66

Десант в Лиинахамари

Десант в Лиинахамари Вторая мировая война, Десант, Длиннопост, Великая Отечественная война, Северный флот

12 — 14 октября 1944 года — тактический морской десант, высаженный Северным флотом в ходе Петсамо-Киркенесской операции Великой Отечественной войны.


Десантная операция была проведена на высоком уровне и увенчалась полным успехом: 14 октября окрестности порта и важные дороги вдоль побережья были очищены от противника, а на следующий день штурмом был взят город Петсамо (Печенга).


В жестоком ночном бою, часто переходящем в рукопашные схватки, к рассвету 13 октября порт Линахамари был очищен от врага. Однако часть важных пунктов в его окрестностях противник сумел удержать и опираясь на них, весь день 13 октября оказывал упорное сопротивление и даже неоднократно контратаковал. В помощь десанту вела огонь дальнобойная артиллерия флота с полуострова Средний, также была задействована авиация. За день боя удалось подавить сопротивление ряда оборонительных пунктов врага, что позволило вечером 13 октября перейти в наступление. Ночью на 14 октября и утром в Линахамари были переброшены значительные подкрепления частей Северного флота и сухопутных войск. В течение этого дня окрестности порта и важные дороги вдоль побережья были очищены от противника. 15 октября штурмом был взят город Петсамо (Печенга).


Занятие порта Линахамари лишало противника возможности эвакуации морем и имело важное значение для обеспечения дальнейшего наступления войск фронта и действий флота. Порт был превращен в основной пункт снабжения армии, флот получил важную базу в Варангер-фьорде.


Десантная операция была проведена на высоком уровне и увенчалась полным успехом. Залогом успеха стали дерзкий замысел, высокое мастерство командиров катеров и их отрядов, массовый героизм личного состава. В ходе дерзкого прорыва потери в кораблях составили — 1 торпедный катер и 1 сторожевой катер повреждены артогнём, но смогли произвести высадку и благополучно покинуть порт. Сторожевой катер СКА-428 сел на мель в порту, под огнём врага экипаж по приказу командира оставил катер и присоединился к десанту.


Большое количество участников десанта награждены орденами и медалями. Герою Советского Союза Александру Шабалину присвоено звание дважды Героя Советского Союза, командиры отрядов катеров С. Г. Коршунович и С. Д. Зюзин удостоены звания Героя Советского Союза. Из состава участников штурма мыса Крестовый удостоены звания Героя Советского Союза командир отряда майор И. П. Барченко-Емельянов, лейтенант В. Н. Леонов, разведчики С. М. Агафонов и А. П. Пшеничных.


источник


больше дат на моем канале телеграм

Дубликаты не найдены

+5

В этой операции участвовал мой дедушка: Шувалов Василий Фёдорович. 12-я бригада морской пехоты Северного флота. Возможно он где то на этих фотографиях 12-й бригады в Петсамо-Киркенесской операции.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Похожие посты
640

Лучший-худший истребитель: За что советские асы любили «Беллочку»

Автор: Ольга Таболина.

Лучший-худший истребитель: За что советские асы любили «Беллочку» Cat_cat, История, Авиация, Самолет, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Длиннопост

Советские пилоты ласково называли эту нелюбимую дочку корпорации Bell «Беллочкой». Из всех пилотов стран-союзников, советские асы, воюя на «Кобре», отправили к Одину больше всего самолетов противника. Александр Покрышкин именно на ней сбил 48 из 59 уничтоженных им самолетов, Григорий Речкалов — 50 из 56.


Аппарат, и правда, был на любителя. Компания Bell строила самолет вокруг пушки, а не наоборот, как тогда было принято. Пушку подобрали отличную — «Олдсмобиль» Т9 37-мм, такие тогда было принято использовать, как противотанковые. В довесок к ней шли два 12,7-мм пулемета и от двух до четырёх 7,62-миллиметровых, установленных в крыльях самолета. Их, кстати, советские механики снимали, чтобы улучшить летно-технические характеристики «Бэллочки». Американцы с этим не заморачивались, впрочем, им «Мустангов» хватало.

Лучший-худший истребитель: За что советские асы любили «Беллочку» Cat_cat, История, Авиация, Самолет, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Длиннопост

Установка такой пушки заставила изменить расположение двигателя самолета — 12-цилиндровый двигатель «Аллисон» V-1710 разместили позади кабины пилота. Именно эта «фича», во многом, определила отношение к самолету в СССР и на Западе. Центр тяжести сместился ближе к центру корпуса. Это сделало самолет более маневренным, опытные летчики могли на нем закладывать головокружительные виражи, но зато он был сложен в управлении, требовал максимальной внимательности и не годился для новичков.


Помимо отличного вооружения, у «Беллочки» была хорошая броневая защита (под 92 кг металлической брони) и эпичнейшая бронеспинка, которая вместе с двиглом, расположенным позади кабины пилота, спасла не одну жизнь. Короче, это был очень, ну очень живучий самолет. Пока он не падал, конечно, а он срывался в штопор при малейшей ошибке.


Ну, а главная засада оказалась в скорости (до 600 км/ч) и высоте работы. Самолет медленно набирал высоту — 6 км примерно за 5 минут. Поднявшись выше 5 км «Кобра», не имевшая турбонагнетателя, плохо слушалась пилота. Тут-то американцы с британцами разочаровались окончательно: на Западном фронте активно велись бои на больших высотах, включая и сопровождение бомбардировщиков в набегах на объекты военной инфраструктуры Рейха и его союзников.

Лучший-худший истребитель: За что советские асы любили «Беллочку» Cat_cat, История, Авиация, Самолет, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Длиннопост

В строй самолет встал уже в 1940 году. Первой из союзников в 1941 году его получила Британия. Там не долго думали и заменили пушку на 20-миллиметровую. Совершив буквально один вылет на штурмовку, на «Кобре» поставили крест.


Зато «Кобры» хорошо себя показали во время боев в Северной Африке, Италии и Южной Франции. Все благодаря тому, что их использовали по назначению — они часто вылетали на штурмовку вражеских позиций и поддерживали операции войск союзников. Хотя новички-пилоты и тут умудрились наследить. Они так лихо сориентировались при перегоне самолетов в Марокко, что оказались в Португалии. Местные фашисты, недолго думая, реквизировали самолеты в свою пользу. Потом, правда, даже что-то выплатили американскому правительству.


Более активную роль «Кобры» сыграли на Тихом океане. Там это был чуть ли не единственный современный самолет, который в 1942 году противостоял наступлению японцев. Самолет участвовал в битве за Гуадалканал, за Соломоновы острова и в боевых действиях на островах вокруг Папуа-Новой Гвинеи. Даже новички умудрялись на нем вести бои на равных с японскими маневренными истребителями «Зеро». Хотя перехватывать японские бомбардировщики, идущие на больших высотах, все равно не получалось. Зато, когда они снижались, начиналось веселье. Единственным американским пилотом, который, воюя на в этом регионе на «Кобре», набрал 5 фрагов (из них три истребителя «Зеро»), был Билл Фидлер. Но потом он разбился…

Лучший-худший истребитель: За что советские асы любили «Беллочку» Cat_cat, История, Авиация, Самолет, Война, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Длиннопост

В итоге, в историю «Кобра» вошла благодаря советским асам. Первыми в цепкие руки советского правительства попали британские «Кобры». Некоторое время ушло на то, чтобы переобучить пилотов, а потом был Воронеж. Пересаженный на «Кобры» 153-й истребительный авиационный полк (ИАП) за пару месяцев на Воронежском фронте сбил 18 бомбардировщиков (в основном «Юнкерс» Ju 88) и 45 истребителей (преимущественно «Мессеры» 109-е), потеряв 8 «Кобр». В отличие от Западного фронта, на Восточном этот хорошо бронированный и вооруженный, живучий истребитель, который работал на средних высотах, приняли на ура. Вооружение позволяло использовать самолет в разных ситуациях. Его активно использовали и при штурмовке позиций, и при атаке на бомбардировщики, когда те были вынуждены снижаться перед целью.


Апокрифы сообщают, что Сталин лично просил Рузвельта присылать как можно больше «Кобр». Правда это или нет, в любом случае, США поставили Москве около пяти тысяч «Беллочек». До 2,5 тысяч машин перегнали на Аляску, а потом через всю Сибирь, до мест боев. Еще около двух тысяч перегоняли через оккупированный союзными войсками Иран. Истребитель, который американцы считали едва ли не бросовым товаром, сыграл серьезную роль на Восточном фронте.


Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.


Автор: Ольга Таболина.Дата публикации: 5 октября 2017

Оригинал: https://warhead.su/2017/10/05/luchshiyhudshiy-istrebitel

Перенесено на Сat.Сat с разрешения.

Показать полностью 2
58

Северный фронт капитана Тураева

Василий Тураев воевал на Балтийском флоте, потом на Северном. Но бороться ему приходилось не только с силами кригсмарине. Каким был боевой путь легендарного подводника в арктических водах и почему он не получил заслуженную звезду Героя, — сейчас расскажем.

Северный фронт капитана Тураева Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Флот, Подвиг, СССР, История, Подводная лодка, Длиннопост

Крысы не бегут с корабля


Небольшой остров Лавенсаари весной 1943 года был самым западным форпостом Балтийского флота в Финском заливе. Всего в нескольких милях от него начинались вражеские воды. Каждая советская подводная лодка останавливалась на острове по пути в большую Балтику или обратно.

25 мая на Лавенсаари пришли С-12 во главе с Василием Тураевым и Щ-406 Героя Советского Союза Евгения Осипова. Обеим лодкам предстоял прорыв на немецкие коммуникации. Настроение экипажей и их командиров было далеко от радостного, обреченность повисла в корабельных отсеках. И на то были причины.

Северный фронт капитана Тураева Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Флот, Подвиг, СССР, История, Подводная лодка, Длиннопост

Подорвавшаяся на противолодочной мине Щ-406, найденная в 2017 году (фото: Иван Боровиков)


1 мая на выходе из Морского канала в Ленинграде из-за ошибки экипажа и плохой организации перехода субмарина Щ-323 вышла за пределы протраленной полосы и подорвалась на донной мине. 22 мая Щ-408 послала свою первую и последнюю радиограмму — о том, что ее преследуют противолодочные силы противника и она не может заряжать батареи. Спустя три дня ещё одна лодка — Щ-303 — доложила: Финский залив перегорожен противолодочной сетью, и изувеченная «Щука» пытается вернуться. Ещё через четыре дня исчезла в морской пучине Щ-406 Осипова.

Моряки С-12 верили, что смерть их обойдет: в трюме лодки нашли крыс. На ушедшей вперед лодке Осипова крыс не было.


Балтийский тупик


Кампанию 42-го года балтийские подводники могли осторожно занести себе в актив. Реальные цифры побед были, конечно, ниже заявленных, но в итоге балтийцам удалось уничтожить 18 судов противника и повредить десять. Ещё четыре транспорта стали жертвами мин, выставленных подводными лодками. Но даже такие потери для страдающих от нехватки судов немцев были неприемлемы.

Северный фронт капитана Тураева Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Флот, Подвиг, СССР, История, Подводная лодка, Длиннопост

Минные тральщики кригсмарине в Балтийском море


Весной 43-го года они усилили корабельные и воздушные патрули, поставили поперёк Финского залива двойные стальные противолодочные сети и дополнительно около 10 тысяч морских мин всех типов.

Залив стал действительно непреодолимым для советских подводных лодок.

С-12 в конце мая повезло: её вернули назад в Кронштадт в ожидании новой возможности для прорыва.

Настроение экипажа было подавленным. Опять, как и в 41-м, началось пьянство и нарушения воинской дисциплины.

Сам Тураев в это время не скрывал своего мнения о новом командире бригады подводных лодок Сергее Верховском.

Капитан 1-го ранга, возглавивший подводные силы на Балтике весной 43-го года, был однокашником Тураева и сделал стремительную карьеру в годы репрессий на Тихоокеанском флоте. И, по мнению многих балтийских командиров, ни в коей мере не соответствовал своей должности.

Недовольство руководством дошло до ушей высоких командиров, и 10 июля 1943 года Тураева сняли с должности с целой серией убийственных формулировок, вроде: «при проверке показал низкие знания оперативно-тактических вопросов. Плохо и медленно ориентируется в сложной обстановке». И отправили с понижением на Северный флот.

26 июля С-12, которая в 42-м под командованием Тураева установила несколько рекордов, ушла в поход с другим командиром и пропала…


В водах Арктики


На севере к Тураеву отнеслись настороженно. С одной стороны, опытные подводники им были нужны как воздух, с другой — его личное дело украшали две отрицательные характеристики от 41-го и 43-го годов.

Войны в северных водах хватало: вся заполярная группировка вермахта снабжалась морем, а в обратную сторону суда везли стратегически важную никелевую руду. Каждый потопленный немецкий транспорт имел важное значение.

Первый боевой поход на новом для себя театре Тураев совершил в качестве старпома С-102 и почти сразу по возвращении был назначен командиром новой лодки М-200 «Месть». На ней подводнику добиться успеха не удалось: все три боевых похода закончились безрезультатно — немцы мимо него не проходили. Однако эти походы закрепили за ним статус агрессивного и умелого командира, и ему решили дать подводный корабль побольше.

Северный фронт капитана Тураева Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Флот, Подвиг, СССР, История, Подводная лодка, Длиннопост

ПЛ С-104


С-104 считалась более чем проблемной лодкой. Она чуть было не пошла на дно в первом же боевом походе в январе 1944-го. Причем без всякого участия немцев. В течение всего плавания не прекращались технические неисправности, случавшиеся в основном по вине экипажа. К примеру, едва прибыв на позицию, лодка начала погружение с не закрытым до конца рубочным люком.

Его заклинило из-за попавшего в механизм наглазника окуляра бинокля.

В центральный пост водопадом полилась вода, а весь экипаж во главе с командиром застыл в нерешительности. Ситуацию спас обеспечивающий поход командир дивизиона Егоров. Он приказал аварийно продуть балласт — к этому моменту лодка уже успела погрузиться на глубину в 10 метров, а вода в отсеке доходила до колена.

После возвращения капитан С-104 ушел в натуральный запой. Дело кончилось его снятием, судом военного трибунала и тремя месяцами штрафной роты.

Северный фронт капитана Тураева Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Флот, Подвиг, СССР, История, Подводная лодка, Длиннопост

С-104, уже под командованием Тураева, выходит в боевой поход


В марте 44-го Тураеву приказали привести в чувство и корабль, и его экипаж. Новый командир решительно взялся за дело. Всех поражали его выносливость и преданность делу. Когда корабль шёл в надводном положении, командир почти всё время, невзирая на погоду, проводил на мостике. Когда же лодка шла под водой, он сидел либо в центральном посту, либо в рубке гидроакустика.

Девизом Тураева было — «побеждает тот, у кого нервы крепче, и кто умеет ждать».

И он дождался своего звёздного часа. В июне потопил большой немецкий «охотник за подводными лодками» UJ-1209. C-104 была единственной, которая сумела найти обнаруженный авиацией конвой. Но это была не последняя победа североморцев — в октябре субмарина записала на свой боевой счет транспорт «Лумме» с грузом разборных деревянных бараков для немецких войск.

Северный фронт капитана Тураева Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Флот, Подвиг, СССР, История, Подводная лодка, Длиннопост

Противолодочный корабль UJ-1209


Не Герой


В конце октября 1944 года конечной точкой немецких конвоев стал норвежский город Тромсё, находившийся уже в британской оперативной зоне. Война для Тураева закончилась.

С двумя повреждёнными и двумя потопленными судами противника он по праву стал одним из самых результативных советских подводников. Однако к высшей награде его, кавалера рекордных пяти орденов Красного Знамени, даже не представили. Считается, что Героя подводнику не дали из-за двух скандалов на Балтийском флоте и общего неумения налаживать отношения с начальством.

Тураев прослужил в советском флоте до 1964 года и вышел в отставку в звании капитана 1-го ранга.


Осенью 1942-го, командуя подлодкой С-12, Тураев установил несколько рекордов. Осенний поход балтийцев стал самым длительным среди боевых походов наших субмарин в Великую Отечественную. Хотя само по себе возвращение корабля на базу — после многочисленных бомбёжек, поломок и подрывов — уже рекорд.


Кирилл Копылов

warhead.su

Показать полностью 4
491

Американский отряд призраков

Американский отряд призраков Военная история, История, Армия, Войска, Солдаты, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Война, Длиннопост

С самого начала существования человечества война была и остаётся его излюбленным «развлечением». А дабы истреблять друг дружку более качественно и эффективно, люди испокон веков стали объединяться в армии и менее глобальные воинские подразделения, с одним из наиболее необычных и забавных мы сейчас и познакомимся.


Надувная призрачная армия


Что ж, если где-то и могли создать воинское формирование под названием «Армия призраков», так это в USA! Поклонники Малдера и Скалли могут выдыхать – никакой мистики и паранормальщины в этой истории нет, исконный Hollywood в чистом виде. Происходило всё в ходе Второй мировой войны, если точнее – в 1944 году, когда изобретательные американцы удумали привнести в приевшиеся военные драки чуток красок и экспрессии. С этой целью со всех уголков и щелей США командировали разношерстную компашку, состоявшую сплошь и рядом не из кровожадных беспощадных «псов войны» вроде старины Рэмбо, а из профессиональных «киношников», актёров, художников, модельеров, постановщиков, звукорежиссёров и прочей креативной публики. Задачей этой «Бригады Космос» было одурачивание противника методом «надувательства» во всех возможных смыслах.


Численность «Армии призраков» составляла порядка 1100 человек, возглавлял сие формирование бывший редактор журнала «The New Yorker», некто Ральф Ингерсол. Первый подвиг «призраков» был успешно совершён через 8 дней после легендарной высадки союзников в Нормандии, общее же количество операций достигло 17. Так чем же занимались эти бравые фантазёры?


Участники необычного подразделения получили на «вооружение» солидный арсенал из надувных макетов танков, самолётов, грузовиков, артиллерийских установок и прочей военной техники, которые издали было практически невозможно отличить от настоящего боевого оружия. Всё упомянутое «шапито» максимально правдоподобно маскировалось на требуемом участке театра военных действий, при этом созданием камуфляжа занимался отдельный отряд, работа которого заслуживала наивысших похвал. Ведь с одной стороны разведчики врага должны были обнаружить надувные «позиции» и доложить о них командованию, с другой – не усомниться в происходящем и не «выкупить» обман.

Американский отряд призраков Военная история, История, Армия, Войска, Солдаты, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Война, Длиннопост
Американский отряд призраков Военная история, История, Армия, Войска, Солдаты, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Война, Длиннопост

Кроме всего упомянутого, в распоряжении отряда имелись многочисленные аудиозаписи со звуками различного движущегося и стреляющего оружия. Эти треки проигрывались в соответствующих ситуациях через громадные 220-килограммовые динамики, создавая весьма правдоподобную имитацию работающей техники. Эффект был фантастический!

Американский отряд призраков Военная история, История, Армия, Войска, Солдаты, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Война, Длиннопост

Представьте на секунду: немецкие разведчики то и дело внезапно обнаруживали боевые подразделения противника там, где ещё буквально полдня назад ничего не было! Военная техника в мгновение ока появлялась буквально из воздуха, и точно так же мгновенно в нём растворялась, сея шухер и неразбериху в рядах дисциплинированных фашистских войск.

Американский отряд призраков Военная история, История, Армия, Войска, Солдаты, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Война, Длиннопост
Американский отряд призраков Военная история, История, Армия, Войска, Солдаты, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Война, Длиннопост

Свою лепту в успех всего этого карнавала вносили и профессиональные актёры, также бывшие частью «Армии призраков». Эти молодцы частенько сиживали в местных трактирах в форме бойцов союзных войск, прибухивали с другими посетителями заведений и охотно разбалтывали всем желающим подробности якобы планируемых военных операций. Руководил всей этой комедией Фред Фокс — сценарист в сфере рекламы детского питания, а рассчитано действо было на немецких шпионов, собирающих сведения в тылу врага.

Американский отряд призраков Военная история, История, Армия, Войска, Солдаты, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Война, Длиннопост

После окончания войны все доказательства существования «надувной армии» были уничтожены, и лишь в наши дни на рассмотрение Конгресса США подали законопроект о награждении её «бойцов» Золотыми медалями Конгресса – на секундочку, далеко не последняя награда! А что – они и правда это заслужили, ведь все мероприятия проводились либо непосредственно на передовой, либо где-то рядышком. Несколько десятков «надувателей» были серьёзно ранены, трое так и не вернулись с той проклятой войны…


Читать также:
> Единственное в истории сражение дирижабля и подлодки
> Знаменитые животные-цареубийцы
> Наши дни глазами фантаста из прошлого: 65% сбылось!

Показать полностью 6
97

Дигби Уортер и его универсальный боевой зонт

Дигби Уортер и его универсальный боевой зонт История, Война, Вторая мировая война, Англия, Десант, Длиннопост

Невозмутимый английский командир Дигби Тэтэм-Уортер так любил свой зонт, что превратил его в уникальный боевой инструмент. Забыл пароль? Зонт послужит идентификатором. Находишься в отчаянном положении? Размахивая зонтом, начни атаковать противника! По твоей позиции лупят артиллерия или снайперы? Тебя спасёт зонт. С ним ты неуязвим, неотразим и прекрасен.


Зонт как гарант безопасности


Чудаковатый Дигби Тэтэм-Уортер командовал ротой 2-го парашютного батальона 1-й воздушно-десантной дивизии. Он никогда не расставался со своим зонтом и поражал окружающих непробиваемым спокойствием. Даже в самых затруднительных ситуациях он был невозмутим и даже несколько отстранён.


Например, во время одной из битв батальонный капеллан не мог добраться до подвала с ранеными. Очень мешали летающие повсюду пули и осколки. Дигби оказался рядом и решил помочь. Он подошёл к капеллану и невозмутимо раскрыл свой зонт.


Падре обратил внимание Дигби на летающую повсюду сталь, на что Уортер ответил: «Не беспокойтесь, у меня же есть зонтик».


Другая ситуация — и снова столь же каменное спокойствие: сигнальщик бежал в тыл для пополнения боезапаса и увидел прогуливающегося с зонтиком Дигби. Уортер крикнул: «Поспеши, здесь повсюду снайперы!». Почему он считал себя неуязвимым для снайперского огня? Ну конечно, потому что с ним был его зонт.


Что делать, когда кругом враги, а в руке зонт?


Дигби принял участие в знаменитой операции «Маркет Гарден» — одном из крупнейших воздушных десантов Второй мировой.

Дигби Уортер и его универсальный боевой зонт История, Война, Вторая мировая война, Англия, Десант, Длиннопост

Парашютисты должны были захватывать мосты в тылу врага. Но практически всё, что могло пойти не так, пошло не так. Командир батальона, в котором служил Дигби, погиб почти в самом начале сражения. Офицер с зонтиком принял командование на себя. Бойцы захватили назначенный мост, но оказались в окружении, без надежды на помощь.


Кругом враги, у Дигби есть батальон и зонт… что вообще можно предпринять в такой ситуации?

Два очевидных варианта: занять оборону и отбиваться, пока не кончатся припасы, — или же просто сдаться и сохранить как можно больше своих солдат. Уортер выбрал первое.


Конечно же, всё будет в порядке, ведь у бойцов есть Дигби, а у Дигби — его знаменитый зонт!


На третий день обороны батальон оказался в тяжёлом положении. Припасы заканчивались, солдаты устали, а тут ещё попёрли немцы.


Отчаянные ситуации требуют отчаянных мер, поэтому Дигби повёл своих людей в атаку. Он нацепил на голову английский котелок, встал в полный рост и, размахивая зонтом и стреляя из пистолета, пошёл на врага, крича что-то вроде: «Этот зонт защитит всех от пуль, в бой!».

Дигби Уортер и его универсальный боевой зонт История, Война, Вторая мировая война, Англия, Десант, Длиннопост

Самоубийственная атака оказалась успешной. Спасибо вдохновляющей ярости командира и его волшебному зонтику! Казалось, что Дигби со своим суперзонтом — сверхчеловек, который может справиться с любой ситуацией.


Результат осады всё же оказался предсказуем: зонт не помог. Он, конечно, поднимал солдатский боевой дух, но не в его власти было генерировать патроны. Когда всё закончилось, Дигби пришлось сдаться в плен, чтобы сохранить свою жизнь и жизни бойцов. К этому моменту он сам был ранен.


Из плена Уортер убежал и связался с голландцами, которые дали ему документы на имя местного глухонемого. Позднее мнимый глухонемой с большим отрядом вышел к своим через линию фронта.


Сумасшествие или поразительное спокойствие?


Абсолютная невозмутимость командира заставляла солдат не сдаваться. Даже самые отчаянные и проигрышные ситуации не могли сломить их — с ними всегда был неуязвимый Дигби!


Кем же был офицер Уортер? Психопатом с отсутствующим чувством опасности? Или же он действительно верил, что, пока с ним зонтик, ему ничего не грозит?


Впрочем, самое странное — это реакция подчинённых. Разве можно вверять свою жизнь в руки сумасшедшего и оставаться спокойным? Но, видимо, время было другое, а положение отчаянное — подобные чудаковатости не пугали, а воспринимались скорее как добрый знак.


После войны


За успехи на поле боя Дигби получил орден «За выдающиеся заслуги».


После войны он уехал в Кению. Следующие 50 лет (до самой смерти) он посвятил охоте.

Уортер также организовал сафари, где вместо стрельбы по животным можно было просто делать фотографии. Непонятно почему, но Дигби сделал исключение для птиц — по ним можно было палить свободно.

Дигби Уортер и его универсальный боевой зонт История, Война, Вторая мировая война, Англия, Десант, Длиннопост

Так и прожил свою жизнь странный англичанин. Он делал то, что другим даже не приходило в голову: укрывался зонтиком от бомб, использовал его в качестве оружия против броневиков и как средство поднятия боевого духа своих бойцов. И ведь, как ни странно, — работало.


Источник

Показать полностью 3
275

97-летний ветеран десантировался над Нормандией спустя 75 лет

Конечно, прыгал он не один, а в сцепке с более молодым и здоровым парашютистом, тоже бывшим десантником. Точка высадки - Омаха-Бич, Франция.

66

В память о Деде! ПЛ-К21 Тень над добрым именем!

Речь пойдет о защите чести и достоинстве офицера-подводника, штурмана подводной лодки К-21, старшего лейтенанта Мартынова Валентина Александровича.

Мартынов был обвинен в оплошности, из-за которой могла погибнуть подводная лодка. В СМИ того времени, да и в послевоенные дни, об этом происшествии писали все, кто занимался историей Северного флота.

Второй ряд второй слева лейтенант Валентин Александрович Мартынов

В память о Деде! ПЛ-К21 Тень над добрым именем! Подводная лодка, Война, Великая Отечественная война, Северный флот, Подводники, Длиннопост

Долгие годы считалось, что по вине молодого вахтенного офицера Мартынова знаменитая подлодка К-21 капитана 2 ранга Лунина, могла погибнуть и тем самым закрыть скорбный список гибели всех «катюш» Северного флота периода Великой Отечественной войны. Сам же Валентин Александрович Мартынов погиб в апреле 1944 года при выполнении задания в море, что способствовало дальнейшим инсинуациям, превратившихся уже в профанацию.

Прошло много времени, и справедливость была восстановлена. Сын Мартынова, Валентин, посвятив свою жизнь изучению истории К-21 восстановил честь и достоинство отца.

Валентин Александрович Ковалев(отчество и фамилия отчима), ветеран гражданской авиации, харьковчанин, собрал огромное количество материалов связанных с К-21и его отцом. Выводы, сделанные Ковалевым, ошеломили. Обвинения оказались неподтвержденными фактами.

Валентин Александрович Ковалев

В память о Деде! ПЛ-К21 Тень над добрым именем! Подводная лодка, Война, Великая Отечественная война, Северный флот, Подводники, Длиннопост

В чем же обвиняли лейтенанта Мартынова?

Из выдержек авторов статей.

«...К-21 вышла из Полярного 18 июня. Плавание было трудным: немеркнущий полярный день, штилевое море и самолеты, то и дело выныривающие из-за облаков. На второй день похода один из таких самолетов доставил лодке немало неприятностей. Вахтенный командир лейтенант Мартынов замешкался со срочным погружением, и две бомбы легли в метрах в тридцати от борта К-21, а пулеметная очередь хлестанула по легкому корпусу. Дифферентовка лодки оказалась нарушенной. В первую уровнительную и в цистерну быстрого погружения стала проникать вода. В пору было возвращаться в базу...»

«...разобрали (командир и комиссар) происшедший случай нерешительности и несамостоятельности лейтенанта Мартынова в принятии ответственных решений...»

«...Совсем неожиданно с мостика прозвучал голос Мартынова:
 – Передайте командиру просьбу выйти наверх...
  Послышался голос Лунина:
 – А, черт тебя побрал с твоей вежливостью!
  ...Лунин подошел к удрученному лейтенанту Мартынову:
 – Вот, лейтенант! Вся эта катавасия – на твоей совести...»

(выдержка из романа «Реквием каравану PQ-17» Валентина Пикуля, с авторской пометкой «Документальная трагедия»).

Пикулю вторят авторы книг: «Витязи морских глубин». М.Хаметов. Воениздат 1978г., «В студеных глубинах» Военно-исторический очерк ряда авторов в 1980г., газета «На страже Заполярья».

Валентин Ковалев нашел в Центральном архиве ВМФ вахтенный журнал К-21 в котором написано, что 19 июня 1942 года лейтенант Мартынов вахту не нес, ее несли другие вахтенные командиры.

Вот, что пишет один из них, в ту пору старший помощник командира К-21 капитан-лейтенант Ф.Лукьянов в газете «Боевая вахта» Тихоокеанского флота:

«19 июня был день моего рождения, и командир поздравил меня с 29-летием. Не успел командир поздравит меня с днём рождения, как на нас откуда-то из заоблачной высоты одна за другой посыпались авиационные бомбы. В этот раз я замешкался со срочным погружением: пытался определить, кто же нас бомбит? И эти секунды замедления стали предметом специального разбора в боевой рубке».

В память о Деде! ПЛ-К21 Тень над добрым именем! Подводная лодка, Война, Великая Отечественная война, Северный флот, Подводники, Длиннопост
В память о Деде! ПЛ-К21 Тень над добрым именем! Подводная лодка, Война, Великая Отечественная война, Северный флот, Подводники, Длиннопост

Все предъявленные доказательства непричастности лейтенанта Мартынова к описываемому эпизоду к положительным результатам не привели Редакция газеты Северного флота, так и не написала опровержение своим статьям, авторы книг и публикаций не удосужились сделать правки в переизданных книгах, а знаменитый писатель-маринист Валентин Пикуль все свалил на статью в газете «На страже Заполярья» за апрель 1969 года.

Вот так авторы произведений легким росчерком пера опорочили Мартынова погибшего в апреле 1944 в море.

Тем не менее, нашелся честный и порядочный журналист, который детально разобрался в непростой истории. Этим человеком явился специальный корреспондент газеты «Красная звезда» полковник Алексей Хорев.

Его статья «Тень на добром имени» стала оправдательным документом, с одной стороны и жесткой критикой - с другой стороны. Вот выдержки из этой статьи:

«Грустная эта история напоминает лишний раз об ответственности авторов, пишущих на военно-исторические темы. Она так же показывает, насколько бывают размыты порой представления о чувствах чести и достоинства.

Всем, наверное, памятны гордые строки А.С.Пушкина из стихотворения «Моя родословная»:

Мой предок Рача

мышцей бранной

Святому Невскому

служил...

А задумывались ли вы над тем, какая временная дистанция отделяла Пушкина от Невского? Шестьсот лет! Это сколько же сменилось поколений? И спустя такой срок великий потомок всенародно гордился своим пращуром, его служению Отечеству. Вот классический пример понимания фамильной чести!...

Никто, как известно, не застрахован от ошибки. И никому не противопоказано честное отношение к ней – признание, извинение, исправление. Не странно ли что от этой позиции оказались столь далеки наши авторы, распространившие огромным тиражом и упорно продолжающие распространять напраслину о боевом, заслуженном офицере? Неужели разучились уважать достоинство человека? Неужели не сознают, что оно у нас оберегается не только моралью, но и законом?».

Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся,
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать...
Ф.И. Тютчев

Всё, здесь написанное мной, Ковалёвым Валентином Александровичем, имеет целью защиту чести и достоинства, моего отца, Валентина Александровича Мартынова, штурмана подводной лодки «К-21», погибшего 30 апреля 1944 года. В памяти людей он должен остаться боевым подводником, отдавшим молодую жизнь во имя Победы, во имя нас с вами.

Одновременно хочу показать, что главная беда в нашей жизни не дураки и дороги. С этими бедами при желании можно справиться. Главная беда многолика, имеет много названий, но суть её одна. Это – ложь, неправда, враньё, обман, фальсификации и т.д. и т.п. С этим мы живём и сталкиваемся от рождения и до смерти. Положение человека в нашем обществе напрямую зависит от того, насколько профессионально он пользуется или не пользуется этой бедой. Вот с ней справиться невозможно, но есть один способ борьбы. Надо показать обществу действительные события и факты, а ложь, от того, кем она озвучена, должна быть изобличена и наказана хотя бы теоретически. Моя задача, в данном случае, оградить моего отца от лжи, обмана, неправды.

Выдержка из письма В.А.Мартынова жене от 23/3-1944г.: «Мария, о, если бы ты знала, как я сейчас хочу видеть тебя и нашу крошку!!! И когда это только осуществится моя мечта, но я всё же питаю надежду, что когда – либо настанет это счастье. Так ведь? А как было приятно прийти со службы в свой родной угол к своей жёнушке, а там и сынок, через небольшой промежуток времени будет выбегать папку встречать».

Мечте В.А.Мартынова не суждено было сбыться. Выполнив девять боевых походов на К-21, погиб подводник при переходе в Англию на транспорте, который торпедировала немецкая подводная лодка.

Запись обо мне в дневнике матери: «Первый Валика день рождения делали без Папы 2/3-45г. Валентин погиб 30/4-44г. Узнали 9/12-44г. Так что мальчик не видел отца и не увидит».

В память о Деде! ПЛ-К21 Тень над добрым именем! Подводная лодка, Война, Великая Отечественная война, Северный флот, Подводники, Длиннопост
В память о Деде! ПЛ-К21 Тень над добрым именем! Подводная лодка, Война, Великая Отечественная война, Северный флот, Подводники, Длиннопост
В память о Деде! ПЛ-К21 Тень над добрым именем! Подводная лодка, Война, Великая Отечественная война, Северный флот, Подводники, Длиннопост

Увидел, но только на фотографиях. В этих нескольких строках отразились мечты, не осуществившиеся мечты и обычная безжалостная военная действительность. Не нам судить стиль этих записей. Так они жили, думали и мечтали во время войны. Нам уже не дано понять то далёкое, страшное, голодное время. Поэтому поменьше «Никто не забыт, ничто не забыто», а больше простого уважения и памяти к тем, кто обеспечил ПОБЕДУ в войне.

Тост: «За тех, кто в море» – это о нём и о тех, кто похоронен в море.

А вот, что остаётся от погибшего моряка, похороненного в море. Официальная «похоронка», которую редко кто видел, но многие о ней слышали.

В память о Деде! ПЛ-К21 Тень над добрым именем! Подводная лодка, Война, Великая Отечественная война, Северный флот, Подводники, Длиннопост

Кажется, вот и всё. Остаётся только светлая память о вечно молодом Мартынове Валентине Александровиче. Ему было 26 лет.

Но это только в сказках, в жизни всё не так.

А вот как в жизни...

Если пост Вам интересен то будет продолжение 2 и 3 часть!

Автор: Ковалев Валентин Александрович

Показать полностью 7
235

Personen Abwurf Gert: десантная капсула-контейнер 

Здравствуйте, видеоверсия:

Текстовая версия:

В 1944 году на авиазавод в австрийском городе Винер-Нойштадте были переданы чертежи необычного аппарата. Объект имел сигарообразную форму и металлический каркас. Все это именовалось «Personen Abwurf Gerät», что с немецкого переводится как «аппарат для сброса людей». По сути, это была первая десантная капсула, но обо всем по порядку.

Personen Abwurf Gert: десантная капсула-контейнер  Вторая мировая война, Десант, Капсула-Контейнер, Диверсанты, Шпион, Personen Abwurf Gerat, Длиннопост, Видео

К началу 1944 года Красная армия уже близка к полному освобождению Украины и выходу к границам 41-ого года. Да и на других фронтах ситуация у немцев была не лучше. В данном ключе руководство Рейха резко пытается увеличить число шпионов и диверсантов. Однако увеличение количества забрасываемых агентов неизбежно сказывается на сроках и качестве их обучения, включая парашютно-десантную подготовку.

Personen Abwurf Gert: десантная капсула-контейнер  Вторая мировая война, Десант, Капсула-Контейнер, Диверсанты, Шпион, Personen Abwurf Gerat, Длиннопост, Видео

Немалую техническую проблему стали составлять и средства доставки, а именно бомбардировщики, в частности Heinkel He 111, который справлялся с возложенной на него задачей до появления радаров и истребителей с бортовыми РЛС. Более скоростные самолеты плохо подходили или не подходили вовсе. Приходилось полукустарными методами адаптировать самолет к возможности нести десант, что вело к ряду проблем с распределением нагрузки, размещением снаряжения, оружия и агентов.

Personen Abwurf Gert: десантная капсула-контейнер  Вторая мировая война, Десант, Капсула-Контейнер, Диверсанты, Шпион, Personen Abwurf Gerat, Длиннопост, Видео

Тут надо заметить, что когда мы говорим о диверсантах, то не нужно представлять себе двухметровых, накаченных арийцев с голубыми глазами и белыми волосами. В большинстве случаев это были обычные люди, ничем не выделяющиеся. В операциях могли участвовать женщины, подростки, пожилые или даже инвалиды. Отсюда возникал еще один рад проблем. Помимо уже упомянутой плохой парашютно-десантной подготовки проблемой было то, что нередко агенты отказывались покидать самолет. С каждой группой на борт заходил специальный офицер разведки, который не только следил за точностью выброски, но и при необходимости выталкивал из самолета струсивших в последний момент парашютистов.

Personen Abwurf Gert: десантная капсула-контейнер  Вторая мировая война, Десант, Капсула-Контейнер, Диверсанты, Шпион, Personen Abwurf Gerat, Длиннопост, Видео

Плюс ко всему, сюда можно добавить и ряд проблем уже после десантирования. Например, группу могло раскидать ветром по разным точкам, банально можно было пораниться о кроны деревьев или неудачно подвернуть ногу при приземлении. В случае выброски с крупным снаряжением, появлялся риск его утраты или затягивание времени начала операции в связи с его поиском на земле.

Personen Abwurf Gert: десантная капсула-контейнер  Вторая мировая война, Десант, Капсула-Контейнер, Диверсанты, Шпион, Personen Abwurf Gerat, Длиннопост, Видео

Все эти проблемы попытался решить некий обер-лейтенант Паулюс. Не путать с командующим 6-й армией, окружённой и капитулировавшей под Сталинградом. В начале 1944 года обер-лейтенант предложил создать специальный десантный контейнер-капсулу, внутри которого помещались бы диверсанты со всем необходимым снаряжением. По задумке, капсула подвешивалась бы на стандартные бомбодержатели или вместо дополнительных топливных баков.

Personen Abwurf Gert: десантная капсула-контейнер  Вторая мировая война, Десант, Капсула-Контейнер, Диверсанты, Шпион, Personen Abwurf Gerat, Длиннопост, Видео

Вскоре Германский научно-исследовательский институт планирующих полетов получил приказ разработать детальную конструкцию такого контейнера. От первых эскизов до выпуска первых образцов прошло всего три недели, и срочном порядке была изготовлена партия примерно из тридцати контейнеров, предназначавшаяся для испытаний. Говорить о серийном производстве сложно, но планировалось выпускать по 200 изделий в месяц.

Personen Abwurf Gert: десантная капсула-контейнер  Вторая мировая война, Десант, Капсула-Контейнер, Диверсанты, Шпион, Personen Abwurf Gerat, Длиннопост, Видео

Приказом Главного командования Люфтваффе в феврале 1944 г. была образована 200-я бомбардировочная эскадра. Но никаких бомбардировщиков в ней не было, и название «бомбардировочная» было лишь маскировкой ее истинного назначения. Главными задачами эскадры стали специальные вылеты по заброске агентов и диверсантов на территорию врага, особо сложные задания по транспортировке, разведке местности, также испытания новых аппаратов и тестирование захваченных образцов. Сюда для испытаний и была передана новинка. Предположительно, испытания проводились в Баварии на аэродроме Айнринг.

Personen Abwurf Gert: десантная капсула-контейнер  Вторая мировая война, Десант, Капсула-Контейнер, Диверсанты, Шпион, Personen Abwurf Gerat, Длиннопост, Видео

Технически первая версия капсулы представляла собой цилиндрический объект с полусферами на обоих концах. Длинна аппарата составляла примерно 4,5 метра, а диаметр около 1,5 метров. Снаружи капсула была обшита многослойной фанерой, самый последний слой состоял из тонкого металла, а изнутри капсула была обшита резиновыми трубками. Внутреннее пространство было разделено на три отсека, в которых на специальных гамаках размещалось по одному человеку в полной экипировке. Ноги диверсантов опирались на специальную подушку, а тело пристегивалось к гамакам застежками. Над головами находился отсек со сложенными парашютами в количестве четырех штук.

Personen Abwurf Gert: десантная капсула-контейнер  Вторая мировая война, Десант, Капсула-Контейнер, Диверсанты, Шпион, Personen Abwurf Gerat, Длиннопост, Видео

Первоначально в контейнерах находились макеты людей и мешки с песком, а позднее уже испытатели. Капсулы подвешивались на самолеты как обычные бомбы. Для связи диверсантов с экипажем самолета во время полета была предусмотрена телефонная связь, также была предусмотрена возможность открыть вентиляционные клапаны для продувки внутреннего пространства.

Personen Abwurf Gert: десантная капсула-контейнер  Вторая мировая война, Десант, Капсула-Контейнер, Диверсанты, Шпион, Personen Abwurf Gerat, Длиннопост, Видео

Сброс контейнера производился дистанционно из самолета. Находясь над районом высадки, ответственный член экипажа приводил в действие сбрасывающий механизм, после чего капсула начинала свободное падение. К головной части контейнера был прикреплен стальной трос, который с другого конца также был закреплен на фюзеляже самолета. При достижении максимальной длины, трос срывал отрывной колпак и освобождал парашюты.

Personen Abwurf Gert: десантная капсула-контейнер  Вторая мировая война, Десант, Капсула-Контейнер, Диверсанты, Шпион, Personen Abwurf Gerat, Длиннопост, Видео

После сброса они автоматически раскрывались, стабилизируя контейнер в пространстве до скорости снижения 5–7 м/с. При этом диверсанты, находившиеся внутри, опускались на землю ногами вниз на амортизационный подножный элемент, тем самым снижая риск повредить ноги – приземление было гораздо мягче, чем прыжок с парашютом.

Personen Abwurf Gert: десантная капсула-контейнер  Вторая мировая война, Десант, Капсула-Контейнер, Диверсанты, Шпион, Personen Abwurf Gerat, Длиннопост, Видео

Но десантная капсула не гарантировала 100% защиту для диверсантов. У агентов не было предусмотрено наличие кислородных масок и теплой одежды. Так, известен случай, когда самолет-носитель, уходя от преследования вражеских истребителей, набрал большую высоту и агенты были потеряны из-за удушья и переохлаждения, не помог им и встроенный телефон. Отсутствие брони несло риск быть убитыми огнем зениток или истребителями, и, в случае повреждения контейнера, у его «пассажиров», не имевших парашютов, не было шансов на спасение.

Personen Abwurf Gert: десантная капсула-контейнер  Вторая мировая война, Десант, Капсула-Контейнер, Диверсанты, Шпион, Personen Abwurf Gerat, Длиннопост, Видео

Но, не смотря на все это, испытания были признаны успешными и получены следующие результаты: грузоподъемность составила 500 кг, из них три человека с оборудованием по 100 кг, оставшиеся 200 приходилось на багажное отделение. Минимальная высота сброса составляла 200 метров. Было отмечено практически полное отсутствие деформации и повреждения корпуса капсулы. В дальнейшем были разработаны различные модификации, например двухместный вариант, где агенты размещались спиной к спине и вариант с гребным винтом для заброски в прибрежные воды.

Personen Abwurf Gert: десантная капсула-контейнер  Вторая мировая война, Десант, Капсула-Контейнер, Диверсанты, Шпион, Personen Abwurf Gerat, Длиннопост, Видео

Что касается боевого применения, то точных данных нет, но известно, что данные капсулы применялись во время Второй Мировой Войны, и, примерно, от 200 до 300 агентов были заброшены с помощью этих контейнеров на территорию СССР.


Спасибо за внимание.

Больше статей Вы можете найти на моем канале Яндекс.Дзен:

https://zen.yandex.ru/hazardtv

Если Вам больше нравиться смотреть видео, то заходите на мой youtube-канал:

https://www.youtube.com/user/m5hadagan/

Показать полностью 13
454

Мой дед и Карибский кризис

Мой дед - крымчанин и севастополец - воевал далеко от родных мест. На Северном флоте.


Катера серии МО - малые охотники. "Мошки", сторожевики или морские охотники. Мелкие судёнышки с небольшим вооружением и бомбосбрасывателями для глубинных бомб. Москитный флот.

Шустрые, быстрые и нахальные.


Ещё в начале войны мой дед сбил из пулемёта немецкий бомбардировщик Ю-88. "Юнкерс" хотел отправить катер на дно, но вышло наоборот.


В интернете я нашёл документы о награждении. Страничка машинописного текста. Фразы звучат словно записи из трудовой книжки:

- "...активные минные постановки на подходах к базам противника...";

- "...десантные операции на берег противника...";

- "...шесть операций по спасению лётчиков в море...";

- "...несение противокатероного дозора на подходе к ГБ СФ, обеспечение при проводке союзного конвоя, расстрел плавающих мин...";

- "...снятие группы наших бойцов с берега противника...";

- "...высадка десанта на берег противника...";

- "...при конвоировании транспортов... атаке конвоя 39 истребителями противника типа МЕ-109, ФВ-190... в течении 4-х часов боя..."

За всеми предложениями видится повседневная, тяжёлая работа.


После войны мой дед вернулся на родину. В Севастополь. Стал мичманом и продолжил службу на катерах. Катера модернизировали и из торпедных они превращались в ракетные.


В 1962 году катер, на котором служил мой дед, послали на Кубу. Разрешать Карибский кризис. Катер дошёл до средиземки, а там ему разбило волной всю "морду". Во время шторма. Так что пришлось возвращаться на базу.

Эти катера, наверное, обладали хорошим запасом непотопляемости.


На Кубу мой дед не попал. Ну и ладно. Я думаю, воспоминаний ему и так хватало.


О войне он ничего толком не рассказывал. 

Мой дед и Карибский кризис Рассказ, 9 мая, Северный флот, Черноморский флот, Карибский кризис, Великая Отечественная война, Ветераны, Текст
299

Что такое «Welbike»?

Это необычный лёгкий складной мотоцикл времен Второй Мировой войны, состоявший на вооружении у Британской диверсионно-разведывательной службы. В период с 1942 по 1945 год было выпущено 3853 штук. Среди солдат «Welbike» получил прозвище «Famous James».

Односкоростной мопед весил всего 32 килограмма и оснащался 98–кубовым двухтактным одноцилиндровым двигателем с воздушным охлаждением. Без дозаправки это чудо могло проезжать до 145 километров, развивая при этом приличную скорость до 50 километров в час.

Предназначенный для использования в спецоперациях, этот байк можно было сбросить на парашюте, упаковав в защитный цилиндрический контейнер. После приземления мопед с легкостью доставался из капсулы, собирался и заводился за 15 секунд.

Что такое «Welbike»? Вторая мировая война, Великобритания, Десант, Мотоциклы, Черно - белое фото, Мамкин байкер

На фото британские десантники собирают мотоциклы или «Welbikes» из контейнеров для оборудования (Булфорд, Юго–Западная Англия, 9 июня 1943 год)

409

Десантные мотоциклы Второй мировой

Excelsior Welbike

Во время войны английские десантники получили от британской компании «Excelsior» достаточно забавный складной мотоцикл.

Десантные мотоциклы Второй мировой Мото, Мотоциклы, Десант, Десантники, Вторая мировая война

Модель «Welbike» оснащалась небольшим 98-кубовым двухтактным двигателем мощностью 1,5 л.с. Двигатель размещался между трубами рамы, за бензобаком. Руль и сиденье складывались, благодаря чему мотоцикл размещался в специальный контейнер и мог быть приведён в боевую готовность в считанные минуты после приземления.


Volugrafo Aermoto 125

Немецкие десантники получили не менее забавный итальянский мотоцикл.

Десантные мотоциклы Второй мировой Мото, Мотоциклы, Десант, Десантники, Вторая мировая война

Мотоцикл оснащался компактной трубчатой рамой, охваченной со всех сторон бензобаком, двухтактным 125-кубовым двигателем и двухступенчатой коробкой передач. Некоторые трубы рамы использовались в качестве топливопроводов. Задняя подвеска отсутствовала. Колёса малого диаметра с толстыми шинами собирались на разъёмных дисках, руль был складным.

Десантные мотоциклы Второй мировой Мото, Мотоциклы, Десант, Десантники, Вторая мировая война
Показать полностью 1
88

Батарея капитана Зубкова: «регулировщики движения» Новороссийска

Комментарий: изначально статья писалась мной и моей одногруппницей, но, учитывая то, что ее так и не напечатали, мы решили выложить ее в открытый доступ, не хочется держать ее при себе


«Нас встретил невдалеке от орудийного дворика, на площадке между двумя обкусанными дубами, сам командир батареи Зубков. Это молодой человек среднего роста, худенький и остролицый, с плотно подобранными губами и строгим взглядом прихмуренных глаз. Я видел на его лице следы перенесенного, какую-то преждевременную большую человеческую зрелость. Зубков почти не смеется. Изредка он улыбается, но сейчас же тушит свою улыбку.»


Из сборника рассказов Аркадия Первенцева «Гвардейские высоты»



Большую роль в обороне черноморского побережья сыграли береговые батареи. Точным огнем они уничтожали суда, живую силу противника, прикрывали десанты и войсковые операции.


По дороге из Геленджика в Новороссийск на скалистом мысе Пенай стоит стелла в виде Красной звезды. Это – дань памяти морякам-артиллеристам, которые целый год стояли насмерть на этом рубеже. Дань памяти батарее 394, более известной как батарея капитана Зубкова.


Андрей Эммануилович Зубков родился 27 октября 1918 года в селе Боголюбово Приишимского района Северо-Казахстанской области (ныне – Кызылжарский район Северо-Казахстанской области Республики Казахстан). В 1936 году окончил среднюю школу, в 1940 году – окончил военно-морское артиллерийское училище имени Ленинского комсомола Украины в городе Севастополе. Учился на «от¬лично». После окончания училища в 1940 году Андрей Эммануилович по распределению попадает на службу на Черноморский флот в Новороссийскую военно-морскую базу. Предвоенный сороковой год Зубков провел на батарее №714 в Голубой Бухте в районе Геленджика в должности заместителя командира.

Батарея капитана Зубкова: «регулировщики движения» Новороссийска Великая Отечественная Война, Новороссийск, Артиллерия, Малая Земля, Батарея, Десант, Битва за Кубань, Длиннопост

Строительство батареи, которой вскоре был присвоен номер 394, началось 15 июля 1941 года в районе мыса Пенай, расположенного между Кабардинкой и Новороссийском. Стратегически это было верным решением, так как с небольшой высоты хорошо просматривались Новороссийская бухта и весь город Новороссийск.19 июля на строящуюся батарею прибыл ее командир, тогда еще старший лейтенант Зубков. Надо отметить, что Андрей Эмануилович принимал непосредственное участие в строительстве батареи и формировании личного состава.


Орудия батареи состояли из корабельного и палубного вооружения, они состояли из четырёх основных орудий. Весь личный состав был набран из военных моряков. После окончания строительства орудия батареи успешно провели учебные выстрелы по буксируемому щиту. После этого начались отработки боевых задач, дневные и ночные учения.



В прибрежных скалах мыса Пенай были вырыты котлованы для орудий, командного пункта, погребов для боеприпасов, убежища, кубриков. Батарея была построена таким образом, что во время тревоги она уходила под землю.



Всё для снабжения батареи (продукты и снаряжение) доставлялось ночью, в ночное время шло приготовление еды, подготовка к боевому дню. В светлое время суток всё время было отдано боям. Андрей Зубков писал в своих воспоминаниях :



"Я требовал от них выполнения трёх непреложных правил: сознательной, но строгой дисциплины; безукоризненного знания своего дела; совершенного спокойствия при любой обстановке".



Береговая артиллерия должна была вести огонь по морским целям, но обстановка складывалась так, что противник наступал не только с моря а и по суше. В этих условиях приходилось учиться стрелять по наземным позициям неприятеля.



Таким образом, батарея №394 имела следующие задачи:

- охрана Цемесской бухты от кораблей противника (эта задача являлась основной)

- ведение боевой стрельбы по наземным и береговым целям, уничтожая боевую технику и живую силу противника;

- оказание огневой поддержки при высадке морских десантов на Малую землю и в Новороссийский порт.



Первый бой батарея под командованием Андрея Зубкова приняла сентябрьской ночью 1942 года, ведя огонь через горный хребет в район станицы Неберджаевская, где располагалась живая сила и техника противника. В ту ночь орудийные расчеты выпустили по 20 снарядов на орудие. Вскоре батарея Зубкова была обнаружена немцами, она постоянно подвергалась авианалетам и артобстрелам, количество которых доходило до 20-40 в день. Морякам приходилось не только вести стрельбы, но и оборонять расположение батареи от немецких диверсантов, в больших количествах проникавших в окрестные холмы и горы. За всё время службы батареи Зубкова на её территорию упало около 7000 немецких авиабомб и около 5000 артснарядов. Сама батарея провела 690 стрельб и выпустила 12 тысяч снарядов.



Из воспоминаний зам.командира БС-394 Николая Митрофановича Воронкина:



«Стрелял Зубков изумительно. Он обладал хорошей теоретической подготовкой, что позволяло ему самостоятельно изучить правила сухопутной и зенитной стрельбы, у него была прекрасная память, он помнил все основные ориентиры в своих секторах. Пристрелку про-водил двумя-тремя снарядами. Триумфом был выстрел, произведенный в присутствии начальника управления береговой артиллерии Военно-Морского Флота генерал-лейтенанта Мушнова. Генерал выбрал цель – маяк на молу при входе в Новороссийский порт. И отдал Зубкову распоряжение, пристреляв цель, перейти на поражение. Зубков отдал приказ «К бою!». Через сорок пять секунд грянул выстрел, через тридцать, цель была уничтожена прямым попаданием снаряда в основание маяка».



За свою точность стрельбы батарею стали называть просто – батарея Зубкова, а по об-разному выражению писателя Г. Гайдаковского Зубков получил прозвище «Регулировщик уличного движения в Новороссийске». Надо отметить, что именно благодаря усилиям береговой артиллерии, в том числе и зубковцев ни один корабль немецко-фашистских захватчиков не вошел в Цемесскую бухту.

Батарея капитана Зубкова: «регулировщики движения» Новороссийска Великая Отечественная Война, Новороссийск, Артиллерия, Малая Земля, Батарея, Десант, Битва за Кубань, Длиннопост

Во время операции "Нептун"[1] батарея Зубкова некоторое время оставалась без связи с командованием, но продолжала обстрелы немцев. В эти дни вражеская авиация совершала по 17-20 налетов, а 19 апреля - 39 налетов, в каждом из которых участвовало по 10-12 самолетов в группе. Здесь совершалось немало героических поступков личного состава, работавших иногда на пределе физических и моральных возможностей. Под грохот рвущихся снарядов и бомб, в сплошном дыму и пыли приходилось вести огонь по противнику, одновременно заниматься исправлением повреждений в механизмах, тушить гревший боезапас, расчищать завалы из камня и бетона, сваленных деревьев, исправлять порванную и выжженную телефонную линию. Все остальное осуществлялось ночью. Эвакуировали раненых, восстанавливали нарушенную маскировку, доставляли снаряды к орудиям в орудийные дворики. Иногда заготовленных на день снарядов не хватало, и тогда артиллеристам приходилось преодолевать расстояние 100-150 м до хранилищ боезапаса и подносить снаряды под обстрелом. Распорядок дня строился на темное время суток. Завтракали рано утром до рассвета, обедали и ужинали поздно вечером или ночью, днем лишь налегке подкреплялись за счет консервов, сухарей и т. п.



30 октября 1942 года у самого мыса Пенай был высажен десант, с неудачной попыткой захватить батарею Зубкова со стороны моря.


В редкие дни, свободные от обстрелов, на батарею приезжали советские артисты, среди них Аркадий Райкин, Рина Зелёная, ансамбль песни и пляски Черноморского флота.



В сентябре 1943г батарея №394 береговой артиллерии дала последний залп по уходящему из Новороссийска противнику.


Некоторое время после окончания войны 394-я гвардейская батарея береговой обороны Черноморского Флота под командованием капитана А. Э. Зубкова продолжала нести службу (на позициях батареи сейчас стоят послевоенные орудия).


Несмотря на ожесточенные бои, на батарее хорошо сохранились артиллерийские погреба, химический пост, командный пункт, орудийные дворики, в которых в 1975г., в связи с музеефикацией объекта, были вновь установлены 100 мм корабельные орудия, подобные военным.


Железобетонные сооружения батареи, построенные в 1941г, и сегодня являются образцом военно-инженерных сооружений, а батарея капитана Зубкова, расположенная в можжевеловом редколесье, является уникальным памятником периода Великой Отечественной войны.


За участие в Великой Отечественной войне А.Э. Зубков был награжден орденами: Красного Знамени, Отечественной войны, Красной Звезды и многими медалями.


После окончания войны полковник запаса Зубков проживал в Новороссийске, работал диспетчером в Новороссийском морском порту, был почетным гражданином города-героя Новороссийска.



В 1951 году близ места расположения 394-й гвардейской батареи береговой обороны Черноморского Флота под командованием капитана А. Э. Зубкова была установлена скульптура матроса в память о погибших защитниках Родины. В 1975 году батарея Зубкова стала структурным подразделением Геленджикского историко-краеведческого музея - уникальным памятником периода войны 1941-1945 го¬да, в создании которого Андрей Эммануилович Зубков принимал активное участие.


Так же одна из улиц поселка Кабардинка носит его славное имя.



Есть много неизвестных широкому кругу людей эпизодов Великой Отечественной войны, и батарея Зубкова – яркий тому пример. Это живой памятник тем, кто внес огромный вклад в спасение Новороссийска, Геленджика и многих морских коммуникаций, памятник тем, кто обеспечивал успех десантников-куниковцев, поддерживал огнем сухопутные части. Так разве можно о них забыть?



Примечания


[1]

Операция «Нептун»(апрель 1942г.) - операция, проведенная немецким командованием с целью разделения плацдарма на Малой Земле с последующим его уничтожением. Операция была неудачной, немецкие войска потерпели поражение.


Источники


- А.А. Первенцев, сборник рассказов «Гвардейские высоты»

- Воспоминания зам.командира БС-394 Воронкина Н.М.


Материалы с сайтов:


- progelendzhik.ru

- smgrf.ru

- kamaran.ru

- gelendzhik.org

Показать полностью 2
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: