10

День рождения Непобедимого Солнца.

Ещё до того, как христианство в Римской империи превратилось сначала в легальную, а затем и в официальную религию государства, 25 декабря, день зимнего солнцестояния, уже было праздником рождения божественного спасителя. Его звали Митра, и ему поклонялись и в столице империи, и в крупнейших городах провинций. До нашего времени сохранились сотни подземных святилищ Митры, а также надписи, оставленные адептами этой веры. Среди них встречались высокопоставленные лица и даже императоры, а также рядовые чиновники, военные и торговцы.


Происхождение Митры


Центральной фигурой религии был Митра — бог индо-иранского происхождения, чьё имя происходило от санскритского «друг» или «дружба», а в авестийском языке означало «договор». В древнеиранской религиозной традиции Митра являлся божеством небесного света, истины, справедливости и чистоты. По данным «Авесты», Митра воплощал собой понятие договора и выступал божественным гарантом правды, жестоко карающим обманщиков и предателей. Теофорные имена Митридат и Митробарзан свидетельствуют о почитании Митры в персидской державе Ахеменидов.

День рождения Непобедимого Солнца. Митра, Древний Рим, Warspot ru, Длиннопост

Нимруд-Даг — погребальный комплекс царя Антиоха I


После завоеваний Александра культ Митры проник в Малую Азию и на Ближний Восток, где его исповедовали местные правящие династии, часто возводившие своё происхождение к Ахеменидам. Одним из наиболее широко известных памятников этого времени является огромная гробница коммагенского царя Антиоха I (69–38 годы до н.э.), воздвигнутая им в Нимруд-Даге. Среди пяти божеств, изображённых на террасе перед царским курганом, встречается Митра, который идентифицируется с Аполлоном и Гелиосом — солнечными божествами греков.


В I веке до н.э. – I веке н.э. с притоком торговцев, мигрантов и рабов восточного происхождения культ Митры постепенно стал проникать на запад, в Средиземноморье.Центрами почитания Митры в западной части Средиземноморья стали Рим, Остия, Карфаген, Сиракузы, Массалия и другие крупные торговые и административные центры.


Особая концентрация митраистских памятников связана с приграничной военной областью вдоль Рейна и Дуная. Здесь многочисленными адептами новых верований становились военные, связанные с армией торговцы, а также чиновники местной администрации. Минимальное количество памятников зафиксировано в западной части Галлии, Испании, Греции. По-видимому, совершенно не затронутым культом оставалось сельское население провинций.

День рождения Непобедимого Солнца. Митра, Древний Рим, Warspot ru, Длиннопост

Святилища Митры и культовые памятники митраизма на территории провинций Римской империи в I–III веках н.э.


Римская армия и распространение митраизма


Распространение митраизма в провинциях Римской империи является заслугой армии. Вероятно, в римскую армейскую среду культ Митры впервые попал вместе с солдатами вспомогательных отрядов восточного происхождения. Солдаты легионов, привлекавшиеся императорами для войн с парфянами и возвращавшиеся после заключения мира в свои лагеря вдоль Рейна и Дуная, в результате длительных контактов с местными уроженцами зачастую заимствовали их верования и обычаи.


Достоверно известно, что когда XV Аполлона легион, также служивший в это время в Армении, в 71 году вернулся в Карнунт на Дунай, здесь было построено одно из наиболее ранних святилищ Митры. Другим важным центром культа в регионе был Аквинк, штаб-квартира II Вспомогательного легиона, набранного Веспасианом из бывших матросов, многие из которых были вольноотпущенниками восточного происхождения.


В эпоху правления Флавиев, Элиев и Антонинов святилища Митры появлялись почти в каждом крупном лагере войск на Дунае: Виндобоне, Бригеционе, Виминации, Эске, Дуросторуме и Трезмисе. В Африке центрами распространения митраизма были лагерь III Августа легиона в Ламбезисе и некоторые другие укрепления в Ситифисе и Маскуле. В сельской местности посвящения Митре встречаются крайне редко и происходят из бывших колоний ветеранов. Та же ситуация наблюдается в Испании, где все находки концентрируются вокруг колонии Эмериты, и в Греции с колонией Патры.

День рождения Непобедимого Солнца. Митра, Древний Рим, Warspot ru, Длиннопост

Реконструкция богослужения в митраизме


Святилище Митры


Богослужение Митры совершалось в подземных святилищах — speleum или crypta. Зачастую они располагались в естественных пещерах и гротах. Когда не было возможности использовать пещеры, адепты возводили искусственные сооружения. Археологические раскопки открыли остатки сотен подобных святилищ, разбросанных по всем частям Римской империи.


Перед входом в святилище находился портик с несколькими колоннами. Из него дверь вела в помещение, откуда вниз шла лестница к самому святилищу, всегда продолговатому в плане. В противоположной от входа стороне располагалась экседра с культовой нишей. Здесь помещался рельеф с изображением Митры, убивающего быка. Этот сюжет являлся главным символом в митраистском искусстве. Вокруг могли находиться другие изображения. Перед нишей стояли жертвенники с горящим на них священным огнём. Центральная часть святилища представляла собой узкий проход, по бокам которого располагались «лежанки» — здесь возлежали верующие во время торжественного пиршества. Потолок имел сводчатую форму, воспроизводя небесный свод. Как правило, размеры святилища редко превышали 12 м в длину и 5,5 м в ширину, что свидетельствует об ограниченном, в пределах 20–30 человек, составе общин. Когда количество верующих увеличивалось, митраисты предпочитали строить новое святилище, а не расширять старое. Таким образом, в Остии единовременно действовало не менее пяти святилищ, в Аквинке — четыре, в Карнунте — три.

День рождения Непобедимого Солнца. Митра, Древний Рим, Warspot ru, Длиннопост

Внутренняя обстановка митреума. Современная реконструкция


Из-за отсутствия религиозных текстов единственным ключом к пониманию вероучения являются скульптурные и живописные изображения. Как уже отмечалось, главным сюжетом здесь выступает убийство быка — тавроктония. Все дошедшие до нас изображения чрезвычайно близки друг другу, поэтому можно предположить, что существовал определённый образец. Упирающийся коленом в спину уже поверженного быка Митра изображался в момент нанесения удара. Обычно бог одет в восточный костюм: шаровары и длинную рубаху, на голове он носит фригийский колпак, за его спиной развевается плащ. Скорпион сжимает гениталии умирающего быка, собака и змея пьют сочащуюся из раны кровь. Колосья зерна, которые прорастают из хвоста быка или из раны, являются важным ключом к пониманию сцены смерти быка как источника происхождения растительной и животной жизни.

День рождения Непобедимого Солнца. Митра, Древний Рим, Warspot ru, Длиннопост

Митра, убивающий быка. Мраморная скульптура II века н.э., Ватикан


По краям сцены обычно изображены Каутос и Каутопат — юноши в восточных одеждах, один из которых держит факел в поднятой руке, а другой повернул факел вниз. Они олицетворяют восходящее и заходящее Солнце. Среди других сцен наиболее популярны изображения знаков зодиака, бюсты семи планетарных божеств, семь алтарей и т.д. Особое значение имеет воспроизведение важнейших событий мифологической жизни Митры: его рождение из скалы, первые подвиги, преследование и убийство быка, поединок и последующее братание с Солнцем. Наряду с изображением Митры в его святилищах встречаются посвящения другим богам: Аполлону-Гелиосу, Непобедимому Солнцу, Серапису и другим, с которыми адепты часто идентифицировали Митру.


Культовая сторона религии Митры


Современники отзывались о религии Митры как о тайном мистическом культе, к отправлению которого допускались только посвящённые. Для него были характерны представления о конце мира, наказании грешников и вечной жизни праведников в раю. Вероятно, главной его составляющей было учение о бессмертии души, которое достигалось через цепь перерождений и ритуальное отрешение от всего вредного, земного, преходящего. Средством очищения были аскеза и литургия, во время которой верующие причащались из рук верховного жреца хлебом и вином.


Из-за закрытого характера культовых групп мы мало знаем об их составе и о том, как совершалось богослужение. Верующие вместе обедали, пели священные гимны, время от времени совершали обряды, а роли участников зависели от степени их посвящения. Всего существовало семь степеней.

День рождения Непобедимого Солнца. Митра, Древний Рим, Warspot ru, Длиннопост

Реконструкция обряда инициации в религии Митры


Обряд инициации предусматривал суровые испытания, предназначенные для того, чтобы удостовериться в твёрдой воле посвящаемого. Эта сторона обрядности известна из отдельных указаний христианских авторов, акцентирующих внимание на мучениях неофитов. Григорий Назианзин пишет об «испытании огнём». Нонн Панополитанский перечисляет шесть разновидностей испытаний: водой, огнём, холодом, голодом, жаждой и скитаниями. У Псевдо-Августина мы находим сведения о 50 днях поста, двух днях бичеваний и 20 днях, которые испытуемые должны были провести «в снегу».


Некоторые подробности ритуала подтверждаются фресками из митреума в Капуе, расположенного под церковью святого Эразма. Начало обряда представлено изображением обнажённого неофита с завязанными глазами, стоящего перед священником. Продолжение церемонии зафиксировано на других фресках, где испытуемый преклоняет колени перед священником рядом с другим человеком, держащим в руке факел. Ещё одна фреска изображает сцену, известную из описания Тертуллиана. Посвящаемый стоит на одном колене перед священником, а тот правой рукой протягивает ему украшенный лентами венок. Тертуллиан сообщает, что при посвящении в степень «воина» испытуемому протягивали венок на кончике меча, но он должен был отвести его в сторону, объявив, что единственным его венком будет сам Митра.


Солдатская религия Митры


Со времён первых исследований митраизма за ним утвердился стереотип «солдатской религии». Римские религиозные представления I–III веков не обладали жёсткой доктриной, характерной для более поздних монотеистических религий. Солдатский пантеон включал традиционные для Рима божества (Юпитера, Марса, Геркулеса), других богов и богинь (Сильвану, Сабазия, Эпону), а также экзотические восточные культы (Кибелу и Аттиса).


Особое значение имел императорский культ, через который в армии транслировались идеи корпоративности, лояльности и служения. Императоры, искавшие популярности среди воинов, старались демонстрировать связь с божествами, популярными в солдатской среде. Так постепенно сложились условия для сращивания императорского культа с религиозным почитанием некоторых божеств-покровителей воинов. Императоры династии Антонинов и Северов демонстрировали особое отношение к культу Геркулеса и Юпитера Долихена, а в середине III века широко распространились культ Непобедимого Солнца и часто соотносившийся с ним культ Митры.

День рождения Непобедимого Солнца. Митра, Древний Рим, Warspot ru, Длиннопост

Непобедимое Солнце в императорском облачении. Бронзовая статуэтка, около 300 года. Лувр, Париж


Известно, что в таинства Митры был посвящён император Коммод (180–192 годы). К эпохе Северов относится посвящение «жреца Непобедимого Митры дома Августа», за которым скрывается святилище, действовавшее на территории императорского дворца. При Аврелиане (270–275 годы) солярный культ стал официальной религией римской державы. Непобедимое Солнце (Sol Invictus), отождествляемое с Митрой, было божеством, представленным на земле императором. Как само божество изображалось в это время с атрибутами императорской власти, так и император представал перед своими подданными с божественными атрибутами. Культ Солнца не более, чем официальный императорский культ, мог удовлетворить религиозные устремления верующих, но он обеспечивал императорской власти необходимую ей поддержку в сложную эпоху кризиса.


Митраизм был религией чиновничества и армии. Тайная доктрина, иерархическая структура, строго ограниченный состав общины — всё это способствовало поддержанию имиджа религии для избранных. Помимо императоров, к числу почитателей Митры себя относили их приближённые, а также те, кто стремился продемонстрировать свою лояльность власти и был заинтересован в сотрудничестве с ней.


Покровительство императоров и лояльность митраизма по отношению к власти объясняет его успехи в течение III века. Однако популярность этой религии в равной степени была искусственным явлением, порождённым машиной императорской власти. Среди широких слоёв гражданского населения империи культ Митры глубоких корней не пустил. Его изначально принятое ограничение в последующем сыграло роковую роль. Пока императоры покровительствовали культу, он процветал. Когда же в 312 году император Константин обратил свой благосклонный взгляд на христианство, митраизм потерял поддержку сильных мира сего и довольно быстро пришёл в упадок.


Последние свидетельства его существования датируются эпохой правления императора Феодосия (379–395 годы), когда высокопоставленные сенаторы в Риме оставили посвящение в честь Митры. Одержав победу над своим противником язычником Арбогастом, в 395 году ревностный христианин Феодосий издал указ о закрытии последних языческих храмов. По-видимому, этим временем следует датировать разрушение святилища Митры в Саарбурге в Лотарингии.


Автор статьи Алексей Козленко

https://warspot.ru/13677-den-rozhdeniya-nepobedimogo-solntsa

(с.) сайт https://warspot.ru

Найдены дубликаты

0
Пост отличный, дает пищу для размышлений👍. Всё таки, как же смешно и нелепо выглядят современные юнцы, а ещё больше, вроде бы взрослые люди, в тему и не в тему, упоминающие бога, тычящие указательным пальцем вверх , носящие спортивные шмотки, с символикой фирм боёв без правил,и , типа, живущие по заповедям его. Жалкие люди.
А всё ж просто. Как говорилось в советском шедевре:"Баранкин, будь человеком".
И усё)))
Похожие посты
77

Чума и конец античности

На сегодняшний день насчитывается около 200 различных концепций, касающихся причин падения Римской империи. Традиционно исследователи сосредотачиваются на политических, военных и социально-экономических аспектах. Однако в последние десятилетия учёные всё чаще рассматривают проблему с другого ракурса, ставя во главу угла климатические изменения и связанные с этим вспышки заболеваний.


Конец «Золотого века»


Расцвет Римской империи приходится на I–II века н.э. В это время её владения простирались от Верхнего Египта до Северной Британии и от Месопотамии до Атлантического побережья. Протяжённость границ превышала 10 000 км, а в их пределах проживало, согласно наиболее распространённым оценкам, около 65 млн человек, что на то время составляло четверть всего человечества. Римское государство имело сложную структуру и включало множество социальных групп и территорий, обладавших различным политическим устройством, социальным укладом, экономикой, образом жизни и культурой. Между провинциями поддерживались интенсивные торговые связи благодаря развитой системе дорог и морских путей сообщений. Современные историки оценивают ВВП эпохи Римской империи в 93 млрд долларов, что вполне сопоставимо с европейским уровнем жизни XVIII века. Неудивительно, что английский историк Эдвард Гиббон назвал эпоху Антонинов самым счастливым временем в истории человечества. Однако в период расцвета римской цивилизации можно заметить и предпосылки её будущего упадка и гибели.

Чума и конец античности Древний Рим, Византия, Болезнь, История, Warspot ru, Длиннопост

Римские врачи на обложке Codex medicus Graecus 1, около 512 года н.э. Австрийская Национальная библиотека, Вена.

en.wikipedia.org


Закат «Золотого века Антонинов» ознаменовался окончанием Римского климатического оптимума, охватывающего время примерно со второй половины III века до н.э. и до начала V века н.э. В этот отрезок климат Средиземноморья был наиболее тёплым, влажным и стабильным за несколько тысяч лет. Средние температуры, вероятно, соответствовали современным или были даже на 1–2 °C выше. Археологические данные свидетельствуют, что в область сельскохозяйственных угодий входили районы, которые сегодня находятся в глубине пустыни. Примерно в середине или второй половине II века в Средиземноморье начался период климатических изменений, из-за которых в следующие 50 лет погода стала гораздо более сухой и прохладной. Эти изменения хотя и не оказались фатальными, однако привнесли в римское общество толику беспорядка. Даже в самых плодородных провинциях империи урожаи стали хуже, что вызвало рост цен на продукты питания, упадок торговли и развитие инфляции.


Чума Антонина


Самый болезненный удар по благополучию римского общества «Золотого века» нанесла эпидемия смертельной болезни. Сами древние считали её чумой (λοιμος), но в действительности это, скорее всего, была оспа. Возникновение и распространение мора связано с событиями Парфянской войны 161–166 годов. Первые случаи заражения были отмечены в ходе завоевания и разграбления римлянами Селевкии-на-Тигре зимой 165–166 годов. Весной потери в рядах римской армии были такими, что успешно начавшееся было наступление в Мидии пришлось отменить, и войска вернулись на свои базы. Это решение командования оказалось роковым: возвращавшиеся из похода солдаты занесли заразу в пределы империи. Из Сирии она вскоре перекинулась в Малую Азию, а откуда через густонаселённые города, такие как Смирна, Эфес и Афины, распространилась в Греции и других провинциях. Благодаря развитой сети дорог и морских путей сообщения эпидемия вскоре добралась до самых глухих и отдалённых районов империи.


Сведения о клинических особенностях эпидемии скудны и разрозненны. Главным их источником являются записки знаменитого римского врача Галена. По этой причине Антонинову чуму (по имени императора Марка Аврелия Антонина, на чьё правление она пришлась) иногда называют Галеновой. В 166 году Гален находился в Риме, когда здесь были отмечены первые случаи заболевания, а затем наблюдал повторные вспышки эпидемии в Аквилее в 168–169 годах и последующие рецидивы. Причиной возникновения болезни Гален считал дисбаланс внутренних жидкостей организма и был убеждён, что излечения можно добиться, удалив из организма избыточную жидкость через сыпь и волдыри, появляющиеся на теле больного на девятый день после заражения. В четвёртой книге трактата «Медицинское искусство» Гален писал, что, если сыпь сопровождалась гнойными волдырями, пациент мог надеяться на выздоровление. В противном случае он, как правило, умирал. Среди других симптомов болезни Гален отмечал лихорадку, рвоту, проблемы с желудочно-кишечным трактом, диарею, неприятный запах изо рта и кашель.


Последствия эпидемии были катастрофическими для населения Римской империи. Между 166 и 169 годами от неё умерло около четверти личного состава восточных легионов и примерно пятая часть дунайской армии. Среди гражданского населения особенно тяжёлые потери понесли крупнейшие мегаполисы, где проживало по несколько сотен тысяч человек. В Риме, по словам Кассия Диона, болезнь уносила жизни около 2000 человек ежедневно, причём умирал каждый четвёртый из заразившихся. В Испании обезлюдели целые области: их население или вымерло, или бежало, спасая жизни. Налоговые списки из Египта рисуют картину массовой гибели и исхода уцелевших жителей в отдалённые районы. Исследования Р.П. Дункан-Джонса и Й. Зеленера показывают смертность от эпидемии порядка 25–33% всего населения империи. Р.Дж. Литтман приводит более умеренные цифры: в среднем 7–10% с пиками, превышающими 15% в городских районах. Таким образом, в 166–189 годах жертвами эпидемии стали от 7 до 10 млн человек.

Чума и конец античности Древний Рим, Византия, Болезнь, История, Warspot ru, Длиннопост

Чума в Риме. Художник Жюль-Эли Делоне (1869).

pinterest.co.uk


Киприанова чума


В начале III века обстановка стабилизировалась. Вслед за улучшением климата стала восстанавливаться экономика, наблюдался пусть и медленный, но всё же рост населения. Однако эти показатели так и не достигли уровня «Золотого века». В середине столетия начался новый виток похолодания, который, как и в прошлый раз, совпал с очередной волной эпидемии.


Впервые болезнь дала о себе знать в Эфиопии на Пасху 250 года. Отсюда зараза быстро достигла Египта, перешла в Грецию, распространилась в Риме и, наконец, охватила большинство провинций, где бушевала на протяжении целого десятилетия. В историю эпидемия вошла как Киприанова чума — по имени христианского епископа Карфагена святого Киприана, который описал симптомы болезни в трактате «Книга о смертности». Судя по всему, эта болезнь в действительности являлась оспой, вирулентным гриппом либо геморрагической лихорадкой, по своему протеканию сходной с Эболой.


Между 250 и 262 годами мор выкосил население большинства крупнейших городов империи. В Риме в некоторые дни умирало до 5000 человек. Одной из жертв эпидемии стал император Гостилиан, скончавшийся в ноябре 251 года. Дионисий, епископ Александрии, писал, что в городе практически не осталось людей старше 40 лет, хотя раньше их было здесь много. Возможно, население города в это время сократилось более чем вдвое. Понтий Карфагенский, биограф святого Киприана, описывал обезлюдевшие улицы, валявшиеся повсюду груды мёртвых тел, горожан, чуравшихся общения с близкими или в страхе убегавших из города. Сам Киприан увещевал свою паству сохранять присутствие духа и даже в эти тяжёлые дни не пренебрегать последним долгом перед умершими:


«Разве мы не видим обряды смерти каждый день? Разве мы не являемся свидетелями самых причудливых её форм? Разве мы не видим невиданные бедствия, принесённые неизвестной прежде болезнью?»


Юстинианова чума


Ещё более страшной катастрофой стала Юстинианова чума — первая зафиксированная в истории пандемия бубонной чумы, прокатившаяся по всему континенту с востока на запад и принесшая опустошения, не знавшие прежде себе равных. Первые случаи заражения были зафиксированы в Пелусии в Египте в 541 году, во время правления императора Юстиниана I. Крысы, переносчики болезни, на кораблях с зерном попали в Константинополь. Из столицы империи по морским торговым путям чума быстро распространилась по всем берегам Средиземного моря, включая Италию, Африку и Испанию. Через Альпы болезнь проникла в Галлию, оттуда в Германию, а затем, преодолев Ла-Манш, заявила о себе в Британии и в Ирландии. Столь же молниеносно она распространилась в восточном направлении, за несколько лет опустошив Сирию и Месопотамию. Апогея эпидемия достигла около 544 года, когда в Константинополе от неё умирало до 5000 человек в день.


Чума опустошала Европу более 200 лет, между 541 и примерно 767 годом, накатываясь 20 последовательными волнами с интервалом в 9–13 лет. Пути распространения болезни были главным образом связаны с морскими и сухопутными торговыми маршрутами, миграциями населения или военными походами. На Западе после нескольких первых волн экспансия заболевания по суше зафиксировалась внутри определённых границ — в отличие от Чёрной смерти в Европе в XIV веке. Фактически ареал распространения эпидемии в VI–VII веках ограничивался областью с высоким уровнем урбанизации и интенсивной торговли, то есть средиземноморской зоной побережья и примыкавших к ней таких транспортных артерий, как река По в Северной Италии или ось Рона–Сона в Южной Франции. На севере границей распространения чумы стали долина Луары и область Верхнего Рейна. Пока невозможно объяснить, почему пандемия прекратилась через два столетия после начала или как она исчезла из Европы. Депопуляция опустошённых болезнью областей или снижение вирулентности возбудителя являются вероятными, но всё же недостаточными объяснениями.

Чума и конец античности Древний Рим, Византия, Болезнь, История, Warspot ru, Длиннопост

Карта и филогенетическое дерево, показывающее недавно опубликованные (жёлтые) и ранее опубликованные (бирюзовые) чумные штаммы. Закрашенные области и точки на карте представляют собой исторически засвидетельствованные вспышки Юстиниановой пандемии.

shh.mpg.de


По самым осторожным оценкам, жертвами эпидемии стали до 100 млн человек по всему миру, а в Европе она погубила около 25 млн человек. Население крупнейших городов, в том числе Константинополя, Александрии, Карфагена и Антиохии, сократилось минимум вдвое. Сильнее всего были опустошены наиболее развитые в экономическом отношении прибрежные зоны, что в первую очередь связано с высоким уровнем урбанизации и концентрацией населения в крупных городах. Многие богатые и развитые в прошлом сельскохозяйственные районы также лишились значительной части своего населения и оказались в запустении. Таким образом, чума стала одной из главных причин упадка и гибели античной городской цивилизации, и без того уже сильно ослабленной войной и экономическими неурядицами предшествующего времени.


В 2014 году учёным удалось подтвердить, что возбудителем смертельной болезни являлась бактерия чумы (Yersinia pestis). Исследователи выделили её из останков жертв эпидемии, найденных при раскопках раннесредневекового кладбища в Ашхайме близ Мюнхена (Бавария). Та же бактерия являлась возбудителем эпидемии Чёрной смерти, выкосившей население континента в XIV веке. Обе бактерии имели азиатское происхождение, однако относились к разным штаммам. Судя по результатам анализа, разновидность бактерий, вызвавших Юстинианову чуму, исчезла или стала настолько редкой, что не идентифицируется в современных природных резервуарах заболевания — в отличие от штамма Чёрной смерти, потомки которого стали причиной вспышки Азиатской чумы на рубеже XIX и XX веков. Они до сих пор существуют в диких популяциях грызунов, которые являются естественными резервуарами заболевания.


Автор статьи Алексей Козленко

https://warspot.ru/16500-chuma-i-konets-antichnosti

сайт warspot.ru

(P.S. всем любителям истории Древнего Рима искренне рекомендую ознакомиться с  другими статьями автора на сайте )) это не реклама а совет всем любителям истории Рима- PapaSilver)

Показать полностью 3
91

Царь Ирод Великий

Царю Иудеи Ироду очень не повезло с исторической репутацией. Его жизнь являет собой пример необыкновенной удачи, вознёсшей человека к вершинам жизненного успеха. В жестокой борьбе он сокрушил своих конкурентов, добился царской власти, признания сильных мира сего и 34 года правил своим народом. Он покровительствовал интеллектуалам и философам, при нём были воздвигнуты великолепнейшие постройки. Величие Ирода признавали даже враги. Но сегодня его помнят лишь как жестокого тирана, приказавшего истребить младенцев в Вифлееме.


Происхождение и семья


Ирод происходил из Идумеи, библейского Эдома — обширной области, простиравшейся к югу от Мёртвого моря на территории нынешней пустыни Негев. Отцом Ирода был Антипатр, сын Антипы, управлявший Идумеей в годы нахождения у власти иудейского царя Александра Янная (103–76 годы до н.э.) и при его вдове Саломее Александре (76–67 годы до н.э.). Благодаря браку со знатной набатеянкой Кипрой он обзавёлся крепкими связями с могущественным набатейским царём Аретой III (87–62 годы до н.э.). У Антипатра и Кипры было четверо сыновей: Фазаель, Ирод, Иосиф и Ферор, а также дочь Саломея.


После смерти царицы Саломеи Александры в 67 году до н.э. царская власть в Иудее перешла к Гиркану II, старшему из двух её сыновей. Младший, честолюбивый Аристобул, поднял восстание против своего брата, сместил его и сам занял трон. Антипатр был одним из приближённых Гиркана и потому опасался со сменой правления потерять своё былое влияние при дворе. В 65 году до н.э. он уговорил набатейского царя Арету III вмешаться в конфликт между братьями.


В этот самый момент в Иудею из Сирии прибыл римский посланник Марк Эмилий Скавр, для которого междоусобная война в соседней стране стала превосходным поводом для вмешательства в её дела. От имени Гнея Помпея он потребовал от братьев прекратить военные действия и удалить из страны набатейскую армию. Аристобул сумел за 300 талантов подкупить Скавра. Однако в 64 году до н.э. в Иудею явился сам Помпей, на которого деньги и доводы иудея не возымели никакого действия. Аристобул повёл себя враждебно, и потому Помпей распорядился отправить его под арест, затем взял штурмом Иерусалим и оккупировал страну. Её правителем Помпей назначил Гиркана, у которого, правда, отобрали царский титул — ему пришлось довольствоваться властью первосвященника. При слабовольном Гиркане Антипатр стал всемогущим временщиком. Чтобы упрочить своё положение, он старался угождать Помпею и последующим римским наместникам Сирии.

Царь Ирод Великий Древний Рим, История, Ирод, Warspot ru, Длиннопост

Царь Ирод Великий


Высокое положение Антипатр использовал для продвижения интересов своей семьи. Его старший сын Фазаель в 47 году до н.э. стал начальником над Иерусалимом и его окрестностями, а Ирод получил должность наместника Галилеи. Это назначение для 27-летнего Ирода стало дебютом на политическом и военном поприще. В 43 году до н.э. врагам Антипатра удалось, наконец, с ним расправиться: на пиру некий Малих, его приближённый, отравил правителя Иудеи. Ирод сумел отомстить убийце, однако и ему, и его брату Фазаелю пришлось отчаянно бороться против врагов, пытавшихся отодвинуть их от власти.


Царский венец


В октябре 42 года до н.э. произошло сражение при Филиппах, в котором армия Кассия и Брута была разбита, а сами они покончили с собой. Победители-триумвиры разделили между собой дела и провинции. Цезарь Октавиан отправился в Италию, где он должен был наделить землями выходивших в отставку солдат легионов Цезаря. Марк Антоний отправился на Восток, чтобы взыскать деньги, необходимые для расплаты с солдатами, а также урегулировать запутанные отношения в провинциях и в зависимых от Рима царствах. Объезжая союзные общины, он повсюду налагал взыскания и штрафы, без всякого стыда торговал титулами и привилегиями. Ирод решил не дожидаться вызова и сам в 41 году до н.э. явился к Антонию. Щедрыми подарками, обхождением и лестью он сумел так очаровать триумвира, что, несмотря на выдвигавшиеся против него обвинения, без труда получил все прежние полномочия Антипатра и титул правителя-тетрарха для себя и брата.


Зимой 41–40 годов до н.э. в пределы римских владений вторглись парфяне. Царевич Пакор разбил войска сирийского наместника Луция Децидия Саксы, после чего Антиохия и другие города провинции открыли перед ним ворота. Захватить Ирода парфяне не сумели. Ему удалось скрыться, а затем нанести поражение преследовавшим его противникам. Набатейский царь Малих отказал ему в помощи, и тогда Ирод отправился к Антонию. Узнав по прибытии в Александрию, что тот направился в Рим, он также сел на корабль и последовал в Италию.


В Риме, заручившись поддержкой Антония, Ирод в торжественной обстановке получил из рук сената вожделенный царский титул. Зимой 38–37 годов до н.э. Антоний отправил на помощь Ироду своего легата Гая Сосия с двумя легионами пехоты и вспомогательными отрядами из Сирии. С этой армией, насчитывавшей около 30 000 воинов, Ирод вновь подступил к стенам Иерусалима. На сороковой день с начала осады ему удалось с севера прорваться в город, а спустя ещё 15 дней — захватить оставшуюся часть города и Храмовую гору. Римские солдаты устроили в Иерусалиме страшную резню, которую Ироду удалось остановить лишь ценой богатых подарков.


Одержав победу, Ирод щедро вознаградил сторонников и жестоко расправился с противниками. Он казнил 45 из 70 членов синедриона, заменив их собственными креатурами. Имущество казнённых пополнило царскую казну. Чтобы заручиться поддержкой сторонников прежней династии, Ирод вступил в брак с Мариаммой, дочерью Александра и внучкой царей Аристобула и Гиркана.

Царь Ирод Великий Древний Рим, История, Ирод, Warspot ru, Длиннопост

Семейное древо Ирода и последних Хасмонеев


Верность — лучшее из достоинств


2 сентября 31 года до н.э. флот Антония был разбит в сражении у мыса Акций. Неделю спустя перед Октавианом сложила оружие и его армия. Летом 30 года до н.э. войска Октавиана с двух сторон вторглись в Египет. Антоний покончил с собой, вскоре за ним последовала Клеопатра. Это стало сильным ударом для Ирода, который из-за тесной дружбы с Антонием имел все основания опасаться за собственную жизнь. Весной 30 года до н.э. он прибыл на Родос, где в то время находился Октавиан со своей свитой. Ирод предстал перед ним как частное лицо, сняв в знак смирения диадему. Он произнёс речь в свою защиту, в которой утверждал, что его преданность Антонию объясняется неизменной верностью и благодарностью тому, кого он считал своим благодетелем.


Его доводы убедили Октавиана в необходимости иметь такого союзника на своей стороне. Он вновь возложил царскую диадему на голову Ирода, и тот с большим почётом отправился домой. Летом того же года Ирод радушно принимал Октавиана в Птолемаиде на пути в Египет, где преподнёс ему в подарок 800 талантов и снабдил его армию продовольствием и водой.


Безопасность владений Ирода обеспечивала сильная армия, насчитывавшая примерно 10 000 воинов и полностью состоявшая из наёмников. Многие солдаты происходили из Идумеи и потому были по-родственному преданы Ироду, а также из Самарии и Малой Азии. Встречались среди них выходцы из отдалённых земель, в том числе галаты и фракийцы. Командирами являлись преимущественно римляне и греки. Вдоль юго-восточных границ своих владений Ирод воздвиг цепь крепостей и военных поселений, где обычно получали землю вышедшие в отставку ветераны.


Возвеличить своё имя


Ирод был поклонником космополитической средиземноморской культуры. Многие из царского окружения были греками по происхождению или получили греческое образование. К ним относился, например, Николай из Дамаска — знаменитый историк, наставник Ирода, впоследствии царский секретарь и доверенный советник. Эти люди смешались с прежней знатью и образовали новый владельческий класс так называемых иродиан. Подобно другим правителям эпохи Ирод привлекал к своему двору знаменитых инженеров и художников. Чтобы возвеличить своё имя, он развернул широкомасштабное строительство в самой Иудее и за её пределами. В Иерусалиме около 25 года до н.э. он возвёл новый укреплённый царский дворец, а также окружил город мощными стенами с башнями. Внутри города была воздвигнута цитадель Антония. В пригороде был построен амфитеатр для проведения скачек и гимнастических состязаний.


Важнейшим из всех проектов Ирода стала реконструкция Иерусалимского храма, которая началась в 22 году до н.э. и продолжалось девять лет. За это время благодаря строительству двух мощных подпорных стен площадь Храмовой горы значительно расширилась, составив 144 000 м², а её периметр достигал 1550 м. Сохранившаяся до наших дней Стена Плача в западной части постройки — это остатки одной из подпорных стен. Для их строительства использовались обтёсанные камни весом до 100 т. Вершину горы строители выровняли, снеся высокие участки и надстроив низкие. На получившейся плоской платформе за полтора года выросло новое здание Храма. Строительные работы в окружавших его дворах, крытых галереях и переходах продолжались ещё много лет. Храм превратился в красивейшее архитектурное сооружение, неизменно поражавшее современников своим великолепием. В полном объёме строительные работы закончились только при ближайших преемниках Ирода. Храм просуществовал до 70 года н.э., когда в ходе Иудейского восстания римляне разрушили его и сожгли.

Царь Ирод Великий Древний Рим, История, Ирод, Warspot ru, Длиннопост

Построенная Иродом Кесария стала главной гаванью Иудеи. Современная реконструкция.

jeanclaudegolvin.com


Итоги правления


Внешний блеск, сопровождавший правление Ирода, не мог скрыть серьёзных проблем, копившихся за его фасадом. Власть Ирода держалась на принуждении, жестоком терроре и репрессиях против недовольных. После 34 лет правления в глазах большинства иудеев он по-прежнему оставался выскочкой, узурпатором, захватившим власть силой и уничтожившим последних представителей законной династии Хасмонеев. Не удивительно, что в последние годы царствования в иудейском обществе распространились ожидания пришествия законного царя, спасителя, о чём рассказывали авторы евангельских текстов. Монументальные постройки Ирода, блестящие приёмы, которые он давал в честь своих покровителей, и раздаваемые им щедрые подарки оплачивались путём безжалостной эксплуатации иудейского крестьянства. Чтобы рассчитаться со сборщиками налогов, беднякам приходилось влезать в долги, а затем спасаться бегством в пустыню или подаваться в разбойники.


Пропагандистские усилия Ирода принесли ему мало пользы: основная масса населения так и не приняла ценности эллинизма. Золотой орёл, прикреплённый по распоряжению Ирода над зданием Храма, его подданные считали символом двойного угнетения. Чужеземцы из-за моря держали в рабстве народ Израиля, а пришедший с их помощью к власти узурпатор попирал законы страны.

Общие итоги правления Ирода оказались разрушительными во всех смыслах. В последние годы мнительность царя превратилась в настоящую манию. Он начал подозревать в заговорах своё ближайшее окружение. Эти опасения искусно раздували родственники Ирода, в том числе его сын от первого брака Антипатр, сестра Саломея и брат Ферор. В 7 году до н.э. жертвой навета стали сыновья Ирода от Мариаммы Александр и Аристобул: по обвинению в покушении на жизнь отца они предстали перед судом и были приговорены к смерти.


Ужас последних лет правления Ирода воплощён в евангельской легенде об истреблении вифлеемских младенцев. Царь якобы таким образом пытался помешать рождению Иисуса — будущего Царя Иудейского и Спасителя рода людского. Благодаря бегству родителей в Египет Иисус уцелел, чего нельзя сказать о других детях. Византийская традиция называет цифру 14 000 погибших младенцев, а сирийская — даже 64 000, однако в Вифлееме едва ли насчитывалось более двух десятков мальчиков в возрасте до двух лет. Поздний автор Макробий соединил известное ему предание об избиении вифлеемских младенцев с реальной драмой в семье Ирода: по словам писателя, один из умерщвлённых младенцев был царским сыном.


Ирод умер спустя пять дней поле казни Антипатра. Его наследником стал Архелай, старший сын правителя, который устроил отцу пышные похороны. Иосиф Флавий писал, что тело царя, покрытое пурпурным покрывалом, покоилось на золотом ложе, голову украшала диадема, рука держала скипетр. В почётной процессии перед телом царя шли облачённые в доспехи солдаты, родственники и слуги. Похоронили его в Иродионе. В дни Иудейского восстания могила Ирода была осквернена, мраморный саркофаг разбит, а останки разорваны на части. Со временем само место погребения исчезло из памяти людей, и лишь в 2007 году его обнаружили израильские археологи.


Автор статьи Алексей Козленко

https://warspot.ru/16213-tsar-so-skvernoy-slavoy

Показать полностью 3
98

Как Помпей победил пиратов.

Римляне называли Средиземное море mare nostrum — «наше море». Они доказали своё право на это название в морских битвах с карфагенянами, греками и другими противниками. Однако неожиданно для них самих вызов морскому господству Рима бросили киликийские морские разбойники. Римляне долгое время не считали их серьёзным противником, но в конечном счёте пираты заставили их горько пожалеть об этой ошибке.


Пиратство в Средиземноморье появилось с началом мореплавания и морской торговли. Вплоть до возникновения системы международного права различие между торговцем, пиратом и воином оставалось чисто номинальным. Как только представлялась удобная возможность поправить свои дела, торговец не брезговал морским разбоем и похищением людей.Корни этого явления крылись в примитивности социально-экономического уклада жизни и в избытке беспокойного населения. Некоторые государства покровительствовали пиратам, чтобы с их помощью заполучить превосходство над своими противниками.

Как Помпей победил пиратов. Древний Рим, Гней Помпей, Warspot ru, Античность, История, Длиннопост

Восточное Средиземноморье с его развитыми морскими торговыми путями издавна было ареалом развития пиратства.


Могущество пиратов особенно возросло после Первой Митридатовой войны (88–85 годы до н.э.). Понтийский царь Митридат VI Евпатор бросил вызов господству Рима на Востоке и заключил союз с пиратами. В его флоте, насчитывавшем 400 трирем и множество лёгких судов, быстрые миопароны пиратов играли весьма важную роль. В немалой степени благодаря их поддержке понтийский флот властвовал в Эгейском море и у побережья Малой Азии. Когда война была проиграна и царь заключил Дарданский мир с Римом, команды этих кораблей оказались без работы и начали грабить без разбора море и сушу.


Римляне чувствовали свою ответственность за происходящее и старались по возможности ограничить творившееся беззаконие. Ещё в 102–101 годах до н.э. они отправили в Киликию претора Марка Антония, который вёл здесь военные действия на суше и на море. В 78 году до н.э. против пиратов выступил консул Публий Сервилий Ватия, имевший под своим началом четыре или пять легионов, а также большой флот. На первом этапе, в 77–76 годах до н.э., Сервилию пришлось сражаться на море против пиратского предводителя Исидора в треугольнике между мысом Малея в Греции, восточным окончанием Крита и Ликией. Одержав победу, римляне высадились на сушу и осадили на горе Олимп в Ликии другого знаменитого предводителя — Зеникета. Когда у защитников крепости закончилось продовольствие, Зеникет сжёг заживо себя и свою семью, а также собранные богатства.

Как Помпей победил пиратов. Древний Рим, Гней Помпей, Warspot ru, Античность, История, Длиннопост

Экспедиция Марка Антония против киликийских пиратов в 102–101 годах до н.э.


Несмотря на все декларированные римскими военачальниками победы, количество пиратов, казалось, только множилось. Если раньше пираты держались восточных вод, то теперь их корабли стали появляться у берегов Италии. Они высаживались на берег в Кротоне, Брундизии, Мизене и Кайете, в портах Этрурии и, наконец, в самой Остии. Здесь пираты частично сожгли, частично пленили приготовленный против них флот, а командовавший им консул вынужден был, стоя на берегу, наблюдать за пожаром, бессильный что-либо предпринять.


Провинциальные флоты, на которые возлагалась задача борьбы с пиратами, пребывали в это время в жалком состоянии. Цицерон нарисовал удручающую картину наместничества Гая Верреса на Сицилии. Голодающие гребцы и воины, не получавшие жалования, толпами убегали в горы и занимались там грабежами. Корабли выходили в море с наполовину укомплектованными командами.


В начале 67 года до н.э. под давлением голодающего простонародья сенат облёк чрезвычайными полномочиями Гнея Помпея. В его полную власть переходили море, острова и береговая полоса до 50 миль (80,5 км) в глубину. В любом месте в случае нужды он мог потребовать войска, деньги или корабли. Для военных действий ему разрешалось набрать до 120 000 пехотинцев и 4 000 всадников, снарядить 270 кораблей. На нужды компании он получил 6 000 талантов. Наконец, он мог взять себе в помощники сначала 15, затем 25 военачальников-легатов сенаторского звания. Эти полномочия были беспрецедентными по своему объёму и хорошо показывали степень опасности, в которой пребывала республика.

Как Помпей победил пиратов. Древний Рим, Гней Помпей, Warspot ru, Античность, История, Длиннопост

Реконструкция лёгкой гребной ладьи, сделанная на основе находки корабля у берега Пизы, Италия.


Помпей прекрасно понимал, что не количество войск и денег и не титулы его офицеров решат исход сражения. У пиратов, к слову сказать, и людей, и денег было куда больше. Ему был нужен план операции, и Помпей сумел выбрать наилучший его вариант. Он начал с того, что разделил море на 13 округов, поручив каждый одному из подчинённых ему военачальников, чтобы снаряжать там корабли и вооружать отряды. Обговорив с командирами детали операции, Помпей скрытно расставил флоты по своим местам и в условленный день и час начал общее наступление на главные пиратские базы. Сам Помпей вышел в море с лучшей частью имевшихся у него военных судов и очистил от разбойников сицилийские, африканские и сардинские воды, чтобы прежде всего сделать возможным подвоз хлеба из этих провинций в Италию. Очищением испанского и галльского побережий занимались его подчинённые.


Густой римский гребень вычёсывал пиратов из укромных мест, где они пытались найти спасение. Бежать им было некуда. Эскадра Плотия Вара наглухо отрезала западную половину Средиземноморья от восточной, а Теренций Варрон, захвативший Керкиру, лишил их возможности укрыться в лабиринте островов и шхер Адриатики. Всего за сорок дней с пиратством в западных водах было покончено, и Помпей смог приступить к самой сложной части операции. Осведомлённые о судьбе своих западных собратьев, пираты не стали скрываться, а, поместив своих жён и детей в неприступные замки в горах, ожидали его приближения у берегов Киликии. Решающее сражение произошло у крепости Коракесий (Аланья) и завершилось полной победой римлян. После этого Помпей высадился на сушу и одну за другой начал разрушать твердыни разбойников. Сложившим оружие предлагались самые мягкие условия капитуляции. Вскоре большинство пиратов отказалось от продолжения безнадёжной борьбы и поспешило сложить оружие.


Летом 67 года до н.э., всего через три месяца после начала операции, война успешно завершилась. Было уничтожено 1 300 пиратских кораблей, захвачено около 400 кораблей и лёгких лодок, в том числе 90 настоящих военных. Были разрушены все разбойничьи укрепления, опустошены арсеналы и сожжены верфи. Добыча превзошла самые радужные ожидания. Свободу получило множество захваченных пиратами людей. 10 000 разбойников нашли свою гибель при проведении операции, ещё 20 000 попали в плен.


Эксперимент Помпея явно удался. Примерно полтора десятилетия спустя мореходы, по словам Страбона, перемещались в полной безопасности. Торговля и все обычные контакты потекли нормальным образом, и вместо прежнего голода в Риме царило изобилие.Пираты, время от времени дававшие о себе знать, более не представляли собой серьёзной силы. Бороться с ними были призваны учреждённые Августом Мизенская и Равеннская военные эскадры в Италии и ряд провинциальных эскадр в других частях Средиземноморья.


Автор Алексей Козленко

https://warspot.ru/13854-rim-i-kilikiyskie-piraty

(с.) Warspot

Показать полностью 2
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: