Девушка — конструктор стрелкового оружия! Кто помогал Лебедеву создать его пистолет?

Как известно, в интернете очень много экспертов по стрелковому оружию. Все знают, каким должно быть оружие будущего, как надо конструировать автоматы и что именно не так с АК.


На фоне этих многочисленных мнений, мне хотелось показать точку зрения человека, которым этим реально занимается, каждый день. Анастасия - конструктор-оружейник, работала вместе с Дмитрием Лебедевым над его теперь уже знаменитым пистолетом.


Если нет желания смотреть видео, то вот сокращённая текстовая версия интервью:


- Анастасия, как ты начала работать с Дмитрием Лебедевым?
- С Дмитрием Ивановичем Лебедевым мы познакомились в 2016 году, я тогда вернулась из подразделения концерна ВТТ (высокоточная техника), работала там в течение года экономистом, ушла по личным причинам и вернулась на конструкторскую службу. Тогда главным конструктором уже стал Уржумцев Сергей Владимирович, я пришла к нему и бодро заявила, что хочу творить, желательно ручной пулемет. Он ответил, что без проблем даст любую работу, но попросил помочь нарисовать магазин к пистолету Лебедева. Я спросила, разве нет людей, которые могли бы это сделать? Тогда он сказал, что ради ускорения процесса нужна буквально пара чертежей. Я согласилась, при условии, что после мне разрешат делать ручной пулемет. По натуре я любопытный человек, поэтому мне стало интересно, что стоит за магазином, что это за пистолет Лебедева. Слышала о нем давно, в 2015 году, работая экономистом на ВТТ, читала о нем статьи, заинтересовал тот факт, что “Ижмаш” впервые стал официально разрабатывать пистолеты. Жаждала познакомиться с великим зодчим, но долго не могла его застать, пока однажды совершенно случайно мне не сообщили, что он здесь, и я могу с ним познакомиться. Я зашла в отдел, встретила Дмитрия Ивановича, на вид он мне показался обычным человеком, ничем не примечательным. Мы с ним поздоровались, в какой-то момент я поняла, что с этим человеком хочется много и долго общаться, он оказался очень интересным, неповторимым, невероятным человеком.
- А как ты вообще стала конструктором?
- Когда пришла пора выбирать профессию и поступать в ВУЗ, то за меня решили родители. Отец сказал: “Ты пойдешь на машиностроительный факультет ИжГТУ”. Я согласилась с родителями: “Хорошо, раз вы так хотите, то я, конечно, пойду”. Честно говоря, на тот момент своей инициативы у меня не было. Так, по настоянию родителей, я поступила в университет. Первые два курса преподавали общеобразовательные предметы, мало пересекающиеся со специальностью и я училась по инерции. Но на третьем курсе начались спец предметы, типа матчасти и так далее. Здесь я уже поняла, что мне это интересно, я стала это изучать, копать, читать. В конце концов, я закончила обучение по специальности стрелковое оружие с красным дипломом, потому что поняла, что это любовь всей моей жизни. Всегда относилась к своему занятию с фанатизмом и, может даже, с ревностью.
- Насколько сложно было учиться сначала по общеобразовательным предметам, и потом - по специальности?
- Самое главное, чтобы у человека был азарт. На первых двух курсах у меня этого азарта не было. Я не видела кем я стану, где буду работать и что вообще меня ждет, поэтому училась абсолютно без любви и тяги. Не хотелось сидеть, изучать, считать...Училась с горем пополам, так как этого хотели родители, так как было слово “надо”, и я должна была быть хорошей девочкой с отметками не ниже четверки. На третьем курсе, когда мое будущее уже стало определяться, все резко изменилось: появился азарт, ответственность, скрупулезность, мне хотелось во всем найти истину, до всего докопаться.
Учиться было сложно, иногда приходилось советоваться, слава богу, у нас прекрасный преподавательский состав в ИжГТУ на кафедре стрелкового оружия и не только. Кроме того, что они прекрасные специалисты, они еще и очень добрые, хорошие люди. Мне искренне помогали от всей души, это было очень приятно - чувствовать поддержку. Также были хорошие отношения в группе, мы и сейчас работаем в одном коллективе. Все в комплексе помогало, я училась с удовольствием. Когда ты знаешь кем станешь и видишь конечную цель, понимаешь, что когда-то ты создашь образец стрелкового оружия, которое, возможно возьмут не только на вооружение, но и на снабжение, то это настоящий подарок судьбы, шанс на миллион.
- Была ли у вас практика на заводе на старших курсах?
- Так получилось, что я начала работать, будучи на 4 курсе. Исходя из тех соображений, что мне нужно будет писать дипломную работу по специальности, а материального обеспечения - начальных данных - не хватало, так как эта информация была недоступна, то я устроилась на работу и попала в отдел спортохоты. Честно говоря, спортивно-охотничьи ружья меня не сильно вдохновляют, больше хотелось заниматься боевыми образцами. Моя практика по сути являлась реальной работой, которую я совмещала с учебой. Генеральным конструктором тогда был Владимир Викторович Злобин, он меня заметил и поручил проект - единый пулемет под патрон 7,62х51мм, по которому я писала дипломную работу. Изначально я хотела конструировать длинноствольное стрелковое оружие, пистолеты я не понимала и даже не уважала, в какой-то степени, считала их несерьезным предметом. В единых пулеметах, по которым я готовила дипломный проект, у Министерства обороны и других ведомств потребности не было, зато была в ручных пулеметах, поэтому я попросила дать мне работу в этом направлении, но сейчас это желание временно пропало, а пистолетостроение это то направление, где я чувствую себя в своей тарелке.
- Какие желания у выпускников - будущих конструкторов - после окончания ВУЗа? Куда они хотят идти работать и чем заниматься?
- Не могу ответить за других людей, это очень индивидуально, но из наблюдений, могу сделать вывод, что перспективы пугают некоторых. К сожалению, молодые люди не хотят заморачиваться, они понимают, что это огромный труд. Если ты становишься конструктором, то это настолько в тебя проникает, что меняется привычный распорядок дня, жизнь, и вообще все меняется. Может быть, народ боится такой ответственности. Но вообще, у нас хорошая оружейная школа, то есть ничего не мешает любому научиться и показать себя. Нужно только захотеть. Сфера стрелкового оружия довольно деликатная, современные девушки хотя и выступают за равноправие, но в таких вопросах боятся, стесняются и замыкаются, ведь женщина со стрелковым оружием - то еще зрелище.
- Как коллеги относятся к девушке-конструктору? Возникают ли какие-то трудности, которых бы не было у молодого человека?
- Разумеется, есть сложности. Дело в том, что изначально эта профессия является мужской, она никак не коррелируется с образом девушки. Для того, чтобы получить авторитет, чтобы коллеги стали прислушиваться или просто обращать внимание, была проведена большая работа, и она не прекращается до сих пор, ведь у мужчин так заложено, что в этой сфере не может быть женской руки. Хотя, если обратиться к стрелковой практике, то хорошие спортсмены-стрелки получаются именно из женщин.
- Часто ли ты сталкиваешься с мнением, что оружие предназначено исключительно для убийства, и девушке не положено заниматься конструированием таких вещей?- Безусловно, да. Мне попадаются люди, которые не понимают и не принимают факт того, что я занимаюсь оружием. Поэтому при знакомстве с новыми людьми, я не сразу рассказываю кто я и чем занимаюсь. Я аккуратно к этому отношусь и стараюсь не шокировать людей сразу. Некоторые относятся с восторгом: “Это такая экзотика!”, другие наоборот: “Мы за мир во всем мире, стрелковое оружие только для убийств”. Я отвечаю, что оно для защиты. У каждого свои мысли на этот счет, но вообще я люблю наблюдать за реакцией людей.
- Когда вы учились, была ли практика стрельбы? Изучали ли вы иностранные образцы?
- К сожалению, практической стрельбы у нас не было, ни в тирах, ни в стрелковых клубах, разбирали оружие на столах и все. Иностранные образцы тоже изучали, слава богу в ИжГТУ очень хорошая, скажем так, кладовая стрелкового оружия, мы могли наглядно рассмотреть многие образцы, даже самые старые. Очень важно знать историю, с чего все начиналось, а не только современные экземпляры. Отсутствие практики - это упущение, как говорит Дмитрий Иванович Лебедев: “Конструктор должен уметь стрелять” - он и сам прекрасный стрелок.
- С переходом на завод, появилась возможность практиковаться?
- Конечно, например на испытаниях, а еще с появлением выставки армии, возникла и возможность совершенствовать свои навыки в стрельбе. Может, не в таком объеме, каком хотелось бы, но появилась, что, безусловно, очень радует. Хотя стрельба - это не хорошо для человека, непривычная среда, но она дает величайшие, невероятные эмоции.
- На твой взгляд, что самое сложное в конструкторской работе?
- Самое сложное - это правильно и грамотно сформулировать цель. Не просто длиннее - короче, больше - меньше, тяжелее - легче, а нужно грамотно сформулировать - что получится в конце и для чего это нужно. Если эти два акцента будут умно и грамотно поставлены, то других проблем не возникнет.
- Каких направлений развития стрелкового оружия нам стоит ожидать в ближайшие 10-20 лет?
- Я точно уверена, что те отработанные схемы, которые мы применяем в разработке стрелкового оружия, еще долго будут доминировать и применяться. Я очень надеюсь, что нам разрешат изобретать, изготавливать и применять что-то новое, потому что пока, на мой взгляд, нас очень сильно ограничивают. Но, как я уже говорила, чтобы применять новые решения, необходимо понимать помогут ли они усовершенствовать оружие или наоборот будут лишними.
- Что бы ты посоветовала делать молодому парню или девушке, которые тоже решили стать конструктором, чтобы добиться этой цели?
- Если человек честно утвердительно себе ответил на вопрос: “хочу ли я быть конструктором?”, то, естественно, необходимо окончить ВУЗ, потому как в нем учат не только дисциплине, но и важным приемам разработки, а также правильно применять свои знания. Ну а потом, получив нужные знания, идти к нам в концерн.

Оружейная лига

5.2K постов22.3K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Запрещено:

- Посты, не относящиеся к оружейной тематике

- Посты, имеющие целью обсуждение политической, религиозной или другой новостной повестки, не касающейся оружия напрямую

- Оскорбления других людей или компаний

- Заведомо ложные или непроверенные сведения, подаваемые как правда.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Кстати интересно насчёт ручного пулемёта, есть токарь 2 под 5.45, есть РП от молота под 7.62х39, есть РПК16, на чем все же остановит МО и росгвардия свой выбор.

раскрыть ветку (9)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

на последнем естественно ведь КК лобируют

раскрыть ветку (8)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, РПК и сам по себе ещё достаточно хорош. Всё лучше дуры с семёркой.

раскрыть ветку (7)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Спорный вопрос, сама концепция РПК неоднозначна.

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Только на ручные пулемёты данной концепции переходят КМП США и британцы, отказываясь от не самого удобного М249.
У нас же перешли на ПК, потому что для ВДВ РПК больше не нужен - есть десантируемый ПКП (ПК - это не десантируемый пулемёт), также возникла потребность в сохранении и повышении огневой мощи на уровне рота-взвод, а ПК в управлении взвода или в отдельном пулемётном взводе показал себя менее мобильным и менее удобным оружием, чем в составе МСО.
Вообще лично мне как мотострелку нравится построение отделения в Бундесвере - два пулемёта в отделении, а в некоторых подразделениях наличие одновременно единого и ручного пулемёта, но у нас это довольно сложно реализуемо.

Автор поста оценил этот комментарий

Чем она неоднозначна? Задача РП в том, чтобы дать отделению возможность вести подавляющий огонь с целью прикрытия манёвренной группы при сохранении мобильности и автономности этого самого отделения. При этом очень важными качествами являются массовость производства, низкая масса изделия и боеприпас аналогичный основному стрелковому. И здесь РПК везде подходит. Основным лично для меня сомнительным моментом в нём является лишь малая ёмкость штатного магазина. Да, возможно концепция ручного пулемёта отомрёт в связи с моторизацией войск, на уровне 1 отделение, 1 БМП, но это во первых не близкое дело и во вторых тоже это дело сомнительное.

раскрыть ветку (4)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Да, возможно концепция ручного пулемёта
В МВ и Подразделениях специального умерла в нулевые, сейчас там на уровне отделения ПК\ПКМ.
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Так специфика другая. И уровень моторизации вообще не сравним. Мы же про общевойсковые части говорим.

Концепция "Спецназ это как армия, только круче" вообще некорректна.

раскрыть ветку (2)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

А МВ не общевойсковые части? Мотострелковые войска вроде как самый многочисленный род войск

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну во первых ладно, признаю что я некорректно выразился. Хорошо? А во вторых я не понимаю что Вы от меня хотите и что вам мешает разглядеть в слове "мотострелковые" корень "мото". Признаюсь честно, я не служил в (или даже рядом) мотострелковой, все мои знания получены преимущественно в учебке и носят скорее теоретический характер. Но я предполагаю (Предполагаю!) что это связано с тем, что у них мать его есть транспорт! О, я конечно могу быть не прав, и в таком случае я попрошу просветить меня, не достойного, Вашей мудростью ярчайшей. Аминь.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку