Джокер брат Бэтмена? Ответы на главные вопросы фильма.

Финал одного из самых ожидаемых фильмов осени «Джокер» удивляет и ставит в тупик даже самых искушенных знатоков истории харизматичного злодея. Готэм горит, события закрутились в причудливую спираль и у зрителей остается главный вопрос - что же из предыдущих двух часов картины было реальным, а что лишь плодом воображения Джокера?


Что на самом деле произошло с Артуром Флеком? Стал ли он тем самым Джокером, на которого в будущем будет охотиться Бэтмен? Или же это глубокая реалистичная драма о простом человеческом одиночестве, социальной несправедливости и безумии отдельной личности?


На протяжении всего фильма мы наблюдаем за злоключениями Артура Флека, странноватого человека, страдающего неким психическим заболеванием. По сути, Артур — лишняя карта в колоде общества. Постепенно те немногие люди, которые хоть как-то сочувствовали и поддерживали контакт с Артуром, начинают отворачиваться от главного героя, и в конечном итоге он оказывается окончательно запутан в цепкой паутине серой и унылой реальности. Кроме того, Артур живет за чертой бедности, изо дня в день ведет борьбу за выживание и вынужден заботиться о своей матери, которая, как и он сам, страдает манией величия. Последующие события окончательно надламывают психику Флека, и запускают цепь казалось-бы случайностей, которые превращают Артура в Джокера - символа сопротивления простых людей тирании богачей, и короля нового преступного мира Готэма.


Не потому ли фильм вызвал такой фурор на Венецианском кинофестивале, что просто попал в модный нынче тренд? Последнее пару лет западные кинокритики просто обожают ленты с угнетаемыми обществом персонажами. В эту категорию относятся всевозможные национальные и сексуальные меньшинства, а также люди с психологическими расстройствами

Насколько реально то, что происходит с Джокером? Что действительность, а что лишь плод его больного воображения?


Пожалуй, самый логичный вопрос, возникающий во время просмотра фильма, потому что Артур Флек явно страдает целым ворохом проблем с психикой. Артур страдает расстройством, при котором он бесконтрольно начинает смеяться. Этот смех, граничащий со спазмом и часто переходящий почти в плач от бессилия, повторяется в «Джокере» неоднократно в разных ситуациях, после которых у Артура, как правило, начинаются неприятности. В современном мире смех — это расстройство, прямым текстом говорит нам режиссер Тодд Филлипс.


По большей части главный герой живёт в своём воображении, так как реальность крайне враждебна по отношению к такому странному человеку и на протяжении всего фильма меня не покидало ощущение, что Готэм, словно живое существо пытается избавиться от Артура, как от застрявшей косточки в горле.


Даже на приёме у психотерапевта Артур признаётся, что в психиатрической лечебнице ему было лучше и проще, нежели в обществе.


К тому же с самого начала фильма запускается цепь событий, которые и толкают эмоционально нестабильного Артура на скользкую дорожку. Каждое действие главного героя – это закономерная реакция в ответ на провокации мира вокруг. Артур становится Джокером не потому что сам он так решил, а потому что общество так решило за него. Главный герой в большинстве случаев в своих монологах перекладывает вину на других. В фильме мораль показана в сером цвете, здесь нет таких поступков, которые бы трактовались как однозначно положительные или негативные. Отчетливо в фильме прослеживается только одна аксиома - насилие порождает насилие.


Возвращаясь к вопросу о реальности и вымысле, стоит сразу обозначить, что Джокер в любом своем воплощении, мягко говоря, не самый надежный источник информации. Однако в данном фильме и в исполнении Хоакина Феникса персонаж раскрывается с новой стороны для зрителя. И поскольку Филлипс очень сильно вдохновлялся «Таксистом» Мартина Скорсезе, зрителей сознательно вводят в заблуждение и мы не можем быть уверены наверняка, что бунт в Готэме произошел в действительности, а не только в одной из фантазий Джокера.


Зритель никогда не узнает, что сделал Артур на самом деле. У матери Артура навязчивые мысли по поводу Томаса Уэйна - она беспрестанно пишет ему письма с просьбой о помощи, потому что когда-то работала на него и считает, что они семья. Позже выясняется, что прошлое у самой матери довольно темное. Так убил ли Артур свою мать? Или это лишь его яркое желание и вспышка ярости в воображении Артура, талантливо изображенные создателями фильма? А бывшего коллегу-клоуна? Или все же месть Джокера тем персонажам, которые оказали на него давление свершилась лишь в его собственной реальности? Также Артур вероятнее всего попросту придумал роман с соседкой, хотя никаких романтических отношений у них на самом деле не было и, наверное, быть не могло в принципе. Девушка явно относилась к нему не более чем как к чудаковатому соседу.


Эта двойственность истории прекрасно наслаивается на образ неоднозначного персонажа. Многие сцены фильма оставляют почву для догадок, к примеру, белоснежный вид больницы в финале вовсе не совпадает с желтыми стенами и холлом «Аркхема», как мы видели ранее. Также вспышка памяти в середине фильма, где Артур бьется головой о белую дверь похожа на обстановку из финала. Значит ли это, что весь фильм — лишь безумная шутка Джокера, которую он скрывает от психиатра?


"Это я или весь мир сошел с ума?" - вопрос, который задает Артур своему психиатру. Мы понимаем, что герой чувствует себя неуютно в обществе, он не ощущает себя его частью и предпочитает свой яркий фантазийный мир.


Единственное, в чём мы можем быть уверены: в финале Джокер действительно заперт в городской психиатрической лечебнице Аркхэм.


Джокер создал Бэтмена и начал восстание в Аркхэме?


Режиссер всячески подтверждает теорию, что история Джокера, рассказанная в данном фильме не канонична и он снимал совершенно отдельный от комиксов фильм, тем не менее отсылок к предыдущим экранизациям этого персонажа в Джокере более чем хватает.

С самых первых сцен зрителю показывают одержимость матери Артура, Пенни Флек Томасом Уэйном, что зарождает крайне спорную теорию о том, что Артур, а в последствии Джокер может быть сводным братом Брюса Уэйна. Или же Артура и правда усыновили, а информация о настоящих родителях отсутствует. В молодости Пенни, мать Артура была завидной красавицей, а Томас благодаря своим связям легко мог запереть её в Аркхэме и подделать документы об усыновлении.


В отличие от самого джокера, биография которого крайне туманна и даже имя доподлинно неизвестно, настоящее имя Бэтмена всегда оставалось именно Брюсом Уэйном и история становления Темного рыцаря неразрывно связана с событиями той ночи.


Фанаты вселенной DC безусловно догадались об этом еще в самом начале, а вот для остальных зрителей картинка сложилась только в конце фильма.


И все же, в сцене, когда на улицах Готэма вовсю расцветает бунт, отчасти спровоцированный Артуром, из кинотеатра выходят Томас Уэйн, его жена Марта и сын Брюс.


Хотя этот эпизод был показано на экране бесчисленное количество раз, в новом фильме он имеет другое значение, поскольку весь предыдущий сюжет последовательно подводил к смерти одного из самых богатых граждан города - Томаса Уэйна.


Дальнейшие события печально известны, родители мальчика оказываются застрелены у него на глазах в каком-то темном переулке, только вот сделано это руками обычного преступника.

Это не совсем то рождение Бэтмена, которое принято считать каноничным, однако в контексте этого фильма преступник целенаправленно убивает Томаса Уэйна за его слова и поступки, обращенные против рабочего класса. Таким образом, убийство ведущего шоу Артуром, уничтожило последнюю преграду между обществом и властью, и стало поводом для бунта против правителей, и в этом контексте будущий Бэтмен и его семья уже не выглядит однозначно положительными и невинно убитыми героями. С другой стороны, родителей маленького Брюса Уэйна убил случайный человек, просто потому что разгорелись беспорядки и появилась возможность безнаказанности — а Джокер остался лишь символом революции и прикрытием для решения каких-то проблем других людей. Но ведь без этих событий известный нам Бэтмен просто не случился бы. Теперь у Брюса есть мотивация стать Бэтменом и вершить правосудие на улицах по ночам. То есть Джокер, на тот момент не подозревая об этом, привел в действие механизм, запустивший всю вселенную комиксов DC, в которой сам стал впоследствии суперзлодеем.


Подобный сценарий в общих чертах уже был использован в далеком 1989 году, разница в том, что Тим Бертон в «Бэтмене» 1989 года изображает Джокера крутым гангстером по имени Джек Напье, также спровоцировавшим революцию,но он предстает перед зрителем как сформировавшийся отрицательный персонаж, а Тодд Филлипс же подчеркнул, что его герой становится лидером и символом сопротивления социальных низов вопреки своей воле, всего лишь оказавшись своеобразным катализатором, выпустившим лавину хоаса в Готэм сити.

Психику каноничного Джокера нарушили токсичные отходы в цистерне с химикатами, над Джокером версии Тодда Филлипса хорошо поработала токсичная мать. Возможно, убийство родителей Брюса - это и есть та самая шутка, над которой смеётся Артур Флек в Аркхэме, но о которой не хочет рассказывать психиатру на беседе.


Был ли Артур Флек сыном Томаса Уэйна?


Никто даже не задавался вопросом, почему Джокер и семья Уэйн противостоят друг другу: их просто всегда привыкли видеть врагами. Это было своеобразное изначальное правило всех историй, происходящих в Готэм-Сити. Однако в данной интерпретации режиссер рискнул обнажить весьма спорные подробности настоящей связи между клоуном Артуром Флеком и кандидатом в мэры Томасом Уэйном. Если сложить кусочки мозаики,эта теория вполне похожа на реальную историю об отвергнутом сыне, жаждущем отмщения за себя и свою мать.

Ключ к этой теории – мать Артура, Пенни Флек, которая уверена, что Томас Уэйн был её любовником, от которого она родила Артура. Она ежедневно пишет письма бывшему работодателю, но не получает ответа. Но затем мы узнаем, что Пенни всегда была сумасшедшей и даже лечилась в Аркхэме.


Раннее описание Пенни Флек утверждает, что она «в молодости была очень привлекательна, одержима своим бывшим работодателем и не способна принять реалии своей жизни». Так что безусловно, у молодого Томаса Уэйна вполне мог случиться роман с юной и прекрасной сотрудницей, а последствия романа в виде беременности Пенни были упрятаны в лечебницу Аркхэм, благо связи Уэйна вполне позволяли ничем не опорочить его будущую карьеру.

Далее Артур находит свидетельство об усыновлении, правда подробностей и имен мы так и не узнали. Но Артур узнает, что в раннем детстве перенёс множество побоев от сожителя матери, голодал и получил травмы головы, о чем конечно не помнит. В приступе ярости Артур убивает мать в больнице и окончательно разочаровывается в людях.


И, казалось бы, что в самом фильме весьма категорично отвергли данную теорию, но тут есть небольшая нестыковка, а именно


перед тем, как отправиться на телешоу, Артур гримируется перед зеркалом и смотрит на фотографию молодой Пенни. А на карточке можно разглядеть подпись - «С любовью, Т. У.». А это вполне могло оказаться подписью Томаса Уэйна.


Так что эта теория все же имеет право на существование.


К тому же, привлекательность Джокера как персонажа заключается как раз в том, что зрителю никогда неизвестны его мотивы, если у него они вообще есть. В начале фильма мы видим Артура еще на грани своего безумия, когда он еще был тем зажатым и отвергаемым обществом парнем, но далее по сути весь хронометраж фильма о принятии Артуром Джокера, как своей сущности, и ужасающе гармоничном окончательном слиянии двух личностей.

Однако правдивой не была ни одна из историй, возникало ощущение, что это просто еще одна игра Джокера.


Артур Флек - единственный настоящий Джокер?


Еще один спорный вопрос, возникающий после просмотра фильма. Артур Флек и есть тот самый Джокер, который впоследствии будет сражаться с Бэтменом? Или всего лишь прототип и собирательный образ для будущего короля преступного мира Готэма?


«Джокер» сделан максимально реалистично, без единого намека на хоть какую-то супергероику. По сути Филлипс взял культового персонажа, а затем, набрав понемногу фактуры из разных комиксов о Джокере, полностью дописал его биографию, жизненные обстоятельства и дал ему новое имя. Все это для того, чтобы показать, как любой из нас может стать Джокером под влиянием обстоятельств, а привычная американская мечта — на самом деле система унижения и насилия богатых над бедными.


Режиссер кстати никак не комментирует домыслы о том - насколько каноничным считать такой путь становления одного из главных злодеев DC, ровно как и вопросы о возрасте главных героев, так что можно предположить, что на момент начала фильма Артуру примерно 35-40 лет. Брюсу Уэйну около двенадцати.Так что теоретически, когда будущий Бэтмен подрастет хотя бы до 20, Джокеру будет уже в районе 50. Нет, ну он может конечно стать антагонистом и главным противником Темного рыцаря, но все же, согласитесь, это не совсем реалистично.


По моему мнению, тут отлично реализована идея о том, что все люди хотели бы оказаться в центре чего-то важного. При этом, желательно чтобы слава пришла мгновенно и просто так. В этом контексте Джокер Филлипса показывает деструктивную и утопичную картину. К слову, многие критики опасались, что выход фильма Джокер спровоцирует массовые беспорядки и жестокость, как уже бывало ранее.


Ведь новый Джокер олицетворяет отсутствие внятного прошлого, психические заболевания, болезненную вымышленную связь с Бэтменом, Артур Флек на протяжении всего повествования воображает себе, что он мог бы быть его братом.


Но ближе к развязке мы понимаем, что символом бунта и анархии он стал совершенно случайно, не приложив каких-либо целенаправленных усилий. Герой Хоакина Феникса просто оказался движущей силой для толпы и олицетворением самого Готэм-сити, во всей его неприглядной действительности.


Образ улыбающегося маньяка Джокера на экране каждый раз рисуется иначе, чем до этого — как в комиксах, так и в кино. Джокер — это абсолютный хаос, и никакой определенности здесь нет. Он может быть каким угодно. И это подводит нас к мысли, что Джокер — это не конкретный человек, а идея. К тому же режиссер настолько путанно объясняет происхождение Джокера, и постоянно ставит факты из его жизни под сомнение. Была ли на самом деле связь у Томаса Уэйна и Пенни Флек? Что в итоге случилось с соседкой Артура Флека? Было ли в действительности ток-шоу, благодаря которому Джокер прославился на всю страну? Было ли вообще хотя бы что-то, или Артур придумал всё это, находясь в Аркхэме?


Я склонен полагать, что на самом деле «Джокер» - это история падения Готэма и становления Тёмного рыцаря. Фильм, в котором закладывается основа будущего многолетнего конфликта между Бэтменом и преступным миром, а не начало противостояния двух персонажей.


Заключительная сцена. Что означает последняя шутка Артура?


В чем же заключается последняя шутка Джокера? Этот вопрос словно предназначен для того, чтобы остаться без ответа, подчеркивая, что даже после двух часов в его присутствии Джокер все еще не разгадан для зрителя.


Смеется ли он над Томасом Уэйном, которого все же настигла месть, или же над Брюсом Уэйном, который лишился детства? Или же над тем, как цепь таких случайных событий запустила восстание во всем городе? Может быть, дело в самом психиатре, которого Артур предположительно убивает, основываясь на красной крови, покрывающей подошвы его обуви в финальной сцене?


Ну и конечно же этот смех. Хоакину Фениксу, исполнителю роли Джокера пришлось репетировать три разновидности смеха для своего персонажа, и он сам признавался, что это чуть не свело его с ума. Режиссер показал Фениксу кассету с пациентами, страдающими неконтролируемым смехом, и актер подумал, что не справится с задачей. В результате они придумали три вида смеха: для начала фильма, когда Артур постоянно один; для моментов, когда Артур сталкивается с людьми; для перевоплощения и освобождения героя, когда смех выражает уже не мучение, а радость.


В конце нам показывают белую комнату, подозрительно напоминающую ту, в которой Артур представлял свою мать, изучая отчёты психиатра. Лечащий врач Артура очень навязчиво напоминает социального работника, к которому он ходил на приёмы в первой половине фильма - напоминает как небрежным отношением к пациенту, так и внешним сходством.


Скорее всего, главная шутка Артура, которую никто кроме него не поймёт - это осознание того, что вся его несчастливая жизнь всего лишь комедия. Причем в совершенно гротескной форме. Он сам и есть шутка и насмешка, ведь как такой маленький и неудачливый человек смог взбудоражить целый город и стать культом? Шутка судьбы, не иначе.


К тому же Флек не слишком огорчен, что ему до конца жизни придётся сидеть в Аркхэме и, похоже, он вполне доволен открывающимися перспективами. К тому же он наконец добился того, чего так жаждал - внимания и поклонения, нашел своего зрителя в лице целого города.

Словно Готэм-сити ждал его самого главного представления, а теперь захлебывается в крови и овациях.


Даже если это и происходит лишь в голове самого Артура.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
4
Автор поста оценил этот комментарий
Джокера сыграть крайне сложно , потому как у него как в нем минимум 3 личности : маньяк-психопат , гениальный мозг стратега и клоун .
1.В фильме Бертона удалось состыковать хоть как то эти личности .
2.темный рыцарь - тут я увидел лишь маньяка с мозгом , но нет клоуна , который оправдал бы псевдоним.
3.в сериале Готэм - есть все три , но раскрытию мешает количество экранного времени .
4.самоубийцы - тут есть маньяк , но особо ни психа , ни тем более клоуна не видно даже на горизонте.
5.ну и в этом фильме я думаю , увидим клоуна - маньяка , но не гения ( хотя может и его покажут )


Пока что джокер идеальный остаётся лишь в играх об Аркхеме. Вот его хотелось бы видеть в связке с таким же Бэтменом
раскрыть ветку (2)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Бля, ну в суисайд скваде его почти полностью вырезали. Хотя, как я читал, именно Джокер должен был стать главным врагом отряда в фильме. Это хоть как то оправдывало участие в фильме Харли Квин, которая была бы в этом случае заложницей. А вообще, бездарно потратили такого хорошего актёра, как Лето

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Да в оригинале в суицидниках вообще Джокера не было вроде . А ситуевина с Харли обыгрывалась в ,,нападении на аркхем" (неплохой мульт кстати).
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку