Двигатель Бассарда | [Невозможные изобретения]

Двигатель Бассарда | [Невозможные изобретения] Ракетный двигатель, Космические путешествия, Космос, Вселенная, Будущее, Технологии, Видео, Длиннопост

В 1960 году американский физик Роберт Бассард придумал оригинальную идею. Для осуществления межзвездных путешествий он предложил использовать специальный прямоточный термоядерный двигатель.


В основе его концепции лежит захват вещества (водорода и пыли) из межзвёздной среды, идущим на высокой скорости космическим кораблём и использование этого вещества в качестве рабочего тела (либо непосредственно топлива) в термоядерном ракетном двигателе корабля.


Первоначально проект Бассарда предусматривал механический захват атомов водорода космическим кораблем в процессе его движения. Однако расчеты показали, что для достижения «идеального» ускорения в 1g в типичных областях межзвездного пространства, где содержание атомов водорода на единицу объема крайне мало, 1000-тонному космическому кораблю потребуется фронтальная зона сбора вещества просто огромной площади.


Даже если предположить, что технологии будущего позволят построить подобный сборщик водорода, его масса будет просто колоссальна Например, конструкция площадью 10 000 квадратных километров, изготовленная из майлара, и имеющая толщину 0,1 сантиметра, будет весить около 250 000 тонн.


Одним из способов решения этой проблемы является ионизация водорода перед космическим кораблем с помощью мощного лазера. Ионы водорода, имеющие электрический заряд (то есть, по сути, протоны) смогут втягиваться относительно небольшим коллектором Бассарда, который генерирует мощное магнитное поле. Тогда процесс «сбора урожая» будет иметь электромагнитную природу, а не механическую.

Поэтому сборщик не обязательно должен быть твердым. Можно использовать и сетку. И она не должна быть нереально большой. Поскольку магнитное поле может иметь конфигурацию, превышающую по размеру физические размеры сборщика материи.


Зачем?

Двигатель Бассарда обещает релятивистские скорости на всем протяжении маршрута, позволяя человечеству достичь ближайшей звездной системы менее чем за 4 года и ближайшей галактики менее чем за 30 лет. И все это при отсутствии бортового топлива.


Необходимость нести топливо останавливает нашу способность исследовать глубокий космос. Сегодня чтобы осуществить межзвездный полет, космическому кораблю, использующему химические ракеты, нужен топливный бак, больший, чем вся наблюдаемая вселенная. Химические ракеты никогда не выведут нас за пределы Солнечной системы. Именно это делает реактивный двигатель Бассарда таким революционным.


Как?

В основе прямоточного двигателя лежит слияние. Электромагнитные поля будут собирать водород, который затем попадет в термоядерный реактор и обеспечит энергию для мощной выхлопной струи. Неиспользованный водород также выбрасывается в выхлоп. Эта термоядерная реакция продвигает корабль вперед на невероятных скоростях, при этом собирая больше водорода из межзвездной среды, и избавляя от необходимости останавливаться по пути для дозаправки.


Бассард стремился к ускорению в 1g, чтобы люди на борту космического корабля могли испытывать гравитацию, подобную земной. Такое ускорение, безопасное для путешествий людей, но все же достаточно быстрое, чтобы достичь краев Галактики Андромеды всего за 30 лет.


Но для ускорения в 1g требует много водорода. Межзвездная среда имеет среднюю плотность около 1 атома водорода на кубический сантиметр, что делает ее чрезвычайно диффузной. Некоторые области Вселенной, такие как туманности, более концентрированы, чем другие. Ускорение 1g в средней межзвездной среде потребовало бы лобовой площади сбора водорода в 10 000 квадратных километров.


Осуществимость

Однако, колоссальным преимуществам сопутствуют серьезные и уникальные проблемы, которые нужно преодолеть.


Так как необходимо перемещаться очень быстро, чтобы собирать достаточное количество водорода, изначально требуется разогнаться до критической скорости, которая составляет около 6% от скорости света.


Это означает, что, хотя для двигателя Бассарда, возможно, не понадобится бортовое топливо во время путешествия, ему понадобится некоторое количество топлива в начале пути. Когда корабль движется, возникает проблема с питанием магнитных полей и лазеров, необходимых для ионизации и сбора водорода.


Термоядерный реактор корабля, по идее Бассарда, должен быть реализован на протон-протонном синтезе – это та же цепная реакция синтеза, которая происходит внутри звезд.

Некоторые исследователи сочли этот подход неэффективным. Так в 1974 году Алан Бонд предложил использовать входящий водород для синтеза с литием-6 или бором-11. Это слияние не только легче, но и приведет к высвобождению большей энергии. Водород будет взаимодействовать с бортовым топливом и придаст кораблю больше ускорения в этой модификации двигателя Бассарда.


Другой подход к слиянию был предложен физиком Дэниелом Уитмиром в 1970-х годах. По его мнению еще более эффективно использование каталитической цепочки ядерных реакций, так называемого цикла CNO, вместо протон-протонного горения, предложенного Бассардом.

Цикл CNO происходит в звездах, более массивных, чем Солнце, и на 9 порядков быстрее, чем протон-протонный синтез. Однако цикл CNO реализуется при температуре и плотности, которые мы пока не можем достичь с помощью наших технологий.


За прошедшие годы появилось не только много модификаций двигателя Бассарда, но сопутствующих изобретений.


Так, например, расчеты, выполненные физиком Робертом Зубриным и его коллегами, для решения проблемы торможения корабля встречным потоком водорода, вдохновили на идею создания магнитного парашюта или паруса. Это может быть важным для межзвездных путешествий будущего, потому что это означает, что замедление в пункте назначения станет возможно выполнить с магнитным парашютом, а не с ракетой.


А совсем недавно астрофизик Мэтью Каплан из Университета штата Иллинойс предложил тип звездной машины, в которой совместное использование двигателя Бассарда и Сферы Дайсона, позволило бы сделать всю нашу Солнечную систему гигантским космическим кораблем. Каплан описал как с помощью его изобретения можно целенаправленно перемещать Солнце, а, следовательно, и все гравитационно связанные с центральной звездой планеты.


Сама идея использования попутной среды для перемещения космического корабля мысленно возвращает нас во времена первых мореплавателей, которые использовали только море и ветер для движения вперед. Но пока для нас концепция двигателя Бассарда выглядит почти такой же далекой и нереализуемой, какой во времена первых морских путешествий могла показаться идея космических полетов в принципе.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
84
Автор поста оценил этот комментарий
достичь ближайшей звездной системы менее чем за 4 года и ближайшей галактики менее чем за 30 лет

Эйнштейн в гробу перевернулся.

Химические ракеты никогда не выведут нас за пределы Солнечной системы.

Вояджер 2? Не, не слышал.


Короче, кто опять оставил гуманитария без присмотра?

раскрыть ветку (86)
58
Автор поста оценил этот комментарий
Эйнштейн в гробу перевернулся.
Не перевернулся. Все верно. Чисто теоретически.  Стоит только внести уточнение, что это корабельное время.
раскрыть ветку (58)
17
Автор поста оценил этот комментарий

Нет, это тоже не правильно.


Корабль изначально имеет ~0 км/ч. Полет кораблю будет состоять из 3 фаз:

- разгон T1

- полет без ускорения (опционально), T0

- торможение T2


Если взять конкретный полет. Когда важно еще и затормозить вовремя.


Если разгоняться 1g до 0.95c, а потом сразу тормозить при полете к Альфа-Центавра (4.3 световых лет), то пройдет примерно 12 лет, а по часам на корабле пройдёт 7,3 года. Опять не укладываемся.

раскрыть ветку (14)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Движение с постоянным ускорением, нет никакого полета по инерции. Полпути разгоняемся, полпути тормозим. 4,2 светогода преодолеваем по корабельному времени за 3,53 года. По земному времени за 5,82 года.

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Нашел вероятный первоисточник сроков:


https://i4is.org/interstellar-ramjets/


Accelerating and decelerating at 1g to would bring the spacecraft to the nearest star of Alpha Centauri 4.3 light years away within around 3.5 years. Similarly a trip to Barnard’s star 5.9 ly away would take around 4 years and a trip to Epsilon Eridani 10.7 ly years away would take around 5 years.

These trip times become even more mind boggling when applied to the scale of galaxies. A trip to the centre of the Milky Way at 30,000 light years distance would take around 20 years and to the edge of the Andromeda galaxy a mere 28 years.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, собственно еще одно независимое подтверждение, что мои расчеты оказались верными. С одной стороны такие сроки могут вроде как порадовать, а с другой это все чистая теория, в том смысле, что на практике мы таких скоростей скорее всего не достигнем никогда потому что:

1. Необходимая мощность для достижения околосветовых скоростей просто сожжет корабль раньше чем он куда-то улетит.

2. Даже если применить внешний привод, вроде лазерного паруса то и там куча практических проблем все рушат.

3. На скоростях 0,1С и выше космическая пыль просто со временем уничтожит корабль.

4. На скоростях очень близких к С межзвездный водород превращается в поток релятивистских частиц поджаривающих тебя на всем пути.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Да, на ограничение двигателя в 0.1c натыкался неоднократно, там еще завязано это на предельную скорость рабочего тела.

5
Автор поста оценил этот комментарий

Проблема в том что этот двигатель относится к таранным и без постоянного ускорения работать не будет и вы забываете про корекции курса из-за накопления ошибок вычислений , мы сейчас видим положение звезды которое было 4,3 года назад плюс вся та хрень что летает меж звёзд, просто при 0,95с песчинка попавшая в корабль превратит его в вспышку. Так что думаю 10 лет локально не меньше

раскрыть ветку (9)
2
Автор поста оценил этот комментарий

я взял идеальный вариант :) но даже он не возможен за 4 года


со всем что вы написали согласен, это делает невыполнимую задачу еще невыполнимей.


Только при чем здесь вы написали про необходимость постоянного ускорения? Корабль набрав скорость будет ее сохранять и без работы двигателя. Но у меня в примере только 2 фазы - разгон и торможение.

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

Человек без гравитации долго не протянет - гравигены мы ещё не придумали и второе как только маршевый будет заглушен то корабль начнет терять скорость - гравитационные взаимодейсвие + сопротивление среды ведь спереди у нас нехреновый такой парус в виде приёмной воронки.Также движок служит источником питания борт-систем . Один плюс всё же есть можно набрать топлива в баки при инерционном полёте.Так что мы наверное быстрее разработаем теорию гипер-прыжка

чем построим  корабль на Басарде.

раскрыть ветку (7)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да, физиология еще одна преграда.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Почитал про двигатель Bussard Ramjet

https://www.centauri-dreams.org/2020/04/03/the-interstellar-...


Он относится к Hard Science Fiction, как и космический лифт - преграда инженерные возможности, а не законы физики. Так что Bussard Ramjet более вероятен.  

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Черт я в английском тока с гугл-переводчиком

Тут с жертвой ЕГ срался о перегрузках при развароте этой дуры всё тыкал меня первым Ньютона и про инерцию вроде как не слышал #comment_173409636 интересный такой спор вышел

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Вообще интересный сайт оказался.


Как тормозить:

https://www.centauri-dreams.org/2012/03/16/starships-the-pro...


Как я понял, разворачиваться не требуется. Более того, торможение вообще на другом принципе предлагают делать.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

И я о том-же смысл крутить эту дуру и на таких скоростях( если аккуратно то долго) можно воронкой , можно реверсом тяги как в самолётах. И корабль целей и управляймость сохранится.А воронку отключать нельзя иначе броня начнёт фонить от наведёнки или вообще сточится на таких скоростях

В кино "Пассажиры" момент пробоя воронки и защитного поля неплохо показан как и последствия

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Если ещё не читали «Тау Ноль», то очень советую. Хорошая фантастика как раз про корабль с двигателем Бассарда. У них в начале как раз сюжет завязался из за слишком большого камушка и попытки починиться.

Автор поста оценил этот комментарий

Вы бы лучше школьный учебник физики почитали.

3
Автор поста оценил этот комментарий
Исполать вам. Я бы поленился стольким людям это все разжёвывать.
6
Автор поста оценил этот комментарий
Ну и нахуй оно сдалось в корабельном времени? На земле к тому времени люди уже 300 раз вымрут
раскрыть ветку (22)
16
Автор поста оценил этот комментарий

Межзвездный перелет он в один конец. Какая разница, что будет на Земле?

раскрыть ветку (8)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Большая - кто будет это дело финансировать? Кто будет обрабатывать научную информацию?
Даже если будет найден способ мгновенной коммуникации - в этом перелёте все равно не будет никакого смысла, из-за разницы в восприятии времени и т.д. Имхо летать дальше 50 св. лет не имеет никакого смысла на таком корабле
раскрыть ветку (7)
13
Автор поста оценил этот комментарий
Большая - кто будет это дело финансировать?
Тот кто улетит. Или цивилизация.


в этом перелёте все равно не будет никакого смысла,

Смысл только один — распространение цивилизации в космос. Другого смысла нет и не будет.

раскрыть ветку (6)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Долетает такой корабль до интересной звездной системы к 2500 году, а его там встречает хлебом-солью колония, основанная Землянами, прилетевшими на 0-Т.

раскрыть ветку (5)
4
Автор поста оценил этот комментарий
— В общем, я начинаю понимать, что попал опятьтаки в чужой мир. Мы докладываем результаты нашего перелета, но их встречают как-то странно. Эти результаты, видите ли, представляют узкоисторический интерес. Все это уже известно лет пятьдесят, потому что на UV Кита — мы, кажется, туда летали? — люди побывали после нас уже двадцать раз. И вообще, построили там три искусственные планеты размером с Землю. Они делают такие перелеты за два месяца, потому что, видите ли, обнаружили некое свойство пространства — времени, которого мы не понимаем и которое они называют, скажем, тирьямпампацией. В заключение нам показывают фильм «Новости дня», посвященный водружению нашего корабля в Археологический музей. Мы смотрим, слушаем…

"Полдень, XXII век (Возвращение)" - Стругацкие

3
Автор поста оценил этот комментарий

А там их встречает ВВП

2
Автор поста оценил этот комментарий

Увы, нет никакого 0-Т.

раскрыть ветку (2)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Это пока нет. Когда-то считали что летательного аппарата тяжелее воздуха нет.

ещё комментарии
1
Автор поста оценил этот комментарий
Что значит "в корабельном времени"? Я не понимаю, поясните плз
раскрыть ветку (11)
3
Автор поста оценил этот комментарий

На ОЧЕНЬ больших скоростях для движущегося тела время идёт медленнее)

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

не "на очень" больших а на околосветовых, и не "тел" по-сути уже материи, потому что на околосветовых скоростях эффект замедления времени обусловлен замедлением взаимодействия материи, так что человеческое тело распадется на атомарный газ

раскрыть ветку (7)
1
Автор поста оценил этот комментарий
так что человеческое тело распадется на атомарный газ
Не пишите чуши. Вы вот прямо сейчас движетесь со скоростью близкой к С и ничего с вами не случилось.
раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

В системе координат относительно фотона? Не чувак, это так не работает! 2 фотона летящие в разные стороны со скоростью света не движутся относительно друг друга 2х[скорости света]

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий
В системе координат относительно фотона?

В системе координат релятивистской космической частицы.

2 фотона летящие в разные стороны со скоростью света не движутся относительно друг друга 2х[скорости света]
Какие еще 2 фотона? Какие 2С? Как  появилось 2С из моего утверждения
Вы вот прямо сейчас движетесь со скоростью близкой к С
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Мсье, суть диалога потерялась совсем!

Считайте меня сторонником недоказанных бозонно пространственных теорий в которых такое свойство как [масса] есть проявление взаимодействия классчической материи с "подложкой" пространства забитой бозонами Хигса, и именно поэтому происходит увеличесние массы элементарных частиц на релятивистских скоростях.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Т.е. откуда вы взяли 2С и приписали их мне не скажете? Вместо этого бессвязный текст не имеющий отношения к делу?

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Есть такая штука - релятивистское замедление времени. Если кратко, то чем быстрее ты движешься, то тем медленнее для тебя течет время, т.е. если ты двигаешься с околосветовой скоростью, то для тебя пройдет минута, а для стороннего наблюдателя месяц
2
Автор поста оценил этот комментарий

На корабле есть часы. Вот они показывают корабельное время.

Автор поста оценил этот комментарий

Ну, например, если человеки загадят свой шарик или разъебут его к хуям можно разослать бандероли с остатками расы подходящим экзопланетам

Автор поста оценил этот комментарий
Вы там, что учебник астрономии курите, какая такая теория, ближайшая галактика в 25 тысячах световых лет. Чисто теоретически ему 30 тыщ лет лететь.
раскрыть ветку (16)
Автор поста оценил этот комментарий

Вы там СТО почитайте что ли. Ну или комментарии.

раскрыть ветку (15)
Автор поста оценил этот комментарий
Специальная теория относительности и гласит, что релятивистские скорости это скорости порядка скорости света, поэтому до ближайшей галактики лететь по прямой около 30000 лет, про искревления пространства и прочее в статье не сказано, а в комментариях есть оригинал на английском, автор нули забыл при переводе, да и перестаньте курить учебники, вредно же там свинец в красках используют.
раскрыть ветку (14)
Автор поста оценил этот комментарий

СТО гласит, что корабль движущийся с собственным ускорением 1g пролетит до галактики Андромеды (2,52 миллиона световых лет) за 28+ лет корабельного времени. А 30к светолет за 20+ лет.

раскрыть ветку (13)
Автор поста оценил этот комментарий
Если бы статья была про математику преобразования
Лоренца, я бы от части согласился, но статья про двигатель, и уже в теории всегда была проблема замедления таких аппаратов, да и двигаться с ускорением 1g в течение года чтобы достичь нужной скорости вреднее чем курить учебники
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Если бы статья была про математику преобразования
Лоренца,

Корабль релятивистский, естественно это про преобразования Лоренца. Кроме того я отвечал непосредственно на комментарий про Эйнштейна, это если вы удосужились прочитать прежде чем отвечать.

в теории всегда была проблема замедления таких аппаратов
В данном конкретном комменте обсуждалось замедление времени на корабле, а не проблемы торможения. Если вы хотите узнать мое мнение о самом двигателе и его проблемах читайте другие комменты, там написано.
да и двигаться с ускорением 1g в течение года чтобы достичь нужной скорости вреднее чем курить учебники
Вы все-таки почитайте учебники, оттуда вы узнаете, что с самого рождения и до смерти вы находитесь под действием ускорения  1g.
Автор поста оценил этот комментарий
Согласен, с ускорением тупанул, на работу торопился, за рулём сам понял, из смысла статьи не ни единого намека на СТО, кроме релятивистской скорости, расстояние до ближайшей галактики указано верно без трёх нулей (совпадение?), время до Андромеды вы верно указали, оно есть в источниках, но до ближайшей галактики, надо считать, не верю, притянуто за уши, надо маткад запускать.
раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий
но до ближайшей галактики, надо считать,

Я уже посчитал — 20+ лет.

раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий
Прошу график зависимости времени полета от расстояния.
раскрыть ветку (8)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Так уже выкладывал в комментах.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий
В линейных координатах в пределах до 4млн с.л.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
По вашему графику 50тыс св лет уже меньше 20 лет полета, в статье таких цифр нет, зато если прибавить три ноля, которые автор потерял при переводе, получается более точное значение до ближайшей галактики, а такими космическими приближениями, что угодно можно за уши притянуть.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
А за график спасибо.
Автор поста оценил этот комментарий

Чисто теоритически умнож время полёта на два + 1 год на предварительный разгон до четверти с.с (по локальному времени) иначе этот керогаз не запустится( так-как прямоточка однако), по времени полёта всё просто 4 года 1g и 4 года -1g иначе улетите не к Центавру а дальше, гораздо дальше . Я бы добавил бы ещё годик (всего 10 лет на полет получается) на корекции курса и маневрирование при уклонении от опасностей (кометы или слишком плотные газопылевые облака) на таких скоростях резко свернуть не получится иначе фарш на переборках. И да за счёт чего вы тормозить будете? Маршевый движок то прямоточный, где топливо для него брать при торможении?

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

всм где взять топливо для торможение. Такие идеи двигателей всегда буду тормозить на основном движке. Потребует просто развернуть

махину на 180 градусов и так же собирать материю

7
Автор поста оценил этот комментарий

Ну Вояджер таки за пределы системы не вышел, и хуй там выйдет. Орбиту Плутона преодолел, да.

По первому пункту вопросов нет.

раскрыть ветку (13)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Было признано, что «Вояджер-1» преодолел границу гелиосферы около 25 августа 2012 года.

ещё комментарии
5
Автор поста оценил этот комментарий

он уже набрал третью космическую. выйдет, только вопрос времени.

раскрыть ветку (1)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Возраст человека посчитай и сколько твой Вояджер летит. При этом у него нет запаса воздуха, воды и пищи. А в посте речь идёт про полет людей
2
Автор поста оценил этот комментарий
А что Вояджер? У него только маневровые двигатели остались,а так он летит за счёт инерции уже хер знает сколько
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку