21

Екатерина Казакова, Алёна Харитонова "Жнецы страданий" (2014)

Екатерина Казакова, Алёна Харитонова "Жнецы страданий" (2014) Книги, Темное фэнтези, Славянское фэнтези, Драма, Отечественная литература, Рецензия, Длиннопост, Обзор книг

Что такое "Жнецы страданий"? Представьте себе мир, описанный Анджеем Сапковским в "Ведьмак". Чудовища и призраки житья людям не дают, поэтому нужен кто-то, кто сможет защитить. Не посланный князем, царём, королём солдат и уж тем более не герой-самоучка. Нужен специально обученный профессионал.


А теперь представьте, что было бы, если бы ведьмаками не брезговали, а благоговейно бы их почитали? Представьте, если бы в крепости, где обучались подобные защитники рода людского их было не по пальцам пересчитать, а ощутимо больше? С многоопытными старшими можно было бы увидеть растущих в своём искусстве и навыках молодых, причем, как парней, так и девушек. И ещё представьте, что было бы, если бы вместо уже легендарного Геральта читателю предложили следить за становлением одного парня и двух девушек, только-только ультимативно оторванных от родного дома.


Тот же «Гарри Поттер» только в профиль? Признаться, я мало знаю созданную Джоан Роулинг вселенную, но по моему происходящее в Хогвартсе - это милая, тёплая, душевная сказочка по сравнению с описанным Казаковой и Харитоновой суровым жесткачём. Как не крути, но в книгах о мальчике, который выжил, воплощена атмосфера английских колледжей. Да, местами, если сунешься не туда, станет жутко, но в целом всё чисто, уютно и благовоспитанно. Чего не скажешь о спартанских условиях в Цитадели, где намеренно и жестко, как из парня, так и из девки выбивают всякую слабость и изнеженность.


Нет тут ни девок, ни парней, лишь будущие обережники.(с)

Жалость? Сочувствие? Хоть какое-нибудь снисхождение? Не было, нет и не будет в Цитадели этой блажи. Потому что мир жесток, а нежить и вовсе безжалостна. Поэтому, как бы не страдали и не содрогались от напряжения отобранные с окрестных деревень на обучение, наставники добьются своего. Ставшие целителями узнают все отвары и настойки, а в случае нужды без сомнений отдадут всю силу умирающему, колдуны не вздрогнут, когда надо будет упокоить мертвеца, а ратоборец, не убоится самых злобных тварей! Если кто-то из выучеников всё же не выдержит, сломается и даже сгибнет, это, конечно, потеря, но не трагедия.


Ещё одна важная черта трилогии в том, что, если сага Сапковского воплощает в себе фольклор и образ жизни западных славян, «Ходящие в ночи» приглашают в мир, придуманный на основе культуры и традиций восточного славянства. Именно поэтому на страницах книги вас встретят персонажи с именами, от звучания которых в голове сразу всплывают картины берёзовых рощ. Светла, Лесана, Зоряна и Лютый. А мужики и бабы в селениях будут поражаться и ужасаться практичности посланниц Цитадели. Потому что отдавали-то девку на ученье в платье, да с косой на загляденье, а вернулась она… стриженная и портах! И вроде, если кто в семье обережником стал, значит, честь семье оказана, но, если подумать, срамота страшная!


Кто-то будет разочарован, кто-то наоборот обрадуется, потому что "Ходящие в ночи" свободны от какой-либо политики, которой у пана Сапковского более чем достаточно. Здесь нет королей с их армиями. Нет тайных служб, старающихся выведать всё и вся. Нет никаких тайных обществ, лож и капитулов, жаждущих контроля над миром через возведённых на вершину иерархической пирамиды особ. Здесь только простые люди, клыки во мраке и те, кто встаёт меж ними, чтобы чудища не смогла пролить кровь человеческую.


Проблемы могут возникнуть разве что в том случае, если открывший книгу испытывает неприязнь к установке на первый план образа девушки, которой предстоит овладеть искусством рукопашного боя, сражением на мечах и стрельбой из лука не хуже окружающих её мужчин. Конечно, повествование следит за многими персонажами, но всё равно с начала и до конца как «Жнецов страданий», так и всей трилогии читателю нужно будет следить за становлением определённого в колдуны паренька Тамира, взятой на обучение в целители девушки Айлишы и дочери гончара Лесаны, в которой её наставник увидит не кого-нибудь, а воительницу или, выражаясь языком книги - воя, ратника.


И раз уж я выше сравнивал "Ходящих в ночи" с сагой "Ведьмак", наверное, стоит вспомнить и обучение Цириллы Фионы Элен Рианнон в ведьмачьей крепости Каэр Морхен. Вспомнить, действительно, стоит, но… Кто читал ведьмачью сагу тот помнит, что дело это было в относительно небольшом фрагменте сюжета. Когда Казакова и Харитонова в гораздо бОльшей степени раскрывают все тяготы, которые приходиться вынести и вытерпеть героине по мере того, как суровые тренировки среди парней превращают её из красы-девицы в воя.

Екатерина Казакова, Алёна Харитонова "Жнецы страданий" (2014) Книги, Темное фэнтези, Славянское фэнтези, Драма, Отечественная литература, Рецензия, Длиннопост, Обзор книг

При этом на кону не вопрос доказательства силы женской натуры в мужском царстве, а в физическом и моральном выживании сначала в испытаниях, словно бы пробующих всех выучеников на излом, потом в столкновениях с восставшими мертвецами, кровососами, да волколаками и, наконец, в самой обычной жизни, где люди порой страшнее живущих в ночи чудовищ.


Картина становится ещё более драматичной от того, что волей пана Сапковского, пережив свои первые потрясения, Цири с радостью бегала, прыгала, махала мечом, падала и получала синяки в ведьмачьей крепости. Когда для румяной деревенской девчонки, свалившийся как снег на голову, выбор посланника Цитадели стал настоящим кошмаром, выматывающим мучением и только потом естественным, как дыхание, призванием.


Чтобы закончить, скажу, что по моему именно первая книга — лучшая в трилогии. Потому что, если не смотреть на фамилии авторов, чтение «Жнецов страданий» создаёт полное ощущение мужской руки, когда в «Наследниках скорби» и «Пленниках раздора», то есть второй и, соответственно, третьей части, при всей жестокости событий всё больше и больше чувствуется влияние женского стиля и женских желаний.

Дубликаты не найдены

+16

Тоже читал.

Ну не умеют барышни в псевдоармейские будни. Я не знаю как остальные, но мне, как отслужившему, глаза царапают эти корявые попытки в армейские будни. Тетеньки все время уходят куда-то не туда. Например когда она описывает, мол барышня стеснялась, что в холодной цитадели чтобы согреться надо было жатся к мальчику. Сразу видно - человек в армейке не был, в дырявой палатке на полигоне не ночевал.

Или когда послушница пытается сбежать из цитадели, потому что ей тяжело, стены видите ли давят! Почитала бы какую разъяснительную беседу с такими плаксами и маменькиными сынками проводят сержанты.

Но она же девочка, любят мне возражать часто. А в армии нет мальчиков и девочек, возражаю я, есть военнослужащие. И на таою тонкую и чуткую душевную организацию всем насрать. Им так-то монстров убивать надо.

Короче, лучше бы со всеми этими пиздостраданиями эти барышни попытались в попаданку в очередную маг.академию написали.

А вы тоже, блин, нашли с чем сравнивать - Ведьмак. Упаси нас боже от такого ведьмака, а то Геральт бы плакал в углу, а весемир его утешал и говорил, что "Йенифер...шуры-муры... все будет хорошо... можешь погиьнуть от утопца, любовь до гроба" и т.д. и т.п.

раскрыть ветку 1
+3

Что есть, то есть, я в общем и не отрицаю. Что первая книга, что трилогия - ни разу не шедевр, но в целом попытка всё же неплохая.

"Почитала бы какую разъяснительную беседу с такими плаксами"

Если читали, помните, наверное, самое начало, когда ещё не доставленная в крепость девчонка ночью в лесу чуть было не вышло из круга, подставив и себя, и будущего наставника, и семью? Потому что, если бы прямо из лесу вернули бы, семье великий позор был бы. Наставник там на неё хорошо рыкнул)

"А вы тоже, блин, нашли с чем сравнивать - Ведьмак. Упаси нас боже от такого ведьмака, а то Геральт бы плакал в углу, а весемир его утешал"

Я с авторами, конечно, по этому поводу не говорил, но субъективно они явно вдохновлялись пусть и не стилем, но концепцией Сапковского. Геральта, конечно, никто не утешал, но сам по себе персонаж вышел с приличным таким депрессняком на душе и обидой на жизнь, на людей, на мать и ведьмачество.

+9

мне нравится как бабы описывают мир "суровый мир раннего средневековья", но с современным отношениям к бабам.
В основном этим авторы женского пола страдают поголовно.

раскрыть ветку 2
+1
Во второй книге, когда ставшая на вид пацаном героиня возвращается домой, там как раз столкновение современной толерантности и старых патриархальных устоев Да и в самой крепости героине и ее наставнику крутили у виска. А вот потом, да - толерантность во все поля.
0

Это где там современное отношение к бабам? В первой книге явно показано, что до свадьбы ни-ни, что сговорить можно без согласия. Как наставник насиловал главгероиню - вот там и отношение показывается.

+7

Спасибо за рецензию. Жаль, читать роман не буду.

Быть может, книга и неплохая, но две женских фамилии, да еще на обложке Альфа-книги вызывают у меня стойкий рвотный рефлекс.

+3

не умеют тётьки писать годное  фэнтези... сопли с сахаром получаются...

хотя, конечно же, и у фломастеров такого вкуса есть свои поклонники

раскрыть ветку 2
+3

Н.Попова, цикл "Конгрегация" весьма сурово написан.

+1
Есть исключения, например, Осояну.
+2

А теперь представьте, что было бы, если бы ведьмаками не брезговали, а благоговейно бы их почитали? Представьте, если бы в крепости, где обучались подобные защитники рода людского их было не по пальцам пересчитать, а ощутимо больше? С многоопытными старшими можно было бы увидеть растущих в своём искусстве и навыках молодых, причем, как парней, так и девушек. И ещё представьте, что было бы, если бы вместо уже легендарного Геральта читателю предложили следить за становлением одного парня и двух девушек, только-только ультимативно оторванных от родного дома.

ВЫ этого хотите? Это есть у... некоторых авторов! Игорь Дравин - Чужак. Серия в 11 книг. Графоманский бред, перемежающийся "фапаньем" на колюще-режущее, пластинчато-кольчужное и эльфийко-дранейковое. Учитывая авторскую экстраполяцию на ГГ своих комплексов на ниве секса и бытового общения (если меня в жизни гопники бьют, то в книге мой ГГ будет натягивать всех гопников за раз), читается с трудом. Продирался через эту кучу самовосхваления с диким ужасом, на 3 книге сдох окончательно. По сравнению с "длинноруким ричардом", стиль написания стоит далеко и сосет нервно в сторонке ("длинноруких" прочитал всех чисто по приколу, но тут - ...) 10 донцовых из 10.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
0

А теперь тоже самое, только уже качественное, реалистичное в той мере, в каком фэнтази может быть реалистичным, с хорошо прописанными персонажами и т.п. Возьму на заметку.

0
Заинтриговал, почитаю.
0

Первая книга на 5, вторая на 4+, а вот третья... особенно её вторая половина. Сплошные розовые сопли и женские мечты.

раскрыть ветку 4
+1

Я о том же. При этом одна женщина в ВК группе ещё и упрекнула авторов за мрачный финал, когда там всё настолько мир, труд, счастье, любовь, что дальше некуда.

раскрыть ветку 3
0
В конце свадьба была?
Если нет, то какое уж тут счастье?)))
раскрыть ветку 2
0
Читала, очень понравилось. По отдельности авторы пишут не ахти как, а именно эта трилогия очень хороша.
0

Мрачновато, но интересная книга. Читать однозначно.

раскрыть ветку 1
+1
Вы мрачных книг похоже не читали.
Похожие посты