Дети и наказания

К написанию этого поста меня подтолкнула ветка комментариев вот здесь #comment_136273274

Хотела написать там, но потом поняла, что слишком много.


Сразу скажу, это не экспертное мнение и не советы по воспитанию.  Это просто мои наблюдения за всего одной группой детей 7-8 лет (30 человек).


Итак, я работаю с детьми. Если точнее, веду кружок. Все дети разные: по характеру, по способностям, из разных семей и т.д. За первые недели две, видя их всего пару раз в неделю, я точно могла сказать, кого дома бьют. И не ошиблась. (Сразу скажу: нет, до синяков не избивают, не истязают, не мучают, речь идёт о физическом наказании за провинности, а не о систематическом битье. Да, классрук в курсе, нет, опеке там делать нечего)


Что именно я имею в виду, говоря о том, что детей, которых бьют в наказание, видно сразу.

Ор, визг, крики, срыв занятий, пинки другим детям, швыряние предметами и т.д.


Сторонники физического наказания "за дело" обычно говорят, что так хоть хулиганами не становятся. Честно, я не знаю, как дома, может, страх и заставляет их вести себя тихо, но, когда "карателей" рядом нет, именно их воспитуемые не-хулиганы как с цепи срываются. Но дело не только в этом, на самом деле. Итак.


Мои наблюдения (исключительно субъективные):


1. Они срывают на других детях и учителях свою злость и обиду на родителей - агрессия, хулиганистость и т.п. Зная, что ни дети, ни тем более учитель, их за это бить не будут, они стараются гиперболизированно (раз эдак в 5) вытворить то, за что дома будут биты.


2. У них РЕАЛЬНАЯ проблема с пониманием эмоций (как своих, так и чужих), отсюда проблема с их выражением. Ребёнок любит родителей, верит, что они любят его, и тут хоба ремень. Их перекашивает. Они ударами выражают симпатию, не понимают, что означают сложные эмоции или смешанные чувства, не могут понять, что именно они чувствуют, как об этом сказать и как это выразить. Они радость выражают визгом и тычками, а страх - злобой. Как будто внутри них какой-то ураган, который их же на части и рвёт.


3. Они не доверяют взрослым (да и другим детям, кстати). Ни своим родителям, ни учителям, ни врачам, ни психологам (но последние, если на сеансе, хоть подход найдут, а разово поговорить не выйдет).  Они видят во взрослых опасность и врагов, того, кто по умолчанию принесёт только боль.  Я не говорю, что ребёнок должен доверять каждому взрослому человеку.  Уж точно надо учить детей тому, что незнакомым и даже слабознакомым доверять нельзя, они очень даже могут причинить боль. Я о том, что сама концепция, модель взрослости в их сознании - это некое большое зло, которое будет обижать, врать, бить. А ещё они понимают, что они тоже будут взрослыми. Именно такими. Учить ребёнка, который уверен, что ты ему враг - практически невозможно и малоэффективно. Так же, как воспитывать, лечить и т.д.

Вообще, когда ты работаешь с детьми, твой день с ними обычно начинается с кучи обнимашек, комплиментов, улыбок, а ещё с новостей: у кого новое платье, кому купили кота, у кого выпал зуб, кто хочет купить мартышку, но мама запрещает, кто умеет теперь аж один кувырок сделать, а кто съездил в зоопарк. Дети, о которых я говорю, НИ РАЗУ ничего подобного не делали. Я им враг, я им не помогу, я за них не порадуюсь. В их представлении.


4. Будет с точки зрения не столько ребёнка, сколько учителя. Их НЕВОЗМОЖНО наказать. На них это не работает. Если ребёнка дома не наказывают физически, у меня целый арсенал карательных мер.  Разговариваешь в голос, когда я пять раз просила этого не делать? Отсядь на заднюю парту и сиди там один. Вёл себя как обезьянка, не работал, мешал другим? Всем в конце занятия наклейка и/или конфета, а тебе нет. Уже две недели не можешь выучить одну несчастную строчку? Все играют-учатся, а ты одну и ту же фразу пишешь на странице раз 20. Не можешь сидеть, не пиная соседа? Будешь стоять. Все это работает сразу и надолго, дети всегда такие, но тут они знают, что накосячили, и еще неделю-две они спокойны.

Но тем, кому папа дома ремня даёт, НА-ПЛЕ-ВАТЬ. Я не могу их бить, они это знают. Они знают, что я не сделаю хуже, чем сделают им дома. На них все это просто не работает. Ребёнок, который и так себя ведёт хуже всех (потому что его бьют) ещё и неуправляемый и к наказаниям устойчивый (потому что его бьют). Все, что я могу сделать, это пригрозить, что папе позвоню, но я это ненавижу. Мерзко видеть, когда при слове папа человек боится.

Доведя наказание до крайней точки (битье), родители делают невозможным любое другое наказание. Порочный круг, в общем.


Итак. Я не утверждаю, что все дети такие и так реагируют на наказание в виде ремня. Но среди "моих" детей это так. В изначальной  ветке комментариев были две позиции: наказание недопустимо; наказание реально за дело это окей, отношения с родителями не будут испорчены.

Да, может и так. Да, дети могут вырасти и нормальными, когда их наказывали за реальную дичь. Да, эгоситом и мудаком можно вырасти, даже если тебя не били. Да, хулиганом можно быть не только по этой причине.


Но зная, что есть хороший шанс (точно такой же, как и шанс на успех)  искалечить человека, я бы просто не смогла.

Лига Педагогов

1.7K постов5.6K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Можно:

Писать все, что можно отнести к педагогам и педагогике.

...

Нельзя.

1. Попрошайничать;

2. Рекламировать;

3. Оскорблять участников сообщества;

4. Писать не по теме;


Вы смотрите срез комментариев. Показать все
25
Автор поста оценил этот комментарий

Обычная ошибка доморощенных  психологов. Моя дочь 3-х лет обижала детей в садике. При этом дома буквально купается в любви и ласке. Супруга в детстве была такая же. Отсюда вывод - генетика. Долго искали решение проблемы. Нашли неожиданно. Объяснили дочке. что придут тети из садика и будут ругать папу. Дочь заплакала и детей обижать перестала.

раскрыть ветку (1)
17
Автор поста оценил этот комментарий

>При этом дома буквально купается в любви и ласке.


Ну это другая крайность.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку