Деревенский диалект

Когда мне было лет 8, году так в 1997, поехали мы с мамой к ее тетке погостить в небольшой городок, то есть скорее в большую деревню, на другом конце необъятной.


Старушка была очень добрая, жила одна. Покосившийся домик, небольшой огородик, кривой забор, плетень вокруг палисада, собачка Лапка в будке, дровенник, яблоньки и грушки и лавочка у дома. Убранство дома было уютным и располагающим как в старых фильмах или на картинах. Облезлая, но отбелённая печка, у печи ухват, старый диванчик, дубовый стол, перина и пирамида подушек на ней, занавески и множество скатертей ручной работы, укрывавших практически все в доме, в том числе и неработающий старый телевизор.


Стоит отметить, что я на тот момент был исключительно городским персонажем, и меня до глубины души все это поразило. Время тогда было не спокойное в городах, бандитские разборки о которых знали не понаслышке, наркомания и культ «новых русских», который сейчас кажется смешным. И мы, особо не понимая, подражали, играя по очереди то в казаки-разбойники, то в бандитов-предпринимателей. И бандитский жаргон того времени пытались повторять, не в лад и невпопад.


А тут совершенно другой мир, где время казалось, остановилось, и я был рад этому. Мама пошла в сельский магазинчик за вкусняшками к чаю, а я остался сидеть, наблюдая, как Баба Тоня хлопочет, накрывает на стол, причитая на деревенском наречии и радуясь гостям. И тут бабушка обращается ко мне:


- Внучек, принеси-ка со двора «опарыш» поменьше, они там лежат в ящике, я «сморща» сварю вам.


Я, что бы не казаться невежливым и далеким, вышел во двор с мыслью: «Так, опарыш, опарыш, это вроде червяк какой-то, в яблоке живет, и зачем ей только червяк, я такой сморщ есть не….., что еще за сморщ, сморщенный суп что ли?!» На дворе в ящике лежали лишь кочаны капусты, я подумав, взял один и пошел в дом.


- Ой молодец, мамин помощник растет. А теперь доставай саму большую «парашу», вон там из шкафа.


Тут уже знакомое приблатненное слово, но совсем не понятно, почему вдруг в шкафу должна быть параша. Открыв шкаф я увидел множество мисок и блюд. Подсознание сказало: «бери самую большую». Я взял большое блюдо и отдав его бабушке подумал: «не выйти ли мне на двор, вдруг она в туалет собирается сходить, мало ли». Я был растерян, но не вышел. Тем временем бабушка промыла капусту, положила в миску и стала рубить ее неведомым и странным приспособлением.


Когда пришла мама, я выдохнул, мы по-семейному посидели, поговорили. Мама с бабушкой даже поплакали, я сдержался, хотя и не понимал, почему они плачут. Теперь только понимаю. Позже мама мне объяснила, что опарыш это и есть кочан, сморщ это борщ, а параша это миска большого размера.


Спустя пару лет нам пришлось переехать в этот городок и для меня стало обыденность слышать такое, хотя сам я следил за собой и не повторял.


Недавно мы приезжали туда уже с женой, мама сейчас живет там. Ходили на кладбище на могилку к Бабе Тоне. Я вспомнил, какой доброй она была, как баловала меня маленького и ни в чем не отказывала. И этот случай, за который и стыдно и смешно.


Спасибо за внимание.