День Мёртвых

День Мёртвых Археология, Мифология, Ацтеки, Мезоамерика, День мертвых, Праздники, Мексика, Видео, YouTube, Вертикальное видео, Длиннопост

Наверное, не для кого не новость, что в Мексике каждый год 1 и 2 ноября проводится Día de Muertos, День Мёртвых. Принято думать, что этот праздник берёт своё начало ещё с доиспанских времён, хотя «Дня Мёртвых» у ацтеков и других мезоамериканских цивилизаций в современном виде, конечно, не было.

В гражданском календаре ацтеков шиупоуáлли (xiuhpohualli) было две веинтены («месяца» из 20 дней), когда чествовали умерших. Далее будут некоторые непроизносимые названия, но я уверен, мы справимся 😊

🌷В месяц Тлашочимáко (Tlaxochimaco, «подношение цветов» — 9-я веинтена из 18) проходил Миккаилуитонтли (Miccailhuitontli, как Михаил Луи Тонтли — «маленький праздник мёртвых»). Ритуалы были связаны с Тескатлипокой, Уицилопочтли и Миктлантекутли. Главной составляющей торжеств были цветы.

За два дня до начала месяца люди принимались усиленно искать всевозможные цветы для украшения храмов живыми гирляндами. Всю ночь накануне праздника готовили еду: тортильи, мясо индейки и собаки. Поутру подношения цветов делали сначала Уицилопочтли, а затем остальным богам. Последующая трапеза переходила в танцы с полудня и до захода солнца. Не обходилось и без принесения в жертву детей и человека, олицетворяющего Миктлантекутли.

🌽В месяц Шóкотль Уэтци (xócotl huetzi, «падение плодов/шокотля») проводился Уэй Миккаиуитль (Huey Miccaílhuitl, или эй! Михаил Уитль — «большой праздник мёртвых»). Богами-покровителями этого месяца были Шиутекутли, Якатекутли и Миктлантекутли. В это время происходил переход в сухое время года, и божества леса, воды и жизни «срубались», уступая дорогу божествам огня и тепла.

Ещё во время Тлашочимако в город приносили огроменный ствол дерева, называемый шóкотль (xocotl, «фрукт»). С него обрубали все ветки, но оставляли нетронутыми побеги наверху кроны. Этот ствол устанавливали перед Темпло Майор. Празднества начинались с трёхдневного поста в честь усопших. На четвёртый день люди, встав лицом на север, звали своих умерших. Семьи ставили алтари с подношениями в память о них (так делают и сегодня). В предпоследний день веинтены на вершину ствола-шокотля устанавливали фигурку Шиутекутли, сделанную из теста тцоалли (tzoalli, «амарантовая сладость»). Оно готовилось из амарантовой муки и мёда из агавы.

🔥🔪❤️

В последний день пленников, изображающих мимишкоазвёзды севера») приносили в жертву: бросали в костёр, а потом доставали еле живых, чтобы жрецы извлекли их сердца. И снова танцы. В завершение фестиваля люди подходили к шокотлю у Темпло Майор и пытались забраться на него по заранее подготовленным верёвкам. Первый достигший вершины скидывал тцоалли на землю, а люди внизу боролись за его кусочки. Потом дерево валили — то самое падение шокотля. Ритуал со стволом явно связан с «Танцем воладорес» — его и сегодня можно встретить в некоторых местных общинах:

В современной Мексике празднование Дня Мёртвых в разных штатах, городах и общинах может различаться. Но главный принцип всегда один:

семьи собираются вместе, чтобы приветствовать своих близких, которые возвращаются из потустороннего мира.

Лига историков

15.5K постов52.1K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения