Двигатель Бассарда | [Невозможные изобретения]

Двигатель Бассарда | [Невозможные изобретения] Ракетный двигатель, Космические путешествия, Космос, Вселенная, Будущее, Технологии, Видео, Длиннопост

В 1960 году американский физик Роберт Бассард придумал оригинальную идею. Для осуществления межзвездных путешествий он предложил использовать специальный прямоточный термоядерный двигатель.


В основе его концепции лежит захват вещества (водорода и пыли) из межзвёздной среды, идущим на высокой скорости космическим кораблём и использование этого вещества в качестве рабочего тела (либо непосредственно топлива) в термоядерном ракетном двигателе корабля.


Первоначально проект Бассарда предусматривал механический захват атомов водорода космическим кораблем в процессе его движения. Однако расчеты показали, что для достижения «идеального» ускорения в 1g в типичных областях межзвездного пространства, где содержание атомов водорода на единицу объема крайне мало, 1000-тонному космическому кораблю потребуется фронтальная зона сбора вещества просто огромной площади.


Даже если предположить, что технологии будущего позволят построить подобный сборщик водорода, его масса будет просто колоссальна Например, конструкция площадью 10 000 квадратных километров, изготовленная из майлара, и имеющая толщину 0,1 сантиметра, будет весить около 250 000 тонн.


Одним из способов решения этой проблемы является ионизация водорода перед космическим кораблем с помощью мощного лазера. Ионы водорода, имеющие электрический заряд (то есть, по сути, протоны) смогут втягиваться относительно небольшим коллектором Бассарда, который генерирует мощное магнитное поле. Тогда процесс «сбора урожая» будет иметь электромагнитную природу, а не механическую.

Поэтому сборщик не обязательно должен быть твердым. Можно использовать и сетку. И она не должна быть нереально большой. Поскольку магнитное поле может иметь конфигурацию, превышающую по размеру физические размеры сборщика материи.


Зачем?

Двигатель Бассарда обещает релятивистские скорости на всем протяжении маршрута, позволяя человечеству достичь ближайшей звездной системы менее чем за 4 года и ближайшей галактики менее чем за 30 лет. И все это при отсутствии бортового топлива.


Необходимость нести топливо останавливает нашу способность исследовать глубокий космос. Сегодня чтобы осуществить межзвездный полет, космическому кораблю, использующему химические ракеты, нужен топливный бак, больший, чем вся наблюдаемая вселенная. Химические ракеты никогда не выведут нас за пределы Солнечной системы. Именно это делает реактивный двигатель Бассарда таким революционным.


Как?

В основе прямоточного двигателя лежит слияние. Электромагнитные поля будут собирать водород, который затем попадет в термоядерный реактор и обеспечит энергию для мощной выхлопной струи. Неиспользованный водород также выбрасывается в выхлоп. Эта термоядерная реакция продвигает корабль вперед на невероятных скоростях, при этом собирая больше водорода из межзвездной среды, и избавляя от необходимости останавливаться по пути для дозаправки.


Бассард стремился к ускорению в 1g, чтобы люди на борту космического корабля могли испытывать гравитацию, подобную земной. Такое ускорение, безопасное для путешествий людей, но все же достаточно быстрое, чтобы достичь краев Галактики Андромеды всего за 30 лет.


Но для ускорения в 1g требует много водорода. Межзвездная среда имеет среднюю плотность около 1 атома водорода на кубический сантиметр, что делает ее чрезвычайно диффузной. Некоторые области Вселенной, такие как туманности, более концентрированы, чем другие. Ускорение 1g в средней межзвездной среде потребовало бы лобовой площади сбора водорода в 10 000 квадратных километров.


Осуществимость

Однако, колоссальным преимуществам сопутствуют серьезные и уникальные проблемы, которые нужно преодолеть.


Так как необходимо перемещаться очень быстро, чтобы собирать достаточное количество водорода, изначально требуется разогнаться до критической скорости, которая составляет около 6% от скорости света.


Это означает, что, хотя для двигателя Бассарда, возможно, не понадобится бортовое топливо во время путешествия, ему понадобится некоторое количество топлива в начале пути. Когда корабль движется, возникает проблема с питанием магнитных полей и лазеров, необходимых для ионизации и сбора водорода.


Термоядерный реактор корабля, по идее Бассарда, должен быть реализован на протон-протонном синтезе – это та же цепная реакция синтеза, которая происходит внутри звезд.

Некоторые исследователи сочли этот подход неэффективным. Так в 1974 году Алан Бонд предложил использовать входящий водород для синтеза с литием-6 или бором-11. Это слияние не только легче, но и приведет к высвобождению большей энергии. Водород будет взаимодействовать с бортовым топливом и придаст кораблю больше ускорения в этой модификации двигателя Бассарда.


Другой подход к слиянию был предложен физиком Дэниелом Уитмиром в 1970-х годах. По его мнению еще более эффективно использование каталитической цепочки ядерных реакций, так называемого цикла CNO, вместо протон-протонного горения, предложенного Бассардом.

Цикл CNO происходит в звездах, более массивных, чем Солнце, и на 9 порядков быстрее, чем протон-протонный синтез. Однако цикл CNO реализуется при температуре и плотности, которые мы пока не можем достичь с помощью наших технологий.


За прошедшие годы появилось не только много модификаций двигателя Бассарда, но сопутствующих изобретений.


Так, например, расчеты, выполненные физиком Робертом Зубриным и его коллегами, для решения проблемы торможения корабля встречным потоком водорода, вдохновили на идею создания магнитного парашюта или паруса. Это может быть важным для межзвездных путешествий будущего, потому что это означает, что замедление в пункте назначения станет возможно выполнить с магнитным парашютом, а не с ракетой.


А совсем недавно астрофизик Мэтью Каплан из Университета штата Иллинойс предложил тип звездной машины, в которой совместное использование двигателя Бассарда и Сферы Дайсона, позволило бы сделать всю нашу Солнечную систему гигантским космическим кораблем. Каплан описал как с помощью его изобретения можно целенаправленно перемещать Солнце, а, следовательно, и все гравитационно связанные с центральной звездой планеты.


Сама идея использования попутной среды для перемещения космического корабля мысленно возвращает нас во времена первых мореплавателей, которые использовали только море и ветер для движения вперед. Но пока для нас концепция двигателя Бассарда выглядит почти такой же далекой и нереализуемой, какой во времена первых морских путешествий могла показаться идея космических полетов в принципе.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
11
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Такое ускорение, безопасное для путешествий людей, но все же достаточно быстрое, чтобы достичь краев Галактики Андромеды всего за 30 лет.

Туманность Андромеды находится чуть дальше, чем 30 лет. Всего на 2,52 миллиарда световых лет дальше.

И даже её окраины находятся в паре миллиардов световых лет.

раскрыть ветку (53)
15
Автор поста оценил этот комментарий

Не миллиарда, а миллиона. Галактика М31 находится в 2,52 миллиона светолет от нас. И да, с ускорением 1g корабль долетает до неё за 28 лет по бортовому времени. Чисто теоретически.

раскрыть ветку (17)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Моя ошибка про млн/мярд. По памяти писал.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Стандартный релятивистский эффект памяти)

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

"Чисто теоретически" - это любое время по корабельным часам без учета ускорения до скорости света. А "28 лет" - это случайно не расчет по формулам классической физики, где скорость движения не ограничивается скоростью света?

раскрыть ветку (14)
Автор поста оценил этот комментарий

Нет. Это релятивистские формулы с учетом времени на разгон-торможение с ускорением 1g.

раскрыть ветку (13)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Какая скорость полета задана в расчете?

раскрыть ветку (12)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Задана не скорость, а ускорение 1g. Полпути ускоряемся полпути тормозимся.

раскрыть ветку (11)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Летим до Андромеды? Постоянно ускоряемся полпути? Если речь не о классике, то схуа "28 лет"? Почему именно такой промежуток времени, если степень приближения к скорости света не озвучена?

раскрыть ветку (10)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Да, до Андромеды. Так по формулам получается. 1260001 года разгоняемся (по корабельному времени 14,314 года) и столько же тормозимся. В итоге на корабле пройдет 28,628 лет. Достигнутая пиковая скорость 0,999999999999704 С. Если в количестве девяток не ошибся.

раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий
Хм, а можете расчет предоставить? Кинул ссылку на статью товарищу теорфизику, по его расчету, если пол пути разгоняться, а пол тормозить, время в пути в собственной системе отсчета - 93 года.
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я взял две формулы X(t) и  тау (t) и преобразовал их. Вот собственно преобразования и расчет.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо! Скинул товарищу, он говорит, формулы похожи, где то в цифрах расхождение. Перепроверил у себя и оказалось, что это он где то обсчитался))
раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

А, ну то есть получается, что время при достижении маршевой скорости практически остановилось (меньше года на маршевый участок) - достигли "максимального" приближения к постоянной с, и общее время "28 лет" полета - это с учетом разгона и торможения. Я не понял, что это учитывается, а проверять лень, если честно :)

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Не совсем. Ускорение постоянное. Половину пути постоянно ускоряемся, а половину тормозимся. Участка с постоянной скоростью полета нет.

раскрыть ветку (3)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Вы же сказали "Достигнутая пиковая скорость 0,999999999999704 С"

Сами себе противоречите, кстати. Если мы считаем, что достигли определенной скорости, при которой время замедлилось "мало отлично от нуля", то учитывать изменение скорости, начиная от порядка *10в минус 5-й м/сек2 смысла особого нет.

раскрыть ветку (2)
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Охренеть - галактика в 500млн световых лет в диаматре. Бред.

Вы сильно ошибаетесь:

1. До этой галактики порядка 2 миллионов (не миллиардов) с.л.

2. Релятивистское "сжатие" времени на борту никто не отменял

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Прежнего, земного не увидим небосклона,
Если верить россказням учённых чудаков.
Ведь когда вернёмся,
по всем своим законам,
на Земле пройдет
семьсот веков.
То-то есть смеяться отчего -
на Земле боятся нечего.
На Земле нет больше тюрем и дворцов.
На Бога уповали бедного,
Но теперь узнали нет его
ныне, присно и вовек веков.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

В космосе тоска - вот влипли как,
Наизусть читаем Киплинга )

2
Автор поста оценил этот комментарий

Да, между 30 годами и пусть 2 миллиардами есть разница )

раскрыть ветку (31)
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Как раз "одно и тоже". На Земле пройдет "2 миллиарда" (причем миллиона на самом деле), а на борту может и вообще мгновенно (без учета времени разгона до маршевой скорости) в экстремальном приближении к скорости света.

раскрыть ветку (30)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Да время на борту, для стороннего наблюдателя замедлится. Но всё равно для достижения даже края нашей галактики потребуется на несколько порядков больше времени. Про галактику Андомеда  можно вообще забыть.

раскрыть ветку (29)
4
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Нет. ТО однозначно говорит, чем ближе скорость движения объекта к скорости света, тем сильнее замедляется для него время. В экстремуме время замедляется до нуля. Там еще с массой и размерами чудеса происходят...

раскрыть ветку (28)
Автор поста оценил этот комментарий

"...В экстремуме время замедляется до нуля..."

Нет не верно. Где именно вы это прочитали?

раскрыть ветку (27)
6
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Как всё запущено...

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (26)
Автор поста оценил этот комментарий

хм. поправьте если ошибся в понимании этой формулы.

по ней получается что для того чтобы преодолеть 1000 светолет за год корабельного времени, нужно чтобы корабль летел со скоростью 0.9999995 световой

и так далее по возрастающей? то бишь если корабль летит на скорости 0.оченьмного99999 от световой то за секунду корабельного времени на Земле пройдет дохрилион лет?

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да. Если корабль движется с ускорением 10 м/с^2, и принимаем С=3*10^8 м/с ровно, то получается такой график. По оси Х расстояние в световых годах, по оси Y время полета по часам корабля в годах. Половину пути разгоняемся, половину пути тормозим.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

в эту формулу укладывается и дохрилион км за секунду корабельного времени, просто надо разогнать его до ноль целых .дохрилион девяток световой

кажется я понял ТО и свою кардинальную ошибку насчет никчёмности скорости света :-)

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Чуть поправил график. Забыл приплюсовать 1, что на очень малых расстояниях дает ошибку, а на больших не влияет. Это видно по графику возле начала координат.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Согласен запущенно очень сильно. Я глупенький, плохо учился и в формулах не разбираюсь. Вы можете мне привести ссылку на работу (можно и на английском), где было бы сказано, что при достижении скорости света время на корабле, для стороннего наблюдателя останавливается. Или хотя бы для начала при помощи этой формулы объяснить мне. Если не сложно.

раскрыть ветку (20)
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

В формуле всё должно быть вполне понятно. Всё уровня второго класса: "разделить или умножить"

И я не говорил "останавливается", я говорил "стремится к нулю"

раскрыть ветку (11)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Интересный у вас второй класс. С корнями и дельтами. И я прекрасно понимаю откуда вы взяли эту формулу =) Но в упор не понимаю как вы на её основании пришли к выводу, что если вы будете лететь со скоростью света, то для стороннего наблюдателя ваши часы будут СТРЕМИТЬСЯ К НУЛЮ (а можно точнее. что в вашем понятии означает, стремиться к нулю?)=) Покажи пример вычисления. Мне интересно. К примеру если мы достигнем 99.9% от скорости света. Сколько времени мы будем лететь к Андромеде? Без учёта разгона и торможения.

раскрыть ветку (10)
5
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

1. дельта Т = произведению дельта Тр на корень.

2. При V, стремящейся к С, корень стремится к 0

3. При известной дельта Тр, дельта Т стремится к нулю.

И снова повторяю: не передергивайте. Я категорично "про ноль" не говорил.

ещё комментарии
2
Автор поста оценил этот комментарий

Там все очевидно. При v→C выражение под корнем стремится к 0, перенеси корень  в левую часть и увидишь, что Δt→0.

раскрыть ветку (7)
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Человек просто не может сказать "я не прав, я ошибался" или  "Да действительно, Вы правы, я не учёл, что..."

Автор поста оценил этот комментарий

В том то и дело, что нуля там не будет.

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вы математические значки понимаете? Например значок "→" означает стремится.

раскрыть ветку (4)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку