"Дед, за что тебя сюда сослали?.."

27 января 1944 года была полностью снята блокада Ленинграда во время Великой Отечественной Войны. Но, как оказывается, для нас эта война еще не окончена.


Совсем недавно я побывала на встрече школьников Троицкой средней школы Спасского района с жителями и защитниками блокадного Ленинграда. Летела как на крыльях, ведь их осталось немного: каждый год уносит свидетелей тех трагических для нашей Родины событий. Но эта встреча закончилась для меня совершенно неожиданными впечатлениями и мыслями…


«Когда началась война, мне было 14 лет», - рассказывал 89-летний человек.


Дети в классе сельской школы стихли. Было в человеке что-то, что заставляло его слушать, не шелохнувшись, хотя он совсем не напрягал свой моложавый и четкий голос.


«Я закончил 7 классов и мечтал учиться в лесохозяйственном техникуме. Как только началась война, к нам в село, расположенное под Ленинградом, прискакал военком на лошади. За три дня в селе забрали всех мужчин. Самыми старшими, кроме стариков, остались ребята, которые закончили 8-9 классы. Вся хозяйственная работа, которую выполняли наши отцы и старшие братья, легла на наши плечи.


Уже в конце июня по решению облисполкома стали создаваться отряды по укреплению подступов к Ленинграду. Мы с моими товарищами оказались там. С нами работали все женщины, у которых не было младенцев.


Наш отряд строил аэродром на бывшем ржаном поле около села Порог. На поле трудились короткими полусветлыми ночами. Днем работать нам не давали немецкие самолеты.


Враг быстро приближался к Северной столице. Местность, где я жил, оказалась в прифронтовой полосе, и все подростки были направлены на военно-учебные курсы. И девушки, и ребята. Я учился минерно-подрывному делу. Девушки осваивали санитарное и связное дело.


О школе мы уже и не думали: там разместился военный госпиталь. Когда мы вернулись с курсов, одно крыло этого «госпиталя» уже разбомбили немцы: по чьей-то команде рядом с бывшей школой разместили зенитную батарею, которая и стала мишенью фашистов.


Осенью 1941 года, сразу после курсов нас отправили в только что отбитый у немцев город Тихвин. Нашей задачей было разминировать дороги, минные поля и населенные пункты, расположенные вдоль реки Волхов. Этим мы занимались всю зиму 41-42-х годов (от себя я добавлю, что этой зимой под Ленинградом стояли сорокаградусные морозы).


Мы работали без перчаток. Работа минера – тонкая работа. Как известно, ошибиться минер может лишь один раз…»


Нынешний полковник в отставке Анатолий Александрович Иванов не ошибся ни разу. Перед каждым выходом на задание ребят информировали о том, что происходит в блокадном Ленинграде: там сотнями тысяч умирали люди.


Перед тем, как кольцо блокады замкнулось, немцы разбомбили продуктовые склады, где хранился 5-тилетний запас продовольствия. Новый завезти не успели. Люди, лишенные еще и тепла, света и воды, как могли обороняли и защищали город. Даже малые дети помогали взрослым. Никто из них в начале не верил, что блокада – это надолго. Все верили в скорую победу и умирали, веря в нее.


В действующую армию Толя сбежал, не сумев дождаться призывного возраста. Его сердце жгла мысль о людях, которые онемевшими руками держат оборону горда и не сдаются врагу.


-А что ты умеешь? – спросил подростка командир части, в которую он добрался.


- Я умею стрелять, владею минерным и подрывным делом.

Командир молчал, нахмурясь.


-Я еще на гармошке играю, совсем упав духом, добавил Анатолий.


-Ну, если на гармошке, то это другое дело! Берем!

Тридцать два года Анатолий Александрович отдал армии Советского Союза.


- А если теперь что случиться, то я опять – готов, просто закончил свое выступление перед потрясенными школьниками полковник Иванов.


И наступила тишина. Девочка, которая должна была вручить ветерану цветы, забыла, что ей нужно делать.


«Скорее, скорее, нужно записать телефон, адрес», - думала я, пробираясь к нему после школьной встречи.


- Нет, дома я принять вас не могу. Там плохо.


Ну, конечно, я в тот же день прорвалась домой к полковнику Иванову. И познакомилась с его женой, с которой Анатолий Александрович прожил в законном браке 62 года. Это ради нее этот сразу постаревший после захода в свой дом человек пишет письма властям. Ради нее хочет понять: неужели нет возможности им с женой получить жилье, в котором Тамара Серафимовна могла бы передвигаться…


Бывшее общежитие. Комнаты-малосемейки, которые сдаются гастробайтерам….В одной из таких комнат живут они – два ветерана войны. Женщина – инвалид, которая сама уже не ходит, а коляску просто негде разместить…


Ответ администрации города Рязани: «Рассмотрев ваше обращение по вопросу обеспечения жильем… В предоставлении указанной меры Вам было отказано в связи с отсутствием оснований для признания Вас нуждающимся в улучшении жилищных условий: на каждого члена Вашей семьи приходится по 15,0 кв.м общей площади (30,0 кв.м:2), что превышает учетную норму площади жилого помещения, установленную в городе Рязани…»


Такое письмо ветеранами было получено вечером 31 декабря 2016 года – подарок к новогоднему торжеству. Дальше ветерану написали, что он имеет право на дополнительную меру социальной поддержки – оказанию единовременной материальной помощи, предназначенной на ремонт жилого помещения. И было сообщено, что от этой меры поддержки «Вы отказались».


«Дед, за что тебя сюда сослали-то?», - спрашивают вечно меняющиеся жильцы малосемейки полковника Иванова каждый год 9 мая, когда он надевает свой мундир, тяжелый от орденов, один из которых ему не так давно вручил президент Медведев.


От председателя организации «Жители блокадного Ленинграда» я узнала, что 27 января – в день снятия блокады Ленинграда - Анатолию Александровичу вручат благодарность Губернатора Рязанской области.


Плутая по бывшей общаге в поисках выхода, натыкаясь на доски, снятые двери, не попав в постоянно перегруженный лифт, я поняла, что русские люди выигрывали войны вопреки всему, а не благодаря…


Юлия Долматович

источник: http://portal-logos.ru/index.php/deti-i-vospitanie/chelovek-...

"Дед, за что тебя сюда сослали?.." Ветераны, Рязань, Старики, Блокадники, Длиннопост