-4

Длиннопост. Размышления о высшем образовании в России.

Здравствуйте, мои дорогие подписчики (коих аж 34) и все остальные, кто прочитает этот длиннодлиннодлиннопост. Я  давно не публиковала ничего на своей стене, но планирую продолжить размещать  некоторые свои работы юридической направленности. Сейчас же я хочу немного отступить от привычного на моей стене юридического профиля и рассмотреть иной вопрос – вопрос образования. Я думаю, что я имею право рассуждать об образовании пусть не на мегапрофессиональном уровне, но уж явно не на обывательском. Мой опыт обучения на данный момент составляет 7,5 лет, из которых 4 года – бакалавриат, 2 года – магистратура и 1,5 года (и я продолжаю) аспирантура. Я хочу поговорить об образовании и о том, что оно, якобы, ухудшается. А я могу об этом говорить не только как студент, но и как человек, который готовил себя к тому, чтобы стать преподавателем.

Первое, на что хочу обратить внимание, - не все так плохо. Все те мысли о том, что современное поколение студентов ни в какие подметки не годится прежним – ерунда и неправда, по моему мнению и мнению некоторых (я не пишу «все», потому что со всеми чести быть знакома не имею) современных преподавателей в том числе. Все, кто так говорят, пожалуйста, вспомните себя в начале жизненного пути. А я от себя могу привести слова нескольких моих преподавателей, которые имели возможность обучаться как в советское, так и перестроечное время и они отмечают, что преподаватели высшей школы еще того периода, которые жили еще при царизме и начале советской власти, уже отмечали глупость этих, нынешних наших преподавателей. Однако я не могу сказать, что это глупые люди. Это люди, которые не просто имеют ученые звания, защитили одну или несколько диссертаций, это люди, которые востребованы, ездят по миру со своими докладами, принимают активное участие в развитии науки, техники и образования. Люди, которые имеют опыт работы за границей, знают иностранные языки и они реально крутые специалисты. Так почему же им говорили, что они глупы? Может потому что они просто были другие, не похожие на своих предшественников? Действительно, сейчас мы не помним многого, а пользуемся сетью Интернет; а раньше преподаватель брал многое из головы. Но сравните объем информации тогда и сейчас. Если раньше говорили о дифференциации наук, то сейчас наоборот, пишут о необходимости интеграции. Физика, химия, биология и пр. науки тесно соприкасаются друг с другом и в том числе с гуманитарными науками. Как один человек может уместить у себя в голове всю эту информацию? Только та информация, которая используется ежедневно, ну, или хотя бы с определенной степенью регулярности прочно откладываются в вашей голове. Остальное вы забываете. И это нормально. Забывание – необходимое и неотъемлемое свойство памяти.

А теперь посмотрите на преподавателя. Знаете ли вы, что современный преподаватель – это не только преподаватель, но и ученый. А в ряде случаев это еще и практик? А знаете ли вы, кто такой ученый? Первое, что рисует воображение, - человек в халате в лаборатории. Это частный случай ученого. Ученый – это человек, работающий в той сфере, в которой никто до него не работал либо работал, но при этом остались вопросы и проблемы (а они будут всегда). Это человек, который может несколько лет биться над каким-то сложным вопросом, на который никто не знает ответа, а потом найти его, а может и не найти, а лишь узнать, что его направление исследования было неверным и надо начинать все заново (отрицательный результат – тоже результат, мы знаем, что здесь больше копать не нужно). Это человек творчества, хотя и не того характера, с которым имеют дело художники и артисты. И этот человек, ученый, порой не может в течение долгого периода сказать себе: «Ага, сегодня я сделал это и это», - потому что результата нет, есть только день, потраченный на поиски.

И вот этот преподаватель и ученый в одном лице иногда ведет и практическую деятельность (а это необходимо, чтобы быть действительно выдающимся специалистом). А в университете он еще выполняет административную нагрузку, которая вообще никак не связана с преподаванием. У современного педагога нет времени учить и воспитывать, он пишет бумажки о том, как планируется обучить и воспитать, он отчитывается и переотчитывается. (И я считаю, что это огромный минус, поскольку на преподавателя возложена нагрузка методиста). Когда тут учить?

К сожалению, я предвижу, что вы начнете приводить доводы про оборзевших «педагогов», которые берут деньги, ничему не учат и т.п. Такие есть. Но потому они и стоят в кавычках, что это не педагоги, а люди, занимающие место педагога. Но, я думаю, что вы встречались и с настоящими преподавателями, которые вкладывали в вас знания и душу.

Современная концепция образования изменилась. Раньше учили знаниями, сейчас учат методу, формируя компетенции. Многие недовольны этой новой концепцией, но как по мне, она недооценена. А недооценена она по одной простой причине – её плохо реализуют. Много бюрократии, неготовность преподавателей пересмотреть свои взгляды, низкий уровень ценности высшего образования, когда из каждого второго источника информации говорят, что диплом – это ненужная бумажка.

Задайтесь вопросом: зачем вы шли в институт? За бумажкой или знаниями? Насколько добросовестно вы выполняли свои работы? Другая сторона вопроса. Было ли вам комфортно получать знания? Уважали ли вас как личность или вы чувствовали себя человеком второго сорта? Банально хватало ли вам времени успевать делать все, что вам задают? Я могу ответить на последний вопрос отрицательно. Мне не хватало. Подготовка к каждому занятию, написание каждой работы, если ты пишешь сам, читаешь разные источники, а не один учебник, отнимает безумно много времени. Если этот предмет не является профильным, то все еще гораздо более сложно, ибо в нем ты явно не силен. Зачем я задала эти вопросы? Чтобы показать, что проблема образования и в его организации, и в нашем с вами к нему отношению.

Работодатели говорят, что плохо учат. На одной из конференций работодателям задали вопрос: «А вы сделали заказ на специалистов? Вы подготовили для них программы? Вы готовы взять к себе молодого специалиста (я сейчас имею в виду под специалистом не человека, который имел диплом со степенью «специалист», а человека, получившего высшее образование) и воспитать его?». Ответ был отрицательный. Нужно обеспечить сотрудничество между рынком труда и рынком образования. Нужно изменить свое отношение к образованию.

Теперь о новой концепции. Новая концепция, как уже было написано, учит учиться. Суть её в том, чтобы человек мог самостоятельно повышать свой уровень квалификации на протяжении жизни, уметь осваивать новое, что теперь необходимо обществу. Ранее этому не учили (по крайней мере, осознанно данная цель не ставилась). Это не означает, что студенту не дают знания. Дают. Но главная цель – научить его учиться и разбираться. На практике он оттачивает свои знания, умения, навыки, учится их применять. И здесь он познает то, чему в институте не учат и не могут научить. Ну, невозможно научить специфике всего, ведь все предусмотреть нереально.

Не хочу скрывать, по мнению педагогов, компетентностный подход реализуется плохо. Существует очень много проблем, которые необходимо решать. Многие требования государства избыточны и неисполнимы. Однако сама по себе идея совершенно не плоха. Идея творческого обучения, идея проблемного изложения – это то, что должно отличать современную систему высшего образования. Под всем этим понимается то, что преподаватель не только дает готовые знания, но и показывает проблемы, учит их решать, подсказывает и руководит творческим процессом студента. Это ли не развивает наше мышление?

Подведу итог. Не спешите судить по словам других. Этот другой может быть обижен, находиться в плохом настроении или просто находиться в тяжелой жизненной ситуации, а может и просто ошибаться. Сначала изучите теорию и практику реализации, а также обстановку, в которой эта реализация происходит. Не спешите говорить, что все очень плохо. По себе замечаю, что когда все плохо, то руки опускаются и ничего не хочется. Зачем? Ведь все итак плохо. Постарайтесь увидеть причины плохого и что-то хорошее. И развивайте это хорошее. А как? Да хотя бы учитесь ради себя, развивайте себя. И все вместе мы сможем повысить свою культуру. Да, образование повышает культуру. На своем опыте могу сказать, что та же аспирантура, если ее, конечно, посещать, - это гораздо более высокий уровень, нежели бакалавриат и магистратура. Увеличивая позитивные стороны, мы уменьшаем негативные. Давайте учиться общаться друг с другом без оскорблений и подначек, учиться дискутировать, а не спорить, учиться уважать друг друга. Не могу отрицать, некоторые нарочно оскорбляют других, им нравится думать, что они сильнее. Во-первых, это не так, только слабый и не очень дальновидный человек реализует себя через унижения. Во-вторых, он должен понимать, что всегда наступают последствия: проявляя неуважение, вы переходите невидимую грань, за пределами которой начинается зона ответственности, в рамках которой действуют иные правила. Помните, что ваши права – это ценность, но они заканчиваются там, где начинаются права другого.


P.S. Для тех, кто дочитал. Знаю, что все неидеально, не нужно мне говорить о том, что мы живем в мире зла и беззакония, где права человека не ценятся вовсе. У меня есть Интернет, у меня есть свой опыт, опыт моих близких и знакомых, которые не позволяют мне отрицать верность утверждения о том, что все не так прекрасно, а может и ужасно. Но если мы хотим жить в действительно хорошем государстве, то мы должны стремиться его улучшать, а не только ворчать о том, что все плохо.

Дубликаты не найдены

0

Нужно обеспечить сотрудничество между рынком труда и рынком образования.


Смешно. Сие невозможно в принципе в России. Если выпускник не дурак - он пойдет туда, где его навыки "купят" по адекватной цене. Как правило, это либо заграница, либо какие то отдельные единичные предприятия, которые тоже не резиновые. Все остальные выпускники середнячки - пойдут в условный "Макдак". Очень позитивная тенденция для производства, ага.


В целом впечатление от поста странное. Критика современной модели образования проста - массового системного качественного образования больше нет. А с тем что есть отдельные прекрасные учебные заведения, где за очень хорошие деньги вам дадут очень хорошее образование - никто не спорит. Но уровень по стране определяют не они. А средний выпускник. А вот как раз планка подготовки его, постоянно снижается. И значит - вопрос времени когда это отразится и на "элитных" школах.


https://youtu.be/atnaS4mA1SU

Вам для размышления. Очень понравилась совет насчет пойти в пенсионный фонд и послушать. Прокомментируете?

раскрыть ветку 1
0

Я не говорю, что все в системе высшего образования хорошо. Я говорю о том, что не все так плохо. Я могу поспорить насчет "отдельных прекрасных учебных заведений", потому что и там учатся не только те, кто действительно этого достоин. НО это другой вопрос. Я могу сказать, что в других вузах, не отнесенных к "отдельным и прекрасным" есть очень умные ребята, которые сами тянутся к знаниям и хотят быть лучше, хотят развиваться. Сейчас тенденция видеть только плохое. Хотя когда она прекращалась? Вспомним "Бородино", где говорится о том, что в 1812 были богатыри, а сейчас кто, да никто. А разве потом не было выдающихся людей? Этим грешит каждое поколение. Не думаю, что советское образование было идеальным, не думаю, что современное прекрасно. Не думаю, что реализация современной модели хороша (что я указала), но сама идея обучения методу развития себя, методу повышения своего профессионального мастерства не должна быть недооценена.
Представленный Вами ролик я комментировать не берусь, потому что он не про высшее образование, а про  дополнительное образование детей и взрослых, о котором я могу судить только по рассказам своих коллег, работающих там. Но это отдельные истории, не более того. Кроме того, в настоящее время я редко доверяю каким-то рассказам на мрачном или позитивном фоне, которые направлены на вызов эмоций. Не подумайте о черствости, но мы говорим об образовании в целом, а рассматривать исключительно частные случаи не совсем правильно.

Похожие посты
703

В полночь карета превращается в тыкву, а уборщица... в санитарку

Началось всё с того, что в 2017 в министерстве здравоохранения решили: санитаркам надо учиться. И неважно, что они уже 5-20 лет работают. И таким тоже надо учиться. Обещали (на словах), что после обучения зп будут не меньше 40-45 тысяч.


В трудовом договоре прописано всё обучение и повышение квалификации за счёт работодателя, но... Главная медсестра больницы ответила на мой вопрос, что мы получаем новое образование, а не проделаем действующий сертификат как медсёстры и врачи, так что ничего нам не положено. Платите 3750 рублей. Ещё и учился 3 месяца, с практикой и экзаменом. Благо хоть, без отрыва от производства (с работы на пару часов отпускали нас во время смены на занятия). Без этого диплома нельзя работать сутками и в коронавирус.


Получил диплом санитара. А дальше что? Если ты работаешь 5/2 по 8 или 2/2 по 12 - несмотря на диплом, у тебя не будет ни 0,5, ни 0,25 ставки санитара. Так и будешь уборщиком служебных и производственных помещений. При этом будешь выполнять работу санитара: менять памперсы, носить анализы, возить пациентов на исследования.


Если ты работаешь сутки, то у тебя при работе на 1 ставку будет 0,75 ставки уборщика и 0,25 санитара. То есть, 24 часа делятся на 16 дневных, когда ты уборщик (с 08:00 до 00:00) и 8 ночных, когда ты санитар (с 00:00 до 08:00). Опять же в дневное время ты выполняешь такую же работу, как и в ночное.


На период коронавируса, когда отделение стало инфекционном, в санитары перевели всех и на все рабочие часы. И с доплатами за ковид. Тогда можно было и 60-80 тысяч за месяц получить. Но когда вернули из инфекционного назад в обычный стационар, то снова все суточные стали уборщиками-санитарами. И снова 20 тысяч с графиком 1/2 (сутки через двое), что выходит 71 рубль в час. И это Санкт-Петербург. Вот сейчас опять хотят вернуть всех в инфекционный стационар, и мы этого ждём, несмотря на неудобные противочумные костюмы. Потому что в обычное время на такие зарплаты прожить очень сложно. Вычитайте проезд, связь, интернет, коммунальные услуги, еду и почти ничего не остаётся. Ещё и за курсы платили. Нашли самых богатых.


Униформу за 5 лет нам выдали бесплатно всего один раз. И ту недавно забрали на списание. На фото мои штаны (если сутки через двое бегать без остановки, то будут дыры словно ими в окопе прикрывался при артобстреле). Постельное бельё для пациентов не лучше. Швабры, тряпки, чистящие средства, туалетную бумагу и даже памперсы не один раз покупал самостоятельно, из своих средств.

В полночь карета превращается в тыкву, а уборщица... в санитарку Безработица, Зарплата, Больница, Нищета, Медицина, Уборщица, Уборщик, Санитар, Диплом, Высшее образование, Отдел кадров, Санкт-Петербург, Длиннопост

Моё мнение: это всё от тотальной безработицы в стране. У эйчаров безумно большой выбор кандидатов и их надо отсеивать. Сейчас на одно место сотня желающих. Вот и выдумывают курсы, чехарду с уборщицей-санитаркой, убирают премии, дорожные, тринадцатую зп, платят копейки. Они знают, что людям особо некуда идти. Вот в 2010 было наоборот: куча вакансий с ДМС, компенсацией связи, проезда, бесплатным фитнесом и английским, соискателей всячески завлекали и зп нередко были даже больше, чем сейчас в 2020. И началась эта безработица уже лет 5 назад, с коронавирусом же ещё больше обострилась. Теперь любая вакансия - это роскошь.


Вы можете сказать мне, что санитарка и не должна получать как главный врач, но всё равно её работа должна оплачиваться так, чтобы она могла выживать сама и позволить себе хотя бы одного ребёнка, а иначе мы вымрем и заселится Россия восточными соседями. Почему не рожают? Потому что зп не хватает даже на себя. Не то что на детей. И маткапитал этой проблемы не решит. Декретные с таких зп тоже мизерные. В России целый социальный класс - работающие нищие. МРОТ до сих пор во многих регионах ниже прожиточного минимума, то есть, при полной занятости работа не обеспечивает тебе даже физиологическое выживание.


Тем более, что у нас сейчас всё больше молодых парней и девчонок с высшим образованием (как у меня - не медицинским) среди младшего медперсонала: без опыта по специальности не берут, и даже места администраторов и операторов колл-центров получить непросто. Везде такая картина: дайте Нобелевскую по физике, знание 5 языков и 10 лет опыта, а мы дадим зп в МРОТ и кресло без спинки. Ещё частая картина с обманом, работодатели наживаются на чужом горе: поработайте бесплатно и без оформления день/неделю/месяц. Человек отработает, будет стараться, чтоб взяли, а дальше ему скажут у вас не тот рост/физиономия/трусы. И так работодатель может полностью выкинуть из статей расхода зп сотрудникам. Недостатка в бесплатных стажёрах нет.


Все говорят: увольняйтесь, работы много, идите в другие сферы. А куда? Скажите мне, где готовы взять молодого с высшим образованием без опыта и платить нормально? А не как в Связном 12 тысяч оклад, Ростелекоме без оклада, в хостелах на 15-17 тысяч администратором. И то - и туда сейчас нехилый кастинг и многоступенчатое собеседование. И да, с меня однажды даже на собеседовании на позицию грузчика на склад Симпл спросили опыт работы от 2 лет.

Показать полностью 1
446

Найден диплом о высшем образовании!

Муж только что нашел диплом о высшем образовании на имя Ковалевой Ирины Геннадьевны. Территориально г. Нижний Новгород, ул. Белинского, около ТЦ Шоколад.
Пост без рейтинга. Для связи пишите сюда или вк https://vk.com/id8432791

Найден диплом о высшем образовании! Без рейтинга, Находка, Потерянные вещи, Диплом, Высшее образование, Длиннопост, Найденные вещи, Нижний Новгород
Найден диплом о высшем образовании! Без рейтинга, Находка, Потерянные вещи, Диплом, Высшее образование, Длиннопост, Найденные вещи, Нижний Новгород
Показать полностью 1
3381

Как же я отстал...

На днях ехали вместе с сыном и его подружкой в машине. Болтали о том, о сём. Она стала рассказывать, как прошло вручение им дипломов в условиях пандемии. В целом - никак. Без торжеств и оркестров.
И к слову говорит: "Ну а потом все пошли и купили обложки на дипломы. По 250 рублей".
Я вспомнил свой первый диплом:

Как же я отстал... Диплом, Высшее образование, Экономия, Длиннопост

потом второй:

Как же я отстал... Диплом, Высшее образование, Экономия, Длиннопост

И спрашиваю: "А нафига всем понадобились обложки на дипломы? У меня лежат себе, как новенькие. Наверное, вас - выпускников какая-то фирмочка при декане на бабки разводит!"
Подружка отвечает: мол нет, мы сами, добровольно...
Ну, думаю, странная молодежь нынче пошла!
На том и закончили это обсуждение.
А вчера бамс! И я увидел: что же сейчас вручают:

Как же я отстал... Диплом, Высшее образование, Экономия, Длиннопост

Ёжкин кот! Листочек с водяными знаками!
Про систему образования тут много чего было сказано, но чтобы государство экономило даже на картоне?! Не ожидал!
P.S. я понимаю, что обложка не главное, но всё же...

Показать полностью 2
882

На четверочку потянет

Не так много лет назад, когда я дрожащими руками сжимал текст своей дипломной работы, готовясь выступить перед комиссией, ко мне подошел дипломный руководитель и, по-отечески похлопав меня по плечу, подбодрил:

- Не волнуйся, username, если уж допустили, то не завалят.

Не помню, поверил ли я тогда ему, но истинный смысл этих слов дошел до меня только сейчас.


Сейчас я работаю на производстве и немного преподаю в университете как приглашенный специалист. В этом году впервые принял участие в дипломной комиссии и, увидев, как оно происходит изнутри, проникся уважением к нашей всеми нелюбимой системе ЕГЭ. Но обо всём по порядку.

Началось всё с того, что перед защитой председатель комиссии, серьёзный профессор слегка за 70, сразу обозначил четкую позицию: "ниже четвёрки не ставим".

Почему? Вероятно, потому что тройка, это удар по имиджу дипломного руководителя в частности и всего университета в целом. Я слышал, что раньше тоже самое было про НЕУД (на моей защите было немало троек), но, видимо, требования к имиджу университета растут.

Студенты были разные, у кого-то были действительно неплохие работы, заслуживающие внимания, а где-то попадалась полная чушь, списанная с интернета и даже не приведённая в нужный вид, защищающие плавали на вопросах и, казалось, что некоторые даже не читали текст диплома.

Когда девочка-отличника запуталась в терминах своей работы и не могла четко обозначить цель, я выяснил, что установка "ниже четверки не ставить" не единственная, её работа не была "отвратительной", и тройка была бы вполне заслуженной, но студентка шла на красный диплом и поставить ниже пяти ей ну никак нельзя, ведь это испортит жизнь и карьеру юному дарованию. Каждый раз, когда я озвучивал тройку, дипломная комиссия коллегиально принимала решение об оценке в "Хорошо" или "Отлично".

Я даже стал себе представлять, как какой-нибудь студент-оболтус выходит перед комиссией, и, небрежно бросив на стол текст дипломной работы, говорит: "Вы тут сами разберитесь, я пошел в столовку". А потом этот серьёзный дядечка-профессор бубнит своим грубым голосом под удаляющиеся шаги:

- Ну, я думаю, на четвёрочку потянет.

413

Как важно иметь "корочку"

На волне постов про дипломы и зачеты.

После третьего года обучения в универе я ушел в академ на три года. Обычно, после столь долгого перерыва к учебе не возвращаются, но мои близкие настаивали на том что необходимо закончить.

Куда же без высшего образования? Говорили они. Потрачено столько сил и денег. Говорили они.

У меня были хорошие отношения с куратором группы и она сделала всё возможное что бы меня восстановили в универе и перевели на четвертый курс без долгов!! Такая возможность бывает раз в жизни. Тут уже и я спорить не стал. Год отучусь и будет мне корочка.


Кое как, с горем пополам я отходил пол года на занятия и пришло время защиты диплома.


Я всё делал в последний момент. Мою работу не принимал несколько раз и когда наконец приняли, назначали защиту с заочниками на самую последнюю дату. Во время защиты я нервничал, я запинался, но я сдал!

Я СПРАВИЛСЯ! Я ВСЁ СДЕЛЯЛЬ! УРА!!


Торжественной церимонии вручения не было. Мне позвонила куратор и сказала приедь забери диплом.

Я приехал с конфетами, цветами и улыбкой до ушей. Вручил всё это дело ей, а она мне долгожданный диплом.


Счастливый и гордый собой я поехал показывать его всем своим. Родители, брат, друзья и особенно бабуля, которая очень за меня переживала, обнимали меня, целовали, жали руку и любовались бордово красным прямоугольником, который дал мне великое звание - "Человек С Высшим Образованием" и радости не было предела.


Через две недели мне позвонила куратор и сказа:

-Мы дали тебе чужой диплом, приедь поменяй.


Я достал диплом с верхней полки, раскрыл его и посмотрел на имя..... и заржал (про себя, но очень громко)

Ни семья, ни друзья, ни те кто приходил ко мне в гости эти две недели,  ни даже я!!!! не увидели что это был чужой мой диплом.


P.S.

Новый диплом проверил дважды. Пока он мне не пригодился

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: