Дед, мы помним

Мой дед - Иероним Казимирович Стельмак - прошел три войны, Гражданскую, Финскую и Великую Отечественную, прожил трудную, но очень достойную жизнь.


На Гражданскую он ушел в в 1918 г., в возрасте 17 лет, когда через их хутор на границе Латвии и Белоруссии проходили красноармейцы, прельстила революционная романтика; сначала по молодости лет ухаживал за лошадьми, потом освоил саперное дело. После окончания войны служил в РККА до 1925 г., вступил в ВКП(б), затем демобилизовался и приехал в Ленинград. Женился по большой любви, работал, растил двух дочек.


Но в 1939 г. по ложному доносу, обвинив в антисоветской пропаганде (а дед, будучи человеком с обостренным чувством справедливости, задавал слишком много вопросов по увеличению норм выработки при сохранении прежней оплаты труда), его исключили из партии. Спасаясь от ареста он ушел добровольцем на Финскую войну. Служил сапером, после окончания войны его отправили на присоединение Бессарабии. Дед вспоминал, как его поразила жуткая бедность, царившая там, и то, что крестьяне без конца норовили хлопнуться на колени и поцеловать руку новым "господам". Для красноармейцев это было абсолютной дикостью.

Заболев малярией, он был комиссован по болезни и в мае 1941 г. вернулся в Ленинград. А мирной жизни всей стране оставалось около двух месяцев...


8 июля 1941 г. деда снова призвали и отправили служить в инженерно-саперный батальон старшиной роты. С батальоном он прошел длинный путь по дорогам войны - сначала отступали до Москвы, затем медленно, но верно стали освобождать родную землю. Участвовал в боях за Псков и Новгород, Старую Руссу (в которой, кстати, его семья встретила войну, т.к. они несколько лет подряд ездили туда отдыхать). Затем его батальон был придан Прибалтийскому фронту, и войну дед закончил в латышском Даугавпилсе. Дед всегда с болью вспоминал, что с наступающими частями они прошли буквально в нескольких километрах от его родного хутора, но отлучиться ему туда было не суждено, наступление шло очень быстро.


Наград у деда немного, он воевал не ради подвигов и славы, а просто выполнял свой долг и честно и достойно делал трудную военную работу. Он награжден медалями "За оборону Москвы", "За отвагу", "За боевые заслуги", орденами "Красной звезды" и "Великой Отечественной войны".


Дед очень не любил рассказывать о войне, всегда отмахивался, живете мирно и слава богу, воевал - так и все воевали, ничего особенного... Все сведения о том, за что он получил награды, мы нашли на замечательном сайте "Память народа". Знаете, это особое чувство, когда читаешь представления к наградам, написанные аккуратным каллиграфическим почерком, и узнаешь, что твой скромный дед наводил переправы под ураганным минометным и артиллерийским огнем, в одном из боев лично обезвредил сорок мин различного устройства, всегда заботился о бойцах своей роты, следил, чтобы они были обеспечены горячей пищей, всем необходимым для ведения боевых действий, большое внимание уделял обучению бойцов, в том числе и искусству маскировки, что позволяло свести боевые потери к минимуму. Известно, что сапер ошибается один раз, но у деда был сильный ангел-хранитель, все войны он прошел без единого ранения, лишь на Великой Отечественной получил сильную контузию, последствия которой мучили его всю жизнь и в конечном итоге привели к слепоте.


Каким я его помню? Очень сдержанным и немногословным, скупым на внешнее проявление эмоций, но невероятно добрым и отзывчивым. У него было хорошее чувство юмора, в молодости замечательно пел (правда, я этого уже не застала), его прибаутки до сих пор живы в нашей памяти. Если что-то делается не так, мы до сих пор называем это "артель "Напрасный труд", еще он любил приговаривать "сыт, пьян и нос в табаке", при том, что никогда не курил,  табачный паек на фронте обменивал на сахар и высылал его дочкам и жене, а из выпивки позволял себе пару рюмок за праздничным столом... Дед никогда не сквернословил, самое страшное ругательство было "японский городовой")


Дед был настоящим тружеником, он и к войне относился как к работе, опасной, тяжелой, но которую необходимо выполнить. Мне кажется, что М.Кульчицкий написал свои стихи, в том числе, и про моего деда:

Война совсем не фейерверк,

А просто трудная работа,

Когда, черна от пота, вверх

Ползет по пахоте пехота.


Не стало моего замечательного деда в 1986 г., правнуков он, к сожалению, не застал, но память о нем бережно хранится в нашей семье.


Всех с замечательным праздником - Днем Победы, вечная память погибшим и земной поклон труженикам войны!