Детские воспоминания: другая сторона медали

Ответ на пост http://pikabu.ru/story/_3323217
Читая тот пост о трудностях и невзгодах - да что невзгодах, о кромешном аде, - через который пришлось пройти Екимовой Таисии Алексеевой в немецкой оккупации, я захотела рассказать об опыте моего дедушки - опыте совершенно другого рода. Пилю свой коммент с легкими изменениями в отдельный пост, как вы и хотели, посмотрим, что из этого выйдет. Все же хочется верить, что большинство понимает то, что человечность зависит от человека, а не от выбранной (выбранной ли?) стороны.

>>Привет всем.
Поделюсь, пожалуй, историей деда, хотя многим она может быть и не по нраву. Эта история не об ужасах и зверствах немцев, а о человечности - той человечности, которая не зависит от стороны и идеологии, и которая все же имела место быть среди разрушений и кровавого хаоса войны (хотя, один хер, уйду в минуса: тут такое не любят, все ж щас патриотами стали на 9 мая, а немец - непременно фашист и гнида, да).
Дед говорит об этом с неохотой - наверное, сказываются пережитки старого времени, когда о так называемом "сотрудничестве" с немцами (т е о позиции оккупированных) говорить было, мягко говоря, не принято.

Деду было лет 5-6, когда его деревню оккупировали немцы. Местное население их ненавидело и боялось - поначалу. Все знали про ужасы, которе творили немцы на оккупированных землях: сожженные дотла деревни, изнасилованные женщины, зверски убитые дети и старики... Думали, что лучше уж умереть, чем под немцем жить. Но вот немец пришел, и что делать? Бежать неизвестно куда с 7-ю детьми на руках, в холод и в голод? Мало кто на это осмеливался.
Деду, конечно, несказанно повезло: он рассказывает, что поначалу все говились к худшему, прятали детей, скотину, муку - все, что могли. Но этого "худшего" так и не случилось. Да, жить было тяжело, еды было немного, а работали с утра до зари, рыли окопы. НО! Сожженных домов и прочих зверств не было - может, потому, что командование было совсем рядом, а может, потому, что те немцы были точно такими же людьми, сохранившими человеческий облик, несмотря на все.
Он рассказывал, что немцы тайком делились с ними пайком: сахаром, шоколадом, кофе. Поначалу, разумеется, брать никто ничего не хотел - враг же, зазорно! Но голод взял свое, хоть никто и не признавался. На ломаном русском немцы пытались рассказать "сожителям" о своих семьях там, в Германии. Говорили, что дома у них тоже есть дети, которых они уже не надеются увидеть. Мастерили русским детям поделки из дерева и тряпья, рассказывали им истории. Со временем местные привыкли, и через образ врага начал проступать образ человека.
Многие до войны были простыми работягами, которых погнали на войну. Поначалу верили, что "наше дело правое", но какой там, когда каждый день умирают твои друзья и товарищи - тут уж не до идеологии, живым бы остаться. Многие не хотели войны, не хотели оставлять семью, но не они принимали решение о мобилизации. И вот они тут, на чужбине, а рядом с ними жены, дети и отцы их "врагов": точно таких же мужиков-работяг, только оказавшихся "по другую сторону баррикад".
Матерей с грудными младенцами освобождали от рытья окопов, многодетным матерям разрешалось уходить пораньше. Некоторые немцы, по словам деда, даже помогали по дому или в поле, только втихую, тайком. Об этом не говорили.
Когда настало время уходить, немцы оставиляли русским женщинам теплую одежду для детей: добротные меховые шапки, варежки, шерстяные носки, оставляли даже кухонную утварь, иногда и личные вещи - как знак благодарности и на память. У дедова семейства, кажется, до сих пор есть та кофемолка из Германии, принесенная немецким солдатом. И она до сих пор варит кофе, хотя сколько лет прошло!
Многие не хотели уходить, кто-то даже прощался со слезами на глазах, навсегда: по их словам, это было как затишье перед бурей. Они знали, что идут на смерть и не хотели покидать эдакий островок спокойствия и человеческой теплоты среди кромешного беспощадного хаоса.

После войны считанным единицам удалось вернуться в эту деревню, стали жить там. Их приняли, и приняли не потому, что предатели, а потому, что они тоже люди, разоренные и опустошенные войной. Да и привязались к "немчикам". Кто бы что ни говорил, а в Богом забытом селе, в стране, разоренной войной, в голодную пору без мужского плеча выжить трудно - физически трудно.

Осознаю, что рассказ получился какой-то излишне ванильный, но это то, что рассказывал дед. Да, такое случалось крайне редко, но случалось. И с той, и с другой стороны были люди: как и конченные отморозки и садисты, так и обыкновенные мужики-работяги и юнцы, которым промыли мозги гитлер-пропагандой и погнали, как стадо, на убой - "за правое дело". Война сломила практически всех, но некоторым все же удалось остаться Человеком (да, именно с большой буквы!) несмотря ни на что: ни на пройденные ужасы и лишения, ни на слепую пропаганду. И очень хотелось бы, чтобы в этот светлый день, день памяти Победы, об этом не забывали. И не наклеивали на машины "дошли до Берлина - можем повторить", потому что война - это огромная, неизмеримая трагедия, которая ломает и корежит человека, а не повод для кичливой бравуры.

Дед, к слову, ярый патриот своей страны и противник всего западного, однако, о тех немцах он всегда рассказывал с уважением. "Запомни: нет на войне плохих и хороших, нет!"

P. S.
Маленькое послесловие.
Сегодня праздник великой Победы, сегодня будут чествовать ветеранов и память тех, кто отдал свою жизнь за жизнь потомков. Посреди пьянящего чувства безмерной гордости и радости, пожалуйста, остановитесь и поразмышляйте не только над Победой, но и над тем, какой ценой она досталась. И, пожалуйста, почтите память не только советских солдатов, но и тех Людей, оставшихся Людьми несмотря ни на что - такие Люди были как с той, так и с другой стороны. Мало, но были, и о них не стоит забывать.

Спасибо за внимание.
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
Вчера как раз ознакомилась с информацией по количеству уничтоженных нацистами деревень, только по Беларуси, где погиб каждый третий житель. Так вот, только по Беларуси было сожжено, вместе жителями(!) иногда со всеми, иногда частично, 5 295 деревень, и 628 из них уничтожены полностью, до единого жителя, включая младенцев и инвалидов. Это официальная статистика. Это я ещё не пишу о просто уничтоженных деревнях и селах, а беру только те, где уничтожалось население. Чаще всего сжигали заживо. Иногда топили. Иногда сначала расстреливали. Почитайте, для общего развития, чтоб заметить и оборотную сторону, а то смотрю, тут прямо легенда о добрейших людях рождается.
раскрыть ветку (23)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Я где-то отрицала зверства нацистов, наверное? Я как-то пропустила этот момент.
Рассказываю то, что рассказал мне дед: это то, что пережил лично он. Мое утверждение: не все были злодеями; злодеев было много, но и люди тоже были, всё. Остальное - уже чьи-то домыслы.
раскрыть ветку (22)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Понимаешь какая штука...вот по твоему рассказу они детишек подкармливали и всячески помогали им.а потом из окопов которые насильно копали наши женщины.они убивали их отцов.что это-"доброта" или лицемерие.подумай хорошенько.нет добрых убийц
раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Понимаешь, какая штука: на войне люди убивают друг друга, в принципе, на войне все убийцы. Означает ли это тогда, что хороших людей среди солдатов (ВСЕХ солдатов) априори быть не может? Ведь они все убивали.
раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий
Этот"хорошие"немцы убивал моих и твоих родственников и близких людей миллионами.Эмм..как бы тебе разжевать-вот если бы этот "хороший"немец убил бы твою мать или отца или твоих детей.ты бы его простил и оправдал бы?Ведь они так то есть и хорошие и добрые
раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Ты сказал, что "хороших убийц не бывает". Убивали как немцы, так и советские солдаты. Следуя твоей логике "добрых убийц не бывает", ВСЕ солдаты - плохие. Верно ли утверждение? Не увиливай.
Или ты имел в виду "ВСЕ убийцы плохие, но только если воюют не за нас"?
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Не путай понятия-мы защищали свою Родину.именно поэтому понятию-немцы убийцы.а мы были защитники
раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий
То есть ты утверждаешь, что убийство человека с целью защиты/самообороны перестает быть убийством? оО
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Я этого не утверждал-читайте внимательней коменты
Автор поста оценил этот комментарий
Понимаешь, какая штука: это не мои деды и прадеды пришли в чужую страну и начали убивать.
Сначала ввергнуть страну в войну, а потом подачки кидать мирному населению - замечательное проявление доброты и человечности. Подарил кофемолку и можно дальше в русских Иванов стрелять - вроде как индульгенцию купил, как в средние века.
Меня вот, как человека в семье которого никто из вернулся с той войны, абсолютно не волнует ПОЧЕМУ Германия напала на СССР и насколько рядовые немцы "совсем не хотели этой войны и вообще были отличные парни".
раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Обсуждался тезис Искандера13 "добрых убийц не бывает", комментарии адресуй ему, наверное.)
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Мой комментарий адресован именно тому, кому и задумывалось. Т.к. касается как фразы "на войне люди убивают друг друга, в принципе, на войне все убийцы" так и ситуации описанной в первоначальном посте.
Автор поста оценил этот комментарий
Если вы не отрицаете зверств нацистов, то что вас так оскорбляет в том, что я позволила себе дополнить вашу ванильную картинку? Официальную статистику назвать домыслами оригинально конечно.
Я тоже могу кое что из семейных воспоминаний рассказать.
Дед моего мужа, в 42, попал в плен. Был в трёх концлагерях, дважды бежал. В третьем лагере участвовал в восстании против немцев и выжил. Так вот, рассказывать о том, через что он прошёл, он не мог. Совсем. И все что рассказывают о том, что там творилось - это только часть правды. Потому что ужас этот передать невозможно. И ванильная ваша история конечно имеет право на существование, но не обижайтесь, если вам не дадут забыть и об оборотной стороне.
Понимаю, хочется мимими, но не в этот раз.
раскрыть ветку (11)
2
Автор поста оценил этот комментарий
1. Почему вы считаете, что что-то в ваших постах меня оскорбляет? (:
2. Рассказывайте, я не против.
3. Ваша история никак не противоречит моей. Если бы мы обе писали про один и тот же концлагерь, тогда было бы другое дело.
4. Мой пост называется "другая сторона медали", что само собой подразумевает, что "первая сторона медали" существует априори. Вы же почему-то считаете, что я данные воспоминания экстраполирую на всю картину ВОВ - отнюдь. Это уже, как и писала выше, сугубо ваши домыслы. Именно экстраполяция, а не, как вы ошибочно поняли, оф. статистика.

Я понимаю, что вам уж очень хочется меня подколоть, но, увы, пока что мимо. Если вы успокоитесь и перечитаете мой пост, то вы сами найдете ответы на свои вопросы и возмущения. Удачи. (:
раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий
К чему мне подкалывать вас? Я просто не согласна с тем, что ваша сторона медали не имела сопровождения, своей оборотной стороны. В вашем посте я поняла прекрасно все от и до, и ничего не упустила. То , что вы даёте оговорки, допускающие зверства априори, все же не даёт полной картины. Поэтому я и позволила себе её дополнить, на что вы и отреагировали весьма болезненно. Что в моих дополнениях вас так зацепило? Я вам больше скажу, я даже верю, что свашим дедом делились шоколадом и рассказывали про свои семьи. Но расскажите, кто то из этих милых людей, так согревших ваше сердце, наверно не стрелял в наших солдат и не жег наши села и дома? Каннибалы наверно тоже могут уронить скупую слезу рассказывая о своей мамочке, но что это меняет для тех, кого они съели?
раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий
Дубль два.
1. Не знаю, к чему, но вы упорно пытаетесь. Может, вы мне скажете? (:
2. Уже второй раз вы утверждаете (бездоказательно), что ваши посты меня как-то оскорбляют. Спешу вас уверить: ни в коей степени!
3. Мой пост об "ОБРАТНОЙ стороне медали". Первая - по ссылке в посте. В самом-самом начале. В первой строчке.
4. Я, наверное, вас удивлю, но война - это война. На ней люди убивают людей, да-да. Я нигде не утверждала, что те немцы в жизни муху не обидели, это опять сугубо ваши домыслы.

Прежде, чем написать мне пылкий ответ, прошу: перечитайте еще раз мой первый пост, мое предыдущее сообщение вам и это сообщение. На все ваши вопросы я ответила уже дважды, третий раз одно и то же перепечатывать мне будет лень, извините. (:
раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий
1) начну с того, что так и не поняла, в каком месте я вас подкалываю? Я лишь пишу по сути вопроса, имея отличный от вашего взгляд на эту тему.
2) про вашу реакцию)) вас настолько зацепило, что вы даже не понимаете что я, собственно вам написала изначально.
Где я пишу, что либо, что говорит о том, что вы что то отрицали? Я говорю, что считаю, что вашу сторону медали должна сопровождать и обратная история, и это сугубо моё мнение. Надеюсь, вы признаете за мной право высказаться, в принципе?
3)разве я этого не заметила? Но я не считаю, что ваша история тянет на целую оборотную сторону) , понимаете?
Только наивное воображение может предполагать, что нацисты каждую секунду своего существования ели младенцев, запивая кровью, между боями.
Понятно, что и шоколадкой поделиться могли, и Гете наверно читали. Только что меняет то?
4) меня пугает, когда люди, считая, что все о той войне уже сказано, не желают больше слышать и помнить о подробностях тех преступлений, о которых казалось бы уже все известно, но на самом деле уже почти забыто. Так, в общих чертах что то знаем. Зато как свежо, как ново - немцы хорошие.
Так я вам скажу, что то, как поступил в итоге Союз с Германией и говорит о том, что изначально, страной разрушенной и истерзанной немецкой нацией, изначально, всегда подразумевалось, что нацизм отделим от отдельного человека и народа, и боролись против нацистов, а не против немцев как таковых.
К тому же, теперь мне даже интересно узнать, о каком периоде войны, а главное, о каком населенном пункте идёт речь?
раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий
О, смотрю, с деревней, в которой лично пережил всю эту счастливую пору,общения с хорошими немцами, ваш дедушка, возникли какие то проблемы? Названия не будет? И дат примерных тоже?
раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Наверное, для вас новость, что у человека могут быть другие дела, кроме листания пикабу и вялого отмахивания от едких комментов? (:
По всем пунктам я вам уже отвечала, аж целых два раза. Видимо, так и не дошло. Жаль, но что я могу поделать.

Село в Черкасской обл., приблиз. даты - 41-43гг.
раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий
Мне кажется, спор по теме, не должен вызывать столь глубокую обиду)), обратите внимание на свою манеру вести диалог, ибо едкость - это то, что присуще вам самой. И раз уж мы тут переходим на личности, заметьте, по вашей инициативе, то обращу ваше внимание и на тот факт, что не дошло, что я написала, как раз до вас. Что ж, бывает.
Село то как называлось? Хочу ознакомиться с историей оккупации, в которой ни один сельчанин не пострадал.
Ну да не о том речь.
Так все же, мне интересно, раз уж вы упорно утверждаете, что ответили на мой вопрос, покажите мне это изречение- ответ на вопрос: ваше открытие, что на нашу страну напали не упыри- вурдалаки, а люди из плоти и крови, рожденные матерями, любившие своих детей, и вот со всем этим багажом уничтожившие овердохрена мирного населения, но потихоньку делившиеся шоколадом, что это меняет в вашем понимании?
Чем неуместен был мой комментарий о геноциде в Беларуси?
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
"Ой, все!"
Пятый раз отвечать на одно и то же у меня уже нет сил. (:
Все объяснялось и разжевывалось выше.

>>покажите мне это изречение- ответ на вопрос: ваше открытие, что на нашу страну напали не упыри- вурдалаки, а люди из плоти и крови, рожденные матерями, любившие своих детей, и вот со всем этим багажом уничтожившие овердохрена мирного населения, но потихоньку делившиеся шоколадом, что это меняет в вашем понимании?
>>"Запомни: нет на войне плохих и хороших, нет!"
раскрыть ветку (3)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку