Детское сознание и психология развития

Дорогой читатель, ты можешь ненавидеть психологию развития, ты можешь ненавидеть детей, они - страшные, тупые, вечно орут, ты чайлдфри – ок, это твоё право. Но эта наука помогает понять нас, взрослых людей. Если вдруг ты захочешь узнать, какого цвета зебра: белая в чёрную полоску или чёрная в белую, то ты не найдёшь ответа, тупо наблюдая за ней часами. Чтобы дать ответ на этот глупый вопрос, тебе придётся изучить развитие зебры (к слову, она черная в белую полоску). Однако, здравствуйте.

Детское сознание и психология развития Мозг, Психология, Познавательно, Наука, Нейробиология, Длиннопост

Итак, что нам известно о детях? 1. Они – маленькие учёные, которые активно познают мир (активнее взрослых) и которые постоянно выдвигают теории относительно этого мира.

2. Они - тупые.

3. Они – гораздо умнее, чем мы считаем.


Что нам нужно, чтобы их исследовать? Надо быть умнее их и немного умнее обычного взрослого, потому что у ребёнка нельзя спросить, о чём он думает или что чувствует, надо постоянно изобретать хитрые методы. Первый метод – посмотреть на мозговые волны. Например, можно построить специальную соску, которая будет играть музыку, когда дети её сосут. И смотреть, как влияет музыка на ярость сосания соски и на мозговую активность.

Детское сознание и психология развития Мозг, Психология, Познавательно, Наука, Нейробиология, Длиннопост

Второй метод – это взгляд ребёнка. Тем самым мы обращаем внимание на предпочтение ребёнка. Скажем, ты, любимый читатель, хочешь знать, умеют ли дети отличать страшные лица от красивых? Тебе надо взять фото страшного человека и себя, красивого. Смотрим, куда дольше глядит ребёнок, - Profit. Мы также можем обращать внимание на удивление ребёнка. Например, умеют ли дети различать цвета? Показываем ребёнку постоянно синие игрушки, ему становится неинтересно, потому что мозг уже понял, что это за игра. А потом показываем зелёную игрушку. Если ребёнок заметит разницу, он будет смотреть дольше. Как кто-то заметил в комментариях к прошлому посту, полугодовалые дети уже удивляются, когда видят парящий объект, который нарушает законы гравитации.


Как дети приходят к пониманию вещей в мире, когда ничего не знают? Во-первых, из-за взросления нейронов и роста мозга. Б0льшая часто нейронов в твоей голове, читатель, сейчас – те же самые, которые были у тебя ещё в утробе матери. Однако с взрослением нейроны с бешеной скоростью объединяются в сложные сети, эти сети состоят в других сетях, мозг постепенно обучается их «архивировать», запускать не полную программу, а частичную (вам не надо вспоминать, что лев – это дикое животное, семейство кошачих, проживающий на территории Африки и т.д. Мозг просто врубает адреналин на полную и запускает программу «бей или беги»). Во-вторых, из-за процесса миелинизации. Но этот процесс достаточно долгий. Даже тинейджеры до конца не миелинизированны. Их префронтальная лобная часть, например, вообще без миелина (забавно, что эта часть мозга, которая отвечает за всё рациональное, взвешенное и прогнозное, созревает у нас в самом конце годам к 20-21. Вспомните себя в молодости. Украсть дорожный знак! Запросто. Выпить залпом бутылку водки? Пф, подержи-ка моё пиво. Перебежать МКАД с завязанными глазами? Звучит небезопасно, но, чёртов сукин сын, я в деле!).


Проблема детского мозга

Естественно, у детского мозга много проблем, иначе бы они были разумными уже с рождения. Но мы с вами разберём самые занимательные.


Торможение (1-2 года). Лучше всего проиллюстрирует эту проблему тест под названием «А не Б». Для теста вам понадобится: 9-месячный ребёнок, карандаш и две кружки. Берём карандаш и кладём в кружку №1. Ребёнок тянется к карандашу в кружке №1. Повторяем. Повторяем. Повторяем. Хоба! Теперь кладём карандаш в кружу №2 – ребёнок всё равно тянется к кружке №1. Раньше считалось, что ребёнок не в курсе, куда делся объект, но со временем стали замечать, что малыш, хоть и тянется к кружке №1, всё равно смотрит на кружку №2, где лежит карандаш. Бедняга всё понимает, но у него ещё не развилась та часть мозга, которая отвечает за контроль такого поведения. Он знает, где находится карандаш, просто не может остановиться.

Детское сознание и психология развития Мозг, Психология, Познавательно, Наука, Нейробиология, Длиннопост

Эгоцентричность (3 года). Как я уже писал ранее, дети не могут понять, что другие люди воспринимают мир по-другому. Как мы с тобой, читатель, сможем это проверить? Всё верно, с помощью опыта «Три горы». Детям показывают 3 горы и просят нарисовать их. Вроде изян. А потом их просят нарисовать эти же горы, но с другой стороны, как если бы на эти горы смотрел плюшевый медвежонок. Вот тут-то дети и впадают в ступор.

Детское сознание и психология развития Мозг, Психология, Познавательно, Наука, Нейробиология, Длиннопост

Сохранение пропорций (5 лет). Тут всё просто для нас (но экстремально сложно для ребёнка). Если перелить воду из стакана в другой, который выше, но тоньше, объём не изменится (я, надеюсь, вы это знаете). Если взять карандаши и сложить их не бок к боку, а конец к концу, их количество не увеличится, хотя фигура станет длиннее. Дети этого не знают, потому что у них ещё нет таких концептов в голове. Собственно, вот ещё один пример: есть кольцевая труба, по ней кидают шарик. Какая траектория будет у шарика: А или Б? Как ни странно, многие взрослые люди ошибаются. Однако, если у них спросить тот же вопрос, но шарик заменить водой, все дают правильный ответ (потому что с водой у них есть прошлый опыт: шланг, душ и т.д.).

Детское сознание и психология развития Мозг, Психология, Познавательно, Наука, Нейробиология, Длиннопост

Что ещё интересного я могу тебе рассказать, дорогой читатель? Дети, даже новорождённые, уже социализированы. Кстати, ты обязательно должен попробовать этот опыт, если найдёшь новорождённого. Итак, подходишь к малышу, привлекаешь его внимание, наклоняешься и высовываешь язык. В большинстве случаев, ребёнок повторит эту мимику, поддерживая социальную связь (только не забудь предупредить родителей о своём опыте. У молодых родителей меняется химия, они становятся чуточку агрессивнее и могут неправильно вас понять).


Добавлю ещё кое-что. Есть теория, по которой дети не развиваются в контексте единой истории, у них модулярное обучение. Их мозг уже запрограммирован на некоторые знания (которые передаются генами: бойся пауков и змей, не забывай дышать и сосать), но есть и те, которые надо приобрести. Откуда такая теория пошла? Есть определённые нарушения мозга, которые влияют на одну систему, но не на другую. Например, аутизм – это самый яркий пример, как социальная часть мозга отделена от других частей мозга.


Это заболевание есть у 1 из 1.000 человек, в основном у мальчиков. Нехватка социальной привязанности, проблемы с языком, проблема отношений с людьми и, самое главное, «Умственная слепота», как её описал Саймон Барон-Коэн (кстати, это ведущий учёный по аутизму, брат того самого актёра из Бората). На фото Саймон слева.

Детское сознание и психология развития Мозг, Психология, Познавательно, Наука, Нейробиология, Длиннопост

Аутисты не проявляют никаких нарушений взаимодействуя с физическим миром, они умеют сами кушать, строят конструктор, рисуют, собирают пазлы и т.д.. Но у них есть проблема с людьми. Многие такие дети не умеют разговаривать. Но даже те, кто умеет, имеют нарушения в общении.


У Саймона есть знаменитый тест «Ложных ожиданий». Салли заходит в комнату, кладёт в чёрную коробку жемчужину и уходит из комнаты. Анна вытаскивает жемчужину из чёрной коробки и кладёт её в белую коробку. Когда Салли зайдёт в комнату, в какой коробку она будет искать жемчужину?

Детское сознание и психология развития Мозг, Психология, Познавательно, Наука, Нейробиология, Длиннопост

Надеюсь, ты правильно решил этот тест, любимый читатель. Вопрос «Где на самом деле мяч?» - это вопрос физического мира, на который все могут ответить. Но вопрос Саймона сложнее. Ответ – в чёрной коробке, даже если жемчужина не там, потому что у Салли ложные ожидания. Для 2-3 лет это сложная задача. Для 4-5 лет – уже решаемая. А для аутистов - нерешаемая. Саймон считает, что разные модули мозга по-разному изолированы у мужчин и женщин. Социальная часть более женская, чем мужская. Он даже шутил, что быть мужчиной – это страдать от лёгкой степени аутизма. Но на самом деле он имел в виду, что аутисты страдают от экстремально мужских мозгов, поэтому аутистов больше среди мужчин.


И да, к сожалению, очень малое число аутистов имеют экстраординарные способности, которые компенсируют их недостатки. Большинство таких случаев просто раздуваются СМИ.