Факты про Афганистан (продолжение-4). Система образования

Доруд бар шумо, уважаемые читатели. Продолжаю знакомить Вас с этой чудесной страной и людьми, основываясь исключительно на личном опыте и информации, полученной от сами афганцев, которых знаю лично. Это я к чему - если в тексте нет ссылок, то, значит, текст писался из головы. Фото, кроме двух, также мои. Старалась не повторять общеизвестных в рунете моментов, так что, возможно, опять что-то новое для себя узнаете. Итак, факт №... да не помню я уже. Короче, система образования Афганистана.


Школа

Современная система школьного образования в Афганистане выглядит следующим образом. Средняя школа является 12-летней. Большинство школ – государственные, обучение в них бесплатное и в 1 класс берут без экзаменов. Если это школа в захолустье, то, скорее всего, за оформлением документов и посещаемостью особо следить не будут класса до 9-го. Нет специальной службы, которая отслеживает детей, не поступивших в школу. Все на совести их родителей. В городских школах контроля больше. Если ребенок был, а потом надолго пропал - выйдут на родителей и спросят, в чем проблема. Если прогуливает - получит люлей от бати, если же родители решили больше в школу не отправлять - ну что ж, из списка вычеркнут и все.


В государственных школах до 6 класса идет совместное обучение мальчиков и девочек, потом – раздельное (ну а как же – пубертат таки). В частных школах мальчики и девочки учатся отдельно. В частных школах обучение платное и сумма зависит от географического положения (в столице – дороже), престижа конкретного учебного заведения и ряда иных факторов. Подавляющее большинство, естественно, учится в государственных школах. В частных – дети высокопоставленных чиновников, военных, медийных персон и прочих весьма обеспеченных граждан, для которых важно сохранять статус-кво и не париться про безопасность чада. Стоит отметить, что при талибах нападения на школы были нормой, особенно на те, где учили девочек – за такое учителей убивали-калечили, а родителей «провинившихся» девочек подвергали публичным наказаниям. Зачастую и современная школа может стать объектом атаки смертника. В частной школе все-таки уровень безопасности выше, ибо родители оплачивают услуги и охраны в том числе, а в обычной государственной школе вся ответственность ложится на учителей и директора.


На фото – класс, занимающийся на свежем воздухе. Нормальная практика при хорошей погоде, или когда здание школы оставляет желать лучшего. Так как это младшая школа, судя по всему, в кишлаке, требований к форме одежды не заметно (фото с просторов).
Факты про Афганистан (продолжение-4). Система образования Афганистан, Образование, Этнология, Культура, Страноведение, Наблюдение, Длиннопост

Кстати об учителях. Им может стать любой человек с законченным школьным образованием (бакалурия, 12 классов), но преподавать он сможет до 9 класса включительно. В старшей школе учителя должны иметь дополнительные курсы подготовки или отучиться в аналоге колледжа (13 и 14 год). Опять же, если школа малокомплектная и находится у черта на куличках, там уже не будут заморачиваться с уровнем образования «педагогов», берут всех желающих. Отсюда и качество обучения может скакать от весьма приличного до полного нуля, особенно по иностранным языкам типа английского. Бывает так, что они годами изучают алфавит, а с фонетикой вообще никто не работает. Оттуда всякие «футюрэ» и «натюрэ» появляются. Учителя бывают обоего пола, чаще женщины (зарплата маленькая, мужик-кормилец, у которого жена не работает и куча детей мал-мала, на учительскую зарплату их не прокормит; а в учителя идут те женщины, которым муж позволяет работать, или мужа нет вообще, а жрать хочется, тут уж сколько дали, столько и возьмет). Мужчины чаще привлекаются к обучению мальчиков-старшеклассников, и их стараются не ставить на старшие женские классы. Но если учитель один на всю школу, тогда ничего не поделаешь.


Школьная форма. Обязательная школьная форма с особым дизайном есть у частных школ, обычно это классический костюм-тройка, синяя рубашка, галстук – у мальчиков, синяя форма и белый платок у девочек (платье до полу). Городские школы требуют для мальчиков «белый верх, темный низ», нельзя ходить в национальной одежде, в спортивной одежде, в военной форме, в модных джинсах с кучей карманов и дырок. Галстук не обязателен, но белая рубашка – полюбому должна быть. У мальчиков еще обязательна короткая стрижка «как в армии». Девочки ходят в длинном черном платье и белом платке (фото ниже, опять с просторов). Потом, у вузе, к одежде не будет никаких требований, кроме соответствия шариату, можно ходить в национальной одежде и в украшениях, а мальчикам – отращивать любую длину волос, хоть вообще лохматыми ходить.

Факты про Афганистан (продолжение-4). Система образования Афганистан, Образование, Этнология, Культура, Страноведение, Наблюдение, Длиннопост

Предметы, изучаемые в школе. Начинается все с прописей: каллиграфия – это отдельный предмет. Там надо писать чернилами и пером («най» - на фото ниже), выточенным из палочки. Пучок таких «ручек» продается за 2 афгани, из более приличного материала – за 5 афгани. У кого нет най – макал палец в чернила и писал им. Современные дети пишут шариковыми ручками, но основы каллиграфии все равно требуют навыка писать чернилами.

Факты про Афганистан (продолжение-4). Система образования Афганистан, Образование, Этнология, Культура, Страноведение, Наблюдение, Длиннопост

Также изучаются оба государственных языка – дари и пушту. Собственно, все обучение идет на дари, а пушту учится как отдельный предмет. В столичных школах оба языка преподаются весьма прилично, а вот в районах, где преобладает пуштунское население, на дари могут и забить, причем капитально, и говорят на уроках не на дари, а на пушту. Лично общалась со студентами-афганцами, которые чудесно тупили даже при наличии качественного перевода на дари, ибо ни слова не понимали. Потом им переводили уже с дари на пушту их одногруппники-билингвы. Другими словами, пуштуны, не живущие в столице, не особо склонны к изучению других языков, так как считают себя пупом мира, что это остальные должны учить пушту.

Перечислю нерелигиозные предметы:

1-3 классы: математика, каллиграфия, махоратхои (я нифига не поняла, это что-то в кучу – знакомство со своей страной на простом уровне, здесь изучается административное деление страны, демография, основы культуры населяющих народов, зачатки патриотизма).

4 класс: все, что в предыдущих классах, плюс пушту, английский и обществознание.

5-6 класс: к предыдущим добавляется «сайенс» (это типа нашего курса КСЕ – все естественные науки в кучу).

7-9 класс: добавляются арабский язык (не коранический), отдельно биология, химия, физика, география, появляется история (в каждом классе разные разделы: история мира, история родины, история соседних стран и т.д.), домоводство (девочкам) и земледелие (мальчикам).

10-12 класс: добавляются общественные науки (в кучу, в основном упор на изучение общества), отдельно культура Афганистана, но называется «культурологией», и компьютерная грамотность как факультатив. Бывают и другие факультативы, логика или психология, к примеру.

Религиозные предметы:

1-6 класс: Коран (тафсир), «исламская наука» - громкое название, а по факту – этикет, немного исламской этики и культовой практики, то есть, как канонично мальчику подмыться, ежели по утру он обнаружит мокрые штаны, как кушать, поститься-молиться, одеваться и т.д. аналогично для девочек – что можно и что нельзя. Ясен пень, на этих уроках сидят отдельно.

7-9 класс: у всех – таджвид (как правильно читать Коран, произносить слова; переводить не учат – чтоб не знали истинного значения), у шиитов – фикх Джаффари.

10-12 класс: тафсир, таалимат ислами (следующая ступень исламских наук, где изучается теология, житие Пророка, столпы ислама и т.д., короче, теория), у шиитов продолжается «Джаффари».


На фото – учебник для 7 класса по «наукам». Зацените тематику. Думаю, картинки говорят сами за себя (это у них раздел «химия»). Кроме шуток, племяха скинула учебник в пдф. Ладно хоть потом написали, что наркомания - плохо, не делайте так, детишки.

Факты про Афганистан (продолжение-4). Система образования Афганистан, Образование, Этнология, Культура, Страноведение, Наблюдение, Длиннопост

Это еще что. При талибах были учебники, по словам мужа, еще веселее. В первом классе, когда изучался алфавит, на каждую букву было что-то или религиозное, или военное, например, алеф – аллах, джим – джихад, и т.д., и фразочки типа «у моего папы есть автомат, он с ним делает джихад». Жаль, картинок выцыганить не удалось, но книжка у родственников сохранена на память.


Система оценок. Она полностью срисована со старой американской системы. Всего – 100%, из них 10% за посещаемость, 10% за домашку, 60% работа в классе. Оставшиеся 20% сдаются в виде экзаменов и зачетов. Оценки идут по 100-балльной системе, дублируясь литерами A B C D E, аналогично всем учебным заведениям Европы и не только, вступившим в Болонский процесс.

Экзамены бывают в конце семестра обязательно, и в ряде школ еще есть что-то вроде промежуточных экзаменов в начале семестра. Каждый семестр – 4 месяца. Каникулы зимой 2 месяца обязательно, и летом набирается не меньше из-за «актированных» дней, когда из-за жары отменяют занятия. Поэтому по решению директора детей могут просто на 2 месяца распустить по домам. В конце семестра также подводятся итоги и определяется рейтинг каждого ученика в классе, в параллели и в школе. Тот, кто получает наивысший рейтинг, на полгода становится «учеником №1», это типа очень почетно и круто. Кстати, в рейтинге учитывается и посещаемость. Например, у одной из племянниц, несмотря на отличную учебу, сняли звание первой ученицы за то, что она 3 дня пропустила из-за свадьбы ее дяди (вся семья там тусила), но ее маман не предупредила руководство, и девчонке зачли 3 дня как прогул. Вот было горя… а мамаша неграмотная, ей не понять.

По окончанию 9 класса выдается аттестат с текущими оценками. По окончании 12 класса выдается еще один аттестат с оценками за 10-12 классы, а графы за предметы, пройденные по 9 класс включительно, остаются пустыми. Например, на фото – в аттестате не заполнена графа «арабский язык», так как экзамен был в 9 классе. Как видно, все надписи на английском языке, что весьма упрощает перевод. За качество извиняюсь, фоткала в прыжке на кота.

Факты про Афганистан (продолжение-4). Система образования Афганистан, Образование, Этнология, Культура, Страноведение, Наблюдение, Длиннопост

Канкур (Kankor) – это что-то типа наших ЕГЭ, но не выпускной из школы, а для поступления в колледжи и на вышку. Другими словами, это общий экзамен, сдается одновременно по всей стране в каждой области, а полученный балл дает возможность продолжить обучение дальше (те самые 13 и 14 годы, чтоб получить профессию). Можно и не сдавать, если дальше не планируешь никуда поступать или будешь учиться за границей за свой счет.


Всего есть 3 попытки, одна попытка в год. На соответствующем сайте или в местном отделе управления образования подается заявка на участие, в которой соискатель должен указать, на какие профессии он претендует (до 10). Для обучения по разным профессиям – разный проходной балл. Причем в разных областях, где есть учреждения профессионального образования, могут устанавливаться разные диапазоны минимума и максимума проходного балла. Конечно, в столичных вузах – самые высокие баллы. «Потолок» в разные годы – от 350 до 360 баллов. Тот, кто получит высший балл, может бесплатно учиться в любом вузе на любой специальности, но чаще всего, такого «шибко умного» студента отправят учиться за рубеж. Мол, мы тебя тут ничему путнему не научим, давай-ка, поучись у американцев.


Чтоб попасть в медицину, надо набрать от 331 до 348 баллов. Далее следует экономика, а третья строчка – за стоматологией. И так ранжируются все имеющиеся специальности. Когда соискатель получает свой балл и сертификат (а узнать это можно, имея регистрацию на сайте и номер своего заявления, ID), ему также выдается список профессий, на которые он может претендовать, и вузы, которые его готовы принять. Я выше говорила, что можно написать до 10 штук, что-то авось да выстрелит. Если же экзамен провален, то остается еще одна попытка на следующий год, и последняя – еще через год. Можно перерывы между попытками делать и больше, но не более чем на 10 лет с момента окончания школы. Тот, кто все 3 раза провалился, считается неспособным к дальнейшему обучению. И больше его не зарегистрируют в системе.


Высшее образование

Все, кто выдержал канкур и получил нужные баллы, подают документы в колледжи и университеты. В вузах реализуются программы бакалавриата, магистратуры и даже докторантуры, но чаще всего, соискатели PhD и прочих степеней предпочитают получать их в зарубежных докторантурах. Полный список вузов на русском языке не нашла, вот примерный перечень наиболее крупных вузов, имеющих свой сайт . А тут перечень побольше, но с орфографическими ошибками.


Обучение в вузах – смешанное, то есть на М и Ж группы не делятся. Единственное исключение – акушерство и гинекология. Туда берут только девушек. Так исторически сложилось, что у местных данная специальность не пользуется популярностью, и большинство акушерок – иранки по контракту. Прочие медицинские специальности получают и мужчины, и женщины, чтоб потом в больницах был прием сразу у двух врачей, например, терапевта для женщин – женщины, и терапевта для мужчин – мужчины. Педиатры тоже чаще всего женщины. А вот рентгенологу можно принимать пациентов независимо от пола. Все равно он вживую их не видит – все манипуляции по раздеванию и вставанию в аппарат контролирует медсестра/брат.

Стоит оговориться, что обучение медицине там достаточно неплохое (учатся 7 лет), несмотря на религиозные загоны и запрет на изучение эволюционизма вообще. Хирургов учат не хуже, чем в Индии. Очень крута ортопедия, но вот практикующие клиники – все «не местные» - американская, китайская и индийская. Тут, скорее, вопрос не подготовки, а финансирования. Как мне тут настойчиво подсказывают, самые «крутые» врачи – выходцы из Ниджраба, так как там полно династий, и в каждой семье по 2-4 человека имеют медицинское образование. А еще 8 самых топовых афганских врачей – тоже ниджрабцы.


mxclub спрашивала, почему афганцы стремятся получать ВО за границей. Отвечаю. Есть 2 основные причины: желание получить качественное НЕ религиозное образование и желание свалить из страны, а имея диплом приличного вуза это сделать проще, хотя бы оставшись в той стране, где учился. Что касается первой причины – тут речь идет о получении полноценных научных знаний, основанных на новейших научных исследованиях и разработках, а не физика, где вместо законов, по которым развивается мир, есть только воля божия. Понятия «развитие, эволюция, стохастический детерминизм, случайность» и т.д. там расцениваются как богохульство. Я уж не говорю про квантовую механику или синергетику. Философия – аналогично, только в рамках теологии, причем исламской, и никакого тут материализма - ишь, чего удумали, куффары и муртады, богохульники! Ясен пень, в ряде прикладных наук такой подход тупо не работает, а качество продукции стремится к нулю. Думаю, что все уже поняли, о чем речь, но на всякий случай – это когда вы пришли к врачу, а он вам предлагает молитвослов и пару свечек за здравие поставить, и рак пройдет! А нет – так на то воля божия. И те, кто понимает, что в робототехнике, или медицине, или в фармацевтике (список бесконечен) одним Кораном жив не будешь, стараются получить адекватное и полноценное научное образование где-нибудь еще, если есть деньги или иные возможности (в госпрограмму попасть, или сдать канкур на высший балл, или выиграть грант и т.д.).


Наиболее предпочтительным является получение американского ВО, так как там разрыв между наукой и содержанием предметов минимален, материальная база вузов весьма неплоха, все студенты и аспиранты обязаны заниматься исследовательской деятельностью и т.д, и т.п). Ну и потеряться там на годок-другой, а то и вовсе остаться весьма легко. Стоит только прийти в соответствующую правозащитную организацию, засветить там принятие христианства – профит! Вас обратно в исламскую страну уже не отправят на верную смерть за предательство религии.


Кстати, американский университет в Кабуле весьма котируется, ибо там преподают в том числе и американцы, а так как он полностью на американских дотациях, то материальная база там куда лучше того же политеха, который строили и создавали специалисты из СССР (вот что они после себя оставили, с тем до сих пор и работают, минус пара корпусов, взорванных при талибах).

Также котируется европейское образование (западное! Восточная Европа – для "неудачников").


В Россию едет все меньше студентов, так как затяжной кризис отечественной системы образования очевиден даже афганцам. В СССР был налажен процесс обучения военных, летчиков, инженеров и врачей. По гос. программам военного (МО, МВД) образования до сих пор ежегодно обучается куча народу в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других городах. В медицинские вузы поступает все меньше афганских студентов, ибо уровень обучения перестал устраивать их давно. Есть еще студенты разных гуманитарных направлений – филологи, журналисты и иже с ними, но они стараются поступить в Москву, а попадают в Уфу, например, и долго не въезжают, что случилось. Россия – не самое популярное место для учебы еще и потому, что тут редко где преподают на английском языке, и приходится дополнительно учить русский, а он, по словам страдальцев, «пипец какой трудный». Ну и погода тоже не радует афганцев, которые тут откровенно мерзнут (кроме Краснодарского края климат вообще не идет). Оставаться жить в России тоже мало кто хочет, так как уровень жизни (по сравнению с США или Швецией, да даже Германией) оставляет желать лучшего. Например, знакомая афганка без образования, работая фасовщицей деталей (гайки-болтики) в США, зарабатывает 4000 $ в месяц и потешается над нами, работниками интеллектуального труда, имеющими 2-4 работы и получающими в лучшем случае 400 $ на нос. Получить паспорт "бывшему" студенту сразу ко дню завершения обучения не получится, нужно будет еще получать РВП, потом ВНЖ, а потом только гражданство.А лицу без гражданства вообще нереально устроиться на высокооплачиваемую работу, даже с ВНЖ по ряду специальностей просто не возьмут, ибо законодательно запрещено.  Тема получения российского гражданства афганцами тоже весьма обширна, интересна и имеет много подводных камней. Но это уже выходит за рамки заявленной темы поста.


В комментариях под прошлыми постами был вопрос – сколько  в РФ афганцев. Согласно данным, опубликованным МВД, в 2019 году с января по сентябрь с целью обучения въехало 1522 афганца. В 2018 году – за весь год зарегистрирован 1961 гражданин Афганистана, получивший/продливший учебную визу. В среднем, не более 2000 афганских студентов в год за последние 5 лет. Более ранние данные мне лениво поднимать. Можете сами поизучать сайт МВД, кому любопытно. Там же можно посмотреть и остальные цифры.


Управление системой образования осуществляют 2 министерства: министерство школьного обучения и министерство высшего образования (это буквальный перевод). В каждом районе есть свое представительство, обладающее рядом полномочий, аналогичных главному министерству, но действующих только на территории данной провинции (области). Там же собирается и изучается статистика – сколько поступило в школы, какие баллы по канкуру, сколько продолжило обучение после школы и т.д.; потом эти данные передаются в Центр, и даже публикуются на официальном сайте Министерства.


Вот тут вполне адекватное описание системы образования ИРА, даже есть табличка с сопоставлением их документов об образовании с нашими, правда, времен СССР.  Если сопоставлять современные отечественные документы об образовании, получается следующее:

- 9 классов (афг) – наши 9 классов;

- 12 классов (афг) – 11 классов (РФ), среднее образование;

13-14 лет, ассоциированная степень (афг) – среднее профессиональное образование (училище, техникум, колледж).

С бакалавром и магистром, думаю, и так понятно, зато афганцы не понимают нашего «специалиста», поэтому те, кто учились в РФ, при переводе диплома очень просят написать им «магистр», потому что могут подумать, что это бакалавриат был или вообще техникум, а не вышка. Кандидата наук у них тоже нет, поэтому наши кандидаты и доктора наук в документах "туда" переводятся как «доктора».


Если еще будут вопросы по существу поста – с радостью отвечу в каментах (если квалификации хватит). Спасибо, что читаете!


БМ как обычно показывает всякую шляпу ))