Факты о жизни в питерских коммуналках

1. Нормы площади, положенной одному человеку, всё уменьшались и уменьшались, составив в 1924 году всего 8 м². Так появилось понятие «коммунальная квартира».

2. Выражение «поссориться, домохозяйки на коммунальной кухне» очень точно передаёт накал страстей, которые тогда бушевали. Кому-то мешал шум соседей, кто-то не переносил открытых окон, сквозняков, запахов, а другие включали не свою лампочку, и на их головы сыпались едва ли не проклятья.

3. Квартирный вопрос стоял настолько остро, что даже получившие заветную комнату не могли быть уверены в завтрашнем дне. Отнять жильё могли даже за мелкую провинность или, например, если человек уезжал в длительную — больше трёх месяцев — командировку. То есть получить комнату было очень трудно, а потерять мог каждый и в любой момент. По этой причине новые жильцы не хотели делать ремонт и поддерживать квартиры в нормальном состоянии. Зачастую даже отказывались убирать на общих территориях, коими считались кухня, коридор и санузлы. А зачем, если в любой момент могут выселить или ещё уплотнить. И, к тому же, на «убитую» квартиру мало кто позарится.

4. В годы Великой Отечественной цементирование коммунального единства усилилось. Люди помогали друг другу продуктами. Например, знаменитая актриса Алиса Фрейндлих жила с мамой и бабушкой на Исаакиевской площади Ленинграда в коммунальной квартире. Её делили шесть семей. Артистка рассказывала, как они помогали соседям, у которых закончилась крупа и хлеб, благодаря чему все выжили. Соседи помогали латать окна, выбитые во время бомбардировок города. Так что жители коммуналок ещё теснее сплачивались. Некоторые становились друг другу ближе родственников.

5. Поначалу в советских коммуналках звонок был один на всю квартиру. Изобретательные жильцы, которым не хотелось открывать дверь чужим гостям, придумали целую систему кодировки. Рядом с кнопкой размещалась табличка или же объявление выводилось краской прямо на стене: «Ивановым звонить один раз, Петровым — два, Сидоровым — три…». Иногда постояльцы придумывали настоящую азбуку Морзе: «Ивановым — один длинный звонок и один короткий, Петровым — два длинных». Всё зависело от количества жильцов в квартире, их изобретательности и возможности договориться с соседями.

6. Самые интимные места в питерских коммуналках тоже были общественными. Здесь работал один из главных принципов коммуналки: всё общественное — ничьё. А значит, убирали там редко и без особого старания. Долго мыться не позволяли и соседи. В иных квартирах постояльцы даже стучали тем, кто решил понежиться под горячим душем. Похожая ситуация была и с туалетом. Занять его на продолжительное время — значит навлечь гнев соседей. Туалеты не отличались чистотой. А унитаз нередко прочерчивала ржавая полоса: бачок частенько подтекал, но чинить общественное никто не торопился. Характерным атрибутом туалета в коммуналке были развешанные по стенам сидушки. Каждая была подписана и соответствовала тому или иному жильцу или семье. Таким образом поддерживалась гигиена. Всегда приходили со своей бумагой. Если забыть рулон или газетку в туалете, то её могли использовать соседи.

7. Несмотря на тёплые воспоминания, оставшиеся у бывших жильцов коммуналок, суровые факты говорят, что конфликты там не были редкостью. Особенно часто происходили склоки, если соседи явно не шли на компромисс из-за особенностей характера или в квартире жили люди, злоупотреблявшие спиртным. Основными причинами для скандалов становились шум, воровство продуктов или попытки изменить установленный регламент проживания. Ещё одним вечным поводом для склок становился вопрос ремонта общественных пространств. Обои в коридоре уже свисали лохмотьями, вода из крана не капала, а лилась, линолеум был в дырах, — но латать ничейные помещения никто не хотел. Доходило до того, что перегоревшую лампочку не меняли годами: соседи спорили, чья сейчас очередь.

Больше подобных подборок и историй на моем канале https://t.me/mentalitetttt