Двигатель Бассарда | [Невозможные изобретения]

Двигатель Бассарда | [Невозможные изобретения] Ракетный двигатель, Космические путешествия, Космос, Вселенная, Будущее, Технологии, Видео, Длиннопост

В 1960 году американский физик Роберт Бассард придумал оригинальную идею. Для осуществления межзвездных путешествий он предложил использовать специальный прямоточный термоядерный двигатель.


В основе его концепции лежит захват вещества (водорода и пыли) из межзвёздной среды, идущим на высокой скорости космическим кораблём и использование этого вещества в качестве рабочего тела (либо непосредственно топлива) в термоядерном ракетном двигателе корабля.


Первоначально проект Бассарда предусматривал механический захват атомов водорода космическим кораблем в процессе его движения. Однако расчеты показали, что для достижения «идеального» ускорения в 1g в типичных областях межзвездного пространства, где содержание атомов водорода на единицу объема крайне мало, 1000-тонному космическому кораблю потребуется фронтальная зона сбора вещества просто огромной площади.


Даже если предположить, что технологии будущего позволят построить подобный сборщик водорода, его масса будет просто колоссальна Например, конструкция площадью 10 000 квадратных километров, изготовленная из майлара, и имеющая толщину 0,1 сантиметра, будет весить около 250 000 тонн.


Одним из способов решения этой проблемы является ионизация водорода перед космическим кораблем с помощью мощного лазера. Ионы водорода, имеющие электрический заряд (то есть, по сути, протоны) смогут втягиваться относительно небольшим коллектором Бассарда, который генерирует мощное магнитное поле. Тогда процесс «сбора урожая» будет иметь электромагнитную природу, а не механическую.

Поэтому сборщик не обязательно должен быть твердым. Можно использовать и сетку. И она не должна быть нереально большой. Поскольку магнитное поле может иметь конфигурацию, превышающую по размеру физические размеры сборщика материи.


Зачем?

Двигатель Бассарда обещает релятивистские скорости на всем протяжении маршрута, позволяя человечеству достичь ближайшей звездной системы менее чем за 4 года и ближайшей галактики менее чем за 30 лет. И все это при отсутствии бортового топлива.


Необходимость нести топливо останавливает нашу способность исследовать глубокий космос. Сегодня чтобы осуществить межзвездный полет, космическому кораблю, использующему химические ракеты, нужен топливный бак, больший, чем вся наблюдаемая вселенная. Химические ракеты никогда не выведут нас за пределы Солнечной системы. Именно это делает реактивный двигатель Бассарда таким революционным.


Как?

В основе прямоточного двигателя лежит слияние. Электромагнитные поля будут собирать водород, который затем попадет в термоядерный реактор и обеспечит энергию для мощной выхлопной струи. Неиспользованный водород также выбрасывается в выхлоп. Эта термоядерная реакция продвигает корабль вперед на невероятных скоростях, при этом собирая больше водорода из межзвездной среды, и избавляя от необходимости останавливаться по пути для дозаправки.


Бассард стремился к ускорению в 1g, чтобы люди на борту космического корабля могли испытывать гравитацию, подобную земной. Такое ускорение, безопасное для путешествий людей, но все же достаточно быстрое, чтобы достичь краев Галактики Андромеды всего за 30 лет.


Но для ускорения в 1g требует много водорода. Межзвездная среда имеет среднюю плотность около 1 атома водорода на кубический сантиметр, что делает ее чрезвычайно диффузной. Некоторые области Вселенной, такие как туманности, более концентрированы, чем другие. Ускорение 1g в средней межзвездной среде потребовало бы лобовой площади сбора водорода в 10 000 квадратных километров.


Осуществимость

Однако, колоссальным преимуществам сопутствуют серьезные и уникальные проблемы, которые нужно преодолеть.


Так как необходимо перемещаться очень быстро, чтобы собирать достаточное количество водорода, изначально требуется разогнаться до критической скорости, которая составляет около 6% от скорости света.


Это означает, что, хотя для двигателя Бассарда, возможно, не понадобится бортовое топливо во время путешествия, ему понадобится некоторое количество топлива в начале пути. Когда корабль движется, возникает проблема с питанием магнитных полей и лазеров, необходимых для ионизации и сбора водорода.


Термоядерный реактор корабля, по идее Бассарда, должен быть реализован на протон-протонном синтезе – это та же цепная реакция синтеза, которая происходит внутри звезд.

Некоторые исследователи сочли этот подход неэффективным. Так в 1974 году Алан Бонд предложил использовать входящий водород для синтеза с литием-6 или бором-11. Это слияние не только легче, но и приведет к высвобождению большей энергии. Водород будет взаимодействовать с бортовым топливом и придаст кораблю больше ускорения в этой модификации двигателя Бассарда.


Другой подход к слиянию был предложен физиком Дэниелом Уитмиром в 1970-х годах. По его мнению еще более эффективно использование каталитической цепочки ядерных реакций, так называемого цикла CNO, вместо протон-протонного горения, предложенного Бассардом.

Цикл CNO происходит в звездах, более массивных, чем Солнце, и на 9 порядков быстрее, чем протон-протонный синтез. Однако цикл CNO реализуется при температуре и плотности, которые мы пока не можем достичь с помощью наших технологий.


За прошедшие годы появилось не только много модификаций двигателя Бассарда, но сопутствующих изобретений.


Так, например, расчеты, выполненные физиком Робертом Зубриным и его коллегами, для решения проблемы торможения корабля встречным потоком водорода, вдохновили на идею создания магнитного парашюта или паруса. Это может быть важным для межзвездных путешествий будущего, потому что это означает, что замедление в пункте назначения станет возможно выполнить с магнитным парашютом, а не с ракетой.


А совсем недавно астрофизик Мэтью Каплан из Университета штата Иллинойс предложил тип звездной машины, в которой совместное использование двигателя Бассарда и Сферы Дайсона, позволило бы сделать всю нашу Солнечную систему гигантским космическим кораблем. Каплан описал как с помощью его изобретения можно целенаправленно перемещать Солнце, а, следовательно, и все гравитационно связанные с центральной звездой планеты.


Сама идея использования попутной среды для перемещения космического корабля мысленно возвращает нас во времена первых мореплавателей, которые использовали только море и ветер для движения вперед. Но пока для нас концепция двигателя Бассарда выглядит почти такой же далекой и нереализуемой, какой во времена первых морских путешествий могла показаться идея космических полетов в принципе.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
8
Автор поста оценил этот комментарий
Одним из способов решения этой проблемы является ионизация водорода перед космическим кораблем с помощью мощного лазера. 

И тут происходит парадокс. У нас на свет появилось устройство с КПД выше 100%? Т.е. мы тратим энергию на лазер и на движение энергию для которых получаем из лазера...
Кстати да, 50% времени ускоряешься 50% тормозишь...Во всех фильмах корабли к космосе умеют "тормозить" фантазией киношников :(

раскрыть ветку (47)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Тепловой насос тоже больше 100% имеет КПД. Все зависит от чего отталкиваться при расчетах.

раскрыть ветку (14)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Тепловой насос не производит никакой полезной механической работы, он просто отбирает тепло, а вся затраченная на отбор тепла энергия тоже превращается в тепло. Ну и как легко заметить после того как свободная энергия закончится тепловой насос остановится.

раскрыть ветку (13)
2
Автор поста оценил этот комментарий

И тут, как закончится водород по дороге,так и ускорение исчезнет.

раскрыть ветку (12)
Автор поста оценил этот комментарий

Не закончится, а ускорение исчезнет. Прямоточный двигатель принципиально не может разогнаться быстрее чем скорость истечения продуктов реакции из двигателя. А теоретически предельная скорость истечения термоядерного двигателя ~0,109С.

раскрыть ветку (11)
Автор поста оценил этот комментарий

Если я правильно понимаю, на выходе мы имеем плазму,  её можно ускорить дополнительно ЭМ полем.

раскрыть ветку (10)
1
Автор поста оценил этот комментарий

За счет чего ускорять будем? Повезем дополнительный реактор и топливо к нему? Так прямоточник для того и придумывался чтобы топливо с собой не тащить.

раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий

Так магнитная ловушка уже есть. если у нас минус, что бы притянуть ядро водорода, то думаю возможно плюс поставить на выхлоп, что бы дополнительно разогнать продукты после выхода с реактора. Полюсов то два.

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

У нас не минус, а магнитная ловушка которая гребет нейтральную плазму. И реактор тоже нейтральную выбрасывает. Корабль разгоняется до тех пор пока налетающий поток водорода не сравняется со скоростью истечения, т.е. корабль движется со скоростью истечения. Потоки уравновешиваются и корабль летит без ускорения.

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

Если она гребет, то может и отталкивать. Высокая температура на выход не даст создать нейтральные атомы. А добавить таким ускорителем скорость по идее можем,тем самым разогнав корабль еще больше.

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Если она гребет, то может и отталкивать.

Уже. В термоядерном двигателе.

Высокая температура на выход не даст создать нейтральные атомы.
Не нейтральные атомы, а нейтральную плазму.

А добавить таким ускорителем скорость по идее можем,тем самым разогнав корабль еще больше.
Энергию для разгона где брать будете? У нас топлива на борту нет, это прямоточник.

раскрыть ветку (5)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Этот момент очень хорошо отражен в сериале Экспансия (Пространство)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

И сжигаем при этом водород. Все норм, где ты парадокс увидел

1
Автор поста оценил этот комментарий

В чем проблем тормозить? Развернись в полете на 180 градусов и продолжай. В данном случае ещё пылесос нужно будет развернуть чтоб он смотрел по ходу движения

раскрыть ветку (26)
6
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Развернулся и алга

раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий

А что там не так с поворотами? Если не считать, что можно с прямоточником Бассарда можно и без поворота обойтись.

раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий

а то, что развернувшись, ты перестанешь получать вещество в ловушку прямоточника.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

В данной конкретной ветке нас абсолютно не интересует будет ли получать водород или нет. Нас интересует сам поворот.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

В данной конкретной ветке спросили, в чем проблема тормозить. В случае выполнения интересующего поворота тормозить станет нечем вследстие прекращения подачи топлива

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

В ней прямо отвечено чем тормозить — магнитной воронкой. Это если вы ветку читали. У некоторых людей тут проблема с самим поворотом возникает, в независимости от проблемы торможения.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Воронка направлена по вектору движения и предназначена для захвата межзвездного водорода, являющегося топливом для прямоточного двигателя. В случае разворота возможность захвата топлива теряется.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Еще раз спрошу — вы вообще ветку читали? Или с русским языком не дружите?

Если не считать, что можно с прямоточником Бассарда можно и без поворота обойтись.

Интересно как?

Прямоточник тормозит своей магнитной воронкой о мезжзвездный ионизированный водород который он ей собирает.
Какие проблемы прочитать?

Автор поста оценил этот комментарий

Интересно как?

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Прямоточник тормозит своей магнитной воронкой о мезжзвездный ионизированный водород который он ей собирает. Если отключить маршевый движок, а часть собираемого водорода сжигать в реакторе для получения энергии чтобы питать магнитную воронку то он будет тормозить.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

В принцепе можно но тогда для эфективного торможения придётся увеличить площадь воронки в несколько раз. Проще я думаю изменить как-то вектор тяги - может за счёт силовых полей по принципу реверса на пассажирских самолётах. Так в принцепе и маневрировать можно

3
Автор поста оценил этот комментарий

Проблема, что ты перестанешь ускоряться и начнёшь тормозить...Гипотетические расчёты подразумевают, что ты потом такой оп и перед своей целью как на якорь встал за секунду. Грубо говоря, ускорятся ты будешь только половину путешествия, дальше скорость падает, а расстояние нет. Подлетать к цели ты будешь на первой космической т.е. "очень медленно" настолько, что вообще любые полёты в дальний космос теряют всякий смысл.


Конечно, можно тормозить об атмосферу планеты, но это добавит очень много веса кораблю, чтобы он не сгорел "наматывая круги" в плотных слоях планеты для торможения, но этот "лишний вес", дополнительные траты мощности на ускорение.

Автор поста оценил этот комментарий

А угловую скорость разворота махины массой покоя в 5000 тонн (к примеру) и скоростью в 0,25с не подскажите случаем?

раскрыть ветку (12)
Автор поста оценил этот комментарий

при чем тут скорость?

шаг 1: мы летим с ускорением 1г.

шаг 2: выключаем движки. Ускорение 0г(невесомость)

шаг 3: включаем поворотный движок. ускорение 0,00001г в бок.

шаг 4: отменяем поворот. Давая ускорение в другую бок.

шаг5: включаем основной движок в итоге тормозим с ускорением в 1г


Убивает на скорость, а ускорение.

Иди почитай учебник физики за 7 класс

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Я про это и говорил . А теперь вопрос : на какое время корабль превратится в неуправляймую глыбу железа? И да убивает не скорость или ускорение а инерция материального тела , отсюда и перегрузки при любых маневрах ( и любых системах отсчета).Кстати вы правильно написали про тягу маневрового . Поворачивать надо нежно иначе жопэ. И чем вам не понравилась идея реверса тяги - ведь и управляймость сохранится

Так что физику мне читать не требуется

Прошу подумать и ответить

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Так кораблём в космосе и не управляют. Он лег на курс и летит куском железа

Автор поста оценил этот комментарий

Вырубаем движок и махина покоится в собственной системе отсчета. После чего крутим её как хотим. Главное магнитную воронку тоже отключить, чтобы не тормозила.

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

Не получится инерцию еще не отменили

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

Первый закон Ньютона. Тело покоится или движется равномерно и прямолинейно если на него не действует сила или действие всех сил скомпенсировано. Состояния покоя и движения по инерции принципиально неразличимы, это одно и тоже состояние. В силу равноправия инерциальным систем отсчета любую из них можно считать покоящейся, а в собственной системе отсчета она всегда покоится.

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну это ты дебилам которые головой лобовые выносят объясните но еще раз повторю при слишком быстрым развороте корабля на таких скоростях экипаж превратится в фарш на переборках - инерция однако. Кстати из-за инерции пилоты истребителей испытывают перегрузки при пилотаже ( до 6g коротковремено) а скорости у них как бы не космические и уж точно не световые. Так что первый Ньютона здесь не танцует

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий
Ну это ты дебилам которые головой лобовые выносят объясните

Автомобиль движется с ускорением — тормозится. И при контакте с лобовухой тоже движение с ускорением.

повторю при слишком быстрым развороте корабля на таких скоростях

Скорость тела относительна, она зависит от системы отсчета. В собственной СО корабль покоится и его скорость тождественно равна нулю. Главное движки и воронку выключить.


Напомню, что релятивистская космическая частица в своей собственной системе отсчета покоится, а мы, вместе с Солнечной системой и всей Галактикой, движемся со скоростью близкой к С. Пока никто их нас не развалился от поворотов, в собственной СО мы покоимся.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
Скорость тела относительна, она зависит от системы отсчета. В собственной СО корабль покоится и его скорость тождественно равна нулю

Ну авто в собственной СО тоже покоится также как и человек относительно машины имеет нулевую скорость и нулевое ускорение Но вопрос: если тачку разогнать до хотя бы 150 км\ч выжать сцепление (ведь ускорение прекратится) и резко вывернуть руль машина перевернётся или нет? По вашим ответам нет. Масса машины 3,5 тонны а корабля 5000 тонн( к примеру)

ну и скорости 150 км\ч против 0,25 световой

И кстати в случае с машиной есть немаленькая вероятность подружит башню и боковое стекло а ведь скорость относительно тачки нулевая

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
ведь ускорение прекратится
Не прекратится. Авто тормозится о дорогу т.е. движется с ускорением.


резко вывернуть руль машина перевернётся или нет? По вашим ответам нет.
Вы не за меня думайте, вы лучше еще раз прочитайте про равномерное и прямолинейное движение в отсутствие силы, а в случае с машиной сила трения действующая на неё резко увеличится сменившись с трения качения на трение скольжения. А корабль с выключенным движком и воронкой движется в межзвездной среде и торможение о межзвездный газ с выключенной воронкой настолько мало что им можно пренебречь для нашего случая. 
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

При 0,25с ну ну

А броню случаем не сточит при таких скоростях

И за вас кстати не думаю и весь пример с машиной грубый и сильно притянутый но пример

И кстати в случае с машиной есть немаленькая вероятность подружит башню и боковое стекло а ведь скорость человека относительно тачки нулевая

В нашем случае скорость экипажа относительно корабля тоже кстати нулевая

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

И факелом весь водород сдуеш, а вообще прямоток так работать не будет

2
Автор поста оценил этот комментарий
А интеркуллер в автомобиле тоже с КПД больше 100% по твоей логике?
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Интеркуллер би турбо v 12?

2
Автор поста оценил этот комментарий

Лазер просто ионизирует. "намагничивает". Энергия берётся из самого водорода.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку