56

Crew Dragon и его место в истории пилотируемой космонавтики

В последнее время можно слышать много разных мнений про первый пилотируемый запуск космического корабля Crew Dragon. Это яркие и противоречивые мнения, обмен которыми часто скатывается в споры и скандалы. Если прислушаться к этим спорам, то становится заметно, что обе стороны говорят об одном и том же - о "частниках в космосе" (негосударственной пилотируемой космонавтике). Для одних "частник" это великое достижение изменяющее весь мир, в то время как для других - организационная и техническая деградация.


Как это ни странно прозвучит, но обе стороны одновременно и правы и не правы. Чтобы это понять придётся вернуться к самому началу.

Crew Dragon и его место в истории пилотируемой космонавтики Космос, История, Длиннопост

Первоначальный отбор в космонавты был очень жёсткий. Это были военные подготовленные физически, технически и психологически. У них было лишь две задачи: выполнить полётное задание и выжить. Вся подготовка космонавтов, вся космическая техника и вся организационная часть были направлены именно на решение этих задач.


Знание конструкции корабля, понимание происходящих физических процессов, умение считать показания приборов, и всё это в условиях, перегрузок, перегрева, замерзания и полной в случае отказа оборудования. Именно поэтому, все ресурсы вкладывались в функциональность и надёжность, а внешний вид был далеко не на первом месте. Ведь красота это хорошо, но надёжная система схода с орбиты - лучше.


Конечно же, вопросы физического и психологического комфорта так же учитывались, но исключительно как способ повышения эффективности. В конце концов, космонавты отправляются на орбиту для того чтобы работать, а не прохлаждаться.


Именно поэтому то космические корабли и выглядят внутри как технические помещения - суровые, функциональные и без излишеств.

Crew Dragon и его место в истории пилотируемой космонавтики Космос, История, Длиннопост

Очень быстро пилотируемая космонавтика перестала быть сугубо военной профессией и в 1964 году на орбиту отправляется Константин Феоктистов, считающийся первым гражданским (невоенным) человеком в космосе. Полёты становятся длительными, космонавты начинают обживаться на орбите и обрастать скарбом.


Однако, по прежнему это остаётся отраслью в которой государственные служащие, на государственном оборудовании, за государственные деньги, решают задачи поставленные им государством. И другим следствие такой ситуации является ответственности за судьбу космонавтов. Специалист отправляемый Государством в опасную командировку должен знать, что Государство сделает всё возможное что бы не дать ему умереть. При этом, спать специалист будет стоя, вверх ногами, в пакетике пристёгнутом к стенке и в помещении с гудящими шкафами набитыми электрооборудованием.


Эта ситуация всех устраивала и продолжалась пару десятилетий, однако, со временем ушла романтика и пришёл опыт. Оказалось, что это просто работа и она не такая тяжёлая и рискованная как казалось 12 апреля 1961 года.


Подобно другим отраслям, пилотируемая космонавтика проходила путь от жёсткости и профессионализма - к коммерции и массовости.


Вообще, по моему опыту изучения истории техники, для больших изменений нужно как минимум 15 лет - накопление опыта, улучшение технологий, изменение психологии и т.п. Если я вижу как кто-то совершает "исторический шаг", то я отматываю на 15 лет в прошлое и начинаю искать того кто начал поднимать ногу для этого шага. Этот процесс может занимать сильно больше 15 лет, если в нём происходит мало событий, но врядли он уложится в меньший срок. Поэтому, дальнейший рассказ будет базироваться на идее об этих самых "минимум 15 лет".

Crew Dragon и его место в истории пилотируемой космонавтики Космос, История, Длиннопост

Наступление нового этапа должно было быть ознаменовано полётом корабля "Челленджер" в 1986 году, в состав экипажа которого входила Криста Маколифф. Криста была простой учительницей не являвшейся специалистом с профессией "космонавт". По популярной версии, она считается первым известным непрофессиональным космонавтом, но именно "считается" и "известным".


Если мы откроем штатовские источники того времени, то наверняка найдём там людей которые пытались отправить (или слетать самим) в космос совсем уж "гражданских" - не просто "невоенных космонавтов", а именно "совсем некосмонавтов". Это должно было быть очень сложное решение - отправить совсем-совсем-непрофессионала в эту опасную командировку и оно было принято.


Не смотря на трагичный исход полёта STS-51-L, старт космического корабля со не_космонавтом на борту показал, что в пилотируемой космонавтике накопилось достаточно изменений и такие полёты возможны. Многим кажется, что такие события "изменяют мир", но на самом деле они именно отражают факт произошедших изменений.


Однако, не смотря на непрофессиональный статус Кристы Маколифф это по прежнему были государственные деньги, государственное оборудование и государственное решение.

Crew Dragon и его место в истории пилотируемой космонавтики Космос, История, Длиннопост

Дальнейшими проявлениями изменений стали японский журналист Акияма Тоёхиро, слетавший в космос на "Союзе" в декабре 1990, британская химик-технолог Хелен Шарман, слетавшая на "Союзе" в мае 1991.

Crew Dragon и его место в истории пилотируемой космонавтики Космос, История, Длиннопост

В этих полётах проявились не только изменения в пилотируемой космонавтике, но изменения в СССР. Это было время когда Советский Союз рывком втягивали в рыночную экономику и попутно втянули туда же мировую пилотируемую космонавтику. И Акияма Тоёхиро и Хелен Шарман летали за частные деньги. Японец таким образом участвовал в торжествах по случаю юбилея его телекомпании. С британской же ситуация менее очевидная. Не удивлюсь если окажется, что в СССР решили что раз уж минимальный экипаж составляют 2 человека, то третье кресло можно использовать как пассажирское и зарабатывать деньги.


И не смотря на то, что эти полёты не вылились в программу постоянных коммерческих полётов, они продемонстрировали ещё один аспект - в восприятии людей пилотируемая космонавтика продолжает оставаться Государственным делом.


28 марта 1989 года в новостях появляется информация о том, что Главкосмос СССР подписал с японской телекомпанией TBS "неправительственное коммерческое соглашение", а через 2 дня (30 марта 1989) в газетах "Правда" и "Комсомольская правда" выходят статьи в которых выражается нескрываемое недовольство. В опубликованной в "Комсомольской правде" статье Ярослава Голованова есть прямое недовольством "неправительственным" статусом соглашения с японцами:

"В телеинформации договор с японцами назван неправительственным. А почему столь важный вопрос, затрагивающий национальное достоинство и честь страны, решается без правительства?"


Понятно, что неправительственность тут условная, потому что в то время, такое соглашение нельзя было осуществить без участия правительства СССР, но именно благодаря этой формальной неправительственности мы можем видеть реакцию современников на данное событие.


В той же статье Голованов много рассказывает о попытках отправить журналистов в космос, начиная с Королёва. Кстати, упоминает он и о попытках отправить журналистов в США в конце 1970-х, что очень хорошо иллюстрирует то, частью какого масштабного процесса был оборвавшийся полёт Кристы Маколифф в 1986 году.

Crew Dragon и его место в истории пилотируемой космонавтики Космос, История, Длиннопост

В конце статьи есть очень характерный абзац: "Я обращаюсь в правительство с просьбой вмешаться в это дело и аннулировать этот порочный договор. Если это невозможно сделать, я обращаюсь в Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина с просьбой организовать кратковременную экспедицию посещения на орбитальную станцию «Мир» с участием советского журналиста раньше полета японского телекомментатора."


Впоследствии началась кампания в поддержку проекта "Космос - детям" (отправка советского журналиста раньше японского), но она не увенчалась успехом и вылилась лишь в том, что часть журналистов участвовавших в данном процессе прошли обучение на космонавтов.


При этом, не стоит обвинять советских журналистов в чрезмерно патриотической реакции на полёт их японского коллеги. В то время были именно такие представления о месте пилотируемой космонавтики в жизни страны, и единственная причиина по которой аналогичной реакции не было в США в 1986 году - там даже подумать не могли о том, чтобы отдать иностранцам титул "первая школьная учительница в космосе".


Да, такое было время, но изменения были налицо.


В полёт отправились не просто люди не являющиеся профессиональными космонавтами, но они так же отправились за негосдарственные деньги и по, хотя бы формально, негосударственным договорам.

Crew Dragon и его место в истории пилотируемой космонавтики Космос, История, Длиннопост

И хотя советская программа коммерческой пилотируемой космонавтики кончилась вместе с Советским Союзом, процесс во всей космической отрасли продолжал идти требования к участникам космических полётов снижались.


В 1998 году в космос отправляется Джон Гленн:

- третий орбитальный космонавт мира (после Гагарина и Титова)

- первый орбитальный космонавт США (Шепард был суборбитальным)


Этот полёт показывает, что в космос теперь могут летать не только 100% здоровые 30-40-летние лётчики реактивных самолётов, но и 77-летние политики.


А ещё, этот полёт поднимает вопрос о том, почему Гленн не заплатил денег и не стал "первым космическим туристом". Вполне возможно, что правила NASA более жёсткие в этом вопросе, чем правила Главкосмоса/Роскосмоса, и не позволяли возить туристов на Шатлах.


Тем не менее, с середины 1980-х прошли те самые "минимум 15 лет", космическая отрасль накопила и переосмыслила опыт и готова к следующему этапу.


И тут снова в дело вступает отечественная пилотируемая космонавтика.

Crew Dragon и его место в истории пилотируемой космонавтики Космос, История, Длиннопост

На апрель 2000 года планируется полёт актёра Владимира Стеклова на станцию "Мир" для съёмок кинофильма.


Режиссёр Юрий Кара собирается снимать фильм по роману Чингиза Айтматова "Тавро Кассандры" и часть материалов должна быть отснята прямо на борту приговорённой к затоплению космической станции "Мир". Есть иностранные спонсоры готовые всё это оплатить.


За 3 недели до старта проходит официальное объявление экипажа и актёр Стеклов в него не попадает. На станцию "Мир" улетает экипаж из 2 профессионалов, и это была последняя экспедиция на станцию перед её затоплением.


Отсутствие Стеклова на станции объясняли разными причинами: от отказа спонсоров оплатить полёт и до конфликта с организаторами.


Несмотря на отсутствие самого полёта, это тоже оказывается очень показательным событием. Оказывается, можно не просто летать в космос в качестве "специалиста по полезной нагрузке" (как это было в случае с Кристы Маколифф, Джона Гленна и многих других летавших по программе Space Shuttle ). Можно заплатить и полететь на станцию, что называется, "по своим делам".


При этом, факт полёта был не так уж и важен - сам факт объявления этого мероприятия и обучения Владимира Стеклова показал что пришли новые времена.


Это всё ещё государственный космический корабль у которого в целом государственная программа полёта, но ты платишь частные деньги и летишь на станцию делать свои частные дела. Хотя, конечно же, остаётся ещё одна важная вещь - дизайн интерьера, оборудование и правила безопасности там по прежнему расчитаны на профессионалов прилетевших в это суровое место "по работе".

Crew Dragon и его место в истории пилотируемой космонавтики Космос, История, Длиннопост

Тут то и появляется Деннис Тито - человек официально считающийся первым космическим туристом, то есть, человеком "заплатившим денег чтобы сгонять в космос на выходных". Более того, Тито человек в возрасте, на момент полёта ему уже 62 года.


Вообще, изначально его должны были отвезти на "Мир", но из-за затопления старой станции пришлось везти на новую - МКС. Может быть такое развитие событий сделало полёт Тито не таким как он ожидал, но зато это ознаменовало собой ещё один важный этап - выстраивание отрасли реального комического туризма. Если на "Мир" Россия могла возить кого угодно и как угодно, то на МКС пришлось договариваться с партнёрами по проекту. Поэтому, начиная с 2002 года космическая отрасль нарабатывает опыт того как возить туристов в космос, что для них важно и что им можно позволять.


Таким образом, мировая космическая отрасль шаг за шагом идёт от "Родина отобрала самых крепких и послала на ответственное задание" в 1961 году к "мне два билета туда обратно и отель на 6 дней и 5 ночей" в уже прорисовывающимся будущем.


Да, мы уже видим очертания этого будущего, но он ещё не наступило. Космические туристы хоть и летают регулярно, но делают это на кораблях созданных для профессионалов решающих задачи. Кораблях, в которых функциональность и безопасность превыше красоты и эстетики.


И тут самое время вернуться к началу данного текста и идее о том, что правы обе стороны спорящие на тему полётов "частников"

Crew Dragon и его место в истории пилотируемой космонавтики Космос, История, Длиннопост

Прошло ещё "минимум 15 лет". Опыт катания космических туристов накоплен и усвоен. В ближайшее время нам предстоит увидеть ещё много интересных изменений.


То что мы видим сейчас, это отказ от государственных космических кораблей и, как следствие, отказ от государственных стандартов в вопросах проектирования техники.


Отрасль переходит из состояния условного "крупного автобусного парка" (с обязательным техосмотром и медосвидетельствованием) к "маршруточникам" (фиг знает кто, фиг знает на чём и фиг знает как).


В данной ситуации, правы и те кто говорит "частники будут возить нас чаще, дешевле и останавливаться вот у того поворота", и те кто говорит "их скафандр и корабль выглядят как результат принесения функциональности и безопасности в жертву красивости". Вы оба правы - именно такими и будут последствия появления частных космических извозчиков.


Да, сейчас они живут за счёт государственных заказов, государственных денег и персонала набранного из государственных служащих. Но завтра они могут найти другой источник денег и заказов.


Не важно откуда они будут брать заказы, важно что они будут "частниками".


Они будут думать не о том как сэкономить бюджетные средства, а о том как сэкономить свои и заработать ещё.


А ещё, для них человек в скафандре это всего лишь ценный застрахованный груз у которого эмоции, а не работающий специалист у которого функционал. Вы читали рассуждения о том, что это скафандр не позволит эффективно работать в аварийных ситуация? Ну так грузу такие возможности не нужны. В аварийной ситуации он должен экономить кислород и ждать пока ситуация завершится.


Тачскрины вместо джойстиков и тумблеров? Ну так и не нужно вам всего этого - ожидайте окончания полёта и не трогайте ничего руками.

Crew Dragon и его место в истории пилотируемой космонавтики Космос, История, Длиннопост

И это мы ещё не достигли окончания процесса изменений в космической отрасли.


Вчерашний успешный старт Crew Dragon это не просто не "финал", но даже не "поворотная точка".


Это просто очередной шаг на пути от жёсткости и профессионализма - к коммерции и массовости.


Самое интересное начнётся тогда, когда начнут продавать чартеры по 20 человек, на списанной ракете со скрученным счётчиком пусков и пилотом не просыхавшим до этого месяц.


Я надеюсь дожить до того момента и слетать на пару часиков.


Но не сразу через "1 раз по 15 лет", а через "2 раза по 15 лет", когда уже создадут аварийную спасательную службу типа той что у альпинистов и горнолыжников. Что бы были диспетчера, договора на обслуживание и корабли-спасатели готовые в течении 6-8 часов прибыть в любое место низкой околоземной орбиты.


Да, я понимаю что это тоже будут частники, со всеми вытекающими последствиями, но, блин, просто включите в стоимость билета кислорода ещё на 3 часа.


* * *


Данный текст писался до, во время и после второй попытки, и являтся переработкой моего текста в Фейсбуке, написанного после отмены первой попытки - https://www.facebook.com/muxa.ru/posts/3907016422706253

Найдены дубликаты

+3
Самое интересное начнётся тогда, когда начнут продавать чартеры по 20 человек, на списанной ракете со скрученным счётчиком пусков и пилотом не просыхавшим до этого месяц.

Отлично, просто отлично. Без сарказма, без иронии. Какая нибудь Шарашспейс будет гонять рейсы на Луну. И в новостях мы будем читать об аварийных ситуациях.

+7

Странные споры. Любое движение в космос - это прекрасно, независимо от страны или формы собственности.

раскрыть ветку 1
-2
Соаершенно верно. ИМХО, речь вообще о развитии технологий, как всегда и было...
+5

"спать специалист будет стоя, вверх ногами". А где на МКС верх?))

На видео астронавтов о их жизни на МКС видно, что даже при передвижении из отсека в отсек условный верх и низ помещения менются и везде разные)


А отсеки для сна украшены фотографиями и личными вещами и вполне не вверх ногами висят)

раскрыть ветку 6
+1

> А где на МКС верх?))

Где-нибудь наверняка есть, надо в  мануалах посмотреть. :)

0

Тсссс, на фейбуке есть и верх и низ. Не спугни.

раскрыть ветку 4
0

О фейсбуке и речи не было) он не являлся источником той информации.

0

Я рад что нашлось хотя бы два внимательных читателя, которые внимательно прочитали текст, а не просто присоединились к одному из лагерю спорщиков.

К сожалению, у этих двоих проблема с восприятием шуток и гипербол.

Однако, для меня, как для популярного автора, лучше читатели без чувства юмора и двое, чем идеальные читатели и ни одного.

раскрыть ветку 2
+1
Огонь! Позеленил.
+1

Спасибо за статью.

0
Все таки не "правы те и другие". Автор свалился в то, что частник - это плохо. Хотя во всех Европах и Америках, частный бизнес - это мощнейшая сила. Это конкуренция, а значит - качество. И пример с нашими маршрутчиками - очень неудачный: наши работают и зарабатывают не "благодаря", а "вопреки". Вопреки "помощи" государства. Хреновая статья: и анализ такой себе, и выводы неправильные.
раскрыть ветку 4
+2

Ой не смеши про конкуренцию и качество. Тебя что ли в позднем СССР заморозили и только разморозили с такими наивными представлениями о капитализме?

-1

> Автор свалился в то, что частник - это плохо.

Неужто прямо так и пишет "частник - это плохо" ?

раскрыть ветку 2
+1
В данной ситуации, правы и те кто говорит "частники будут возить нас чаще, дешевле и останавливаться вот у того поворота", и те кто говорит "их скафандр и корабль выглядят как результат принесения функциональности и безопасности в жертву красивости". Вы оба правы - именно такими и будут последствия появления частных космических извозчиков.

Вы как-то легко сравнили космос и "бомбил". И легко так, непринужденно даёте прогноз, как все будет. Мысль интересная...

раскрыть ветку 1
+1

Эх, вдруг успеем еще в космос слетать...
К пенсии накопить деньжат и рвануть на последние

раскрыть ветку 8
0

Вообще есть два плюса жить в богатой стране и быть обеспеченными:

Это то что ты можешь потратить бабки на дорогую медицину.

Это то что ты можешь потратить бабки на дорогие развлечения.

Сейчас слетать на ИЛе который делает невесомость то ли 300 то ли 700к стоит.

Суб орбитальные полеты, которые хотят сделать Блю ориджин уже идут в районе сотки баксов.

Увы нашему среднему классу ничего из этого не по карману.

0

возможность побывать в невесомости есть уже сейчас за относительно небольшие деньги


попробуйте, может не захочется потом неделю сидеть в консервной банке :)

раскрыть ветку 6
+2

дык ну там же не Землю из космоса посмотреть, может на планету другую высадится... Все таки мечты из детства умирают тяжело

раскрыть ветку 5
-1

На списанной ракете со скрученным счетчиком (чего?) летайте на фейсбуке. Самое место.

раскрыть ветку 1
+1

Вообще, меня радуют комментарии в которых предъявляют претензии к гротесковым фразам с явным художественным преувеличением.

Было бы хуже, если бы оказалось что я ошибся в датах, именах и подробностях описываемых реальных событий.

-4

Ребят, у НАС частник целой страной правят. А у НИХ - всего лишь отраслью :)

раскрыть ветку 1
+2

наивное дитя

-1

Беспокоюсь за Илонушку.

Двухместный "Союз" с отдельным отсеком под сральник и душ, за 100 миллионов за 2 недели на приватизированной МКС, с проживанием в "Союзе" и развлечениями в надувных модулях. Да на Байконуре отдельный квартал строить надо под проживание желающих с чемоданами денег. А за двойную цену еще и пару эскортниц подвезут на сутки.

"Продлевать будете"?

"Не имел в невесомости - лошара."

Союз до МКС долетать может за три часа. Это ближе, чем до Мальдив.

-1

Вот за Гленна сейчас обидно было. Старик во втором полете работал наравне с молодежью.

раскрыть ветку 6
0

Так речь не о том, что он не работал, а о том, что кроме "самого возрастного" и "самой продолжительной карьерой" (1962-1998), мог бы стать ещё "самым первым коммерческим туристом".

раскрыть ветку 5
+2

Не, задолго до него был Гарн в 1985, после него Нельсон в 1986 - оба конгрессмены. По легенде, Гарн, который занимался в Конгрессе вопросами авиации и космонавтики, как-то заявил: "А я тоже хочу!". Ну, он был крутой дядька, отставной летчик, летал в свое время на SR-71, и был не прочь порулить всяким - он как-то напросился полетать на секретном еще прототипе B-2. По его инициативе тогда запустили программу "политик в космосе". Слетал Гарн, за ним Нельсон, а потом случился Челленджер. Полет Гленна - в какой-то степени реанимация тех еще идей. Ну, и все трое в полете работали, не считая того, что Гленн был биологическим экспериментом сам по себе =).

раскрыть ветку 4
Похожие посты
127

Как в СССР хотели толкать Землю в Космос с помощью атомных двигателей

Как в СССР хотели толкать Землю в Космос с помощью атомных двигателей История, СССР, Космос, Длиннопост

В начале 1950-х на волне эйфории от "приручения атома" знаменитый советский учёный генерал, поклонник идей Циолковского Георгий Покровский придумал, как улучшить жизнь на Земле.

Он предлагал установить на Южном полюсе или на экваторе атомные станции, которые столкнули нашу планету с орбиты и отправили бы её в свободный полёт.


"Зарядившись энергией и полезными ископаемыми, взятыми с других планет, можно обеспечить освещение и отопление Земли помимо Солнца и направиться к отдалённым звёздным системам для их изучения и использования на благо безгранично развивающегося человечества", - писал Покровский.


Георгий Иосифович Покровский родился в 1901 году. В середине 1920-х он - заведующим кафедрой физики Московского инженерно-строительного института и одновременно поклонник идей Циолковского и евгеники. В 1928 году он принимается в Германское общество физиков. В 1932 году переводится в РККА начальником кафедры физики Военно-инженерной академии. Получает звание генерал-майора инженерно-технической службы. Доктор технических наук.

С 1936 года Покровский - член редколлегии журнала "Техника молодёжи". Он считался негласным куратором советских писателей-фантастов со стороны наркомата, а затем Минобороны. Покровский также сам пишет фантастические рассказы под псевдонимами, а также автор более ста фантастических картин и иллюстраций к книгам и статьям в научно-технических журналах. В некрологе в журнале "Техника молодёжи", №3, 1979 говорилось:

Как в СССР хотели толкать Землю в Космос с помощью атомных двигателей История, СССР, Космос, Длиннопост

(Георгий Покровский)



"Скоропостижно скончался Георгий Иосифович Покровский, член редколлегии журнала с 1936 года. Профессор Покровский известен многочисленными работами в области технической физики, он является одним из основоположников теории центробежного моделирования, получившей международное признание. От нас ушёл чрезвычайно разносторонний, увлекающийся человек, энергия которого поражала его соратников и близких. Он был автором первых в истории журнала научно-фантастических иллюстраций. Именно благодаря зоркому взгляду Георгия Иосифовича Покровского, его удивительному чувству нового читатели журнала смогли зримо представить себе космическую архитектуру будущего, первый реактор, ракетный вокзал, неповторимые и странные для своего времени тонкоплёночные сооружения".


С начала 1950-х Покровский - фанат использования атома в мирных целях. В частности, он предлагал делать водохранилища с помощью взрывов атомных бомб, направленными взрывами срывать горы. В 1954 году в "Технике молодёжи" он предложил ещё более фантастический вариант - задействовать атом в движении Земли. Приводим в сокращении эту его заметку:

Человечеству грозит "тепловая смерть" — бубнили когда-то пророки конца света. Когда-нибудь Солнце остынет, все источники-энергии будут использованы, жизнь замёрзнет в холодном космосе, наступит гибель человечества.

Как в СССР хотели толкать Землю в Космос с помощью атомных двигателей История, СССР, Космос, Длиннопост

Можно ли при современных знаниях решить задачу бесконечного развития человечества? На такой вопрос мы можем ответить ясно и твёрдо. Да, уже при современных наших знаниях можно ставить такую задачу. И решение этой задачи грядущего можно было бы осуществить несколькими путями. Первый путь состоит в том, чтобы когда-нибудь обеспечить освоение людьми других планет при помощи космических ракет или других космических кораблей.

Этот способ, несомненно, можно будет применить для освоения планет солнечной системы. Полёт отдельных ракет на другие звёздные системы хотя в принципе и возможен, но, ввиду исключительно большой дальности, будет весьма длительным. Люди могли бы путешествовать на таком корабле только при условии смены многих поколений. Попробуем найти другой путь. На первый взгляд он покажется слишком смелым. Но при высоком развитии техники далёкого будущего такое решение в принципе осуществимо.

Это решение состоит в том, чтобы превратить всю нашу планету целиком в гигантский космический корабль, который будет двигаться не по орбите, а по пути, намеченному человеком. (Прим. Пример от Шумеров - Нибиру)

Как в СССР хотели толкать Землю в Космос с помощью атомных двигателей История, СССР, Космос, Длиннопост

Для управления движением Земли есть возможность сообщить земному шару некоторое ускорение при помощи огромного реактивного двигателя, ось сопла которого совпадает с осью Земли. Очевидно, что такой двигатель удобно расположить в Антарктике, в районе Южного полюса, совместив его ось с осью Земли. Условия космической навигации будут сильно ограничены такой установкой двигателя, но зато окажется возможным легче приспособить поверхность земного шара к тем изменениям, которые возникнут при ускорении движения Земли. Эти изменения проявятся в форме мощного прилива в южном полушарии и такого же мощного отлива в северном полушарии.

При помощи двигателя, установленного на оси земного шара, нельзя направить Землю по любому заданному направлению. Установка получится недостаточно маневренной. Другой, более гибкий способ управления движением Земли состоит в том, чтобы установить множество реактивных двигателей в полосе тропиков. При этом двигатели смогут работать попеременно; в каждый данный момент включится тот двигатель, который имеет ось, совпадающую с направлением движения Земли по её орбите.

Весьма серьёзной задачей является сохранение атмосферы Земли от её затягивания и выбрасывания в пространство реактивными струями двигателей. Сама конструкция таких двигателей, которые должны работать на основе термоядерных реакций представляет собою, несомненно, сложнейшую проблему.

Как в СССР хотели толкать Землю в Космос с помощью атомных двигателей История, СССР, Космос, Длиннопост

При приближении к той или иной планете необходимо установить режим движения Земли и другой планеты около общего центра тяжести таким образом, чтобы избежать разрушения планет от действия сил взаимного притяжения (приливные волны), а также их столкновения друг с другом. При этих условиях Земля и планета будут кружиться одна возле другой на сравнительно большом расстоянии. Через этот промежуток можно будет передавать на Землю тяжёлый водород (тяжёлую воду), уран и другие полезные ядерные ископаемые.

Зарядившись энергией и полезными ископаемыми, взятыми с других планет, можно обеспечить освещение и отопление Земли помимо Солнца и направиться к отдалённым звёздным системам для их изучения и использования на благо безгранично развивающегося человечества.

От первой атомной электростанции до проектов космического масштаба лежит очень длинная дорога. Но нет границ для могущества человеческого разума.

В "Технике молодёжи" №4 за 1959 год Покровский продолжает свои идеи. В статье "Лифт" в космос" он предложил соорудить башню высотой 160 км, которая из условий прочности и устойчивости должна была иметь рупоровидную форму, с диаметром у Земли 100 км и в космосе 390 м. Верхняя площадка башни, выполненной из полимерного материала и заполненной водородом, могла бы нести нагрузку в 260 тысяч тонн. Основным назначением такой башни Покровский считал установку астрономических и астрофизических приборов за пределами атмосферы.

В заключение он писал: "Если башню заполнить гелием, то в ней могли бы на большую высоту подниматься аэростаты, заполненные водородом. Это могло бы заменить различные виды лифтов".

Как в СССР хотели толкать Землю в Космос с помощью атомных двигателей История, СССР, Космос, Длиннопост

Под конец жизни Покровский перешёл на более приземлённые идеи. Например, он сконструировал на бумаге ядерный вездеход массой 1000 тонн, предназначенный для Арктики. Последним проектом генерала стали гигантские дирижабли для Сибири грузоподъёмностью 300-350 тонн. Они должны были связать самые отдалённые уголки северной Евразии в единую транспортную сеть.


Источник

Показать полностью 5
160

Краткая история алкоголя в космосе или что пьют космонавты

Космонавты рискуют жизнью в космосе на благо человечества. Разве они не заслуживают того чтобы пропустить бокальчик чего-нибудь космическим вечером? Официально, потребление алкоголя на МКС запрещено, так и содержащие спирт продукты, например, жидкость для полоскания рта или после бритья. В НАСА тоже придерживаются этой политики. Но так было не всегда…

На фото астронавт Базз Олдрин

Краткая история алкоголя в космосе или что пьют космонавты Коньяк, Алкоголь, Космос, Космонавты, Астронавт, История, Гифка, Длиннопост, Яндекс Дзен

Когда Нил Армстронг и Базз Олдрин приземлились на Луну в 1969 году, прежде чем Армстронг сделал свои знаменитые первые шаги, Олдрин налил себе вино и оно стало первым лунным алкоголем. Это было частью церемонии причастия, которую он совершил, как способ поблагодарить за успешную миссию. Позже он описал событие: «Я налил вино в чашу, которую дала мне наша церковь. В одной шестой гравитации луны вино медленно и грациозно свернулось вверх по краю чаши». НАСА предпочло не транслировать это событие из-за его религиозного характера, но против вина оно особо ничего не имело.


Персонал Food Lab. тестируют пакеты с едой на самолете с нулевой задержкой (НАСА)

Краткая история алкоголя в космосе или что пьют космонавты Коньяк, Алкоголь, Космос, Космонавты, Астронавт, История, Гифка, Длиннопост, Яндекс Дзен

А наоборот, было решено добавить алкогольные напитки в меню, чтобы повысить боевой дух экипажа. Херес был предпочтительным напитком, потому что содержание алкоголя и сахара, помогает сохранить его лучше. Это был херес Paul Masson California Rare Cream Sherry. Астронавтам было разрешено выпивать четыре унции каждые четыре дня. Но все кончилось очень неожиданно и быстро. Он был выведен из космического меню из-за «ужасного зловония», которое он испускал (на испытаниях в условиях искусственной невесомости) и это «вызвало общественную критику и насмешки».

Игорь Волк, космонавт-исследователь, член экипажа космического корабля Т-12.

Краткая история алкоголя в космосе или что пьют космонавты Коньяк, Алкоголь, Космос, Космонавты, Астронавт, История, Гифка, Длиннопост, Яндекс Дзен

С другой стороны, наши, выпустили космонавтов на космическую станцию Мир с небольшим количествах коньяка. Российские врачи рекомендовали его, чтобы расслабиться и стимулировать иммунную систему. Но некоторые космонавты, провозили его тоже. Например, космонавт Игорь Волк в 1984 году провез коньяк и соленые огурцы. Он описал это так: «Невозможно взять на борт больше веса, чем может выдержать выравниватель кресла. Мы, с Володей Джанибековым, за неделю до запуска ничего не ели, кроме хлеба и чая, и потеряли почти два килограмма. Упаковали все в маленькие целлофановые пакеты и поместили в скафандры. Вот так я провез соленые огурцы на животе».


Космонавты наслаждаются коньяком. НАСА

Краткая история алкоголя в космосе или что пьют космонавты Коньяк, Алкоголь, Космос, Космонавты, Астронавт, История, Гифка, Длиннопост, Яндекс Дзен

Хотя российские космонавты, по собственным заверениям, регулярно пьют на орбите, они делают это в крайне малых дозах, которые можно измерить в граммах. Для таких порций даже придумали название - булька (примерно 20гр.). Возили на орбиту коньяк разных стран и марок, но, по общему мнению, лучше всего идёт армянский.

Краткая история алкоголя в космосе или что пьют космонавты Коньяк, Алкоголь, Космос, Космонавты, Астронавт, История, Гифка, Длиннопост, Яндекс Дзен

Ну, а пока, компания Budweiser объявила о своем стремлении стать первым пивом на Марсе. Компания проводит на МКС эксперименты, чтобы выяснить, как невесомость влияет на рост ячменя. Это исследование может помочь в разработке новых сортов и, в последствии, варить пиво на Марсе. Хотя, производство пива довольно замороченная занятие и для Земли, а на Марсе в ней вообще не будет смысла - слишком много возникает проблем. Чистый маркетинг - ничего личного...

Крис Берглунд из Мичиганского государственного университета решил, что лучше всего для производства крепких напитков в космосе подойдет рис. Проблему брожения в условиях микрогравитации, которая может легко убить дрожжи, предполагается решить с помощью специальной центрифуги. Дистилляция же будет использовать обратный осмос и вакуум космического пространства.

Марсианский виски из центрифуги! Вот ради чего, в действительности, стоит колонизировать красную планету.


Про всякое другое из мира алкоголя и виски в частности, Вы можете прочесть тут или в telegram. Если есть интересно, конечно...

Всем удачи! Берегите себя

Краткая история алкоголя в космосе или что пьют космонавты Коньяк, Алкоголь, Космос, Космонавты, Астронавт, История, Гифка, Длиннопост, Яндекс Дзен
Показать полностью 5
124

Большие корабли и великие амбиции: Каким мог быть космический флот США

Авторы: Юрий Кужелев и Алексей Широ.


Человечеству далеко до покорения космоса даже сейчас, а в середине двадцатого века делались лишь первые шаги. Но это не мешало американским инженерам уже тогда задуматься, каким может быть настоящий космический флот. Небольшими космическими истребителями и бомбардировщиками дело не ограничилось, и на чертежах появились настоящие космические линкоры и крейсера.


Космический линкор Орион

«Беззвучно полыхая огнями манёвровых двигателей, огромный атомно-импульсный дредноут USS „Кёртис Лемэй“ неумолимо надвигался на советскую лунную базу. С оборонительных батарей базы непрерывно стартовали противокосмические ракеты — и почти тут же вспыхивали, взрывались под невидимыми лучами лазеров трёх американских крейсеров, сопровождавших дредноут. Эскадрилье советских космических истребителей 7К-ВИ „Звезда“, проскочивших на низкой орбите удалось выйти в атаку на „Лемэй“ (…) но дредноут встретил их барражем направленных ядерных зарядов, и молоты сфокусированной плазмы превратили хрупкие советские машины в облака осколков».

Фантастика? Да, но она вполне могла стать реальностью.


Уже на самой заре космической эры, в начале 50-х, инженеры активно искали замену обычным химическим ракетам. Их недостатки и ограничения были очевидны даже тогда. Одним из возможных альтернативных вариантов был аВзрыволёт «Орион» — вариант с амортизированной плитой 26 метров в диаметретомно-импульсный двигатель, идея которого была впервые предложена в 1955 году в США.


Схема работы подобного двигателя, на первый взгляд, проста: с космического аппарата сбрасывается небольшая атомная бомба направленного действия, подрывается на расстоянии 100-200 метров. Амортизированная плита на корме принимает на себя импульс от взрыва и передаёт его кораблю.

Большие корабли и великие амбиции: Каким мог быть космический флот США Cat_cat, История, США, Космос, Космический корабль, Warhead, Длиннопост

Взрыволёт «Орион» — вариант с амортизированной плитой 26 метров в диаметре


Идея, названная «проект Орион», закономерно вызвала интерес и у NASA, и у американских атомщиков из General Atomics.


Сочетая высокую тягу с высоким удельным импульсом, атомно-импульсный двигатель прекрасно подходил как для вывода на орбиту буквально тысяч тонн полезной нагрузки, так и для межпланетных (а в туманном будущем — и межзвёздных!) перелётов. Военные, разумеется, тоже не остались в стороне. Космос виделся им Ultimate high ground — абсолютной стратегической высотой — и атомно-импульсные ракеты могли гарантировать ВВС США господство в нём.

Большие корабли и великие амбиции: Каким мог быть космический флот США Cat_cat, История, США, Космос, Космический корабль, Warhead, Длиннопост

Взрыволёт можно запускать с Земли и своим ходом, но это будет очень грязный запуск. Проще поднять его обычной ракетой — например «Сатурном-5»


И гражданские, и военные были в первую очередь заинтересованы в достаточно компактной версии «Ориона» — с отражающей плитой диаметром 8-12 метров. Это было логично: большой «взрыволёт» легче просчитать, но вот построить его оказалось бы настоящим геморроем. В перспективе военные не отрицали, что им может пригодиться и версия побольше — с плитой 20 метров в диаметре и весом в 4000 тонн. Помимо предварительного проектирования этого «монстрика» инженеры решили также прикинуть: а какие военные задачи могла бы выполнять подобная машина? Так и родился «боевой корабль „Орион“».

Большие корабли и великие амбиции: Каким мог быть космический флот США Cat_cat, История, США, Космос, Космический корабль, Warhead, Длиннопост

Грузовой взрыволёт для ВВС с амортизированной плитой десять метров в диаметре Идея была простая — напихать в 4000 тонн столько вооружения, сколько влезет. И подошли к этому делу с размахом.


Основное вооружение космического линкора составляли 500 термоядерных зарядов по 20 мегатонн каждый, с собственными ретроракетами для сброса с орбиты в атмосферу.

Достаточно, чтобы уничтожить СССР, и ещё на парочку стран поменьше останется.

Оборонительное вооружение — несколько 127-мм орудийных установок и 20-мм автопушек. И наконец, направленные ядерные заряды Casaba Howitzer (секретные и по сей день) — действующие по тому же принципу, что и двигательные заряды самого линкора, но более сфокусированные, способные метнуть за сотни километров молот летящей на 1000 км/с плазмы. Всем этим арсеналом управлял бы экипаж примерно в 120 человек. Ротация осуществлялась бы с помощью крылатых «посадочных шаттлов» — ведь взлетев с Земли, атомно-импульсный корабль уже не смог бы приземлиться.

Большие корабли и великие амбиции: Каким мог быть космический флот США Cat_cat, История, США, Космос, Космический корабль, Warhead, Длиннопост

«Орион» battleship — реконструкция от Scott Lowther


Будь такой корабль запущен, он стал бы настоящим королём космоса. Единственным вариантом противостоять ему для СССР было бы лишь создание аналогичного «космического линкора».


Особой проработкой проект «Орион» не отличался, ибо был не более чем игрой разума, вариацией «что в принципе можно построить?» Военные всерьёз его не рассматривали.


Ещё более безумной идеей стал «Орион Судного дня» — гигантская атомно-импульсная ракета, оснащённая единственной исполинской боеголовкой мощностью в восемь тысяч пятьсот мегатонн. Один удар Doomsday Orion мог уничтожить средних размеров страну — или мгновенно опустошить всю европейскую часть СССР.


Ходят слухи, что и battleship «Орион», и Doomsday «Орион» были представлены президенту Джону Кеннеди и так его напугали, что он приложил все силы для того, чтобы свернуть разработки. Правда ли это или красивая байка — пока не ясно. Тем не менее, пока эти два проекта — воистину вершина военного безумия в космосе.

Большие корабли и великие амбиции: Каким мог быть космический флот США Cat_cat, История, США, Космос, Космический корабль, Warhead, Длиннопост

Масштабная модель реконструкции «Орион» battleship, выпущенная фирмой Fantastic Plastic Models


«Орион» для ядерного сдерживания


На этом история военного применения «Ориона» не закончилась. В 1965 году вся программа находилась на грани закрытия. Финансирование уходило на покорение Луны, а сам «Орион» казался чрезмерно дорогой и амбициозной идеей. Да и не было уверенности, что всё сработает как надо. Тогда в General Atomics предприняли последнюю попытку спасти программу, в том числе снова предложив её военным.

Большие корабли и великие амбиции: Каким мог быть космический флот США Cat_cat, История, США, Космос, Космический корабль, Warhead, Длиннопост

Strategic Weapon Delivery на орбите Земли


От взлёта на атомно-импульсном двигателе благоразумно отказались: теперь «Орион» поднимался за пределы атмосферы на связке гигантских твердотопливных бустеров, а уже в вакууме набирал орбитальную скорость. В новом варианте он должен был стать основой сил ядерного сдерживания США.


Выделялось три возможных варианта применения, которые можно было комбинировать, — или реализовать лишь некоторые.

Большие корабли и великие амбиции: Каким мог быть космический флот США Cat_cat, История, США, Космос, Космический корабль, Warhead, Длиннопост

Адаптированный под выполнение военных задач «Орион» с химической первой ступенью


Первый и самый интересный — бомбардировочная платформа Strategic Weapon Delivery на базе корабля «Орион» с плитой 12 метров в диаметре. Каждый такой «бомбардировщик» должен был нести примерно 70 килотонных боеголовок индивидуального разведения. «Скромный» по сравнению с предыдущим проектом арсенал объяснялся меньшими размерами корабля, необходимостью оснащать боеголовки ракетными бустерами (для запусков с большего удаления от Земли) и, наконец, просто более реалистичной проработкой проекта.

Большие корабли и великие амбиции: Каким мог быть космический флот США Cat_cat, История, США, Космос, Космический корабль, Warhead, Длиннопост

Strategic Weapon Delivery наносит удар


Предполагалось построить флот из 20 таких «Орионов». Пятнадцать из них должны были постоянно дежурить (по шесть месяцев) на орбите высотой 410 000-190 000 км. Разумеется, с такой дистанции запущенным боеголовкам требовалось немало времени, чтобы достигнуть Земли. Но, поскольку «Орион» виделся средством сдерживания и гарантированного возмездия — можно было и подождать. На крайний случай был разработан и альтернативный сценарий: получив приказ, «Орион» использовал свой могучий атомно-импульсный двигатель, чтобы разогнаться к Земле и сбросить боеголовки на баллистической траектории.


Главным достоинством проекта называлась неуязвимость для превентивного удара. «Орион-бомбардировщик» на высокой орбите нельзя было внезапно атаковать ракетами с Земли, околоземной орбиты или даже Луны. Советским противокосмическим ракетам потребовались бы дни, чтобы до него добраться. За это время «Орион» успел бы нанести удар.


Второй вариант применения — экстренный командный пост для системы NORAD. Основной командный центр воздушно-космической обороны под горой Шайенн был хорошо защищён, но всё-таки мог быть уничтожен. В этом случае из замаскированной шахты запускался «Орион», на котором бы размещался запасной штаб NORAD. Этот командный пост должен был руководить обороной американского континента последующие 30 дней. Кроме того, он с помощью своих телескопов мог определять, что у русских уже разрушено, а что ещё нет, и наводить удары третьей волны.


Конечно, такой орбитальный штаб тоже не был совершенно неуязвимым. Но предполагалось, что к моменту запуска всё, что способно его достать, уже будет или применено, или уничтожено.

Большие корабли и великие амбиции: Каким мог быть космический флот США Cat_cat, История, США, Космос, Космический корабль, Warhead, Длиннопост

Запуск орбитального командного пункта NORAD


Третий вариант — постоянное базирование командования ядерными силами на геостационарной орбите. Три корабля с отражающей плитой в десять метров диаметром несли бы непрерывное дежурство с заменяемым раз в несколько месяцев экипажем и снабжением с помощью меньших «взрыволётов». Такой командный пункт был защищён от атаки не только высотой орбитой, но и возможностью активно маневрировать на высоком ускорении. В случае ядерной войны «орионы» в реальном времени нацеливали бы ответные удары, занимались разведкой и координировали оборону США. Для отражения атак противника имелось у них и вооружение — противоракеты и ложные цели.

Большие корабли и великие амбиции: Каким мог быть космический флот США Cat_cat, История, США, Космос, Космический корабль, Warhead, Длиннопост

Размещение пунктов командования ядерными силами на геостационарной орбите


Ни один из трёх вариантов особого интереса у военных не вызвал. С одной стороны, боевые «орионы» и правда отлично подходили для «ударов возмездия». И были, пожалуй, даже «безопаснее» атомных субмарин: противник постоянно видел бы, чем занимаются «орионы», и не опасался внезапной атаки с их стороны. С другой же — сама попытка создать систему или даже некоторые её компоненты могла дестабилизировать ситуацию и вынудить русских атаковать. Кроме того, стоило всё это «счастье» слишком дорого. Так в 1965 году идея «взрыволётов» ушла на покой.


Космический крейсер BMD


В 1983-м свой проект пилотируемого космического крейсера (Manned Space Battle Cruiser) предложила компания «Брэддок, Данн и МакДональд», сокращенно BDM.


В отличие от «орионов», это было чисто теоретическое исследование на предмет «какие технологии нам понадобятся, если мы захотим свой космофлот». Проводилось оно по заказу DARPA.


Космический крейсер BDM был длинным и тонким, треугольным в сечении. Он собирался на орбите из деталей, доставляемых «шаттлами» (включая довыведенные топливные баки самих челноков). Основу конструкции составляли связки трёх баков от «Шаттла», наполненных водородом.


Вся конструкция облицовывалась лёгкими композитными панелями и рассчитывалась на ускорение до 10 g.

Большие корабли и великие амбиции: Каким мог быть космический флот США Cat_cat, История, США, Космос, Космический корабль, Warhead, Длиннопост

Проекции космического крейсера BDM


Силовой установкой крейсера служили три атомных реактора, работающих на шариках оксида урана, спрессовываемых в единую массу вращением.


Такой необычный проект позволял при необходимости «форсировать» каждый реактор с 75 МВт тепловой мощности до ошеломляющих 2500 МВт! Когда крейсер ускорялся, реакторы работали как тепловые ядерные двигатели: разогревали водород и выбрасывали его через сопла. Когда же корабль открывал огонь, разогретый водород подавался в МГД-генераторы и вместо тяги давал электричество.

Большие корабли и великие амбиции: Каким мог быть космический флот США Cat_cat, История, США, Космос, Космический корабль, Warhead, Длиннопост

Устройство космического крейсера BDM


На «форсаже», система охлаждения работала в открытом цикле (просто сбрасывая кипящий хладагент за борт). В обычном же режиме тепло отводилось в три огромных капельных радиатора — по одному на каждый реактор. Раскалённый хладагент выбрасывался из форсунок в виде микроскопических капель (так как масса уменьшается кубически, а объём поверхности — квадратично, то чем меньше капля, тем быстрее она излучает тепло), за время полёта за бортом охлаждался, и затем подхватывался воронкой приёмника. Два меньших радиатора впереди отводили тепло от жилого модуля.


В носовой части крейсера — подальше от реакторов — располагался 50-метровый жилой модуль обтекаемой формы (видимо, рассчитанный служить заодно и «спасательной шлюпкой» для экипажа). Внутри модуля имелись защищённый мостик, отсеки для экипажа и жизнеобеспечения и даже 20-метровая центрифуга, обеспечивающая искусственную силу тяжести.


Крейсер был бы буквально набит системами вооружений. Основным был лазер на свободных электронах (FEL-лазер), установленный между баками по оси корабля. Питаемый всеми 7,5 ГВт мощности форсированных реакторов, лазер состоял из линейного ускорителя электронов, магнитного ондулятора посередине корпуса (устройства, преобразующего энергию электронов в пучок когерентных фотонов) и десятиметрового фокусирующего зеркала в поворотной турели. В походном положении зеркало складывалось поверх центрифуги жилого модуля, а в боевом — выдвигалось.

Большие корабли и великие амбиции: Каким мог быть космический флот США Cat_cat, История, США, Космос, Космический корабль, Warhead, Длиннопост

Параллельно лазеру стоял линейный ускоритель нейтральных частиц. Эта пушка стреляла назад, в корму корабля. Так решили из соображений безопасности: сбой в работе магнитов мог привести к тому, что разгоняющийся пучок частиц выстрелит в произвольном направлении… и лучше бы не в сторону экипажа. На худший случай (если ускоритель выстрелит «сам в себя»), мостик корабля был и радиационным убежищем, где экипаж мог бы укрыться во время стрельбы.


Под килем крейсера располагался рельсотрон, запускающий снаряды со скоростью до 10 км/с. Также упоминается возможное «микроволновое оружие», но без деталей. Бронирование предусматривалось только в виде противолазерного абляционного покрытия.


Проект BMD с самого начала был чисто теоретическим исследованием и остался на бумаге.


Орбитальный рельсотрон Have Sting


Хотя большинство систем, разрабатываемых в рамках СОИ (Стратегическая оборонная инициатива, она же «звёздные войны»), были сравнительно компактными (та же лазерная станция весила менее 40 тонн), были и исключения. Одно из них — орбитальный рельсотрон HAVE Sting (англ. «жало»). Спроектированный командованием системных исследований ВВС США (префикс HAVE означал принадлежность к ним) рельсотрон предназначался для прицельного отстрела советских боеголовок за пределами атмосферы. Вся конструкция должна была собираться на орбите с помощью «шаттлов» и перспективных ракет‑носителей.

Большие корабли и великие амбиции: Каким мог быть космический флот США Cat_cat, История, США, Космос, Космический корабль, Warhead, Длиннопост

Основу рельсотрона составляла 80-метровая ферменная балка, внутри которой проходили направляющие рельсы для снаряда. Снаружи на ней последовательно размещались (от дула — к казённой части) три огромные фазированные радарные антенны для обнаружения и сопровождения целей, кольцевой радиатор, отводивший избыточное тепло, охлаждаемые баки с жидким кислородом и водородом, «бублик» силового модуля. Последний включал манёвровые двигатели, турбогенераторы и конденсаторы. В самой корме находились система перезарядки и небольшой атомный реактор.


Во время дежурства на орбите рельсотрон получал энергию от 100-киловаттного атомного реактора SP-100, размещённого за радиационным щитом у казённой части орудия. Этого было достаточно для питания систем управления, сенсоров и бортовой электроники, но явно не хватало для самого орудия. Поэтому для стрельбы «Стинг» использовал турбогенератор на криогенном химическом топливе. Хранившиеся в сферических баках жидкий кислород и водород использовались для вращения турбины, вырабатывая до 90 МВт электрической мощности. Чтобы криогенные компоненты не выкипели за время дежурства, имелась активная система циркуляционного охлаждения, питаемая от реактора.

Большие корабли и великие амбиции: Каким мог быть космический флот США Cat_cat, История, США, Космос, Космический корабль, Warhead, Длиннопост

Проекции орбитального рельсторона. Автор Scott Lowther


Рассматривались и альтернативные решения. Например, питание системы от огромных маховиков, вращающихся в противоположных направлениях. В мирное время маховики постепенно раскручивались электромоторами от реактора. В военное же взаимно тормозились, преобразуя накопленную кинетическую энергию в мегаватты электричества.


Точные характеристики «Жала» неизвестны, но предполагалось, что его снаряды будут развивать скорость до 16 км/с. Весьма немало — килограммовый снаряд на такой скорости нёс столько же энергии, сколько и 30 кг тротила.

Любая советская боеголовка, «словившая» такое попадание, тихо разнеслась бы на сотни километров блестящим облачком осколков.

Разумеется, чтобы добиться такого попадания, «Жало» должно было быть весьма точно нацелено, а вся огромная балка рельсотрона — буквально утыкана манёвровыми двигателями, способными быстро развернуть её в нужном направлении. Кроме того, снаряды, разумеется, должны были иметь собственные манёвровые двигатели и системы наведения.

Большие корабли и великие амбиции: Каким мог быть космический флот США Cat_cat, История, США, Космос, Космический корабль, Warhead, Длиннопост

Орбитальный рельсотрон с ядерным ракетным двигателем NERVA


В отличие от рассматривавшихся выше кораблей, орбитальный рельсотрон предполагался «неподвижным» сооружением, способным лишь незначительно корректировать свою орбиту. Однако не составляло бы особого труда добавить к нему (со стороны дула, так как с казённой части мешал реактор) маршевую двигательную секцию и превратить в полноценный «космический миноносец». Также, вероятно, будь HAVE Sting на самом деле построен, он получил бы наружную противолазерную «облицовку».


Насколько близок к реальности был HAVE Sting — сказать сложно, но детальная проработанность проекта и его (до сих пор!) засекреченность указывают на то, что военные интересовались им всерьёз. Не только как теоретическим исследованием.


Авторы: Юрий Кужелев и Алексей Широ.

Дата публикации: 30 ноября 2019.

Источник: https://warhead.su/2019/11/30/bolshie-korabli-i-velikie-ambi...

Перенесено на Сat.Сat с разрешения.

Архив публикаций за апрель 2020
Показать полностью 15
595

Чем на самом деле писали в космосе

Автор: Александр Викторов.


Всем привет!


По российскому сегменту интернета уже долгое время бродит байка в стиле Задорнова о том, как тупые американцы потратили уйму денег на разработку ручки, которая пишет в космическом пространстве, в то время как нормальные советские граждане писали простым карандашом, ибо нефиг мудрить. Байка всем хороша, ибо иллюстрирует столь любимый и воспеваемый в советском народе принцип "Голь на выдумки хитра", когда "За неимением гербовой пишем на простой".


Увы, эта байка действительно является полной и абсолютной нелепицей. Начнем с сумм. Обычно называется миллион или несколько миллионов без четкой привязки к точной сумме. К сведению, даже миллион долларов в то время являлся астрономической суммой. За пухленький конвертик в 10 тысяч долларов на руки в ту эпоху делались государственные перевороты в не самых бедных странах, а тут идет речь о затратах на какую-то вещь, которой всегда можно найти адекватную замену. Собственно, так и было. Американцы, будучи столь же хитрыми, писали обычными фломастерами. Да, жирноватый получался шрифт, не 10 на Times New Roman, но зато точно напишет даже в условиях невесомости. Ведь основная проблема шариковых ручек - пасте нужна гравитация для того, чтобы течь в продавленный/процарапанный шариком желобок на бумаге. А фломастер лишь бы не высох.


Собственно, советские космонавты тоже не писали простыми карандашами. Почему? Потому что при написании графитовая пыль и мелкие осколки легко могут попасть в стыки между панелями. И попасть, например, на проводку. И все, да здравствует короткое замыкание. Насколько я помню, в космосе царит температура, которая называется абсолютным нулем - минус 273 градуса по Цельсию. Честно говоря, я бы не хотел настолько промерзнуть. А ведь на борту еще может случиться пожар, выход из строя системы связи, каких-нибудь других жизненно важных узлов и агрегатов. И все по вине обычного графитового грифеля. Поэтому советские космонавты писали хоть и карандашами, но восковыми. Похуже фломастера, конечно, зато никакой пыли, угрозы для проводов, да и высыхание им не грозит.


Самое забавное, что в итоге космическая ручка действительно появилась. В 1967 году американский предприниматель Пол С. Фишер выпустил на рынок свою "ручку нулевой гравитации", которая могла писать под каким угодно углом почти на всех видах поверхности, включая жирную или мокрую бумагу, а также под водой. И уж тем более - в невесомости. Разумеется, общепризнанные монополисты околоземного пространства в лице США и СССР тут же принялись их закупать для своих космонавтов. Собственно, до сих пор Fisher Spacepen Co. является единственным поставщиком данного вида продукции для НАСА и Роскосмоса. Качество говорит само за себя. И да, разработка этой ручки правительству США не стоила ни одного цента - Фишер все сделал на собственном энтузиазме в инициативном порядке.


Такие вот чернила.

Чем на самом деле писали в космосе Cat_cat, История, Космос, Ручка, СССР, США, Разоблачение

Источник: https://vk.com/wall-162479647_129394

Автор: Александр Викторов. Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_259085253

Личный хештег автора в ВК - #Викторов@catx2, а это наш Архив публикаций за март 2020

Показать полностью 1
230

Почему советская лунная программа потерпела неудачу?

Советский Союз, став первой страной, отправившей человека в космос, проиграл к концу 1960-х годов т.н. «лунную гонку», уступив пальму первенства американцам. В данной статье попробуем вкратце разобраться, почему советские космонавты так и не ступили на поверхность естественного спутника Земли.


Запуск первого искусственного спутника Земли и запуск первого человека в космос стали для США фактически настоящим потрясением, поставив в глазах всего мира вопрос – а, действительно ли Америка является лидером мирового технического и, скажем так, «цивилизационного” прогресса. Причём глубокоуязвлёнными почувствовали себя не только американские элиты, но и рядовые граждане.


В этих условиях, всего спустя полтора месяца после полёта Гагарина, президент Кеннеди объявил о старте амбициозной космической программы пилотируемого полёта на Луну. 12 сентября 1961 года Кеннеди обратился к нации, призвав любой ценой осуществить пилотируемый полёт к Луне, и призвав каждого гражданина внести свой посильный вклад в данную программу.


Собственно, это фактически первая и основная причина успеха американцев – их программа полёта к Луне стала единым “общенациональным порывом”, на которую не жалели ни сил, ни средств. В то же время, Советский Союз принял брошенный американцами вызов скорее “по инерции», как ответ на их лунную программу. Тем более, к тому моменту СССР доказал, что хотел и острой необходимости «быть первыми на Луне” у него уже не было. Собственно, изначально высадка на Луне не значилась в советской космической программе - на конец 1960 – начало 1970 планировалось строительство большой орбитальной станции и корабля для межпланетной экспедиции. Официально советская «Лунная программа” стартовала только в 1964 году.


Сам по себе проект полёта на Луну был невероятно дорогостоящим - в США по стоимости он был сопоставим с «ядерным проектом”, и Советский Союз, в отличие от американцев, не мог направить на свой «Лунный проект” де-факто неограниченное финансирование.


Ключевым моментом программы полёта к Луне, было создание сверхтяжёлой ракеты-носителя, который в состоянии разогнать корабль массой в несколько десятков тонн до второй космической скорости. В США начали создание ракет-носителей семейства «Сатурн”, “конечной” модификацией которых был легендарный «Сатурн-5” – трёхступенчатый «лунный” носитель, впервые запущенный 9 ноября 1967 года. Создавался «Сатурн” под руководством Вернера фон Брауна, в прошлом создавшим знаменитые баллистические ракеты «Фау-2”, пожалуй, наиболее яркого символа нацистcкого «Вундерваффе”.


“Сатурн-5” представлял собой огромную ракету высотой в 110 метров и наибольшей шириной в 10 метров. Стартовая масса ракеты была около 2950 тонн. На низкую околоземную орбиту (НОО) «Сатурн-5” мог вывести порядка 140 тонн полезной нагрузки, а вывести на траекторию к Луне – до 65 тонн полезной нагрузки (при полётах к Луне в эту массу входил корабль «Аполлон”, массой 46 тонн и третья ступень с остатками топлива).

Почему советская лунная программа потерпела неудачу? Cat_cat, История, Длиннопост, США, СССР, Космос, Луна, Ракета

Ракета-носитель «Сатурн-5» на стартовой площадке


Первая ступень ракеты состояла из 5 двигателей F-1, каждый из которых давал тягу в 690 тонн. Данные двигатели работали на керосине. Вторая ступень состояла из 5 водородных двигателей J-2 тягой в 91 тонну. Такой же двигатель был установлен и на третьей ступени, которая и выводила “Апполон” на траекторию к Луне. В качестве окислителя на обоих типах двигателей использовался кислород.

Почему советская лунная программа потерпела неудачу? Cat_cat, История, Длиннопост, США, СССР, Космос, Луна, Ракета

Вернер фон Браун на фоне двигателей первой ступени «Сатурна-5»


Создание «Сатурна-5” фактически представляет собой пример того, как нужно работать над подобными проектами беспрецедентной сложности. США удалось обеспечить слаженную работу гигантских корпораций, до этого жёстко конкурировавших между собой. Каждую из ступеней разрабатывала отдельная аэрокосмическая корпорация – Боинг”, «Норд Америкэн” и «Макдонелл-Дуглас”, бортовое радиоэлектронное и вычислительное оборудование создавала IBM, а двигатели – «Рокетдайн”.


В ходе работ по созданию «Сатурна” проводился колоссальный объём наземных испытаний. Все двигатели американской ракеты были многоразовыми и перед монтажом на ракету проходили двукратные огневые испытания, а потом испытывались проходила и собранная из них ступень. Большая часть прочих систем ракеты также проходила отработку на земле. Всё это потребовало строительства адски дорогостоящих стендовых комплексов.

Почему советская лунная программа потерпела неудачу? Cat_cat, История, Длиннопост, США, СССР, Космос, Луна, Ракета

Огневые испытания двигателя F-1 первой ступени РН «Сатурн-5»


В итоге, американцам удалось «без проволочек” успешно провести успешный запуск ракеты 9 ноября 1967 года, а менее чем через 2 года отправить к Луне «Аполлон-11”.


Тем временем в СССР…


В Советском Союзе работы по созданию сверхтяжёлой ракеты-носителя были начаты ещё в 1958 году. Как уже говорилось выше, изначально он создавался вовсе не для обеспечения полётов к Луне, а для строительства огромной орбитальной станции, а также для вывода на орбиту модулей т.н. межпланетного экспедиционного корабля. Что характерно, изначально планировалась даже оснащение перспективной ракеты ядерным ракетным двигателем (работы по созданию которого велись в СССР), в дополнение к «классическому”жидкостному ракетному. В 1961 году было решено всё же строить ракету на «классических” двигателях. Ещё год ушёл на то, что бы решить, какое именно КБ будет создавать ракету – в итоге им стало ОКБ-1 под руководством Сергея Королёва. Будущая ракета получила обозначение Н-1.

Почему советская лунная программа потерпела неудачу? Cat_cat, История, Длиннопост, США, СССР, Космос, Луна, Ракета

Ракета-носитель Н-1


После “официального” включения СССР в “Лунную гонку” параллельно велось создание и других проектов полёта к Луну. В частности, разработку свои сверхтяжёлых ракет-носителей вели ОКБ под руководством Владимира Челомея и Михаила Янгеля. Т.е. в определённый момент велось фактически 3 «лунных проекта”. При этом, в конкурирующих КБ Королёва и Челомея велось создание и своих кораблей и посадочных модулей для полёта на Луну.


Если американцы добились небывалой кооперации корпораций-конкурентов, то советский “лунный проект” лишь окончательно рассорил между собой конструкторов советской ракетной и космической техники и возглавляемые ими КБ. Королёв и Валентин Глушко, главный конструктор советских ракетных двигателей и так находились в весьма натянутых отношениях, но в ходе работ по «лунной ракете” окончательно разошлись “во взглядах» относительно силовой установки для данной ракеты. Глушко настаивал на создании двигателя, использующего в качестве топлива несимметричный диметилгидразин (т.н. “гептил”), который является крайне токсичным топливом, но имеет массу преимуществ, в частности высокую плотность, самовоспламеняемость, высокие энергетические характеристики, и обеспечивает достаточно простую конструкцию топливной аппаратуры. Королёв, напротив, настаивал на создании кислородно-керосинового двигателя, и в итоге убедил высшее руководство выбрать в качестве силовой установки «альтернативный” двигатель ОКБ Николая Кузнецова, притом что данное КБ до этого не имело опыта создания ракетных двигателей. КБ Глушко в итоге стало работать совместно с ОКБ Челомея.


Однако, вскоре после смещения Хрущёва ОКБ-52, возглавляемое Владимиром Челомеем, гениальным советским конструктором ракетной техники, было быстро «выдавлено” из “Лунной программы» силами ОКБ-1 Королёва, пользовавшимся лучшем расположением в «верхах”. В результате основные ресурсы, выделяемые для «лунной программы” оказались сосредоточенны в руках КБ Королёва.


Проблемы с Н-1 начались ещё на чёртёжной доске, и при её проектировании было допущено огромное количество ошибок. Более того, ракета изначально была рассчитана на выведение на низкую орбиту полезной нагрузки в 75 тонн при стартовой массе в 2200 тонн, что было недостаточно для полёта к Луне. В итоге, для полёта к Луне создавалась уже модифицированная ракета Н-1Ф с массой выводимой на НОО полезной нагрузки в 90 тонн. Но это было значительно меньше, чем у американского «Сатурна-5” и накладывало ограничения и на размеры и массу собственно «Лунного корабля”. Так, разработанный в КБ Королёва лунный корабль Л3 на базе «Союза”, был двухместным, в отличие от американского «Аполлона”, экипаж которого состоял из 3 человек. Лунный корабль, был и вовсе одноместным, кроме того, переход в него из «базового” корабля осуществлялся через выход в открытый космос.


Главной бедой Н-1, которая по сути её и погубила в итоге, стала двигательная установка. В ОКБ Кузнецова не удалось создать двигатель требуемой тяги для ракеты подобного класса. Из-за этого на первой ступени ракеты было установлено аж 30 (нет, это не опечатка. Тридцать!) двигателей НК-15, тягой в 154 тонны. На второй ступени находилось ещё 8 подобных двигателей. Уже этот факт наличия поистине гигантского количества двигателей (к слову, до сих пор непобитый «рекорд”), делал ракету чрезмерно сложной и ненадёжной. И если американские двигатели «Сатурна-5” были по сути многоразовыми и испытывались перед установкой на ракету, то для Н-1 такой возможности не было. Советские НК были по сути одноразовыми и можно лишь было выборочно «прожечь” несколько двигателей из партии. Кстати, ступеней у Н-1 было аж 5 (!). Крайне неудачной была и конструкция топливных баков. Ну в общем, в Н-1 было неудачно практически всё.

Почему советская лунная программа потерпела неудачу? Cat_cat, История, Длиннопост, США, СССР, Космос, Луна, Ракета

Н-1 на стартовой площадке

Почему советская лунная программа потерпела неудачу? Cat_cat, История, Длиннопост, США, СССР, Космос, Луна, Ракета

Н-1 в сборочном цеху


Указанные выше конструктивные решения дали быстро о себе знать. “Летающий склад двигателей” упорно не желал летать. Из-за невозможности адекватной отработки отдельных компонентов и блоков, пришлось испытывать сразу готовую ракету. Первый пуск Н-1 состоялся 21 февраля 1969 года и закончился провалом. Ракета продержалась в воздухе всего 69 секунд и погибла из-за неисправности силовой установки первой ступени. Второй пуск, состоялся 3 июня и завершился ещё более фатально. Фактически ракета погибла ещё при старте в результате взрыва одного из двигателей. При этом был практически полностью уничтожен стартовый стол. Проблема была явно слишком серьёзная, что не позволяло решить её в разумные сроки. На анализ причин катастрофы, доработку ракеты и строительство новой стартовой позиции ушло почти 2 год. К тому моменту лунная гонка Советским Союзом была полностью проиграна. Спустя 1,5 месяца после второго неудачного пуска к луне уже стартовал «Аполлон-11”.

Почему советская лунная программа потерпела неудачу? Cat_cat, История, Длиннопост, США, СССР, Космос, Луна, Ракета

Авария ракеты Н-1 в ходе второго испытательного пуска. Видно срабатывание системы аварийного спасения в верхней части ракеты. В качестве полезной нагрузки на ракету был установлен макет лунного корабля.


В 1971 и 1972 году были предприняты ещё два испытательных пуска Н-1, но они также закончились провалом и оба ещё на этапе работы первой ступени. Так что, весьма часто приводимый в «научно-популярной” литературе и различных докуметналках на соответствующую тематику аргумент о том, что «главной причиной провала советской лунной программы стала смерть Сергея Павловича Королёва” едва ли выглядит убедительно. В 1973 году был подготовлен 5-й запуск ракеты Н-1. К тому моменту двигатели Кузнецова уже стали “многоразовыми» и прошли успешные огневые испытания. Но пуск был отменён и остаётся только гадать, насколько он мог быть удачным. В общем, ракета Н-1 была слишком «порочна”, что и предопределило её печальный провал, как и всей советской лунной программы.


С точки зрения сегодняшнего дня (да и тогда это скорее всего тоже было очевидно) гораздо более перспективным выглядел проект сверхтяжёлой ракеты конструкции КБ Челомея, уже создавшего к тому моменту ракету УР-500, всем известный «Протон”, которая как и Королёвская «Семёрка” (пусть и многократно модернизированная) и сегодня доставляет грузы на орбиту. Челомей предложил “модульную” схему создания сверхтяжёлой ракеты, фактически уже применённую на «Протоне”. Подобный подход используется сейчас при создании американских ракет-носителей семейства “Falkon” и уже закрытой российской программы «Ангара”.

Почему советская лунная программа потерпела неудачу? Cat_cat, История, Длиннопост, США, СССР, Космос, Луна, Ракета

Предполагаемый вид ракеты УР-700


Для полётов к Луне Челомей разработал проект ракеты УР-700. Она представляла собой уже готовую УР-500 с прикрепляемыми по бокам блоками новой первой ступени. Каждый такой блок имел создаваемый в КБ Глушко двигатель РД-270 с тягой в 630 тонн (это более чем в 4 раза больше мощности двигателей, устанавливаемых на Н-1). Кроме того, блоки Челомеевской ракеты создавались на заводах-изготовителях и легко доставлялись на Байконур, где происходила лишь их стыковка. Для Н-1 же на Байконуре был возведён фактически целый завод, где происходила постройка блоков ракеты – из-за огромных размеров их попросту невозможно было доставить на место. Более простая ракета, создаваемая на основе уже хорошо отработанных и испытанных компонентов, очевидно, имела куда больше шансов на успех, нежели Н-1.

Почему советская лунная программа потерпела неудачу? Cat_cat, История, Длиннопост, США, СССР, Космос, Луна, Ракета

Слева направо — ракета-носитель Н-1, американская ракета-носитель «Сатурн-5» и ракета-носитель УР-700


Едва ли СССР мог обогнать США в «Лунной гонке” – у американцев был существенный гандикап по времени, фактически их программа началась на 2 года раньше, и это временное отставание СССР так и не смог отыграть, у них было фактически безлимитное финансирование и самое главное – «общенациональный порыв”. Но, кто знает, вполне возможно, что создавай «лунную ракету” КБ Челомея, на Луне сейчас, помимо американских, находились бы и советские посадочные модули.


После полёта «Аполлон-17” в 1972 году и закрытия программы американской «лунной программы” были прекращены и работы по советским сверхтяжёлым ракетам-носителям. К слову, уже модернизированный вариант Н-1 предполагалось использовать для сборки на орбите межпланетного корабля для полёта на Марс. Но о данном проекте будет отдельная заметка. Вскоре был окончательно отменён проект и межпланетной экспедиции. И виноваты тут уже не принципиально непреодолимые технические проблемы, и не «интриги” в «верхах”. Просто с 1973 года в космонавтике наступила уже другая эпоха. К слову, этот год стал кризисным как для американской, так и советской космонавтике.


Прошло время грандиозных проектов, создававшихся скорее по “идеологическим» соображениям. И СССР, и США уже доказали друг друг всё, что могли, и смысла тратить баснословные средства (для примера – один запуск «Сатурна-5” стоил в современном эквиваленте более миллиарда долларов) на грандиозные космические проекты, накладные даже для сверхдержавы уже не было. Проекты гигантских орбитальных станций и заводов, пилотируемых полётов к Марсу и пр. стали не нужны.


В условиях такого мощного мотивирующего фактора, как «системное” противостояние сверхдержав, освоение космоса очень сильно замедлилось. Полёты же на Луну так и по сей день наибольшим успехом человечества в освоении космоса, а ракета «Сатурн-5” так и остаётся памятником человеческому гению. Более мощной ракеты-носителя так и не удалось создать.


Источник: Сat_Cat. Автор: Павел Румянцев.

Личный хештег автора в ВК - #Румянцев@catx2

________________________

Оглавление Cat_Cat (02.12.2019)

Показать полностью 9
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: