Доспехи крылатой пехоты-2. Поздние БМД
Читайте ранее: Доспехи крылатой пехоты. Ранние БМД
БМД-1 и БМД-2, а также машины на их базе до сих пор составляют основу техники ВДВ РФ, хотя общая их слабость была известная ещё в 80-е годы. Именно поэтому разработки их преемников велись ещё в Советском Союзе. Уже появилось фактически три машины, каждая из которых лучше предыдущей, а уж старичков обставляет за глаза. Но об этих машинах простому обывателю известно не так много. Так давайте же познакомимся с ними.
«Боевая Машина Десанта 90-х годов»
Как мы с вами помним, в 1976 году на свет появилась ОКР по теме «Басня». Это должна была быть БМП, способная удовлетворить чаяния как сухопутных войск, так и ВДВ. Оно и не удивительно – комплекс вооружения БМД стабильно заимствовали у БМП, да и общие задачи были сходными. Короче говоря, машина «Басня» должна была обладать возможностью десантироваться с воздуха, нести новейшие (на тот момент) ПТУРы Конкурс, быть вооружённой 30 мм пушкой и автоматическим гранатомётом АГС-17, а также обеспечивать приемлемый уровень бронезащиты. Однако, несмотря на присутствие среди разработчиков темы офицеров ВДВ, чьи пожелания активно учитывались, увязать все необходимые требования и задачи в одну машину ну никак не выходило. В результате было принято вполне логичное решение – отдельно создавать БМП, а на её базе – БМД. Первой попыткой создать что-то подобное стала БМД-2 с весьма интересным индексом «Будка». История ВДВ в принципе отличается весьма нетривиальными названиями для техники.
Вот такой был план по развитию семейства будущей БМД-3
И так бы и возились дальше с несчастным шасси БМД-1, если бы не были утверждены «Единые тактико-технические требования к шасси легкой категории по массе» (ЕТТТ-81). Именно с них началась история наших героев. Уже велась разработка той самой универсальной БМП, которая в теории должна была стать унифицированной, однако уже было понятно, что масса превысит 18 тонн. Десантирование парашютным способом такой машины уже было делом невозможным, да и потом, один Ил-76 везёт всего одну БМП – куда это годится?
Однако будущая БМП-3 выглядела всё же очень перспективно, а потому в штабах ВДВ дебаты не кончались. Было принято решение смоделировать бой подразделений и частей ВДВ, вооруженных боевыми машинами массой 12.5 т и 18 т, при использовании одинакового наряда самолетов военно-транспортной авиации. Результаты были предсказуемы – выиграли первые. Ещё одним фактором, сыгравшим в пользу выбора 12.5-тонной машины стал тот факт, что ВгТЗ выдвинули предложение, позволявшее удовлетворить все требования именно в такой весовой категории. Более того, ими было предложено целое семейство боевых машин на базе такой БМД. Тем не менее, генеральный заказчик новой БМД, начальник ГБТУ Ю.М. Потапов такую машину не одобрял. Впрочем, волгоградцев это волновало мало.
20 мая 1983 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №451-159 «О проведении опытно-конструкторских работ по созданию боевой машины десанта 90-х годов и средств ее десантирования». Эти ОКР получили название «Бахча», ставшее нарицательным для будущих БМД.
Нечто совершенно иное?
Разработка пошла споро, уже к концу 1985 года закончились заводские испытания трёх Объектов 950. Что же представляли из себя новые БМД?
Компоновка осталась такой же, как у предыдущих БМД – впереди отделение управления с мехводом и двумя десантниками, в центре – боевое отделение с двумя членами экипажа, дальше сидят два стрелка, за ними МТО. Все отделения отделены друг от друга перегородками.
Начнём с передней части. Здесь у нас обустроено удобное место для мехвода прямо по центру. Главной особенностью здесь является – внимание – поворотный штурвал, с помощью которого машина и управляется. Для советской школы смена рычагов на штурвал – нечто революционное, достаточно сказать, что на наших ОБТ штурвал появился только на Т-90СМ, а тут на дворе середина восьмидесятых. Рычаг, впрочем остался, но только для переключения передач. Окружают мехвода двое стрелков. У одного штатный РПКС-74 своего отделения, а у другого… У другого очень вкусная штука, без которой жизнь столь же скучна, как без ДШК, а то и даже хуже. Называется эта вкусная штука Автоматический Гранатомёт Станковый 17 «Пламя». И РПКС, и АГС встроены в ВЛД. Те двое бойцов, что сидят за БО, тоже могут неплохо развлечься. У них есть по бортовой амбразуре, а также большой люк для эвакуации со встроенной амбразурой. При этом один из стрелков – стрелок-гранатомётчик.
А что же между ними в боевом отделении? А тут всё весьма тривиально – башня вместе с комплексом вооружения полностью заимствовалась у БМП-2. 30 мм орудие 2А42, спаренный с ней ПКТ, ПТУР Конкурс. Даже боекомплект тот же. В башне сидят командир и оператор-наводчик.
В МТО удобно расположился дизельный двигатель 2В-06, тот самый, от которого отказались на БМП-3. Двигатель этот отличается турбонаддувом и мощностью в 450 лошадей, что обеспечивает машине максималку 70-75 км/ч по шоссе, 10 км/ч на воде с использованием водомётов и удельную мощность в 24.3 л.с./т. Заднее расположение МТО создало дополнительную проблему при движении на воде, так как появился излишний дифферент на корму. Чтобы «приподнять» на плаву корму, угол открытия заслонок водометов ограничили для создания вертикальной составляющей реактивной силы струи. Установленные на корме ящики ЗИП превратили в поплавки. Часть десанта на плаву должна была пересаживаться вперед на универсальные сиденья (предназначенные, вообще-то, для парашютного десантирования).
Ходовая машины схожа с примененной на БМП-2, только пятикатковая. Впрочем при использовании снегоболотоходных гусениц можно прикрепить дополнительный опорный каток.
А во что же всё это уместили? Как и любая другая советская ББМ, Объект 950 хорошей бронезащитой не обладал. Здесь она противопульная, обеспечивает защиту от 12.7 мм с дистанции 75 м со лба (теоретически, на практике не выдерживали сварные швы), а от любых 7.62 мм – по кругу. При этом броня сделана из того же сплава, что и на БМД-1/2, но бронелисты толще и расположены бод более выгодными углами наклона. Кроме того, памятуя об отвратительной противоминной защите БМП и БМД, было принято решение провести ряд мероприятий по её повышению. Было применено новое днище (не помогло, днище выдерживало, но вот гусеница рвалась уже от взрыва 300 грамм взрывчатки), которое рассеивало взрывную волну. Внутри же сиденья экипажа подвесили к крыше корпуса, а не к днищу. Проблемой корпуса стали размеры и масса. Машина не уложилась в требования по длине (всего на 6 см, но в самолёте и этого может не хватить), по массе (12.9 тонн после исправления проблем первого этапа испытаний вместо положенных 12.5, и это с учётом того, что боролись за каждый килограмм ещё на этапе разработки), едва-едва по высоте – формально она соответствовала требованиям, но пришлось понизить клиренс. С массой разобрались творчески – грузоподъёмность самолётов увеличили на 1200 кг (400 кг перегруза каждой машины, а машин по три на самолёт) за счёт снижения массы топлива, принимаемого на борт.
Вот такая машина вышла на госиспытания, где начальник ГБТУ Потапов стабильно старался «завалить» машину, придираясь к любой мелочи. Так что ВгТЗ был вынуждены в срочном порядке править все косяки, которые проявлялись. Тем не менее, до сих пор существует целый ряд серьёзных проблем, которые до сих пор не исправили. Все они так или иначе связаны с трансмиссией. Но всё же первый этап испытаний Объект 950 прошёл с честью.
Второй этап шёл ровно год (С 27 октября 1986 г. по 27 октября 1987 г.) в различных климатических зонах - Нижнем и Среднем Поволжье, Литве, Армении, Туркмении, Крыму и Московской области. По результатам была выявлена высокая надёжность, так что машины рекомендовали к принятию на вооружение после исправления выявленных недостатков. Летом 1988 года доработанные Объекты 950 прошли дополнительные испытания, показав увеличение надёжности. Короче говоря, по результатам этих испытаний, а также испытаниям запаздывавшей системы десантирования 10 февраля 1990 года БМД-3 встала на вооружение. Войскам требовалось 700 машин. Однако страна рухнула, так что началась чехарда.
Органы руководства и подчиненность менялись с калейдоскопический быстротой. В начале ноября 1991 г. первый заместитель министра обороны СССР генерал-полковник П.С. Грачев направил Президенту Б.Н. Ельцину документ «О рассмотрении и принятии Постановления о серийном производстве БМД-3 и машин на ее базе в ПО «ВгТЗ».Пришлось весь пакет документов переоформлять и заново согласовывать уже как проект постановления Правительства Российской Федерации. Он затормозился в Министерстве финансов из-за отсутствия в бюджете необходимых средств. Для принятия решения проект постановления был направлен Председателю Правительства РФ B.C. Черномырдину, где был положен «под сукно». С помощью банковских кредитов ВгТЗ удалось подготовить мощности на ежегодный выпуск 120 машин типа БМД-3. Однако и эта возможность не была использована, так как за 8 лет (с 1990 по 1997 г.) ВгТЗ собрал всего 137 БМД-3: в 1990 г. - 5 шт., в 1991 г. - 25 шт., в 1992 г. - 15 шт., в 1993 г. - 27 шт., в 1994 г. -35 шт., в 1995 г. - 15 шт., в 1996 г. - 9 шт., в 1997 г. — 6 шт. На этом серийное производство БМД-3 прекратилось, а принятая в 1996 г. на вооружение командирская БМД-ЗК так и не была поставлена на серийное производство. [ВгТЗ едва не обанкротился, поскольку основная прибыль, которую он мог обеспечивать, а именно производство и ремонт двигателей В-2 и В-6 было ликвидировано в угоду постановки на производство нового двигателя 2В-06. Спас завод только ремонт БМД-2. – прим. авт] Сравним это с выпуском боевых машин десанта в 1987 г.: 100 БМД-1, 20 БМД-1К и 80 БМД-2. БМД-2 (не слишком удовлетворявших десантников) в 1984—1990 гг. изготовили 562. Даже с учетом новизны БМД-3 (выпуск БМД-2 все-таки опирался на поставленное производство БМД-1) получается существенная разница. О том, что означает такое количество машин для войск, можно судить хотя бы по тому, что штат парашютно-десантного батальона включает 31 БМД, отдельного парашютно-десантного батальона — 34, отдельного разведывательного батальона — 27.
Ю. Бражников, С. Федосеев, М. Павлов, И. Павлов. Боевая машина десанта, третья
А что же дальше?
На базе БМД-3 был создан целый ряд бронемашин. БМД-3К – командирская модификация. Изменён состав радиооборудования, расчёт сокращён до 5 человек. На вооружение была принята в 1996 году, однако в серию не пошла. Также создали целую машину радиохимической разведки РХМ-5.
РХМ-5
Кроме того, новая БМД не могла обойтись без бронетранспортёрного собрата. БТР-МД Ракушка, сделанный на базе БМД-3, а потом и БМД-4, по своей концепции представляет тот же самый БТР-Д, только осовремененный. 15 человек экипажа (мехвод, командир и 13 десантников), 2 7.62 пулемёта в качестве вооружения. Правда, дальше сходство заканчивается. Бойцы сидят вдоль бортов на двухместных сидениях, по три сидения на борт, ещё один сидит впереди и стреляет из курсового пулемёта. Левее – по центру – мехвод, а совсем слева – командир во вращающейся башенке с пулемётом.
БТР-МД
А вот так может сидеть десант
На базе БТР-МД создали три медицинских машины – БММ-Д1 (транспорт для раненых), БММ-Д2 (неотложка) и БММ-Д3 (перевязочный пункт). Все они объединены индексом… Травматизм. Воистину черно чувство юмора наших конструкторов.
Особняком стоит БМД-4.
Ещё во время обсуждения ТТТ к БМД-90-х появилось предложение создать более тяжёлую БМД (14-15 тонн) с шести или семикатковым шасси, но уже с комплексом вооружения от будущей БМП-3. Тогда от идеи отказались, но уже очень скоро – в тех самых 90-х – о ней вспомнили. Тогда появилась мысль модернизировать БМД-3, оставшись на старом шасси, но с комплексом вооружения от БМП-3. Сказано – сделано. В 1997 году ВгТЗ и тульское КБП начали разрабатывать новую машину. ОКР получили название Бахча-У.
Корпус нам достался практически без изменений от БМД-3, доработали погон башни, а также по мелочи изменили внутри.. Башня же, несмотря на общий с БМП-3 комплекс вооружения, была новой. Также появилась обновлённая СУО, объединявшая все её составные части в единую информационную систему. СУО позволяет вести огонь в любое время суток и в любую погоду. Кроме того, сконструировали новую башню, угловатую. Именно благодаря ей можно отличить БМ Бахча-У от стандартного БМ БМП-3 или башни БМД-3.
В связи с необходимостью облегчить машину (ограничение – 13.2 тонны) сократили БК и 100 мм 2А70, и 30 мм 2А72, а также убрали АГС.
В 2004 году машину приняли на вооружение и поставили в войска в количестве более 60 машин. Надёжность поначалу была никакой, так как электроника глючила безбожно. Потом, впрочем, стало лучше, однако никто не отменял родовых проблем шасси БМД-3. Так что от дальнейших закупок быстро отказались.
Однако ситуация с БМД в стране с каждым годом становилась всё более удручающей, так что тут же были начаты работы по созданию новой машины, которая бы смогла-таки заменить капитально устаревшие БМД-1/2. Решение нашли в Кургане. Использовав шасси БМП-3, там создали новый аппарат, представляющий собой , по сути, несколько уменьшенную БМП-3, адаптированную под требования десантников и оснащённую БМ Бахча-У. Видимо, именно из-за БМ машина и получила индекс БМД-4М «Садовница», ведь от БМД-4 здесь только он. Разработка началась почти сразу после принятия на вооружение БМД-4, в 2008 году машину показали на КМЗ, в 2012 году её приняли на вооружение, а к декабрю 2014 машина завершила войсковые испытания. Сейчас в войсках порядка 22 машин, к концу года планируется поставить ещё 64 машины. На базе БМД-4М также построен БТР-МДМ Ракушка-М.
БМД-4М. Хорошо видно совершенно другой корпус и ходовую от БМП-3
БТР-МДМ
Что в итоге?
А в итоге ничего, в бою ни одна из трёх машин не участвовала, их всё ещё недостаточно в войсках, стоимость высокая, а надёжность и скорость наладки производства (актуально для БМД-4М) невысока. Тем не менее, лучше хоть сколько-то плохоньких, но новых машин плюс множество устаревших, чем просто множество устаревших
Источник: Cat_Cat Автор: Александр Старостин
Личный тег автора в ВК — #Старостин@catx2
Лига историков
13.1K постов49.1K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения