Найдены возможные дубликаты

+4
Питерсон крут.
-3

Юнгианство ненаучно.

раскрыть ветку 8
+3
Технически вся психология не наука.
раскрыть ветку 3
-2

Не так категорично. Есть воспроизводимые результаты, только их меньше половины.

раскрыть ветку 2
+1

Психоанализ тоже ненаучен, но это не мешает ему уже ~100 лет лечить людей от неврозов.

раскрыть ветку 3
-4

Гомеопатия и БАДы тоже успешно "лечат" от ипохондрии

раскрыть ветку 2
Похожие посты
8008

Юнг об одиночестве

(по мотивам этого треда)


Одиночество обусловлено не отсутствием людей вокруг, а невозможностью говорить с людьми о том, что кажется тебе существенным, или неприемлемостью твоих воззрений для других.

53

Теории личности. Часть 6. Карл Густав Юнг

Начало цикла статей здесь https://pikabu.ru/story/teorii_lichnosti_chast_1_zachem_oni_...


Карл Густав Юнг (1875-1961 гг) явился родоначальником АНАЛИТИЧЕСКОГО подхода в глубинной психотерапии. Под глубинной психотерапией понимается работа в рамках психодинамического направления (о котором мы уже упоминали), основой которого является работа с бессознательной частью человеческой личности. 

Теории личности. Часть 6. Карл Густав Юнг Карл Густав Юнг, Теории личности, Аналитическая психология, Психология, Фрейд, Архетипы, Длиннопост

Годы тесного сотрудничества Юнга с Фрейдом с 1909 по 1913 год, во время которого Юнгу была по сути присвоена степень "старшего сына" и кронпринца Фрейда, закончилась распадом. Частично, этот факт нашел отражение в кинематографе - фильм 2011 года "Опасный метод".


Юнг, как и Адлер, не смог согласиться с теорией Фрейда о преобладании сексуальной энергии, как основного стимула развития личности. Не отрицая факта влияния сексуальных желаний, он расширил понятие "либидо" как творческой жизненной силы, проявляющуюся самыми различными путями и выражающуюся как в биологических, так и в психических потребностях.


Юнг, в отличие от Фрейда и Адлера, придававшим особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании личности, рассматривал ее развитие как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни.


В результате переработки Юнгом психоанализа появился целый комплекс сложных идей из таких разных областей знания, как психология, философия, астрология, археология, мифология, теология и литература. Эта широта интеллектуального поиска в сочетании с непростым и загадочным авторским стилем Юнга является причиной того, что его психологическая теория наиболее трудна для понимания.


Структура личности, по Юнгу, представляет собой:


1. ЭГО - это осознаваемая деятельность психики, ощущения, чувства, мысли, с помощью которых мы осознаем себя как единое целое;


2. ЛИЧНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ чем-то схожее с понимаем ОНО Фрейда, но более расширенное в том плане, что в нем содержатся не только "энергетические" заряды либидо, но и всевозможные комплексы, как например, нереализованное желание власти, которое концентрирует около себя значительную часть психической энергии;


3. КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, которое представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества, в нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, "в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума".


Коллективное бессознательное — «это духовное наследие всего, что было пережито человечеством», «общая душа, не имеющая временных пределов», фундамент индивидуальной психики. Оно есть «предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому как море есть предпосылка каждой отдельной волны».


Юнг вводит такое важное понятие как АРХЕТИП. Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Архетип часто сравнивают с руслом реки, которое еще не получило наполнения. Так, встречая змею один человек испытывает дикий страх, второй - интерес. Эта реакция бессознательна и является скорее откликом опыта поколения, который непрерывен.


Архетипов существует бесчисленное множество. Однако можно выделить основные.


АНИМА - бессознательная женская сторона личности мужчины.


АНИМУС - бессознательная мужская сторона личности женщины.


МАСКА/ПЕРСОНА - социальная роль личности, которая не соответствует ее сущности.


ТЕНЬ (АЛЬТЕР ЭГО) - все те истинные желания, которые мы не можем признать.


САМОСТЬ -воплощение цельности и гармонии, регулирующий центр личности.


САМОСТЬ - ядро личности, призванное привести всю структуру к гармонии.


Гармонизация личности является основной целью ее развития. Так, Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозить развитие личности в направлении самоосуществления. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.


Так же, и описанные им две жизненные установки (ЭГО-ОРИЕНТАЦИИ) - ЭКСТРАВЕРСИЯ и ИНТРОВЕРСИЯ, как направленность энергии во вне или внутрь, всегда присутствуют как противоположности в каждой личности. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая и рациональная, другая выступает в качестве вспомогательной и иррациональной. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго-ориентаций являются личности, чьи модели поведения определенны и предсказуемы.


Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты). С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и проявляет себя все более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как "обретение себя", являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству. Эта тема стремления к объединению, гармонии и цельности в дальнейшем повторилась в экзистенциальной и гуманистической теориях личности.


Согласно Юнгу, конечная жизненная цель – это полное проявление Себя, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название ИНДИВИДУАЦИЯ. Говоря упрощенно, индивидуация – это динамичный и эволюционирующий процесс объединения, включения в состав целого многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательное проявление человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности.


Сами понятия архетипов и коллективного бессознательного отразили мистическую направленность Юнга.


В этой связи, хочется привести один факт из его жизни.


"Перед Первой мировой войной Юнг на протяжении нескольких недель видел один и тот же сон — будто из земли проступает кровь и поднимается все выше и выше, заливая все вокруг. Пытаясь спастись, он бежит от этого потока в горы, но море крови подходит и туда, и в нем плавают обрубки человеческих тел. Ученый, обеспокоенный повторяющимся страшным сном, подумал было обратиться к одному из своих коллег-психиатров, как вдруг разразилась мировая война, и сны прекратились. Позднее Юнг выяснил, что похожие картины снились многим людям накануне войны. Таким образом, открытое им «коллективное бессознательное» жило в предчувствии войны, сама идея которой словно бы витала в воздухе, и предвидело будущие ужасы массового уничтожения людей".


Юнг одним из первых признал позитивный вклад религиозного, духовного и даже мистического опыта в развитие личности.


Наиболее известные труды - "Архетип и символ", "Душа и миф. Шесть архетипов", "Красная книга" и другие


Надеюсь было интересно. До связи!

Показать полностью 1
48

Василий Ключарев — Мозг нервничает: загадки когнитивного диссонанса

Василий Ключарев — Кандидат биологических наук, нейробиолог, руководитель департамента психологии НИУ ВШЭ, Ведущий научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований.


Почему заложники влюбляются в своих похитителей? Почему курильщики не боятся курить? Как сам факт покупки влияет на ваши дальнейшие предпочтения? На эти и многие другие любопытные вопросы отвечает теория Когнитивного Диссонанса. Лекция обсудит последние исследования мозговых механизмов Когнитивного Диссонанса — состояния психологического дискомфорта, вызванного внутренними конфликтами идей, верований, ценностей или поступков. Знание принципов Когнитивного Диссонанса поможет не только разобраться в себе, но и понять, как нами манипулируют окружающие.


Информация для Москвы


7 октября пройдет новый лекторий, вход как всегда бесплатный, но требуется регистрация и количество мест ограничено: http://sci-one.tv/re/setup (ссылку на TimePad Пикабу не дает вставить, но с администрацией анонсирование бесплатных мероприятий согласовано)

Если хотите получать уведомления о новых лекториях в Москве, то велкам в наш телеграм: https://t.me/setup_lc

Информация для Томска


В ноябре мы хотим открыть свой первый лекторий в Томске и мы ищем лекторов и волонтеров.


Если вы хотите выступить сами или можете кого-то порекомендовать: http://sci-one.tv/re/tomsk

Хотите стать волонтером или у вас есть вопросы: tomsk@setup.lc

169

Александр Панчин — Воображаемый разум невидимых друзей

Александр Панчин — кандидат биологических наук, старший научный сотрудник института проблем передачи информации РАН, член экспертного совета Премии имени Гарри Гудини и комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований РАН


Это лекция о том, почему идея о сверхъестественных существах кажется такой интуитивной и почему так сложно не верить в паранормальное.

510

Тревожные расстройства – бич современной цивилизации.

Предлагаемый материал в виде лекции от глав. врача клиники неврозов СПБ (Дмитрия Ковпака: Врач-психотерапевт, врач-психиатр, Кандидат медицинских наук (2005), Председатель Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, доцент кафедры..)  на 2 с лишним часа, долго конечно. Но я рекомендую. Очень доступно. С юмором, легко рассказано о довольно сложных физиологических процессах в организме при тревожно-фобических расстройствах. Вперемешку с анекдотами и очень серьёзными вопросами.

Можно смотреть дробно :) чтобы успевать понимать и переваривать информацию. Можно заглотнуть материал целиком. Смысл в том что все мы в той или иной мере сталкиваемся с тревогами и понимать что происходит это значит знать как справиться с ними.

51

Работа с Теневыми аспектами Личности. Ч.1. «Мой Темный попутчик…»

В свете поднятой темы http://pikabu.ru/story/o_polze_negativnogo_myishleniya_43967... начну публикацию цикла статей про Тень в личности человека + практикум в конце)

Нормальным невротикам посвящается…
Я знаю одно – во мне есть нечто темное, и я это скрываю. Я не говорю об этом. Но оно там... всегда. Мой Темный попутчик. И когда он просыпается, я чувствую себя живым.. (цитата из телесериала "Декстер")
Работа с Теневыми аспектами Личности. Ч.1. «Мой Темный попутчик…» Психология, Социопатия, Карл Густав Юнг, Фрейд, Тень, Персона, Декстер, Андерсон, Длиннопост

Вы смотрели американский сериал «Декстер»(«Правосудие Декстера»)?


Нет?

И даже не слышали о нем?

Как вам это удалось?


«Де́кстер» (англ. Dexter) — телесериал, основанный на романе Джеффри Линдсея "Дремлющий демон Декстера", снимается уже много лет и имеет толпы своих поклонников по всему миру, стабильно занимая верхние строчки в списках наиболее популярных фильмов...


Сюжет: события сериала рассказывают о Декстере Моргане, работающем судебным экспертом, специалистом «по брызгам крови» в полиции Майами...


На первый взгляд, Декстер – обычный парень, симпатичный и неприметный, таким может быть наш сосед по лестничной клетке или продавец в магазине… У него есть любящая приемная сестра, невеста и приятели, которые считают его немного замкнутым, но, в целом милым и положительным человеком, который не прочь угостить всех пончиками на работе… Но, у Декстера есть и другая сторона – Темная. Он серийный убийца, жестокий маньяк, унесший не одну жизнь…

Убив свою жертву, он расчленяет тело и избавляется от него, оставляя себе каплю крови на память…Этакий «кровавый след», «коллекция достижений», «альбом сладких воспоминаний»…


Предыстория: В возрасте трёх лет Декстер, ставший свидетелем кровавой расправы над своей матерью, был усыновлён полицейским Гарри Морганом, который быстро понял, что с его приёмным сыном далеко не всё в порядке. Он не испытывает никаких эмоций и периодически хочет убить другое живое существо.


Вовремя распознав социопатические наклонности Декстера, и понимая, что эта нужда просто так не уйдёт, отец научил его направлять растущую жажду убийства в полезное русло — убивать только тех, кто этого заслужил, то есть других убийц: преступников, избежавших правосудия из-за лазейки в законах или нехватки улик. Он также обучает его, как при этом не оставлять следов и поддерживать фасад нормального человека, испытывающего обычные человеческие эмоции. В соответствии с инструкциями Гарри («Кодекс Гарри»), Декстер искусно имитирует «обычную жизнь», чтобы не привлекать ненужного внимания, не выделяться среди других людей… Оставаясь невидимым, Декстер следит за своими жертвами и, убедившись в их вине, планирует акт возмездия и в какой-то момент вершит правосудие…

Работа с Теневыми аспектами Личности. Ч.1. «Мой Темный попутчик…» Психология, Социопатия, Карл Густав Юнг, Фрейд, Тень, Персона, Декстер, Андерсон, Длиннопост

«Что за мерзость», - скажете вы…Фильмы о высокофункционирующих социопатах в принципе не ваш жанр? Зачем вам ЭТО смотреть?


Можно, конечно, не смотреть, но, тогда в попытке «скрасить досуг», вам приходится нелегко… Ведь социопаты - настоящие герои нашего времени…


«Шерлок», «Доктор Хаус», «Молчание ягнят», «Талантливый мистер Рипли», «Темный рыцарь», «Бойцовский клуб», «Ганнибал» и т.д. – краткий перечень наиболее популярных фильмов и сериалов о социопатах…Их высокий рейтинг – доказательство зрительской любви…

Почему Новый герой нашего времени - восставший и изрядно мутировавший, «Шерлок Холмс», который закинувшись «викодином», лечит у пациентов волчанку, работает «детектором лжи» и участвует в кулачных боях, кочует сегодня из одного фильма или сериала в другой?

В чем причина популярности нелюдимого и циничного гения-социопата, которому решительно наплевать на все социальные нормы и стандарты?…

Как так получилось, что на «гребне народной любви» оказался мизантроп-одиночка, не сражающийся как раньше с системой (обществом), а предпочитающий находиться вне нее?.

Работа с Теневыми аспектами Личности. Ч.1. «Мой Темный попутчик…» Психология, Социопатия, Карл Густав Юнг, Фрейд, Тень, Персона, Декстер, Андерсон, Длиннопост

Кто такие «социопаты», и почему истории о них сегодня «в моде»? Почему фильмы о них сейчас активно снимают, и как так получилось, что они имеют успех? Какое дело обществу до откровенных психов, которые подрывают его устои? Ведь само выживание человечества зависит от согласия каждого с общепринятыми ценностями, законами и нормами, а «социопат - индивид с патологической неспособностью или нежеланием к адаптации в социуме», который:


- равнодушен к чувствам других людей, потому что«не способен формировать привязанности к людям, и, соответственно…, интерпретирует взаимоотношения между людьми исключительно как взаимную манипуляцию, а, следовательно, "строит и свои отношения с окружающими людьми на манипуляциях, ради удовлетворения собственных желаний. Так как привязанностей у социопата нет, чужие потребности и желания для него не имеют никакой ценности и он действует, ориентируясь только на свои собственные». В свою очередь, он «не ожидает, что кто-то будет учитывать его потребности, и единственный долгосрочный план по безопасному сосуществованию с обществом, который он может выстроить — это «заставить всех его слушаться». Может некоторое время производить крайне положительное впечатление, чтобы, впоследствии, использовать его для своей выгоды» (Нэнси Мак-Вильямс).


- отличается низкой способностью выдерживать фрустрацию (если социопат не может достичь желаемого, он почти сразу переходит к агрессии), неспособностью испытывать чувство вины, склонностью находить объяснения своему поведению или обвинять окружающих, что зачастую приводит к конфликту с обществом. «Социопат не видит долговременной пользы от соблюдения социальных норм, в том числе и юридически закреплённых — общественные нормы и нормы морали воспринимаются антисоциальным психопатом как средства принуждения и манипуляции. Социопаты не смущаясь лгут и совершают противоправные действия. В большинстве случаев ими движет своя собственная выгода/невыгода, но лишь в краткосрочном плане. Действуют импульсивно и не склонны к планированию. Ограничения свободы и исполнения их желаний воспринимают тяжело, и стараются препятствовать этому всеми доступными им средствами, в основном с помощью угроз или применения физической силы. Отказ от применения силовых методов воспринимают как слабость. Не испытывают угрызений совести, а точнее не обладают совестью или обладают ей в крайне недоразвитой форме (развитие совести непосредственно связано с формированием чувства привязанности» (Нэнси Мак-Вильямс).


Какое отношение к социопатам имеем мы – нормальные люди?


- Никакого.


Несмотря на то, что единой точки зрения насчет происхождения социопатии нет, наиболее авторитетные теории говорят о том, что эти нарушения врожденные (или же обусловлены особенностями развития).


Т.е. вы бы уже заметили (скорее всего)...


С другой стороны, в нашей жизни нет недостатка в людях, которые с целью получения денег, престижа, власти, свободы обманом заставляют других делать то, что им нужно. Они никого (в буквальном смысле) не убивают, но они так же эгоистичны, эгоцентричны, бездушны и склонны к манипулированию, как и любой из оказавшихся за решеткой социопатов. Наличие образования, высокий социальный статус и благоприятные обстоятельства позволяют им поддерживать внешнее впечатление нормальности и получать желаемое безнаказанно.


Он (социопат) выберет вас, обезоружит словами и подавит своим присутствием. Он будет радовать вас своими мудрыми планами. С ним вы хорошо проведете время, правда, вам за все придется платить. Он будет обманывать с улыбкой на лице, и приводить в ужас одним лишь взглядом. И когда вы перестанете его интересовать, он опустошит вас и надолго лишит равновесия и чувства собственного достоинства. Вы станете намного печальнее, но не намного умнее, и еще долго будете думать о том, что произошло, и в чем была ваша ошибка… (Из рассказа, подписанного "Психопат в тюрьме")

- Самое прямое.


Еще З.Фрейд («отец» психоанализа) разделил структуру личности человека на Ид («Оно»), Эго и Супер-Эго (Сверх-Я).


Ид – словно животное в клетке нашего бессознательного. Наши инстинкты постоянно пытаются вырваться наружу, но мы всеми силами подавляем их.

Человек – это биосоциальное существо, в нем много, очень много от животного (инстинкты), и в первую очередь, - агрессивность. Все живое на нашей планете развивалось и формировалось в условиях естественной борьбы за существование. Любые ресурсы были ограничены: еда, возможность оставить потомство, доминировать и т.д. Биологическая составляющая и сегодня требует от человека бесконечной экспансии (больше денег, больше власти, больше партнеров) и вседозволенности...


Обуздание темной силы либидо обеспечивает Супер-Эго – бессознательная репрезентация морали и общепринятых правил, усвоенная человеком от авторитетных для него людей (прежде всего, родителей).

Невротический конфликт между Ид и Супер-Эго разрешается посредством функции выбора – Эго.


Маленький Декстер – сплошной Ид, без успешной адаптации к обществу ему не выжить, именно поэтому рядом с ним находится отец (Супер-Эго), наставник, давший ему «кодекс» (свод правил).

Мой темный попутчик всегда за спиной,
И только лишь кодекс его усмиряет,
Когда небо темное светит луной,
Меня он принять свою суть убеждает… (цитата)

Взрослый Декстер – ни положительный, ни отрицательный герой. Он вообще не является человеком в общепринятом смысле этого слова. Он чудовище, монстр, харизматичный моральный урод, который не может не проливать кровь, откликаясь на зов своего Темного Попутчика (своей истинной природы), но, при этом он не убивает невинных людей, а спасает их от менее разборчивых маньяков, и этим вызывает симпатии зрителей…


Что бы мы не испытывали к Декстеру (вымышленному маньяку), никто не хотел бы столкнуться «один на один» с настоящим… К чему тогда вообще вспоминать о нем? И почему многие восхищаются такими героями? В каждом из нас «сидит» социопат? Мы устали от ограничений, а герои, лишенные совести, эмпатии, сожалений, стыда и чувства вины, импульсивные, живущие настоящим моментом, не признающие никаких правил оживляют наши фантазии о свободе?


А что? Вполне может быть…


«Мы склонны воплощать свои потаенные мечты в поступках тех, кто нарушает закон. Эти "свободные" души становятся народными героями или образцами для подражания для тех из нас, кто слишком закомплексован, чтобы осуществить свои "темные" фантазии…» (Р.Д.Хаэр)

«Благородный убийца» Декстер – пример наличия у каждого (КАЖДОГО!) человека «Персоны» и «Тени».

Работа с Теневыми аспектами Личности. Ч.1. «Мой Темный попутчик…» Психология, Социопатия, Карл Густав Юнг, Фрейд, Тень, Персона, Декстер, Андерсон, Длиннопост

«Персона» («Маска»)


Реrsоnа - лат. слово обозначающее маску, которую одевали греческие актеры для условного обозначения той или иной роли.

В психологию термин введен К.Г.Юнгом.


«Персона» - это тот набор черт, врожденных и воспитанных, который выставляется человеком на всеобщее обозрение. Это то, какими мы хотим казаться в глазах других людей. Это – «визитная карточка» Я, «фасад личности» или, если хотите, «приемная» нашей личности, образ, который мы услужливо демонстрируем миру. Это то, что мы в себе одобряем. Наш парадный облик, воспитанность и образованность, умение держаться в обществе, красивая одежда, удачные выражения, которые мы повторяем, заметив одобрение окружающих. Короче, все то, что мы любим в себе, и хотим, чтобы другие любили в нас.


Если попросить большинство людей (особенно далеких от психологии) ответить на вопрос «Какой Я?» в список войдут, главным образом, социально одобряемые качества и модели поведения…


Конечно, Я: любящий, добрый, справедливый, нежный, умный, смелый и т.п., ну, в крайнем случае, ленивый…


Что за странный вопрос? Я – хороший! (или тот, кто стремится таким стать), в отличие от многих других – жадных, наглых, равнодушных, глупых…?


Что тут скажешь? Многие люди никогда не признают, что в глубине души они довольно эгоцентрич­ны и эгоистичны… Они отчаянно стремятся скрыть свои неприглядные черты от других, и прежде всего, от себя, и искренне не понимают, о чем когда-то пел «Лицей»…


Хороший парень


Если ты хороший парень,
Не так уж глуп
И не подлец -
Я очень рада.

И у тебя всё впереди,
И сердце доброе в груди.
Ты всем хорош, но вот беда,
Ты не поймёшь - идут года,
Но где твой след за столько лет?
Тебя на свете нет…

Хороший парень –
И больше ничего…

А что ни так?


Разве лучше жить в обществе людей, гордо признающих и выставляющих напоказ свою жадность и агрессивность («белые вороны»), или стать отъявленным преступником? Разве мало было в нашей истории сумасшедших, достигших такой власти, что могли без ограничений по­творствовать своим дьявольским страстям, уничтожали целые народы?


Все так.


«Персона» необходима, она скрывает все опасное для нас и окружающих, делая нас вполне безопасными - мирными и дружелюбными созданиями. Это своего рода маскировка, существование которой вполне оправдано в обществе, где есть четкие представления о том, что приемлемо, а что нет. Более того, без «Маски» нам тут не выжить. Она способствует адаптации в социуме, успешному взаимодействию с другими. Это щит, защита, оболочка, которая помогает огромному количеству людей относительно мирно жить на ограниченной территории, производить положительное впечатление на окружающих, гордиться тем, что мы существа высокодуховные, способные ограничивать себя в низменных желаниях… Вы же не хотите обратно в условия естественного отбора, где «слабый питает сильного»?


Конечно, не хочу. Кто спорит?


Человек – не только существо биологическое, но, и социальное (и духовное), он давно знает, что «нельзя жить в обществе и быть свободным от него» (В.И.Ленин). «Разумная составляющая» понимает (и принимает) выгоду ограничений…Умение ограничивать самого себя — это то, что отличает нас от животных, разум которых не способен на долгосрочное планирование. Животные инстинкты «мыслят» только в короткой перспективе ««хочу» + «здесь и сейчас». Разумный человек не может не понимать, что если он ограничит себя в сиюминутном желании, то многое получит «потом» (тогда, когда это нужнее и полезнее).


Все, вроде, правильно.


Вот только кристально «хороших девочек и мальчиков», претендующих на прижизненную канонизацию (причисление к лику святых), я немного побаиваюсь…и жалею. Много их видела за период работы. С психосоматикой, частыми травмами, депрессией, зависимостями, обидами, страхами и жалобами на весь мир, такой враждебный и несправедливый по отношению лично к ним (это если они позволяют себе жаловаться)…


«Забетонированные» («втиснутые», «вжатые») в образ «социально приемлемого Я», они приходят с отсутствием ощущения радости, энергии, неудовлетворенностью от жизни (иногда внешне очень успешной), усталостью от того, от чего, по идее, должны испытывать только воодушевление (карьера, общение с близкими: партнерами, детьми и т.д.).


Они живут по правилам, не сквернословят, не пьют, никому не отказывают в помощи, всегда хранят верность и соблюдают все условности...

Все у них «хорошо», а «счастья не было, и нет».


И человек никак не может понять, что отравляет ему существование, почему его периодически трясет, как при интоксикации, и заставляет думать о самоубийстве… Почему, время от времени, ему снятся кошмарные сны, хочется кого-нибудь убить...и как-так получается, что он неожиданно срывается на окружающих…


Что разрушает его жизнь?


А, разрушает (убивает) его толщина брони фасада, нехватка свободы, воздуха, духовной пищи и пространства для размещения собственных потребностей и желаний. Потому что всё время собственной жизни он не отдыхает, не расслабляется, не наслаждается тем, что есть, а «работает» (вкалывает 24 часа в сутки «образцом для подражания»).


«Маска» (образ «идеальной матери», «безупречного профессионала», «настоящего мужчины» и т.д.) становится его тюрьмой.


«Персона» - это человек, но, не весь, это всего лишь часть личности, «половинка себя». Проблемы начинаются тогда, когда он начинает верить, что вся полнота его личности сводится к блестящей, приличной, лучезарной «Маске», забывая, что у каждого из нас есть еще и подсознательная («Теневая») сторона, то есть то, что я о себе знать не хочу; что я о себе забыл (вытеснил и подавил).


А «Тени» нет дела до нашей "удобной амнезии", она существует и требует к себе внимания... И если ее отвергают и не признают, она стремится разрушить нашу «благополучную» («гармоничную») жизнь.


Каждый человек одновременно испытывает потребность в сепарации и независимости и по­требность в принадлежности и связи с другими. Объективно каждый из нас нуждается в других людях, чтобы выжить физически и психологически. Этой цели и служит «Персона» (самопрезентация человека в мире), но, поскольку «социальная комформность и сепарация две разнонаправленные тенденции это создает почву для базисной тревож­ности Эго» (Стайн М.) и приводит к необходимости рано или поздно ответить на вопрос: «Каким образом быть независимым, уникальным, индивидуальным и одновременно быть принимаемым и же­ланным для других людей, соответствовать их взглядам и по­требностям?


Где проходит грань между тем, что «Я живу, чтобы удовлетворять потребности других» (и быть принятым) и «Я живу, чтобы удовлетворять свои потребности» (и быть собой)?


Там, где вы лично проводите линию…


Какими бы «солнечными» мы не были в своей «Персоне», у каждого из нас есть Тень… Свой Темный попутчик («Декстер»), свой мистер Хайд («Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»), свой Тайлер Дерден («Бойцовский клуб»)…


Чем более вы этот факт отрицаете, тем больше усилий (энергии) вы тратите на контроль, подавление и вытеснение своих «пришедшихся не ко двору» качеств, и тем слабее («схематичнее») вы себя делаете…

Доминирующая Персона делает человека неглубоким, сведённым к одной роли, трагически отчуждённым от своего подлинного эмоционального опыта. Такие люди либо не вызывают большого интереса у окружающих (поскольку им в буквальном смысле «недостает глубины») либо производят однобокое плоское впечатление, как детский рисунок человечка без теней и полутонов» (Стайн М.).

Но, зато так удобнее и проще для всех...


Если человек отрицает наличие Тени, то в какой-то момент у него возникает жуткое ощущение того, что он живёт не своей жизнью. Что кто-то другой пользуется всем, за что платит сам человек…Что он проживает чужую жизнь, «задвинув» в Тень свою… (например: это мама хотела быть экономистом, а не дочь. Это папа хотел быть юристом, а не сын и т.д.).

Нарушать правила - необходимое условие взросления.


Не верите?

Работа с Теневыми аспектами Личности. Ч.1. «Мой Темный попутчик…» Психология, Социопатия, Карл Густав Юнг, Фрейд, Тень, Персона, Декстер, Андерсон, Длиннопост

Вряд-ли найдется кто-то, кто не читал в детстве сказку Г.Х. Андерсена «Тень».


Сказка рассказывает об ученом, который уехал в жаркую страну и привык сидеть весь день дома, а лишь вечером выходить на балкон. Однажды, в доме напротив, он мельком видит прекраснейшую девушку (Музу Поэзии): она ухаживает за цветами на балконе. Он мечтает поговорить с ней, но слишком застенчив. И как-то вечером, когда тень оживает в свете свечи, он приказывает ей: ступай-ка в этот дом! Да узнай, что происходит… И тень уходит…


Проходит время… Хозяин Тени возвращается домой. Он становится старше, пишет о красоте и добре, но его никто не слушает. В один прекрасный день к нему возвращается его тень — очень худая и темнолицая, но элегантно одетая. «Довелось тебе войти в дом на той стороне?» — первым долгом спрашивает человек, и тень отвечает: «Ну да, конечно». Она заявляет, что видела всё. За прошедшие годы она преуспела в искусстве шантажа, подглядывая за людьми, «кормясь» их секретами. Человек и Тень отправляются путешествовать: Тень — в качестве хозяина, а человек — слуги. Им встречается Принцесса, страдающая оттого, что «видит слишком ясно» («холодный разум»). Она замечает, что Тень не отбрасывает тени, и проникается к ней недоверием, пока та не объясняет ей, что Человек на самом деле — это тень, которой позволено перемещаться отдельно. Договоренность странная, но логичная, и Принцесса верит. Когда же она и Тень обручаются и собираются пожениться, Человек наконец восстаёт. Он пытается открыть Принцессе правду, но Тень опережает его, объяснив: «Бедняга помешан; он считает себя человеком, а меня — своей тенью!» «Как ужасно», — отвечает Принцесса. Убийство из милосердия становится неизбежным. И как раз во время свадьбы Принцессы с Тенью Человека казнят.


О чем эта сказка для вас?




Для меня о многом. И в частности о том, что, чем больше мы отрицаем в себе наличие теневых аспектов (непризнанных, социально неприемлемых желаний: эгоизма, жадности и т.п.), отщепляем, отчуждаем их от себя, тем больше власти мы отдаем своей Тени и тем слабее становимся, добровольно соглашаясь на роль тени при своей же Тени… При всей своей доброте и чистоте, Ученый из сказки неспособен на активное действие…

"Люди не знают теневой стороны вещей, а именно в тени, в полумраке, в глубине и таится то, что придает остроту нашим чувствам". (Евгений Шварц "Тень").

Да, в Тени человека часто таится агрессия (но, не только!), но, агрессия – это, по сути, активность …(само слово «агрессия» (от греч. «аggredy») означает «идти вперед», «приближаться»).


Агрессия "доброкачественная" – это настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, храбрость, отвага, воля, амбиции…

Агрессия "злокачественная" – это насилие, жестокость, наглость, хамство, «нахрап», зло…


"Тот, кто боится собственной тени, становится тенью чужой" (ц)

Человек не способный стать лицом к лицу со своей Тенью (потребностями и желаниями) и признать её, — это отказавшийся от своего жизненного пути человек (Человек ли? Или только тень человека?).


«Ты видел ягуара в клетке? Он - вялый, в нём нет жизни, и глаза его потухли. Можно подойти к клетке совсем близко, ты увидишь его клыки, услышишь слабый рык, может ты попытаешься испугаться, но железная клетка надёжна, да и зверь ни на что не реагирует.

Только не говори, что ты встретился с ягуаром, это было его жалкое подобие - в клетке.
А теперь, смотри, клетки больше нет, Ты стоишь перед живым ягуаром. Что ты сделаешь, побежишь, закричишь, закроешь лицо? А может тебе хватит духу просто смотреть на него?...

Вот так и ты. Пока Тень заперта там, в глубине, в клетке, её как будто нет, но ты только подобие ягуара. Выпусти Тень из клетки - и ягуар, твоя личность, станет живой.

Ты говоришь, это опасно? Просто ты редко беседуешь с ягуарами...» (ц)

Я не предлагаю вам стать с завтрашнего дня эгоистами и эгоцентриками, считающими, что самое главное – это ваши потребности и желания, и, если кто-то не согласен, то стоит начать добиваться их неукоснительного исполнения с помощью насилия, ...я приглашаю вас в увлекательное (и тревожное) путешествие по направлению к себе настоящему (целостному), без лицемерия и «прикрас»…


Можно обмануть окружающих, разукрасив свою «Маску» нужными цветами и оттенками, можно обмануть себя, любуясь своей красивой маской перед зеркалом, но в итоге все это слишком дорого обходится…


Нельзя быть или стать каким-то другим, чем ты есть от природы.


Будь собой. Прочие роли уже заняты. (О.Уайльд).



Уласевич Тина Васильевна

психолог, гештальт-терапевт семейный терапевт

_________________________________________________________________________________


Список литературы, использованной при написании статьи:


1. Тайное и явное в отношениях с окружающими (Тень и Персона), Стайн М., Журнал практической психологии и психоанализа, 2010, №1, Глава из книги М. Стайна (2010) «Юнговская карта души: Введение в аналитическую психологию», Издательство Когито-Центр.


2. Высокофункционирующий социопат как герой нашего времени

(www.maap.ru/library/book/269/)


3. Р.Д.Хаэр «Лишенные совести. Пугающий мир психопатов»: Вильямс; 2007.


4. Н. Мак-Вильямс Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе, Издательство Класс.

Работа с Теневыми аспектами Личности. Ч.1. «Мой Темный попутчик…» Психология, Социопатия, Карл Густав Юнг, Фрейд, Тень, Персона, Декстер, Андерсон, Длиннопост
Показать полностью 5
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: