Долларовый миллионер в 90-х в провинции

Пару раз упомянул хорошего знакомого нашей семьи в комментариях, меня попросили написать пост.

Не для рейтинга, воспоминания нахлынули.

Не склонен ко вранью, может что за давностью лет приукрасилось в голове, что-то подзабылось..

Распад СССР. Пока не явный, но ужасающе близкий. 1989-90 года. Мне совсем немного лет, пионер, всё детство в воспоминаниях кажется тёплым и ламповым.

Наша семья дружила с одной семьёй - хорошие, добрые люди (и до сих пор ими являются). Мои родители были простыми рабочими на заводе ГАЗ города Горького (Нижнего Новгорода). Друзья их тоже работали официально на заводе Нител, пока их жизнь круто не изменил один случай. Как-то раз знакомого семьи - Сергея - попросили помочь с японской (диковинной и дорогущей для советского народа) домашней техникой - телевизорами, магнитофонами, видеомагнитофонами и прочим. Один предприимчивый человек за копейки раздобыл с полвагона этой самой техники, но было одно "но" - она была нерабочей. Вот и попросили Сергея, как отличного специалиста в электронике, посмотреть - можно ли отремонтировать этот хлам. Этот хлам оказался скорее жив - японцы избавлялись от электроники, даже если просто провод отошёл от платы или один конденсатор вздулся и из-за него шли сбои в работе. Не принято, видимо, у них было чинить технику. За вечер и ночь и Сергей реанимировал около 5 телевизоров и ему за это дали 50 рублей, что было треть от его ЗП. Сначала он был просто на ремонте, затем подтянул спецов из своего предприятия. За год заработал на Волгу - это был невероятный финансовый успех для советского работяги. Затем коммерсанта, возившего технику из Японии, ожидаемо арестовали и судили (к сожалению, точно его судьбу не знаю, но вроде иммигрировал в 90-е). И Сергей с коллегами на время закончил "теневую" работу. Но потом на него (примерно уже в 1991 году) вышли люди, которые из Владивостока поставляли эту технику и предложили взять вагон этой техники за 1000 долларов, ибо вагон стоял на Горьковской сортировке, сбыть его не получалось, могли просто потерять. Телефон его им дал тот коммерсант. У Сергея не было этих денег, но ему сказали: бери так, потом сам позвонишь и отдашь. И он взял. Снял большой гараж, как-то перетащил этот хлам туда и с коллегами начали сортировать и чинить. Треть электроники была совсем непригодной, шла на доноры. Остальное весьма просто ремонтировалось. То, что сделали - продавали по сарафанному радио за бешеные деньги - тот же ТВ Сони с пультом и 12 каналами продавали за 300 рублей (при цене нового советского Темпа, если не ошибаюсь, 140 рублей), а простой миксер - за 50 рублей. И народ с руками отрывал этот б/у товар. Этот вагон техники ушёл за полгода и сотню тысяч рублей.

Сергей заказал ещё один. Потом ещё. Потом купил тёплый цех, организовал фирму и стал нанимать толпы народа из своего же на ладан дышащего завода.

Российский народ дорвался до зарубежной техники - то, что раньше было доступно единицам, стало продаваться на рынке. И похрен, что ТВ или видемагнитофон стоили 2 зарплаты - в очередь выстраивались. В Москву много отправляли.

Японцы просто выбрасывали эту технику при первой неисправности. Видимо, ремонт там дороже новой техники. Жители ДВ скупали эту технику задарма. Часто её стоимость "на вес" была чуть выше стоимости перевозки. У нашего же народа она была популярна, поэтому денег не жалели.

Всё начало заканчиваться примерно в 1993-94 годах. Денег у населения стало мало, конкуренты появились, таможня обратила внимание на этот "хлам", бандиты активизировались, стали открываться крупные магазины с новой японской и корейской техникой. Маржинальность за короткое время ушла в ноль. Сергей оставил бизнес. Потом вроде нигде толком не работал, но и не бедствовал.

Как он недавно признался моему отцу "за рюмкой чая", за три постсоветских года на японском "мусоре" он заработал чистыми чуть больше трёх миллионов долларов (средняя ЗП тогда 50-100 была)

Но Сергей был неглуп во всех направлениях - он мало тратил,  "не рисовался", но зачем-то (в то время крутили пальцем у виска) скупал промышленные площади в промзоне города. Стоили они копейки, оформление дороже выходило. То ли свой завод хотел, то ли предчувствовал что-то. Но сейчас у него гектары промзоны и, мягко говоря, неплохая прибавка к пенсии.

Вот такая красивая, в общем, история произошла с моими знакомыми. И тогда, и сейчас общаемся - деньги тогда их совсем не испортили. Напротив, они помогали нам безвозмездно в 90-е. За что я всегда буду им благодарен.