459

Дудл от Гугл в честь 60-летия публикации Страны багровых туч

Дудл от Гугл в честь 60-летия публикации Страны багровых туч Google, Google doodle, Дудл, Стругацкие, Арт, Книги, Длиннопост

"Повесть Аркадия и Бориса Стругацких опубликована в этот день в 1959 году. Двух, пожалуй, самых значимых писателей-фантастов России на совместную работу над первым произведением вдохновил дружеский спор. Аркадий поспорил со своей женой Еленой, что они с братом, который изучал астрономию в Ленинграде, смогут написать фантастику, лучше книг, издававшихся в то время.


«Страна багровых туч» была завершена в 1957 году - в год исторического запуска первого советский искусственного спутника Земли. Это книга о путешествии на Венеру в конце 20-го века. Оптимистично смотря в будущее, братья Стругацкие представляли мир, в котором технологии и социальный прогресс шли рука об руку, и ракеты с фотонными двигателями доставляли исследователей на Венеру для поиска урана, используемого в атомной энергетике.


Несмотря на то, что они жили за сотни километров друг от друга, Стругацкие продолжили сотрудничество и стали авторами более чем 25 произведений. В повести «Полдень, XXII век» они представили «Мир Полудня» - вселенную, которую можно воспринимать как аллегорию идеалов Советского Союза; это мир, наполненный умными, трудолюбивыми людьми, с удовольствием занятыми интересной работой.


Начало творчества Стругацких пришлось на период «оттепели» 1950-х. Цензура ограничивала некоторых из их предшественников, но братья получили большую свободу творчества. К концу 1960-х Стругацкие все чаще, описывая события в далеких вселенных, тонко критиковали авторитарное правительство. Некоторые из их более поздних произведений были подвергнуты цензуре по политическим причинам.


По решению наследников писателей, все произведения, включая ранее не изданные, выложены в свободном доступе, как изначально задумывали авторы." (по мнению Гугл)

Дудл для жителей Беларуси, России и Украины. Предварительные наброски:

Дудл от Гугл в честь 60-летия публикации Страны багровых туч Google, Google doodle, Дудл, Стругацкие, Арт, Книги, Длиннопост

На обложке книги 1959 года и последующих изданий, как и в самой книге, были иллюстрация И.А.Ильинского, о которых напомнил гугл:

Дудл от Гугл в честь 60-летия публикации Страны багровых туч Google, Google doodle, Дудл, Стругацкие, Арт, Книги, Длиннопост
Дудл от Гугл в честь 60-летия публикации Страны багровых туч Google, Google doodle, Дудл, Стругацкие, Арт, Книги, Длиннопост
Дудл от Гугл в честь 60-летия публикации Страны багровых туч Google, Google doodle, Дудл, Стругацкие, Арт, Книги, Длиннопост
Дудл от Гугл в честь 60-летия публикации Страны багровых туч Google, Google doodle, Дудл, Стругацкие, Арт, Книги, Длиннопост
Дудл от Гугл в честь 60-летия публикации Страны багровых туч Google, Google doodle, Дудл, Стругацкие, Арт, Книги, Длиннопост

Меня дудл порадовал - не столько информацией о дате и книге, а неожиданными воспоминаниями от одного взгляда на обложку. Каждая книга Библиотеки приключений и научной фантастики - это было предвкушение знакомства с новыми невообразимыми мирами. Их покупали в магазине, заказывали по почте, брали почитать у друзей.

Дудл от Гугл в честь 60-летия публикации Страны багровых туч Google, Google doodle, Дудл, Стругацкие, Арт, Книги, Длиннопост

Интересно, у автора сегодняшнего дудла, иллюстратора Алиссы Уинанс из Сан Франциско, тоже были такие книги "с рамочкой"?

Найдены возможные дубликаты

+17

От этой обложки у меня аж мурашки пробежали от гривы до хвоста) и в горле так приятно защекоталось) даже запах тех книг почудился как будто рядом

раскрыть ветку 2
+6

Спасибо, что прочитала запрятанный абзац про обложку! ;)

+2

Люблю такое оформление обложек - изящно, ничего лишнего. Нет броских и пафосных картинок с героями, глупых цветастых шрифтов. Кто бы там что ни говорил, но обложка книги при первом знакомстве с ней сильно влияет на восприятие. Я очень люблю фантастику, но как гляну в магазине на полку с книгами этого жанра, так сразу отвращение появляется - отвратительное оформление, отталкивающее. Возникает ощущение несерьезности (хотя, с большинством современных фантастических произведений ощущение не обманывает - они действительно пустышка).

+9

Эта книга была пробным камнем в фундаменте построенной затем братьями "вселенной Юрковского". Далее были "Путь на Амельтею" и "Стажёры"... А потом эта вселенная несколькими тонкими ниточками проросла в более взрослую "вселенную Комова".

раскрыть ветку 1
+5

Как же я зачитывался книгами о мире Полудня, а потом и про "Страну багровых туч", "Путь на Амальтею". Очень уж там особая атмосфера, романтическая что ли. Читая, невольно начинаешь тянуться к этим героям, равняться на них и заимствовать моральные установки. Появляется желание творить что-то полезное, чтобы приблизить наступление этого Полудня. Зато когда заканчиваешь читать и мысли возвращаются в реальность, то теплые желтые фильтры спадают с глаз - человек взглянул на звезды, поразился, и пошел жрать.

+6
Алисса погуглила, чтобы сделать дудл
+4

Блин.........как давно я гоняюсь ИМЕННО за этой книгой, ИМЕННО в этом переплете. Там еще бонусом шел рассказ о людях на кремнивой основе....Если у кого есть и не жалко - могу купить....

+3
А я был под мегавпечатлением от этой повести. Мне было лет 10, когда я её прочитал. Прошло больше 30 лет, но из детства помню настолько же отчётливо только одно произведение - С.Ярославцев "Экспедиция в преисподнюю". А это, как наверное все знают, Аркадий Стругацкий. Лично на меня эти книги очень сильно повлияли.
+3

Давно читал, вполне понравилось

+2
Начал знакомство с ними с "Пути на Амальтею". В десятом классе забил на школу, но зато прочитал собрание сочинений Натановичей. "Пикник на обочине" - любимое, до сих пор перечитываю периодически и до сих пор с финального монолог Шухарта прошибают мурашки
+2

Хорошее произведение, но для меня тяжеловатое, возможно, из-за некого морализаторства. А вот отягощенные злом или 40 лет спустя-просто потрясающее

+3
вот что надо бы экранизировать чтобы уделать Марвел
раскрыть ветку 1
0

Аниме! Надо сделать аниме!)

+3

Блин. Обидно как-то. Считаю это одним из самых слабых их произведений. =С

раскрыть ветку 4
+10
Они тоже так считали. Пруфы в offline интервью.
+5

Ну вся космическо-патриотическая литература их творческой молодости примерно одинакова. Я люблю поздние произведения, и апофеозом "Бессильные мира сего".

раскрыть ветку 2
+2
Это в любом творчестве- в зрелом возрасте выходят шедевры, но чаще всего они очень тяжелы для восприятия и грустны. «27-я теорема этики» тоже жесть ещё та
+1
Хм. Пожалуй не привязывал произведения к датам. Интересно.
+1

О, как раз читаю её сейчас)

+1

так вот кто автор рисунков, я думал это Мигунов.

0

А для меня этот роман - один из любимейших у Стругацких.

0

На этой иллюстрации Сайтама валит робота- жука.... ( Любителям аниме...)

Иллюстрация к комментарию
0

Одна их моих любимых книг!

0
Обидно что для размещения памятной доски в честь Бориса Стругацкого руководство города требует справку, что он был писателем. http://karaulovlife.ru/news/smolnii-potreboval-spravku-chto-...
0
Очень познавательно, спасибо!
-13
Имхо, подростковое рафинированное высокопарное чтение для юношей, неизбалованных интернетом.
ещё комментарий
Похожие посты
205

Подборка книг, получивших премию имени Аркадия и Бориса Стругацких («АБС-премия»)

Набрел в поисках русскоязычной литературы на премию за лучшие произведения литературной фантастики - имени Аркадия и Бориса Стругацких.
Интересный факт, что до 2013 года в отборе произведений участвовал Борис Стругацкий.

▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬

Евгений Лукин - Зона справедливости

Роман, 1998 год


Что хорошего может случиться в темной подворотне? Как известно, ничего. Но эта жутковата как-то даже чересчур. Темная подворотня, и темные в ней творятся дела. В ней умирают люди, рядом терпят аварию автомобили, незримая рука может надавать пощечин припозднившемуся прохожему. Мерзкое место, а самое в нем мерзкое то, что оно не просто подворотня, а таинственная Зона Справедливости. Так, ничего особенного, просто материализуется закон — `Око за око`. И магия все сильнее, и Зона начинает расти, и совершенно неясно, что из такого сомнительного чуда выйдет...


▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬

Сергей Синякин - Монах на краю земли

Повесть, 1999 год


Советский аэронавт Штерн в середине тридцатых годов совершает открытие, в корне меняющее представление человечества о мироздании. Более того, у него есть доказательство правильности его открытия. Однако партии, правительству и лично товарищу Сталину это открытие не нужно, и за Штерна берутся компетентные органы. Автор описывает до боли знакомую процедуру: человека хотят сломать, но он не сдается и сквозь лагерные муки проносит правду о своем открытии...


▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬

Вячеслав Рыбаков - На чужом пиру

Роман, 2000 год

Предыдущие книги цикла «Симагин»:

Очаг на башне (1990)

Человек напротив (1997)


В России конца 80-х годов совершено великое открытие в медицине — разрабатывается возможность волнового лечения едва ли не всех органических болезней человека, от СПИДа до шизофрении. Но выясняется, что то же средство открывает возможности для могучего, непреодолимого воздействия на психику, характер, убеждения человека, включая даже любовь...


Это третий роман из серии о Симагине. На этот раз главным героем выступает уже выросший Антон, сын Аси. По сути, это детективная история разоблачения американского шпиона, в которую Антон оказывается втянут не по своей воле. Дело в том, что Антон обладает небольшими экстрасенсорными возможностями — он умеет «чувствовать» людей. Но главное наполнение романа — размышления одного русского учёного, записанные на дискете, по ходу дела попавшей в руки Антона. Горькие размышления о судьбе России, о её месте в современном мире...


▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬

Марина и Сергей Дяченко - Долина Совести

Роман, 2001 год


Влад — одинокий писатель, пишущий свои сказочные повести в Богом забытом поселке. Он — обладатель страшного дара. Любой, кто находится с ним рядом, привязывается к нему незримыми узами — настолько сильно, что рискует умереть.

Влад уже смирился с этим, как вдруг в его жизни появляется такой же человек, как он...

Подборка книг, получивших премию имени Аркадия и Бориса Стругацких («АБС-премия») Napisatel книги, Книги, Подборка, Фантастика, Русская литература, Стругацкие, Премия, Длиннопост

▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬

Михаил Успенский - Белый хрен в конопляном поле

Роман, 2002 год;

Предыдущие книги цикла «Там, где нас нет»

Там, где нас нет (1995)

Время Оно (1997)

Кого за смертью посылать (1998)


Очень немного в мире фантастов, создавших свои миры. Авторов, у которых драконы плюются огнём, а рыцари в ответ пуляют плазмой из бластеров, где принцессы владеют карате, а девы-воительницы хрупки и обаятельны, где царствует знаменито-станиславское «Не верю!», — сейчас море. А чтобы с замиранием сердца следить за парой малоросликов, которым по плечу спасти целые королевства и страны, твёрдо знать, что Волкодав — это прежде всего имя могучего варвара, а уже потом порода собак — таких создателей почти ничего. Михаилу Успенскому удалось создать такой мир. Это Многоборье — край дремучих лесов, отважных богатырей и прекрасных дев. Мир, где можно встретить великого подземного Идрик-Змея или сыграть при желании в карты с Водяным.


Новые времена — новые богатыри. Жихарь ушёл — пришёл Стремглав.


Человек трудной и интересной судьбы. Покинув опостылевший родительский дом, долго скитался, дослужился в «Иностранном легионе» короля Пистона Девятого до капитана, любил эльфийскую принцессу, практически в одиночку захватил цитадель врага, стал королём, родил двоих сыновей.


И вот тут-то всё и началось...


▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬

Дмитрий Быков - Орфография. Опера в трёх действиях

Роман, 2003 год; цикл «О-трилогия»

Содержание цикла:

Оправдание (2001)

Орфография. Опера в трёх действиях (2003)

Остромов, или Ученик чародея (2010)


Дмитрий Быков снова удивляет читателей: он написал авантюрный роман, взяв за основу событие, казалось бы, «академическое» — реформу русской орфографии в 1918 году. Роман весь пронизан литературной игрой и одновременно очень серьезен; в нем кипят страсти и ставятся «проклятые вопросы»; действие происходит то в Петрограде, то в Крыму сразу после революции или... сейчас? Словом, «Орфография» — веселое и грустное повествование о злоключениях русской интеллигенции в XX столетии...


▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬

Евгений Лукин - Портрет кудесника в юности

Сборник рассказов, 2004 год


Для всех истинных любителей отечественной иронической фантастики Евгений Лукин – примерно то же, что Марк Твен или Михаил Зощенко – для любителей иронической прозы вообще. Потому что это – имя автора, таланту которого, безупречно яркому и оригинальному, подвластны практически ЛЮБЫЕ повороты (и навороты) в непростом сочетании фантастики и юмора – от искрометных притч до едких, почти циничных рассказов, от великолепной сказовой прозы, обыгрывающей издавна любимый российским народом канон «кухонной байки», – до безжалостного социального сарказма.


Город Баклужино: из тюрьмы выходит Глеб Портнягин, посаженный туда за неудачную попытку ограбления склада в компании с будущим протопарторгом Африканом. Колдун Ефрем Нехорошев находит его на улице, продающим астральные мечи и берет в ученики.


▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬

Дмитрий Быков - Эвакуатор

Роман, 2005 год


Действие романа Дмитрия Быкова происходит в Москве, где редкий день обходится без взрывов террористов. И посреди этого кошмара вспыхивает любовь.

Она — обыкновенная москвичка, он — инопланетянин, который берется вывезти любимую и ее близких на свою далекую и прекрасную планету.

Но у красивой истории оказывается неожиданный конец…


▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬

Александр Житинский - Flashmob! Государь всея Сети

Роман, 2007 год


Дон — физик, доктор наук, регистрируется на досуге в «Живом Журнале» и начинает экспериментировать с информационным пространством. Стихийно создав он-лайн акцию, он понимает, какой инструмент влияния попал в его руки. Постепенно начинают происходить странные флэш-мобы, сотрясающие не только интернет, где они зарождаются, но и порядок в стране.


▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬

Евгений Лукин - Лечиться будем

Повесть, 2008 год

цикл «Лыцк, Баклужино, Суслов»


Ох намудрили жители достославного Сызново и выбрали себе в президенты психотерапевта. А он и давай их лечить от различных психических недугов. И только горстка «извращенцев» не лечится, а находится под контролем.


▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬

Михаил Успенский - Райская машина

Роман, 2009 год


Роман Мерлин, прожив несколько лет в тайге, в полном отрыве от мира, возвращается к людям — и не узнает ничего. Россия оккупирована международными силами ООН, все твердят об эвакуации, потому что вот-вот с Землей столкнется огромный астероид, а где-то в глубине Вселенной ждет Химэй, в котором места хватит для всех. Это и есть древняя родина человечества, куда пора вернуться, забытый Эдем.


Идти со всеми? Или остаться с немногими? Тем более что есть подозрение: кто-то крупно врет. Но кто? И зачем? Просто конец света какой-то...

Подборка книг, получивших премию имени Аркадия и Бориса Стругацких («АБС-премия») Napisatel книги, Книги, Подборка, Фантастика, Русская литература, Стругацкие, Премия, Длиннопост

▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬

Вячеслав Рыбаков - Се, творю

Роман, 2010 год

цикл «Наши Звезды»


Человеческие судьбы и шпионские интриги причудливо переплетаются вокруг секретного частного проекта «Полдень», в рамках которого на средства олигарха-мецената разрабатывается новая российская космическая программа. В ходе исследований участники проекта под руководством ученого Журанкова открывают революционный способ перемещения на огромные расстояния.

Однако слишком много внешних сил стоит на пути людей, занимающихся разработками, – не только российские спецслужбы и иностранные разведки, но и бессмертный закон подлости…


▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬

Наум Ним - Господи, сделай так...

Роман, 2011 год


Это книга о самом очаровательном месте на свете и о многолетней жизни нашей страны, в какой-то мере определившей жизни четырех друзей - Мишки-Мешка, Тимки, Сереги и рассказчика. А может быть, это книга о жизни четырех друзей, в какой-то мере определившей жизнь нашей страны. Все в этой книге правда, и все - фантазия. "Все, что мы любим, во что мы верим, что мы помним и храним, - все это только наши фантазии. Но если поднять глаза вверх и честно повторить фантазии, в которые мы верим, а потом не забыть сказать "Господи, сделай так", то все наши фантазии обязательно станут реальностью. Если, конечно, ты при этом вправду желаешь только добра и справедливости и не выкраиваешь какой-то выгоды для себя. И вот это уже - очень трудно. Из всех людей, кто такое бы умел, я знаю одного только Мешка, но и у него очень часто все получалось наперекосяк".


▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬

Роберт Ибатуллин - Роза и Червь

Роман, 2015 год


Первый контакт человечества с иным разумом начался... полным истреблением человечества — если не считать горсток выживших в подземных убежищах и на орбите. Впрочем спустя столетия память о далеком враге оказывается слабее неприязни к ближнему. Увлеченные политическими дрязгами жители Луны, Венеры и Марса не обращают внимания на покинутую и изуродованную Землю, где тем временем появляется новая чуждая жизнь.


▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬

Александр Етоев - Я буду всегда с тобой

Роман, 2018 год


Июнь, 1943 год, Зауралье, Полярный круг. Отблески военных зарниц красят горизонт кровью, враг ещё не сдаётся и с переломленным под Сталинградом хребтом медленно отползает к Западу.

Но и сюда, на пространства тундры возле матери приполярных вод великой реки Оби, на города, посёлки, лагерные зоны, фактории и оленьи стойбища, падает тень войны и наполняет воздух тревогой. Эта неспокойная атмосфера одних сводит с ума, превращая людей в чудовищ или в жалкое подобие человека, лишённое воли и милосердия, другие, такие же с виду люди, возвышаются над морем житейским и становятся героями или ангелами. А в центре этих событий жизнь и судьба художника, в волшебных руках которого дышит и оживает глина, камень, дерево и металл.

▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬
Другие подборки:
Подборка книг про звёздные ковчеги или корабли поколений
9 книг о колонизации планет
Подборка книг премии Брэма Стокера (ужасы, мистика)


Если вам удобнее - дублирую посты в Телеграме - https://teleg.run/yaNapisatel

Публикую подборки фильмов, сериалов и книг.


Спасибо. Napisatel

Показать полностью 2
224

Братья Стругацкие

Братья Стругацкие Стругацкие, Биография, Фантастика, Сталкер, Книги, Русские писатели, Длиннопост

Братья Стругацкие — Аркадий Натанович и Борис Натанович — советские и российские писатели, соавторы, сценаристы, классики современной научной и социальной фантастики.

Биография

Aркадий Натанович Стругацкий родился 28 августа 1925 года в городе Батуми, затем жил в Ленинграде. Отец — искусствовед, мать — учительница. С началом Великой Отечественной Войны работал на строительстве укреплений, затем — в гранатной мастерской. В конце января 1942 года вместе с отцом эвакуировался из блокадного Ленинграда. Чудом выжил — единственный из всего вагона. В Вологде похоронил отца. Оказался в городе Чкалове (ныне — Оренбург). В городе Ташле Оренбургской области работал на молокоприемном пункте, там же был призван в армию. Учился в Актюбинском артучилище. Весной 1943 года, перед самым выпуском, был откомандирован в Москву, в Военный институт иностранных языков. Окончил его в 1949 году по специальности — переводчик с английского и японского языков. Был на преподавательской работе в Канской школе военных переводчиков, служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. Демобилизовался в 1955 году. Работал в «Реферативном журнале», затем редактором в Детгизе и Гослитиздате.

Борис Натанович Стругацкий родился 15 апреля 1933 г. в Ленинграде, туда же вернулся после эвакуации, окончил математико-механический факультет ЛГУ с дипломом астронома, работал в Пулковской обсерватории; с 1960 года — профессиональный писатель. Член Союза Писателей. Печатался, в основном, в соавторстве с братом (известен также переводами американской НФ — в соавторстве с братом, под псевдонимами С. Победин и С. Витин). Лауреат Государственной премии РСФСР (1986 — за сценарий фильма «Письма мертвого человека», вместе с В. Рыбаковым и режисером К. Лопушанским). Бессменный руководитель семинара молодых фантастов при Санкт-Петербургской писательской организации. Жил и работал в Санкт-Петербурге.

Творчество

Попытки писать фантастическую прозу А. Н. Стругацкий предпринимал ещё до войны (по свидетельству Бориса Стругацкого, это была повесть «Находка майора Ковалёва», утраченная во время ленинградской блокады). Первое сохранившееся произведение Аркадия Стругацкого — рассказ «Как погиб Канг» — было закончено в 1946 году и опубликовано в 2001 году. Он продолжал попытки писать фантастику и в 1950-е годы во время военной службы, приблизительно 1952 годом датирована повесть «Четвёртое царство». Борис Натанович начал писать с начала 1950-х годов; братья обменивались творческими замыслами по переписке и во время отпусков Аркадия Натановича. Первая художественная публикация Аркадия Стругацкого — повесть «Пепел Бикини» (1956), написанная совместно с Львом Петровым ещё во время службы в армии, посвящена трагическим событиям, связанным с испытанием водородной бомбы на атолле Бикини, и осталась, по выражению Войцеха Кайтоха, типичным для того времени примером «антиимпериалистической прозы». В январе 1958 года в журнале «Техника — молодёжи» была опубликована первая совместная работа братьев — научно-фантастический рассказ «Извне», переработанный позже в одноимённую повесть.

В 1959 году вышла первая книга Стругацких — повесть «Страна багровых туч». По воспоминаниям, она была начата на спор с женой Аркадия Натановича — Еленой Ильиничной[1]. Черновик был готов к 1957 году, но редакционные препоны задержали публикацию. Связанные общими героями с этой повестью продолжения — «Путь на Амальтею» (1960), «Стажёры» (1962), а также рассказы первого сборника Стругацких «Шесть спичек» (1960) положили начало многотомному циклу произведений о будущем Мире Полудня, в котором авторам хотелось бы жить.

Братья Стругацкие в течение многих лет оставались ведущими представителями советской фантастики, их разноплановые произведения отражали развитие мировоззрения авторов. Каждая новая книга становилась событием, вызывала яркие и противоречивые дискуссии. Неизбежно и неоднократно многие критики сравнивали созданный Стругацкими мир с миром, описанным в утопии Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». В одной из статей того времени Евгений Брандис и Владимир Дмитревский отмечали: «В отличие от героев Ефремова, вполне сознательно приподнимающего их над людьми нашего времени, Стругацкие наделяют людей будущего чертами наших лучших современников». Некоторые критики сравнивали мир Ефремова с грандиозными декорациями для некоей пьесы, которая, однако, никогда не будет поставлена, так как сценарий не написан, да и играть некому. Полдень Стругацких же, наоборот, представлял собой живой, настоящий мир.

Первые книги Стругацких соответствовали требованиям социалистического реализма. Отличительной особенностью этих книг по сравнению с образцами тогдашней советской фантастики были «несхематичные» герои (интеллигенты, гуманисты, преданные научному поиску и нравственной ответственности перед человечеством), оригинальные и смелые фантастические идеи о развитии науки и техники. Произведения Стругацких написаны высокохудожественно, с юмором, героев отличает индивидуализация языка. Они органично совпали с периодом «оттепели» в стране и отразили тогдашнюю веру в светлое будущее и неуклонный прогресс в общественных отношениях. Программной книгой этого периода стала повесть «Полдень, XXII век» (1962), крупными мазками начертавшая увлекательную перспективу будущего человечества, представители которого — светлые, умные люди, увлечённые покорители космоса, искатели, творческие личности.

Однако уже в повести «Далёкая Радуга» (1963) появляются тревожные нотки: катастрофа на далёкой планете в результате проводившихся учёными экспериментов вывела на первый план одну из основных тем дальнейшего творчества Стругацких — нравственный выбор человека, оказавшегося в тяжёлом положении, когда выбирать нужно между плохим и очень плохим вариантами. В этой же повести авторы впервые обозначили проблему: что будут делать и как себя будут чувствовать в светлом мире Полудня те, кто не способен жить творчески? Столкнуться с прошлым, задуматься о том, возможно ли скорое избавление от «палеолита в сознании», пришлось сначала героям повести «Попытка к бегству» (1962), а затем сотрудникам Института экспериментальной истории в повести «Трудно быть богом» (1964). В повести «Хищные вещи века» (1965) Стругацкие обращаются к актуальным проблемам современности, рисуют гротескную модель будущего общества потребления, которое и теперь представляется наиболее вероятной экстраполяцией развития сегодняшнего мира. Композиционно повесть является, по словам Войцеха Кайтоха, «специфически советской антиутопией», первой в русской литературе «антиутопией в утопии».

В то же самое время Стругацкие пишут несколько произведений, которые не укладываются в рамки стандартных или традиционных жанров. Искрящаяся юмором и оптимизмом «сказка для научных сотрудников младшего возраста» «Понедельник начинается в субботу» (1965) была продолжена произведением «Сказка о Тройке» (1968 — первоначальный вариант; 1989 — сокращённый переработанный вариант), в которой юмор уступает место жёсткой сатире на бюрократический казарменный социализм. Результаты не замедлили сказаться — опубликовавший произведение иркутский альманах «Ангара» перестал выходить[источник не указан 1472 дня], а сама «Сказка о Тройке» на долгие годы стала недоступной читателям. Подобная участь ожидала и самую сложную в философском отношении повесть «Улитка на склоне» (публиковалась частями в 1966 и 1968; полностью — в 1988). Действие в повести происходит параллельно в двух соприкасающихся местах — в Лесу и в Управлении по делам Леса. Советская критика консервативного толка, ополчившись на узнаваемость бюрократической бестолковщины в Управлении, практически не увидела более глубокие мысли авторов о неумолимости прогресса, сметающего на своём пути всё, что не подходит для новой жизни. А ведь мир повести «соткан из самых разноречивых тенденций общественного бытия. Это невероятный мир. Это мир разного рода общественных потенций, порой весьма мрачных. Перед нами как бы эмбрионы тех или иных вероятностных феноменов будущего — того будущего, которое возможно, если дать этим эмбрионам развиться» (А. Лебедев, «Реалистическая фантастика и фантастическая реальность» — «Новый мир», № 11, 1968).

Сатирическая повесть «Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» (1967) также не вызвала восторга у ортодоксальных критиков; имена персонажей, позаимствованные у героев греческих мифов, не могли скрыть аллюзий на современность, а главный вопрос, заданный авторами: «Применимы ли понятия: честь, достоинство, гордость — ко всему человечеству? Позволительно ли ему променять „право первородства“ на чечевичную похлёбку?» — также остался практически незамеченным. Подобная проблема: готово ли человечество ко встрече с неизвестным, в частности, ко встрече с инопланетной цивилизацией, прозвучала и в повести «Отель „У Погибшего Альпиниста“» (1970), в ней же Стругацкие предприняли и рискованный эксперимент по созданию фантастического детектива.

Возвращаясь к Миру Полудня, Стругацкие пишут повести «Обитаемый остров» (1969, сокр.; 1971), «Малыш» (1971), «Парень из преисподней» (1974). На эти произведения было обращено пристальное внимание советской цензуры (при подготовке «Обитаемого острова» к публикации в первом собрании сочинений в 1991 году авторам пришлось восстановить более 900 изменений, внесённых в текст по требованиям цензуры), и в 1970-е у них практически не выходят книжные издания. Повесть «Пикник на обочине» (1972) после первой журнальной публикации восемь лет по различным причинам не издавалась и лишь в 1980 вышла в сборнике «Неназначенные встречи» в сокращенном виде. Тема Зоны — территории, на которой после Посещения инопланетян происходят странные явления, и сталкеров — смельчаков, которые тайком проникают в эту Зону, получила развитие в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», снятого в 1979 году по сценарию Стругацких, а после реальной Чернобыльской катастрофы — в компьютерной игре S.T.A.L.K.E.R. и множестве литературных произведений по ней.

Главная тема творчества Стругацких — тема выбора — стала основной для повести «За миллиард лет до конца света» (1976), герои которой поставлены перед жестокой необходимостью выбирать между возможностью творить под угрозой смерти, либо отказаться от своих убеждений ради спокойной жизни. Тогда же был написан роман «Град обреченный» (1972, опубл. в 1988—1989), в котором, по словам Марка Амусина, предпринята попытка «построить динамическую модель идеологизированного сознания, типичного для самых широких слоёв нашего общества, проследить его судьбу на фоне меняющейся социальной реальности, исследовать различные фазы его „жизненного цикла“, и в частности, драматического перехода думающих советских людей от позиции фанатичной веры в коммунистические идеалы к условиям идеологического вакуума, характерного для целого поколения». Сергей Чупринин писал: «Эти чуткие к требованиям дня писатели бьют в одну и ту же точку. Недаром доказывают, что недопустимы, нравственно преступны эксперименты над человеком и обществом, даже если экспериментаторы движимы самыми вроде бы добрыми побуждениями… Недаром, не боясь повториться, убеждают, что добро, породнившееся с насилием, неминуемо перерождается в зло — и тем более опасное, что оно-то по-прежнему считает себя добром…». Для этих произведений, как и для романа «Хромая судьба» (1982, опубл. в 1986) характерно наделение главных персонажей автобиографическими чертами. Роман «Хромая судьба», повествующий о жизни пожилого писателя, включает в себя повесть «Гадкие лебеди» (опубликована за рубежом без согласия авторов в 1967 году).

Очередное обращение к Миру Полудня — романы «Жук в муравейнике» (1979; премия «Аэлита» 1981 года) и «Волны гасят ветер» (1985) — подвело окончательный итог развитию утопической темы в творчестве Стругацких. Никакой технический прогресс не принесёт счастья человечеству, если основой его не станет Человек Воспитанный, который сможет избавиться от «внутренней обезьяны», — таков вывод многолетнего исследования возможного будущего. Тема воспитания стала ключевой для романа «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» (1988) — многопланового повествования, исследующего предназначение и рост сложности задач Учителя на примере двухтысячелетней истории. «Смысл всех этих экскурсов в прошлое видится вот в чём. Один Учитель (даже экстра-класса) не в состоянии одной лишь силой своего Знания, своей Убеждённости необратимо подвигнуть социум к прогрессу (в понимании Учителя) и при этом застраховать свою педагогическую концепцию от искажений во времени. Но и не пытаться сделать это он не может!» (Ф. Снегирев, «Время Учителей» — «Советская библиография», № 1, 1990).

Последним совместным произведением Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах» (1990) — предупреждение излишне горячим оптимистическим надеждам новейшего времени.

Аркадий Стругацкий написал несколько произведений в одиночку под псевдонимом С. Ярославцев: бурлескную сказку «Экспедиция в преисподнюю» (1974, части 1-2; 1984, часть 3), рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984) и повесть «Дьявол среди людей» (1990-91, опубл. в 1993). Никита Воронцов попадает в кольцо времени и много раз проживает одну и ту же жизнь, но не в силах что-либо по-настоящему изменить в окружающем мире. Ким Волошин, пройдя муки ада в реальной жизни, становится могущественным «дьяволом среди людей», но также неспособен сделать этот мир хоть чуточку лучше.

После смерти Аркадия Стругацкого в 1991 году Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994—1995) и «Бессильные мира сего» (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.

Братья Стругацкие также являются авторами ряда сценариев.

Стругацкими под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин были осуществлены переводы с английского романов Андре Нортон, Хола Клемента, Джона Уиндема. Аркадий Стругацкий является также переводчиком с японского рассказов Акутагавы Рюноскэ, романов Кобо Абэ, Нацумэ Сосэки, Нома Хироси, Санъютэя Энтё, средневекового романа «Сказание о Ёсицунэ».

Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному» (2000—2001; вышли отдельным изданием в 2003), в которых подробно описал историю создания произведений Стругацких. На официальном интернет-сайте Стругацких с июня 1998 года шло офлайн-интервью, в котором Борис Стругацкий ответил на более чем 7000 вопросов.

Произведения Стругацких издавались в переводах на 42 языках в 33 странах мира (более 500 изданий).

Показать полностью
109

Ночной дожор с классиками

Наткнулся на пост Чтение классиков заставляет жрать по ночам.
Первым делом вспомнился этот отрывок из книги Стругацких "Понедельник начинается в субботу".

"…Я лег на правый бок, натянул одеяло на ухо, закрыл глаза и вдруг понял, что спать мне совершенно не хочется – хочется есть. Ай-яй-яй, подумал я. Надо было срочно принимать меры, и я их принял. Вот, скажем, система двух интегральных уравнений типа уравнений
звездной статистики; обе неизвестные функции находятся под интегралом. Решать, естественно, можно только численно, скажем, на БЭСМ… Я вспомнил нашу БЭСМ. Панель управления цвета заварного крема. Женя кладет на эту панель газетный сверток и неторопливо его разворачивает.
«У тебя что?» – «У меня с сыром и колбасой». С польской полукопченой, кружочками. «Эх ты, жениться надо! У меня котлеты, с чесночком, домашние. И соленый огурчик». Нет, два огурчика… Четыре котлеты и для ровного счета четыре крепких соленых огурчика. И четыре куска хлеба с маслом…

Я откинул одеяло и сел. Может быть, в машине что-нибудь осталось? Нет, все, что там было, я съел. Осталась поваренная книга для Валькиной мамы, которая живет в Лежневе. Как это там… Соус пикан. Полстакана уксусу, две луковицы… и перчик. Подается к мясным блюдам… Как сейчас помню: к маленьким бифштексам. «Вот подлость, – подумал я,– ведь не просто к бифштексам, а к ма-а-аленьким бифштексам».
Я вскочил и подбежал к окну. В ночном воздухе отчетливо пахло ма-а-аленькими бифштексами. Откуда-то из недр подсознания всплыло: «Подавались ему обычные в трактирах блюда, как то: кислые щи, мозги с горошком, огурец соленый (я глотнул) и вечный слоеный сладкий пирожок…»
«Отвлечься бы», – подумал я и взял книгу с подоконника. Это был Алексей Толстой, «Хмурое Утро». Я открыл наугад. «Махно, сломав сардиночный нож, вытащил из кармана перламутровый ножик с полусотней лезвий и им продолжал орудовать, открывая жестянки с ананасами (плохо дело, подумал я), французским паштетом, с омарами, от которых резко запахло по комнате».
Я осторожно положил книгу и сел за стол на табурет. В комнате вдруг обнаружился вкусный резкий запах: должно быть, пахло омарами. Я стал размышлять, почему я до сих пор ни разу не попробовал омаров. Или, скажем, устриц. У Диккенса все едят устриц, орудуют складными ножами, отрезают толстые ломти хлеба, намазывают маслом… Я стал нервно разглаживать скатерть. На скатерти виднелись неотмытые пятна. На ней много и вкусно ели. Ели омаров и мозги с горошком. Ели маленькие бифштексы с соусом пикан. Большие и средние бифштексы тоже ели. Сыто отдувались, удовлетворенно цыкали зубом…

Отдуваться мне было не с чего, и я принялся цыкать зубом. Наверное, я делал это громко и голодно, потому что старуха за стеной заскрипела кроватью, сердито забормотала, загремела чем-то и вдруг вошла ко мне в комнату. На ней была длинная серая рубаха, а в руках она несла тарелку, и в комнате сейчас же распространился настоящий, а не фантастический аромат еды. Старуха улыбалась. Она поставила тарелку прямо передо мной и сладко пробасила:
– Откушай-ко, батюшка, Александр Иванович. Откушай, чем бог послал, со мной переслал…
– Что вы, что вы, Наина Киевна, – забормотал я, – зачем же было так беспокоить себя…
Но в руке у меня уже откуда-то оказалась вилка с костяной ручкой, и я стал есть, а бабка стояла рядом, кивала и приговаривала:
– Кушай, батюшка, кушай на здоровьице…
Я съел все. Это была горячая картошка с топленым маслом…"

Ночной дожор с классиками Литература, Еда, Стругацкие, Книги

Прошу прощения что без картинок, писал с телефона.
Всем завтракающим и обедающим - приятного аппетита!

Показать полностью 1
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: