Доспехи крылатой пехоты. Ранние БМД

Воздушно-десантные войска, получив авиадесантные самоходки, поначалу успокоились – хоть и паршивенько, но задачи по поддержке десанта выполнять они могли. Правда, для начала пехоте БЕЗ бронетехники нужно было захватить аэродром, дабы было куда посадить транспортник и где выгрузить из этого самого транспортника АСУшки. Естественно, что такой подход к десантированию техники резко усложнял выполнение главной задачи ВДВ – десантирование в тыл и удержание кольца окружения за линией фронта. Дядя Вася Маргелов задумался.


Поначалу исходить ему было попросту было не из чего – попросту не было нужной авиации. Однако уже в 1959 году полетел Ан-12, а в 1966 – Ан-22, что дало командующему ВДВ поле для проработки. Масса новой машины уже гораздо менее ограничена, а значит, можно использовать отличную от самоходок компоновку.


Ещё одним фактором, повлиявшим на появление БМД, стала БМП-1. А что – лёгкая бронемашина, могущая и десант возить, и по танку пострелять (ну, так думали). Вот только тяжеловата, да и размеры великоваты для Ан-12. Но концепция хороша – то, что надо для ВДВ. Так что ещё до завершения разработки БМП-1 Василий Маргелов санкционировал разработку машину аналогичной концепции для нужд своих орлов.


Главной проблемой было ограничение массы. Всё же Ан-12 мог таскать не так много – поначалу что-то около 20 тонн. Однако главное даже не это. Машину нужно было сбрасывать с воздуха. Размеры БМД были заданы из условий свободной вытяжки машины парашютом через грузовой Ан-12, а боевая масса — из условий сохранения устойчивости полета самолета в момент выброса машины вместе с парашютной системой. При этом по боевым параметрам новая машина должна была соответствовать БМП.


Очумелые ручки


На предложение откликнулись несколько организаций – КБ Мытищинского машиностроительного завода во главе с гуру лёгкой бронетехники Н. А. Астровым, КБ ВНИИ-100 (В. С. Старовойтов) и КБ Волгоградского тракторного завода (И. В. Гавалов). Сразу же оформились различия в понимании задач. Первые двое полагали, что машина сильно массовой не будет, а потому нужно максимально использовать уже существующие агрегаты, в основном автомобильные. Кроме того, этот подход предполагал размещение МТО спереди, а сзади – совмещённое десантно-боевое отделение.


ВНИИшники, судя по описанию, предложенному в статье «Броня "Крылатой пехоты": История создания боевой машины десанта» М. В. и И. В. Павловыми (сохранились фотографии только вариантов КБ ВгТЗ), решили построить машину, слегка схожую с БМП-1 по компоновке:


Двигатель с его системами и агрегаты трансмиссии были размещены в передней части корпуса у правого борта. Система охлаждения двигателя — вентиляторная, выполненная по схеме БРДМ-2 с одним радиатором. Механик-водитель располагался в отделении управления слева от двигателя. За механиком-водителем в МТО уступом от левого к правому борту были установлены три сиденья для десантников, за которыми находилось боевое отделение (башня с вооружением). Башня с вооружением, заимствованная у БМП «Объект 765», была установлена со смещением от продольной оси машины к левому борту.
Такая установка башни была вызвана необходимостью частичного устранения поперечной неуравновешенности, вызванной смещением МТО и обеспечением прохода десантников к кормовым дверям, предназначенным для посадки и высадки десанта. В башне размещался наводчик. За башней около кормы располагались еще два сиденья для десантников. Около рабочего места каждого из них имелись установки для стрельбы из личного оружия. В боекомплект машины входили 20 активно-реактивных выстрелов к 73-мм орудию, две управляемые ракеты ПТРК «Малютка» и 2000 патронов к пулемету.

Такая компоновка имела целый ряд недостатков:


-Пехотинцы не имели возможности вести огонь без спешивания;

-Экипаж не мог легко и быстро покинуть аппарат в случае чего;

-Был риск нарушения герметичности;

-Неуравновешенность из-за смещения МТО на один из бортов и уменьшения толщины передних бронелистов;

-Сильно сокращённый БК.


Мытищинцы предложили три проекта. Первый представлял собой развитие АСУ – самоходка с ограниченными во всех плоскостях углами наведения орудия Гром, а так же ПУ для ПТРК Малютка. Коренным отличием от АСУ-57 и 85 было наличие возможности плавать за счёт перемотки гусениц и наличия десантного отсека. БК – 30 выстрелов к орудию, из которых 15 – в АЗ. Вылезти из машины можно было через крышу.


Второй вариант был уже ближе к тому, что требовал Маргелов. Орудие то же, но уже в двухместной башне и с АЗ в забашенной нише. Впереди сидели мехвод и два десантника, ещё двое сидели сзади. Машина плавала уже за счёт водомётов.


Третий вариант представлял из себя практически уменьшенную БМП-1, разве что во лбу сидели мехвод, командир и десантник. Башня была одноместной. Вылезали десантники из машины через корму либо люки в крыше (для тех, кто спереди).


Все три мытищинца имели серьёзные недостатки:


Перетяжелённость и уменьшенный радиус действия;

-Невозможность вести огонь прямо вперёд из личного оружия десантников, только из Грома и спаренного с ним пулемёта;

-Повышенная пожароопасность из-за использования карбюраторного двигателя и баков в боевом отделении;

-Однако и проект ВНИИ-100, и проекты КБ ММЗ нельзя было быстро и скрытно подготовить к транспортировке и десантированию не на аэродроме, их нельзя было быстро погрузить в Ан-12.


Тут-то и подоспели волгоградцы. Они единственные при проектировании пошли на поводу у ТТТ, а не стали городить нечто под них не очень подходящее. Поначалу они предложили два варианта будущей БМД, оба получили индекс Объект 915.

Доспехи крылатой пехоты. Ранние БМД Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Техника, Военная техника, Бмд

Первый вариант оказался чем-то весьма нетривиальным. Восприняв требование ведения огня из личного оружия в переднюю полусферу как руководство к действию, конструкторы пошли на радикальные меры. Впереди в корпусе сидели три десантника и могли стрелять из трёх же пулемётов. В башне слева от орудия сидел оператор-наводчик. А справа сидел мехвод, имевший свою собственную башенку для того, чтобы вести машину задом на скорости переднего хода. Двое оставшихся десантников сидели по бортам за башней. Также сзади находились МТО и люк для покидания машины. В августе 1964 года построили макет машины для отработки такой компоновки. Вооружение отвечало всем требованиям – 73 мм орудие Гром (40 снарядов), 4 7.62 пулемёта (один спаренный, по тысяче патронов на каждый), 2 ПТУР Малютка. Прорабатывался вариант с двумя 14.5 мм КПВТ вместо основного орудия. Волгоградцы явно что-то знали о Громе. Внутри также имелся комплекс ПАЗ. Двигатель дизельный, 250 лошадок в комплекте. Максималка по шоссе ожидалась 65 км/ч, а на воде с использованием водомётов – 12 км/ч. Ну и главная фишка – гидропневматическая подвеска. Она позволила упростить подготовку машины к авиадесантированию парашютным бесплатформенным способом.


Ранее существовал следующий порядок подготовки машины, например, авиадесантной самоходной установки АСУ-57, к сбросу на парашютах.
Машина въезжала на амортизационную платформу и крепилась к ней. Парашютная система крепилась к платформе и укладывалась сверху машины. Этот лишенный подвижности груз доставлялся на аэродром и с помощью подъемно-транспортных средств устанавливался в самолет. Порядок погрузки БМД, разработанной конструкторским бюро ВгТЗ, был упрощен. Парашютная или парашютно-реактивная система крепилась не к платформе, а непосредственно к корпусу машины и укладывалась на нее сверху. Машина своим ходом въезжала по трапу в самолет, на транспортере которого уже была установлена амортизационная платформа.
Въезд машины в самолет и на платформу производился на максимальном клиренсе. Затем машина опускалась днищем на платформу и крепилась к ней.
После осуществления дальнейшего поджатия опорных катков амортизационные устройства подкладывались и под гусеницы. Эта система подготовки машины к десантированию парашютным способом позволила уменьшить массу амортизационной платформы.
«Броня "Крылатой пехоты": История создания боевой машины десанта». М. В. и И. В. Павловы

Масса машины составила примерно 7 тонн. На её базе тут же распланировали целое семейство с плавающим лёгким танком, БТР, ремонтно-эвакуационной машиной, установкой ПВО, командно-штабной машиной и топливозаправщиком.

Доспехи крылатой пехоты. Ранние БМД Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Техника, Военная техника, Бмд
Доспехи крылатой пехоты. Ранние БМД Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Техника, Военная техника, Бмд

Второй вариант имел более консервативную компоновку, что, впрочем, не мешало ему иметь в остальном унификацию с первым вариантом. В варианте 2 мехвод сидел впереди по центру корпуса, а его окружали командир отделения и один десантник. Они получили по пулемёту. Остальные трое десантников устроились за боевым отделением. Оно было унифицировано с таковым на БМП-1 и было одноместным. Покинуть машину можно было через кормовой люк, а также через люки на крыше корпуса и башни. Масса новой машины составила 6.72 тонны, а при десантировании (за счёт отдельного десантирования экипажа и части БК) – 5.95 тонны. Бронекорпус изготавливался из специального алюминия. Запас плавучести оставлял возможность для стального бронекорпуса. Масса такой машины составила бы 8.5 т (7.2 т при десантировании). Именно этот вариант и стал основным, когда ВгТЗ выиграл конкурс в 1965 году. Дело в том, что он был чуть легче, чем первый вариант. К 1967 году появились опытные образцы, а в 1969 году Объект 915 встал на вооружение под индексом БМД-1.

Доспехи крылатой пехоты. Ранние БМД Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Техника, Военная техника, Бмд

За время эксплуатации БМД-1 модернизировалась всего однажды. В конце 70-х был создан вариант БМД-1П. Он отличался новым ПТРК, появлением в БК ОФС (в соответствии с аналогичными изменениями БМП-1), а также мелкими изменениями внутри. Всего БМД-1, БМД-1К, БМД-1П и БМД-1К выпустили около 3800 штук, на экспорт их почти не поставляли.

Доспехи крылатой пехоты. Ранние БМД Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Техника, Военная техника, Бмд

БТР-Д

Доспехи крылатой пехоты. Ранние БМД Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Техника, Военная техника, Бмд

БТР-РД

Доспехи крылатой пехоты. Ранние БМД Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Техника, Военная техника, Бмд

БТР-ЗД с ЗУ-23-2 в Чечне


На базе БМД-1 было построено некоторое количество машин.


Первой стал БТР-Д. Ещё во время проектирования БМД-1 стало понятно, что посадить всех десантников на броню необходимо, но сложно. Вместимость БМД всего 7 человек, считая экипаж. Нужно что-то более автобусообразное, пусть и слабее вооружённое. Было принято решение о разработке новой машины на базе БМД для унификации шасси. Тем не менее, база БТР-Д всё же отличается от базы БМД-1 за счёт удлинения на один каток ходовой (+ 483 мм к общей длине машины). Кроме того, забрали башню, выдав вместо неё два 7.62 мм пулемёта. В результате образовался большой десантный отсек по центру, куда умещается десять десантников. Два пулемёта курсовые, пулемётчики окружают мехвода. Спустя ещё несколько лет на базе уже БТР-Д разработали целый ряд ББМ с различными задачами. Было сделано несколько разных КШМ, противотанковый комплекс БТР-РД Робот, вооружённый четырьмя ПТУР Конкурс или Фагот, БТР-ЗД Скрежет, в одном варианте являющийся перевозчиком для бойцов с ПЗРК, а в другом – базой для установки ЗУ-23-2, тем самым превращаясь в эрзац-БМП, БРЭМ-Д, а также ещё целый ряд машин для артиллеристов.


Дальше в 1971 году появилась командирская машина БМД-1К, отличавшаяся набором радиооборудования. Одновременно с появлением БМП-1П БМП-1К модернизировали до уровня БМП-1ПК.


С появлением БМД-1 на вооружении АСУ начали снимать с вооружения ВДВ, однако необходимость артподдержки десанта сохранялась. Поэтому в 1976 году на базе шасси БТР-Д началась разработка 120 мм самоходной авиадесантируемой пушки-гаубицы-миномёта 2С9 Нона-С, а производство началось в 1979 году.

Доспехи крылатой пехоты. Ранние БМД Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Техника, Военная техника, Бмд

Нона-С


К концу 70-х стало понятно, что орудие 2А28 Гром никуда не годится. Нужно что-то новое. К 1983 году, когда уже активно эксплуатировалась БМП-2 с 30 мм орудием 2А42, ВгТЗ получил ТЗ на создание БМД с этим орудием. При этом необходимо было максимально унифицировать новую машину с БМД-1. Было принято решение попытаться смонтировать на тот же погон и бронекорпус новую башню под 30 мм орудие. Сделать это удалось, однако пришлось сократить БК пушки до 300 снарядов, а также БК пулемётов. Кроме того, по просьбам командиров ликвидировали одну курсовую пулемётную установку во лбу. Также переделали ПУ для ПТУР Фагот и Конкурс, переместив её на крышу, а в походном положении – на ВЛД. Всё остальное без изменений перешло с БМД-1 на новую машину, получившую индекс Объект 916. Быстро прошли испытания, и уже в конце 1984 года началось серийное производство БМД-2, вставшей на вооружение в 1985 году. В 2012 году появилась модификация БМД-2М, которая включала в себя новую спаренную ПУ ПТУР Корнет и новую же систему управления огнём с тепловизором. Всего БМД-2 и БМД-2К построили порядка 700 штук, 600 из которых сейчас в России.

Доспехи крылатой пехоты. Ранние БМД Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Техника, Военная техника, Бмд

БМД-2. Судя по всему уже после выброски

Доспехи крылатой пехоты. Ранние БМД Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Техника, Военная техника, Бмд

БМД-2М


Таки что нам с этим делать?


БМД-1 начала производиться серийно ещё с 1968 года, тогда же она пошла и в войска. Поначалу их производили мелкими партиями, дабы быстро вносить изменения в производственный процесс. Основной задачей БМД-1 и появившегося позже БТР-Д Робот (о нём будет отдельная статья) была отработка схем десантирования. Поначалу десантирование производилось при помощи платформы П-7 с Ан-12 и Ан-22, а позже и с Ил-76. Самой знаменитой операцией стали учения Двина 1970 года, в котором принимала участие 76-я гвардейская воздушно-десантная Черниговская Краснознаменная дивизия. Всего за 22 минуты было высажено более 7 тыс. десантников и свыше 150 единиц боевой техники.


П-7 — это металлическая конструкция на съемных колесах, предназначенная для десантирования на ней грузов полетной массой от 3750 до 9500 кг из самолетов Ил-76 при скорости полета 260–400 км/ч, а из Ан-12Б и Ан-22 — при 320–400 км/ч. Универсальность платформ, множественность отработанных вариантов швартовки и наличие полного комплекта крепежных деталей позволяли десантировать на них буквально все — от боевой машины до гусеничного трактора или полевых кухонь. В зависимости от массы десантируемого груза на объект устанавливалось различное количество блоков парашютной системы (от 3 до 5 по 760 м 2каждый). При десантировании на скоростях 300–450 км/ч и минимальной высоте выброски 500 метров скорость снижения объектов составляет не более 8 м/с. Для гашения удара в момент приземления применяются воздушные или сотовые амортизаторы.
Боевые машины десанта. М. Б. Барятинский.
Доспехи крылатой пехоты. Ранние БМД Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Техника, Военная техника, Бмд

Вот так выглядит погрузка БМД-1 в самолёт.


Эта платформа имела ряд недостатков. Её собственная масса составляла 1600-1800 кг; десантники высаживались отдельно от своих машин, вследствие чего рассеивание их составляло до 5 км, вынуждая долго искать машину, рискуя нарваться на превосходящие силы противника. А потому на рубеже 60-70-х годов Маргелов задумался о том, чтобы высаживать машину вместе с экипажем внутри. Поэтому летом 1971 года началась разработка новой парашютной системы Кентавр. В её состав входила многокупольная система. Машины тоже модернизировали, установив внутри новые кресла типа Казбек-Д (это упрощённый вариант катапультного кресла Казбек для авиации и космических кораблей). Первое десантирование с такой системой было выполнено в 1973 году. А уже несколько лет спустя была применена система Реактавр (Реактивный кентавр), которая включала в себя однокупольную парашютную систему ПРСМ-915 и реактивный двигатель мягкой посадки, включающийся прямо перед касанием земли для замедления машины.


БМД-1/2 и БТР-Д довелось повоевать. В целом их применение очень удачным назвать нельзя. В Афганистане выявились те же недостатки, что и у БМП-1 – малоэффективное орудие, отвратительные УВН (несмотря на наличие гидропневматической подвески, в бою применять её нельзя) и слабая бронезащита и противоминная стойкость. Потому неудивительно, что оттуда машины быстро убрали, выдав десантникам полноценные танки. Позже, после распада СССР БМД-1 и машины на её базе попали во все бывшие ССР, где приняли (и принимают) участие в различных конфликтах. В частности, относительно удачно Ноны-С применяли в ходе обеих Чеченских войн, а БМД-1 воевали с обеих сторон во время конфликта в Нагорном Карабахе. Машины также отметились в Югославии, где в составе миротворческих сил приняли участие в так называемом Броске на Приштину.

Доспехи крылатой пехоты. Ранние БМД Cat_cat, Длиннопост, История, Война, Техника, Военная техника, Бмд

БМД-1 в Афганистане


Несмотря на официальное отсутствие свидетельств об экспорте БМД-1 и БМД-2, а также машин на их базе, они принимали участие в гражданской войне в Анголе в составе кубинского контингента и войск МПЛА. Кроме того, БМД-1 засветилась и в Ираке в 1991 году.


Источник: Cat_Cat Автор: Александр Старостин

Личный тег автора в ВК — #Старостин@catx2


Оглавление Cat_Cat

Лига историков

13.1K постов49.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения