456

Что за странные звуки слышны из двигателя самолета

Многие пассажиры при посадке в самолет через автотрап замечают странные звуки, которые издает работающая на низких оборотах турбина: то ли металлический лязг, то ли бряцанье бутылок — еще похлеще, чем в детстве, когда к остановке подкатывает ЛиАЗ-677. Тут же просыпается аэрофобия: посмотрите, что-то не то с самолетом, как на нем лететь? Караул! Рассказываем подробнее, что это такое.


Во-первых, не турбина, а двигатель. Турбина — это только небольшая часть турбовентиляторного двигателя, которые устанавливаются на современные самолеты. И “реактивным” этот двигатель называть неправильно, потому что реактивной струей в них создается от силы 20% тяги, а остальную тягу создает вентилятор. Вентилятор — это как раз та часть, которая находится впереди двигателя и вы видите, как он вращается.

Во-вторых, во время посадки пассажиров двигатель не работает. Не на малом газу, никак. Он просто выключен полностью, и запуск двигателей начинается только после окончания посадки, буксировки и получения разрешения от диспетчера. Вентилятор же вращается от ветра! Попробуйте хорошенько дунуть на бытовой вентилятор или чуть-чуть дунуть на компьютерный — они тоже начнут вращаться.

Так, стоп, вы же явно слышите характерный свист работающего двигателя! Правильно, это работает вспомогательная силовая установка (ВСУ, APU) в хвосте; от нее на стоянке при отсутствии наземного источника (GPU) запитаны электросистемы, система кондиционирования и вентиляции и т.д. Вентилятор вращается ветром и только ветром! (И, кстати, именно поэтому если самолет ставится на стоянку надолго, например, на ночь, двигатели закрывают чехлами, чтобы не крутились просто так, и чтобы ветром внутрь не нанесло пыли, грязи, снега и т.п.)

Что за странные звуки слышны из двигателя самолета Авиация, Самолет, Двигатель, Ликбез, Видео, Длиннопост

ВСУ самолета семейства Airbus A320

Вентилятор состоит из множества лопаток, которые при его вращении захватывают воздух и проталкивают его дальше, создавая тягу. Каждая лопатка закреплена в пазу на роторе. Но на некоторых моделях двигателей они закреплены не жестко, а имеют определенный люфт (свободный ход), что снижает нагрузки в рабочем режиме. То есть, “болтаются” они не из-за того, что двигатель изношен, а потому, что так задумано.

При этом на таких двигателях лопатки оснащены бандажными полками, которые увеличивают жесткость лопатки, а также не дают ей вибрировать под нагрузкой: поток воздуха, воздействующий на полку, как бы дополнительно удерживает ее.

Что за странные звуки слышны из двигателя самолета Авиация, Самолет, Двигатель, Ликбез, Видео, Длиннопост

Ротор двигателя и пазы (замки) крепления лопаток

Что за странные звуки слышны из двигателя самолета Авиация, Самолет, Двигатель, Ликбез, Видео, Длиннопост

Лопатка с бандажной полкой

Что за странные звуки слышны из двигателя самолета Авиация, Самолет, Двигатель, Ликбез, Видео, Длиннопост

Лопатки с полками и ротор

Когда вентилятор вращается под действием ветра на низких оборотах, соседние лопатки, расположенные в определенных положениях (в верхней и нижней точках), как бы “переваливаются” и стукаются полками друг об друга. А когда двигатель начинает работать, то обороты вентилятора увеличиваются и центробежная сила уже не дает лопаткам болтаться: они выстраиваются строго вдоль радиусов и не касаются друг друга.


Описанная конструкция вентиляторов используется, например, на двигателях Pratt&Whitney JT9D (на Boeing 747), Rolls-Royce RB211 (модификации Boeing 747, 757, 767), CFM 56-3 (устанавливаются на все Boeing 737-300, 737-400, 737-500) и CFM 56-5 (Airbus A318, A319ceo, A320ceo, A321ceo), а вот на CFM 56-7 (Boeing 737-600, 737-700, 737-800, 737-900, 737-900ER) лопатки имеют другую форму без бандажных полок, закреплены жестко и не брякают. На двигателях CFM LEAP (737 MAX, A320neo) лопатки закреплены жестко и выполнены из композитных материалов и тоже не брякают.

Что за странные звуки слышны из двигателя самолета Авиация, Самолет, Двигатель, Ликбез, Видео, Длиннопост

Источник

Найдены возможные дубликаты

+95

Опять дурят нашего брата.

Самолёт двигается в воздухе бесовской силой, а бесов в этих железных бочках, двигателями именуемых,  цепями приковывают - вот эти цепи и бренчат.

Когда лететь надо, бесов, чтоб не ленились, святой водой сбрызгивают - от этого и шум адский от этих бесовских бочек исходит.

Вентиляторы же крутят, чтоб бесов простой народ не замечал за мельтешением лопастей.

А без бесов железяка летать не может.

раскрыть ветку 9
+44

Единственный нормальный богоугодный комментарий.

раскрыть ветку 1
+1
И правда, хорошая, богоугодная хуйня.
+2

Аминь!

+1

Какой классный коммент! Однозначно, в мемориз!

раскрыть ветку 2
0
В фолиантъ. Какой, простигосподи, мемориз, нахуй?
раскрыть ветку 1
0
Магия правит миром!

https://youtube.com/watch?v=jN1fA6zupOM
раскрыть ветку 2
+10

Лучше так:

раскрыть ветку 1
+11

На самом деле, почти все катастрофы случаются из-за непонимания разницы между тихоходом-кораблём и ревущей, неукротимой, режущей воздух на инверсионный след машиной. Проявляется это в виде (в порядке убывания):

Долбоебизма пилотов.

Долбоебизма диспетчеров.

Кривых рук у наземного персонала.

Работы техники и пилотов на износ из-за эффективного менеджмента авиакомпаний.

Меткой стрельбы отважных зенитчиков.

Довления на пилотов со стороны какого-нибудь авторитета.

Ошибок инженеров — как ни странно, ныне одна из самых редких причин, но на заре авиации штопор, флаттер, голландский шаг и прочие небесные чудеса доставляли немало веселья летчикам-испытателям, а иногда и пассажирам.

Крупные представители пернатых друзей (гуси, вороны, совы etc) — не только люди бывают долбоёбами.

Внезапный аллах акбар с последующим взрывом или втыканием в отдельно торчащие небоскрёбы. Даже в случае набигания террористов те ещё должны проникнуть в кабину, поскольку пилоты должны закрываться насовсем до самого конца полёта. Но в одной всем известной стране последние любили класть на такие инструкции.

Полностью безопасных самолетов не бывает и быть не может в принципе. Однако запас прочности и дуракоустойчивости у них немалый, и потому любая катастрофа является суперпозицией нескольких мелких ошибок, зачастую совершенно идиотских. Например:

Шаг один: техник устанавливает новый индикатор запаса топлива взамен вышедшего из строя. Но вот незадача — по недосмотру он установил топливомер от самолета этого семейства, но не для конкретно этого типа. На данном же самолёте топливомер будет завышать показания.

Шаг два: командир судна, видя эти данные, доливает топлива так, чтобы как раз хватило. Но по факту в баках топлива меньше чем на полпути. Итог — у самолета на высоте наступает полный FUEL (то бишь заканчивается керосин).

раскрыть ветку 6
+4
Или, новый самолет в Канаде, где массу топлива, при запрвке самолета измеряли в фунтах.
А на том самом Аэробусе ввели литры.
Заправщик залил (к примеру) 22000 фунтов, вместо 22000 литров. В итоге на высоте 10 километров двигатели лайнера отключились.
раскрыть ветку 3
+3

Немножко не так. Там был переход от одной системы измерения к другой.

А, вы наверное про планер Гимли

И спойлер: самолёт сел благополучно на старую полосу где в тот момент проводились соревнования

Реальная история с посадкой Боинг-767 без горючего. Достаточно много текста, но прочитав, - не пожалеете. (взято из вк) (Часть 1)

-2

Не Аэробус, а Эирбас или Эрбюс (смотря на какой манер читать). И вообще, там был не Эрбюс, а Боинг! А так, к происшествию привел не один фактор, а несколько:

1) Не работала система индикации кол-ва топлива

2) Был неправильно произведен перерасчет объем-масса, т.к. этот самолет был с метрической СИ, а перерасчет провели используя коэффициенты из имперской СИ.

P.S. Как в анекдоте получилось...

раскрыть ветку 1
-2

ты неправильно используешь термин "суперпозиция"
и в "полном FUEL" для абсолютного большинства рейсов нет ничего особо страшного - планировать можно ещё довольно долго

раскрыть ветку 1
+1

Наложение процессов оно и есть наложение процессов. А что касается планировать , есть такой термин как качество крыла. И по большому счёту, дальше чем сто км. Не пропланируешь.

+5

В музее летом ветром выдуло заглушку с двигателя ил-76. Лязг стоял на сотни метров...

+4
И, кстати, именно поэтому если самолет ставится на стоянку надолго, например, на ночь, двигатели закрывают чехлами, чтобы не крутились просто так, и чтобы ветром внутрь не нанесло пыли, грязи, снега и т.п.

Простое вращение как бы не возбраняется.

Двигатель чехлят, как правильно сказано, чтобы избежать загрязнения и замедлить охлаждение горячей части. Ну а зимой не допустить туда попадания воды и последующего примерзания ротора N1.

А, кстати, RB211-535, тот что на 757 например, тоже имеет широкохордные лопатки и не тарахтит.

раскрыть ветку 9
0

"тоже имеет широкохордные лопатки и не тарахтит", почему?

раскрыть ветку 8
+2

вот как так? пост хороший, все объяснил, но летать теперь стало еще страшней.

раскрыть ветку 6
0

По причинам описанным в посте) Такая конструкция лопаток позволила закреплять их жестко и отказаться от бандажных полок. А еще их меньше)

+7
Я не понял, вентилятор тянет самолёт? Или реактивная струя толкает? Я был уверен что вентилятор раскручиваемый турбиной нагнетает воздух в кнд и квд а потом и в камеру, и при сгорании обруется овер дохуя газа который толкает самолет
раскрыть ветку 4
+5

есть турбореактивные двигатели - они толкают, но вроде как кушают много.
а есть турбовентиляторные - тот же турбореактивный, только он  крутит вентилятор перед собой, который и создает основную тягу. получается экономичнее и тише, но и максимальные скорости ниже. их и видим в гражданской авиации

вообще я, конечно, очень сильно упрощаю и недоговариваю (да и тупо не знаю, чего уж тут), но в целом суть такая

+3

ничего не мешает совмещать эти функции

+2

Одновременно, вентилятор тянет, а струя толкает . Причем в соотношении примерно 6 к 1 в пользу вентилятора.

0

Тут тянет вентилятор, двигатель поэтому и называется турбовентиляторным. То что ты описал, это турбореактивный двигатель, он используется, например, в истребителях, которым нужно дохуя тяги и которым не важны особо экономические параметры. Тут же, тяга, образуемая при сгорании топлива, используется не для разгона самолёта, а для раскручивания вентилятора в первую очередь. У турбовентиляторного двигателя часть воздуха вообще мимо камер сгорания и компрессоров проходит.

+3
Вот теперь я спокоен
раскрыть ветку 1
-1

Вот где он раньше был!?

Лет пят назад летал в Симферополь, так вот на обратном рейсе до самолета шли пешком и подходя к нему услышал этот звук. Меня блядь весь полет колотило.

+2

Я конечно не претендую на звание магистра диванных наук, однако вот что. Описанные ТРДД они же турбореактивные двухконтурные двигатели, в последующем в процессе эволюции развившиеся в турбовентиляторные. Я это к чему, а к тому, что всё семейство этих газовых машин построено на принципе реактивной тяги собственно отсюда и их общее название - ТРД турбореактивные двигатели. Почему турбо, это как верно указал ТС, из за наличия турбины в контрукции двигателя, необходимой для преобразования кинетической энергии газа в механическую  и в последующем применяемой для вращения всё того же компрессора и/или вентилятора ( вентилятором стали называть КНД, компрессор низкого давления, в виду его больших размеров)а так же для привода различных агрегатов двигателя и самолета в процессе его работы. Так вот, реактивными двигатели называются из за способа взаимодействия рабочего тела (газа) и окружающей среды. Газовый поток, выходящий с большой скоростью из сопла двигателя при взаимодействии с атмосферой создаёт ту самую реактивную тягу, для сравнения обычный воздушный шарик, если его надуть и не завязать полетит на реактивной тяге)) А реактивной тяга называется потому, что вектор тяги (силы) толкающей самолет вперёд противоположен вектору течения газа из двигателя.  Резюмируя - газовый поток выходящий из второго контура, наружного, после вентилятора и газовый поток из первого контура, после турбины, оба создают реактивную тягу))

раскрыть ветку 5
0
ТРД турбореактивные двигатели

Эксковатор, тягач, седдан, болид формулы один - всё это машины, но разных классов. Так же и в случае с этими двигателями.


Газовый поток, выходящий с большой скоростью из сопла двигателя при взаимодействии с атмосферой создаёт ту самую реактивную тягу
Основная тяга в турбовентиляторном двигателе создаётся перемещением больших объёмов воздуха. Это не реактивная тяга.

0
Именно.
Говоря ещё проще: всякий двигатель что отбрасывает что-то в одну сторону чтоб двигаться в противоположную - реактивный.
раскрыть ветку 3
0

Не так. Реактивный двигатель работает за счёт расширения выходящего из него газа. 

раскрыть ветку 2
+1
Чёт мне всегда казалось этот винт впереди для нагнетания воздуха в трд. Ну то бишь выполняет роль нагнетания в компрессор. Разве они тягу создают по мимо этой функции?!
раскрыть ветку 8
+1

Создание тяги это их основная функция, для нагнетания воздуха в трд используется около 20% от всей прокачиваемой массы.

+1

В основном он и создает) и благодаоя этому шум двигателя меньше

раскрыть ветку 5
+4
Т.е. получается это турбовинтовой двигатель? Только винт в кожух засунули что бы избежать вертолетного звука на законцовках лопастей?
раскрыть ветку 4
0

Да, все так

Иллюстрация к комментарию
0
А что такое гудит при взлёте как будто компрессор дополнительный включается или масляный насос какой то. В районе бизнес класса особенно хорошо слышно.
0
Надо же, не знал. Завтра лечу на Аэробусе, специально обращу внимание на лопатки вентилятора.
раскрыть ветку 3
0
Если посадка в самолет будет через рукав, то ничего не увидеть
раскрыть ветку 2
0
Так и было - посадка была через рукав ☹️
раскрыть ветку 1
0

Кстати, на АТР-72 нет ВСУ. Там его функцию выполняет правый двигатель

раскрыть ветку 1
0

Ага, а винт при этом устанавливается на специальный упор. Ну его нафиг, этот АТР.

0
Да, и половина воздуха от вентилятора обходит двигатель по внешнему контуру не попадая никуда
раскрыть ветку 3
+1

Чем, собственно, снижает уровень шума

0

не половина, а 80%

0

Ну не половина, а куда как больше и создает этот воздух большую часть тяги.

0

ПД-14 оснастили суперсовременными лопатками - композиты и всякое такое.

раскрыть ветку 6
+3
ПД-14 оснастили суперсовременными композитными лопатками

которые устанавливались на General Electric GE90 еще в 1995 году.

раскрыть ветку 5
+5

Вам же сказали суперсовременные там еще нанотехнологии и батюшка приходил освящал. Что тебе еще надо чертяка?

0

Стеклоткань в эпоксидке - тоже композит)) За это время материаловедение промышленность в целом существенно ушли вперед

0

А у наших вертолетов композитные лопасти были уже до войны

раскрыть ветку 2
-2
запуск двигателей начинается только после окончания посадки, буксировки и получения разрешения от диспетчера

это не так. вполне спокойно гоняют движки на холостом ходу в процессе посадки.

раскрыть ветку 1
+1

Вот это манямир!

Представляю, перрон, грузчики ходят, пассажиры, идут предполетные осмотры, а ayusipov движки гоняет без разрешения диспетчера. Тьфу блин, и этот человек себя считает грамотным...

Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: