-17

Духовное развитие сопровождается неприятностями!

В этой статье я поделюсь только своим личным опытом, то через что мне пришлось пройти во время приобщения к духовной жизни, и что мне помогло справиться с этими трудностями. Меня зовут Денис, сейчас мне 28 лет. С самых начальных институтских годов я начал интересоваться духовными темами, сначала читал Трансерфинг, Кастанеду, затем интересовался восточной философией, читал Джиду Кришнамурти, Ошо, книги о йоге, и даже смотрел видосы Трехлебова. И так проходил год за годом. Однажды я понял что время идет, книги перечитываются, видео пересматриваются, а во мне ничего особо не меняется. Это огорчало.

Тогда я понял, что все, что я читаю это только удовлетворение любопытного ума, но никаких глубинных изменений со мной не происходит. И тогда я начал вспоминать о православной церкви, где когда то, лет в 19 я пару раз побывал со своей будущей женой. Те чувства которые я испытал, когда стоял на богослужении отложились у меня где то в глубине души. И вот почти спустя 10 лет эти воспоминания начали тормошить меня. И с тех пор я решил для себя, что если я действительно хочу духовно расти, а не играть в игры "духовного роста" , то я пойду по этому пути дорогой православной веры, тем более к этому времени я кое что уже знал о православии и о ее известных подвижниках, таких как Серафим Саровский, Иоанн Кронштадский и многих других святых земли русской.

И вот я определился с храмом куда я стал ходить каждое воскресенье на богослужение. С тех пор я был в храме на каждой Литургии в воскресный день. По маленьку я начал чувствовать что с моей душой что то происходит. В ней как будто бы становилось больше любви и спокойствия. Примерно раз в месяц я начал регулярно исповедоваться и причащаться. С каждым месяцем я становился все более водушевленнее. Меня завораживало православное богослужение, и я захотел большего. Я попросил настоятеля храма, что бы он пустил меня в святая святых в храме, в Алтарь, что бы помогать, прислуживать батюшкам во время богослужения. Через некоторое время мне разрешили, и я к своей радости начал трудиться во славу Божию в Алтаре. По началу было очень интересно, но и очень напряженно, я изрядно нервничал.

Но тут то как раз и началось самое трудное. Здесь я как нигде и никогда начал чувствовать сколько таится во мне гордости, сколько живет во мне обид и превозношений. Спустя какое то время я начал чувствовать неприязнь к этой деятельности, какой то дискомфорт, какое то не понятное недовольство, не смотря на то, что мне впринципе никто ничего плохого не делал и не говорил. И где то месяца через три случилось то, о чем если бы меня оповестили заранее, то я бы никогда не попросился в Алтарь так быстро и легкомысленно. Обычно в Алтаре начинают прислуживать, паномарить люди у которых за плечами не один год церковной жизни. У меня было всего около 8 или 9 месяцев.

У меня случился настоящий нервный срыв. Сейчас это вроде бы как называют вегето-сосудистой дистонией. Те люди, с которыми это случалось понимают, что пережить это не пожелаешь даже самому ненавистному врагу. Ну вообще с тех пор со мной начал происходить какой то настоящий ад. Постоянные тревоги без причины, страхи, жуткая не уверенность в себе, бессоницы по несколько дней за рас. Я перечитал весь интернет. Православные писали что это бесы увидели душу рвущуюся на небо и тем самым начали свои атаки. Светские источники указывали на гармональные сбои и тому подобное.

Я разрывался на части и не знал что делать и какое объяснение этому найти. К батюшкам я не обращался (хотя надо было это сделать) потому что боялся, что они подумают что я сошел с ума. И в один из дней я как будто бы завис между двумя мирами. Я был разодран на две части. Одна часть меня окончательно хотела порвать с церковью и вообще со всем что связанно с духовностью, другая часть меня четко осознавала что вернуться к старой жизни это провал, и там мне ничего не светит. Мое эго протестовало против новой жизни. Душа же говорила мне: не бойся, дальше будет легче. И вот когда меня уже трясло от этого раздвоения я сказал внутри сам себе: "что бы со мной не случилось, Господи, я буду только с тобой." И я не мог поверить, после этих слов я начал ощущать что в меня помаленьку начинает втекать какое то спокойствие и утешение. Это конечно же был еще не конец.

Но после этих событий для себя я четко уяснил, что к духовной жизни нельзя относиться легкомысленно. В итоге я пришел к выводу что все эти симптомы были связаны с переходом в новую жизнь. Ветхий человек разрушался, а этими симптомами он давал о себе знать, зарождался новый человек, в Христианстве это называется родится свыше. Все эти симптомы называются "Темная ночь души". Они неизбежны. Их сила проявления конечно же разная у всех, у кого то слабо проявляется, у кого то сильно и ярко, как это было у меня. Настоящая духовная жизнь, особенно когда человек только начинает к ней приобщаться, это не блаженство и расслабление, как обещают псевдогуры предлагая свои "духовные медитации", а это настоящая война, Богу не нужны слабаки, ему нужны сильные закаленные души. Поэтому на первых этапах ждать того, что наша жизнь станет райской после того как мы начнем по настоящему духовную жизнь, это ошибка. Она станет райской, но после того как мы пройдем определенный испытания и очистим наши сердца от грязи. Поэтому если кто из вас столкнулся с такими же трудностями как у меня, не бойтесь, не сдавайтесь, идите вперед, все эти негативные состояния обязательно пройдут, настанет совсем другой момент, Господь уготовил для нас то, о чем мы и представить себе не можем, но нужно доказать что мы достойны этого, доказать тем, что мы не сдадимся при первых же сложностях возникающих у нас на пути, а будем идти до победного!

Духовное развитие сопровождается неприятностями! Православие, Церковь, Духовность, Воцерковление, Христианство, Вегето-Сосудистая дистония, Всд, Длиннопост

Дубликаты не найдены

+7
В итоге я пришел к выводу что все эти симптомы были связаны с переходом в новую жизнь

Угу.. мозг скукоживался, ПГМ развивиалось, вот и топырило.

+2

"Две руки, занятые работой делают больше, чем тысяча рук, сложенных в молитве!" Стивен Фрай

раскрыть ветку 2
-1

Молитвой держится мир, и только ей

раскрыть ветку 1
-1

ВСД - это страх в душе, как можно чаще ходи на службы в РПЦ и молись Иисусовой молитвой с крестным знамением, душу отмолишь и страх пройдёт. Также, обрати внимание на состояние своих почек, потому что страх поражает почки, поэтому и симптоматика такая bymed.ru

+4
Тьфу а тебя, дебилушка. Не там духовность начал искать.
+3
по настоящему духовную жизнь
прислуживать батюшкам во время богослужения
это ошибка

Как уж там, неисповедимы, да?


Ты мог воспринять этот срыв как то, что тебе не уготовано прислуживать батюшкам во время богослужения, а чтобы ты вославлял его в мирской жизни, ведь духовное совершенствование, оно не обязательно в храме, оно может быть где угодно.


Или ещё что-нибудь. В любом случае, у тебя всё получится.

+1

Эко  тебя парень  заколбасило. От безделья это всё. Вместо того чтоб " прислуживать батюшкам во время богослужения" занялся бы чем нибудь полезным в мирской жизни, это тоже путь к духовному совершенствованию, если оно тебе так нужно.Лично я в церковь не хожу, я там себя плохо чувствую , не комфортно. Впрочем, если тебе хочется, ко же может тебе помешать. Вообще всю эту простыню, которую ты накатал, можно уместить в две фразы: " Мне стало плохо на богослужении. Потом отпустило." Всё.

ещё комментарии
+1
Не выдержала психика передоза
-2

Рада за вас Денис, многие ходят в церковь годами, а так и остаются со старым человеком, внутри. Будете дальше служить Богу, мир светлее станет, хоть на одну душу, и то радует.

Похожие посты
36

Фотобродилка: Барколабово, Беларусь

Фотобродилка: Барколабово, Беларусь Фотобродилки, Путешествия, Республика Беларусь, Православие, Христианство, Достопримечательности, Фотография, Длиннопост

Барколабово - агрогородок Быховского района Могилевской области c населением около 500 человек. Но известность этому месту придает Вознесенский монастырь, основанный в 1641 году.

Фотобродилка: Барколабово, Беларусь Фотобродилки, Путешествия, Республика Беларусь, Православие, Христианство, Достопримечательности, Фотография, Длиннопост
Фотобродилка: Барколабово, Беларусь Фотобродилки, Путешествия, Республика Беларусь, Православие, Христианство, Достопримечательности, Фотография, Длиннопост
Фотобродилка: Барколабово, Беларусь Фотобродилки, Путешествия, Республика Беларусь, Православие, Христианство, Достопримечательности, Фотография, Длиннопост

Фотобродилка полностью с описаниями: https://fotobrodilki.livejournal.com/61542.html

Показать полностью 2
369

В Екатеринбурге запретили в служении священника, отрицавшего существование коронавируса

В Екатеринбурге запретили в служении священника, отрицавшего существование коронавируса Епархия, Православие, Церковь, Коронавирус, Урал, Екатеринбург, Длиннопост, Новости, РПЦ

© Екатеринбургская Епархия


Схиигумен Сергий, который некорректно высказался о ситуации с коронавирусом, запрещен в служении после нарушения запрета на проповеди. Об этом сообщили журналистам в среду в пресс-службе Екатеринбургской епархии.


27 апреля схиигумена Сергия отстранили от проповедей после появления видеозаписи с обращением, где он призывал людей выходить на улицы и посещать храмы, называя ситуацию с новым коронавирусом "псевдопандемией".


"В связи с публичным выступлением схиигумена Сергия (Романова), нарушившим указ правящего архиерея N 32 от 27 апреля 2020 года, упомянутый клирик с сегодняшнего дня запрещен в священнослужении и лишен права ношения наперсного креста. Деятельность схиигумена Сергия (Романова) будет рассмотрена епархиальным судом Екатеринбургской епархии", - говорится в сообщении.

Источник ТАСС

38

Великорецкий крестный ход 2020 СОСТОИТСЯ

"Важным вопросом для всех жителей региона остаётся организация и проведение в этом году "великорецкого крестного хода". Губернатор Кировской области И.Васильев


Ну, во-первых, не для всех. Для меня, к примеру, этот вопрос не является важным. Да и вообще такой вопрос передо мной не стоит. Знаю ещё множество людей, перед которыми такой вопрос тоже не стоит. Т.е. тезис "важный вопрос для всех" - ложный априори.


Во-вторых, в этом религиозном мероприятии принимают участие около 10 тыс. человек - и то в пике, "на старте", до первой остановки в Макарье. Из Макарье выходят несколько тысяч.

Напомню, что ради этого религиозного обряда фактически парализуется на два дня дорожное движение в полумиллионном городе. Весь город стоит в пробках - особенно в день возвращения паломников.


Попам надо провести это мероприятие любой ценой. Потому руководитель местной религиозной организации Алексей Тужиков заявил, что службы будут "ночными" и "на открытом воздухе". Если службы "ночные" и "на открытом воздухе", то в них примет участие меньшее количество людей, что ли? Ясно же, что попам надо любыми путями заставить Губернатора разрешите проведение религиозного обряда - а там уж можно сказать, мол, "так вышло, извините"...


Зачем Губернатор, до этого занимавший весьма жёсткую позицию по ограничительным мерам, идёт на поводу у Тужикова?


И что это за чушь про "не призовём людей приезжать"? Исполнительная власть и так никогда не призывала принимать участие в этом мероприятии...


Удивительно - но Губернатор Игорь Васильев не смог противостоять давлению Алексея Тужикова. И крестный ход, видимо, состоится. Вопреки позиции руководителя кировского Роспотребнадзора Елизаветы Белоусовой.


Говорю "видимо" - потому что своё слово ещё должен сказать прокурор Кировской области, к которому я обратился с заявлением о принятии мер прокурорского реагирования.

P.S. Решение о проведении этого массового мероприятия - смачный плевок в сторону тех, кто соблюдает ограничительные меры, кто страдает от отсутствия доходов... Невероятно!


Ссылка на источник


Пост без рейтинга

735

Современные "книжники и фарисеи"

Когда тонул "Титаник", плывший на нём настоящий христианский священник Джон Харпер отдал свой спасательный жилет неверующему, сказав: "Тебе он нужнее". И утонул. Надеюсь, он попал в рай.

А что делают наши православные? Я ни разу не слышал, чтобы кто-то из них сказал что-то вроде: "Если я заболею - не лечите меня, ибо моя жизнь - Иисус и смерть для меня - приобретение! Оставьте ИВЛ для неверующих - им нужнее! Я заранее напишу отказ от госпитализации, чтобы не подвергать риску жизни врачей!"

Только призывов открыть церкви много. Заботы о ближнем - ноль.

Истинно ли веруют эти люди? На мой взгляд, петиции за открытие церквей в текущих условиях - это не вера, а лицемерие.

97

Надёжная защита (не очень)

Забрал из почтового ящика новый выпуск Комсомольской правды, а там описан пожалуй лучший способ защиты от Covid-19:

Надёжная защита (не очень) Маразм, Коронавирус, Религия, Церковь, Православие, Комсомольская правда, Длиннопост
Надёжная защита (не очень) Маразм, Коронавирус, Религия, Церковь, Православие, Комсомольская правда, Длиннопост

Что делать, если кто-то рядом кашляет?

Надёжная защита (не очень) Маразм, Коронавирус, Религия, Церковь, Православие, Комсомольская правда, Длиннопост

Теперь вы знаете как уберечь себя и близких

Показать полностью 2
790

Греческие священники провели службу в Вербное воскресенье и попали под статью

Греческие священники провели службу в Вербное воскресенье и попали под уголовную статью. Об этом сообщает iefemerida.


В частности, дела были заведены на митрополита Нектария, который проводил службу в городе Керкира, и на священника из Афин. На обеих церемониях присутствовали десятки людей, что запрещено законом из-за пандемии коронавируса. Кроме того, в Афинах священник предлагал верующим принять причастие через черный ход церкви — этот момент попал на видео.


Ранее в Греции запретили проводить богослужения во всех местах поклонения в связи с угрозой распространения коронавируса.


2 апреля сообщалось, что Греции удается успешно бороться с эпидемией коронавируса из-за следования властей советам экспертов и солидарности народа. Греки считают творцом «коронавирусного чуда» главного эпидемиолога Сотириса Цодраса. В частности, именно он смог донести до премьер-министра страны Кириакоса Мицотакиса необходимость закрыть храмы.


Источник: https://m.lenta.ru/news/2020/04/13/prostigospodi/

Греческие священники провели службу в Вербное воскресенье и попали под статью Коронавирус, Греция, Lenta ru, Религия, Закон, Православие, Церковь
209

Святой Ахмед

Сижу тут, листаю православные святцы. И нахожу любопытное имечко - Ахмед (Ахмет). Немного поискал и вуаля:

Святой Ахмед Калфа (что значит "Краснописец" - по нашему, каллиграф) по происхождению был турком-мусульманином, жил в Стамбуле и занимал высокую государственную должность. У него была русская рабыня. Со временем Ахмет заметил в ней благодатные изменения, которые происходили каждый раз, когда она приходила с богослужения. Заинтригованный этим, он решил пойти на литургию. Во время благословения народа Ахмет увидел, что от трикирия и пальцев патриарха исходят лучи, переходящие затем на головы христиан, минуя только его. Это было чудесно, но несколько обидно, поэтому Ахмет стал присматриваться к христианству ближе. В итоге тайно принял крещение. Прошло время. Как-то на одном из собраний вельможи спорили, что является самым главным. Когда очередь дошла до Ахмета, он сказал: «Самое главное - это вера христианская».

Святой Ахмед История, Ислам, Православие, Христианство, Имя, Ономастика, Антропонимика, Святые, Длиннопост

За свою веру святой принял мученическую кончину, за год до битвы под Веной (1683), остановившей мусульманскую экспансию в Европу. Интересно, как бы на это отреагировал коренной цареградец Ахмет...

Святой Ахмед История, Ислам, Православие, Христианство, Имя, Ономастика, Антропонимика, Святые, Длиннопост

Если хотите, оставаясь в рамках православных традиций, назвать ребёнка Ахмедом - вперёд, именины будут 6 января. Кстати, имя это теофорное, то есть включает в себя именование божества (в нашем случае - Бога). Может переводиться как «тот, кто постоянно благодарит Бога»

Святой Ахмед История, Ислам, Православие, Христианство, Имя, Ономастика, Антропонимика, Святые, Длиннопост
Показать полностью 2
288

Сколько на самом деле верующих?

В похожих не нашел этого ролика, надеюсь, не повтор.

Беседа Пучкова и Жукова о том, насколько соответствуют действительности оценки численности верующих в России.

Основные моменты (которые мне понравились и которые я разделяю):

1.Кирилл говорит, что в России 75% граждан являются православными. Но в реальности эта цифра завышена больше чем в 10 раз. Если посчитать, сколько людей участвует во всяких обрядах и вообще соблюдают, то православных всего несколько процентов.

2.Под предлогом огромной численности православных АО РПЦ открывает в 3 храма в сутки. Но предпочитает не строить с нуля храмы в заброшенных богом деревнях, где люди нуждаются, а отбирать ценные земельные участки и исторические здания в крупных городах, для чего в свое время протащили в законодательство реституцию церковной собственности.

3.Причина рейдерской активности попов как всегда банальна- борьба за деньги. Исаакиевский собор или земельный участок посреди Екатеринбурга- это очень ценно.

4.Паскудности всей этой ситуации добавляет то, что значительная часть захватываемой сегодня недвижимости строилась не на церковные деньги, и вообще православная церковь к этим объектам никогда никакого отношения не имела. Ну и сегодня АО РПЦ выселяет из захватываемых помещений музеи, больницы и школы.

5.Занятно было бы посмотреть, сколько храмов смогла бы построить РПЦ не путем захвата чужой недвижимости, с использованием богоугодного православного краудфандинга. Если предложить людям своим рублём проголосовать за постройку храма, это покажет реальный уровень поддержки церкви и процент православных. И окажется этот самый процент православных на порядки меньше заявленных 75%

З.Ы. Когда я рос в условиях советской действительности, то церковь воспринимал как что-то негативное. Попы ассоциировались с персонажами из фильмов типа "Неуловимых мстителей", то бишь с мерзкими, лицемерными, жадными и бухающими.

Потом была перестройка со срыванием покровов с кровавой истории проклятых коммунистов и рассказами о том, как мерзкие большевики ни за что уничтожили ум, честь и совесть православного общества. Было жаль всех этих умных, честных и невинно убиенных представителей духовенства, в голове вертелся вопрос: "За что?"

А потом по жизни довелось неоднократно столкнуться с представителями церкви, а еще в силу увлечения историей почитал и посмотрел довольно много материалов по истории религии. И как-то незаметно улетучилось сочувствие к тем невинно убиенных и вместо сочувствия появилось убеждение, что было за что. Столетия проходят, а ничего не меняется. Современные братки в рясах ничем не отличаются от тех, что были сто, триста лет назад. Дашь им палец- они по локоть откусят.

Показать полностью
146

Просто несколько фактов, никакого оскорбления чувств верующих

Только что вспомнил времена, когда ещё был школьником от 1-го до 6-го класса. Тогда я учился в православной школе, которая была прямо при церкви. Всё это сопровождалась уроками по закону божИему, пением на уроках музыки молитв и песен православной тематики, предназначенных для детской аудитории, на такие темы как: смирение перед богом, признания в любви к батюшкам и восхваление батюшек, восхваления святых, истории из жизни святых с показательными примерами. Также это сопровождалось уроками церковно-славянского языка (да, есть такой), молитвами в начале учебного дня, перед столовкой, после столовки, а в последний год моего там обучения - даже перед каждым занятием и после него. Те из нас, кто лучше пел, могли рассчитывать на место в церковном хоре. И я таки там участвовал. Однажды, за то, что я был достаточно смиренным учеником и хорошо проявлял себя в хоре, меня и ещё нескольких моих однокашников пустили в алтарь посмотреть чё там творится (а туда вход разрешён исключительно священнослужителям, ну, исключительном порядке, могли и не священнослужители, но исключительно мужского пола). Накрыло меня тогда знатно. Благодатью. Я прям прочувствовал её, как она спустилась на меня и поселилась в моём сердечке. Прямо на территории храма было мини-кладбище, где были 3 могилы каких-то святых. На крестах, которые стояли на этих могилах, было где-то по 10 небольших икон. Иногда нас заставляли ходить вокруг этих могил и целовать каждую икону на каждом кресте. Причём делать это надо было медленно, с благоговением, а если ты немного поспешил и слишком быстро переходил от одной иконы к другой, то ты неуважительно отнёсся к святым. Хотя находились среди нас те, кто целовал эти иконы наперегонки. А сколько историй от преподов я наслушался! Например, что Битлз - сатанисты, и что их тексты задом-наперёд - молитвы сатане, что маты занесены в русский язык монголо-татарским игом, что наукой доказано, что в момент смерти человеческое тело становится на несколько миллиграммов легче, что доказывает, что из тела в этот момент выходит душа, что теория эволюции не доказана, и что вообще "эволюция" расшифровывается как "вой Люцифера". Просто поделился некоторыми интересными фактами о своём обучении в православной школе. Надеюсь, никого не оскорбил.

391

ПОСЛУЖИ ПАСТОРУ: Инициатива украинских христиан набирает обороты. (А что, так можно было???)

ПОСЛУЖИ ПАСТОРУ: Инициатива украинских христиан набирает обороты. (А что, так можно было???) Здравый смысл, Логика, Церковь, Христианство, Пастор, Атеизм, Деньги, Длиннопост

Привожу ниже примерный перевод.


1. Обеспечь отпуск для пастора и его семьи.

2. Организуй поездку на мощную конференцию, где можно духовно восстановиться.

3. Позаботься о его страховании на определенный период. (медицинское, автомобильное....)

4. Оплати коммунальные услуги на год/пол года/месяц

5. Обеспечь обслуживание его автомобиля.

6. Подари талоны на топливо для его автомобиля.

7. Пригласи пастора на обед/кофе и разговоры "не про дела"

8. Посиди с его детьми, чтобы он побыл с женой.

9. Помоги по хозяйству, (убери дома/в гараже)

10. Поработай в саду (постриги газон+ разные сезонные работы)

11. Купи для него подарочный сертификат в ресторан для свидания с женой

12. Организуй праздничную вечеринку в честь пастора.

13. Имей с пастором хорошую не навязчивую беседу про ЕГО жизнь и молитвенные потребности.

14. Подари сертификат в барбершоп.

15. Отправь записку/открытку/сообщение особенной благодарности (напиши что-то личное/конкретное)

16. Помой его машину.

17. Слушай внимательно его проповедь и лично поделись фидбеком о моментах, которые были для тебя полезными.

18. Пригласи пастора на семейный ужин.

19. Почисти его обувь когда он придет в гости.

20. Будь добрым к его семье. (Сделаю для них сюрприз)

21. Пригласи детей пастора в .........../ на мороженое/пицу/ в кинотеатр.

22. Узнай особенные даты в жизни пастора и сделай ему приятный сюрприз по этому поводу.

23. Оплати ему стоматолога.

24. Собери подарочный бокс именно "под него"

25. Подари качественную, дорогую книгу

26. Оплати пастору покупку нужной вещи (теплая обувь/ зимняя одежда)

27. Подари сертификат "Эпицентр".

28. Купи ему новый телефон/ноутбук/другую нужную технику.

29. Закажи для него профессиональную семейную фотосессию.

30. Подари качественный планер.

31. Организуй ему "отпуск" от обычных обязанностей. Возьми что-то на себя.

32. Найди людей, которые могли бы  одноразово или определенный период поддерживать его финансово.

33. Закажи ему пиццу домой.

34. Подари определенную сумму денег, просто на его собственные нужды.

35. Узнай про его мечту или цель и помоги в ее скорейшем воплощении (может ему нужны финансы, помощь, ободрение - зависит от специфики)


Всего 50 пунктов, но боюсь моя психика не выдержит, так что делюсь с вами тем что есть на фото. Можете и видео посмотреть. Оно точно должно(нет)замотивировать помочь пастору.

Помощь Богу не нужна, а вот "посредникам" видимо она не помешает.

Источник:

1) https://gcshelp.org/ru/novosti/cerkov-i-obshhestvo/posluji_p...

2) https://www.invictory.org/news/church/20366-na-konferentsii-...

Показать полностью
129

Как кошки стали «воплощением зла» и мишенями для инквизиции

Как кошки стали «воплощением зла» и мишенями для инквизиции История, Церковь, Религия, Папа Римский, Инквизиция, Христианство, Мифы, Средневековье, Длиннопост

Богиня Фрейя // Людвиг Пич, 1865 г.

Однажды Папа Римский объявил охоту на черных кошек. Один документ стоил жизни тысячам животных и, возможно, усугубил эпидемию чумы.

В германо-скандинавской мифологии есть богиня Фрейя. Ее часто изображали на колеснице с двумя кошками вместо лошадей. Эти кошачьи давно известны людям как ловкие хищники и милые питомцы. Неудивительно, что староверы сделали их символами как войны, так и любви — двух полярных сил, которые связывали с Фрейей.

В 12 веке слухи о культе богини расползлись по всей Европе. Только верующие католики трактовали их на свой лад. Дескать, нечестивцы проводят зловещие обряды, во время которых сам дьявол в образе черной кошки проникает в наш мир.

Молва дошла до Папы Римского, и Григорий IX издал буллу Vox in Rama. Документ обвинял культистов в ереси и подчеркивал связь черных кошек со злом. Началась ожесточенная охота: инквизиция и религиозные фанатики карали староверов, а заодно отлавливали и уничтожали кошек. Хотя основной целью были животные с черной шерстью, под руку охотников попадали кошки всех цветов.

Как кошки стали «воплощением зла» и мишенями для инквизиции История, Церковь, Религия, Папа Римский, Инквизиция, Христианство, Мифы, Средневековье, Длиннопост

Папа Григорий IX // Рафаэль Санти, 1510-11 гг.

Одним из самых опасных дней для животных стал Вечер Святого Иоанна. Считалось, что именно 23 июня ведьмы могут превращаться в черных кошек, чтобы тайком вершить зло. Животных бросали в корзины или мешки и безжалостно сжигали. Чем громче вопили кошки, тем сильнее радовалась толпа: для суеверных это были не иначе как дьявольские крики.

В помешательстве люди совсем забыли о полезной функции кошек — ловле грызунов. Популяция кошачьих сокращалась, а количество крыс росло. Вероятно, это стало одним из факторов, повлиявших на распространение бубонной чумы в Европе.

Но священнослужители стояли на своем. В конце 15 века Иннокентий VIII написал буллу Summis desiderantes affectibus («Всеми силами души»), которая предоставляла полную свободу инквизиции в борьбе против ереси. Охота на ведьм достигла невиданных масштабов.

Вдобавок папа назвал кошек «идолами всех ведьм и любимыми животными дьявола» и велел сжигать их вместе с «нечестивыми» хозяйками. Дошло до того, что некоторые рьяные охотники объявляли ведьмами всех, кто держал кошек в домах. Напуганные люди избавлялись от питомцев, чтобы не стать жертвами фанатиков.

Кошек начали обвинять во всех бедах и срывать на них зло. Например, в бельгийском городе Ипре животных ежегодно сбрасывали с колокольни. Чем больше проблем было у города за минувший год, тем больше кошек убивали. Горожане верили, что изгоняли так злых духов. Эти зверства закончились только в 1817 году.

К счастью, научно-технический прогресс победил суеверия и сегодня кошек снова любят. С середины 20 века каждые три года в Ипре проводят парад Каттенстут — в память об умерших животных.

Lux Arcana в соц. сетях: Telegram, ВКонтакте.

Источники:


1.Why Medieval Cats Approved of the Plague // nautil.us.


2. The Dark Lore of Black Cats // www.wsj.com.

Показать полностью 1
303

Эталон семейной гармонии по-древнерусски

С некоторым опозданием, но все же хочу высказаться по поводу одного высокодуховного праздника.


Когда на просторы нашей родины начали проникать зарубежные праздники — всяческие Хэллоуины и дни св. Патрика — тут же нашлись ворчливые люди, которым они не понравились.


— Идеологически чуждо! — бурчали они. — Бездуховно!..


Даже на такой, в общем-то, безобидный праздник, как день влюбленных — день св. Валентина — нашлись недовольные.


В самом деле, ну какой же это праздник?.. Бездуховная и глупая дата! Надо сделать свой день влюбленных, с блэкджеком… с колоколами и монашками! Ведь у нас на Руси, припомнили блюстители духовности, есть даты не хуже. И куда духовнее. И тоже про любовь.


Это я, конечно, про день Петра и Февронии. Вы уже и сами догадались.


К сожалению, о Петре и Февронии рядовой гражданин, не привыкший к чтению житий святых, знает едва ли больше, чем о св. Валентине. В рамках культурно-развлекательного чтива я вам сегодня перескажу, чтобы вы прониклись трогательной историей любви этих прекрасных людей и глубиной их духовности. Поверьте, нет повести прекраснее на свете. Даже «Чиполлино» не выжмет из вас больше слез.


В городе Муроме жили князья Павел и Петр. Старший, Павел, княжил на муромском престоле, а чем занимался Петр, я не знаю. Однажды случилось так, что Петр сильно заболел. Люди, собиравшие анамнез, судя по всему, были склонны поверить во что угодно, поэтому история болезни выглядит так.


К жене Павла повадился летать змей. Влетая в окно, он сразу принимал вид Павла, поэтому его жена некоторое время ничего не подозревала (а что такого? Ваш муж разве никогда не влетал в окно?) Однако по каким-то признакам она стала подозревать неладное и пожаловалась мужу (подлинному мужу — вошедшему через дверь).


Муж проявил себя настоящим героем и храбро сказал:


— А что я ему сделаю, змею-то?.. Я их, змеев-то, и убивать не умею. Ты бы в следующий раз повыспросила, чем его убить.


И жена, как об этом говорит предание, крепко сохраняя мужнины слова в сердце, подумала: «Вот и хорошо».


Летающий змей не замедлил снова навестить эту святую женщину. Невинно хлопая глазками, чтобы не возбуждать подозрений, она спросила, от чего змею будет смерть, и тот, не почуяв никакого подвоха, сразу ответил:


— Смерть мне будет от искусственного дыхания прямо в жо… от Петрова плеча, Агрикова меча!


И с этим улетел в окно, а умная жена помчалась к Павлу и передала все, что узнала.


Петрово плечо нашлось быстро — не зря же в Муроме болтался князь Петр. Агриков меч, по удачному стечению обстоятельств, Петр нашел практически сразу. Заявившись в гости к жене брата и обнаружив там змея (в облике Павла, естественно), Петр кинулся в бой. Кромсая нечисть на куски, Петр забрызгался кровью, и вот от этих-то брызг по всему телу у него пошли струпья.


Из всей этой истории я верю разве что в то, что болезнь свою Петр подцепил в спальне у невестки. Впрочем, это не так важно, потому что на сцене наконец появляется Феврония, а жена Павла навсегда исчезает из поля нашего зрения.


Никто не мог вылечить Петра от страшной болезни. Наконец в одной из рязанских деревень посланник князя нашел девицу, дочку бортника, которая показалась ему смышленой, потому что вместо «Здравствуйте» она приветствовала его заумными загадками. Вероятно, начиталась Коэльо. Разгадать ее шарады посланник не смог, поэтому сразу перешел к делу. Есть князь, у князя есть нехорошая болезнь. А у вас тут, говорят, лекарь имеется.


— Имеется, — подтвердила девица. — Вот ежели бы твой князь кое-кого в жены взял бы, так кое-кто его бы и вылечил. Не вопрос.


Посланник слегка обалдел от такой наглости, но тем не менее привез князя к девице (я не знаю, почему не наоборот). Феврония, девица честная и глубоко духовная, подтвердила ему свои требования:


— Женись — тогда вылечу!


Князь Петр, человек богобоязненный и тоже глубоко духовный, в ответ на этот шантаж подумал: «Чтоб я, князь, женился на босячке?..», а вслух сказал:


— Вылечишь — мамой клянусь, женюсь!


Девица тут же выдала ему горшок с притираниями, наказала идти в баню и там помазать все тело, за исключением одного струпа.


Получив лекарство, князь решил выпендриться (чай, мы тоже Коэлью читали, и не одну — чего она нос задирает?) и послал к Февронье гонца. Девице передали пучок льна и потребовали, чтобы, пока князь находится в бане, она соткала ему рубашку, портки и полотенце. В ответ на это Феврония выдала посланцу обрубок полена с просьбой к князю сделать из него ткацкий станок, покуда она лен чешет.


Князь признал, что ее знание Коэльи покамест еще сильнее, чем его, и удалился в баню, натирать прыщи.


Одну болячку, как и наказала ему Феврония, он мазать не стал.


А наутро обнаружил, что тело его очистилось и остался только один струп — тот самый, не помазанный. Приложить к нему остатки лекарства князь не додумался и на радостях уехал к себе в Муром — естественно, оставив Февронию в рязанской глуши.


Однако девушка была не лыком шита и глубокую духовность князя предвидела заранее.


От последнего оставшегося струпа разошлись новые и новые, и князь снова запаршивел. Делать было нечего — опять пришлось ехать в деревню и падать в ножки Февронье.


Ультиматум был прежним: женишься — вылечу!


И на этот раз князю отвертеться не удалось.


Вернувшись в Муром женатым человеком, князь вскоре стал единовластным правителем города, потому что брат его Павел «отошел от жития сего». Сложно удержаться от соблазна и еще раз задуматься — а был ли змей?..


Так или иначе, бояре князя Февронию невзлюбили. Кто угодно невзлюбил бы деревенскую выскочку, вымогательством заставившую князя жениться.


— Тебя князем иметь хотим, — объяснили Петру бояре. — А ее княгиней — не хотим. Давай, княже, сунем ей денег в лапу, и пусть катится, скатертью по жо… дорога!


Глубоко духовный князь, искренне и верно любящий свою жену, конечно, горой встал на ее защиту и сказал:


— Ну, вы ей предложите, и посмотрим, что скажет.


Бояре не замедлили подойти к княгине:


— Дадим тебе, что попросишь — только уйди по-хорошему!


Феврония и тут не сплоховала и потребовала, чтобы в дорогу ей выдали только одно — любимого мужа.


— Ой, да и пожалуйста! — неожиданно согласились бояре, посадили обоих на судно и отправили по Оке.


Покуда князь Петр с княгиней Февронией плавали вдоль Оки (княгиня от нечего делать совершала маленькие и абсолютно бесполезные чудеса и демонстрировала окружающим знание Коэльо), в Муроме началась свара. Многих вельмож изрубили мечами, а оставшиеся решили, что не так уж плоха была Феврония, а про Петра и говорить нечего, вообще молодец был мужик. Посему выслали посольство, чтобы уговорить князя ехать домой.


Удивительно, но против того, чтобы вернуться и княжить на муромском престоле, Феврония ничего не имела.


История всей их дальнейшей жизни скучна и уместилась в один маленький абзац. Чуть больше посвящено истории их смерти, в которой нет, кажется, ни единого слова правды, кроме того, что они оба умерли.

Эталон семейной гармонии по-древнерусски Моё, Длиннотекст, Длиннопост, Христианство, Религия, Православие, Православие и отвага, Духовность, Вот это всё

Памятник Петру и Февронии в Екатеринбурге. Фото автора


Такими, по преданию, были Петр и Феврония Муромские.


Сама по себе эта история никогда не привлекла бы моего внимания, потому что агиографическая литература — сиречь, жития святых — полна куда более интересных и умилительных человеческих характеров. А история Петра и Февронии мало того, что полностью легендарна, так еще и скомпилирована из нескольких популярных народных сюжетов. В ней нет даже повествовательной цельности, она на ходу разваливается на отдельные, практически не связанные фрагменты (что, впрочем, характерно для житий).


Однако с тех пор, как эту святую парочку проталкивают нам под видом идеальной семейной пары, образца семейной гармонии и счастья, я не перестаю удивляться. Люди, которые это делают — они совсем не читали про Петра и Февронию? Или прослушали только краткий пересказ для малышей?..


Расчетливая девица, которая шантажом вынуждает князя жениться на ней, и князь, который преспокойно ее обманывает — это образец любви, взаимного уважения и семейного счастья?


Да даже Бонни и Клайд лучше подходят на эту роль.


Да, «жития» полны людьми, которые названы там святыми, и которых мы, встретив их на улице, назвали бы моральными уродами и дегенератами. Петр и Феврония, поверьте, далеко не худшие экземпляры.


И все же обидно. Любовь — прекрасное чувство, светлое и чистое. Праздновать День любви и верности — превосходная идея! Пусть даже мы будем отмечать его не в день св. Валентина, который нам «идеологически чужд», пусть мы создадим свой собственный праздник.


Но почему, ради бога, почему нужно выбрать в качестве символа любви — семейку карьеристки и обманщика?..


Ни любовь, ни другие хорошие и добрые чувства, судя по жизнеописанию, и близко не лежали между этими глубоко духовными людьми. Поручить этим «святым» заботу о семье — все равно, что сделать Карабаса-Барабаса святым покровителем кукольных театров.


А любви и счастья я вам с удовольствием желаю. Не таких «духовных», как у Петра и Февронии, а простых человеческих чувств, живых и искренних. Настоящей любви. Настоящего семейного счастья.


P.S. Первоисточник этой чудесной и глубоко духовной истории можно найти, например, здесь. Прочитайте и убедитесь, что я нисколько не преуменьшаю моральные достоинства святых.


Разве что про Коэльо приврал.

Показать полностью 1
309

Без духовных скреп — I. Три стиля религиозности в старой России.

Без духовных скреп — I. Три стиля религиозности в старой России. История России, Православие, Духовность, Длиннопост

Воображаемая православность дореволюционного общества — одно из самых распространенных заблуждений. Сейчас я попробую кратко объяснить, как на самом деле выглядела религиозность позднеимперской эпохи. Название "Без духовных скреп" присвоено тексту потому, что трудно представить нечто менее похожее на эти набившие оскомину (но при том крайне неопределенные) скрепы, чем реальное православие старой России.


Начнем с того, что православие, догматически и организационно единое, на самом деле разделялось на три "религиозных стиля". Тут видна некоторая аналогия с "низкой", "широкой" и "высокой" церквами внутри Церкви Англии, но эта аналогия неполная — для англикан каждый отдельный приход принадлежит к тому или иному стилю, а в России все три стиля уживались внутри одного прихода и храма, в рамках общего богослужения.


Первый стиль мы можем условно назвать "народным" — это очень–очень средневековая, примитивная крестьянская вера, без всяких богословских представлений, даже без простого понимания слов молитв, но зато со страшной любовью к артефактам (мощи, чудотворные иконы, могилки старцев и т.п.) и к обрядности, богословский смысл которой верующему чаще всего неведом, а также к любого рода декорации — пышным иконостасам, позолоченным куполам. Это религиозный стиль простого народа, который поддерживали практически все люди без образования либо с начальным образованием.


Это вера крестьян и мещан малых городов, то есть основной народной массы. Из имущего класса данный религиозный стиль характерен только для самой малообразованной его страты — купечества; отношение всех образованных сословий к такому типу веры — от пренебрежительного до настороженного. Из духовенства сторонниками данного стиля являются только монахи — это единственная страта духовенства, где есть (иногда даже на высоких должностях) совсем простые люди. Если объяснить дело грубо, то адепта данного стиля подозревают в том, что Святая Троица по его мнению состоит из Иисуса Христа, Божией Матери и Николая Чудотворца — в это и сейчас верят миллионы автомобилистов, украшающих свои торпеды именно этой версией иконы Троицы.


Второй стиль можно охарактеризовать как "катехизический". Этот стиль предусматривает понимание сути религии, как богословской, так и моральной, но в простом изложении, обходящем все смутные и проблемные места, возникавшие при столкновении религии с новейшими открытиями науки и социальными теориями. Катехизическим я назвал данный стиль потому, что его основой являлся знаменитый Филаретов катехизис — четкое, суховатое изложение церковной догмы, на котором было основано преподавание Закона Божия во всех учебных заведениях с середины 19 века. Сторонники катехизического стиля продолжают верить в мощи святых, чудотворные иконы и чудеса в прошлом. А вот юродивые и чудеса в настоящем уже вызывают у них некоторые подозрения. Вопросами о противоречии между наукой и религией (или об отношении религии к несправедливостям текущей общественной жизни) эти люди стараются не задаваться; к духовенству они относятся в целом уважительно, но без фанатичного поклонения.


Данный стиль религиозности был самым малораспространенным. Его носителем в эпоху Николая II были преимущественно пожилые, консервативные, почтенные дворянки. Мужчины–дворяне принадлежали к этому стилю, только если у них не было формального образования. В духовенстве сторонников у этого стиля было мало, может быть, какие–то пожилые священники низшего уровня образования (духовное училище) в провинции.


Такая ситуация выглядит парадоксальной — ведь на формирование именно этого типа религиозности была направлена вся казенная система обучения Закону Божию, от церковно–приходской школы и до университета. Но, не менее парадоксальным образом, весь этот громоздкий учебный механизм на самом деле не работал. В начальной школе, из–за небольшого курса, незаинтересованности законоучителей и сложностей с непониманием детьми церковно–славянского до учащихся не удавалось донести никакой информации. В средней школе, а уж тем более в высшей, законоучитель не умел объяснить, откуда взялась вода для всемирного потопа, как соотносится творение мира за семь дней с геологическими эпохами и пр., что приводило учеников к полному презрению к предмету. Исключительную неуспешность Закона Божия в учебных заведениях можно легко сопоставить с современным курсом ОБЖ, который читается повсеместно десятилетиями, но не оставляет ни малейшего следа в душах и умах учеников.


Третий стиль религиозности можно назвать "профессиональным", по простейшей причине — он с начала 18 века поддерживался в среде духовенства через духовно–учебную систему, то есть духовные семинарии и академии. Профессиональный стиль — это уже почти протестантизм, более всего он похож на "широкую" ветвь англиканской церкви. Сторонники данного стиля имеют осознанную веру и делают упор на моральную сторону религии, они привержены к регулярному богослужению, но еле терпят, ради простого народа, разного рода артефакты и дополнительные обряды (типа крестных ходов). Культ святых как таковой вызывает у них подозрения; раз он есть, надо его терпеть, но не надо форсировать (не случайно за два века синодального периода было менее десяти канонизаций). В чудеса они просто не верят, как в настоящем, так и в прошлом, но не признаются в этом, чтобы не раздражать простецов. Этих людей интересуют противоречия между наукой и религией, и они считают их примиримыми, преимущественно за счет символического восприятия Библии (семь дней творения на самом деле это эпохи и пр.); приблизительно так учат в семинариях и сегодня.


Сторонников у профессионального стиля было мало и очень мало, но все они были важными людьми. Во–первых, к профессиональному стилю принадлежали архиереи, ведь все они никогда не были монастырскими монахами, они получали высшее духовное образование и делали карьеру на духовно–учебной службе, то есть в самом рассаднике данных взглядов. Во–вторых, через духовные семинарии такие взгляды становились наиболее распространенными и в среде рядового духовенства. И самое главное, к данному стилю православия традиционно принадлежали цари и высшая бюрократия (ну уж если не принадлежали, так притворялись).


Кроме трех стилей веры существовал еще один стиль мышления, который скорее можно назвать стилем разуверивания. Назовем этот стиль "ново–барским", так как стиль дворянства николаевской эпохи был скорее "катехизическим", и этот стиль стал преобладать в дворянской среде лишь в послереформенную эпоху. Сторонники "ново–барского" стиля есть люди в чем–то верующие, а в чем–то и вовсе неверующие. Они твердо верят в Христа, загробную жизнь, ад и рай. В то же время, если им сообщат, что Ноев потоп это выдумки, они не станут спорить и согласятся. Чудеса святых, мироточащие иконы и т.п. им кажутся суеверием простого народа. О религиозных обрядах у них нет никакого мнения, кроме того, что они малопонятны и скучны — церковь они посещают лишь для крещения, венчания и отпевания, и что там происходит, они не понимают. Эти люди не молятся (хотя дома у них есть икона в красном углу), не исповедуются и не причащаются — но не станут перечить тем, кто привык это делать. Отношение к любому духовенству у таких людей пренебрежительное, просто до отвращения. Когда они помирают, верующие домочадцы могут уговорить их исповедоваться и причаститься, но, пожалуй, они сделают это только чтобы не расстраивать близких.


Этот странный стиль религиозности–нерелигиозности с эпохи Александра II считался обязательным для всякого, кто закончил хотя бы шесть классов гимназии, а также для любого дворянина. Даже самые набожные люди автоматически соглашались с тем, что аттестат зрелости чудесным образом приводит религиозные взгляды его получателя в описанное выше состояние. Даже богомольные родители не надеялись уговорить сына–гимназиста читать молитвы, считая это делом заведомо бесполезным. Если ученик среднего ученого заведения отказывался в процессе обучения разувериваться, над ним к старшим классам начинали издеваться товарищи. При попадании в университет такой уникум получал уже репутацию дауна, и с ним не разговаривали соученики. В общем, к началу 20 века сия странная недорелигиозность была обычнейшим делом для всего барского / образованного класса. Только люди совсем старые, воспитанные в николаевскую эпоху, еще поддерживали "катехизический" стиль православия. И только люди самые высокопоставленные, уже на уровне товарища министра, были вынуждены притворяться сторонниками "профессионального" стиля. Старшие чиновники, на уровне губернаторов, были вынуждены часто посещать разного рода официозные богослужения — и все, от церковного нищего до настоятеля храма, прекрасно понимали, что губернатор с университетским образованием дома не перекрестит лба, а последний раз причащался он в глубоком детстве. Раз в году чиновники сдавали начальству справку о говении (пост–исповедь–причастие), и все эти справки были просто куплены; даже тем, кто и на самом деле говел, было уже неудобно получать справку даром по–честному, и они стояли в общей очереди за фальшивой справкой.


Ну и разумеется, со всеми этими людьми сосуществовали атеисты современного типа. Атеисты состояли из двух групп — либо это были высокоразвитые люди с высшим образованием (можно считать это "сайентистским атеизмом"), либо люди с каким–то образованием и с противоправительственными убеждениями (можно считать это "политическим атеизмом"). Атеисты обычно не скрывали своих взглядов, так как им ничего не угрожало ни в личном, ни в карьерном плане (открытый атеист мог спокойно дослужиться где–то до сенатора), поэтому о них в художественной и мемуарной литературе обычно говорится прямо.


Теперь, вооруженные этим ценным знанием, вы можете по–новому взглянуть на давно знакомых персонажей русской литературы и догадаться, к какому из описанных типов относится их религиозность; также понятнее станут и мемуары — ведь для мемуаристов всё, о чем я пишу, было просто подразумеваемым и не заслуживало упоминания.


Вторая часть теста, о религиозных практиках, будет опубликована позже.

Показать полностью
776

Лучшая духовная защита — это духовное нападение

Лучшая духовная защита — это духовное нападение Православие, Духовность, Скрепы

История следующая: админю я себе спокойненько интернет–магазин продукции для взрослых, никого не трогаю, никому не мешаю. Тут мне приходит email с содержанием, кхм... крайне странным (прикрепляю скрин письма в качестве картинки, орфография и пунктуация автора сохранены). Даже и не знаю, как на него отреагировать. Плакать? Смеяться? Закрывать магазин? Ждать ответного гудка?

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: