Деконструкция стереотипов об укрупнении бизнеса
Типичный популяризатор экономики капитализма охотно расскажет вам, как это (якобы) работает:
Сначала происходит первоначальное накопление капитала (персоны, приближенные к власти, грабят фермеров и ремесленников). Так получаются капиталисты с одной стороны – и толпа наемных трудящихся с другой стороны.
Затем между капиталистами начинается конкуренция. Проигравшие сходят с трассы, а выигравшие еще сильнее укрупняют капитал.
Сильно укрупненный капитал инвестируется в большие эффективные машины, что повышает эффективность производства.
Так все общество становится богаче, вот почему укрупнение бизнеса – это хорошо!
Можно спорить с корректностью пунктов этого стереотипного рассказа, но проще будет спросить: а дальше что? Ведь изложенная популяризатором игра «крысы в ведре» предполагает, что в финале останется один крысиный король, сожравший всех. Причем способы, как именно жрать своих соседей по ведру – ничем не ограничены (антимонопольные законы – тоже часть игры, и применяются одними игроками, чтобы рвать и жрать других).
Хорошая история про эффективность производства к этому моменту уже закончилась, уступив место плохой игре в административный ресурс государств (которые тоже часть игры).
Аналитики прямо говорят: система сломана, капитализм больше не работает. Финансовые компании доят госбюджет (вгоняя государство в долги), а компании Big Tech создают вокруг себя зону поражения (блокируя выходы из длинной депрессии), причем все они связаны в большой конгломерат вроде партийно-государственной номенклатуры (при советском социализме)
И чем это укрупнение отличается от короткой версии, в которой Ленин с командой приплывает на крейсере «Аврора» к парламенту, дает залп из башенных орудий и заявляет «тут все наше»?
Может, укрупнение бизнеса – это не всегда хорошо?
Больше интересного - Пожиратели мифов
