Догма "Не работай без запроса"
Иллюстрация из интернета
Если провести аналогию с медициной, то приходит пациент и жалуется на то, что ему больно. Боль - это симптом, жалоба. Запрос - уберите боль. Но ни один врач не скажет, что боль (симптом) даёт ему направление работы. Направление работы врачу даёт предварительный, а потом уточнённый диагноз.
То есть при жалобах на головную боль врач будет выбирать между идеями про мигрень, мышечное напряжение мышц шеи, психогенную головную боль при тревожных состояниях и депрессиях, невралгией тройничного нерва и ещё десятком гипотез. Ни одна из них не пришла в голову пациенту и не была озвучена им как запрос на то, чтобы врач полечил :)
Запросный метод, ожидающий, что человек сам знает причину своего состояния и озвучивает её психологу, не практикуется ни в медицине, ни в сервисе. Редко кто людей, обращаясь к мастеру по ремонту той же электроаппаратуры, приходит с запросом "сделайте мне то-то и то-то" и конкретикой, что именно и как специалисту делать.
Скажу больше, слова про запрос это чёткий маркер, где и в какую пятилетку человек учился профессии психолога. Потому что после 2011 года и принятия Федерального Закона о здравоохранении, утверждение Наличие запроса – это один из главных критериев, который отличает кухонные посиделки с подружкой от психологической работы выглядит очень спорным. В ст. 20 ФЗ-323 от 21.11.2011 написано, что врач-психотерапевт обязан получить информированное согласие пациента ДО начала лечения. То есть сначала вы-психотерапевт должны сказать, что будете делать, а потом пациент или подпишет вам informed consent, или не подпишет.
А как вы представляете себе подписание разрешения "на всё, в процессе работы бессознательное покажет, что именно и как будем лечить"? Такой подход был возможен в 1990-е годы и в 2000-е, и многие, кто получил образование в ту эпоху, продолжают верить, что ответ "созревает в процессе". Увы.
Большинство психотерапевтов работают в формате первичный приём - курс встреч, то есть решают, что будут делать с проблемой клиента и в каком формате, после интервью продолжительностью полтора часа либо после серии встреч (это если проблемы детско-родительские или семейные и надо выслушать больше, чем одного человека). После этого профессионал формулирует рабочую гипотезу и принимает решение о том, каким будет его вмешательство.
Иногда здравый смысл говорит о том, что у человека нет психологических проблем, а есть затруднительная ситуация, и ему поможет социальная защита, адвокат или риэлтор. Измените ситуацию - изменится и внутреннее состояние. Примеры:
Пять лет брака, любовь жены и мужа. Мужа вырастила бабушка, бабушке под 90 лет, начались необратимые дегенеративные процессы головного мозга, она впала в деменцию. Ухаживать за бабушкой вызвался муж, забрал её "к нам". Муж на работе, а жена не знает, что ей делать, потому что бытовая жизнь превратилась в кошмар. Новый член семьи отказывается мыться, ходит на помойку собирать вещи и несёт их в дом и т.д. и т.п.
Здесь нужно обращаться к социальному работнику, чтобы помог оформить опеку над дееспособным членом семьи, и разговаривать с мужем о том, что квартиру бабушки он как опекун может сдавать, и на эти деньги оплачивать сиделку. То есть психологического во вмешательстве 0, это сфера затруднительной жизненной ситуации. Эмоциональное состояние выравнивается само собой, когда жизнь налаживается как следует.
Чаще всего, конечно, приходится принимать решения другого плана.
Первичный приём - это время, когда профессионал собирает анамнез (историю жизни и жалобы до обращения), знакомится с историей обращений за помощью до него (чаще всего психолог - не первый специалист, к которому пришли за помощью, и не последний. Умение выстраивать коммуникацию с коллегами это часть работы), ДУМАЕТ и формулирует рабочую гипотезу. Потом профи принимает решение о том, каким будет его вмешательство.
Например, часто на приём приходит семья пациента, болеющего шизофренией уже лет пятнадцать, в надежде, что вдруг появились новые методы лечения и вы, такая молодая и симпатичная на фото на сайте, сможете вылечить больного члена семьи. Понятно, что
- психолог чётко знает границы своих возможностей и прямо скажет, что шизофрению он не лечит и не вылечит
- психолог видит, как устала эмоционально семья пациента на приёме, и слышит их просьбу помочь хоть чем-нибудь, чтобы стало легче
- его рабочая гипотеза - жалуются на пациента, запрос тут "вылечите ему шизофрению", а работать надо с тревожным расстройством у одного из здоровых членов семьи. Потому что семья это социальная страховка пациента, и сейчас из-за повышенного уровня тревоги в ней она не функционирует как надо, а пустилась во все тяжкие по врачам на фоне стабильного состояния пациента
- психолог ДУМАЕТ, думать это его работа, что он может сделать в данном конкретном случае, что будет и помогающим, и этичным, и эффективным одновременно.
Предлагают в таком случае или
- дневной стационар пациенту, чтобы уходил из дома на полдня в больницу на групповую терапию и трудотерапию, чтобы семья отдохнула от него, и атмосфера разрядилась
или
- курс психообразовательных занятий для того самого тревожного члена семьи, про новые способы лечения шизофрении. Это удовлетворит его эмоциональную потребность, а может и даст доступ к страхам и тревогам, которые погнали его в интернет искать панацею. Психолог встретит этого человека в рамках структурированного по занятиям, безопасного образовательного подхода, и появится шанс на то, чтобы улучшить жизнь человека.
Заметьте, ничего из вышеперечисленного ни сам больной шизофренией не запрашивал, ни его семья :)) то есть профессионал - о ужас! - работал без запроса. И помог.
Лига психотерапии
5.3K поста25.9K подписчиков
Правила сообщества
Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.
Задавайте любое количество уточняющих вопросов.
Ведите диалог уважительно.
Лучшие посты Лиги
Все посты и обсуждения по датам
Онлайн сейчас и за последние сутки
Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.