ДП-М (Дизель-Поезд Мытищинский)

ДП-М (Дизель-Поезд Мытищинский) Дп-м, Дизель-поезд Мытищинский, Длиннопост

ДП-М (Дизель-Поезд Мытищинский — дизель-поезд совместного производства завода «Метровагонмаш» и швейцарской компании Stadler Rail, построенный в единственном экземпляре в 2013 году. Отличительной особенностью данного дизель-поезда на Российских железных дорогах является наличие в его составе сочленённых модульных вагонов и расположение силового и тягового оборудования в специальных тягово-энергетических силовых модулях.

Ранее серия дизель-поезда обозначалась на его борту и в некоторых источниках как ДПМ (без дефиса). Приблизительно с 2016 года маркировка серии на самом поезде обозначается как ДП-М, такое же обозначение встречается и в различных источниках (в том числе на сайте завода-изготовителя).

Заводское обозначение — модель 770.10.

ДП-М (Дизель-Поезд Мытищинский) Дп-м, Дизель-поезд Мытищинский, Длиннопост

Идея создания нового дизель-поезда для железных дорог России возникла в конце 2000-х годов в период массового списания устаревших дизель-поездов серий Д1 и ДР1 и их замены на автомотрисы (рельсовые автобусы) серии РА1 и трёхвагонные дизель-поезда серии РА2 производства Мытищинского завода «Метровагонмаш», которые имели подвагонное расположение дизельных двигателей.

Такая компоновка двигателей позволяет увеличить пространство кузова для размещения пассажиров, но в то же время, ввиду ограниченности пространства под вагоном, не даёт возможности установить двигатели большей мощности, необходимые для вождения составов из большего числа вагонов без увеличения общего количества дизельных двигателей в поезде, что затрудняет использование поездов РА2 на маршрутах с большим пассажиропотоком. Необходимость производства дизель-поездов с внутривагонным расположением дизеля была обоснована проведёнными маркетинговыми исследованиями, показавшими неэффективность использования непрофильного подвижного состава на ряде российских неэлектрифицированных маршрутов и значительную потребность в дизель-поездах из четырёх и более вагонов для пригородного и межрегионального сообщения на них, а также отсутствие в России заводов, серийно производящих такие дизель-поезда

ДП-М (Дизель-Поезд Мытищинский) Дп-м, Дизель-поезд Мытищинский, Длиннопост

В 2008 году Мытищинский завод «Метровагонмаш», имеющий значительный опыт серийного производства дизель-поездов и автомотрис, выиграл тендер на проектирование и постройку дизель-поезда нового типа. Главным конструктором проекта был назначен Николай Полухов.

При проектировании нового дизель-поезда было решено использовать сочленённую модульную схему головных вагонов, разместив помещение дизельного двигателя и тяговое оборудование в отдельном промежуточном силовом модуле, соединённом через узлы сочленения с двумя более длинными пассажирскими модулями. Такая компоновка составов имеет ряд преимуществ по сравнению с поездами, у которых дизельный отсек расположен в одном вагоне с пассажирским салоном, в особенности в случае подвагонного расположения дизельного двигателя.

К таким преимуществам относятся:

-возможность установки более мощного дизельного двигателя (более 400 кВт — против подвагонного варианта);

-упрощённый доступ к дизельному двигателю и силовому оборудованию при проведении техобслуживания;

-защищённость силового оборудования от вандализма и аварий;

-замены требующего ремонта силового модуля другим без необходимости длительного простоя пассажирских вагонов;

-увеличение сцепного веса моторных тележек силового модуля за счёт частичного опирания на него пассажирских модулей через узлы сочленения;

-снижение уровня шума и вибрации от дизельного двигателя в пассажирском салоне;

-повышение пожарной безопасности за счёт расположения двигательного отсека в отдельной поездной единице (силовом модуле).

ДП-М (Дизель-Поезд Мытищинский) Дп-м, Дизель-поезд Мытищинский, Длиннопост

В России не было опыта производства и эксплуатации дизель-поездов сочленённой модульной конструкции, однако такой опыт имелся в странах Европы. Для упрощения разработки и производства нового дизель-поезда завод «Метровагонмаш» начал вести переговоры со швейцарской компанией Stadler Rail о совместной разработке нового поезда данной конструкции, и в 2011 году между ними был заключён совместный контракт на проектирование дизель-поездов с учётом российских требований эксплуатации и производство компанией Stadler силовых модулей для них. В пользу компании Stadler выступили наличие у неё большого опыта производства дизель-поездов и электропоездов с силовыми модулями и готовность к дальнейшей локализации производства этих модулей на территории России. При проектировании за основу конструкции пассажирских вагонов и модулей была взята конструкция дизель-поездов РА2 с рядом особенностей поездов Stadler GTW (англ.)русск., а за основу конструкции силовых модулей — конструкция силовых модулей Stadler GTW. В ходе разработки конструкции силовых модулей, получивших обозначение GTW+, компании Stadler пришлось внести изменения с учётом российского климата и повышенных нагрузок от опирающихся на них пассажирских модулей головного вагона, поскольку поезд планировалось изготовить из стали, в то время как фирма Stadler делала кузова своих поездов из более лёгких алюминиевых профилей. В итоге силовые модули были спроектированы практически «с нуля».

Значительная часть оборудования пассажирских вагонов поезда, включая системы управления и мониторинга, была разработана компанией Stadler и другими производителями. Тормозную систему для поезда разработала немецкая компания Knorr-Bremse.

Следует также отметить, что впервые для российского подвижного состава в конструкцию головного вагона нового поезда были включены энергопоглощающие элементы (крэш-система), смягчающие удар при столкновении.

ДП-М (Дизель-Поезд Мытищинский) Дп-м, Дизель-поезд Мытищинский, Длиннопост

В 2013 году завод Метровагонмаш выпустил опытный дизель-поезд, получивший обозначение ДПМ и номер 001, который стал первым для Российских железных дорог модульным дизель-поездом с расположением силового и тягового оборудования в специализированных силовых модулях. Силовые модули для этого поезда были целиком построены в Швейцарии компанией Stadler, на заводе в Буснанге (Stadler Bussnang AG). В России производилась лишь их установка на тележки, монтаж оборудования и сцепление с пассажирскими модулями.

Поезд был окрашен в жёлто-чёрно-серую цветовую схему и состоял из четырёх вагонов (восьми поездных единиц) — двух сочленённых головных, в свою очередь состоящих из двух пассажирских и одного силового модулей каждый, и двух промежуточных, позднее число промежуточных вагонов было увеличено до трёх. Учитывая, что головные вагоны состояли из трёх модулей и превосходили по длине стандартные вагоны, новый пятивагонный дизель-поезд по пассажировместимости был аналогичен составам из 6-7 вагонов стандартной конструкции. До этого дизель-поезда аналогичной вместимости на территории России не производились.

ДП-М (Дизель-Поезд Мытищинский) Дп-м, Дизель-поезд Мытищинский, Длиннопост

Осенью 2013 года на территории экспериментального кольца проводился IV международный салон Экспо 1520, где с 11 по 14 сентября был выставлен состав из одного головного трёхмодульного и одного промежуточного вагонов (половина поезда). Уже тогда на выставочном плакате было указано обновлённое обозначение серии (то есть ДП-М), в то время как маркировка на бортах вагонов оставалась прежней. Одновременно на выставке также демонстрировался поезд Stadler FLIRT модели 2300 для Эстонии, также имеющий сочленённую модульную компоновку и имеющий в составе силовые дизельные модули, но с расположением тележек под узлами сочленения.

18 февраля 2014 года дизель-поезд был отправлен для испытаний на экспериментальное кольцо ВНИИЖТа в Щербинке.

В течение 2014 года дизель-поезд проходил испытания в Щербинке и совершил ряд опытных поездок на линиях Московского железнодорожного узла, в частности линии Голутвин — Озёры, однако так и не был передан в пассажирскую эксплуатацию и был возвращён на завод.

По первоначальному контракту планировалось начать серийный выпуск дизель-поездов ДП-М и выпустить 50 составов, для которых были заказаны 100 силовых тяговых модулей GTW+, однако дальнейшая судьба данного проекта на начало 2018 года остаётся неясной.

В декабре 2015 года завод «Метровагонмаш» получил сертификат, позволяющий производить поезда ДП-М серийно, а единственный на то время выпущенный поезд с номером 001 приобрело ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» (ЦППК), при этом между ней и заводом также был заключён контракт о сервисном обслуживании поезда в течение 30 лет. Сама серия дизель-поездов к тому времени стала обозначаться как ДП-М, маркировка на самом поезде также была изменена.

ДП-М (Дизель-Поезд Мытищинский) Дп-м, Дизель-поезд Мытищинский, Длиннопост

В начале 2016 года поезд был передан на техническое обслуживание в ТЧ-22 Новомосковск-I Московской железной дороги и вернулся на линию Голутвин — Озёры, где начал совершать обкатку без пассажиров. По планам ЦППК, он должен был начать перевозить пассажиров с апреля.

Презентация ввода дизель-поезда ДП-М в эксплуатацию состоялась 15 марта 2016 года на станции Голутвин; при этом поездки на данной линии с пассажирами начались 5 июня 2016 года

ДП-М (Дизель-Поезд Мытищинский) Дп-м, Дизель-поезд Мытищинский, Длиннопост

Железная дорога

3.7K постов6.4K подписчиков

Добавить пост
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Если раскрасить то, что сейчас серое в телесный цвет, то станет понятно, что конструкторы ложили на заказчика, разрабатывая этот поезд.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Что за необоснованный жопоголизм?

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку