Джеймс Марион Симс: опыты на людях ради науки прародителя гинекологии

Джеймс Марион Симс до сих пор является одной из самых противоречивых фигур в истории медицины. Мы знаем его как прародителя науки гинекологии. О нем говорили как о человеке, которому удалось сделать невероятный прорыв, но ценой страданий самого незащищенного тогда слоя населения — темнокожих рабынь. Вечный вопрос: стоит ли «счастье всего мира одной слезы на щеке невинного ребёнка»?

Джеймс Марион Симс: опыты на людях ради науки прародителя гинекологии История медицины, Гинекология, Эксперименты над людьми, Рабы, Негры, США, 19 век, Длиннопост

В конце августа 2017 года в центральном парке Нью-Йорка перед бронзовой статуей Симса собрались протестующие. Темнокожие женщины в халатах пациенток с кровавыми пятнами на животе требовали снести статую «первого гинеколога» и предать его имя забвению. Чем же Симс заслужил такую ненависть и почему, если он был так ужасен, ему воздвигли статую?

Джеймс Марион Симс: опыты на людях ради науки прародителя гинекологии История медицины, Гинекология, Эксперименты над людьми, Рабы, Негры, США, 19 век, Длиннопост

В середине XIX века гинекология была одной из самых неизведанных и темных областей медицины. Мораль того времени призывала считать все, что расположено у женщин ниже пояса, — аморальным и грязным. Студенты-медики учились принимать детей на манекенах, так что первые настоящие роды видели уже «в полях», с началом реальной практики.


Болезни, впрочем, никуда не девались — мораль им была не указ. Частые роды изнашивали организм женщины, но здоровье женщин не было в приоритете у врачей. Акушерство и вовсе не считалось научным полем — с этим справлялась любая неграмотная повитуха.


Одной из распространенных проблем был свищ мочевого пузыря. В дни, когда врачи еще не умели искусственно ускорять роды, порой женщины мучились несколько дней. Случалось так, что слишком сильная потуга разрывала стенку влагалища, и между вагиной и мочевым пузырем (или прямой кишкой) образовывался свищ. Моча и каловые массы попадали во влагалище и могли вызвать инфекцию. Но даже если этого не происходило, жизнь молодой матери была загублена: от нее дурно пахло, а из-за травмы мочевого пузыря между ног все время сочилась моча. Иоганн Диффенбах, хирург XIX века, сочувствовал мужчине, чья жена в результате этой травмы «сделалась сосудом омерзения» и «предметом телесной антипатии своего супруга». Несмотря на симптомы, женщины крайне редко погибали, гораздо чаще они десятилетиями жили в изоляции, отвергнутые обществом, оставленные один на один с болезнью, в которой не было их вины.

Путь будущего «отца современной гинекологии» начался в «захолустном посёлке среди рыжих холмов Южной Каролины» в 1813 году. Марион терпеть не мог школу и едва не остался без диплома колледжа. Отец Симса, шериф, страстно желал, чтобы сын выбился в люди и нашел достойную профессию, но никаких талантов мальчик не проявлял — едва ли он сумел бы стать юристом или политиком.

Джеймс Марион Симс: опыты на людях ради науки прародителя гинекологии История медицины, Гинекология, Эксперименты над людьми, Рабы, Негры, США, 19 век, Длиннопост

Впоследствии Симс вспоминал, как отец твердил ему: «Сын мой, я должен признаться, что разочарован в тебе. Если бы знать заранее, я никогда бы не послал тебя учиться. К избранному тобой роду деятельности я испытываю глубочайшее презрение. Там нет науки. Там не обрести почёта, не упрочить репутацию. Сама мысль, что мой сын — мой сын! — будет бродить от двери к двери с коробкой пилюль в одной руке и шприцем в другой, будет возиться с больными… никогда не думал, что мне придётся это увидеть».

Симс посещал Медицинский колледж Южной Каролины и помогал в качестве подмастерья городскому врачу. В те дни не было обязательного количества лет учебы — студент становился практиком, как только чувствовал, что он набрался достаточно знаний. Симс бросил тот колледж и перешел в более престижный в Филадельфии. Лекции, где говорилось о женских болезнях, «вгоняли его нутро в трепет», Марион чувствовал омерзение. После учебы перебрался обратно в родной Ланкастер.

Первыми двумя его пациентами оказались два младенца. Они умерли от поноса, потому что, как признался позже Симс, он понятия не имел, как их лечить. В конце концов, убедившись, что в родных краях потенциальных пациентов у него не осталось, он переезжает в Маунт-Мейгс и нанимается ассистентом к пожилому доктору. Как ни странно, здесь его дела пошли в гору, и вскоре Симс с женой переехали в Монтгомери — город, который неожиданно стал колыбелью первых научных открытий в гинекологии.

То, что нам известно о проводимых Симсом операциях, не слишком внушало доверие. Например, мы знаем, что он сумел вылечить челюстную судорогу у ребенка, дергая челюсть малыша на себя. «Челюстная судорога» была местным названием столбняка, попытки вправить челюстной тризм при этом бессмысленны. Симс пилой удалил опухоль с лица темнокожего раба, привязав его к парикмахерскому креслу кожаными ремнями. «Пациент казался весьма обеспокоенным», — пишет Симс в своих дневниках. Удаление яичников он считал отличным средством от невроза, а разрез в шейке матки — помощью при бесплодии.


Но все это была общая практика, женской хирургией он увлекся позже.


Неожиданная удача с одной из его пациенток привела его к мысли, что при помощи пальцевого исследования можно выявить разрывы влагалища и зашить их. Разумеется, проверить это можно было только одним способом. Но так как ни одна белая женщина не согласится на подобные опыты над своим телом, он нашел иной выход.

Джеймс Марион Симс: опыты на людях ради науки прародителя гинекологии История медицины, Гинекология, Эксперименты над людьми, Рабы, Негры, США, 19 век, Длиннопост

Любой рабовладелец будет счастлив, если найдется врач, способный «исправить его рабынь», которые из-за свища больше не годились для работы и не дадут потомства, а потому они охотно предоставляли Симсу «материал для экспериментов».


Марион Симс был не первым врачом, который использовал темнокожих рабов для медицинских экспериментов. К примеру, Томаса Джефферсон летом 1801 года испытывал новую вакцину от оспы на двух сотнях рабов.

Джеймс Марион Симс: опыты на людях ради науки прародителя гинекологии История медицины, Гинекология, Эксперименты над людьми, Рабы, Негры, США, 19 век, Длиннопост

«Образ действия врачей, — пишет Тодд Л. Сэвитт в своей книге „Медицина и рабство“, — объяснялся тем, что афроамериканцы, будучи имуществом или даже вольными, но всё же занимавшими подчинённое положение, могли использоваться в медицине для публичной демонстрации, тогда как белые с аналогичными проблемами обладали более высоким статусом, предусматривающим анонимность и конфиденциальность».

Молодая чернокожая служанка Бетси разделась и встала на четвереньки на небольшом столике. Ассистенты расставили ей ноги, раздвинули половые губы, а Симс взялся за свое новое изобретение — влагалищное зеркало, сделанное из двух больших ложек. Он ввел его в Бетси и провозгласил: «Я вижу всё то, чего не видел ни один человек!»

Джеймс Марион Симс: опыты на людях ради науки прародителя гинекологии История медицины, Гинекология, Эксперименты над людьми, Рабы, Негры, США, 19 век, Длиннопост

С этого начались его эксперименты по лечению мочевого свища, которые длились с 1845 по 1849 год.

«Подопытными» стали двенадцать молодых чернокожих девушек, но сохранились имена лишь трех из них: Бетси, Анарха и Люси. Они, вероятнее всего, были неграмотными, так что мы так и не узнаем, остались ли они благодарны ему за излечение или ненавидели до конца жизни за то, сколько боли он им причинил

Поначалу ему ассистировали студенты-медики и юные врачи, заинтригованные многообещающими открытиями. Девушек оперировали без анестезии: разрезали и накладывали швы снова и снова. Известно, что Анарха перенесла 13 операций. Симс был уверен, что темнокожие женщины почти не чувствуют боли, а потому они являются удобным материалом для исследований. Хотя анестезия уже была изобретена, Симс отказывался от использования эфира. Справедливости ради, на белых женщинах он ее тоже не использовал.


Находились женщины, которые просили доктора взять их в свои исследования, но Симс отказывался — он был уверен, что «приличные» дамы не перенесут такой боли.

Неудачи следовали за неудачами, коллеги отвернулись от Симса. Если верить его автобиографии, сами же рабыни уговаривали его продолжать эксперименты. Они держали друг друга во время операций.


В 1849 году, он, наконец, добился успеха, сшив серебряными нитями свищ Анархи, а после — и других женщин.

После этого карьера Симса взлетела вверх: он переехал в Нью-Йорк и основал первую Женскую больницу в штате. Мариона избрали президентом Американской ассоциации медиков.


Впрочем, в этой же больнице у него были постоянные конфликты с директоратом, состоящим из одних женщин. Тщеславный Симс настаивал, что его операции должны видеть как можно больше людей, а дамы возражали на это, что пациентки не должны становиться развлечением для праздной толпы.


Марион Симс жаждал, чтобы его сыновья носили двойную фамилию — Марион-Симс, чтобы унести в века успехи своего отца, но сыновей у него так никогда и не было, так что фамилия Симса умерла вместе с ним.

Когда Симс умер от пневмонии в возрасте 70 лет, в некрологе вашингтонского Медицинского общества города написали: «Среди великих светил Симс пронёсся, подобно комете, оставляя за собой полосу яркого света».


До сих пор вопрос о его этичности стоит очень остро. Известно, что Симс считал темнокожих «ленивыми и грязными» и убеждал всех, что именно из-за этого и их интеллектуальной ограниченности они заболевают, у них рождаются больные дети. Он воспевал чистоту белой расы, заверял всех, что чернокожие не чувствуют боли так, как белые.

Джеймс Марион Симс: опыты на людях ради науки прародителя гинекологии История медицины, Гинекология, Эксперименты над людьми, Рабы, Негры, США, 19 век, Длиннопост

Был ли он мясником, чей успех пришел к нему случайно, или гением, готовым пожертвовать человеческими жизнями ради успеха, — сегодня трудно сказать. Известно только, что Симс оставил после себя не только несколько важных для гинекологии открытий, но и длинный кровавый след своих экспериментов.

Источник : https://mirputeshestvij.mediasole.ru/dzheyms_marion_sims_opy...

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
41
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Вопросы морали и этики всегда сложны и многогранны, а потому могут обсуждаться невероятно долго, имея огромное количество аргументов и контр аргументов. Хочется лишь отметить, что все же не совсем правильно на мой взгляд мерить людей из прошлого современными мерками. Однако наравне с этим, если ты хочешь иметь право высказывать свое мнение, то стоит признать это право и за остальными, даже если их высказывания в корне противоречат твоему мнению.

раскрыть ветку (32)
32
Автор поста оценил этот комментарий

Вопросы морали и этики очень просты - не делай другому человеку плохо. Всё блядь, предельно просто. Все остальные рассуждения происходят в результате дискуссий на тему "какой уровень зверства нам сейчас приемлем с учетом экономической ситуации на планете"

раскрыть ветку (31)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Что такое "плохо", что такое "человек", что такое "делать или не делать"?


Если уж на то пошло, то во времена Симса негров людьми не считали даже сами негры, и делать на них опыты было настолько же морально, насколько сегодня - на обезьянах. Ну и хочу заметить, что многих подопытных женщин Симс таки сумел вылечить, то есть сделал им, в общем-то, добро.

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

"Плохо" это когда кто-то тебе делает что-то, от чего тебе становится плохо. На вопросы "что такое человек" и что такое "делать" уже не буду отвечать, загляни в словарь.

раскрыть ветку (3)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Меня в детстве кормили манной кашей с комочками, которая мне не нравилась, и я считал, что родители делают мне плохо. Стоматолог сверлит зубы - это больно, но надо потерпеть.


"Делать" и "не делать" - тоже вопрос неоднозначный. Гугли "проблему вагонетки", когда бездействие может причинить больший вред, чем действие, но психологически человеку проще бездействовать, чем произвести сознательное действие и причинить вред.


Ну и на вопрос "что такое человек" до сих пор толком ответа нет - посмотри хотя бы на срачи вокруг абортов и клонирования.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Если ты по поводу задачи с вагонеткой с переключением стрелки, что лучше - переключить стрелку чтобы вагонетка раздавила одного человека, или бездействовать но тогда она раздавит десять, но при этом ты как бы ни причем, то правильный ответ - нужно переключить. Чтобы раздавила одного. Потому что очевидно что лучше спасти больше людей. Но для тех кто заботится только о душевном комфорте собственной жопы разумеется это сложный вопрос - как я себя лучше буду чувствовать, если буду бездействовать но умрут десять, или я буду действовать и умрет один, но в результате моих действий. Геккльберри Финн в книжке авторства Марка Твена решил для себя эту дилемму просто - "ладно, буду страдать в аду, зато человека спасу" - вот это и есть эталонный гуманизм, подходит и в случае с вагонеткой.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Если ты переключишь стрелку - то сядешь за убийство одного человека, если просто пройдешь мимо - то все будет происходить без твоего вмешательства и никаких претензий к тебе не будет (при условии, что ты не несешь непосредственной ответственности за эту железную дорогу).


Я иду по улице и видишь, как парень бьет девушку. Можно пройти мимо и не вмешаться - а можно поступить по совести, дать парню в жбан и огрести проблем с законом. Извини, но девушек много, а я у мамы такой хороший один. Как видишь, даже закон часто стоит на стороне невмешательства.

19
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Но что если плохо сделав плохо одному человеку, ты сделаешь хорошо 10? А если сделать ужасно 10 людям, но это потом спасет 1000? Может для вас и просто, но я рад, что мне не приходится решать такие вопросы.

раскрыть ветку (3)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Медицина катастроф именно этим и занимается. Почитайте протоколы работы для врачей МЧС в ситуациях, когда всех всё равно не спасти - как сортировать тех, кому оказывать помощь и тех, кого оставить умирать.


Тем же самым занимается и армия. Я уже не говорю о том, что убийство военнослужащего противника не является преступлением. Оставить роту на верную смерть прикрывать отход полка - обычное решение, которое должен принять командир. Послать подразделение в атаку, четко зная, что значительный процент твоих солдат будет убит - а если этого не сделать, то войну не выиграешь и пострадает твой народ.

раскрыть ветку (1)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Так я же не говорил, что никому не приходится принимать таких решений, я говорил

но я рад, что мне не приходится решать такие вопросы.

12
Автор поста оценил этот комментарий

Уже Дракула к дискуссии об этических вопросах подключился. Ну пиздец )

20
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Вопросы морали и этики диктуются временем.

раскрыть ветку (20)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Я именно это и написал вообще то. Люди выбирают уровень зверства в зависимости от экономической ситуации в которой они очутились. А сами по себе вопросы морали и этики, точнее гуманизма, очень просты и объективны, являясь по сути одним из немногих абсолютов (с философской точки зрения) которые человек может воспринимать. Просто люди начинают натягивать сову на глобус когда припрёт - вот у меня хлопковые поля не убраны, поэтому это нормально заставлять нигеров пахать на меня за кусок хлеба. Вот мне кушать нечего поэтому я убью соседа и ограблю его. Вот у нас в компании будет сокращение, поэтому я подставлю своего коллегу - пусть лучше его уволят чем меня.

раскрыть ветку (19)
13
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
А сами по себе вопросы морали и этики, точнее гуманизма

Ты мешаешь всё в одну кучу. Проституция. С точки зрения морали вопрос спорный и сраться можно сколько угодно. Вот только гуманизм тут вообще не при делах. Гуманно ли держать подыхающего от рака человека на аппаратах жизнеобеспечения, несмотря на то, что наркотики уже не помогают и он орёт от боли 24/7? А насколько этично ему это всё отрубить?

люди начинают натягивать сову на глобус
Вот у нас в компании будет сокращение, поэтому я подставлю своего коллегу - пусть лучше его уволят чем меня

Кстати, отличный пример натягивания несчастной птицы применительно к гуманизму. Довольно иронично получилось.

раскрыть ветку (18)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Почему это в вопросе проституции гуманизм не при делах?

Вы посмотрите статистику сколько несовершеннолетних в сексуальностей рабстве

Постоянное насилие (сексом это не назовёшь), наркотики и венера

Действительно, где тут место гуманизму

раскрыть ветку (3)
10
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Вы посмотрите статистику сколько несовершеннолетних в сексуальностей рабстве

О, опять смешение сущностей.

4
Автор поста оценил этот комментарий

А вы посмотрите, сколько совершеннолетних женщин занимается проституцией совершенно добровольно. Против принуждения к проституции - да, надо бороться, равно как и против принуждения к любой другой деятельности. Но сама по себе проституция была, есть и будет есть, и ничего плохого в ней нету.

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Почитайте посты @suter, про проституцию слишком много мифов.
ещё комментарии
ещё комментарий
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку