176

Древнеегипетские карикатуры

Фрагмент древнеегипетского папируса, на котором изображены лев и газель, играющие в настольную игру. Одно из многочисленных изображений животных, ведущих себя, как люди. 

Древнеегипетские карикатуры Лига историков, Древний Египет, Карикатура, Животные

Таких вот, например. Кот, прислуживает мыши. Мышь наслаждается напитком из чаши, обдуваемый опахалом в лапе кота.

Древнеегипетские карикатуры Лига историков, Древний Египет, Карикатура, Животные

Найдены возможные дубликаты

+16

Вот еще папирус с кошками, ухаживающими за мышками, видимо это был распространенный сюжет какого-то фольклора

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 4
+8

в принципе, это простейший комедийный прием - мир вверх тормашками, привычные вещи наоборот. Основа народной смеховой культуры.

раскрыть ветку 2
+2

Русский лубок "Мыши хоронят кота":

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
+4
Линейка комиксов
+4

Замечательно. А потом через несколько тысяч лет кто-то так же откопает мемы из одноклассников. У нас и сейчас такие есть: архимемологи.

раскрыть ветку 1
+2

Мемоархеологи скорее. Архимемологов мемоархеологи как раз и будут откапывать и исследовать.

+6
Лев, видимо, депутат (сенатор?). У него 5 ладей против косулиных пешек... Зато оба политкорректно играют за чёрных.
раскрыть ветку 3
+8

Это не шахматы а сенет


https://ru.wikipedia.org/wiki/Сенет

раскрыть ветку 1
+1
Я не знал, но коммент был шуточный
0

Ну так Африка же.

+2
Иллюстрация к комментарию
+3

Через 100500 лет будут смотреть - как куча белых лебезит перед черными из-за мертвого урки и думать, что это, наверное, какие-то древние карикатуры

раскрыть ветку 1
+3

Только будут ли черные и белые через столько лет?

+2

Дохристосские мемасики

раскрыть ветку 1
+1

Мемасы дохристовы

+2
зачатки фурри.
+1
Ад для Тома.
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
+1
Рай для Джерри
0
Это просто мемы тех времен. Самые древние баяны
0
короч фурри это древний фетиш...
0

интересно, что же тогда такого случилось, что они перестали так палиться

0
Так же кошка скармливает рыбу мышке, мышка одну уже съела и принимает вторую, и всё это благодаря предмету на голове мышки
Похожие посты
652

Печальные сандалии

Верхний Египет, Фивы, 1 век н.э., похоронные сандалии из пальмовых листьев. Найдены при раскопках дома жреца. 

Печальные сандалии Лига историков, Древний Египет, Сандалии, Археология

"В гробу я тебя видел, в плетёных тапках!", говаривали должно быть древние египтяне.

779

Хлеб из древнеегипетских дрожжей, которым 4500 лет в обед.

Геймдизайнер и физик-любитель Симус Блэкли, известный как создатель контроллера консоли Xbox, рассказал у себя в Твиттере о попытке испечь хлеб из дрожжей, содержавшихся в глиняных горшках времён Древнего Египта.

Хлеб из древнеегипетских дрожжей, которым 4500 лет в обед. Лига историков, Хлеб, Древний Египет, Кулинария, Длиннопост

Симус получил образцы древних дрожжей благодаря дружбе с египтологами Сереной Лав и Ричардом Боуменом. Ученые собирали дрожжи со стенок древних сосудов для изучения их размножения и определения точного возраста, но не поскупились и поделились частью дрожжей со своим другом.

Хлеб из древнеегипетских дрожжей, которым 4500 лет в обед. Лига историков, Хлеб, Древний Египет, Кулинария, Длиннопост

Керамика, из которой добыли древние дрожжи


Принеся жидкие образцы дрожжей домой в герметичных контейнерах, мужчина аккуратно смешал их со свежемолотыми ячменной и пшеничной мукой. Для приготовления хлеба Блэкли использовал свежемолотые ячмень и пшеницу-однозернянку (дикорастущий вид), которых он скормил дрожжам. Чтобы не допустить попадания в состав будущей закваски современных микробов, кулинар-любитель использовал только стерилизованную посуду. Спустя неделю брожения он получил готовую для запекания хлеба закваску. получившийся продукт он смешал с водой и нефильтрованным оливковым маслом, а затем испёк в печи.

Хлеб из древнеегипетских дрожжей, которым 4500 лет в обед. Лига историков, Хлеб, Древний Египет, Кулинария, Длиннопост
Хлеб из древнеегипетских дрожжей, которым 4500 лет в обед. Лига историков, Хлеб, Древний Египет, Кулинария, Длиннопост

К сожалению, Симус не смог испечь хлеб, в точности соблюдая технологии древних египтян. Вместо глиняных горшков и каменной печи он использовал обыкновенные противень и кухонную плиту. На верхушке древнего лакомства он начертил иероглиф, обозначающий слово «хлеб». Внешне кулинарное изделие не выделялось чем-то необычным, но вкус, по словам Симуса Блэкли, оказался удивительным.

Хлеб из древнеегипетских дрожжей, которым 4500 лет в обед. Лига историков, Хлеб, Древний Египет, Кулинария, Длиннопост

"Аромат невероятный и новый. Он гораздо слаще и богаче, чем у обычного пшеничного теста, к которому мы привыкли. Это большое различие. Корочка лёгкая и воздушная, особенно для 100% древнего хлеба. Аромат и вкус невероятные. Я растроган. Отличия правда есть, и вы сможете легко это заметить, даже если не разбираетесь в хлебе. Это невероятно волнующе, и я так удивлён, что всё сработало."


Симус Блэкли. «гастроегиптолог-любитель».

Хлеб из древнеегипетских дрожжей, которым 4500 лет в обед. Лига историков, Хлеб, Древний Египет, Кулинария, Длиннопост
Хлеб из древнеегипетских дрожжей, которым 4500 лет в обед. Лига историков, Хлеб, Древний Египет, Кулинария, Длиннопост

Нам остается только поверить мужчине на слово, потому что вряд ли у кого-то есть друзья-египтологи, готовые отдать дрожжи для изготовления древнеегипетского хлеба.

П.С.: а Симус Блэкли разошелся и поставил изготовление хлебушка на поток...

Хлеб из древнеегипетских дрожжей, которым 4500 лет в обед. Лига историков, Хлеб, Древний Египет, Кулинария, Длиннопост

https://tjournal.ru/kitchen/110011-fizik-i-izobretatel-simus...

https://twitter.com/SeamusBlackley/status/115826481950341939...

Показать полностью 6
316

Три древних письма о любви

Что писали о любви брошенный муж из Древнего Египта, русский дворянин XVIII века, влюбленный в извозчика, и страдающая девушка из древнего Новгорода

1. Образованная новгородка — своему возлюбленному

Три древних письма о любви Лига историков, Три письма, Великий Новгород, Древний Египет, Российская империя, Любовь, Длиннопост

«[Я посылала (?)] к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю 

ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала [к тебе]? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под [людских] глаз и примчался … Отпиши же мне про … тебя оставлю. А если даже я тебя по своему неразумию задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то пусть судит [тебя] Бог и моя худость».


Новгород, начало XII века


Дмитрий Сичинава, лингвист:

«Письмо написано на двух кусках бересты, и не все фразы, к сожалению, сохранились. Однако кое-что можно восстановить. Письмо начинается со слов „к тебе трижды“: героиня явно хочет сказать, что уже три раза писала своему адресату или посылала к нему. Что бы ни было в начале, очевидно, что в письме не было обычного обращения — от такого-то к тому-то. Это очень интимное письмо, и здесь нет адресной формулы.


Какой образ любви, какие отношения стоят за этим письмом? Тут и страх, что о них узнают, и явное беспокойство героя, потому что за ним наблюдают другие люди. И явная обида возлюбленной, которая звучит очень естественно для нас сегодняшних: мол, тебе просто все это не надо, а если бы было надо, то ты бы нашел способ сбежать и встретиться со мной.

Три древних письма о любви Лига историков, Три письма, Великий Новгород, Древний Египет, Российская империя, Любовь, Длиннопост

Очень интересно выражение „буду задела“. Такого времени сейчас нет в русском языке: это так называемое второе будущее, означающее предшествование к какому-то предстоящему моменту. Использовалось оно и в условных предложениях, то есть сейчас бы мы сказали „если окажется, что я тебя задела“ или даже „если вдруг (по-твоему) я тебя задела“. До этого мы не знали, что в конце XI или в начале XII века глагол „задевать“, как и сегодня, использовался в значении „оскорбить“, „сделать неприятно“. А вот фраза „я тебя имела аки брата“ — буквально „я к тебе относилась как к брату“ — звучит странно. В современной культуре любви, наследующей романтизму, брат противопоставлен возлюбленному: „Сладко мне твоей сестрою, / Милый рыцарь, быть; / Но любовию иною / Не могу любить…“ Здесь же этого противопоставления нет: брат — это наибольшая степень открытости и близости. „Я относилась к тебе как к родному“ — так, может быть, сейчас бы сказала девушка на ее месте.


Писавшая, скорее всего, сочиняла и записывала послание своему возлюбленному сама: вряд ли она стала бы диктовать кому-то настолько интимное письмо. По изысканным формулам, которые она использует, видно, что женщина была не просто грамотной, а весьма образованной и в писце не нуждалась. Скорее всего, она принадлежала к социальной элите: грамота происходит с Троицкого раскопа, где, как мы знаем по другим письмам, находились усадьбы достаточно состоятельных новгородских бояр.


„Моя худость“ — калька с греческого выражения, которое означает „я, недостойная“. С этим уничижительным словом контрастирует фраза „пусть тебя судит Бог и я“. Это довольно смелая конструкция для средневекового человека, в особенности женщины. Вообще, перед нами очень независимая, по крайней мере в своих чувствах и выборе, женщина, и остается гадать, была ли она столь же самостоятельной социально. Максимальную степень независимости в традиционном обществе имела вдова, однако как раз из новгородских документов известно, что и при живом муже женщины могли распоряжаться, например, деньгами или воспитанием детей.


Есть ли аналоги этого письма? Учитывая его литературные обороты, наиболее естественно искать что-то похожее в Византии того времени. Этой эпохой датируется византийский роман „Дигенис Акрит“, где есть и самостоятельные героини, и непостоянные мужчины, и, главное, куртуазная переписка, и некоторые ее формулы. Есть и древнерусская его версия, хотя она делалась с другой, не столь богатой этими сюжетами редакции и в более позднее время, чем наша грамота. Разумеется, непосредственное влияние романа (тем более в подлиннике) предполагать не следует, скорее оба эти текста отражают галантную культуру той эпохи, свидетельств которой до нас дошло крайне мало.


Это письмо с его лексикой типа „иметь зла“ или „задеть“ — яркое свидетельство того, что древнерусский язык имел очень тонко выработанную психологическую лексику, подчеркивающую детали человеческих отношений, и не обязательно в области любви».

2. Серен из Древнего Египта — своей жене Исидоре, которая от него ушла

Три древних письма о любви Лига историков, Три письма, Великий Новгород, Древний Египет, Российская империя, Любовь, Длиннопост

«Серен приветствует свою сестру и госпожу Исидору. Прежде всего, молюсь о твоем здоровье и каждый день и вечер поклоняюсь за тебя богине Таурет, любящей тебя. Хочу, чтобы ты знала, что с тех пор, как ты ушла от меня, я пребываю в трауре, плачу по ночам и скорблю днем.


С тех пор как мы с тобой вместе помылись 12-го числа месяца фаофи, я больше не мылся и не умащался маслом до 12-го числа месяца атир. Ты прислала мне письма, которые могли бы поколебать и камень, так меня тронули твои слова. В тот же час я написал тебе ответ и отдал его 12-го числа, запечатанным вместе с твоими письмами.


Помимо твоих писем, в которых ты пишешь: „Колоб сделал из меня проститутку“, посыльный передал мне на словах следующее: „Твоя жена послала сказать мне, что он сам продал цепочку и что он сам посадил меня на корабль“. Ты говоришь все это, чтобы мне больше не верили в том, что касается погружения на корабль. Смотри, сколько раз я посылал за тобой. Сообщи мне, придешь ты или нет».


На обороте: «Отдать письмо Исидоре, от Серена».


Алена Чепель, историк:

«Это папирусное письмо было написано во II веке нашей эры в городе Оксиринхе и содержит огромное количество орфографических ошибок в древнегреческом языке. Читать частные папирусные письма — все равно что слушать телефонный разговор с одной стороны: большая часть контекста нам обычно недоступна. Мы не знаем, кем были Серен и Исидора, что между ними произошло. Можно предположить, что они были мужем и женой, Исидора ушла от Серена с другим мужчиной, Колобом, за месяц до написания письма, после чего они обменивались письмами и устными сообщениями через посыльного.


Самое интересное в этом письме — то, как Серен выражает свои чувства и свое горе из-за того, что Исидора его покинула. В течение месяца он исполнял ритуал траура — как после смерти близкого человека. В ритуальные действия входило полное отсутствие заботы о своем теле: человек переставал мыться, бриться, применять косметические средства ухода, благовония. Помимо такого телесного проявления своих чувств, Серен всячески проявлял заботу об Исидоре: он посылает за ней, зовет ее прийти, молится за нее древнеегипетской богине Таурет, покровительнице беременных и рожениц, изображавшейся в виде беременной гиппопотамихи. Это не обязательно значит, что Исидора была беременна, и может объясняться просто тем, что в греко-римский период Оксиринх был центром ее культа.


В своем письме Серен использует достаточно стандартные формулировки, но сквозь них прорываются бурные эмоции. И этим особенно интересно его письмо: оно показывает, что даже если у людей, живших почти 2 тысячи лет назад, не было сложившейся культуры выражения любви и страсти, они все-таки находили способ это сделать. Нужно еще понимать, что такие письма были не совсем личными: их диктовали для записи писцам и затем чаще всего читали вслух получателю или получательнице, так как большинство женщин (впрочем, мужчин тоже) в то время были неграмотными. Это затрудняло передачу в письме интимных подробностей или слишком личных проявлений чувств. Возможно, поэтому любовные письма как таковые среди папирусов практически отсутствуют, и исключения очень редки. Письмо Серена — одно из них.


Серен обращается к Исидоре как к своей сестре и госпоже. Госпожа, „кюрия“, — что-то вроде стандартного уважительного обращения, как Mrs в английском. „Сестра“, скорее всего, означает здесь „жена“. Дело в том, что в Египте того времени „сестра“ и „брат“ — нормальное обращение к жене и мужу соответственно. Но, кроме того, сестрой и братом могли называть также родственников разной степени близости и друзей. Так даже могли обращаться к людям, с которыми была какая-то тесная деловая связь. Определить в этих случаях реальную степень родства довольно сложно. Но в нашем письме есть также и слово „жена“, гюне, γυνή, скорее всего относящееся к Исидоре. Обращение Серена, таким образом, тоже подчеркивает его любовь и уважение к Исидоре».

3. Петербургский чиновник Андрей Молчанов — фурманщику Васильюшке

Три древних письма о любви Лига историков, Три письма, Великий Новгород, Древний Египет, Российская империя, Любовь, Длиннопост

«Друг мой Васильюшка, потому что велик ростом, а маленек любовью, знатно я уже тебе ненадобен, я тебя не вижу три дни и уже и скушно стало; жаль, что привык к тебе и забыть не могу, а ты меня бросил, а я чаю болше поторопился ко услугам племяненки, о которой известна Елисеевна; во вторник, ежели жив буду, приеду к тебе паритца в баню, вели заготовить да повидайся с Мироном, либо и впредь надобен буду; а Мокею скажи, что уже об нем зделано и о большем не трудился. К кормильцу моему Родиону поклон. А. М.».


А. М. 1740-е годы, Санкт-Петербург


Ирина Ролдугина, историк:

«Это письмо мне попалось в Российском государственном архиве древних актов и сразу привлекло мое внимание: оно адресовано одним мужчиной другому мужчине. А. М. — это Андрей Иванович Молчанов, дворянин, занимавший пост главного советника полицмейстерской канцелярии в Санкт-Петербурге и бывший довольно большим человеком. Васильюшка — фурманщик, то есть извозчик.


Почему этот текст очень необычен? Письма, выражающие открытое гомосексуальное желание, невероятно редки для российских реалий, в архивах их обнаружить почти невозможно. Во-первых, в России практически нет историков, которые, работая в архивах, обращали бы внимание на подобного рода документы. Во-вторых, считается, что гомосексуал в современном понимании слова появился только во второй половине XIX века. Перед нами же документ, показывающий, что между Молчановым и Васильюшкой существовала как минимум взаимная симпатия.


В какой-то момент это письмо оказалось в руках властей и заинтересовало их. Васильюшку спросили, почему он имеет „любовное обхождение“ с советником полицмейстерской канцелярии. Впрочем, закона, который бы криминализировал однополые отношения, тогда еще не существовало, а под статью о мужеложестве могли попасть только служившие в армии. Возможно, поэтому дальнейшая карьера Андрея Молчанова развивалась вполне благополучно. Он даже пытался избраться в екатерининскую Уложенную комиссию, но не прошел. Известно, что у него была семья, двое детей.


История телесности и сексуальности сводится к тому, что это всегда интерпретация. Естественно, мы не можем доказать, что эти люди спали друг с другом. Но контекст и текст письма свидетельствуют об интимной близости. И если то, что Молчанов называет этого человека „Васильюшка“, еще ни о чем не говорит, то фразы „я тебя не вижу три дня уже, и скучно стало“ и „я привык к тебе и забыть не могу, а ты меня бросил“ свидетельствуют об эмоциональной связи между этими людьми».

источник

Показать полностью 4
1992

Как гарем фараона Рамсеса III убил своего мужа

Одно из древнейших зафиксированных преступлений типа "мужеубийство"  в истории, состоявшееся в 1155 году до нашей эры.

Как гарем фараона Рамсеса III убил своего мужа Лига историков, Древний Египет, Рамзес III, Убийство, Длиннопост

Фреска с изображением фараона Рамсеса III

Итак, кто преступник? Целый гарем фараона, во главе с одной из младших жен по имени Тейе.


Кто у нас муж? египетский фараон Рамсес III.


Мотив преступления: посадить на трон вместо официального наследника — будущего Рамсеса IV (сына одной из главных жен) его единокровного брата Пентаура (сына главной заговорщицы Тейе).

Как гарем фараона Рамсеса III убил своего мужа Лига историков, Древний Египет, Рамзес III, Убийство, Длиннопост

Мумия фараона Рамсеса III


Способ убийства: фараону перерезали горло — очень острым обсидиановым ножом, так что следы остались на позвоночнике.


Сведения о ранах фараона свежие (что редко бывает с трупами возрастом в 4 тысячи лет). Хотя и раньше было известно о "гаремном заговоре" против Рамсеса — об этом было написано в Туринском юридическом папирусе. Но было не ясно, увенчался ли этот заговор успехом, лишь говорится о наказании участников (впрочем, о фараоне писалось как о покойнике).


Однако в 2012 году мумия Рамсеса была изучена с помощью томографа — и оказалось, что фараон действительно пал жертвой убийства.


Интересно, что прежде чем натравить людей с холодным оружием, заговорщицы подкупили какого-то чиновника, который украл из библиотеки магические книги. С их помощью девушки слепили восковые фигурки, чтобы с помощью магии вуду (да, она вечна и не знает границ) убить мужа.


Не сработало почему-то, пришлось нанять ассасина.

Как гарем фараона Рамсеса III убил своего мужа Лига историков, Древний Египет, Рамзес III, Убийство, Длиннопост

Рамсес III перед Осирисом и Исидой. Рисунок 19 века с фрески в его гробнице.


Исполнитель: имена непосредственных исполнителей неизвестны. Нападавшие действовали разным оружием — рубящим и режущим, значит, их было как минимум двое. Второй убийца напал на Рамсеса спереди и ударил топором или мечом по ноге (отсек большой палец).


В заговоре, кроме Тейе и ее сына участвовали другие женщины из гарема фараона. Сколько — не ясно, точно больше шести. Мы это знаем из того же Юридического папируса. Там во время процедуры неприятный казус вышел: весь состав судей (5 человек) вступили в интимную связь с 6 подсудимыми женщинами. Вряд ли это были какие-то важные персоны: главных дам наверняка охраняли серьезно. И судьи — хоть и сами министры важные, не устояли перед отборными гаремными красавицами и сбежали с ними из страны. Их отловили только в Нубии (Стране Куш). Девушкам отрезали носы и уши, и вместе с первым составом суда отправили работать на золотые прииски.

Как гарем фараона Рамсеса III убил своего мужа Лига историков, Древний Египет, Рамзес III, Убийство, Длиннопост

Рамсес III и наложница. (Она подносит ему цветок лотоса понюхать). Рельеф на стене помещений царского женского дома в мигдоле храма Рамсеса III в Мединет Абу. 12 в. до н.э.


Также в заговоре участвовали завербованные Тийе важные сановники, в том числе официальные лица гарема (не женщины), например, глава царской опочивальни Пебеккамен, а также дворецкий, казначей, придворный маг и личный врач фараона. Всего в папирусе имена 27 мужчин и 6 женщин, обвиненных в измене, и 5 мужчин, обвиненных в коррупции.


Возмездие: Пебеккамена сожгли (то есть лишили его загробной жизни), остальным придворным тоже досталось примерно так.


Сыну фараона, претенденту Пентауру, вынесли приговор "оставить наедине с самим собой"; и наивный современный читатель-историк думал что это значит — разрешили покончить с собой. Но потом по ДНК, сравнив с Рамсесом, опознали давно известную безымянную мумию (т.н "Зачарованный принц"): выяснилось, сын убитого.

Как гарем фараона Рамсеса III убил своего мужа Лига историков, Древний Египет, Рамзес III, Убийство, Длиннопост
Как гарем фараона Рамсеса III убил своего мужа Лига историков, Древний Египет, Рамзес III, Убийство, Длиннопост

"Зачарованный принц"


В общем, как оказалось, эта милая формулировка приговора расшифровыется так: посадили на кол, сняли, завернули в сырую баранью шкуру, туго связали и "оставили наедине с собой" — заживо погребли в саркофаге.


"Он умертвил себя сам", гласит Юридический папирус, "...точно такая же судьба ждала его мать". Ее тело до сих пор не найдено.

Как гарем фараона Рамсеса III убил своего мужа Лига историков, Древний Египет, Рамзес III, Убийство, Длиннопост

Саркофаг Рамсеса III

источник

Показать полностью 6
1445

Детектив по-древнеегипетски

В середине V века до н.э. греческий писатель и путешественник Геродот посетил Египет. Итогом этой поездки стала вторая книга его монументального труда «История». В книге Геродот изложил не только собственные наблюдения и умозаключения о современном ему Египте, но и пересказал множество историй о прошлом Египта.


Одна из этих историй давно привлекает к себе внимание читателей. Это рассказ о хитром воришке, которому удалось провести могущественного царя.

Детектив по-древнеегипетски Лига историков, Геродот, Древний Египет, Истории из жизни, Длиннопост
Никто из властителей прошлого не мог сравниться богатством с царем Рампсинитом. Накопил он огромные богатства, и чтобы сохранить их, велел пристроить к своему дворцу специальную сокровищницу из камня. Однако строитель, которому было это поручено, оказался человеком не очень честным: он устроил так, что один из камней в стене можно было легко извлечь, и через этот потайной ход проникнуть в помещение.
Детектив по-древнеегипетски Лига историков, Геродот, Древний Египет, Истории из жизни, Длиннопост

Впрочем, сам он так и не рискнул посягнуть на царские сокровища. Состарившись, он призвал своих двух сыновей и рассказал им о том, что сделал. Объяснив, как найти и вынуть нужный камень, строитель скончался, а братья крепко задумались. Идея о золоте приятно бередила душу. Еще приятнее была мысль о том, что папаша позаботился обеспечить им такой удобный доступ к этому золоту.


Разумеется, они отправились к царскому дворцу, просочились под покровом ночи в царские закрома и вынесли оттуда столько побрякушек, сколько сумели распихать по карманам. Удача так воодушевила их, что братья принялись навещать сокровищницу чуть ли не каждую ночь. Аппетиты росли; росли и суммы награбленного. К сожалению, Геродот ничего не рассказывает о том, куда братцы девали похищенное: наркотики тогда еще не изобрели, шубохранилища для Египта были неактуальны, а купить яхту, кабриолет или футбольную команду было просто негде. Остается предположить, что просто складывали в чемоданы и прятали в шкаф.

Детектив по-древнеегипетски Лига историков, Геродот, Древний Египет, Истории из жизни, Длиннопост

Между тем царь обнаружил, что золотишко подозрительно быстро утекает из закрытой и опечатанной комнаты. Сделав для себя кое-какие выводы, царь приказал устроить в сокровищнице ловушку.


В ту же ночь братья снова отправились за добычей. И конечно же, один из них попался. Обнаружив, что вырваться из ловушки он не может, пойманный вор сказал брату:


— Мне все равно хана, но если меня опознают — то поймают и тебя тоже. А поэтому сделай доброе дело — убей меня, отруби мне голову и унеси с собой, чтобы сохранить нашу тайну.


Второй брат на удивление легко согласился и немедленно воспользовался советом. Уходя из сокровищницы, он унес голову брата, поэтому утром царь обнаружил в своей сокровищнице весьма интригующую инсталляцию. Мысль о том, что драгоценности крало безголовое тело, фараон отверг сразу. Оставалось предположить, что на свободе остался еще один вор. Как видите, даже три тысячи лет назад существовали свои Шерлоки и комиссары Мегрэ, способные увязать кое-какие факты и сделать правильные выводы.

Детектив по-древнеегипетски Лига историков, Геродот, Древний Египет, Истории из жизни, Длиннопост

Впрочем, дальше следствие зашло в тупик. Вор был на свободе, это было несомненно; но где его искать, было непонятно. Проверить близлежащие селения и поинтересоваться, не терял ли кто из жителей голову в последнее время, никто не догадался. Тогда царь повелел повесить тело грабителя на городской стене, а рядом поставить отряд стражи. Стражникам надлежало высматривать людей, которые станут плакать и убиваться, глядя на обезглавленный труп: эти-то люди и окажутся сообщниками!


Как видите, царь оказался еще и глубоким психологом.


Тем временем второй брат вернулся домой и рассказал обо всем матери. Бедная женщина пришла в ужас. Мало того, что сыновей засосала опасная трясина; мало того, что один погиб — так еще и тело его вывешено на стене на потеху горожанам и на радость воронам!


— Как хочешь, — сказала она сыну, — но тело брата верни! А не то я пойду к царю и расскажу ему все о ваших делишках!

Детектив по-древнеегипетски Лига историков, Геродот, Древний Египет, Истории из жизни, Длиннопост

Делать было нечего. Оставшийся в живых вор собрался и отправился выручать покойного брата.


Для этого он взял нескольких осликов, навьючил их мехами с вином и повел мимо стражников, охранявших тело. Там он незаметно ослабил веревочки, которыми были затянуты мехи, и вино начало вытекать прямо на землю. Доблестные стражи, завидев творящееся безобразие, немедленно кинулись на помощь и принялись черпать и пить вино. Вор кричал и разорялся, стражники ржали и продолжали наливаться дармовым вином, и только ослики сохраняли спокойствие. Наверное.

Детектив по-древнеегипетски Лига историков, Геродот, Древний Египет, Истории из жизни, Длиннопост

В конце концов вор сделал вид, что смирился с потерями и даже подарил стражникам один из спасенных мехов с вином, а затем и еще один. Разумеется, бойцы немедленно и без закуски все выпили и уснули. А хитрый вор снял со стены тело брата, да еще и обстриг воинам правую половину бороды — чтобы как следует унизить их.


— Хорош, подлец! — восхитился царь, когда ему доложили о случившемся. — Что же, большому кораблю — большая торпеда!


И немедленно расставил еще более грандиозную ловушку.


Для этого он приказал собственной дочери немедленно отправиться в публичный дом и принимать у себя всех мужчин подряд. Но перед тем, как лечь в постель, мужчина обязан был рассказать ей свой самый коварный и преступный поступок в жизни. Того, кто окажется вором, царевна должна была схватить обеими руками и держать покрепче.


— Уж на этот-то раз мошеннику не удрать! — заключил царь.

Детектив по-древнеегипетски Лига историков, Геродот, Древний Египет, Истории из жизни, Длиннопост

Геродот не упоминает грандиозную очередь, которая выстроилась перед дверями публичного дома. Но конечно же, она там была. Если уж люди часами стоят на Красной площади, чтобы просто посмотреть на дедушку Ленина, можете сами представить, какой аншлаг был в приемной у царской дочки. Пожелал нанести визит и воришка. Да-да, искушение было таким сильным, что он не устоял и тут. Вероятно, именно такого царского сокровища не хватало ему для полной коллекции. Я не знаю, что мешало парню просто соврать царевне, но, оказавшись в спальне, он честно и откровенно рассказал ей обо всех своих преступных достижениях.


— Ура! — возликовала царевна. — Кошмар закончился.


Однако, попытавшись ухватить парня покрепче, она поняла, что сжимает… отрубленную руку. Воришка оказался и тут хитрее, и заранее прихватил с собой руку, отнятую от свежего трупа. Выскочив за дверь, он убежал прочь, громко распевая: «Гелиопольский централ, ветер северный!..» Никто из очереди даже не подумал его останавливать.

Детектив по-древнеегипетски Лига историков, Геродот, Древний Египет, Истории из жизни, Длиннопост

Я не знаю, как царевна объясняла оставшимся мужчинам, что касса закрыта, об этом Геродот ничего не пишет. Но вернувшись к царю, она гневно швырнула ему мертвую руку и заявила, что в следующий раз он сам пойдет ловить вора на живца, а с нее довольно.


Царь был в полном восторге. Египтяне среди всех народов античности слыли величайшими мудрецами; но этот жулик уже в который раз обвел вокруг пальца умнейших людей царства (то есть, самого царя). Ну, как было не проникнуться к нему симпатией?.. Пустив слезу умиления, царь Рампсинит издал указ, который тут же огласили по всем городам и весям: вору было обещано полное прощение и даже награда, если он добровольно сдастся властям.


Воришка не замедлил воспользоваться амнистией. Явившись к царю, он рассказал, как всё было. К чести царя, тот сдержал свое слово и вознаградил смелого жулика: отдал за него свою дочь.

Детектив по-древнеегипетски Лига историков, Геродот, Древний Египет, Истории из жизни, Длиннопост
Записывая эту историю, Геродот отметил, что слышал ее от египетских жрецов. Некоторые современные исследователи сомневаются в этом, считая, что «отцу истории» эту сказку скорее могли рассказать на каком-нибудь египетском базаре. Но так или иначе, нет почти никаких сомнений в том, что историю Геродот действительно привез из Египта.
Детектив по-древнеегипетски Лига историков, Геродот, Древний Египет, Истории из жизни, Длиннопост
Разумеется, историческим этот рассказ считать нельзя. Это подлинно народное, простое и незамысловатое предание, сказка, которую мог рассказывать своим детям египетский ремесленник или крестьянин. В ней легко прослеживается популярный сказочный мотив о бедняке, который хитростью и ловкостью добивается руки царской дочки. Точно такие же мотивы можно встретить в сказках едва ли не всех народов мира (вспомните хотя бы нашего Иванушку-дурачка). Анекдотичность и неправдоподобность ситуаций тоже говорят о том, что весь сюжет (а вернее, три сюжета, потому что сказка явно распадается на три слабо связанных истории) является произведением народного творчества. Можно даже уточнить — произведением самых бедных, низших слоев египетского общества.
Детектив по-древнеегипетски Лига историков, Геродот, Древний Египет, Истории из жизни, Длиннопост

Царя с именем Рампсинит никогда не существовало. Традиционно считается, что источник Геродота, поведавший ему историю, смешал подлинное имя «Рамсес» (родовое имя, популярное во времена XIX и XX династий) с окончанием «…нитос», «сын (богини) Нейт», которое появляется в именах царей примерно с XXVI династии (в частности, одним из имен Яхмеса II было «Са-Нейт Сепед-Тауи»). Некоторые дополнительные сведения, которые Геродот сообщает об этом царе и построенном им храме в Мемфисе, позволяют (с некоторой натяжкой) идентифицировать его с Рамсесом II или Рамсесом III.


Другие исследователи отмечают неправдоподобность фрагмента о строителе сокровищницы. Из текста следует, что постройка была выполнена из камня, в то время как камень обычно применялся лишь для храмов и гробниц, а большую часть других строений (в том числе и царский дворец) выполняли из глиняного кирпича.

Детектив по-древнеегипетски Лига историков, Геродот, Древний Египет, Истории из жизни, Длиннопост

Странным и нелепым выглядит и приказ царя построить сокровищницу «так, чтобы одна стена его примыкала к внешней стене царского дворца». Конечно же, ни один царь не рискнул бы хранить свою казну в помещении, которое тремя стенами выходит на неохраняемые улицы города. Да и сами дворцы никогда не стояли просто так, посреди улицы — их всегда окружали толстые стены.


Кроме того, наследником царя Рампсинита Геродот называет Хеопса (что, в свою очередь, делает логичным вывод о том, что удачливый воришка и есть Хеопс — поскольку царская власть в Египте передавалась через брак с дочерью царя). Однако это уже совершенно невероятно и невозможно, так как Хеопс жил полутора тысячелетиями раньше Рамессидов.

Детектив по-древнеегипетски Лига историков, Геродот, Древний Египет, Истории из жизни, Длиннопост

История с царской дочерью, отправленной в публичный дом, очевидно, была каким-то бродячим мифом в Египте того времени. Геродот записал эту байку дважды, в разных вариациях: точно то же ему рассказали и о дочери царя Хеопса. Хеопсу, якобы, не хватило средств на постройку его знаменитой пирамиды, и он решил таким незамысловатым образом пополнить бюджет. (Ах, если бы это было правдой — какой прецедент дала бы нам в руки история!.. Скольким пресветлым правителям могли бы мы сказать: «Говорите, ваше величество, денег нет?.. А мы сейчас подскажем, где вы и ваши близкие могли бы их найти!») Впрочем, даже сам Геродот, добросовестно записав услышанное, отметил, что сам-то он в это не верит ни на грош.

Детектив по-древнеегипетски Лига историков, Геродот, Древний Египет, Истории из жизни, Длиннопост

Таким образом, можно с уверенностью говорить, что историчность предания в целом равна нулю. Однако есть в нем и крохи правды.


В эпизоде с обманутыми стражниками вор, напоив до бесчувствия воинов, обривает им правую половину бороды. Египтяне брили бороды — значит, стражи не могли быть египтянами. В том Египте, который был известен Геродоту, уже на протяжении нескольких десятилетий правили персы, и образ царского стражника, несомненно, ассоциировался у простонародья с бородатыми персидскими воинами.


Обрив стражам бороды, воришка нанес им смертельное оскорбление. Античные народы, у которых мужчины традиционно носили бороды, трепетно относились к этому украшению лица, и его утрата была весьма чувствительным ударом по самолюбию.

Детектив по-древнеегипетски Лига историков, Геродот, Древний Египет, Истории из жизни, Длиннопост

Примерно 2430 лет назад некий египтянин рассказал Геродоту сказку о хитром воре. Уже Геродоту она казалась не вполне достоверной, а мы сегодня можем уверенно сказать, что исторической правды в ней не так уж много.


И тем не менее, хочется верить, что в основе сказки лежит какая-то подлинная история. Она, несомненно, была полна драматизма, ведь иначе человеческая память не сохранила бы ее. И конечно же, она была куда интереснее и удивительнее. Настоящая жизнь всегда удивительнее любой сказки.

источник

Показать полностью 13
478

Хатшепсут — владычица Древнего Египта

Хатшепсут была первой правительницей Древнего Египта, носившей титул фараона, — её имя означает «первая среди благородных женщин». Она стала пятым фараоном 18-й династии в период, известный как Новое Царство (1570–1069 годы до н.э.). Правление Хатшепсут ознаменовалось многими успехами, но последующие правители поспешили уничтожить все свидетельства её существования — согласно египетской традиции, ни одна женщина не могла и не должна была обладать полной божественной силой мужчины-фараона.
Хатшепсут — владычица Древнего Египта Лига историков, Древний Египет, Новое Царство, Хатшепсут, Длиннопост

Такое важное имя


Хатшепсут не была ни первой, ни единственной женщиной, управлявшей Древним Египтом. Царицы Меритнейт и Нейтикерт стояли во главе государства в конце Древнего Царства, Себекнефрура правила в конце Среднего Царства, а Таусерт — на закате Нового Царства. Женщина-правитель, выполнявшая мужские функции посредника при общении с богами, становилась проблемой даже для её преданных соратников — ведь им требовалось донести законность женщины-фараона до народа. Традиционным способом общения власти и простых людей было искусство. Строгие правила для писцов, скульпторов и художников создали особый, понятный каждому египтянину «язык» восхваления власти. Олицетворением этой власти был фараон-мужчина — живое воплощение богов Гора, Амона и Осириса. Поэтому первоначально Хатшепсут изображали как женщину с царскими атрибутами, но уже с седьмого года царствования она стала изображаться как мужчина.

Хатшепсут — владычица Древнего Египта Лига историков, Древний Египет, Новое Царство, Хатшепсут, Длиннопост
Портретная скульптура Хатшепсут.

И всё же Египет не принял идею женщины-фараона. После смерти Хатшепсут её имя было стёрто с памятников. Египетские письменные источники никогда не упоминают правительницу, а её многочисленные храмы и памятники долгое время приписывались более поздним фараонам. Лишь в начале XIX века французский востоковед Жан-Франсуа Шампольон открыл науке феномен Хатшепсут — он попытался перевести царское имя на скульптуре из внутренних камер храмового комплекса в Дейр-эль-Бахри и понял, что оно женское.


Кроме грандиозных монументов, царица приказала зодчим высечь своё имя в более укромных местах. Строительные проекты Хатшепсут были многочисленны, и исполнители, уничтожавшие свидетельства существования женщины-фараона, попросту пропустили некоторые из них. Попытки вычеркнуть Хатшепсут из истории в итоге оказались неудачными, и сегодня она известна как один из фараонов Древнего Египта.


Власть — семейное дело


Хатшепсут родилась в 1508 году до н.э. и была правнучкой великой царицы Яххотеп, внучкой первого фараона Нового Царства Яхмоса I, дочерью фараона Тутмоса I от его главной жены царицы Ахмос и женой своего единокровного брата Тутмоса II. В брак Хатшепсут вступила, будучи моложе двадцати лет.


18-я династия воцарилась в Египте во время кровавых сражений с захватчиками-гиксосами — военно-политическим альянсом племён амореев, хурритов и хеттов, долгое время контролировавшим половину Египта. Прабабка Хатшепсут царица Яххотеп потеряла на войне мужа и старшего сына, и ей пришлось стать регентшей при малолетнем младшем сыне Яхмосе I. На одиннадцатом году правления Яхмоса пала египетская столица гиксосов — город Аварис. Следующий фараон — Тутмос I — воевал в Нубии и Азии. После освобождения Египта новые фараоны считали себя обязанными контролировать и соседние страны — берега Нила должны были навсегда стать защищёнными от нападений.


Ещё при жизни отца Хатшепсут стала «Божественной супругой Амона», то есть верховной жрицей общегосударственного культа — это был наивысший сан, которого могла достичь женщина в Египте. Первоначально «Божественная супруга Амона» было не более чем почётным званием женщины из высшего класса, помогавшей первосвященнику. Начиная с периода Среднего Царства, звание получала жена или дочь фараона. К моменту становления первой династии Нового Царства женщина, обладавшая этим званием, уже могла участвовать в политических делах.

Хатшепсут — владычица Древнего Египта Лига историков, Древний Египет, Новое Царство, Хатшепсут, Длиннопост
Реконструкция храма Амона.

Из регента — в фараоны


У Тутмоса II и Хатшепсут родилась дочь по имени Нефрура, но не было сына. А вот младшая жена родила фараону наследника, который впоследствии станет знаменитым полководцем Тутмосом III.


На четвёртом году правления Тутмос II умер, и Хатшепсут стала опекуном его сына — до достижения наследником совершеннолетия ей были переданы все полномочия по управлению государством. Регентство главной жены и одновременно царской дочери было совершенно законным. На седьмом году регентства Хатшепсут изменила правила и сама возложила на себя двойную корону фараона Египта. На более ранних статуях и рельефах она изображалась как женщина, а после коронации — вначале в мужской одежде, а затем и в образе мужчины. Вместе с тем Хатшепсут не стала менять своё женское личное имя.


Дочь и избранница Амона


Понимая всю необычность и неопределённость своего положения, Хатшепсут начала царствование, выдав дочь Нефруру замуж за Тутмоса III. Оставалось решить, каким образом не потерять положение «божественной супруги Амона». Здесь её поддержали жрецы, которые согласились принять Нефруру вместо матери — ТЕПЕРЬ даже в случае потери власти Хатшепсут была бы мачехой и тёщей фараона, а через дочь продолжала бы распоряжаться обширными храмовыми владениями. Однако этих предосторожностей было недостаточно, и она узаконила своё царствование, представив себя дочерью бога. Хатшепсут утверждала, что Амон обратился в Тутмоса I и зачал её. Иероглифическая надпись в заупокойном храме Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри содержит следующий фрагмент:


«Он [Амон] в облике её мужа его величества, царя Верхнего и Нижнего Египта, [Тутмоса I] нашёл её спящей в своих покоях. Она проснулась от божественного аромата и повернулась к нему. Он немедленно подошёл к ней, он был возбуждён ею, и он навязал ей своё желание. Он позволил ей увидеть его в форме бога, и она возрадовалась при виде его красоты после того, как он предстал перед ней. Его любовь прошла в её тело. Дворец был наполнен божественным ароматом».


Кроме того, Хатшепсут утверждала, что Амон предсказал её приход к власти, чтобы навсегда покончить с наследием гиксосов. Официальные древнеегипетские историки характеризовали их как ненавистных тиранов из Ханаана, которые вторглись в Египет, разрушали храмы и оскверняли святыни. Народная память о кровавой войне с гиксосами была ещё свежа, и Хатшепсут использовала это, представив себя в качестве идейного и даже прямого преемника Яхмоса, которого люди чтили как своего освободителя. Одна из её надписей гласит:


«Я восстановила разрушенное. Я подняла то, что было сброшено азиатами, что находились в Дельте в Аварисе. Эти кочевники крушили то, что было сделано. Они правили без бога Ра и не действовали по божественной воле, как это делаю я».


Война


Известно, что Хатшепсут снарядила множество военных экспедиций. Точный характер этих походов трудно определить, но их целями были земли Сирии и Нубии. Вполне вероятно, что локальные войны были начаты, чтобы доказать состоятельность правительницы как военного предводителя. Лично вести воинов в бой было необязательно — ПОБЕДАлюбого доверенного полководца расценивалась как заслуга фараона. Возможно и то, что царице нужно было чем-то занять воинственных мужчин из своего окружения. Не исключены и более прагматичные причины — грабёж периферийных территорий и восстановление власти египтян над ними.


Что же известно о военных предприятиях Хатшепсут? После смерти Тутмоса II последовало нападение воинов Кушитского царства на южные границы Египта. Ответные меры не заставили себя ждать — Хатшепсут с войском отправилась в Нубию и изгнала захватчиков. В следующий поход египетская армия отправилась, когда Хатшепсут приняла титул фараона. В Сирии и Палестине было неспокойно, царица доверила армию своим военачальникам, и те успешно подавили восстания.


На двенадцатом году правления Хатшепсут снова пришлось воевать в Нубии, ГДЕвспыхнуло восстание — постоянно получая подкрепления, египтяне подавили его. На двадцатом году правления нубийцы заключили союз с племенами, известными как мау, и снова попытались изгнать египтян. На этот раз Хатшепсут доверила командование Тутмосу III, который разгромил врагов.


Перед самой смертью Хатшепсут в Палестине восстал один из подконтрольных египтянам городов. Тутмос III снова выступил в поход и вернулся с победой.

Хатшепсут — владычица Древнего Египта Лига историков, Древний Египет, Новое Царство, Хатшепсут, Длиннопост
Египетские воины периода Нового Царства.

Строительство


Хатшепсут сумела сплотить вокруг себя столичную элиту, провинциальную знать, армию и даже вечно интриговавших жрецов. Бюрократию представляли визирь Амету и казначей Джехути, жрецов — первосвященник Амона Хапусенеб, армию — нубийский полководец Нехси, строителей монументов — придворный архитектор Инени. Особую роль в жизни царицы играл человек по имени Сенмут (или Сененмут), являвшийся главным советником, зодчим и воспитателем царской дочери; ему же приписывают роль возлюбленного Хатшепсут.


Грандиозное строительство потребовало усилий множества рабочих. Принято считать, что условия на стройках Древнего Египта были настолько плохи, что туда направляли только рабов. Это не соответствует действительности, так как абсолютное большинство работ просто нельзя было доверить невольникам. Рабочий получал повышенный паёк, медицинскую помощь и социальные гарантии при несчастных случаях.


Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри остаётся одним из самых впечатляющих и часто посещаемых в Египте. Даже преемники и недруги царицы были так очарованы этим архитектурным шедевром, что предпочитали быть похороненными поблизости — это положило начало огромному погребальному комплексу, известному как Долина царей.

Хатшепсут — владычица Древнего Египта Лига историков, Древний Египет, Новое Царство, Хатшепсут, Длиннопост
Поминальный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.
Хатшепсут — владычица Древнего Египта Лига историков, Древний Египет, Новое Царство, Хатшепсут, Длиннопост
Посёлок строителей гробниц периода Нового Царства.

Экспедиция в страну Пунт


Египетская экспедиция в страну Пунт была, по мнению царицы, самым важным делом за всё её правление. Пунт являлся торговым партнёром Египта со времён Среднего Царства, но экспедиции туда были дорогими, опасными и долгими. Современные историки локализуют Пунт на территории Сомали или Эритреи. По неизвестному нам маршруту из Пунта в Египет доставлялась смола миррового дерева, которая использовалась в религиозных церемониях, а потому высоко ценилась. Когда Верхний Египет был захвачен гиксосами, жрецам пришлось дорого платить за мирру посредникам из Нубии. Когда же армия Хатшепсут завоевала часть нубийских земель, торговля прервалась.


Чтобы решить проблему, Хатшепсут отправила в Пунт морскую экспедицию. Чернокожий военачальник Нехси и 210 солдат и моряков на пяти кораблях направились к цели по Красному морю. Путешествие прошло успешно — египтяне выменяли у пунтийцев мирру, чёрное дерево, экзотических животных, слоновую кость и золото. Преемники Хатшепсут посылали в Пунт новые экспедиции по уже проторённому пути.

Хатшепсут — владычица Древнего Египта Лига историков, Древний Египет, Новое Царство, Хатшепсут, Длиннопост
Египетские корабли грузятся в Пунте. Прорисовка рельефа из храма Хатшепсут.
Хатшепсут — владычица Древнего Египта Лига историков, Древний Египет, Новое Царство, Хатшепсут, Длиннопост
Реконструкция египетского корабля периода Нового Царства.
Хатшепсут — владычица Древнего Египта Лига историков, Древний Египет, Новое Царство, Хатшепсут, Длиннопост
Мумия бабуина, привезённого моряками Хатшепсут из Пунта.

Хатшепсут и Тутмос III


Женщина-фараон правила 20 или 22 года, которые Тутмос пережил без «несчастных случаев». В 18-й династии фараонов власть передавалась по материнской или, в крайнем случае, по женской линии, поэтому Тутмос не имел прав на престол. Отдав свою дочь замуж за Тутмоса, женщина-фараон дала ему шанс стать законным царём. Есть сведения, что Сенмут готовил Нефруру к самостоятельному царствованию, но она явно не унаследовала материнскую тягу к власти. Также известно, что Тутмос возглавлял военные походы при жизни Хатшепсут, а значит, царица не слишком боялась, что он силой захватит власть.


Хатшепсут умерла в возрасте чуть более пятидесяти лет от рака костей. Как и другие представители семейства Тутмосидов, она болела псориазом, при котором сильно зудит кожа. Чтобы уменьшить страдания царицы, для неё изготавливали специальную мазь, содержавшую канцероген бензопирен — именно он спровоцировал рак. Кроме того, исследовав мумию Хатшепсут, современные специалисты диагностировали у неё артрит, рак печени и проблемы с зубами. Так или иначе, правительница умерла своей смертью.


Первые двадцать лет правления Тутмоса III всё шло по установленному Хатшепсут порядку. Более того, её приближённые в основном сохранили высокие посты или передали их по наследству. Однако позднее началась кампания по замене имени Хатшепсут на памятниках и монументах на имена Тутмоса I, Тутмоса II или Тутмоса III.

Хатшепсут — владычица Древнего Египта Лига историков, Древний Египет, Новое Царство, Хатшепсут, Длиннопост
Мумия Хатшепсут.

Враг божественной гармонии


На протяжении многих лет возникали всё новые теории о том, почему фараон-преемник пытался вычеркнуть имя Хатшепсут из истории. Наиболее вероятная причина заключалась в том, что её царствование отошло от тысячелетней традиции. Главной обязанностью фараона было поддержание божественной гармонии, справедливости и равновесия (принцип маат) — идея о том, что женщина может находиться в положении мужчины, разрушительна для этого баланса. Возможно, Тутмос III опасался, что другие женщины могут обратиться к Хатшепсут за вдохновением и попытаться следовать её примеру. Это стало бы нарушением традиции, утверждавшей, что мужчины должны править Египтом, а женщины — быть их жёнами, как это было в начале времён, когда бог Осирис правил со своей супругой Исидой.


За два десятилетия правления Хатшепсут консолидировала различные группы древнеегипетского общества, продолжила восстановление страны после войн с гиксосами и заложила основы для успешного царствования великого воителя Тутмоса III. Если египетское представление о том, что человек жив до тех пор, пока помнят его имя, является верным, то Хатшепсут достигла того, чего желала. После долгого забвения она вернулась в историю и заняла своё место в ряду величайших фараонов Египта.

источник

Показать полностью 9
236

Древнеегипетская повесть "Красноречивый поселянин". Бандитов и коррупционеров - к ответу!

Эта повесть, созданная блистательно талантливым писцом, была очень популярна в Египте: текст её много раз копировался (до нас дошло пять списков — четыре на папирусах и один на остраконе). Возможно, в основу сюжета лёг подлинный случай из древнеегипетского судопроизводства конца III тысячелетия до н. э.
Древнеегипетская повесть "Красноречивый поселянин". Бандитов и коррупционеров - к ответу! Лига историков, Древний Египет, Литературный источник, Красноречие, Длиннопост

Однако ни один список не сохранил полного текста произведения. Полный текст восстанавливается при сопоставлении всех дошедших копий. Реконструированный текст

включает 430 строк.


Принято считать, что «Обличения поселянина» (вариант перевода названия) были созданы в период XII или XIII династии (XX-XVIII века до Р. Х.). Вместе с тем, в тексте упоминается фараон Небкауре, в правление которого происходили описываемые события. Небкауре был царем гераклеопольской династии. Его отождествляют с одним из фараонов IX-X династий, правивших в конце III тысячелетия, с Хети II или Хети III.

Древнеегипетская повесть "Красноречивый поселянин". Бандитов и коррупционеров - к ответу! Лига историков, Древний Египет, Литературный источник, Красноречие, Длиннопост
Поселянин, главный персонаж повести, — в буквальном переводе «полевой»; обычно этим словом называли крестьян-земледельцев, но «полевым» мог именоваться и просто не городской житель. Соляное Поле — оазис в западной части Дельты, современный Вади Натрун. Ненинисут (греч. Гераклеополь), куда направляется поселянин, — столица XX верхнеегипетского нома, в Первый Переходный период — столица Египта.


Был человек по имени Ху-н-Инпу —

«Анубисом хранимый», поселянин

из Соляного Поля. У него

была жена; она носила имя

«Возлюбленная» — Мерет.

И однажды

сказал своей жене тот поселянин:

«Послушай, собираюсь я спуститься


(Перевод буквальный: поселянин собирается «спуститься» с западного плато, где расположен оазис Соляное Поле, в долину Нила)


в Египет, чтоб оттуда для детишек

продуктов принести. Так что — ступай,

отмеряй ячменя мне; он — в амбаре:

остатки прошлогоднего зерна».

[Запасы их совсем уже иссякли:

лишь восемь мер жена набрать сумела.]

Две меры [он] отмерил ей [обратно],

тот поселянин, и сказал жене:

«Вот две ячменных меры в пропитанье

тебе с детьми твоими. Мне же сделай

из остальных шести — хлебов и пива

на каждый день. Я этим проживу».

Древнеегипетская повесть "Красноречивый поселянин". Бандитов и коррупционеров - к ответу! Лига историков, Древний Египет, Литературный источник, Красноречие, Длиннопост

Поселянин спустился в Египет за продовольствием и навьючил своих ослов различными товарами. Во второй части введения говорится о том, как поселянина ограбил Тхутинехт, человек Ренси, главного управителя угодий.


Достиг он вскоре области Пер-Фефи,

что севернее Меденит. И там —


(Местонахождение Пер-Фефи и Меденит неизвестно)


там встретил поселянин человека,

на берегу стоявшего. Он имя

носил Джехутинахт — «Силён бог Тот»;

он сыном приходился человеку

по имени Исери. Оба были

людьми распорядителя угодий

вельможи Ренси, сына Меру.


(Имя «Исери» буквально означает «Тамарисковый», «Меру» — «Любимый», значение имени «Ренси» неясно)


Джехутинахт, едва лишь он увидел

ослов, которых поселянин гнал,

[и всю великолепную поклажу],

как в его сердце алчность загорелась,

и [сам себе] сказал Джехутинахт:

«Эх, вот бы мне изображенье бога


(То есть волшебный амулет)


с такою чудодейственною силой,

чтоб удалось мне с помощью той силы

добро у поселянина отнять!»

Древнеегипетская повесть "Красноречивый поселянин". Бандитов и коррупционеров - к ответу! Лига историков, Древний Египет, Литературный источник, Красноречие, Длиннопост

И тут Джехутинахт вскричал: «Смотри-ка!

Осёл твой жрёт ячмень!.. Что ж, поселянин,

за это я беру его себе.

Отныне будет он топтать колосья

во время молотьбы, [а не на поле]».


(В Древнем Египте при обмолоте зерна использовали быков и ослов: их гоняли по колосьям, расстеленным на гумне)


Промолвил поселянин: «Путь мой верен,

[и не было мне выхода иного:]

дорога здесь — одна, но ты её

мне преградил. Вот почему повёл я

ослов другой дорогою — опасной:

[ведь там ячмень! Ослы его не могут,

увидевши, не съесть; они ж — ослы,

они не разумеют, что — запретно!]

И вот теперь осла ты отбираешь

за то, что рот колосьями набил?..

Но я — учти! — я знаю, кто владыка

усадьбы этой: вся она подвластна

начальнику угодий, сыну Меру —

вельможе Ренси. Он — учти! — карает

грабителя любого в этих землях

до края их!.. Неужто буду я

в его поместье собственном ограблен?!»

Древнеегипетская повесть "Красноречивый поселянин". Бандитов и коррупционеров - к ответу! Лига историков, Древний Египет, Литературный источник, Красноречие, Длиннопост

Еще как. У бедолаги отобрано все, что было нажито непосильным трудом, включая хлеб и пиво, выданное женой на дорогу. К тому же, бандит-чиновник жестоко избил крестьянина.


Джехутинахт сказал: «Не такова ли

пословица, что повторяют люди:

мол, произносят имя бедняка

лишь потому, что [чтут] его владыку?..

Я говорю с тобою. Я!! А ты

начальника угодий поминаешь!»

Схватил он тамарисковую розгу

зелёную — и отхлестал нещадно

всё тело поселянина той розгой;

ослов забрал, увёл в свою усадьбу.

Древнеегипетская повесть "Красноречивый поселянин". Бандитов и коррупционеров - к ответу! Лига историков, Древний Египет, Литературный источник, Красноречие, Длиннопост

В третьей части введения сообщается о том, как обиженный Хунануп стал искать справедливости у самого Ренси. Ренси выслушал поселянина и обратился к сановникам, которые посоветовали ему не наказывать Тхутинехта. Ренси никак не отреагировал на произошедшее.


Далее следует основная поэтическая часть произведения. В поэтической части поселянин обращается к Ренси с девятью речами.


«Ах, если бы дозволено мне было

возрадовать твоё, вельможа, сердце


(«Возрадуй сердце своё» — этикетная фраза, которой полагалось предварять обращение к человеку более высокого чина (независимо от характера известия или просьбы: они могли быть отнюдь не радостными))


той речью, [что хочу тебе сказать!

Но знаю: тебе некогда, ты занят], —

так пусть ко мне придёт твой провожатый,

любой, что сердцу твоему угоден:

[ему свою поведаю я просьбу]

и с этим отошлю к тебе обратно».

Древнеегипетская повесть "Красноречивый поселянин". Бандитов и коррупционеров - к ответу! Лига историков, Древний Египет, Литературный источник, Красноречие, Длиннопост

Следует отметить, что во всех речах поселянина обличения переплетаются с поучениями о том, какими должны быть представители власти, чиновники. И вообще, рисуется жуткая картина разгула древнеегипетской коррупуции и произвола.


Но господин великий отбирает

[имущество другого человека],

который для него — не господин,

который одинок и беззащитен.

А между тем в твоём, вельможа, доме

всего довольно! Караваи хлеба,

кувшины с пивом — всё для пропитанья

найдётся там!.. Ужель ты обеднеешь,

кормя подвластных всех тебе людей?

Ужель ты собираешься жить вечно?

Ведь смертный умирает точно так же,

как [вся] его прислуга…

Сколь грешно

весам — фальшивить, стрелку отклоняя;

а человеку честному, прямому —

[бесстыдно] справедливость искажать!


Гляди же, как низверг ты Правду с места:

чиновники — дурные [речи] молвят,

[насквозь] корыстным стало правосудье:

дознатели судейские — хапуги,

а тот, кому в обязанность вменялось

пресечь клеветника — сам клеветник!

Древнеегипетская повесть "Красноречивый поселянин". Бандитов и коррупционеров - к ответу! Лига историков, Древний Египет, Литературный источник, Красноречие, Длиннопост

Плутует тот, кто за делёж ответствен;

кто от несчастий должен защищать —

тот навлекает бедствия на город;

кому со злом предписано бороться —

он сам злодей!»


И тут глава угодий,

вельможа Ренси, сын вельможи Меру,

предостерёг: «Тебя слуга мой схватит,

[и будешь ты безжалостно наказан

за наглые такие оскорбленья]!

Неужто сердцу твоему дороже

твоё добро?»

Но этот поселянин,

[не вняв угрозе], дальше говорил:

«Крадёт зерно учётчик [урожая];

он должен увеличивать богатство

хозяина — а он несёт убыток

его хозяйству… Тот, кому пристало

законопослушанию учить —

он грабежу потворствует!..


Заключение повести рассказывает о том, как Ренси призвал к себе поселянина,

прочитал ему запись жалоб и передал текст жалоб фараону. Фараон был очень впечатлен красноречием поселянина и повелел решить проблему самому Ренси. Справедливость

восторжествовала. Тхутинехт был наказан. Окончание текста памятника повреждено. Можно предполагать, что Ренси передал имущество Тхутинехта обиженному им поселянину, или что Тхутинехт и вовсе стал рабом поселянина.


Happy end.

Древнеегипетская повесть "Красноречивый поселянин". Бандитов и коррупционеров - к ответу! Лига историков, Древний Египет, Литературный источник, Красноречие, Длиннопост

источники:

http://luhot.ru/uploads/Скрижали-2/Akimov.pdf

http://supermif.com/egipet/rac/71rac_rus.html

Показать полностью 8
40

Считавшаяся певицей древнеегипетская мумия в Эрмитаже оказалась жрецом

Считавшаяся певицей древнеегипетская мумия в Эрмитаже оказалась жрецом Лига историков, Древний Египет, Мумия, Эрмитаж
Древнеегипетская мумия, которую ранее принимали за певицу, на самом деле жрец и начальник привратников фараона по имени Па-кеш. Об этом сообщил заведующий отделом Древнего Востока Государственного Эрмитажа Андрей Большаков на пресс-конференции во вторник.


Специалисты представили результаты комплексного обследования мумии середины I тысячелетия до новой эры из фиванского некрополя. "Если их не распеленать, то мумии (внешне - ИФ) практически неотличимы друг от друга, и их довольно часто путали - например, при продаже. Ядро египетской коллекции изначально находилось в Кунсткамере (здание современной библиотеки РАН - ИФ) и попали в Эрмитаж только после революции. Здесь возникла элементарная путаница: хорошо, что мы это выяснили, но это не должно нас сильно удивлять", - подчеркнул эксперт.


Большаков отметил, что в коллекции Эрмитажа попытаются найти еще и мумию Бабат. А мумию Па-кеша придется переместить в другой саркофаг. Удивление специалистов вызвал тот факт, что Па-кеш был кастрирован.


"Вопрос кастрации - это действительно неожиданно. Он мог быть кастрирован прижизненно с целью сделать его евнухом, но это совсем не египетская практика: нам известен только один случай кастрации в молодом возрасте. Теоретически, возможно удаление тестикул в процессе мумификации, но это также нехарактерно для Древнего Египта. Это даже не редкость, а, скорее, уникальность", - сказал он.


Эксперты также обратили внимание на хорошее качество зубов покойного жреца.


"В наличии у мумии 30 зубов, с таким количеством зубов этот человек родился. Все они были здоровы - произошло только естественное стирание. Даже в наше время редкий человек может дожить до 35-40 лет и ни разу не "пострадать" от рук стоматологов", - отметил заведующий рентгенологическим отделением клинической больницы имени Соколова, проводившей исследование, Вячеслав Декан.


Степень стирания зубов позволила предположить, что Па-кеш погиб в возрасте 35 лет. В длину мумия достигает 160 см, однако прижизненный рост жреца мог быть на 10 см выше. По данным экспертов, Па-кеш страдал рядом заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также синдромом Марфана - наследственной патологией соединительной ткани.


На теле мужчины не было обнаружено украшений или амулетов, за исключением накладок на глаза. "Это интересные накладки на глаза миндалевидной формы. По плотности они соответствуют костной ткани - возможно, это фарфор или фаянс", - уточнил главный врач клинической больницы Соколова Яков Накатис.


В Отделе Востока в Эрмитаже находятся два саркофажных комплекса, состоящих из внутреннего и наружного деревянных саркофагов, в одном из которых с большой долей вероятности могла находиться исследуемая мумия. Во-первых, это саркофаги знатной замужней женщины по имени Бабат, которая была певицей в храме Амона-Ра, и, во-вторых, это саркофаги мужчины по имени Па-кеш, бывшем жрецом и начальником привратников фараона. Оба комплекса датируются концом XXV-XXVI династией (ок. 755 - 525 гг. до н.э.), происходят из столичного фиванского некрополя. Благодаря текстам, сохранившимся на саркофагах, известны родословные как Бабат, так и Па-кеша, оба этих человека относились к весьма состоятельной части общества Древнего Египта того времени, о чем свидетельствует качество оформления саркофагов, выставленных на постоянной экспозиции в зале № 100 Зимнего Дворца.

http://www.interfax.ru/culture/581622
Показать полностью
43

Тутмос III

Тутмос III История, Прошлое, История человечества, Древний Египет, Фараон, Тутмос III, Лига историков

Настоящее имя - Джехутимесу, тронный вариант - Менхеперра, Тутмос его греческая вариация. Шестой фараон Египта XVIII династии, правивший предположительно с 1490 года по 1436 гг. до н.э. Сын фараона Тутмоса II и наложницы Исиды. Долгое время был по сути только военачальником Египта, так как власть в своих руках держала Хатшепсут, сестра его отца и скорей всего жена, что для Древнего Египта было вполне нормально.



Приблизительно с 1468 года Тутмос III становится единовластным правителем Египта. В эти же года начинается его поход на восток, в земли Сирии и Палестины. Пройдя за двадцать один день от Нила до города Мегиддо в Северной Палестине, войско фараона осадило его. Город продержался семь месяцев, но в итоге сдался. Эта победа устрашила противников Тутмоса III и они поспешили признать его власть в Сирии и Палестине. Но и после этого властелин Египта ходил в походы (15 раз) на восток, взял Кадеш, Уарчет, Уллазу, Халпу и Кархемиш. Была завоёвана значительная часть Финикии вместе с городом Библ.



В 1458-1456 годах фараон начал войну с Митанни, державой Месопотомии и дошёл до самого Ефрата, ставшего естественной границей двух государств. Также Тутмос III дошёл на юге своих владений до четвёртого порога Нила, захватывая земли Нубии.


Интересной чертой этого фараона-полководца было то, что он старался вести войны поочерёдно, что ему и удалось. Скорее всего внешне выглядел Тутмос III так: невысокий, коренастый человек, с низким лбом, большим ртом, полными губами, резко очерченным подбородком и орлиным носом. Он был очень силён и страстно любил охоту. Будучи до мозга костей солдатом, фараон не был, однако, вовсе чужд наукам и искусству.



Тутмос III был пожалуй самый интересный для последующих поколений фараон Древнего Египта. Для своего времени это был великий завоеватель. Вот к примеру, ещё список городов, взятых этим правителем: Хамат, Дамаск, Хацор, Акко, Берит, Иоппия, Афек, Таанах.

На пикабу уже есть статья про Тутмоса III, но там именно про сражение.

Показать полностью
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: