Дети святого Бенедикта

Дети святого Бенедикта Монастырь, Средневековье, Длиннопост

История западного монашества для среднего школьного возраста, часть I

Средние века – мир не только городов и замков, но и монастырей. Которые мы не заслуженно обходим вниманием. В обыденном представлении средневековые монахи - все на одни сандалии. Но давайте дадим бой обыденности и посмотрим на них чуть внимательнее, они того заслуживают.

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ

Началось все в Египте и Аравии, примерно в третьем веке. Христиане, бежавшие от гонений, жаждавшие максимальной аскезы и лютого духовного роста начали уходить в пустыни. Следуя примеру пророка Иоанна и самого Господа, постившегося в пустыне сорок дней. В пустыне они находили или выкапывали себе пещеру и жили там, удалившись от мира, в трудах и молитве. Именно так, кстати, и возникло слово монах (от греческого монос – одинокий). А веком позже практика прижилась и обрела своего героя – святого Антония Великого. Стоит заметить, что из всего сонма святых Церковь отметила приставкой Великий всего пятерых (или не пятерых, но точно не больше десятка). Так вот, святой Антоний прожил уединенно в пустыне (в гробовой пещере) около семидесяти лет, временами меняя место дислокации, когда о предыдущем месте становилось известно слишком большому количеству людей, жаждавшему совета и утешения. За эти годы он приобрел некоторое количество учеников, которые селились рядом с ним. Ну как рядом, если один отшельник мог за час-другой дойти до пещеры другого, это считалось рядом. Каждый монах жил сам по себе, временами приходя к учителю, к которому обращались как к отцу – авва. Европейское слово аббат происходит именно от этого обращения учеников святого Антония к своему наставнику.

Время шло, практика ширилась и достаточно скоро достигла Европы. Параллельно практика немного видоизменялась. Например, отшельническое монашество в Европе не особо прижилось, монахам экономически выгоднее было вести совместное хозяйство, так появились первые общины и первые монастыри. На Востоке пользу общины тоже заметили достаточно быстро, но и от отшельничества отказываться не хотели и там оба эти способа мирно просуществовали до… да они до сих пор продолжают мирно сосуществовать.

ORA ET LABORA

Отцом западного монашества считается святой Бенедикт из Нурсии, живший веком позже святого Антония. Но о нем чуть позже. Дело в том, что само отношение к монашеству в Европе и на Востоке было немного разным. Если восточный отшельник уходил от мира в пустыню, то логика Западного подвижничества в изменении мира: проповедь, образование, труд. Иначе говоря, монах Востока уходил от мира, отказываясь от его ценностей, а его западный собрат делал мир таким, чтобы из него не нужно было уходить.

И как раз подобная организация монашеской жизни была совершена святым Бенедиктом. Бенедикт написал очень простой и удобный устав, который можно было адаптировать к любым географическим условиям (коптские пещеры святого Антония, например, плохо адаптируются к Франции) и составу братии (уставу Бенедикта может следовать любой человек, тогда как норма святого Антония рассчитана на гигантов духа). Устав, основывался на правиле ora et labora (молись и трудись), подразумевавшем деление суток на три отрезка по восемь часов: сон, молитва, работа. Также, к трем обычным монашеским обетам (бедности, целомудрия и послушания) он добавил обет постоянства (монах, придя в монастырь послушником, остается в нем до смерти, а не шляется от обители до обители в поисках лучших условий).

Уход же от мира Бенедикт понимал, как финансовую автономию монастыря. То есть монастырь должен уметь выживать сам. Так решил святой Бенедикт. Что имело свои далеко идущие последствия.

Орден, то есть порядок жизни и спасения, установленный святым Бенедиктом носит его имя. Занимались монахи бенедиктинцы многим. Но наибольшую славу им принесла слава книжников, ученых и хранителей роскошнейших библиотек. Вспомните «имя розы». Действие романа разворачивается именно в стенах бенедиктинского аббатства. Бенедиктинцы, по словам Эко, это люди, живущие среди книг, книгами и для книг. Так же, братья не забывали про виноделие и про многое другое полезное и интересное, например, про архитектуру и каменное зодчество. Монастыри быстро обрастали землями, завещанными или подаренными разными добрыми сеньорами и быстро богатели. Что не очень нравилось другим сеньорам и местным епископам, которым эти монастыри номинально подчинялись.

КЛЮНИ

Было в Бургундии аббатство Клюни, основанное бенедиктинцами (а других монахов тогда не было) в Х веке. Монахи этого аббатства резко выступали против продажи церковных должностей, плохих епископов и смягчения устава святого Бенедикта. В общем – за все хорошее против всего плохого. И второй аббат этого аббатства – Одо предложил реформировать монастыри, сделать их строже и праведнее. А для этого - вывести из подчинения епископов и подчинить напрямую папе. Папе идея понравилась. Через некоторое время все большее количество монастырей присоединилось к клюнийской конфедерации, сделав, тем самым бенедиктинский орден государством в государстве. По всей Европе раскинулась сеть больших и богатых крепостей-аббатств, монархически управляемых своими аббатами, подчинявшимися папе.

SILENTIUM

Бенедиктинский орден стремительно богател, поражал роскошью церквей и богатством библиотек, а внутри самого ордена зрело недовольство. Были ригористы, считавшие, что спасение души в пятизвездочных монастырях, среди ученой болтовни дело затруднительное. И вообще, наверное, святой Бенедикт хотел другого. В ордене зрело недовольство, не хватало только факела перестройки. Но, как известно, в средневековье с факелами проблем не было. И он быстро нашелся – святой Роберт Молемский. Он решил примерно следующее: монахи должны руками добывать себе еду, сами пахать, сеять, жать, давить виноград, растить сады и прочее. Далее, чтобы не впасть в болтовню и философию монах должен молчать. И святой Роберт основал орден цистерцианцев, как оппозицию бенедиктинцам. Что было заметно практически во всем: бенедиктинец работает в скриптории, цистерцианец в поле, бенедиктинец облачен в черное, цистерцианец в белое (но носит черный скапулярий – узкую накидку, игравшую роль фартука), бенедиктинец философствует, цистерцианец молчит, бенедиктинец молится в роскошном храме, цистерцианец перед простым деревянным распятием. Но наибольший толчок к развитию ордена дал святой Бернар из Клерво. Настолько, что орден цистерцианцев приобрел второе название – бернардинцы. Стоит отметить, что цистерцианцы ни на шаг не отходили от устава святого Бенедикта: то есть, они не оставляли своих монастырей и работали так же много, как и молились. То есть, они не перестали быть бенедиктинцами по духу, перестав ими быть по названию.

Также стоит отметить, что орден цистерцианцев оказал немалое влияние на внутренню колонизацию Европу. Цистерцианские монастыри основывались в малопригодных для ведения хозяйства местах и братья применяя новые методы землепользования, осушая болота делали город сад везде. Если их старшие братья могли в науку, то цистерцианцы были гениальными агрономами. Кстати, именно им мы должны сказать слова благодарности за бургундские вина, за арманьяк и за многое другое вкусное. И да, орден стремительно богател… И снова нашелся факел перестройки. Даже два. Один в Ассизи, второй в Лангедоке, звали их, как не сложно догадаться, Франциск и Доминик.

Но об этом в следующий раз.

Luzetskii

Luzetskii

Некоторые мои статьи будут размещены здесь: https://zen.yandex.ru/id/5dc7fb1f515ed07a574233b3

9488.5 рейтинг 190 подписчиков 52 поста