Если транспорта нет, а счастья хочется: генерал Линь Бяо

Если транспорта нет, а счастья хочется: генерал Линь Бяо Вторая мировая война, Китай, История, Длиннопост, Черно-белое фото, Текст, Байка

Любопытный эпизод, имеющий отношение к Параду Победы в Харбине 16 сентября 1945 года - об участии в нем наших тогдашних союзников — китайских коммунистов.


Китайцы воевали против Японии с 1936 года, не очень успешно — многочисленные, но плохо вооруженные и практические не имеющие военной техники китайские войска не могли противостоять фанатичным и прекрасно подготовленным японцам в открытом бою. Но Коммунистическая Партия Китая под руководством Мао Цзедуна сумела развернуть обширное партизанское движение на оккупированных японцами территориях, и весьма успешное. Японская власть сохранялась только в населенных пунктах где имелись гарнизоны, перемещаться по китайской земле можно было только в составе военных отрядов или хорошо охраняемых колонн, да и те подвергались нападениям партизан или нарывались на мины. Японца, осмелившегося в одиночку покинуть китайский населенный пункт и выйти за пределы зоны действия патрулей — ждала быстрая и мучительная смерть…


Основной базой КПК была провинция Шаньси с городом Яньань. В августе 1945, с очевидным разгромом Японии, 8-я Народно-Освободительная армия Китая выступила из Шаньси и начала активно занимать освобождающиеся от японцев территории, местами выбивая оставшиеся японские гарнизоны. В авангарде 8-й армии наступал пехотный корпус под командованием генерала Линь Бяо.

Если транспорта нет, а счастья хочется: генерал Линь Бяо Вторая мировая война, Китай, История, Длиннопост, Черно-белое фото, Текст, Байка

Линь Бяо со своими солдатами захотел принять участие в советском параде, тем более они имели на это полное право. Но вот незадача — корпус находился в провинции Жэхэ, до Харбина около 600 километров. Это больше десятка дневных переходов, а парад – вот он, времени осталось совсем ничего. Перебросить корпус по железной дороге или автомобильным транспортом невозможно: ни того ни другого просто нет. Китайцам досталось большое количество брошенного японцами оружия и снаряжения, разнообразные припасы — но не транспорт. Автомобили, паровозы и вагоны японцы забрали все без остатка, на них и бежали, мосты при отступлении порушили, железные дороги повредили. Конечно, сам Линь Бяо мог бы сесть в личный трофейный автомобиль, или попросить у русских самолет, прибыть в Харбин, встать на трибуну и лично поприсутствовать на параде. Но это его не устраивает.


Китайский генерал находит решение. Приказ по корпусу: срочно готовимся к форсированному маршу. Все снаряжение бросаем, с собой только винтовки. Приготовить запасы еды на переход, наварить риса. И главное, все и срочно делаем носилки, из расчета одна штука на каждых трех солдат или офицеров корпуса! Конечно, брезента для носилок не было, с бамбуком тоже проблемы, пришлось делать из подручных материалов:одежды, рубашек, шинелей, веток, что подвернется. Но — сделали сколько нужно.


И корпус Линь Бяо в полном составе бегом побежал к Харбину. Выглядело это так: двое несли на носилках третьего, он отдыхает. Каждые четыре часа – меняются. Никаких привалов, ночлегов, китайцы бежали без остановки, днем и ночью. Ели и спали исключительно на носилках, по очереди. По горным тропам, по лесам, по проселочным дорогам, разбитым войной. Бежали порядка трех дней. И — успели!


16 сентября, парад уже заканчивался — промаршировала пехота, пролетели над площадью самолеты, уже вышли замыкающие колонны танков и самоходных орудий, оркестр перестраивался для прощального марша… И вдруг вслед за танками появились бегущие китайцы с носилками. Выглядели они ужасно: исхудавшие, усталые, оборванные, запыленные, многие в легких тапочках, а то и босиком. Но — радостные и улыбающиеся, как утверждают очевидцы, лица китайцев светились счастьем. Впереди ехал их командир. Генерал Линь Бяо поднялся на трибуну и доложил советским военачальникам о прибытии вверенного ему корпуса для участия в параде, после чего они вместе приветствовали проходящих мимо китайских солдат. Потом на площадь вышли колонны демонстрантов, все интернациональное население Харбина. После парада и демонстрации, закончившейся уже в темноте — город засверкал иллюминацией, совместные гуляния продолжались до глубокой ночи…


Наверное нет в военной истории подобного броска большой массы войск, в пешем порядке, с такой дикой скоростью и напряжением, как марш китайского корпуса под командованием Линь Бяо. Да, китайцы не блистали в военном деле, не прославились выдающимися победами. Но — про трудолюбие, фантастическую выносливость и большое упорство китайского солдата забывать нельзя. И еще — когда-то мы были искренними друзьями…

Если транспорта нет, а счастья хочется: генерал Линь Бяо Вторая мировая война, Китай, История, Длиннопост, Черно-белое фото, Текст, Байка
Если транспорта нет, а счастья хочется: генерал Линь Бяо Вторая мировая война, Китай, История, Длиннопост, Черно-белое фото, Текст, Байка
Если транспорта нет, а счастья хочется: генерал Линь Бяо Вторая мировая война, Китай, История, Длиннопост, Черно-белое фото, Текст, Байка
Если транспорта нет, а счастья хочется: генерал Линь Бяо Вторая мировая война, Китай, История, Длиннопост, Черно-белое фото, Текст, Байка

Ссылка на старый пост, увы, уже не рабочая, была здесь http://snariad.ru/2009/02/

Лига историков

13.5K постов50.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения