1297

Ещё один день рождения

Атлантический океан. Бискайский залив. Очень бурное место Атлантики. Хотя я проходил его много раз. Но этот рейс с самого начала не заладился. Колбасить ещё в Балтике начало. А дальше, всё больше. Природа совсем сошла с ума. Сначала ничего не предвещало беды. Штормило сильно. А тут старпом срочно вызвал на мостик. Циклон резко развернулся и пошёл фронтом на нас. Уходить уже поздно. Да, и некуда. Придётся штормовать.


Через час фронт накрыл нас. Сначала гроза. Гроза в океане – это не на берегу. Там сверкнёт, через какое-то время раскат грома и жди следующей молнии. Тут совсем по-другому. Молнии идут одна за другой с интервалом не больше секунды. И все бьют в корабль. Он же металлический. Всегда имеет электрический потенциал. Удары один за другим. Слева, сверху, справа, опять справа. Ещё один гром не отгремел, уже следующий. Хоть и ночь, а светло, как днём. Когда служил в армии, доводилось мне слышать артиллерийскую канонаду. Скажу, это плач ребёнка. Уже через несколько секунд мы все оглохли. Контузия полнейшая. Вижу, штурман что-то кричит. А я ничего не слышу. Старпом голову руками обхватил и согнулся. Ему можно. Он – старпом. Мне нельзя. Тут всё на мне. Теоретически, если молниезащита в порядке это не опасно. Солёная вода – хороший проводник электрического тока. Но психологически такое выдержать очень трудно. Хорошо, что пару дней назад заставил электромеханика сопротивления изоляций громоотводов проверить. Как чувствовал.


И тут она. Иногда её называют волной-убийцей. Самое интересное, что к циклону она не имеет никакого отношения. Она возникает сама по себе. Неожиданно. И пропадает также неожиданно. Высоту её измерить невозможно. Она каждую секунду меняется. Просто стена воды до самого неба. Белая какая-то. Даже по цвету резко выделяется.


Командовать бесполезно. Сам оглох. Все глухие. Никто ничего не слышит. Взялся за ручки. Перпендикулярно таранить волну нельзя. Танкер сложиться может. Нужно угол какой-то набрать. Конечно же, считать нужно. Только когда? И кому? Интуитивно начал входить в волну. Удар, как кувалдой по листу железа, который у тебя на голове лежит. Но танкер выдержал. Много воды на палубу принял, но, слава Богу, окончательно носом не зарылся. На волну карабкаться начал. Я сразу машину на полный ход. Дрожит, но лезет. Машина на полную мощность, но сил явно не хватает. Накатившись, волна сама подбросила его вверх. Потом, гребень. Вот это, пожалуй, самое опасное. Когда судно оказывается миделем, то есть серединой, на гребне волны, оно запросто переломиться может. Это, как в сопромате. Длина более двухсот метров. А точка опоры посередине. Никакая балка такого напряжения не выдержит. Двенадцать лет назад именно здесь так погиб испанский танкер «Престиж». Переломился пополам. Тут моментально надо проскочить это опасное состояние судна. А вот дальше совсем не по науке. Тридцать лет назад у берегов Канады капитан пытался вывести судно из подобной ситуации. Потеря остойчивости. Тогда советский ролкер «Механик Тарасов» лёг бортом на воду. Спасся лишь один человек. Я не знаю, что меня толкнуло. Просто дал «стоп» и всё. Птичка умная. Она сама траекторию нашла. Нельзя судно в такой момент насиловать. Она, как-то боком сама с волны соскользнула. Как электрический ток, по пути наименьшего сопротивления. Не надо ей помогать. Только бы хуже было.


Я не знаю, какие перегрузки испытывают космонавты. Наверное, большие. Но, представьте себе качели длиной более двухсот метров, которые за пару секунд взлетают на высоту десятков метров. Мозги пытаются выпрыгнуть через уши.


А потом вошли в центр циклона. Даже качка стала меньше. Всё! А уж выходить из циклона, не входить. Это легче. Отдышались, говорю мужикам:

-Берите паспорта и вписывайте себе ещё один день рождения.

Сергей Маслобоев. https://www.proza.ru/avtor/sergey6
Ещё один день рождения История, Рассказ, Моряки, Длиннопост, Текст

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8B...

Найдены возможные дубликаты

На протяжении столетий моряки рассказывали о гигантских волнах, способных поглотить или разрушить судно любой величины. Долгое время эти рассказы считались лишь морскими байками, однако в конце 20-го века ученые получили реальные доказательства того, что подобные природные явления действительно существуют. Название такие волны получили соответствующее – волны-убийцы.

Продолжение поста «Ещё один день рождения» История, Рассказ, Море, Волны убийцы, Познавательно, Яндекс Дзен, Моряки, Гифка, Ответ на пост, Длиннопост

История изучения волн-убийц

Впервые о волнах-убийцах, которые также именуют блуждающими волнами, волнами-монстрами и белыми волнами, в научном обществе заговорили только 1826 году. Тогда французский путешественник-исследователь Жюль Дюмон-Дюрвиль, который также по совместительству являлся ученым-океанографом, сообщил коллегам, что в одном из путешествий стал свидетелем необычной волны высотой более 33 метров.


Однако тогда офицера подняли на смех, поскольку в 19 веке в научной среде главенствовала теория гауссова моря, основанная на функции Гаусса.

Продолжение поста «Ещё один день рождения» История, Рассказ, Море, Волны убийцы, Познавательно, Яндекс Дзен, Моряки, Гифка, Ответ на пост, Длиннопост

Ее брали за основу все, начиная от ведущих океанографов и заканчивая крупными кораблестроителями. Согласно этой теории даже в случае сильного шторма высота волны не может превышать 15 метров. Волна же высотой 20 метров в гауссовом море возникает только в случае совпадения множества факторов, что, в теории, может происходить лишь раз в 10 тысяч лет.


На протяжении последующих полутора столетий тема волн-убийц хоть иногда и возникала в научном сообществе, но никогда не воспринималась серьезно.

Только 1 января 1995 года, в 160 километрах от берегов Норвегии, волна-убийца была зафиксирована приборами нефтяной платформы «Дропнер». Ее высота достигала более 25 метров.

Продолжение поста «Ещё один день рождения» История, Рассказ, Море, Волны убийцы, Познавательно, Яндекс Дзен, Моряки, Гифка, Ответ на пост, Длиннопост

Платформа была построена таким образом, чтобы выдерживать 20-метровую волну, которая, в теории, должна возникать лишь раз в 10 тысяч лет. Однако в тот день «Дропнер» столкнулся с куда более крупным водным образованием, врезавшимся в платформу на скорости свыше 70 км/ч и повредившем ее.


Этот инцидент вызвал огромный интерес у научного сообщества и с того самого момента волны-убийцы стали одним из важнейших объектов для изучения океанографами всего мира.

Что такое волна-убийца, и какой силой она обладает

Итак, что же такое волны-убийцы и чем они отличаются от обычных волн? На самом деле это природное явление остается достаточно загадочным, в глазах ученых, и по сей день.

Продолжение поста «Ещё один день рождения» История, Рассказ, Море, Волны убийцы, Познавательно, Яндекс Дзен, Моряки, Гифка, Ответ на пост, Длиннопост

Упрощенно, блуждающая волна – это гигантская одиночная волна с высотой более 20 метров, которая ведет себя неестественно. Такие волны появляются внезапно и представляют реальную опасность даже для очень больших судов.

Продолжение поста «Ещё один день рождения» История, Рассказ, Море, Волны убийцы, Познавательно, Яндекс Дзен, Моряки, Гифка, Ответ на пост, Длиннопост

Чтобы понимать, о чем идет речь, следует обратиться к цифрам. Так, обычная 12-метровая волна создает разрывное давление в, порядка, 6 тонн на квадратный метр. Современные корабли строятся таким образом, чтобы выдерживать разрывное давление равное 15 тоннам на квадратный метр, так что даже крупные волны им не страшны.


Однако когда речь заходит о волнах-убийцах, то, по подсчетам ученых, при встрече с ними на корабль действует сила равная 100 тоннам на квадратный метр и более. Такое давление в буквальном смысле способно деформировать корпус корабля и даже уничтожить судно.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что в прошлые столетия свидетелей этого явления было очень и очень немного – белая волна просто изничтожала суда, превращая их в щепки, так что у экипажа не было ни единого шанса на спасение.

Продолжение поста «Ещё один день рождения» История, Рассказ, Море, Волны убийцы, Познавательно, Яндекс Дзен, Моряки, Гифка, Ответ на пост, Длиннопост

При этом не следует путать волны-убийцы с цунами и мегацунами. Эти природные явления вызваны перемещением большой массы воды, обычно, связанным с тектоническими сдвигами или попаданием в воду крупного объекта. Цунами становятся разрушительными именно в прибрежной зоне и на самом берегу, а посреди океана не представляют никакой опасности.

Продолжение поста «Ещё один день рождения» История, Рассказ, Море, Волны убийцы, Познавательно, Яндекс Дзен, Моряки, Гифка, Ответ на пост, Длиннопост

Волны-монстры же возникают именно далеко от берега, причем заметно выделяются на фоне остальной водной массы, которая может быть относительно спокойной.

Не так давно ученые выяснили, что также существуют обратные волны-убийцы, представляющие собой своего рода впадины. Глубина их может в два раза превышать высоту самой большой белой волны. Причем подобные явления наблюдаются во многих областях, где возможно волновое движение, например, в оптике.

Возможные причины возникновения волн-убийц

Сегодня ученые только продолжают строить теории, относительно того, как именно образуются волны-убийцы. Процесс их изучения осложняется тем, что такие волны практически невозможно получить в искусственных условиях. Только относительно недавно исследователям удалось создать приближенную к реальности экспериментальную модель в волновом бассейне.

Продолжение поста «Ещё один день рождения» История, Рассказ, Море, Волны убийцы, Познавательно, Яндекс Дзен, Моряки, Гифка, Ответ на пост, Длиннопост

Но вернемся к теориям относительно происхождения блуждающих волн. Проанализировав данные об областях, где это явление наблюдалось чаще всего, ученые пришли к выводу, что волны-убийцы обычно встречаются в тех районах, где основное направление движения волн идет вразрез с направлением подводного течения.

Продолжение поста «Ещё один день рождения» История, Рассказ, Море, Волны убийцы, Познавательно, Яндекс Дзен, Моряки, Гифка, Ответ на пост, Длиннопост

Изредка это создает волны, которые достаточно узки, но при этом имеют внушительную высоту. Подобное явление наблюдается в таких областях, как, например, Бермудский треугольник, южное побережье Африки и северная часть Атлантического океана в районе Гольфстрима.


Однако известно, что волны убийцы возникают повсеместно, даже в озерах, к примеру, в озере Верхнем, поэтому это не может быть единственной причиной.

Другие догадки включают в себя теорию дифракционной фокусировки, подразумевающую объединение нескольких мелких волн в одну большую из-за особенностей наклона океанического дна.

Продолжение поста «Ещё один день рождения» История, Рассказ, Море, Волны убийцы, Познавательно, Яндекс Дзен, Моряки, Гифка, Ответ на пост, Длиннопост

Также возможно, что белые волны появляются при лобовом столкновении мелкой и крупной волны. Последняя поглощает энергию первой, но из-за удара меняет свою форму. Нечто похожее происходит согласно нелинейной теории – волна среднего размера движется и высасывает энергию мелких волн поблизости, превращаясь в гигантского монстра.


Существуют и другие теории, однако все они требуют проверки и доказательства, поэтому происхождение губительных волн-убийц на сегодняшний день по-прежнему остается загадкой.

https://zen.yandex.ru/otd
Показать полностью 8 комментарии 15
+89

Мощно! На одном дыхании, как на палубе побывал вместе с ними.

раскрыть ветку 3
+8
Даже дыхание задержал
+1
С палубы бы смыло сразу.
+1
Дух захватывает!
+26

Как раз пару дней назад смотрел видео про немецкий корабль MS München, который пропал со всем экипажем в районе Северной Атлантики во время сильного шторма. Виной тому, скорее всего, была как раз волна убийца. Говорят, что есть еще худший вариант - это серия из трех подобных волн, называется "Три сестры".

+26
Прочитал одним махом. Супер. А если это наложить на видео ваще будет супер
раскрыть ветку 2
+5

Немного не в тему, но...

раскрыть ветку 1
+16

Вот в тему

+4

В армии на срочке под новый год вышли из Балтийска к берегам Сирии и встречали новый год как раз в Атлантике, в Бискайском заливе. Правда, у нас шторм был всего 8 баллов и корабль 100 метров в длину) Ощущения непередаваемые, конечно

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
+4
Я так понял,это как в Идеальном шторме? Рыбаки на сейнере в волну?
раскрыть ветку 1
+14

да, только вместо траулера в пару десятков метров - хреновина в пару сотен метров.

+16

Читаю ваши опусы и волосы встают дыбом.Но не от сопережеваний героям, а от осознания того ,что я прочитал.Вы хоть раз на судне были?Или только на картинках видели?Ну начнем-с.Во-первых,чтоб в Балтике попасть в шторм,даже зимой,это надо быть везучим как покойнику.Ну да ладно.Едем дальше. "Молнии идут одна за другой с интервалом не больше секунды. И все бьют в корабль"-это вы, видимо, голливудских фильмов пересмотрелись.Бывает,конечно,что молния в судно попадает,но чтоб все и сразу били в "корабль"-это из комиксов Марвел. Моряки никогда не называют судно кораблем,потому что им прекрасно известно, что корабль-это военное судно.Еще одно доказательство того, что море вы видели ,максимум, с шезлонга на пляже.Продолжаем. "Хорошо, что пару дней назад заставил электромеханика сопротивления изоляций громоотводов проверить"- я думаю,если бы кто-то, озвучил такое предложение электромеханику,то , как минимум, встретил бы недоумевающий взгляд, а скорее всего был бы послан, ибо большего бреда я за более чем недолгих 10 лет на флоте не слышал.Даже кадеты такой ахинеи не несли.Про неожиданное появление волны убийцы я промолчу, все же художественное "произведение". А вот дальше нас ждёт интересное отступление-"Перпендикулярно таранить волну нельзя. Танкер сложиться может. Нужно угол какой-то набрать. Конечно же, считать нужно."Простите, а что вы собрались считать, если даже "Высоту её измерить невозможно."Я даже боюсь спрашивать за такие расчеты,наверное у вас на судне есть стационарная лаборатория с физиками.Продолжать можно до бесконечности.Вы бы хоть со знающими людьми посоветовались,прежде чем ваять такое.

раскрыть ветку 11
+5

А что не так с сопротивлением изоляции громоотводов? Могут быть, например, разрывы. Если бы Вы знали физику, то знали бы, что молния бьёт по кратчайшей траектории, а если грозовой фронт находится над судном, то она будет бить в высшую точку над водой. Про то, что это было не на Балтике, а в Бискайском заливе я вообще молчу.

раскрыть ветку 2
0

А здесь прямо все карты сошлись - и волна убийца, и все молнии ебашат в его судно. Ну прям герой

0

Да нет там никакой изоляции) Как вы себе представляете кабель, способный выдержать силу и напряжение тока молнии? Обычно там трос или прут заземляется на форштевень.

И да, по логике молнии всегда будут бить в судно, но такого просто не бывает. Просто поверьте на слово людям с опытом

+8

Ну как же пост - и без комментатора-суперпрофи, который написанное в пух и прах разносит! Ну просто не бывает такого. Этот как эклер без крема. Как водка без пива. Как секс без женщины.

раскрыть ветку 2
+3

Дружище,вот секс без женщины как раз для многих норма.

раскрыть ветку 1
+1
@moderator, добавьте в пост уточнение что это сказочка
раскрыть ветку 1
+1

Здравствуйте.

Пост не авторский. Это копипаста рассказа. Автор поста даже ссылку приложил откуда брал.

+1

Либо это капитан пишет художественные рассказы без связи с реальностью, либо чел, выдающий себя за капитана, пытающийся в реальность. Но безуспешно.

Если это первый вариант, то это действительно тупо и слишком пафосно

0
А что не так с появлением волны-убийцы? Я бегло загуглил, вроде бы реально существующий феномен, который пока не могут спрогнозировать
-1
И оконцовка конечно... «вписывайте себе день рождения» ЧСВ запредельно у автора
+5

Никаких нервов не хватит

Как стресс  снимаете  после таких ситуаций?

раскрыть ветку 9
+17
Капитан командует:
Срочно юнгу ко мне в каюту, и бочку рома прикатите.
раскрыть ветку 8
+4
А что с юнгой там происходит?
раскрыть ветку 2
+1

А потом оборачивается и говорит: "Я тебя люблю, юнга!"

+1
И свинью.
раскрыть ветку 3
+6
"Хорошо, что пару дней назад заставил электромеханика сопротивления изоляций громоотводов проверить."
Действительно хорошо. :D А то не проверил бы и все - кирдык. Он у вас на борту совсем службу не несет?
раскрыть ветку 1
+1

Не кирдык, но в криические моменты чувуствуешь себя уверенней, зная что с технической стороны всё в порядке и подвоха можно не ждать.

+2
красиво написано. атмосферно.
Вот фоточка из пролива Дрейка. :)
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
0

Горизонт завален. Как минимум на 35 градусов.

раскрыть ветку 1
0
не то слово :) всеми рогами упирался, чтоб на ногах устоять
+2

Интересно, про затонувший Престиж нашла информацию, но таких подробностей про гребень волны нет нигде

+3

@moderator, можно в пост добавить для полноты картины https://ru.wikipedia.org/wiki/Волны-убийцы    Заранее спасибо.

+3
Пока читал, чуть сам как тот старпом, голову руками не обхватил и согнулся.
+2
Как же мне нравятся ваши рассказы! А вы не думали издать книжку? Я бы с удовольствием купила. Здоровья вам и удачи. Пишите ещё, это очень увлекательно.
+2
Действительно, дух захватывает. Слог у Вас мужской и смелый, как и должен быть. Спасибо, что поделились!
+1

Да уж. Сильно. Моё почтение за выдержку.

+1
Напомнило фильм "идеальный шторм"
+1
Ужас, отчётливо все себе представила...
+1
Тоже на одном дыхании прочитала!
Вот это жуткое приключение. Вот так живёшь и не знаешь, что подобное может происходить.
Смелые вы ребята ! Восхищает!
+1
Зачем я это прочитал. Следующий рейс через бескай. Веселье под конец контракта
раскрыть ветку 1
0
Попроси электрона проверить изоляцию громоотвода)
+1
Написано захватывающе. Жаль фото нет.
раскрыть ветку 8
раскрыть ветку 7
+1
Там нет фото :(
раскрыть ветку 6
+1
Мощно и круто очень👍🔥
+1
Мощно. Прекрасно написано.
Аж на себе прочувствовал. )
0

Блин страшно это. Нефиг пойми зачем это читаю. Видимо те шторма в которые наш кораблик попадал, просто детский сад -_-

0

Аж вспотел пока читал

0
Я первый раз в жизни завидую чужой профессии. Очень, очень круто. Очень по-мужски. Скажите, в тридцать лет поздно начинать морскую тему?)
раскрыть ветку 2
0

Мне вот тоже 30, надеюсь что не поздно)

раскрыть ветку 1
0

Я в Макаровку на заочку в 32 поступил.

0
Как уныла и пресна кажется мне моя жизнь, после прочтения таких историй из жизни. Что хорошего? Что нужного и полезного в ней?
0

Это называется ОПЫТ. Когда действуешь интуитивно

0

Спасибо за интересные, а главное реальные истории. Ждем следующую.
P.S. такие жизненные истории хорошо бы вечером у костра послушать ......

0

Вы очень хорошо и интересно пишите.

-8

"сопротивления изоляций громоотводов"

Ну и как громоотводы, хорошо изолированы были? Не пропустят молнию в корабль?

раскрыть ветку 1
+1
Наверное отрицательные электроны минусят тебя?)
-14

Надеюсь, когда-нибудь автор узнает о существовании сложных предложений.

раскрыть ветку 1
0
Он художник, он так видит.

Зато читать интересно.
ещё комментарии
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: