Доминирующее положение агрегаторов такси

АССОЦИАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗЧКОВ» (далее – истец, ассоциация) обратилась в ФАС России (далее – ответчик, ФАС) с заявлением о злоупотреблении доминирующим положением агрегаторами такси Яндекс.Такси, Uber и Фастен.


В своем заявлении о нарушении антимонопольного законодательства в качестве действия, являющегося злоупотреблением доминирующим положением, ассоциация указала на установление агрегаторами такси комиссионной платы в виде процента от стоимости проезда на такси.


ФАС России приняла Решение, согласно которому нарушения антимонопольного законодательства в действиях агрегаторов такси не обнаружено.


Не согласившись с решением ФАС России Ассоциация подала иск в суд

с требованиями о признании незаконным Решения.


Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении заявленных требований отказал.


Суд указал следующее.

Ассоциация в своем заявлении о нарушении агрегатороми такси антимонопольного законодательства в качестве действия, являющегося злоупотреблением доминирующим положением, указала на установление агрегаторами такси комиссионной платы в виде процента от стоимости проезда на такси. Сам факт взимания агрегаторами такси комиссии в виде процента от стоимости проезда на такси является проявлением злоупотребления доминирующим положением, а деятельность, осуществляемая агрегаторами такси и автовокзалами, является аналогичной.
Тем не менее, функциональность сервисов агрегаторов такси существенным образом отличается от сервисов и услуг автовокзалов.

Агрегатор такси предоставляет услуги на всем протяжении поездки и после ее завершения. В частности, предоставляется возможность в течение всей поездки отслеживать маршрут передвижения, изменять маршрут (в определенных случаях с соответствующим перерасчетом стоимости поездки), добавлять остановки, после ее завершения оценивать поездку, оставлять комментарии, а также связываться со службой поддержки при возникновении спорных ситуаций.
Все вышеуказанные операции агрегатора осуществляются с использованием серверных мощностей, обеспечивающих работу большого количества различных информационных систем и необходимого программного обеспечения, такого как навигационный сервис, картографические данные, сервис пробок и так далее. При этом, нагрузка на серверы агрегатора возрастает с увеличением количества заказов поездок. Возрастающая нагрузка на серверы приводит к необходимости увеличения серверных мощностей с соответствующими издержками.
Также агрегаторы такси несут ряд переменных издержек, которые прямо или косвенно зависят от длительности и стоимости поездок, в частности:
- стоимость работы серверов для расчета стоимости поездки. При расчете стоимости создается граф с маршрутом пути, при этом нагрузка на сервер зависит от длины маршрута, так как всю дорогу происходит проверка и запись маршрута, а по итогам поездки в определенных случаях производится перерасчет стоимости поездки.
- компенсация по неоплаченным заказам. Агрегаторы такси компенсирует перевозчикам полную стоимость поездки, оплата которой должна была быть совершена по безналичному расчету, если не удалось списать стоимость поездки с пассажира;
- стоимость перечисления оплаты перевозчику после получения денежных средств от пассажиров при безналичном расчете за поездку. Данная стоимость также может зависеть от размера перечисляемой суммы;
- скидки на поездки для пассажиров и на комиссию для водителей, а также акции, направленные на привлечение новых пользователей;
- расходы на службу поддержки пассажиров и водителей. Объем услуг службы поддержки и, следовательно, соответствующие расходы также могут зависеть от длины поездки.

Указанные операции обобщенно определены по результатам сведений, полученных от различных агрегаторов такси, и не являются исчерпывающими. Тем не менее, опираясь на вышеизложенное, ФАС России пришла к выводу о невозможности сопоставления деятельности агрегатора такси и автовокзала и, соответственно, порядка ценообразования их услуг.
Таким образом, ФАС было установлено, что сам факт взимания комиссионной платы в виде процентов от стоимости услуг такси агрегаторами такси не является злоупотреблением доминирующим положением.