2

Дойдет ли до такого?

Участники:

-Лев Николаевич Толстой

-Православная церковь

-Религия как она есть

-Горькие размышления

Много текста, далёкого от развлечений.

К чему ведёт усиление церкви. На примере исторических фактов

«Отлучение Льва Толстого» от церкви. За что и почему ?


Очень важно понимать, что Л. Н. Толстой фактически был противником не только современной ему Церкви (как, скажем, Мартин Лютер), но и христианства в целом...В письме учителю А.И. Дворянскому от 13 декабря 1899 г. Толстой пишет: …«преподавание так называемого закона божия детям, есть самое ужасное преступление, которое можно только представить себе. Истязание, убийство, изнасилование детей ничто в сравнении с этим преступлением…»


Толстой не верил в подлинность, т.е.

«боговдохновенность» Евангелия, а исповедь считал поощрением безнравственности, так как покаянием и «прощением уничтожаются опасения перед согрешением». Безнравственны выдумки о рае и аде, обесценивающие значение доброй земной жизни, бескорыстной, а не построенной на хитром расчете после всех грехов обрести спасение с помощью покаяния. По Толстому все исторически сложившиеся религии препятствуют нравственности. Человек не может быть «рабом Божьим», потому что «Бог обязательно бы воспрепятствовал такой гнусности». Личность сама ответственна за свои поступки и не должна перекладывать её на Бога. Толстой отрицал догмат о Троице как противоречащий здравому смыслу вариант языческого многобожия.


В письме А.И. Дворянскому 13 декабря1899 года Толстой писал: «…Я ясно увидал, как должно и может счастливо жить человечество и как бессмысленно оно, мучая себя, губит поколения за поколениями, я все дальше и дальше отодвигал коренную причину этого безумия и этой погибели: сначала предоставлялось этой причиной ложное экономическое устройство, потом государственное насилие, поддерживающее это устройство; теперь же я пришел к убеждению, что основная причина всего — это ложное религиозное учение, передаваемое воспитанием».

Толстой действительно не верил в «личного живого Бога». Христос был человеком, зачатым и рождённым естественным образом. Толстой пытался освободить нравственность от сверхъестественных сил. Он считал, что сакральный объект веры - Бог есть, но это всего лишь лучшие личностные качества человека: любовь, добро, совесть, честность, труд. Достоинство, свобода, ответственность…


Выход в свет в 1899 году романа «Воскресение» и одновременное издание его за границей с сохранением всех текстов, изъятых цензурой в русских изданиях, привел в негодование и замешательство правительственные и высшие церковные сферы. Назначение в 1900 году первоприсутствующим в синоде митрополита петербургского и ладожского Антония, неоднократно ранее пытавшегося ускорить церковную расправу сТолстым, наконец, крайнее озлобление обер-прокурора Победоносцева, представленного в романе отталкивающей реакционной личностью под фамилией Топорова, — все это ускорило приготовления к отлучению Толстого. К концу февраля 1901 года многолетние усилия «отцов церкви» увенчались скандальным актом, ставшим на долгое время предметом недоумения и осуждения всеми нормально мыслящими людьми всех стран, народов и сословий.


С отлучением от церкви кончается первый период сопротивления правительства и церкви просветительной и обличительной деятельности Толстого, характерный отсутствием крайних мер преследования писателя. Самодержавие и церковь переходят к открытому наступлению на Толстого, поставив его церковным отлучением вне защиты силой религиозных догматов и даже как бы вне гражданских законов, что было крайне опасным, принимая во внимание бескультурье, религиозный фанатизм и черносотенный квасной патриотизм «истинно русских» людей, усиленно подогреваемые правительством и церковью в отсталых и реакционно-монархических слоях населения.


Итак, определение синода не было безобидным пастырским посланием, «свидетельством об отпадении от церкви», но являлось замаскированным призывом темной толпы изуверов и черносотенцев к физической расправе с Толстым. Подобно евангельскому Понтию Пилату синод выдал Толстого толпе фанатиков и «умыл руки». Охраняемая всеми установлениями и законами Российской империи, направленными к утверждению самодержавия и православия, церковь была оплотом и вдохновителем черносотенной реакции, и данный «отлучением» сигнал к расправе с Толстым представлял собой недвусмысленную и реальную угрозу.


Полицейско-жандармский аппарат и царская цензура замкнули кольцо вокруг Толстого. Было установлено особо тщательное наблюдение за каждым его шагом. Газетам и журналам запрещено печатание сведений и статей, имеющих отношение к отлучению. Принимались все меры к тому, чтобы пресечь какие бы то ни было выступления о солидарности с Толстым.


В романе «Воскресение» Толстой с присущей ему беспощадностью и потрясающей силой изображения осуществил давно задуманное им обличение церкви – лживость ее догматов и церковной обрядности, рассчитанной на обман народа, разоблачил порочность системы государственного управления, ее антинародную сущность.В ответ на это церковники стали особенно настойчиво требовать расправы с писателем. Победоносцев, пользуясь своим влиянием на царя, как его преподаватель в прошлом, а затем советник по церковным вопросам в связи с занимаемой им должностью обер-прокурора синода, добился согласия Николая II на эту расправу.


Ничто больше не сдерживало «святых отцов» русской православной церкви, синод получил свободу действий…


24 февраля. 1901 года «Церковные ведомости при святейшем правительствующем синоде» опубликовали нижеследующее определение святейшего синода от 20–22 февраля 1901 года о графе Льве Толстом, тотчас же перепечатанное всеми газетами и многими журналами:


Изначала Церковь Христова терпела хулы и нападения от многочисленных еретиков и лжеучителей, которые стремились ниспровергнуть ее и поколебать в существенных ее основаниях, утверждающихся на вере в Христа, Сына Бога Живого. Но все силы ада, по обетованию Господню, не могли одолеть Церкви святой, которая пребудет неодоленною во веки. И в наши дни Божиим попущением явился новый лжеучитель, граф Лев Толстой. Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой в прельщении гордого ума своего дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно пред всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его Матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь святая. В своих сочинениях и письмах, во множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он


-а) проповедует, с ревностью фанатика, ниспровержение всех догматов Православной Церкви и


-б) самой сущности веры христианской:


+1. отвергает личного живого Бога во святой Троице славимого,


2 отвергает Бога - Создателя вселенной ,


3 отвергает Бога - Промыслителя вселенной


+4. отрицает Господа Иисуса Христа – Богочеловека


+5. отрицает Иисуса Христа как Искупителя , пострадавшего нас ради человеков и нашего ради спасения


-6. отрицает Иисуса Христа как Спасителя мира


+7. отрицает воскресшение Иисуса Христа из мертвых


+8. отрицает бессеменное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии


+9. отрицает девство после рождества Пречистой Богородицы и Приснодевы Марии


-10. не признает загробной жизни


-11. не признает мздовоздаяния;


+12. отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвегнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию (причащение – одно из семи таинств).


Все сие проповедует граф Толствой непрерывно, словом и писанием к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем не прикровенно, но явно перед всеми, сознательно и намеренно отторг себя от всякого общения с Церковию Православною. Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Ныне о сем свидетельствует перед всей Церковию к утверждению правостоящих и к вразумлению самого графа Толстого. Многие из ближних его, хранящих веру, со скорбию помышляют о том, что он на конце дней своих остается без веры в Бога и Господа Спасителя нашего, отвергшись от благословений и молитв Церкви и от всякого общения с нею.


Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние и разум истины. Молим ти ся милосердный Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй, и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь.


П о д л и н н о е п о д п и с а л и:


Смиренный Антоний, митрополит С.-Петербургский и Ладожский

Смиренный Феогност, митрополит Киевский и Галицийский

Смиренный Владимир, митрополит Московский и Коломенский

Смиренный Иероним, архиепископ Холмский и Варшавский

Смиренный Иаков, епископ Кишиневский и Хотинский

Смиренный Маркел, епископ

Смиренный Борис, епископ”.


Л.Н. Толстой отрицал догматы 1-5,7-9,12 всего 8(7) (помечены знаком +), и не отрицал а) ,б),6, 8,9 (помечены -)


“Постановление синода... незаконно или умышленно двусмысленно; оно произвольно, неосновательно, неправдиво и, кроме того, содержит в себе клевету и подстрекательство к дурным чувствам и поступкам.”


* * *

Ту зиму семья Толстых проводила в Москве, в своем доме в Хамовническом переулке. Известие об отлучении было получено вместе с очередными номерами газет. В тихий переулок тотчас устремился людской поток, хлынули пачки писем и телеграмм.


Вот что записала 6 марта в своем дневнике Софья Андреевна Толстая:«Пережили много событий, не домашних, а общественных. 24 февраля было напечатано во всех газетах отлучение от церкви Льва Николаевича…Бумага эта вызвала негодование в обществе, недоумение и недовольство среди народа. Льву Николаевичу три дня подряд делали овации, приносили корзины с живыми цветами, посылали телеграммы, письма, адресы. До сих пор продолжаются эти изъявления сочувствия Л. Н. и негодование на Синод и митрополитов. Я написала в тот же день и разослала свое письмо Победоносцеву и митрополитам… Несколько дней продолжается у нас в доме какое-то праздничное настроение; посетителей с утра до вечера – целые толпы»…


Таким образом, первым откликом на определение синода было негодующее письмо С. А. Толстой митрополиту Антонию и Победоносцеву.Последний оставил письмо без ответа, но Антонию, подпись которого под определением стояла на первом месте, трудно было хранить молчание, тем более, что, как это будет видно дальше, письмо Толстой получило широкую известность.Более двух недель медлил Антоний, надеясь, что определение найдет поддержку в обществе, которая даст возможность синоду, не теряя престижа, выйти из нелепого положения, в какое поставила его слепая злоба к писателю. Однако эти надежды не оправдались. Напротив, недовольство синодом в стране день ото дня возрастало, о чем свидетельствовали получаемые им письма от представителей разных слоев русского общества, решительно осуждающие отлучение.Произошло небывалое в истории синода.

Первоприсутствующий член синода митрополит Антоний под давлением общественного мнения был вынужден выступить на страницах официального синодального органа с объяснением действий синода и оправданием «определения» и в заключение просить у жены Толстого прощения за то, что не сразу ей ответил.


24 марта 1901 года в «Прибавлении к № 12 неофициальной части «Церковных Ведомостей» приведены полностью письмо С. А. Толстой и ответ на него Антония.


Отменить анафему Л. Н. Толстого предлагали обновленцы в 1923 г.


Г.И.Петров. Отлучение Льва Толстого от церкви. М.1978 г. стр.29.


//письмо опубликовано в Собрании сочинений Л. Н. Толстого, изд-во «Художественная литература», Москва, 1984 год.

Найдены возможные дубликаты

0
Как же вы все уже задолбали...
хотят люди верить в Бога и Церковь - это их дело. Не хотят - тоже.
раскрыть ветку 3
0
Сорри, что отвечаю под комментом, не получается ответить на пост в приложении под андроид, но спасибо ТС за познавательную информацию. И обвинили Толстого по всем пунктам грамотно - отрицаешь Писание, значит отрицаешь все, что там имеется. А, по мне, думающий был человек, не сомневается только дурак
0
Очевидно же, что как раз-таки, дело во ВЗАИМНОМ уважении каждого из этих желаний.
раскрыть ветку 1
0
Согласен. Но зачем начинать и продолжать? Каждому надо начать с себя.
0
Кто такой Толстой, а кто эти клоуны?
раскрыть ветку 1
0
Сейчас современного Толстого нет, а вот клоуны плодятся с бешеной скоростью.
Похожие посты
85

Добрый, добрый Павел. Часть 3. Церковь

Автор: Дмитрий Хандога.

В предыдущих сериях:

Добрый, добрый Павел... Часть 1

Добрый, добрый Павел. Часть 2. Армия


Сегодня, уважаемый читатель, мы поговорим об отношении Павла к духовенству и о религиозной политике этого императора. Вопрос этот немаловажен, поскольку некоторыми исследователями и публицистами выносится одной из причин того, почему Православная церковь так спокойно отнеслась к трагическим событиям, связанным с убийством Павла Петровича.

Добрый, добрый Павел. Часть 3. Церковь Cat_cat, История, Россия, История России, Российская империя, Церковь, Длиннопост

Всем привет, с вами опять император Павел, и сегодня у него «шапка набекрень»… Ладно, это он в мальтийских регалиях!


Нельзя сказать, что царь всячески нашу официальную религию как-то притеснял. Напротив, те реформы в церковной жизни, которые были им проведены, весьма положительно сказались на материальном и моральном положении духовного сословия.


Во-первых, им было обращено внимание на рядовых священников, служащих в селе и в городах, т.е. на самую, можно сказать, бесправную во все времена часть этого ведомства… Вы недоверчиво улыбнулись, наверное? Верю, что такое может восприниматься с большим трудом, поскольку и в СМИ, да и что греха таить, собственными глазами, порой, видишь, как что ни Храм Божий, так дорогие машины на парковке (может, я плохо смотрел, но сам лично видел подобное редко). Однако, умоляю вас, не делайте быстрых выводов! Приходы бывают разные. Так есть сейчас, таковое было и в веке восемнадцатом. Понимаете, многое зависит и в том числе от того, чем ещё занимается священник, помимо церковных служб. Немалое количество батюшек безропотно «тянет свою лямку», пытаясь прокормить свои многодетные семьи (ну что ж поделать, если приходится соблюдать некоторые установленные правила построения «православной семьи») и всецело завися от правящего архиерея, который для них «царь». Кто-то, помимо осуществления треб, занимает какие-либо должности в епархии, а отсюда может иметь нужные связи с «хорошими людьми», но очень много духовных лиц, «отпуская нам грехи» и «творя» Таинства, иного заработка в жизни более не имеют. У католиков в этом смысле проще: ты один, и думаешь только за себя и за своих духовных чад, но в Православной церкви немного не так, и представители «белого» (т.е. не монашеского) духовенства, порою, могут даже бедствовать.


В веке восемнадцатом положение было ничуть не лучшим и контраст между, например, настоятелем какого-нибудь богатого монастыря и простым приходским батюшкой был также заметным.


Павел Петрович вносит изменения в действующее законодательство, согласно которому теперь вдовам священников может быть положено пенсионное содержание. Сиротам же того сословия был установлен «льготный» порядок для поступления и дальнейшего обучения в образовательных учреждениях РПЦ.


Вообще, царь пристально следил за некоторыми вещами, помимо армии. Например, митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому он, будучи в Минске, написал следующее:

«Нашел в нынешнее мое путешествие, что в некоторых церквах во время причастия вместо концерта поют стихи, сочиненные по произволению. Желаю, чтобы от Синода предписано было всем епархиальным архиереям, дабы никаких выдуманных стихов в церковное пение не употребляли, но вместо концерта пели бы или приличный псалом, или же обыкновенный каноник»

Поэтому, как вы видите, вопрос грамотности и образования в этом сословии, Павел Петрович ставил во главу угла.


Также, для священнических сирот устанавливалось, что не обязательно такой человек должен был идти именно по духовной части, он мог стать учителем, ну а мог и солдатом …


Более того, если ранее деревенский священник сам вспахивал свой земельный надел, то теперь прихожанам было поставлено в обязанность содержать своего духовного отца.


Однако, дорогой читатель, такая доброта со стороны верховной власти была далеко, ой, далеко неспроста! Дело в том, что когда анализировались причины и ход крестьянских волнений, то выяснилось, что немалое количество рядовых священников выполняли у восставших роль замполитов, а в некоторых случаях даже и подстрекателей к бунту. Понимаете, крестьянское сословие в своей подавляющей части было неграмотным. Составить обращение на имя губернатора или царя, зачастую, могли только представители духовенства (как и обращение к возможным участникам мятежа).


Монашествующие жили или в городах, или в выделенных для них строениях сравнимых с крепостными сооружениями, и потому часто были «далеки от своего народа». Да и жилось им очень даже неплохо, особенно монастырям (а если он ещё и в крупном городе/его пригороде… Хм, ну посмотрите хотя бы на Александро-Невскую Лавру в Петербурге, или Свято Троицкую Сергиеву Лавру в Подмосковье). Ну, а сельский священник – он свой, он родной, его все знают, и живется ему, также, или, быть может, чуть получше остальных. Ему и всё доверие.


Таким образом, давая рядовому духовенству льготы, а также накладывая на прихожан обязательства по содержанию земельного надела принадлежащего Храму, государственная власть противопоставляла одних другим, возможно, дабы священнослужители понимали за что они «воюют». К слову, теперь священника и телесным наказаниям можно было подвергнуть только после низвержения из сана!

Добрый, добрый Павел. Часть 3. Церковь Cat_cat, История, Россия, История России, Российская империя, Церковь, Длиннопост

Император Павел напоминает, что в России нет значительного человека, кроме того, с кем он разговаривает, и лишь на то время, пока он с ним разговаривает! Так что, ЦЕНИ МОМЕНТ, дорогой читатель!


Однако, и тут было все не так просто, ибо теперь возникло «требование к служебному поведению», согласно которому батюшка не мог вот так просто войти в тогдашнюю пивную и на глазах у своих чад «залиться по полной схеме» до состояния «выноса тела».


Да, жалование увеличили почти вдвое, для земельных наделов нашли «рабочие руки», но! НО! Но будь любезен соответствовать своей должности!


Помимо этого, на рядовых священников налагалась прямая обязанность на всех «сходах» супротив государственной власти быть миротворцами, увещевать православных «идти по домам и не шалить». Для того что бы все было более действенно, вдогонку батюшкам запретили помогать крестьянам писать жалобы в тогдашние компетентные органы.


В принципе, ограничения незначительные, если сравнивать с размером дарованного профита, НО (опять это «НО»!) было кое-что такое, что нашу Церковь стало очень и очень морально обижать. Точнее, БЫЛИ!


Во-первых, его терпимая политика по отношению к старообрядцам-поповцам, в коих официальная религия видела серьезных конкурентов. Понимаете, если расписывать о том, кто такие поповцы, а кто такие беспоповцы, то правильней делать отдельный материал (а с нашим нынешним законодательством, когда исключительно из христианского сострадания и заповеданного Господом всепрощения могут «накатать» на автора жалобу, это ещё и опасно!). Скажу лишь, что в XVII веке, после непринятия части церковных реформ, случился у нас Раскол, ну а противники тех самых реформ разделились на вышеназванные группы.


И вот представителям простонародья, кто с грамотностью был не в ладах, войдя в поповскую старообрядческую Церковь очень легко было «заблудиться» ибо очень многие вещи у нас действительно похожи. Кроме того, сами старообрядцы были русскими, т.е. своими, и могли легко завлечь к себе (правда,вопрос: на кой оно им? — но государственная власть так не думала). Конечно, наши предки не были большими дураками, чтобы совсем не понимать разницы, но риск был огромен. Тем не менее, «дониконовских» православных было решено перестать кошмарить.


Терпимая позиция верховной власти способствовала тому, что многие раскольники-поповцы становились «единоверческими общинами», т.е. подчинялись официальной церкви, притом служа по «старому обряду».


Во-вторых, Павел Петрович достаточно благожелательно относился к представителям Католичества, чего до него ещё ни разу в России не было. Дело дошло до того, что иезуитам (к слову, организация в те годы была гонимой в самом Риме) было разрешено открыть свой филиал и католический Храм святой Екатерины, что на Невском проспекте, был отдан им в абсолютное пользование. Самым смешным, конечно, в ситуации применимой к католичеству было то, что нашего императора, бывшего дважды женатым, православного, и не имевшего духовного образования, сделали магистром Мальтийского ордена.

Добрый, добрый Павел. Часть 3. Церковь Cat_cat, История, Россия, История России, Российская империя, Церковь, Длиннопост

Филипп Москвитин. «Перенесение мальтийских святынь императором Павлом»


Не, понятно, конечно, что жить хотят все, и что Наполеон, взяв Мальту, занялся «ликвидационным балансом» данной организации и им надо было выкручиваться, но, на мой взгляд, это было перебором! Впрочем, к нашему царю это не относится потому что он всего лишь «принял приглашение», а вся ответственность за идею лежит исключительно на тогдашних иоаннитах.


А ещё государем пресекались действия по притеснению униатов, коих было немалое количество на территории современной Белоруссии.


Злые языки в нашей Церкви распускали панические слухи, что православный русский царь продался принял веру клятых «латинян» и хочет все население опять «брить» по западному образцу, как уже было лет 100 назад….


Тут надо сказать, что основания для слухов-то были, и были серьезные, ибо в декабре 1798го он написал письмо Папе Римскому Пию VI, где называет того «державнейшим государем», так ещё и дает обоснование того, почему иоаннитам следует быть в России...

Добрый, добрый Павел. Часть 3. Церковь Cat_cat, История, Россия, История России, Российская империя, Церковь, Длиннопост

Папа Римский Пий VI… Не иначе как письмо от нашего царя читает!


Далее, иезуитов «в дом привел», и магистром католического ордена стал, и опять же, о чем-то подолгу болтает с должностными лицами Католической церкви… Странно это всё, ой, странно!


Хотя, дорогой читатель, честно говоря, когда я прочитал упоминаемое письмо, то ничего компрометирующего не нашел. Однако, для того периода Истории некоторые вещи могли действительно звучать странно. Типа, виданное ли дело, в «Третьем Риме» и латиняне?


О возможном «возобновлении евхаристического общения» православных и католиков, лично моё мнение, как автора, всё это не более чем слухи, т.к. Павел родился, рос и жил в России и прекрасно понимал гибельность таких вещей. Да, была робкая попытка предложить подобное, когда генерал ордена иезуитов Габриэль Грубер пришел в церковный Синод с предложением «Чё-как, коллеги, объединяемся?», но русские иерархи, возможно прикинув, что, а вдруг, помимо российской казны ещё и в казну Рима платить придется, как один встали на защиту чистоты и интересов нашей веры.

Добрый, добрый Павел. Часть 3. Церковь Cat_cat, История, Россия, История России, Российская империя, Церковь, Длиннопост

Тот самый Габриэль Грубер, которого «не поняли»


Таким образом, всё осталось на уровне предложений, и далее слов не пошло, т. е. всё это было несерьезно, и сам царь понимал, что оное вряд ли осуществимо. Само католическое духовенство к подобным вещам относилось настороженно, а то кто этих русских знает: сегодня очередную унию заключим, а завтра, глядишь, папа будет не какой-нибудь представитель христианской части Средиземноморья, а суровый мужик с бородой, строгим взглядом, тяжелым посохом и возгласом о том, что я, дескать, за вами всеми слежу и всех вас насквозь вижу…..!!!


В качестве итога к данной части хочу сказать, что проводя политику веротерпимости, император, как и его предшественники, на официальном уровне не позволял православному перейти в какую-либо иную конфессию, что лишний раз показывает нам огромную разницу между понятиями «Веротерпимость» и «Свобода вероисповедания». Я полагаю, что все же Россия могла быть близка к тому, чтобы от разрешения «справлять свой обряд» дойти до возможности выбирать то, к какой конфессии каждый хотел бы принадлежать (ну, если бы кому-либо такое потребовалось)! Впрочем, это, всё же, XVIII век, и об этом тоже нельзя забывать!


С уважением ко всем прочитавшим,

Хандога Дмитрий.


Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_27508

Автор: Дмитрий Хандога. Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_257533688

Личный хештег автора в ВК - #Хандога@catx2, а это наш Архив публикаций за апрель 2020


Администрация Пикабу предложила мотивировать авторов не только добрым словом, но и материально.

Поэтому теперь вы можете поддержать наше творчество рублем через Яндекс-деньги: 4100 1623 736 3870 (прямая ссылка: https://money.yandex.ru/to/410016237363870) или по другим реквизитам, их можно попросить в комментах. Пост с подробностями и список пришедших нам донатов вот тут.

Показать полностью 4
161

Монахи-воины в России

Автор: Дядя Ваня.

"Повеселевший перед боем

Седобородый старый волк

Архиепископ за собою

Вел конный свой владычный полк"

Когда кто-то произносит словосочетание "монашеский орден", или "воин-монах", то в голове моментально всплывает образ западных крестоносцев, берущих какой-нибудь замок неподалеку от Иерусалима, или же вспоминаются события вторжения в новгородские земли.

Но вот о русских воинах-монахах знают только разве их прямое участие в Куликовской битве, которая являлась определяющим событием не только в светской, но и в духовной жизни. А дальше... А как будто и не было этих боевых монахов среди православных.


И все же они были. Мнения о том, что православный священник всего лишь хлипкий старичок или толстопузый поп не всегда близки к реальности. Ведь, как и пастух, отгоняющий волков от своего стада, священник в дни опасности тоже должен защищать свою паству. И нередко было так, что в критические моменты можно было увидеть среди войска не одного или двух монахов, а целый полк.

Да и времена были не спокойные: то кочевники набегут, то романтики с большой дороги решат заскочить. Всякое бывало. А пока войско князя до монастыря дойдет, то супостата уже и след простыл. Поэтому то многие монастыри, особенно на границах страны имели все нужное для обороны.

Но больше всего пришлось браться за оружие монахам Соловецкого монастыря.

С 1571 по 1611 год братия самолично отбивалась от нападений шведов и ливонцев.


Они настолько прокачали свой скилл владения оружием, что в середине XVII века местный воевода просто сдал игумену (настоятелю монастыря) все дела, ключи от хранилищ с едой и боеприпасами, а сам свалил в Москву.

Стоит отметить, что в монахи не всегда идут люди, как принято говорить «не от мира сего». Зачастую туда удаляются и профессиональные военные и не только из числа рядовых. Так что, возможно и на соловках в тот момент находились такие люди.

А уж если вспомнить оборону Троице-Сергиевой лавры в годы Смуты, и как иноки совершили вылазку, захватив людей, оружие и вдовесок три пушки, то можно сразу понять, что монашествующие люди зачастую не были безобидными одуванчиками.

Монахи-воины в России Cat_cat, История, Монах, Монастырь, История России, Война, Церковь, Религия, Длиннопост

Оборона Троице-Сергиевой лавры.


Но недолго соловецким монахам пришлось мирно жить. Начались Никоновские реформы, а монастырь, находящийся на отшибе от всего мира, принял консервативную точку зрения и поддержал раскольников в 1667 году. Братия натурально взяв в руки оружие восстала против Москвы. А как мы помним, воевода отбыл в 1637 году и дать отпор боевитым монахам было некому. То есть ровно тридцать лет ребята не только молились, но и успешно практиковались с оружием.

Реакция столицы была мгновенной, но несущественной: на остров отправили всего примерно сотню стрельцов во главе с Игнатием Волоховым. На предложение договориться и найти консенсус, был послал к дьяволу, а при попытке штурма был встречен пушечными выстрелами.

Монахи-воины в России Cat_cat, История, Монах, Монастырь, История России, Война, Церковь, Религия, Длиннопост

Вылазка иноков и бельцов во время осады лавры поляками


Осада шла с перерывами вплоть до 1672 года, когда Волохова заменил другой воевода. Но и тогда, при увеличении количества осаждавших, взять монастырь не удавалось до 1676 года. Все это время монахи успешно отбивались. Доходило до того, что стрельцы отказывались стрелять по святому месту, и их приходилось менять другими, преимущественно из наемников или новокрещенных европейцев.

И все равно монастырь стоял. Стоял, пока по законам жанра не нашелся предатель, который сообщил о слабостях в монастырских стенах.

Под покровом метели стену быстренько разобрали, и ворвались внутрь. На тот момент войско осаждавших было преимущественно из новообращенных в православие, так что беспринципная резня не стала из ряда вон выходящим событием. Из пятисот защитников выжило всего четырнадцать, часть из которых отправили в ссылку.

Почему так долго держался монастырь? Дело в том, что местные поморы, видя обитель не только как духовное место, но и как оборонное сооружение, с охотой делились провизией, а монахи все это бережливо хранили. Плюс на первом этапе осады количество стрельцов не позволяло нормально окружить монастырь, и нет-нет, да и можно было выбраться за пропитанием.

Монахи-воины в России Cat_cat, История, Монах, Монастырь, История России, Война, Церковь, Религия, Длиннопост

Казнь мятежников Соловецкого монастыря.


На этом эпизод из жизни боевых монахов Соловецкого монастыря заканчивается, и повторится уже при осаде во время Крымской войны, но это уже совсем другая история.


Источник: https://vk.com/wall-162479647_130296

Автор: Дядя Ваня. Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_257748560

Личный хештег автора в ВК - #Дядя_Ваня@catx2, а это наше Архив постов. Январь 2020

Показать полностью 3
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: