Длиннопост. Размышления о высшем образовании в России.

Здравствуйте, мои дорогие подписчики (коих аж 34) и все остальные, кто прочитает этот длиннодлиннодлиннопост. Я  давно не публиковала ничего на своей стене, но планирую продолжить размещать  некоторые свои работы юридической направленности. Сейчас же я хочу немного отступить от привычного на моей стене юридического профиля и рассмотреть иной вопрос – вопрос образования. Я думаю, что я имею право рассуждать об образовании пусть не на мегапрофессиональном уровне, но уж явно не на обывательском. Мой опыт обучения на данный момент составляет 7,5 лет, из которых 4 года – бакалавриат, 2 года – магистратура и 1,5 года (и я продолжаю) аспирантура. Я хочу поговорить об образовании и о том, что оно, якобы, ухудшается. А я могу об этом говорить не только как студент, но и как человек, который готовил себя к тому, чтобы стать преподавателем.

Первое, на что хочу обратить внимание, - не все так плохо. Все те мысли о том, что современное поколение студентов ни в какие подметки не годится прежним – ерунда и неправда, по моему мнению и мнению некоторых (я не пишу «все», потому что со всеми чести быть знакома не имею) современных преподавателей в том числе. Все, кто так говорят, пожалуйста, вспомните себя в начале жизненного пути. А я от себя могу привести слова нескольких моих преподавателей, которые имели возможность обучаться как в советское, так и перестроечное время и они отмечают, что преподаватели высшей школы еще того периода, которые жили еще при царизме и начале советской власти, уже отмечали глупость этих, нынешних наших преподавателей. Однако я не могу сказать, что это глупые люди. Это люди, которые не просто имеют ученые звания, защитили одну или несколько диссертаций, это люди, которые востребованы, ездят по миру со своими докладами, принимают активное участие в развитии науки, техники и образования. Люди, которые имеют опыт работы за границей, знают иностранные языки и они реально крутые специалисты. Так почему же им говорили, что они глупы? Может потому что они просто были другие, не похожие на своих предшественников? Действительно, сейчас мы не помним многого, а пользуемся сетью Интернет; а раньше преподаватель брал многое из головы. Но сравните объем информации тогда и сейчас. Если раньше говорили о дифференциации наук, то сейчас наоборот, пишут о необходимости интеграции. Физика, химия, биология и пр. науки тесно соприкасаются друг с другом и в том числе с гуманитарными науками. Как один человек может уместить у себя в голове всю эту информацию? Только та информация, которая используется ежедневно, ну, или хотя бы с определенной степенью регулярности прочно откладываются в вашей голове. Остальное вы забываете. И это нормально. Забывание – необходимое и неотъемлемое свойство памяти.

А теперь посмотрите на преподавателя. Знаете ли вы, что современный преподаватель – это не только преподаватель, но и ученый. А в ряде случаев это еще и практик? А знаете ли вы, кто такой ученый? Первое, что рисует воображение, - человек в халате в лаборатории. Это частный случай ученого. Ученый – это человек, работающий в той сфере, в которой никто до него не работал либо работал, но при этом остались вопросы и проблемы (а они будут всегда). Это человек, который может несколько лет биться над каким-то сложным вопросом, на который никто не знает ответа, а потом найти его, а может и не найти, а лишь узнать, что его направление исследования было неверным и надо начинать все заново (отрицательный результат – тоже результат, мы знаем, что здесь больше копать не нужно). Это человек творчества, хотя и не того характера, с которым имеют дело художники и артисты. И этот человек, ученый, порой не может в течение долгого периода сказать себе: «Ага, сегодня я сделал это и это», - потому что результата нет, есть только день, потраченный на поиски.

И вот этот преподаватель и ученый в одном лице иногда ведет и практическую деятельность (а это необходимо, чтобы быть действительно выдающимся специалистом). А в университете он еще выполняет административную нагрузку, которая вообще никак не связана с преподаванием. У современного педагога нет времени учить и воспитывать, он пишет бумажки о том, как планируется обучить и воспитать, он отчитывается и переотчитывается. (И я считаю, что это огромный минус, поскольку на преподавателя возложена нагрузка методиста). Когда тут учить?

К сожалению, я предвижу, что вы начнете приводить доводы про оборзевших «педагогов», которые берут деньги, ничему не учат и т.п. Такие есть. Но потому они и стоят в кавычках, что это не педагоги, а люди, занимающие место педагога. Но, я думаю, что вы встречались и с настоящими преподавателями, которые вкладывали в вас знания и душу.

Современная концепция образования изменилась. Раньше учили знаниями, сейчас учат методу, формируя компетенции. Многие недовольны этой новой концепцией, но как по мне, она недооценена. А недооценена она по одной простой причине – её плохо реализуют. Много бюрократии, неготовность преподавателей пересмотреть свои взгляды, низкий уровень ценности высшего образования, когда из каждого второго источника информации говорят, что диплом – это ненужная бумажка.

Задайтесь вопросом: зачем вы шли в институт? За бумажкой или знаниями? Насколько добросовестно вы выполняли свои работы? Другая сторона вопроса. Было ли вам комфортно получать знания? Уважали ли вас как личность или вы чувствовали себя человеком второго сорта? Банально хватало ли вам времени успевать делать все, что вам задают? Я могу ответить на последний вопрос отрицательно. Мне не хватало. Подготовка к каждому занятию, написание каждой работы, если ты пишешь сам, читаешь разные источники, а не один учебник, отнимает безумно много времени. Если этот предмет не является профильным, то все еще гораздо более сложно, ибо в нем ты явно не силен. Зачем я задала эти вопросы? Чтобы показать, что проблема образования и в его организации, и в нашем с вами к нему отношению.

Работодатели говорят, что плохо учат. На одной из конференций работодателям задали вопрос: «А вы сделали заказ на специалистов? Вы подготовили для них программы? Вы готовы взять к себе молодого специалиста (я сейчас имею в виду под специалистом не человека, который имел диплом со степенью «специалист», а человека, получившего высшее образование) и воспитать его?». Ответ был отрицательный. Нужно обеспечить сотрудничество между рынком труда и рынком образования. Нужно изменить свое отношение к образованию.

Теперь о новой концепции. Новая концепция, как уже было написано, учит учиться. Суть её в том, чтобы человек мог самостоятельно повышать свой уровень квалификации на протяжении жизни, уметь осваивать новое, что теперь необходимо обществу. Ранее этому не учили (по крайней мере, осознанно данная цель не ставилась). Это не означает, что студенту не дают знания. Дают. Но главная цель – научить его учиться и разбираться. На практике он оттачивает свои знания, умения, навыки, учится их применять. И здесь он познает то, чему в институте не учат и не могут научить. Ну, невозможно научить специфике всего, ведь все предусмотреть нереально.

Не хочу скрывать, по мнению педагогов, компетентностный подход реализуется плохо. Существует очень много проблем, которые необходимо решать. Многие требования государства избыточны и неисполнимы. Однако сама по себе идея совершенно не плоха. Идея творческого обучения, идея проблемного изложения – это то, что должно отличать современную систему высшего образования. Под всем этим понимается то, что преподаватель не только дает готовые знания, но и показывает проблемы, учит их решать, подсказывает и руководит творческим процессом студента. Это ли не развивает наше мышление?

Подведу итог. Не спешите судить по словам других. Этот другой может быть обижен, находиться в плохом настроении или просто находиться в тяжелой жизненной ситуации, а может и просто ошибаться. Сначала изучите теорию и практику реализации, а также обстановку, в которой эта реализация происходит. Не спешите говорить, что все очень плохо. По себе замечаю, что когда все плохо, то руки опускаются и ничего не хочется. Зачем? Ведь все итак плохо. Постарайтесь увидеть причины плохого и что-то хорошее. И развивайте это хорошее. А как? Да хотя бы учитесь ради себя, развивайте себя. И все вместе мы сможем повысить свою культуру. Да, образование повышает культуру. На своем опыте могу сказать, что та же аспирантура, если ее, конечно, посещать, - это гораздо более высокий уровень, нежели бакалавриат и магистратура. Увеличивая позитивные стороны, мы уменьшаем негативные. Давайте учиться общаться друг с другом без оскорблений и подначек, учиться дискутировать, а не спорить, учиться уважать друг друга. Не могу отрицать, некоторые нарочно оскорбляют других, им нравится думать, что они сильнее. Во-первых, это не так, только слабый и не очень дальновидный человек реализует себя через унижения. Во-вторых, он должен понимать, что всегда наступают последствия: проявляя неуважение, вы переходите невидимую грань, за пределами которой начинается зона ответственности, в рамках которой действуют иные правила. Помните, что ваши права – это ценность, но они заканчиваются там, где начинаются права другого.


P.S. Для тех, кто дочитал. Знаю, что все неидеально, не нужно мне говорить о том, что мы живем в мире зла и беззакония, где права человека не ценятся вовсе. У меня есть Интернет, у меня есть свой опыт, опыт моих близких и знакомых, которые не позволяют мне отрицать верность утверждения о том, что все не так прекрасно, а может и ужасно. Но если мы хотим жить в действительно хорошем государстве, то мы должны стремиться его улучшать, а не только ворчать о том, что все плохо.