Два Василия, два Борисовых...

Читая роман А.А. Фадеева «Молодая гвардия», многие герои упоминаются либо вскользь, либо упоминаются в конце романа, где автор публикует список погибших молодогвардейцев. Но в этом перечислении юных подпольщиков существует лишь один Василий Борисов. Было ли их двое? Не понятно. Один по отчеству Прокофьевич, а второй - Мефодьевич.


Встает резонный вопрос: а где же второй и кто из двух Борисовых состоял в организации? Я долго искала на них материалы и нашла лишь короткие в две странички биографии. И таких темных пятен в истории «Молодой гвардии» было достаточно. Так кто же есть кто?! Один или два?! Попробуем разобраться...


Василий Прокофьевич Борисов

Два Василия, два Борисовых... Герои, Молодая гвардия, Длиннопост, Великая Отечественная война

В.П. Борисов

Он родился 20 мая 1926 г. в селе Великий Суходол Краснодонского района. Его мать, Александра Степановна и отец (Прокофий, отчество неизвестно) работали в колхозе. Мама была активной общественницей, неоднократно избиралась депутатом сельсовета.


Старший брат Николай в 1939 г. пошел в армию и стал танкистом. В 1942 г. он был переброшен на московское направление где и погиб.


Василий учился в сельской школе. Любил музыку, пел в школьном хоре, часто выступал на концертах. С детских лет был приучен к труду, мечтал стать механизатором, старательно овладевал техникой вождения трактора, летом работал в колхозе.


В 1940 г. Василий переезжает в город Краснодон. Жил сначала Вася у старшего брата. Учился в школе имени А.М. Горького. Перед оккупацией окончил 9 классов. Когда была создана подпольная организация «Молодая гвардия», Борисов вступил в ее ряды.


Его тетя Анна Евгеньевна Акимова, у которой Василий некоторое время проживал, вспоминала: «Я стала замечать, что племянник часто уходил в Великий Суходол и снова возвращался. Иногда он вчетверо сворачивал какие-то листочки, уносил их на хутор. Уходя, говорил: «Возможно, меня убьют, тетя. Будьте ко всему готовы».


В Великом Суходоле он встречался с Лилией Иванихиной и Виктором Петровым. Вместе с ними проводил агитационную работу среди населения, распространял антифашистские листовки.


20 января 1943 г., в момент жестоких боев за Великий Суходол, Василий Борисов помогал советским бойцам наладить телефонную связь с противоположным берегом Северского Донца. В тот же вечер вместе с красноармейцами был окружен врагами и расстрелян.


Василий Прокофьевич Борисов посмертно награжден медалью «Партизану Отечественной войны» первой степени.



Василий Мефодьевич Борисов

Два Василия, два Борисовых... Герои, Молодая гвардия, Длиннопост, Великая Отечественная война

В.М. Борисов


Он родился в январе (число неизвестно) 1924 г. на хуторе Малая Каменка Каменского района Ростовской области. Отец, Мефодий Феофанович, был участником гражданской войны.


В 1926 г. семья Борисовых переехала на станцию Лихая. В 1932 г. Василий пошел в школу.


В 1937 г. Борисовы переехали в Краснодон. Здесь он продолжал учебу в школе № 1 имени А.М. Горького.


В 1939 г. после окончания семи классов работает в электроцехе Центральных электромеханических мастерских намотчиком. В этом же году вступил в комсомол. Увлекался спортом, посещал секцию классической борьбы.


Когда началась война, Василий подал заявление с просьбой отправить его на фронт, но ему отказали из-за возраста. Он вступил в истребительный батальон.


С первых дней оккупации Василий Борисов вступает в одну из молодежных антифашистских групп, а затем по рекомендации Ивана Туркенича - в подпольную комсомольскую организацию «Молодая гвардия».


Он входил в группу Анатолия Ковалева, принимал участие в распространении листовок, казни полицейских, организовывал доставку оружия. Когда подпольщики освободили пленных, Василий увел несколько человек в близлежащие села.


В январе 1943 г. в городе начались аресты. Василий, выполняя последнее указание штаба организации, уходит в Ворошиловград. Затем вместе с матерью Анастасией Антоновной отправляется в Новоград-Волынский Житомирской области. Здесь жил его брат Иван, участник местного подполья. Через Ивана Василий познакомился с Лидой Бобровой, связной партизанского отряда. Они часто уходили в лес откуда приносили листовки и мины.


Имея опыт подпольной работы в Краснодоне, Василий активно включился в борьбу с оккупантами. Вместе с братом он распространял листовки и партизанские газеты среди населения, снабжал партизанский отряд солью, спичками, махоркой, принимал участие в диверсиях на железной дороге, помогал пленным перебираться к партизанам.


В конце августа 1943 г. гитлеровцы по доносу провокатора арестовали Василия, Ивана и Анастасию Антоновну Борисовых. В фашистских застенках они держались стойко, мужественно. 6 ноября 1943 г. (двухмесячное сидение в тюрьме тоже наводит на определенные мысли) после жестоких пыток Ивана и Василия расстреляли в числе 126 подпольщиков Новоград-Волынского.


Погибла от рук палачей и Анастасия Антоновна. Вот тут и начинается самое интересное.


Вот что пишет в своей книге «Во имя истины и чести» Н.И. Коваленко: «А вот как сложилась (по версии Краснодонского музея) судьба В.М. Борисова:


В начале января 1943 г., когда начались аресты молодогвардейцев, В.М. Борисов ушел в Ворошиловград, затем с матерью Анастасией Антоновной отправился в Новоград-Волынский Житомирской области. Здесь вместе с братом Иваном, участником местного подполья, включился в борьбу с фашистами: распространял листовки, снабжал партизанский отряд солью, спичками, махоркой. В конце августа 1943 г. по доносу провокатора были арестованы Василий, Иван и Анастасия Антоновна.


6 ноября после зверских пыток Василий был расстрелян в числе 126 подпольщиков. Не случайно сделал я уточнение «по версии Краснодонского музея», ибо о неблаговидных (мягко говоря) деяниях его сотрудников красноречиво свидетельствуют документы, речь о которых пойдет ниже.


Так сложилось, что моя учительская судьба в течение многих лет тесным образом связана с именами героев Краснодонского партийно-комсомольского подполья, и я использую малейшую возможность для того, чтобы узнать как можно больше о них.


С Василием Борисовым тоже помог случай. На похоронах коллеги-учительницы я познакомился с ее двоюродной сестрой, приехавшей из Новограда-Волынского, и попросил об очень важном одолжении для меня, совершенно не подозревая, во что это выльется.


Послав ей несколько фотоснимков похорон сестры, я изложил и свою просьбу: прислать фото могилы, в которой захоронен В.М. Борисов, и кое-что из материалов местного музея, рассказывающих о его участии в городском подполье. Ведь случай-то неординарный: по сути, едва вырвавшись из лап краснодонской полиции, парень вновь включается в подпольную работу.


И вот пришло письмо: «По случаю очередной годовщины освобождения Новограда-Волынского я смогла навести некоторые справки о Борисове Василии Мефодьевиче. К сожалению, факты, изложенные в Вашем письме, не подтвердились.


Его с матерью в город привез брат Иван, который по неизвестным причинам был в доверии у немцев. В музее «Боевой славы» в подпольщиках они не числятся...».


Мне сообщили адрес одного из руководителей городского подполья В.З. Пуляева, которого я и попросил рассказать о работе в Новоград-Волынском подполье В.М. Борисова. Вскоре получил официальный ответ, копию которого автор направил и в адрес Краснодонского государственного музея:


"Я, Пуляев Василий Захарович, в период временной фашистской оккупации Новограда-Волынского являлся членом подпольной группы. По решению подпольного комитета передавал в партизанские отряды картофель, овощи, соль, махорку и другие продукты с овощной базы, где я работал завскладом.


По возможности снабжал продуктами подпольщиков и семьи партизан. Во время работы на овощной базе ко мне периодически приходил Борисов Иван, который после выхода из лагеря военнопленных занимался ремонтом часов.


Причина посещения овощной базы у него была самая насущная: нужны были продукты питания. Василий Борисов и его мать ко мне на склад не приходили, я с ними лично знаком не был. О каких-либо подпольных и партизанских действиях Иван Борисов мне никогда не говорил даже намеком.


Член подпольного комитета, руководитель нашей подпольной группы Петр Петрович Штепин, также никогда не говорил мне о Борисовых, что они выполняли какие-либо подпольные задания.


Член подпольного комитета Василий Алексеевич Колесник, который жил вместе со мной в одной квартире, знал эту семью, но никогда не говорил о каких-либо выполняемых ими подпольных делах.


Игорь Богданов, живший вместе с ними, ушел в партизанский отряд, но никто из семьи Борисовых не последовал его примеру. Время казни и место их захоронения никому из Новоград-Волынских подпольщиков и партизан неизвестно...


Руководитель Новоград-Волынского подпольного комитета Михаил Иванович Лигус говорил, что ему как руководителю подполья ничего не известно о каких-либо подпольных делах Борисовых и их гибели.


Одновременно считаю необходимым сообщить Вам, что в сборниках документов («Молодая гвардия», Донецк - Донбасс, 1977) и («Бессмертие юных» Донецк - Донбасс, 1983, стр. 308 и 268) соответственно, имеющиеся справки о том, что Василий Борисов вместе с братом Иваном, участником Новоград-Волынского подполья являются вымыслом, так как они не располагали никакими материальными возможностями для выполнения таких крупных поставок в партизанский отряд».


Остаются открытыми вопросы: кто же из двух Борисовых состоял в «Молодой гвардии» и сколько их было на самом деле: один или два? Боюсь, что теперь мы не узнаем об этом никогда...

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Читая герои упоминаться не могут. Поправьте. А то у вас шляпа проезжая мимо станции слетела.

раскрыть ветку (18)
Автор поста оценил этот комментарий

Для меня они герои!

раскрыть ветку (17)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Я тоже очень уважаю молодогвардецев, но это не повод писать о них с очевидными ошибками.

раскрыть ветку (16)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Например с какими?

раскрыть ветку (15)
Автор поста оценил этот комментарий

Ясно, не родной. Поясню, если такую простую ошибку не заметили, вы не говорите на русском.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я вас спрашиваю какую? Я вас не спрашиваю на каком я языке говорю?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Да вы на любом языке говорите. С сожалением должен признать... Дальше уже не надо наверное.

Автор поста оценил этот комментарий

Оля, вам русский язык не родной?

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вам какой родной?

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Точно меня надо спрашивать, а?

Автор поста оценил этот комментарий

Прочитайте начало. Первое предложение. Свое. Куда у вас шляпа упала?

раскрыть ветку (8)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Меня все устраивает. Я думаю по сто раз про то, что пишу. А то я смотрю все чересчур грамотные стали. Диктант хотя бы на тройку напишите за восьмой класс?

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

Кто-то явно не написал и обиделся.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Я то сама пишу, в отличие от вас. Меня так в университете учили и учителя хорошие были.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

И не научили знаки препинания ставить? Бывает.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Тебя чему научили? Не нравится - не читай!

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Вот ты свой чай и не читай.

Автор поста оценил этот комментарий

Из вас выйдет отличная блоггерша ведь. Пиздой, главное, светите почаще.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Я мзду не беру, мне за державу обидно. А за вас тем более.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку