоразовая ракета, Космонавтика, Длиннопост
Falcon 9 B1021 SpaceX, Falcon 9, Многоразовая ракета, Космонавтика, Длиннопост
Falcon 9 B1021 SpaceX, Falcon 9, Многоразовая ракета, Космонавтика, Длиннопост
Falcon 9 B1021 SpaceX, Falcon 9, Многоразовая ракета, Космонавтика, Длиннопост

твит

Найдены возможные дубликаты

+2

Б/у, но в рабочем состоянии.

раскрыть ветку 4
+4

небось пробег-то смотан!

+2

Не в рабочем. Блок 2 не рассчитан больше чем на два полета - там еще теплозащиты под движками не было и рули алюминиевые горели и ноги не складывались. К тому же он 2.5 года лежит без дела, да еще и горизонтально. Возможно его получилось бы привести в рабочее состояние, но новый собрать дешевле.

+3

В данный момент стоит в ангаре на база ВВС на мысе Канаверал

раскрыть ветку 1
+3

Марти, давай выкладывай нам еще фотки из будущего. Интересно же. )

+1

Круто! Если вы на них работаете, я дико вам завидую

раскрыть ветку 1
+1

Увы, нет)

0

Предпоследняя фотка это что? Трещины в корпусе?

раскрыть ветку 3
0

Котик поцарапал.

0

Для трещин как-то странно идут. Хотя с моего дивана плохо видно

раскрыть ветку 1
0

Да я вот то же ни хрена не понимаю что это такое. Поэтому и спросил...

0

На последнем фото это внешняя, гальюнная заслонка? ;)

Похожие посты
89

SpaceX получила разрешение от Федеральной комиссии по связи США на эксплуатацию одного миллиона пользовательских терминалов Starlink

Привет всем подписчикам сообщества SpaceX!


SpaceX стремится предложить услуги Starlink по всему миру, чтобы финансировать свои амбициозные космические миссии.


Федеральная комиссия по связи (FCC) разрешила SpaceX эксплуатировать до 1 миллиона терминальных устройств Starlink. Согласно разрешению, терминал будет иметь диаметр 48 сантиметров. В документе также уточняется, что требуемая дата начала эксплуатации сети не позднее 13 марта 2021 года.


SpaceX планирует начать предлагать доступ к сети Интернет через свою спутниковую группировку в северной части США и Канаде уже в этом году. Гвинн Шотвелл ранее заявила журналистам: "Всё, что я знаю, это то, что вы будете гораздо счастливее со Starlink, чем с вашим нынешним сервисом. Вы получите гораздо большую скорость за ту же цену или даже дешевле".


К настоящему времени SpaceX вывела на орбиту 360 спутников Starlink. Последний запуск состоялся 18 марта 2020 года.

ссылка | источник

SpaceX получила разрешение от Федеральной комиссии по связи США на эксплуатацию одного миллиона пользовательских терминалов Starlink SpaceX, Starlink, Спутник, Космонавтика
57

Подборка фотографий запуска Starlink-5

Подборка фотографий запуска Starlink-5 SpaceX, Falcon 9, Starlink, Запуск, Длиннопост
Подборка фотографий запуска Starlink-5 SpaceX, Falcon 9, Starlink, Запуск, Длиннопост
Подборка фотографий запуска Starlink-5 SpaceX, Falcon 9, Starlink, Запуск, Длиннопост
Подборка фотографий запуска Starlink-5 SpaceX, Falcon 9, Starlink, Запуск, Длиннопост
Подборка фотографий запуска Starlink-5 SpaceX, Falcon 9, Starlink, Запуск, Длиннопост
Подборка фотографий запуска Starlink-5 SpaceX, Falcon 9, Starlink, Запуск, Длиннопост
Подборка фотографий запуска Starlink-5 SpaceX, Falcon 9, Starlink, Запуск, Длиннопост
Подборка фотографий запуска Starlink-5 SpaceX, Falcon 9, Starlink, Запуск, Длиннопост
Подборка фотографий запуска Starlink-5 SpaceX, Falcon 9, Starlink, Запуск, Длиннопост
Подборка фотографий запуска Starlink-5 SpaceX, Falcon 9, Starlink, Запуск, Длиннопост
Подборка фотографий запуска Starlink-5 SpaceX, Falcon 9, Starlink, Запуск, Длиннопост
Подборка фотографий запуска Starlink-5 SpaceX, Falcon 9, Starlink, Запуск, Длиннопост
Подборка фотографий запуска Starlink-5 SpaceX, Falcon 9, Starlink, Запуск, Длиннопост
Подборка фотографий запуска Starlink-5 SpaceX, Falcon 9, Starlink, Запуск, Длиннопост
Подборка фотографий запуска Starlink-5 SpaceX, Falcon 9, Starlink, Запуск, Длиннопост
Подборка фотографий запуска Starlink-5 SpaceX, Falcon 9, Starlink, Запуск, Длиннопост
Подборка фотографий запуска Starlink-5 SpaceX, Falcon 9, Starlink, Запуск, Длиннопост
Подборка фотографий запуска Starlink-5 SpaceX, Falcon 9, Starlink, Запуск, Длиннопост
Подборка фотографий запуска Starlink-5 SpaceX, Falcon 9, Starlink, Запуск, Длиннопост
Подборка фотографий запуска Starlink-5 SpaceX, Falcon 9, Starlink, Запуск, Длиннопост
Подборка фотографий запуска Starlink-5 SpaceX, Falcon 9, Starlink, Запуск, Длиннопост

Работники SpaceX в порту Канаверал сделали перерыв, чтобы насладиться запуском Starlink

Подборка фотографий запуска Starlink-5 SpaceX, Falcon 9, Starlink, Запуск, Длиннопост

Некоторые работники JRTI (плавучая платформа) также наблюдали за запуском

Подборка фотографий запуска Starlink-5 SpaceX, Falcon 9, Starlink, Запуск, Длиннопост

источник твиттер

Показать полностью 22
51

5-й полёт ускорителя Falcon 9 B1048.5

Впервые SpaceX планируют использовать 1-ю ступень ракеты Falcon 9 в 5 раз!

Давайте вспомним путь этого ускорителя до этого важного момента в истории многоразовости космических ракет.


1 миссия: Iridium-7 - 25 июля 2018

Запуск 10 спутников Iridium NEXT на полярную орбиту cо стартовой площадки SLC-4E базы Ванденберг, Калифорния. Посадка осуществлена на платформу JRTI. Это был предпоследний запуск по контракту с компанией Iridium. Во время ночного старта Falcon 9 пролетела через плотный туман, этот необычный момент был заснят фотографом с окрестных холмов.

5-й полёт ускорителя Falcon 9 B1048.5 SpaceX, Falcon 9, Многоразовая ракета, Длиннопост
5-й полёт ускорителя Falcon 9 B1048.5 SpaceX, Falcon 9, Многоразовая ракета, Длиннопост

2 миссия: SAOCOM-1A - 7 октября 2018

Запуск спутника аргентинского космического агентства (CONAE), предназначенного для наблюдения за Земли с целью предупреждения стихийных бедствий. Посадка ускорителя впервые за долгое время выполнялась на сушу, площадка LZ-4 на базе Ванденберг. Запуск запомнился потрясающей по красоте "медузой" в небе и эпичным фото Илона Маска осматривающего севшую 1-ю ступень.

5-й полёт ускорителя Falcon 9 B1048.5 SpaceX, Falcon 9, Многоразовая ракета, Длиннопост
5-й полёт ускорителя Falcon 9 B1048.5 SpaceX, Falcon 9, Многоразовая ракета, Длиннопост
5-й полёт ускорителя Falcon 9 B1048.5 SpaceX, Falcon 9, Многоразовая ракета, Длиннопост

3 миссия: Nusantara Satu (PSN-6) - 18 февраля 2019

Запуск сразу трёх полезных нагрузок: телекоммуникационного спутника Nusantara Satu (PSN-6), первого малого спутника на геостационарную орбиту GTO-1 (S5) и печально известного израильского лунного лендера, компании SpaceIL. Запуск осуществлялся с площадки SLC-40 во Флориде. После выполнения своей миссии 1-я ступень приземлилась на платформу OCISLY.

5-й полёт ускорителя Falcon 9 B1048.5 SpaceX, Falcon 9, Многоразовая ракета, Длиннопост
5-й полёт ускорителя Falcon 9 B1048.5 SpaceX, Falcon 9, Многоразовая ракета, Длиннопост

4 миссия: Starlink-1 - 11 ноября 2019

Второй запуск 60-и спутников группировки Starlink. Первая ступень приземлилась на платформу OCISLY. Falcon 9 вывела на орбиту самую тяжёлую массу полезной нагрузки. Во время этого запуска впервые 1-я ступень Falcon совершила свой 4-й полёт, и первый раз в истории космонавтики был повторно использован обтекатель орбитальной ракеты.

5-й полёт ускорителя Falcon 9 B1048.5 SpaceX, Falcon 9, Многоразовая ракета, Длиннопост
5-й полёт ускорителя Falcon 9 B1048.5 SpaceX, Falcon 9, Многоразовая ракета, Длиннопост
5-й полёт ускорителя Falcon 9 B1048.5 SpaceX, Falcon 9, Многоразовая ракета, Длиннопост

И вот теперь Falcon 9 B1048.5 предстоит ещё раз побить свой же рекорд, пожелаем ей успешного полёта и мягкой посадки. ссылка

Показать полностью 9
90

Ракета SpaceX Falcon 9 [B1035] дебютирует в космическом центре Хьюстона

Космический Центр NASA в Хьюстоне сегодня пополнился любопытным выставочным экземпляром. Посмотрели бы на эту красавицу?

Ракета SpaceX Falcon 9 [B1035] дебютирует в космическом центре Хьюстона SpaceX, Falcon 9, Ракета-Носитель, Космонавтика, NASA, Длиннопост
Ракета SpaceX Falcon 9 [B1035] дебютирует в космическом центре Хьюстона SpaceX, Falcon 9, Ракета-Носитель, Космонавтика, NASA, Длиннопост
Ракета SpaceX Falcon 9 [B1035] дебютирует в космическом центре Хьюстона SpaceX, Falcon 9, Ракета-Носитель, Космонавтика, NASA, Длиннопост
Ракета SpaceX Falcon 9 [B1035] дебютирует в космическом центре Хьюстона SpaceX, Falcon 9, Ракета-Носитель, Космонавтика, NASA, Длиннопост
Ракета SpaceX Falcon 9 [B1035] дебютирует в космическом центре Хьюстона SpaceX, Falcon 9, Ракета-Носитель, Космонавтика, NASA, Длиннопост
Ракета SpaceX Falcon 9 [B1035] дебютирует в космическом центре Хьюстона SpaceX, Falcon 9, Ракета-Носитель, Космонавтика, NASA, Длиннопост
Ракета SpaceX Falcon 9 [B1035] дебютирует в космическом центре Хьюстона SpaceX, Falcon 9, Ракета-Носитель, Космонавтика, NASA, Длиннопост
Ракета SpaceX Falcon 9 [B1035] дебютирует в космическом центре Хьюстона SpaceX, Falcon 9, Ракета-Носитель, Космонавтика, NASA, Длиннопост
Ракета SpaceX Falcon 9 [B1035] дебютирует в космическом центре Хьюстона SpaceX, Falcon 9, Ракета-Носитель, Космонавтика, NASA, Длиннопост

ссылка

Показать полностью 7
348

Почему обтекатели для ракет такие дорогие?

На данный момент цена обтекателей для ракет около 5-7 миллионов долларов. Многие задаются вопросом: А почему так дорого? Ведь это просто кусок металла для защиты. Это не совсем так, это не просто кусок металла, хотя и сделана эта конструкция для защиты полезной нагрузки.


Начнем с малого. Каждый килограмм обтекателей уменьшает вес полезной нагрузки. Поэтому используются легкие композиты с усилением конструкции легкими сплавами, обычно это сплавы алюминия. Конструкция напоминает собой соты (isogrid). Вес обтекателя Falcon 9 с диаметром 5.2 метра около 1.7 тонны.

Почему обтекатели для ракет такие дорогие? Обтекатель, Космонавтика, SpaceX, Головной обтекатель, Видео, Длиннопост

К выбору материала также подходят с особой тщательностью, ведь обтекатель должен защищать от набегающего потока воздуха, от EMI излучения, от перепадов температуры, от прочих вибраций и механических воздействий на ПН. Например Falcon Heavy проходит звуковой барьер примерно на высоте 10 км, и потом разгоняется до 7-8 махов (2-3км/с). На данных высотах воздух все ещё достаточно плотный и происходит сильный разогрев обтекателя с быстрым охлаждением в верхних слоях атмосферы. Колебания температуры могут быть от 100С до -100С в коротком промежутке времени (около минуты). Поэтому материал должен быть устойчивым к быстрым перепадам температуры.


На примере головного обтекателя ракеты рассмотрим воздействие на него аэродинамического нагрева. На рисунке показано изменение конвективного теплового потока в носовой части обтекателя, возникающего при торможении газового потока вблизи обтекаемой поверхности.

Почему обтекатели для ракет такие дорогие? Обтекатель, Космонавтика, SpaceX, Головной обтекатель, Видео, Длиннопост

Этот тепловой поток вызывает нагрев поверхности головного обтекателя (ГО). Распределение температуры по поверхности ГО показано на следующем рисунке

Почему обтекатели для ракет такие дорогие? Обтекатель, Космонавтика, SpaceX, Головной обтекатель, Видео, Длиннопост

Как видно из рисунка, температура носовой части ГО превышает допустимую рабочую величину для алюминиевых сплавов. Поэтому на наружную поверхность носовой части ГО наносят ТЗП из асбопластика или стеклопластика на фенольном связующем:

Почему обтекатели для ракет такие дорогие? Обтекатель, Космонавтика, SpaceX, Головной обтекатель, Видео, Длиннопост

Картина распределения температур по конструкции ГО, имеющего ТЗП носовой части представлена на рисунке:

Почему обтекатели для ракет такие дорогие? Обтекатель, Космонавтика, SpaceX, Головной обтекатель, Видео, Длиннопост

Из рисунка видно, что и в обшивке и в продольном силовом наборе (стрингерах) рабочая температура в течение полета находится в допустимых пределах. Однако для КА, находящегося внутри ГО, тепловой поток от конструкции обтекателя может быть недопустимым, в следствие чего необходима теплоизоляция нагретой конструкции от внутренней полости ГО.

Устройство такой теплоизоляции (ТИ) показано на рисунке:

Почему обтекатели для ракет такие дорогие? Обтекатель, Космонавтика, SpaceX, Головной обтекатель, Видео, Длиннопост

Это нужно для поддержания температуры 10-30С для КА под обтекателем.


Так-же обтекатели должны иметь возможность вентиляции, чтобы в процессе выхода в космос уравнивать давление внутри отсека чтобы обтекатель не разрушило раньше времени изнутри.


Ещё одна сложность в том, что обтекатели должны открываться идеально чтобы не повредить ПН и ступени ракет под ними на скорости около 3-4 км/c То есть должен быть специальный механизм отделения обтекателей от ПН без повреждения полезной нагрузки и ступени под ней.


Хорошее видео теста обтекателей Space X в вакуумной камере в Исследовательском институте Гленн, NASA:

Для осуществления открытия обтекателя и для разделения ступеней в целом существует система разделения.


Система разделения (СР) предназначена для отделения и увода с траектории выведения отработавших ступеней, а также для отброса элементов конструкции, выполнивших свое функциональное назначение. Конструктивные элементы СР до срабатывания должны обеспечивать целостность конструкции РН и восприятие всех нагрузок. Срабатывание элементов СР осуществляется очень быстро, вследствие чего на борту оказываются источники быстро высвобождающейся энергии (взрывчатое вещество, аккумуляторы давления, пружины и т.д.). После срабатывания разрывных элементов происходит сложная динамика относительного

движения. В состав СР входят агрегаты, узлы и механизмы, обеспечивающие:


— надежное соединение разделяющихся частей и разрыв силовых связей,


— разведение разделяющихся частей.


К первой группе относятся пирозамки, пироболты пневмозамки, механические замки, оболочечные элементы с линейными детонирующими зарядами. Разведение обеспечивают толкатели (пневмо, пиро, пружинные), сопла для газов наддува, тормозные РДТТ, тяга двигателей.


Пироболт системы разделения:

Почему обтекатели для ракет такие дорогие? Обтекатель, Космонавтика, SpaceX, Головной обтекатель, Видео, Длиннопост

Линейный детонирующий снаряд:

Почему обтекатели для ракет такие дорогие? Обтекатель, Космонавтика, SpaceX, Головной обтекатель, Видео, Длиннопост

Расположение СР на обтекателе China Great Wall Industry Corporation:

Почему обтекатели для ракет такие дорогие? Обтекатель, Космонавтика, SpaceX, Головной обтекатель, Видео, Длиннопост

Дополнительная сложность заключается в размере обтекателей. Он составляет примерно 15 метров на 5 метров. В него спокойно может поместиться городской автобус. Для изготовления обтекателей из металла используются специальные большие станки с ЧПУ или очень большие автоклавы в случае использования композитов. Данные процессы очень ресурсоёмкие и занимают достаточно много времени. Автоклав компании Boeing:

Почему обтекатели для ракет такие дорогие? Обтекатель, Космонавтика, SpaceX, Головной обтекатель, Видео, Длиннопост

Ну и нужно не забывать что после сборки обтекатель должен пройти серьезную проверку так как от него зависит выживаемость ПН в процессе запуска. Стоит помнить, что как и в случае с дефектами с ракетой, дефект в обтекателе приведет к потере ПН и провалу миссии уже после старта ракеты, когда отменить запуск нельзя.


Человек на фоне обтекателя для сравнения размеров:

Почему обтекатели для ракет такие дорогие? Обтекатель, Космонавтика, SpaceX, Головной обтекатель, Видео, Длиннопост

Схема обтекателя:

Почему обтекатели для ракет такие дорогие? Обтекатель, Космонавтика, SpaceX, Головной обтекатель, Видео, Длиннопост

Иногда при запуске тонких инструментов от обтекателей требуется создание и поддержание атмосферы чистой комнаты внутри отсека. Это накладывает дополнительные сложности при проектировании обтекателей и способствует увеличению цены. оригинал

Показать полностью 12 1
90

Роберт Зубрин: Марсианский план Илона Маска

Роберт Зубрин (Robert Zubrin) - известный американский аэрокосмический инженер и публицист, наиболее известный своей активной пропагандой исследования человеком Марса.

"Тот, кто будет следовать за свободой, пусть покинет свою родину и рискует своей жизнью". - Адам Мицкевич, "Книги польского народа и польского пилигримства", 1832

Роберт Зубрин: Марсианский план Илона Маска SpaceX, Starship, Илон Маск, Марс, Колонизация, Космонавтика, Длиннопост

Во-первых, как туда перевозить пассажиров?


Он строит флот.


На прошлой неделе мы с женой Хоуп отправились в Бока Чика, штат Техас, чтобы встретиться с Илоном Маском. Пока мы разговаривали в штаб-квартире SpaceX, на улице играл мариачи-бэнд [мариачи — один из самых распространённых жанров мексиканской народной музыки]. Он развлекал длинную очередь людей, желающих подать заявление о приеме на работу по строительству кораблей для доставки людей на Марс. Сотни были уже наняты и работают в комплексе. Скоро их будут тысячи.


Маск называет свой проект «Starship» Это двухступенчатая ракета из нержавеющей стали, работающая на метане и кислороде, с полезной нагрузкой, равной мощности ракеты-носителя Сатурн-V, которая отправила астронавтов Аполлона на Луну. Сатурн V, однако, был одноразовым, и разрушался в процессе использования. Starship будет использоваться повторно, как авиалайнер, и, следовательно, обещает радикальное снижение затрат на доставку полезных грузов.


Starship еще предстоит продемонстрировать. И все же Маск, который строит не первый экспериментальный корабль, чтобы доказать свою идею… он что, с ума сошел?


Об этом мы думали, пока были на экскурсии на следующий день, осматривая это место, верфь и флот. Исходя из общепринятого мышления в аэрокосмической отрасли, он определенно безумец. Но в этом его безумии есть свой метод.


Я знаю Маска уже около двух десятилетий. В 2001 году я был одним из тех, кто помог убедить его сделать Марс своим призванием. Его план в значительной степени основан на моей собственной работе, которая обычно называется планом Mars Direct. Марс Директ, опубликованный в 1990 году и подробно изложенный в 1996 году в моей книге «The Case for Mars», был радикальным в сравнении с тогдашними представлениями NASA о том, как можно выполнять миссии на Марс. Но план Starship Маска гораздо более радикален.

Роберт Зубрин: Марсианский план Илона Маска SpaceX, Starship, Илон Маск, Марс, Колонизация, Космонавтика, Длиннопост

За исключением периода в 1990-х годах, когда NASA под руководством Майка Гриффина, помощника администратора по исследованиям, приняло расширенную версию Mars Direct, космическое агентство придерживалось парадигмы, изложенной Вернером фон Брауном в ряде вариаций между 1948 и 1969 годами. Согласно этим идеям, сначала должны быть построены орбитальные станции, обеспечивающие платформы для строительства на орбите гигантских межпланетных космических кораблей с использованием передовых двигательных установок, которые будут перемещаться с орбиты Земли (или в настоящее время, что еще более абсурдно, с лунной орбиты) на орбиту Марса. Покидая эти орбитальные материнские корабли, небольшие десантные модули могли бы доставлять экипажи на поверхность Марса, чтобы установить флаг, сделать несколько следов, а затем вернуться на орбиту после короткого пребывания.


В отличие от этого, и план Mars Direct, и план Starship подразумевают прямые полеты с орбиты Земли к поверхности Марса с прямым возвратом с поверхности на Землю и использованием метана/кислорода, изготовленного на Красной планете из местных компонентов. Оба плана избегают любой потребности в орбитальной инфраструктуре, орбитальном строительстве, межпланетных кораблях, специализированных малых десантных модулях или усовершенствованных силовых установках. Оба предполагают длительное пребывание на Марсе уже с самой первой миссии. Для обоих главная цель миссии — не полететь на Марс, а совершить там что-то серьезное.


Но есть разница. В Mars Direct скромные аппарат для возврата на Землю (Earth Return Vehicle, ERV) и модуль жилья экипажа осуществляют посадку на Красной планете с общей массой полезной нагрузки около 40 тонн. По замыслу Маска, Starship доставляется на орбиту, а затем заправляется там шестью кораблями-заправщиками, после чего летит на Марс, доставляя массу (жилье плюс полезная нагрузка) до 200 тонн. Таким образом, план Mars Direct может отправить экипаж из четырех-шести астронавтов на Красную планету. Starship может вместить 50 и более человек.


План Маска предлагает больше возможностей для миссии, чем Mars Direct, но эта возможность имеет свою цену. В частности, если экипаж должен вернуться, вам необходимо заправить Starship, которому требуется около 1000 тонн топлива. В плане Mars Direct гораздо более скромному аппарату для возврата на Землю, отправляемому на Красную планету заранее, требуется всего 100 тонн. Мощность для подъема с поверхности Марса и другие базовые требования, необходимые для поддержки операций Starship’а, в десять раз выше, чем для реализации Mars Direct.


Поэтому необходимо заранее построить большую базу. Несколько Starship’ов будут отправлены в один конец на Марс и загружены большим количеством оборудования для этой базы, солнечными панелями площадью в десять футбольных полей и роботами для их установки. Только после того, как все это будет на месте, может прибыть первый Starship с экипажем. Это делает систему неоптимальной для исследований. Но исследования — это не то, что подразумевает Маск.

Роберт Зубрин: Марсианский план Илона Маска SpaceX, Starship, Илон Маск, Марс, Колонизация, Космонавтика, Длиннопост

Ракета-носитель Saturn V, система SpaceX Starship с SpaceX Falcon 9. Credit: kimi_talvite


Если Mars Direct можно сравнить с усовершенствованной версией программы Apollo, то план Маска подобен D-Day [дню начала военной операции, пример – высадка союзников в Нормандии в 1944 году]. Ему нужен флот. Поэтому он создает верфь для строительства флота. Но зачем строить флот, раньше тестирования хотя бы одного корабля? Есть несколько причин. Во-первых, Маск хочет быть готовым к потерям. К тому времени, когда первый Starship будет готов к первому испытательному полету, у него будет еще три или четыре уже построенных, готовых к действию и модификации. Для исправления причин, вызвавших неудачу первого. Запуск, авария, исправление и повторение, пока не заработает, а затем продолжение запусков, повышение полезной нагрузки и сокращение времени оборота, повышение производительности, полет за полетом, неистово.


Но есть и другая причина построить флот. Это сделает Starship’ы дешевыми. NASA построило пять космических кораблей за двенадцатилетний период, каждый из которых стоил несколько миллиардов долларов. Маск создает верфь, предназначенную для массового производства звездолетов со скоростью 50 и более штук в год. Это может звучать безумно, но это не невозможно. В 1944 году Соединенные Штаты производили эскортные авианосцы из расчета один раз в неделю.


Множество отдельных команд работали одновременно, каждый на своей части корабля в течение нескольких дней, прежде чем передать работу следующей команде. Если Маск установит аналогичную линию с рабочей силой в 3000 человек, это будет означать затраты на рабочую силу порядка 6 миллионов долларов за каждый корабль или от 15 до 20 миллионов долларов, включая материалы и авионику.


Если он сможет добиться таких низких затрат, Starship’ы, перевозящие по 100 пассажиров каждый, смогут долететь до Марса и остаться там, если это необходимо для обеспечения жильем, при стоимости оборудования на одного пассажира менее 200 000 долларов. База на Марсе заработает, будут расти промышленные и тепличные сельскохозяйственные мощности. Поэтому сделайте стоимость билета 300 000 долларов — собственный капитал типичного домовладельца или около семи лет оплаты для среднего американца. В колониальные времена простые работяги заказывали проезд в Америку в обмен на семилетнюю работу. Это цена, которую многие люди могут заплатить — и заплатят — если они действительно захотят сделать этот шаг. Все, что нужно, кроме Либерти [статуя Свободы], приветствующей иммигрантов — если она там будет, — это их приход и их творчество, благодаря которому поселение будет процветать


С этим последним пунктом Маска согласен и я. Внеземное поселение вряд ли сможет приносить прибыль за счет экспорта любого материального товара на Землю. Транспортные расходы просто слишком велики, и поэтому цифры в бизнес-планах, основанных на таких концепциях, просто не складываются. Но интеллектуальная собственность — это совсем другое дело, поскольку она может передаваться на межпланетные расстояния почти бесплатно. А плата за патент – это наивысшее справедливое возмещение за любую содержащуюся в нем информацию, за каждый бит. Колония Марса будет состоять из очень технически искусного населения, находящегося в пограничной среде, где они будут свободны для инноваций и вынуждены внедрять инновации. Это будет похоже на Америку 19-го века, и даже более того, на своего рода скороварку для изобретений. Как отметил историк Фредерик Джексон Тернер в своем знаменитом эссе 1893 года «The Significance of the Frontier in American History» (Значение фронтира (дальнего рубежа) в американской истории), аналогичная ситуация сделала молодую Америку самой изобретательной культурой всех времен, а изобретательность Янки принесла миру блага электричества, пароходы, телеграф, трудосберегающие машины, запись звука, электрические лампочки, телефоны, централизованно вырабатываемую электроэнергию — и вскоре после того, как он это написал, — самолеты и массовые автомобили.


Таким образом, свободная от бюрократии и без жесткого управления марсианская изобретательность сможет произвести революционные достижения в робототехнике, искусственном интеллекте, генетически модифицированных организмах, синтетической биологии и многих других областях. Эти изобретения, созданные для удовлетворения потребностей Марса, могут быть запатентованы на Земле и будут приносить доход, необходимый для финансирования импорта сложных систем, которые в отличие от продуктов питания, тканей, топлива, стали, алюминия, стекла и пластика, могут быть слишком трудными для производства на Марсе в течение некоторого времени.

Роберт Зубрин: Марсианский план Илона Маска SpaceX, Starship, Илон Маск, Марс, Колонизация, Космонавтика, Длиннопост

Общий концепт марсианской колонии, представленный Илоном Маском ещё в 2016-м году. Credit: SpaceX


Прямо сейчас Маск невероятно сосредоточен на создании своей верфи, и он считает, что эта задача гораздо важнее, чем просто усовершенствовать Starship. Но есть еще много проблем, которые Маск должен будет решить, чтобы заставить все это работать. Заправка на орбите резервуаров с криогенным топливом пока еще не продемонстрирована, технология производства топлива на Марсе тоже. Хотя она хорошо изучена, но все еще не готова к использованию. Starship’ы, возвращающиеся с Марса, столкнутся с гораздо большими тепловыми нагрузками, чем транспортные средства, просто возвращающиеся с орбиты Земли. Легкая тепловая защита, которая достаточна для одного, может не сработать для другого. Ракетные выхлопные газы массивных Starship’ов могут создавать опасные кратеры во время приземления и могут заставить Маска принять план по типу Mars Direct, используя меньшие транспортные средства, возможно, мини-Starship’ы, убирая Starship с орбиты Земли. Я полагаю, что это соображение в сочетании с очень большой потребностью топлива для заправки полноразмерного Starship’а на Красной планете может в конечном итоге вынудить его разработать миниатюрную версию Starship’а. Такой Mini может быть поднят на орбиту Земли Starship’ом, а затем отстыкован от него, чтобы совершить миссию в стиле Mars Direct, позволяя Starship’у вернуться на Землю и снова вылететь на орбиту в течение нескольких дней. Mini также может быть запущен независимо, в качестве многоразового разгонного блока с уже действующим Falcon 9, что даст компании возможность полностью многоразового запуска средней грузоподъемности. Маск предпочитает делать все как единый проект. Посмотрим, сможет ли он это осуществить.


Операционный бюджет NASA более чем в десять раз крупнее, чем у компании SpaceX, которая, однако, быстро обходит невольного «конкурента». Космическое агентство сильно задерживается с тяжелой ракетой-носителем, теперь известной как SLS. Это была разумная конструкция ракеты-носителя, впервые предложенная в 1988 году. Но она появляется на поколение позже [чем следовало], с меньшей грузоподъемностью, чем у Starship’а, и стоит примерно в 50 раз больше за полет. В NASA утверждают, что в попытках высадить астронавтов на Луну к 2020 году, администрация работает в режиме «свистать всех наверх». Но маловероятно, что это произойдет, потому что придуман сверхсложный план, предусматривающий сначала строительство космической станции на орбите Луны, а затем использование четырех запусков, пяти элементов полета и шести операций рандеву за миссию. В то время как такой подход дает политические выгоды в виде предоставления как можно большему числу игроков части общей громадной работы, действенность плана весьма сомнительна.


Проект NASA по Марсу еще хуже. Он включает в себя базирование огромного Deep Space Transport с ионным приводом на космической станции на лунной орбите, а затем полет DST на другую космическую станцию, которую, как утверждает агентство, необходимо построить на орбите вокруг Марса. Время перехода с лунной орбиты на орбиту Марса для этой футуристической системы составляет 300 дней в каждую сторону — почти вдвое больше, чем требовалось марсоходам Spirit и Opportunity, чтобы совершить путешествие с Земли на Красную планету в 2003 году. Более того, в отличие от Spirit и Opportunity, DST не будет совершать посадку.


Если вы хотите исследовать или заселить Марс, вам нужно сесть на Марсе. Однако целью плана DST не является ни исследование, ни заселение. Это расходы. Вместо того, чтобы предлагать самый простой и эффективный путь к Красной планете, архитектура DST предлагает самый сложный способ, чтобы обеспечить «обоснование» (примечание: не причины) для как можно большего количества новых программ развития технологий.


Подход Маска противоположен. Программа NASA ориентирована на поставщиков. Он нацелен на результат. Его не интересует обоснование расходов на «потенциально полезные» технологии. Он хочет, чтобы его программа была выполнена с наименьшим количеством новых разработок. Его позиция такова: «Покажи мне, зачем мне это нужно». Он может зайти слишком далеко. Как уже отмечалось, я полагаю, что было бы разумно разработать мини-Starship, чтобы снизить требования к мощности для производства топлива на Марсе. Он не согласен. «Покажи мне», — говорит он. Наши выводы по этому вопросу расходятся, но мне очень нравится, как он думает.


Такое мышление может привести нас к Марсу. ссылка 1, 2

Показать полностью 3
69

Ставим на ракеты Starship, Энергию-М и Зенит другие двигатели, смотрим что получилось и делаем выводы

Ставим на ракеты Starship, Энергию-М и Зенит другие двигатели, смотрим что получилось и делаем выводы Starship, SpaceX, Космонавтика, Ракета, Арт, Ядерный двигатель, СССР, Лунная программа, Длиннопост

Мы часто слышим что один ракетный двигатель в чем-то лучше другого, например давлением в камере сгорания. Но насколько серьезно это может влиять на главную характеристику ракеты - носителя, - полезную нагрузку?


Чтобы выяснить это, я рассчитал полезную нагрузку для ракет Зенит и Энергия-М с разными двигателями, вот что получилось


-------------------------------------------

Примечание

Сравниваются двигатели одних и тех же компонентов топлива и с мощностями, которые принципиально позволяют их использовать на соответствующей ракете - носителе. Учитывается изменение массы двигательной установки, принято допущение что остальные массы ракет остаются неизменными.

НОО - Низкая Околоземная Орбита.

Под второй ступенью ракеты Энергия, подразумевается центральный блок.

--------------------------------------------

Ставим на ракеты Starship, Энергию-М и Зенит другие двигатели, смотрим что получилось и делаем выводы Starship, SpaceX, Космонавтика, Ракета, Арт, Ядерный двигатель, СССР, Лунная программа, Длиннопост
Ставим на ракеты Starship, Энергию-М и Зенит другие двигатели, смотрим что получилось и делаем выводы Starship, SpaceX, Космонавтика, Ракета, Арт, Ядерный двигатель, СССР, Лунная программа, Длиннопост

Из этих диаграмм сразу видны причины отказа от F-1 и J-2 после программы Аполлон, они ужасно неэффективны. С ними полезная нагрузка упала на треть. А то сейчас конспирологи любят вспоминать

А куда американцы дели F-1

Видно что СССР создал двигатели на более суровых режимах работы, что на керосине, что на водороде. Трудно сказать насколько это обоснованно экономически, но факт интересный.


До того как провести этот расчет, я был уверен что американцы десятилетиями специализируются на водородных двигателях, и у них они будут самыми эффективными, но нет.


Получается, во времена лунной программы, пока американцы в равной мере делали упор на разработку мощных двигателей на керосине и водороде, советские ученые, создали хоть и менее мощный, но намного более эффективный керосиновый двигатель для работы на всех ступенях Н-1 (У меня еще есть пост: Наглядно о том, почему Сатурн-5 полетела раньше чем Н-1).


НК-33 приятно удивил. Но возник вопрос, а нужно ли тогда было годами разрабатывать линейку РД-170/180/190, кто знает, напишите в комментариях.


Starship

Теперь давайте поговорим о Starship Илона Маска. В мире пока не много метановых ракет, это новый тренд, а Starship на других компонентах топлива уже совсем другая ракета, другие массы, другие размеры.

Но меня давно мучает вопрос, а что если бы был аналог Starship на ядерной тяге. Например, как сильно бы это уменьшило размеры сверхтяжелой ракеты при той же полезной нагрузке, и какие бы дало преимущества.


--------------------------

Примечание

Первая ступень Метан + кислород, предполагается что вторая ступень имеет ядерный двигатель с высоким твр (отношение тяги к весу) по меркам ядерных двигателей (или в случае с LANTR, приемлемым). Рассматриваются различные топлива для второй ступени.


LANTR - The L'OX-augmented Nuclear Thermal Rocket, то есть водородный ядерный двигатель с впрыском кислорода.

Это наиболее изученная технология в сравнении с двигателями остальных ядерных старшипов.


Размеры ступеней меняются в зависимости от массы топлива, плотности топлива, и наилучшего соотношения масс ступеней в каждом отдельном случае.

---------------------------

Ставим на ракеты Starship, Энергию-М и Зенит другие двигатели, смотрим что получилось и делаем выводы Starship, SpaceX, Космонавтика, Ракета, Арт, Ядерный двигатель, СССР, Лунная программа, Длиннопост

Я предполагаю, в будущем, основные расходы на эксплуатацию многоразовой ракеты, - топливо.

Чем меньше масса, тем меньше затраты на топливо, тем дешевле полет.


Так же меньшая масса ступеней ракеты означает уменьшение количества двигательных установок, что удешевляет производство и поможет улучшить окупаемость ракеты.


Несмотря на то что водородный вариант получился самым выгодным по стартовой массе, стоит помнить что это одно из самых дорогих топлив в космонавтике.


Итого, ядерные двигатели значительно снизили массу ракеты - носителя, а возможно и расходы (но не факт).

Преимущества ядерных ступеней очевиднее на примерах когда требуется совершать затратный маневр. В случаях когда обычный Starship требует предварительно несколько заправок, его ядерный аналог может потребовать одну, или при некотором уменьшении массы полезной нагрузки, вовсе ни одной. Но это уже тема отдельного поста.


Какому топливу я бы отдал предпочтение? Очень трудно сказать, я рассчитал много месяцев назад, но до сих пор не определился. Каждый из них имеет свои сильные и слабые стороны.


Моя группа в ВК


Канал и временно заброшенный чат в телеграмме



Другие мои посты на Пикабу, которые я считаю удачными:


Когда мы узнаем намного больше о Землеподобных экзопланетах?


Пилотируемые межзвездные перелеты в следующем веке (на чем и куда)


Наглядно о том, почему Сатурн-5 полетела раньше чем Н-1


Большие и гигантские Лунные пещеры


Был бы рад узнать ваше мнение и мысли в комментариях, спасибо за внимание.

Ставим на ракеты Starship, Энергию-М и Зенит другие двигатели, смотрим что получилось и делаем выводы Starship, SpaceX, Космонавтика, Ракета, Арт, Ядерный двигатель, СССР, Лунная программа, Длиннопост
Показать полностью 4
420

Тяжёлый сокол полетел с коммерческой нагрузкой!

UPD от модератора: Опрос - баян ли пост https://pikabu.ru/surveys.php?id=BA0QW3GEyeuP

_________

Достойный подарок человечеству на День Космонавтики!

Два ускорителя и первая ступень штатно приземлились.

478

Успешный старт Falcon 9 с кораблем Crew Dragon в рамках миссии DM1

Успешный старт Falcon 9 с кораблем Crew Dragon в рамках миссии DM1 SpaceX, Dragon 2, Falcon 9, Старт, Космос, Космонавтика, МКС, Техника, Длиннопост

Примерно в 10:40 по московскому времени состоялся первый запуск космического корабля Crew Dragon компании SpaceX. Это первый тестовый полет нового пилотируемого корабля. Сегодня он выполняется без людей на борту. Экипажем является манекен, который получил имя Рипли (в честь главной героини фильма «Чужой»), снабженный кучей датчиков. Также там находится 200 кг груза.

Успешный старт Falcon 9 с кораблем Crew Dragon в рамках миссии DM1 SpaceX, Dragon 2, Falcon 9, Старт, Космос, Космонавтика, МКС, Техника, Длиннопост
Успешный старт Falcon 9 с кораблем Crew Dragon в рамках миссии DM1 SpaceX, Dragon 2, Falcon 9, Старт, Космос, Космонавтика, МКС, Техника, Длиннопост
Успешный старт Falcon 9 с кораблем Crew Dragon в рамках миссии DM1 SpaceX, Dragon 2, Falcon 9, Старт, Космос, Космонавтика, МКС, Техника, Длиннопост

Первая ступень использовалась новая, не использовавшаяся ранее. Это требование NASA. После отделения она благополучно вернулась, совершив посадку на плавучую платформу.

Успешный старт Falcon 9 с кораблем Crew Dragon в рамках миссии DM1 SpaceX, Dragon 2, Falcon 9, Старт, Космос, Космонавтика, МКС, Техника, Длиннопост

План запуска:

-45:00 Руководитель запуска SpaceX подтверждает готовность к заправке ракеты топливом

-37:00 Система аварийного спасения Dragon приведена в готовность

-35:00 Начинается заправка ракеты RP-1 (ракетное топливо-1, керосин)

-35:00 Начинается заправка первой ступени ракеты жидким кислородом

-16:00 Начинается заправка второй ступени ракеты жидким кислородом

-07:00 Начинается охлаждение двигателей Falcon 9 перед стартом

-05:00 Dragon переводится на внутреннее питание

-01:00 Бортовой компьютер начинает финальную предстартовую проверку

-01:00 Начинается наддув топливных баков до полётного уровня давления

-00:45 Руководитель запуска SpaceX подтверждает готовность к запуску

-00:03 Отдаётся команда на зажигание двигателей

-00:00 Пуск Falcon 9

00:58 MaxQ — момент максимального аэродинамического давления на ракету

02:35 Отключение двигателей первой ступени

02:38 Разделение первой и второй ступеней

02:42 Включение двигателя второй ступени

07:48 Включение двигателей первой ступени при возвращении в атмосферу

08:59 Отключение двигателя второй ступени

09:24 Включение двигателей первой ступени для посадки

09:52 Приземление первой ступени на платформу Of Course I Still Love You

11:00 Отделение Dragon от второй ступени

Успешный старт Falcon 9 с кораблем Crew Dragon в рамках миссии DM1 SpaceX, Dragon 2, Falcon 9, Старт, Космос, Космонавтика, МКС, Техника, Длиннопост

Примерно через 11 минут корабль отделился от ракеты-носителя и начал свой полет к МКС. Автоматическая стыковка состоится через 27 часов. На МКС Crew Dragon пробудет 5 суток, после чего отстыкуется и направится обратно, посадка должна произойти в Атлантический океан.


Ист.

Показать полностью 4
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: