Драконы Императорского флота, или Как построить малотоннажный авианосец

Драконы Императорского флота, или Как построить малотоннажный авианосец Длиннопост, История, Япония, Флот, Авианосец

Дурацкие международные соглашения не позволяют Японской империи строить столько авианосцев, сколько хочется. Огромные «Акаги» и «Кага» съедают две трети лимита на суммарный тоннаж. Но японцы не падают духом и незамысловатым образом обходят договорные ограничения. Как из бюрократических уловок и технических вывертов выросла гроза Тихого океана — в нашем материале.


Нормальные герои всегда идут в обход


Согласно Вашингтонскому договору об ограничении морских вооружений 1922 года, авианосцами считались «боевые корабли свыше 10 000 тонн стандартного водоизмещения, спроектированные специально и исключительно с целью нести самолёты». Придуманный японцами лайфхак лежал на поверхности: а давайте наклепаем маленьких, но злобных авианосцев меньше 10 000 тонн каждый, то есть не подпадающих под это определение!


Как вам такое, глупые гайдзины?


Сказано — сделано. В конце 1929 года был заложен первый такой корабль, получивший грозное имя «Рюдзё» — «Взвившийся дракон», — с заявленным стандартным водоизмещением 7100 тонн. Хотя даже по проекту в нём было на 800 тонн больше. Однако креативные сыны Ямато зря решили, что они тут самые умные. Оказалось, что у их бледнолицых коллег специально для таких хитро… глазых был запасён здоровенный болт с левой резьбой.

Драконы Императорского флота, или Как построить малотоннажный авианосец Длиннопост, История, Япония, Флот, Авианосец

При заключении в 1930 году нового — Лондонского — договора «дырка» в формулировке была закрыта. Теперь корабль считался авианосцем вне зависимости от водоизмещения. Так что фокус не прошёл, и 7100 «официальных» тонн «Рюдзё» из японского лимита были всё же вычтены. На авианосцы у них теперь оставалось аж 20 100 тонн — и ни в чём себе не отказывайте! Вдобавок был введён лимит ещё и на суммарный тоннаж крейсеров.


Коня и трепетную лань


Но пытливые умы из японского министерства ВМС опять не пали духом и вскоре выдали новый креатив. А давайте одним ударом катаны снесём сразу две головы: построим на весь оставшийся лимит не просто авианосцы, а «два в одном» — авианесущие крейсеры. Чтоб и самолёты, и из пушек по супостату пострелять, если что.


Шах и мат вам, гайдзины!


Техническое задание на пару новых кораблей сформулировали предельно «скромно»: максимально возможная авиагруппа плюс вооружение, бронирование и скорость, как у новейших тяжёлых крейсеров. Конструкторы хотели было поинтересоваться, не воткнуть ли туда ещё и блэкджек с гейшами, но вспомнили, что некий контр-адмирал Ямамото из управления морской авиации очень любит и то и другое, так что может и не понять сарказма.

Драконы Императорского флота, или Как построить малотоннажный авианосец Длиннопост, История, Япония, Флот, Авианосец

Так появился «проект № G6»: семь десятков самолётов, шесть 203-мм орудий главного калибра и 12 — универсального.


Адмиралам проект в целом понравился, так что они ограничились мелкими пожеланиями: увеличить количество самолётов до сотни, 127-мм «универсалок» — до 20, плюс 40 стволов зенитных автоматов. А ещё потребовали уменьшить водоизмещение.


Хотя бы до такого, чтобы не так сильно краснеть, когда придётся врать, что оно всего 10 050 тонн.


Тут конструкторы не выдержали и смиренно поинтересовались, не завалялись ли в закромах родного министерства ВМС какие-нибудь альтернативные законы физики, при помощи которых можно было бы реализовать все эти хотелки. В результате здравый смысл всё же победил, и следующий «проект № G8» был создан на основании более реалистичных требований: 72 самолёта, пять уже 155-мм орудий главного калибра, 12 «универсалок» и минимальное бронирование. Всё это удалось утрамбовать в 14 000 тонн стандартного водоизмещения.


Да несчастье помогло


Проект одобрили, и 20 марта 1934 года под него выделили деньги. А через четыре дня произошло событие, серьёзно повлиявшее на японское кораблестроение. Попавший в шторм миноносец «Томодзуру» помахал всем клотиком и совершил «поворот оверкиль». Расследование быстро выяснило причину — недостаток остойчивости. Проще говоря, на перевернувшийся корабль напихали слишком много «верхнего веса» — надстроек, орудий и прочих торпедных аппаратов. Лихорадочная проверка остальных единиц флота привела к неутешительному выводу.


С остойчивостью хреново везде.


Включая и «проект № G8», который начали аврально перекраивать, избавляя от того самого «верхнего веса». Из нового проекта окончательно исчезли «крейсерский» главный калибр и большая вертикальная дымовая труба, была радикально уменьшена надстройка, а нижний ангар «опустили» в корпус. Наконец, спустя восемь месяцев, состоялась закладка корабля, получившего название «Сорю» — «Синий дракон».

Драконы Императорского флота, или Как построить малотоннажный авианосец Длиннопост, История, Япония, Флот, Авианосец

От проекта с такой извилистой судьбой сложно было ожидать чего-то приличного на выходе. Однако авианосец оказался на удивление удачным. А следующий, спокойно доработанный корабль серии — «Хирю», или «Летящий дракон», — вообще стал лучшим «средним» авианосцем в мире. Правда, японским адмиралам пришлось делать ну очень честные глаза, рассказывая иностранным коллегам сказки про водоизмещение этих посудин.


В реальности оно было 15 900 и 17 300 тонн соответственно.


Первые полгода войны на Тихом океане эта сладкая парочка знатно поураганила от Пёрл-Харбора до Цейлона, пока им не настал полный Мидуэй. Где, кстати, именно пилоты с «Хирю» смогли напоследок отправить в нокаут американский «Йорктаун».


Жизнь после смерти


Но на этом история «драконов» не закончилась. Когда перед Японской империей встал вопрос серийной постройки авианосцев в условиях военного времени и ограниченных ресурсов, то именно «Хирю» стал основой для нового проекта. Японцы планировали наклепать аж 15 кораблей типа «Унрю» — опять «дракон», на этот раз «парящий в облаках», — но успели построить лишь три.


Источник