“Дикая охота короля Стаха”: Страшный фильм моего детства оказался атмосферным и глубоким
У меня еще несколько таких же детских страхов припасено. Чувствую, что буду их прорабатывать. С “Дикой охотой” вышло вполне удачно: тридцать с фостиком лет спустя я посмотрела его с огромным удовольствием и прочитала к тому же первоисточник - повесть Владимира Короткевича, который считается классиком белорусской литературы.
Фильм оказался именно таким, каким запомнился из детства: нудноватым и мрачным… то есть философским и атмосферным. Ну ладно, если серьезно, у него есть и плюсы и минусы, давайте обо всем по порядку.
Кратко о сюжете, он при экранизации практически не пострадал:
Конец 19 века. В белорусскую глубинку приезжает ученый-фольклорист Андрей Белорецкий, собиратель легенд, и случайно оказывается старом, ветшающем замке Болотные Ялины, где в полной изоляции от мира и одиночестве живет последняя представительница некогда славного рода Яновских. Бедная девушка недавно потеряла отца и сходит с ума от страха перед призраками, которые бродят по коридорам замка и скачут по болотам у его стен.
Она обречена погибнуть от родового проклятия, которое на их род наслал ее непутевый предок. Поэтому она не должна выходить гулять на торфяные болота по ночам, пока силы зла властвуют безраздельно…
Если вдруг на вас повеяло чем-то знакомым, можете не сомневаться - не показалось. И дальше сходство с известным романом Конан Дойля будет только нарастать. Его активно обсуждают сегодня. Что тут можно сказать? Различий между “Дикой охотой короля Стаха” и “Собакой Баскервилей” все же больше, чем между “Волшебниками” из страны Оз и Изумрудного города, хотя во многих сюжетных перипетиях они прослеживаются.



Тем не менее, повесть “Дикая охота короля Стаха” в 1968 году стала событием в белорусской литературе. Ее любят и ценят за великолепный национальный исторический колорит, прекрасно выписанный мир угасающей шляхты, которая агонизирует и отравляет все вокруг.
Это во многом разговор о смене эпох и о том, как старые тени с трудом уползают в свои темные углы. Учитывая, что мы с вами тоже живем на сломе эпох - аналоговой и цифровой, такие вещи становятся интересными и наводят на размышления.
Вот в таких декорациях разворачивается довольно интересная мистическо-детективная история. У повести есть еще один важный мотив - это искренняя печаль автора о судьбе своего народа. На взгляд современного читателя, который уже давно не бывал на партсобраниях, трагической социальной составляющей в книге, пожалуй, многовато.
В этом отношении фильм, снятый Валерием Рубинчиком, гораздо лучше сбалансирован. Он сохранил основной посыл, сумел передать атмосферу глухой, дремучей глубинки, в которой ты не найдешь справедливости и защиты перед самодурством отдельных несознательных призраков, однако слишком на тему судеб родины не западает.
Интересно, что писатель остался от таких изменений в разочаровании, но спорить с режиссером не стал, признавая его право на собственное видение. Сохранилась фраза Владимира Короткевича, выданная после просмотра чернового варианта фильма. Когда зажегся свет в зале, он сказал: «Хлопцы, хто пойдзе за каньяком?» Хотя сам в это время не пил. Обычная, кстати, история, когда авторы оказываются от экранизаций их произведений в диапазоне чувств от “Меня не до конца поняли!” до “Ну что за хрень наснимали?”, у меня есть об этом отдельная статья была.
Фильм вышел на экраны в 1979 году и считается первым советским мистическим триллером!
В главной роли снялся Борис Плотников, что уже дает ему стопятьсот очков моей лояльности. Актер великолепно подошел для образа интеллигентного, но решительного и трезво настроенного ученого, который способен разогнать старые тени и найти выход из самого запутанного тупика.
Мне в книге очень понравился момент, показывающий характер этого персонажа: когда он впервые слышит за дверью шаги призрака, то быстро хватает кочергу и бежит выяснять, кто это тут удумал бедную девушку пугать, а потом еще эту кочергу в неясную тень кидает. Прекрасная здоровая реакция мужчины на неизвестность. И линия отношений его с хозяйкой замка выписана тонко и неторопливо: от первого взгляда на девушку: “худая и даже некрасивая” (ага, это же слова-синонимы в те времена) до понимания ее чистой, светящейся натуры, которая постепенно раскрывается перед ним, как цветок под солнцем.
Фильм тут, возможно, немного отстает, но зато в нем отлично показаны сцены редких счастливых минут героев - очень уютные, семейные и радостные.
Действие картины разворачивается в антураже Подгорецкого замка (во Львове), и можно рассмотреть те же интерьеры, что и в “Трех мушкетерах”. Там еще несколько замков засветились, создатели не экономили на атмосферных моментах, создавали их с фантазией и любовью.
Если сравнивать с современными триллерами, фильм, конечно, затянут, но неторопливость в данном случае - это, несомненно, часть его настроения. Мне немного подпортил впечатление Борис Хмельницкий в роли знатного белорусского шляхтича, но это лично мое мнение.
Фильм взял много премий, включая иностранные, и до сих пор довольно высоко оценивается у историков кино.
Постановка оперы «Дзiкае паляванне караля Стаха», написанная в 1989 году и восстановленная четыре года назад в Большом театре Беларуси
А наша любимая “Собака Баскервилей” была снята буквально пару лет спустя. И в визуальном плане, мне кажется, “Дикая охота” частично показала этому фильму путь.
Буду рада услышать ваше мнение о фильме и повести. Мне оба произведения показались местами современными и актуальными, но кое в чем - четко показывающими приметы своего времени. Поэтому, возможно, не всем они сегодня понравятся.
Я долго вела в своих блогах две отдельные рубрики про кино и про книги, но недавно решила слить их в одну и раз в неделю рассказывать о фильмах-экранизациях в связке с первоисточником, так интереснее. Сюда стараюсь выкладывать свои статьи, но не всегда успеваю. Основные мои "места обитания" тут:
Вконтакте \\ Телеграм\\ Литрес \\ АвторТудей
Первая публикация этого поста в моем блоге в ВК: https://vk.com/ak_author?w=wall-194459919_2998
Всё о кино
27.8K поста62.7K подписчиков
Правила сообщества
1. Запрещено нарушать основные правила Пикабу (нет спаму, оскорблениям, вбросам, рекламе, политике).
2. Запрещены посты не по теме, посты о поиске фильмов и неинформативные посты. В случае несоответствия тематике сообщества или неинформативности пост будет удален в общую ленту.
3. Категорически запрещены спойлеры без специального тега или предупреждения как в постах, так и в комментариях.
4. Ставьте корректные теги при создании поста и указывайте в названии суть. Для постов с видеообзорами обязательно указывать тег "видеообзор". Для постов с видео c Youtube рекомендуется указывать название канала в тегах и небольшое описание, чтобы было понятно о чём это видео.
5. Запрещено целенаправленное разжигание негатива с отсутствием всякой аргументации. Авторы регулярных токсичных и агрессивных комментариев будут блокироваться. Давайте поддерживать дружественную атмосферу и уважать друг друга.
6. Будьте грамотны при составлении поста. В случае множественных ошибок в тексте пост будет удален в общую ленту, а автор, в случае неоднократного несоблюдения правил, заблокирован.
7. В сообществе не приветствуются фэйки, вбросы, теории заговора, конспирология и параноидальные бредни.
8. Запрещены посты о ТВ-шоу и реалити-шоу сомнительного качества в очевидно рекламных целях.