Девушка? Женщина? Старушка? Об отношении к возрасту до революции

Девушка? Женщина? Старушка? Об отношении к возрасту до революции История, История России, Дореволюционная Россия, Российская империя, Этикет, Длиннопост

Представления о том, в каком возрасте человек юн, а в каком уже не очень, год от года менялись. К тому же современного читателя могут сбить с толку цитаты из литературных произведений вроде «в комнате сидела старушка лет сорока», или «старик лет пятидесяти», упоминания о совсем юных невестах. Можно сделать вывод, что и взрослели, и старели раньше, но не все так однозначно.


С церковной точки зрения возраст человека делился на 3 этапа: до 7 лет - младенец, от 7 до 14 лет - отрок, с 14 – раб Божий, то есть вроде бы взрослый человек. Крестьянские дети лет с 10 считались практически полноценными работниками, их часто отправляли в ученики для освоения профессий, пристраивали «мальчиками» в лавки. С 10 лет наступала уголовная ответственность. Однако можно поспорить, являлся ли подобный возрастной ценз реальным отношением к детям как взрослым, или это было продиктовано самими условиями жизни.


Девушек в качестве потенциальных невест рассматривали после появления месячных, а на половую зрелость часто указывало использование красного цвета в одежде. В 1774 году брачный возраст составил для невесты 13 лет, для жениха 15, с 1830-го 16 и 18 соответственно. Однако иметь права не значит ими пользоваться. В крестьянской среде мужчин стремились женить раньше, потому что молодая жена воспринималась как дополнительные рабочие руки, и по этой же причине семьи и не стремились как можно раньше выдавать дочерей замуж. Чаще действовал принцип, найдется подходящий жених – тогда и свадьба. Аристократы 18 и начала 19 века часто выдавали дочерей замуж в юном возрасте в том числе из желания просто сбыть их с рук и не нести больше за них ответственность. Мало ли какую глупость может натворить романтичная барышня, поэтому приходилось контролировать всю ее жизнь, начиная с читаемых ею книг и разговоров при ней прислуги. Если семья была небогатая, то тем более хотелось, чтобы дочь была пристроена и ни в чем не нуждалась. Мужчины жениться не спешили, часто предпочитая делать карьеру. Невесты старше 20 были не редкостью. Характерный пример можно увидеть в мемуарах Дмитрия Благово «Рассказы бабушки». Рассказчица в начале 19 века «своих девочек не любила таскать по театрам и не хотела их везти до 15 лет, года за два перед тем, как их вывезут в свет. В мое время прежде 18 лет на балы не езжали, потому что вывези рано – сочтут невестой, а это девушек старит». Сама она вышла в замуж в 1793 году в возрасте 25 лет, жениху было 34.


Сейчас иногда бывает сложно сразу решить, как вежливее обратиться к незнакомке. Слово «женщина» многим режет ухо и раздражает, а называть девушкой, например, уже зрелую даму как-то странно. Хотя бы в этом нашим предкам было проще. Долгое время слово «девушка» соотносилось с целомудрием, а не с возрастом. Так как патриархальное общество осуждало интимные отношения до брака, их и не афишировали, поэтому по умолчанию девушками называли незамужних, если не было абсолютно достоверно известно про их добрачные связи. Брак считался важнейшим событием в жизни и мог серьезно поднять социальный статус. Поэтому за «гордое звание» девушки, исходя из возраста, никто не цеплялся. Наоборот, назвать девушкой  замужнюю даму было очень сомнительным комплиментом. Слово "баба" по отношению к замужней крестьянке грубым не являлось. Семейное положение могли определить по одежде, украшениям и многим другим нюансам во внешности и поведении.


Если хотели подчеркнуть юность, часто говорили «молодая девушка» (а могла быть и не молодая). «Для такой молодой девушки и такой такт» - говорили с восхищением об Элен Курагиной в начале романа «Война и мир». Обычно таковой считали барышню лет с 16 до 20. Этот период было принято называть «первой молодостью» для лиц обоего пола. Три незамужние дочери генерала Епанчина считались девушками. Старшей Аделаиде было уже 25. Настасью Филипповну, состоявшую в известной окружающим связи, девушкой никто не называл, только женщиной, хотя ей тоже было 25. Когда говорили, что человек уже не первой молодости, это означало только то, что он(а) старше 20. Понятие "засидевшаяся в девках" или «старая дева» постепенно стало размываться. Одним из внешних признаков того, что барышня махнула на себя рукой и отчаялась выйти замуж, являлось, например, ношение чепца. Этот нелепый предмет гардероба на своих головах носили замужние женщины, а девушки на выданье никогда. Четкого возраста, по достижении которого дама считалась зрелой, тоже не было. Для замужних неким «Рубиконом» часто становилось наличие взрослых детей, особенно дочерей. Если дама наряжалась в те же наряды, что и ее взрослые дочери и слишком сильно хотела походить на юную деву, это могло забавлять окружающих, но особого осуждения не вызывало. С другой стороны наличие у зрелой дамы молодых любовников тоже никого не удивляло.


Еще интереснее отношение к старости, потому что для нее четкого возраста тоже не было. Характерный пример можно увидеть в мемуарах Филиппа Вигеля. Когда вдовствующая императрица Мария Федоровна, жена Павла I, приехала в Тверь, ее карету сразу обступили горожане. «В первый раз еще видел я мужиков, ямщиков, млеющих, трепещущих от восторга. Бабы приговаривали: «Матушка, государыня, старушка». Не знаю, доходили ли слова сии до неё; по крайней мере не казалась ими оскорбленною эта старушка, красивая и которой пятьдесят лет едва ли тогда исполнилось. Напротив того, по достижении тридцати лет, крестьяне и крестьянки спешили выдавать себя за стариков и старух, чтобы скорее пользоваться правами на уважение молодых. Названия: дядя, тетка, говоря с пожилыми людьми, хотя посторонними, всегда произносились с нежностью; старичок и старушка еще более». Восприятие  возраста зависело  и от местных традиций, и от социального статуса, и от физической формы.


Как же тогда обращались к собеседникам при общении? Народ простой за редким исключением обычно общался между собой на ты. У "благородий" вариантов было больше. Если речь о знакомых людях, равных по возрасту и социальному статусу, то обычно либо  по имени-отчеству, либо к близким просто по имени. Аристократы чаще всего общались между собой на вы, к родителям тоже обычно обращались на вы, а иногда и к супругам. К равным могли обращаться по фамилии, иногда по титулу (дорогой граф/князь). Провинциальные дворяне чаще общались с равными на ты. К вышестоящим - сиятельства, высочества и тд, исходя из титула или чина. К незнакомцу можно было обратиться "сударь". Прибавление "с" в конце слова - как раз сокращение слова " сударь". А вот к незнакомкам чопорные аристократы и те, кто на них равнялся, не обращались обычно вообще. Хочется пообщаться с незнакомой дамой - изволь сначала найти того, кто может тебя ей представить. А если речь о девушке  - сначала нужно быть представленным сопровождающим ее родственникам. Светский этикет был строг и беспощаден.

Лига историков

13.4K поста49.7K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
17
Автор поста оценил этот комментарий
с 14 – раб Божий

Что за бог такой, которому нужны рабы...

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (7)
30
Автор поста оценил этот комментарий
В православии вся религия зиждется на принижении человеческого достоинства. Пастыри, овцы, колени, ничтожные рабы божьи, лобзание рук и трупов.
В противном случае, если кто не согласен, мол, страшный грех — гордыня.

Короче религия — не более чем инструмент, который постоянно меняется исходя из перемен в обществе и целей правительства государства.

Цели разные, в православии внушить контроль, смирение и надежду на то, что когда-то будет лучше.
раскрыть ветку (6)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Вы путаете разность понятий - светского и религиозного
Рабство Богу – в широком смысле верность Божественной воле, в противоположность рабству греху.
"Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые." (Рим.6:16-22)

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Да, читал, помню.

В некоторых переводах Библии вообще слово "раб" отсутствует, вместо него "сын".

Но если собрать все священные писания и проанализировать, то по смыслу очень похоже именно на духовное рабство и поклонение. Хотя там же говорится о любви к творцу, трепете и проч.

Кстати, и Ветхий и Новый Заветы поддерживали светское рабство. Можно сказать, что это адаптация религии и текста под тамошние рабовладельческие времена и общество. Тогда это довольно интересное приспособленчество божественной воли.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Ну, понятие "раб" можно рассматривать как "подчиняющийся воле".
Причём "сын" также не выпадает из этого, с учётом заповеди.
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку