55

"Чудо над Тай Нгуен", война до последнего снаряда или как толкать самолёт друга в Тайланд?

Американские пилоты времен начала войны во Вьетнаме не были выдающимися воздушными бойцами и не отличались разнообразием тактик. Но одного у них было не отнять - трусами этими парни никогда не были.


Место действия - город Тай Нгуен в пятидесяти километрах к северу от Ханоя, в дельте Красной реки. "Чайная столица" Вьетнама. Во время войны там располагался огромный сталелитейный завод, который обеспечивал производство 40% всей стали в Северном Вьетнаме. Сталь - это снаряды, миномёты и многое другое. И - цель №1 для американской авиации.


Ни для кого не было неожиданностью, когда 10 марта 1967-го над Тай Нгуен раздался грохот тяжело нагруженных бомбами американских "Тандерчифов" с аэродромов Корат и Тахли, и "Фантомов" с авиабаз в Тайланде.


Завод в Тай Нгуен считался самой защищенной целью за пределами района ПВО Ханоя. Американцев ждали сотни стволов всех калибров, от тяжелых пулемётов до 85-мм орудий, опоясывавших цель двойным кольцом. Тут же рядом хищно устремили в воздух свои "телеграфные столбы" зенитных ракет полтора десятка советских С-75. И для полноты ощущений - в пяти минутах полёта была Ной Бай, главная авиабаза Северного Вьетнама, "дом" для десятков МиГ-17 и МиГ-21.


Первыми на цель зашли два звена F-105, "Диких ласок" с авиабазы Корат - они должны были отвлечь на себя огонь С-75, позволяя ударной группе зайти на цель с большей высоты, за пределами ураганного огня ПВО. За две мили до цели первые ракеты рыча устремились в небо - в ответ полетели "Шрайки".


Бой над Тай Нгуен начался. Тот день многие американцы запомнили на всю жизнь.


Через несколько секунд первый F-105 исчез, превратившись в огненный шар. Вслед за ним его второй номер, оставляя за собой жирный след черного дыма, отвернул в сторону, стремясь дотянуть если не до Тайланда, то хотя-бы до моря или Лаоса. "МиГи!" - закричал кто-то. И небо озарилось вспышками 20-миллиметровых авиационных пушек. Вторая четвёрка "Тандерчифов" сцепилась в собачьей свалке с самолётами с красными звёздами на крыльях. А остатки первой устремились к земле, скрывшись от преследователей в пелене разрывов зенитных снарядов. Работу двух звеньев предстояло выполнить двоим лётчикам.


В эту секунду над Вьетнамом взошла звезда капитана Мерлина Детлефсона, бывшего фермера из Айовы. Звезда, через год упавшая ему на плечи Медалью Почёта, высшей военной наградой США.


Планировалось, что "Ласки" сделают один-два захода на цель. Детлефсон, его WSO Кевин Гилрой и пилот второго F-105 Кеннет Белл в тот день сделали пять. На третьем закончились бомбы. На четвёртом у одного из "Тадов" начались проблемы с гидравликой, а другой начал гореть, но набегающий поток воздуха быстро сбил пламя.


Последние позиции ЗРК они атаковали очередями 20-мм пушек "Тандерчифов" - особого эффекта от них не было, но это позволило отвлечь вьетнамцев от ударной группы. Снаряды закончились - "Ласки" из Кората в прямом смысле сражались до последнего. Каким-то чудом, их гидравлическая и топливная системы не были серьёзно повреждены, и они на остатках топлива сумели дотянуть до Кората.


Тем временем, в воздухе загорелся ещё один факел - это был один из МиГ-ов, а "Тандерчифы" звена полковника Фила Баста размочили счет. Сбитым оказался северокорейский пилот из "Группы Z".


Когда уцелевшие "Ласки" делали последний заход на позиции ПВО, первая группа ударных "Тандерчифов" спикировала на цель. "Разрывы были такими плотными, как будто земля поднялась на километры вверх" - рассказывал один американский пилот. "Я никогда не видел такого плотного огня - только в фильмах о Второй Мировой" - говорил другой.


А через несколько минут над Вьетнамом развернулась самая невероятная история того дня.


Вместе с "Тадами" завод бомбили "Фантомы" эскорта - вьетнамские МиГи после встречи с "Ласками" больше не появлялись, и для экипажей F-4 не оставалось работы. Одним из них был капитан Боб Пардо из 433-й истребительной эскадрильи - на подходе к цели ему досталось 37-мм снарядом в фюзеляж, и оба пилота были рады поскорее покинуть недружелюбный Вьетнам. Почти сразу выяснилось, что один из "Фантомов" другого звена пропал над целью - и, вероятно, был сбит. Его ведущий попросил Боба проверить, что с ним произошло. Пардо нашел его почти сразу - самолёт капитана Эрла Амана получил несколько попаданий и за ним тянулся хорошо заметный шлейф топлива. Стало понятно, что он не мог добраться ни до места встречи самолётом-заправщиком, ни до аэродрома, ни куда-то ещё. Без шансов. А значит, оба американских лётчика скоро окажутся в плену, если не случится чудо.


Чудо в звании капитана ВВС тот день носило имя Джона Роберта Пардо.


"Мы прыгаем" - сообщил Аман. "Подожди! Попробуй набрать высоту и потом спланировать вниз". Машина Эрла была тяжело повреждена, топливо быстро вытекало и было понятно, что через несколько минут двигатели его "Фантома" встанут.


"Сбрасывай тормозной парашют!" - "Зачем?" - "Поверь мне, сбрасывай". А затем Пардо делает безумную вещь, не описанную ни в одном руководстве по пилотированию - он пытается попасть обтекателем РЛС своего "Фантома" в пустой отсек тормозного парашюта товарища и "подтолкнуть" его самолёт. Получилось так себе - его "Фантом" постоянно срывало набегающим потоком воздуха. "Подожди, я придумаю что-нибудь ещё... ВЫПУСКАЙ ПОСАДОЧНЫЙ ГАК!". "ЧТО?!" "Выпускай посадочный гак!". Следующая идея Боба Пардо была ещё безумнее - если поток воздуха не даёт толкать сам самолёт, можно подталкивать его более хитрым способом. Тут сказалось "флотское" прошлое "Фантома" - его конструкцией был предусмотрен не "облегченный" аварийный, а полноценный посадочный гак, необходимый для посадки на палубу. Через несколько секунд металлическая штанга ударилась в основание остекления кабины.


Машина Эрла медленно, но верно ускорялась.


Идея была в том, чтобы "протянуть" как можно дольше, поддерживая скорость и разменивая её на высоту. Подальше от Северного Вьетнама и вездесущих солдат Дядюшки Хо. Гак соскакивал каждые 20-30 секунд, и Боб Пардо упирался в него снова и снова, не давая скорости упасть слишком сильно.


Одиссея длиной в 140 километров началась.


Что чувствовал сам главный герой, когда он "буксировал" 27-тонную машину при помощи посадочного гака, бьющегося в стальную плиту основания остекления кабины в метре от его лица - сложно представить. В общем, до цели оставалась ещё четверть часа, когда на высоте в 2 километра один из его собственных двигателей начал перегреваться, и оператор вооружений был вынужден заглушить его ... Последние десять минут полёта у них был один работающий двигатель на два самолёта, а Пардо пытался выиграть последние километры. Но когда высота упала до критической, вариантов уже не оставалось, и оба экипажа катапультировались.


В тот момент спасательный вертолёт был уже в воздухе, Стив Уэйн, оператор вооружений "Фантома" уже наводил его на свои координаты, и четвёрка лётчиков почти синхронно покинула кабины. Если вы думаете, что это конец безумной истории Боба Пардо, то не спешите. Проблема была в том, что они всё-ещё были над Лаосом, и северяне уже прочесывали джунгли.


Двое из четырёх лётчиков приземлились в низине, совсем близко от одной из групп вьетнамцев. Вертолёты со спасателями тоже были близко, счет шел на минуты, и американцы безнадежно не успевали ...


И тогда Боб Пардо полез на ближайший холм и начал наводить спасателей на своих товарищей. Вьетнамцы увидели его и начали стрелять. В тот день американским пилотам повезло больше - сначала "Зелёный гигант" забрал экипаж Эрла, а потом - самого Пардо - под обстрелом, когда вьетнамцы были уже в сотне метров.


Один из бойцов S&R, не представляя, чем этот человек занимался последние пол часа, спросил Боба - "Когда ваш день рождения".


"10 марта" - ответил тот. "Сегодня".


Джон Роберт Пардо родился 10 марта 1934 года. В тот день ему исполнилось 34 года.


_____________________________________________________________________

Первоначально, исследовав рапорт Пардо, командование ВВС признало его действия, приведшие к потере самолёта, ошибочными. Уже в 90-х ВВС пересмотрели тогдашнее решение, наградив его и оператора вооружений Стива Уэйна "Серебряными звездами".


Сама по себе возможность "манёвра Пардо" до сих пор вызывает споры в авиационной среде. По одной из версий, вся история в её современном виде была целиком и полностью выдумана самим Пардо гораздо позднее, уже на пенсии, из благородных побуждений. В те годы у Амана обнаружили боковой амиотрофический склероз - неизлечимое заболевание, вызывающее тяжелейшее поражение нервной системы.


Боб Пардо с товарищами основали фонд помощи Эрлу, а для привлечения внимания - и придумали всю эту историю такой, какой мы её знаем.


Насколько всё было именно так, толкал ли Боб Пардо самолёт Эрла Амана и сколько точно заходов сделали "Дикие ласки" звена Линкольн - мне не известно, но свидетелями происходившего над Тай Нгуен были десятки пилотов и экипажи спасательных вертолётов. На основе их воспоминаний и более поздних отчетов и написана эта история.


Налёт 10 марта 1967 года не остановил работу завода в Тай Нгуен. На следующий день американцы снова бомбили его, потеряв три F-105. Окончательно остановить производство удалось лишь к концу апреля.


Также, "Манёвр Пардо" показан в 3-й серии 5-го сезона сериала "Военно-юридическая служба". Вместо "Фантомов" там снялись флотские F-14, а место действия было изменено на Сербию.


Такие дела.


(Автор благодарит Harmon Rebb за его бесценные комментарии).


Источники:

"Bob Pardo Once Pushed a Crippled F-4 Home With His F-4. In Flight" - Preston Lerner, AIR & SPACE MAGAZINE, april 2017


"10 March 1967" - Bryan R. Swopes, thisdayinaviation.com, 2016, 2019


"Pardo's Push" - Dario Leone, The aviation geek club, may 2019


"North Korean Fighter Pilots Battled American Jets Over Vietnam" - Sébastien Roblin, National Intereset, December 28, 2019


"ПНУТЬ «ФАНТОМ»: КАК СПАСТИ ТОВАРИЩА В НЕБЕ" - Александр Ермаков, warhead.su, 28 ноября 2017


А также многочисленные видеоинтервью Роберта Пардо.


Реконструкцию полёта можно посмотреть здесь: https://youtu.be/-5J-WQFdWn0

"Чудо над Тай Нгуен", война до последнего снаряда или как толкать самолёт друга в Тайланд? Cat_cat, История, Вьетнам, США, Война во Вьетнаме, Война, Спасение, Подвиг, Видео, Длиннопост
"Чудо над Тай Нгуен", война до последнего снаряда или как толкать самолёт друга в Тайланд? Cat_cat, История, Вьетнам, США, Война во Вьетнаме, Война, Спасение, Подвиг, Видео, Длиннопост
"Чудо над Тай Нгуен", война до последнего снаряда или как толкать самолёт друга в Тайланд? Cat_cat, История, Вьетнам, США, Война во Вьетнаме, Война, Спасение, Подвиг, Видео, Длиннопост

Источник: https://vk.com/wall-162479647_122209

Автор: Артём Наливайко (@MrPaggot). Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_257581115

Личный хештег автора в ВК - #Наливайко@catx2, а это наше Оглавление Cat_Cat (31.12.2019)

Дубликаты не найдены

+7

ТаИланд. ТаИланд. Русский, мазафака. Ду ю спик ит?

раскрыть ветку 2
+1
"с авиабаз в Тайланде."

Аж бесит)

0
Автор Артём Наливайко. Предлагаю переименовать в Наливаико
+5
Мой Фантом взорвался быстро,
В небе голубом и чистом
раскрыть ветку 2
0

Кто ж тебя сбил, родимый?

раскрыть ветку 1
+2
Ли Си Цин
+2

Только вот в английскую вики этот бред добавить забыли, как и в указанном thisdayinaviation.com ничерта нет.Поздравляю вас ,товарищ, соврамши.

раскрыть ветку 2
0

Какой конкретно?

раскрыть ветку 1
0

Толкание самолёта самолётом, конечно.

+2

Наливайко, Вы что вообще забыли под этим тэгом?

0

Фууух...офигенный рассказ... за гранью всех разумных смыслов, если это правда.

0
Планировалось, что "Ласки" сделают один-два захода на цель. Детлефсон, его WSO Кевин Гилрой и пилот второго F-105 Кеннет Белл в тот день сделали пять. На третьем закончились бомбы.

Разве "ласки" несли бомбы?

раскрыть ветку 3
0

Да. Ведущий был на 2-х местном F-105G, соответственно у него по загрузке должны были быть 1-2 "Шрайка", CBU-24 под фюзеляжем, и дальше по ситуации. У второго номера - одноместный "Тад", соответственно нет ракет и какое-то иное распределение загрузки.

раскрыть ветку 2
0

Мда... Почему-то считал что задача ласок - долбануть по радару и свалить. А тут оказывается и бомбовые удары, и собачьи свалки с мигами, и прикрытие до окончания налета...

раскрыть ветку 1
0

Конструктивно тормозной крюк рассчитан на растяжение. И наврядли он выдержал бы толчки 24 тонной машины толкающего.

Хотя чего только не случается в жизни.

-1

Герои??? Какого хуя они там вообще делали? А.. ну да, несли демократию и процветание мёртвым вьетнамским детям, женщинам, мужчинам? Удобрения полям и джунглям? Ох мало они там пиздюлей получили, слишком мало...

раскрыть ветку 9
+4
Пссс, парень, ты в курсе, что они воевали с северным Вьетнамом на стороне южного?
раскрыть ветку 2
+3

Ага, ага. А солдаты Вермахта в 43-44 доблестно обороняли Рейхскомиссариат Остланд и Рейхскомиссариат Украина от неприкрытой агрессии Советского Союза.

раскрыть ветку 1
+3
Какого хуя они там вообще делали?

Примерно такого же, что и СССР в Афганистане

раскрыть ветку 4
-1

"Примерно" - это прямо противоположные ситуации.

раскрыть ветку 3
+1

Им пытались дать больше, но они не взяли.

-1

Это были железные парни. Не хуже Пола Тиббетса. Достойный его сыновья.

-2
Не смотря на попытку автора облагородить зловещие образы американских пилотов-убийц - во время всего повествования я был на стороне въетнамцев, и надеялся что в итоге американцев настигнет заслуженная кара.
-2

У каждого летчика была с собой записка на въетнамском "Я американский летчик,не убивайте меня,вы получите вознаграждение!" Въетнамцам под страхом смерти было запрещено стрелять в выживших лётчиков,даже если они отстреливались или пытались убежать.

Их попросту продавали обратно американцам за огромные деньги....

раскрыть ветку 3
+1

Много продали? Имена назовёте?

раскрыть ветку 2
-1

Не знаю. Просто по случайности вчера смотрел фильм про Вьетнам, рекомендую!

раскрыть ветку 1
-2
Если правда, то жаль что этих чудаков не завалили...
-4

Но одного у них было не отнять - трусами этими парни никогда не были.

Помимо этого, история не умалчивает и о трусости летчиков американской армии, которые наносили ракетно-бомбовые удары с высоты 5 км, которая недосягаема для зенитного огня вплоть до нашего времени.
http://ohrana.ru/articles/3981/

раскрыть ветку 11
+5
Не стоит путать храбрость с идиотизмом. Потому что подставляться под зенитный огонь, имея возможность выполнить боевое задание не подставляясь под него - это именно идиотизм.
раскрыть ветку 3
0
Извините, не всё получилось написать. Там речь шла о поддержке пехоты. Вернее о НЕ поддержке. Я выше привёл цитату
раскрыть ветку 2
+3
Не путайте осторожность с трусостью. Если есть возможность поразить цель с дальнего расстояния, зачем рисковать экипажем и техникой. Плюсом к этому, думаю, отрабатывались методы бомбометания и испытывались бомбовые прицелы
раскрыть ветку 1
-1

Извиняюсь, почему-то не всё скопировалось. Там речь шла о поддержке пехоты.

Дело в том, что из-за подобного поведения американские солдаты наземных войск расплачивались за эту трусость сотнями жизней в результате непрофессионального поведения авианаводчиков и офицеров-артиллеристов. Это довольно просто вычислить. Если бы американские летчики наносили бы удары не с высоты 5 км, а около 500-1500 м, таким образом, они бы, потеряв около 20 своих жизней и 25 самолетов, смогли бы уничтожить 200 кубинцев, сохранив тем самым жизнь примерно тысяче пехотинцев своей армии.

+1

По потерям - это какая-то лютая дичь. Если бы там было написано, что американцы теряли над Ираком 5000 самолётов в день - вы бы тоже поверили и притащили это сюда?)

раскрыть ветку 4
-1
Если бы да кабы... Тут речь шла о том, что амеры якобы "ни когда трусами не были".
https://topwar.ru/1825-posle-nashego-poyavleniya-vo-vetname-...
вот ещё одна ссылка на " отважность" этих летунов.
раскрыть ветку 3
-6
Для пиндосов чудо
раскрыть ветку 1
+1
А много ещё таких случаев вы знаете?
ещё комментарии
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: