Дон Порфирио: падение диктатуры
В прошлых частях мы разобрали суть режима генерала Порфирио Диаса, который в XIX - начале XX вв. правил в Мексике больше двух лет, а также показали, как его режим вступил в состояние кризиса (читать здесь Дон Порфирио: история одной диктатуры и здесь Дон Порфирио: кризис диктатуры)
Непосредственным поводом к революции стали очередные, и, в общем-то достаточно рутинные махинации режима на выборах президента страны. Как уже отмечалось выше, регулярно раз в шесть лет с помощью административного ресурса Порфирио Диас триумфально «переизбирался» на пост главы государства. Его соперниками назначались всякие спойлеры-петрушки, которые неизменно терпели разгромные поражения. Очередные "выборы" должны были состояться в 1910 году (к этому времени Диас правил Мексикой уже 34 года). В апреле сторонники Франсиско Мадеро выдвинули его в качестве кандидата от оппозиции на пост президента. За два года до этого он опубликовал брошюру, посвященную предстоящим выборам, в которой изложил свою предвыборную программу. Она включала в себя проведение действительно честных, «прозрачных», как сказали бы сейчас, выборов, проведение в жизнь принципа непереизбираемости должностных лиц; поощрение развития сельского хозяйства и горной промышленности, борьбу против монополии и привилегий, улучшение положения рабочих, реформу народного образования и армии, свободу печати.
В начале июня 1910 года по сфабрикованному обвинению в подготовке мятежа Мадеро был арестован. Были брошены в тюрьмы многие из его сподвижников. 26 июня 1910 года 80-летний Диас вновь «переизбрался» президентом. Уверенный, что его власти ничего не угрожает, он позволил освободить Мадеро под залог. Однако лидеры оппозиции поняли: надежды на мирный перехват власти путем выборов больше нет (впрочем, ее и вовсе не было, выборы при Диасе превратились просто в откровенный балаган и издевательство над конституцией, но представители оппозиционных буржуазно-помещичьих и примыкавших к ним интеллигентских кругов, группировавшихся вокруг Мадеро до последнего сохраняли конституционалистские иллюзии). Оставалось одно – готовиться к вооруженному восстанию против диктатора.
В начале октября Мадеро уехал в США, и 15 октября опубликовал воззвание , в котором объявил незаконными состоявшиеся летом выборы, призвал народ к неповиновению Диасу, обещал после своей победы (себя Мадеро объявил временным главой государства) ввести свободу слова, печати, собраний, амнистировать всех политических заключенных, вернуть отнятые земли прежним владельцам, провести демократические выборы. Всеобщее восстание намечалось на 20 ноября. Однако в середине ноября правительство, узнав о готовящемся выступлении, провело превентивные аресты. Вспыхнувшие в некоторых городах восстания были подавлены. Диас обрушил суровые репрессии на оппозиционеров и всех, кого подозревали в сочувствии к ним. Однако престарелый диктатор не понимал одного: для этого ему пришлось бы арестовать подавляющую часть населения страны, а это было невозможно.
В Мексике разгоралась крестьянская герилья. Крестьяне громили помещичьи усадьбы и разгоняли отряды сельской стражи, вступая в бои с правительственными войсками. В середине февраля 1911 года Мадеро с небольшой группой единомышленников перешел границу и оказался в штате Чиуауа. Сам по себе Мадеро, конечно же, не располагал армией, но он стал тем знаменем, вокруг которого стали собираться все недовольные Диасом. И, прежде всего, крестьяне, жаждавшие вернуть свои земли. Весной 1911 года вся Мексика была охвачена пламенем крестьянской войны. В каждом районе, в каждой провинции появлялись свои полевые командиры, собиравшие вооруженные отряды.
В городах проходили массовые антиправительственные демонстрации. Мексиканская армия фактически разбегалась без боя. Солдаты дезертировали целыми полками и даже дивизиями. Пытавшиеся сопротивляться полицейские уничтожались. Жители, которые еще год назад "в едином порыве" голосовали за диктатора, равнодушно смотрели за тем, как под контроль революционеров переходит город за городом. А многие и сами присоединялись к повстанцам.
В апреле 1911 года Диас попытался вступить в переговоры с восставшими, но Мадеро, понимая, что диктатор обречен, отказался заключать с ним соглашение. В этих обстоятельствах 25 мая Порфирио Диас объявил об уходе в отставку, и через несколько дней покинул страну. Вскоре повстанческие отряды вошли в Мехико. Престарелый диктатор, прихватив деньги и драгоценности вместе со своей семейкой бежал во Францию, где ему было предоставлено убежище. Спустя 4 года, 2 июля 1915 года, он умер в Париже, всеми забытый
Так пала одна из самых "долгоиграющих" диктатур не только в Латинской Америке, но и в целом в мире. Правда, стабильность в Мексике не наступила. Страну ожидала кровавая гражданская война, иностранная интервенция, радикальные преобразования, завершившиеся установлением однопартийного режима Институционно-революционной партии (ИРП), которая будет править Мексикой до конца XX века. Впрочем, это совсем другая история...


