Два типа людей
Речь пойдет о книжке «Гибкое сознание», Кэрол Дуэк (американский психолог, профессор Стэнфордского университета).
В чем ключевая идея книги?
Автор считает, что глобально есть два типа людей (прямо как в тех мемах из 2012). Первый тип — люди с установкой на данность, а второй тип — люди с установкой на рост. Первые убеждены в том, что наша личность неизменна, а вторые, напротив, знают, что те или иные качества можно развивать. Это основная мысль. Из нее вытекает все остальное.
Люди с установкой на данность в проблемных ситуациях постоянно стремятся к самоутверждению своих актуальных качеств. В случае неудачи такие люди разочаровываются в себе и во всем мире, неизбежно доводя выводы до масштаба катастрофы. Вопросы, которыми руководствуются люди с установкой на данность выглядят примерно так: «Я добьюсь успеха или провалюсь? Я покажусь умным или глупым? Меня примут или отвергнут? Я почувствую себя победителем или неудачником?».
Люди с установкой на рост привыкли думать иначе. Они уверены в том, что смогут развить необходимые им качества или изменить их. Это значит, что в сложных ситуациях приоритетом для них является не самоутверждение («смотрите, какой я хороший, у меня нет недостатков»), а реальное изменение («вот что я могу сделать, чтобы преодолеть свои недостатки»).
Давайте рассмотрим пример из книжки:
Итак, сегодня вы пошли на очень важное для вас занятие, которое вам по-настоящему нравится. Профессор вернул вам проверенные контрольные работы, вы получили тройку с плюсом. Вы крайне разочарованы. Добравшись вечером до дома, вы обнаружили квитанцию на оплату штрафа за неправильную парковку. Вконец расстроившись, вы позвонили лучшему другу, чтобы поделиться с ним своими переживаниями, но он от вас как бы отмахнулся.
Что вы подумаете? Как вы себя почувствуете? Что вы сделаете?
Ответы людей с установкой на данность: «Я ощутил бы себя отвергнутым». «Я подумал бы, что я полный неудачник». «Что я дурак». «Что я лузер». Иными словами, они восприняли бы случившееся как непосредственную оценку их компетентности и значимости. Следом за этими автоматическими оценками последовали обобщающие мысли о жизни: «Моя жизнь просто жалкая». «Это не жизнь». «Весь мир на меня ополчился». Зная когнитивную модель, мы с вами уже понимаем, что за этими иррациональными мыслями последуют негативные эмоции и неконструктивное поведение.
Ответы людей с установкой на рост: «Мне нужно серьезнее взяться за учебу, быть более внимательным, паркуя машину, и узнать у своего друга, не случилось ли с ним что-нибудь в тот день». «Я подумаю над тем, как бы мне лучше подготовиться (или изменить метод подготовки) к очередному тесту, оплачу штраф и при следующем же разговоре выясню, что произошло с моим другом».
Несложно догадаться, что тип установки в ходе жизни формирует личный опыт и среда. Если родители и учителя с детства внушают ребенку, что главное — актуальная оценка, а не стремление к познанию, что важнее показаться компетентным, нежели прослыть дураком, то, вероятнее всего, сформируется установка на данность.
Завтра расскажу вам, какие способы изменения установки предлагает автор, а пока держите хорошую иллюстрацию различий между типами установки :)
Психология | Psychology
23.3K поста60.3K подписчиков
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
2) Не выкладывайте:
- прямую рекламу;
- спам;
- непроверенную и/или антинаучную информацию;
- информацию без доказательств.