Дети или рабы?

Всем здравствуйте!

Как и многие посетители сайта, я слежу (насколько возможно) за развитием ситуации в Екатеринбурге, и вспомнил, как сравнительно недавно столкнулся с, так сказать, зародышем этой самой ситуации. Было как: приходим с напарником по заявке ремонтировать поломанную в блоке студенческого общежития дверную ручку. На месте находятся "авторы" поломки - несколько студентов - и дежурный помощник инспектора по воспитательной работе, монах. Ручку ребята выдрали из двери, когда дурачились - один закрылся, двое ломились в блок, ситуация стандартная - как и ругань напарника в адрес накосячивших студиозусов. Но в ответ неожиданно слышим от дежурного помощника: - не ругайте ребят, он же дети Божии..

- Э-э, отец Т...н, а мы тогда кто?

- Ну-у...

Так и не ответил монах, кто же мы такие. А я вот задумался: почему в греческих богослужебных текстах нет "рабов Божьих" - но есть "дети Божьи" - а в русских текстах ровно наоборот? Ведь по сути, люди - это именно дети, у которых единый небесный Отец. И часто поминаемый страх Божий - это не ожидание молнии испепеляющей или иной кары небесной, а боязнь ребёнка огорчить своим поступком своего любящего отца. Который, в свою очередь, хочет, чтобы его чадо выросло достойным человеком - вполне, по-моему, естественное стремление любого нормального папы. Но почему же так мало слышно в церкви об отношении Отца и детей - и так много о грехах, искуплениях, посте, молитве, покаянии? Ответ прост, и он где-то перекликается с бородатым анекдотом: самый полезный объект в семье - это виноватый муж. Виноватый прихожанин - это тоже удобно (думаю, не стоит объяснять, почему именно). Вообще, рекомендую тем, кому интересно, найти  в сети лекцию психолога Наталии Скуратовской о психологическом манипулировании в христианской церкви, качество записи там не очень, зато лекция сама крайне познавательная.

Зачем я описал ситуацию со студентами и монахом? Затем что она имела место быть в стенах духовной семинарии, а лоботрясы, сломавшие дверь - будущие священники, из которых потом запросто получатся аналоги Екатеринбургских отцов Вениаминов. Они со студенческой скамьи будут выделять "детей" - и тех, кто "призван" этих детей обслуживать, т. е. "рабов". И они сами будут решать, кого и за какие заслуги приписать к "детям", а кого "низвергнуть". А самое паршивое, на мой взгляд, в том, что процент таких избранных крайне высок. 97 - 98 процентов выпускников. Правда, я очень рад, что есть такие семинаристы, которые понимают - зачем и к Кому они идут служить - но как же их мало! Два - три человека на курс. Чему в духовном учебном заведении учатся остальные? Они учатся петь молитвы, читать проповеди, иллюстрировать жизненные ситуации подходящими цитатами из Писания и творений Святых отцов - не учатся они только общаться с людьми. Увы и ах, но серьёзная беда современного священства, как и политиков - страшно далеки они от народа.

Долго ли проживёт тело без головы? А голова без тела? В нашем случае голова упорно не хочет задумываться о том, что сама по себе, окуклившись, хрен она протянет долго. Извините за отступление на долгий пример, но без него - никуда. Два года назад, на Рождество, возле храма был устроен Рождественский вертеп. Большая икона Рождества стояла в армейской палатке, которая на время стала символизировать хлев, где пришел в мир его Спаситель. Подобные инсталляции сейчас не редкость в городах; ноу-хау же данного вертепа было в том, что в палатке находились настоящие животные: ослик, пони, несколько овец и коз. Всё это украсили лапником и провели подсветку (и обогрев животным). В Рождественскую ночь на дежурство по часу направили семинаристов, чтобы приглашали зайти в вертеп паломников, приезжавших на службу в монастырь.

Итак, диспозиция: человек дежурит один час, мимо идут заведомо православные люди (его будущая паства, так то), с интересом смотрящие на вертеп. Надо: подойти, улыбнуться, поздороваться, пригласить зайти, ответить на вопросы, что: 1) это бесплатно! 2) да, фотографироваться можно 3) да, животных можно покормить, вот ведро с морковкой и капустой. 

Сложно? нет! А теперь, внимание, вопрос: сколько семинаристов в подобных условиях проявили хоть какую-то инициативу и пообщались с людьми? Ноль!! Все стояли как столбы, а людей в итоге приглашал и общался с ними охранник, дежуривший возле вертепа. О чём это говорит? О том, что с людьми будущие батюшки контактируют через пень-колоду и в будущем ситуация, скорее всего, не изменится. Не знаю, правда, зачем нужен пастырь, который свою паству рассматривает только с точки зрения "обстричь", но не станет вникать в их беды, проблемы и горести - то, что люди в большинстве случаев несут в душе как болезнь, в поисках врача. Пойдут к такому "отцу" прихожане? Или будут искать другого, того, который выслушает, постарается утешить, может, материально хоть как-то поможет? Что думаете?

Те, кто привык "управлять и поучать" постоянно забывают, что нету пресловутого деления на "детей" и "рабов", есть все мы, люди, каждый нужен и важен небесному Отцу, который нелицеприятен и с каждого спрашивать будет лично. И об этом нужно помнить постоянно и всем; икона же в руках свердловских "спортсмэнов" вообще напомнила знаменитое Gott mit uns  - "С нами Бог" на пряжках немецких солдат. Чем там всё закончилось для них?

Когда закончится этот слоёный пирог в обществе - Бог весть; не думаю, что меня одного коробит, когда водители и "секурити" шкафообразных джипов с Вери импортант персонами" смотрят на окружающих, как охрана Аушвица на евреев. И не будет никакого "конструктивного диалога" в Екатеринбурге, с "рабами" не разговаривают, им приказывают.

Сто лет назад слишком вознесшиеся головы российского двуглавого орла просто отчекрыжили, что привело к длительному кровопусканию; не самая благоприятная для страны получилась процедура. Сейчас ситуация сложилась на удивление похожая. Я не призываю к революции и гражданской войне, мне бы только хотелось, чтобы люди чаще оказывались достойными того места, которое они занимают; и  так уж вышло, что священства это пожелание касается в первую очередь.

Дети или рабы? РПЦ, Общество, Конфликт, Длиннопост

p.s. бм ругается на картинку

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Где-то читал, что "раб" от "работник".

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
А не работа от слова раб?
Автор поста оценил этот комментарий
Некоторые работодатели тоже это читали
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку